8 египетская казнь 7 букв. Казни египетские

Немецкие ученые считают, что нашли научное объяснение библейской истории 3000-летней давности о «10 казнях египетских». По их мнению, эти катаклизмы можно объяснить природными явлениями, изменениями климата, и экологическими катастрофами.

Группа исследователей из Гейдельбергского университета (Германия) под руководством профессора палеоклиматологии Августа Маджини пришла к выводу, что «10 казней египетских», описанных в Книге Исхода, действительно имели место. Они объясняются серией природных катаклизмов, происшедших во времена фараона Рамзеса II, правившего Древним Египтом между 1279 и 1213 годами до нашей эры, сообщает газета The Daily Telegraph.

Археологи считают, что бедствия происходили в древнем городе Пи-Рамзес у дельты Нила, который был столицей Египта во времена правления фараона Рамзеса Второго. Этот город был заброшен около 3000 лет назад, и ученые утверждают, что произошло это именно в связи с «десятью казнями». Стоит напомнить, что в истории рассказывается как Бог обрушил на Египет бедствия в наказание за отказ фараона освободить евреев из рабства. Среди десяти казней были следующие: вода в Ниле обратилась в кровь, затем последовали нашествия жаб, мошек и песьих мух, затем мор скота. тДальше хуже - тела египтян покрылись язвами и нарывами, потом на страну обрушился огненный град и нашествие саранчи. На всю страну опустилась непроглядная тьма, а под конец в Египте погибли все первенцы, кроме еврейских. После всех этих злоключений фараон отпустил наконец евреев из Египта, и они под предводительством Моисея отправились в Землю обетованную. Результаты проведенных учеными радиоактивных исследований сталагмитовых пещер в дельте Нила, свидетельствуют о том, что в основе этого библейского предания лежит серия природных катаклизмов в Египте в XIII веке до нашей эры.

Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности в этом районе, выяснила, что при Рамзесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой. «Рамзес правил в очень благоприятный климатический период, было много дождя, и страна процветала. Но этот период продолжался лишь несколько десятилетий, и после его правления климатическая кривая резко падает, последовал засушливый период, который, несомненно, имел очень серьезные последствия», - рассказывает палеоклиматолог Аугусто Маджини из университета Хайдельберга (Германия). Резко повысившаяся температура воздуха привела к засухе и обмелению Нила, превратившегося в поток бурой, вязкой жижи. В мелкой, медленно текущей реке разрослись токсичные водоросли и бактерии. Доктор Стефен Пфлюгмахер из Института водной экологии и пресноводного рыболовства им. Лейбница считает, что «кровавой» реку могли сделать токсичные бактерии Oscillatoria rubescens, также называемые «бургундская кровь». Эти бактерии «стремительно размножаются в застоявшейся теплой воде, богатой питательными веществами. Умирая, они окрашивают воду в красный цвет».

По мнению ученых, действие Oscillatoria rubescens привело и к трем последующим казням - нашествию лягушек, мошек и песьих мух. Развитие взрослых лягушек из головастиков управляется гормонами, которые могут ускорить этот процесс в стрессовой ситуации. Поражение Нила «бургундской кровью» и явилось таким стрессом, а когда вышедшие на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, рост численности которых не сдерживался хищниками. Насекомые могли вызвать пятую и шестую казни - мор скота и язвы у людей. «Мы знаем, что насекомые могут разносить болезни, такие как малярию, так что следующее звено в этой цепной реакции - эпидемия», - говорил профессор Института Лейбница Вернер Клоас.

Другое природное бедствие, произошедшее вдали от Пи-Рамзеса, повлекло еще три казни - град, саранчу и темноту. По мнению исследователей, их причиной могло стать извержение - одно из самых сильных в истории - вулкана Тера на греческом острове Санторини, в результате которого в воздух были выброшены миллиарды тонн пепла.

Надин фон Блом - ученый из немецкого Института атмосферной физики, изучает образование туч, несущих град. Она считает, что сильный град обрушился на Египет из-за столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Доктор Сиро Тревисанато из Канады убежден, что нашествие саранчи также могло быть результатом извержения. Выпадение пепла привело к различным климатическим аномалиям, в том числе увеличению влажности, что очень благоприятно для роста поголовья саранчи. Пепельные облака также могли заслонить солнце, вызвав темноту - девятую казнь.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски пемзы - вулканического камня, хотя в самой стране вулканов нет. Тесты показали, что пемза происходит из вулкана на Санторини, что подтверждает гипотезу о выпадении пепла Теры в Египте.

Одна из версий десятой казни - смерти всех египетских первенцев - поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку первенцам мужского пола доставалась первая порция еды, погибли именно они.

Справка

К слову, в истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. По всей вероятности, на самом деле это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.

Цитаты из Библии:

Наказание кровью

И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует опустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.
И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Травля дикими зверями

Страну наводнили дикие звери: львы, крокодилы, медведи, скорпионы, небо заполонили хищные птицы, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу. Те же египтяне, которые переступали порог дома, оказывались растерзанными. Даже домашний скот вдруг стал охотиться за своими хозяевами. Лишь евреев не трогали животные.

Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23-25).

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Пала на Египет темнота, но темнота та была необычная темнота, ибо была она густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Какое животное на планете самое опасное для человека? Здесь можно вспомнить много страшных хищников - тигра, анаконду, белую акулу… Многие опасны невзирая на малый размер – скорпионы, ядовитые медузы, змеи, пауки. Но одно животное превосходит всех прочих. И хотя у него нет острых когтей, огромных клыков или смертоносного яда, оно по праву несет титул одного их страшнейших врагов человечества. Это саранча – насекомое, попавшее в Библию как одна из небесных кар.

Стихийное бедствие
Внешне саранча выглядит вполне безобидно. Это относительно крупный кузнечик с короткими усиками, большую часть жизни стрекочущий в траве, как и положено кузнечику. В мирное время саранча окрашена в зеленый цвет и не приносит ни малейших неприятностей. Но при определенных обстоятельствах все меняется – саранча переодевается в желтое, увеличивается в размерах, сбивается в стаи и отправляется на завоевание мира.

Это звучит даже забавно – насекомое, которое хочет завоевать мир. Но улыбка сползает с лица, стоит хоть раз увидеть живой рой саранчи или хотя бы услышать цифры. В поход отправляются миллионы, десятки миллионов, сотни миллионов, миллиарды и десятки миллиардов особей! Это сплошная черная туча, заслоняющая собой не только солнце, но и все небо. Туча, которая опускается на землю, чтобы сожрать там всю растительность на. Голодная саранча не заботится о сохранении окружающей среды или даже банальной проверке качества пищи – она поедает кору деревьев и молодые побеги, соломенные крыши домов, парусину, одежду… Следом за одной стаей приходит другая, подчищая то, что не доели предшественники. И так – пока цветущая местность не превращается в подобие пустыни. В древнем мире нашествие саранчи считалось одним из худших проявлений гнева богов, наряду с сильной засухой, землетрясениями или извержениями вулканов. Там, где прошла саранча, люди тысячами умирали от голода, оставшись без своих посевов. И хотя в наше время опасность не столь велика, она все еще никуда не исчезла.

Загадочная трансформация
Саранча – одно из самых таинственных созданий планеты. Для начала, смена фаз с зеленой (одиночной) на желтую (стайную) – абсолютно уникальное свойство, не встречающееся у других насекомых. Первоначально ученые полагали, что зеленая самка в какой-то момент просто начинает откладывать желтое потомство, но более поздние исследования показали, что это не совсем так. Все начинается с того, что из-за погодных условий популяция саранчи возрастает. Зеленая саранча начинает видеть вокруг себя другую саранчу, вынуждена делить с ней территорию и пищу. Это запускает ряд процессов, в результате которых взрослая зеленая саранча начинает вести себя более активно. Она сбрасывает зеленую шкурку, отращивая взамен желтую, чаще откладывает яйца, ест в три горла и открывает для себя мастерство полета. Оказываясь в обществе себе подобных, саранча движется не хаотично, а в определенном направлении, вместе со стаей. Почему?

В древней Греции функцию борца с насекомыми выполнял знаменитый Аполлон – бог солнца и покровитель искусств. Любопытно то, что имя «Аполлон» по одной из популярных версий как раз и значит «отвращающий». А уж дальше к нему можно было добавить необходимый эпитет. Скажем, Аполлон Сминтей защищал от мышей, а Аполлон Парнопий – как раз от саранчи.

Но наибольшую известность саранча, безусловно, получила благодаря Библии. Там она упоминается дважды, исключительно в качестве страшной кары. Первый раз – в Ветхом завете, в книге Исхода, касающейся ухода евреев из древнего Египта. Когда фараон отказался отпускать народ Моисея, Бог обрушил на египтян десять казней, одна хуже другой. Восьмой казнью была саранча, сожравшая все до последней травинки. Другое упоминание вредоносного насекомого в Библии – Откровение Иоанна Богослова, также известное как Апокалипсис. Правда, саранча в описании Иоанна растительностью не интересовалась. Она должна была съесть только «людей, без печати Божией на челах», и для того отрастила скорпионьи хвосты, зубы как у львов и облачилась в стальную броню. Вел саранчу в бой демон Абаддон, олицетворение всепожирающей черной бездны. По-гречески, кстати, его имя звучит как «Аполлион», что является однозначным намеком на «Аполлона». Парадоксальная ситуация, ведь в греческих мифах Аполлон саранчу на дух не переносил.

Вкусная и здоровая пища
Вероятно, в качестве некоторой компенсации за всепоглощающую прожорливость из самой саранчи получается замечательное блюдо. Особенно богатое белком. Саранчу с удовольствием едят в Азии, Африке и Южной Америке. Ее жарят, тушат и маринуют, подают на палочках и заворачивают в лепешки. В некоторых местах она считается деликатесом, в других – привычной частью повседневного питания. Особенно отличились Мексика и Китай – у них жареных насекомых легко и в больших количествах можно купить в любой уличной забегаловке.

Можно разглядеть определенную иронию в том, что всепожирающее насекомое приносит нам пользу только когда оно само подано на блюде. Что один из опаснейших, поистине чудовищных врагов человечества в наши дни превратился в хрустящую закуску. Увы, праздновать победу было бы преждевременно. Угроза саранчи не миновала. Она по-прежнему сбивается в многомиллиардные стаи и опустошает фермерские поля. И нам по-прежнему не ясны многие причины ее возникновения и исчезновения. Только когда у людей будет вся информация, тень восьмой казни Египта окончательно отступит в легенды.

Евтушенко Сергей

Казни египетские - чудесные действия, поразившие Египет перед исходом евреев (Исх. 7 , 14-11, 10. 12 , 29-32). В Библии названо десять таких казней, а именно:
1) превращение в кровь воды в Ниле и во всех водохранилищах Египта (7 , 14-25);
2) изведение жаб, покрывших всю землю египетскую (8 , 1-14);
3) появление «кинним» (פום LXX σκνιφες ) - москитов (по Филону, Оригену и некоторым новейшим исследованиям) или вшей (φθτεϊρες , pediculi по Иосифу Флавию и свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума Онкелоса);
4) появление множества песьих мух (צר ב , LXX κυνόμνια ), укус которых вызывает различные болезни (8 , 20-32);
5) послание мора на скот (9 , 1-6);
6) болезни - воспаления и нарывы (9 , 8-11);
7) молния и град, погубившие все, что было в поле - от человека до скота (9 , 12-26);
8) нашествие саранчи, истребившей уцелевшую от града растительность (10 , 1-15);
9) трехдневная тьма, покрывшая землю Египетскую (10 , 21-23), и
10) истребление первенцев египетских - от первенца фараонова до первенца последнего из рабов (12 , 29-32).

В течение этих казней можно заметить некоторую последовательность в смысле возрастания силы и действия.

Первые казни - превращение воды в кровь, послание жаб и скнипов - не приносили существенного вреда египтянам и, главным образом, предостерегали фараона от дальнейшей опасности. В следующем ряде казней (3-6) уже более решительно выступал разрушительный характер, причем эти казни поражали уже одних египтян, минуя землю Гессем. Дальнейшие казни наносили тяжкий удар благосостоянию Египта, и грозные явления, свидетельствовавшие о гневе Божием, в них достигали потрясающих размеров. Наконец, в последней казни могущество Иеговы, Бога Израилева, обнаружилось уже с такою силой, что упорство фараона было окончательно сломлено и освобождение евреев из рабства было достигнуто.

Главнейшей особенностью египетских казней, предшествовавших исходу, служит то, что они были связаны большей частью с естественными явлениями, свойственными долине Нила, обусловленными климатом и природою этой страны. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляет аналогию естественному, ежегодно повторяющемуся явлению окрашивания нильской воды во время разлива. Вторая казнь - послание жаб - также напоминает о ежегодном появлении в Египте множества лягушек, размножающихся вследствие влажности почвы от разлива реки. Равным образом, третья и четвертая казни могут быть поставлены в связь с изобилием - на Востоке вообще и в Египте в частности - всевозможных родов насекомых, пятая - с часто повторяющимися здесь эпизоотиями и т. д. Но, при сходстве с обычными явлениями, свойственными Египту, казни исхода, как видно из библейского повествования, существенно от них отличались. Это отличие, прежде всего, состояло в том, что казни начинались и оканчивались по слову Моисея или по мановению его жезла в заранее назначенные моменты, и что из сфер действия их исключена была та область Египта, где жили евреи. Дальнейшее отличие казней от обычных явлений природы Египта заключалось в чрезвычайной, особенной силе, с которою действовали в казнях естественные факторы. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляла некоторую аналогию ежегодному явлению окрашивания Нила во время разлива. Но описанное в Библии событие, как видно из повествования книги Исход, отличалось от ежегодного окрашивания Нила следующими чертами: 1) оно произошло, следует думать, не во время разлива Нила, когда бывает естественное окрашивание воды (ср. Исх. 9 , 31-32; 7, 15); 2) вода Нила во время казни не просто окрасилась, а, согласно толкованию блж. Феодорита (Вопр. на кн. Исх. XIX русский перевод Твор. ч. 26, стр. 117), Ефрема Сирина (рус. пер. Твор. св. отцов т. 22, 421) и Кирилла Александрийского (Comment, in Joan. VI, 53), превратилась в кровь и поэтому стала оказывать разрушительное действие, вследствие которого вымерли все рыбы; 3) наконец, превращение воды в кровь простиралось не на одну только реку Нил, но и на все вместилища воды в земле Египетской. Подобное же чрезвычайное усиление естественных факторов библейское повествование отмечает и во второй казни. Отличие этой казни от обычного появления жаб в Нильской долине по окончании разлива реки состояло в том, что жабы, по мановению жезла Аарона, явились в огромном количестве, устремились, вопреки своему естественному образу жизни, в дома, на людей, на домашнюю утварь и, затем, мгновенно вымерли, по слову Моисея. Вообще, при сходстве с естественными явлениями казни египетские в тоже время заключали в себе нечто превышающее эти явления и были действиями сверхъестественными, чудесными. Правда, в виду указанных аналогий представители отрицательной критики склонны сверхъестественный элемент в библейском повествовании о казнях считать позднейшим украшением и измышлением. Но гораздо справедливее вместе с библиологами - апологетами в этом сходстве чудесных действий, предшествовавших исходу из Египта, с естественными явлениями, свойственными Нильской долине, видеть именно доказательство древности и достоверности библейского повествования о казнях. Если бы это повествование, как полагают представители отрицательной критики, было измышлено в позднейшее время, то, без сомнения, писатель постарался бы оторвать свои рассказы от естественной почвы, измыслил бы такие действия, которые не имеют никаких аналогий в естественных явлениях Египта, дабы тем ярче выставить чудесный характер этих действий.

То обстоятельство, что орудием божественного наказания в египетских казнях послужили естественные явления египетской страны, может быть объясняемо целью казней обнаружить пред фараоном могущество Иеговы, Бога Израилева, сокрушить упорство фараона и побудить его отпустить евреев. Но могущество Иеговы яснее всего могло выступать для египтян именно в тех бедствиях, которые наведены были рукой Моисея. Эти бедствия обнаружили, что Иегова повелевает всеми силами природы, что в Его власти находятся все источники жизни Египта и его благосостояние. Кроме того, казни исхода имели значение суда над всеми богами египетскими (Исх. 12 , 12: „и над всеми богами египетскими произведу суд“). Поражая тяжкими бедствиями Египет, Иегова доказывал этим ничтожество египетских богов, которых народ считал источником своего благоденствия. Так как Нил был одним из главных божеств, почитавшихся во всем Египте, и обоготворялся под именем Озириса (Усири) или, позднее, Сераписа, то, очевидно, поражение воды Нила было не только наказанием для народа, но и унижением для божества. Подобным образом изведение и истребление словом Моисея жаб послужило доказательством бессилия почитавшейся египтянами богини Гекет, символом и олицетворением которой считалась жаба; послание моровой язвы на скот являлось ударом по господствовавшему в Египте культу животных и в особенности культу аписа; трехдневная тьма обозначала для египтян победу Моисея над Ра - верховным божеством Египта - божеством солнца и над всем сонмом египетских богов, представлявших олицетворение различных моментов в движении солнца.

Вообще, в египетских казнях все главнейшие божества Египта вызывались на суд Всемогущим Богом Израиля и поражались Его десницею. Вследствие этого казни могли оказать влияние не только на египтян, но и на евреев. Последних они могли предостеречь от увлечения языческими культами и укрепить в вере отцов, что было особенно важно для еврейского народа перед началом новой свободной жизни.

Литература

а) Русская:
† Проф. А. П. Лoпухин , Библейская История т. 1.
Г. Властов , Свящ. Летопись, II, Спб. 1878.
М. И. Савваитский , Исход израильтян из Египта, Спб. 1889 (магистер. диссертация, в которой см. и подробную библиографию),
А. П. Лопухин , Толковая Библия т. I, Спб. 1904.

б) Иностранная:
Köhler, Lehrbuch Bibl. Geschichte, 1875,
I-te Hälf. Vigouroux . La Bible et les découvert, modern., 1882.

См. также Энциклопедии Hastings"a Hauck’a, Smith"a, Gheync и др.

* Владимир Петрович Рыбинский,
магистр богословия, экстраординарный профессор и
инспектор Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 831. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью
  2. Казнь лягушками
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы)
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Мор скота
  6. Язвы и нарывы
  7. Гром, молнии и огненный град
  8. Нашествие саранчи
  9. Необычная темнота (тьма египетская)
  10. Смерть первенцев

Наказание кровью

«И поднял жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».
- Исх.7:20,21

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям.

Джеймс Тиссо (1836–1902) , Public Domain

Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую».
-Исх.8:5,6

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.


Вторая казнь Египетская — жабы. Иллюстрация из иллюстрированной библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891 год) Г.Н. Петров , Public Domain

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог, и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

«…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».
-Исх.8:17-19

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами

«И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».
-Исх.8:20-25

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:


Доре (1832–1883) , Public Domain

Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил (Исх.9:3-7).

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх.9:8-11).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал»
-Исх.9:23-25

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей.


John Martin (1789–1854) , Public Domain

Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь: Исх.10, 13-15

Необычная темнота

«Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их»
-Исх.10:22-23

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.


Доре (1832–1883) , Public Domain

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота»
-Исх.12:29

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Фотогалерея





Полезная информация

Десять казней египетских

Историчность сюжета

Критика

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии.

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх.11:5), а также какими животными было запряжено шестьсот колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев (14:7) (при море был уничтожен скот в поле, хотя «поле» может быть и страной согласно исходному тексту, в то же время в исходном тексте нет слова «весь»).

Ответ на критику

Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре километров от столицы Аварис, издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч - втрое больше населения Авариса того времени - можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских. Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.)русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.)русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы» - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных, по его версии это был вид жаб «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции жаб.)
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.)русск.. (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна, Эндрю Шпильмана, и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза.)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап, передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию. Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх.9:23-25, Исх.13:21-22, Исх.19:18, Исх.24:15-16, Втор.1:33)
  • 3 дня без Солнца - это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.)русск., расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд - микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов: По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История Исхода легла в основу первой части оратории Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте» (Exodus).
  • Группа Metallica написала песню «Creeping Death» где прямо упоминаются некоторые из казней.
  • Группа Akroma полностью посвятила описанию десяти египетских казней альбом Seth, вышедший в 2009 году.
  • Группа из Израиля Amaseffer посвятила всему Исходу евреев альбом 2008 года Exodus - Slaves For Life
  • В песне Louis Armstrong «Go Down Moses» упоминается угроза смерти первенцев.

Кинематограф

  • Жатва - сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
  • Принц Египта - мультфильм-экранизация событий Исхода.
  • Мумия (США, 1999 год). Сюжет фильма: золотоискатели в поисках сокровищ фараона потревожили многовековой покой гробницы, и мумия встаёт из могилы, принеся с собой 10 бедствий Египта.
  • Обмани меня («Теория Лжи») 2 сезон 19 серия, упоминается о 10 египетских казнях Лайтманом, после телефонных звонков маньяка
  • Сверхъестественное (телесериал) (Supernatural) 6 сезон 3 серия, казни египетские насылались на нерадивых полицейских маленьким мальчиком, а также на посланника Рафаила Бальтазаром при помощи посоха Моисея.
  • Сотворение мира - экранизация Ветхого Завета.
  • Хэйвен (Haven) 2 сезон 1 серия, на городок обрушиваются казни египетские.
  • Десять заповедей (фильм)

Библейские предания вовсе не стоит оценивать лишь с религиозной и литературной точек зрения. Внезапные научные открытия подтверждают события, которые наши предки считали лишь поэтическими мифами. Та же история произошла с описанием 10 египетских казней. Как это часто встречается, мифическим событиям ученые неожиданно дали вполне научные толкования. Так какие же реальные события могут объяснить 10 египетских казней?

Описание

Описание десяти египетских казней содержится в каноническом библейском тексте - в книге Исход. Эта глава Библии описывает пребывание древних евреев в плену у египтян. Согласно древним хроникам, предводитель евреев Моисей призвал фараона отпустить древний народ, освободить евреев их векового плена. Фараон отказался это сделать, и на государство обрушились неисчислимые бедствия. В историю они вошли, как 10 казней египетских.

Список

Все несчастья египетского народа могут быть собраны в единый список эпидемий и странных стихийных бедствий:

Что же может объяснить 10 казней египетских? Научное объяснение этих феноменов должно базироваться на всех известных в настоящее время научных фактах. Попробуем разобраться с древними текстами, принимая во внимание современные наблюдения и научные открытия.

Кровь и лягушки

Первая из 10 египетских казней - наказание кровью. По библейскому преданию все окрасились в кровавый цвет. Как доказали ученые, это природное явление может встречаться и в наши дни. Например, в 2003 году в Китае река Янзцы на несколько километров окрасилась в красный цвет. Причины этого могут быть разными - от вулканической деятельности, поднимающей в гору много пыли и окрашивающей ею воду, до влияния близко пролетающих комет

Нашествие различных земноводных могло спровоцировать приближение кометы или метеорита. Как выяснили ученые, все амфибии очень чувствительны к изменению магнитного полюса земли - в организме лягушек имеется своеобразный компас, помогающий этим животным ориентироваться в пространстве. Резкое смещение магнитного полюса, спровоцированное кометой, дезориентировало животных, вынудило их внезапно изменить привычный образ жизни.

Нашествие насекомых

Третья, четвертая и восьмая из 10 египетских казней косвенно подтверждают изменение периода вращения Земли. Аномально длительные световые дни привели к всплеску распространения кровососущих насекомых. Возможная радиация изменила популяции известных насекомых, и эти твари стали больше и опаснее. Еще одной причиной появления в Египте подобного нашествия может быть исчезновение предыдущей напасти - лягушек. При отсутствии естественных врагов песьи мухи, комары, мошки, саранча и другие насекомые могут размножаться бесконечно.

Смерть домашних животных. Эпидемия язв и нарывов

Может значительно снизить сопротивляемость живых организмов различным инфекциям. Если учитывать уровень медицины в те времена, то неудивительно, что высокая температура спровоцировала развитие инфекционных болезней - и люди, и животные в одинаковой степени зависят от изменения климатических условий. Резкое потепление и вызвало развитие кожных патологий и мор у скота.

Природные катаклизмы. Абсолютная темнота

Как мы уже выяснили, объяснение 10 казней египетских лежит в изучении движения Земли и в изменении климата. Гром, молнии и град могут объясняться изменениями климата, а огонь по земле может стелиться вследствие плит. Повальная тьма может объясняться вулканической деятельностью. Как известно, при извержениях вулканов и крупных землетрясениях в воздух поднимается огромное количество пыли и пепла. Этих мельчайших частичек может быть настолько много, что завеса из них может препятствовать прохождению солнечных лучей. Скорее всего, именно такая картина наблюдалась в Египте.

Смерти египетских первенцев

Реальные события (10 казней египетских) объясняются при помощи научных гипотез. А вот как объяснить смерть египетских первенцев? Почему таинственный мор не затронул детей евреев и других невольников? Причин может быть несколько. Наиболее правдоподобной гипотезой являются все те же инфекции. Не нужно забывать, что крысы и мыши во все времена являлись распространителями болезней. Но богатые первенцы были особенно уязвимы. Как правило, именно первые сыновья становились главными наследниками, и в их опочивальнях всегда были сладости, вкусная еда и питье. Такое положение вещей нравилось не только первенцам, но и крысам и мышам, которые поедали оставленную еду. Они проникали в дома богатых египетских наследников, оставляя после себя шлейф болезней и детских смертей.

А вот к евреям крысы забегали нечасто - древний народ Израиля находился в Египте на положении рабов, поэтому с едой у них было не очень. Пища в домах не задерживалась, а съедалась сразу. Поэтому бедняки были частично защищены от инфекций. А вот для богатых египтян шансы выжить значительно сокращались.

Возможно, такое объяснение 10 казней египетских будет ошибочным. Но оно имеет право на существование наравне с другими гипотезами. Что из этого правда, а что - нет докажут ученые, такие как геологи, историки, эпидемиологи, медики.