8 я воздушная армия ссср. Музей восьмой воздушной армии сша






Цифры в таблицах выше если разобраться, откровенно унылые.
Тоннаж бомб сброшенных НБА хронически превосходит дневную авиацию (бомбардировщики и штурмовики) при в три раза меньших своих потерях.
От заявок на потери противника "брехун Рудель" просто отдыхает - 8 ВА ежемесячно отчитывалась об уничтожении примерно двух танковых дивизий противника с несколькими штурмовыми дивизионами в придачу.
Уровень оверклейма если вспомнить соответствующие цифры Растренина с откровенно ничтожными противотанковыми возможностями Ил-2 даже сложно прогнозировать. По авиации противника ситуация видимо была не намного лучшей коли на данном направлении две воздушные армии откровенно кошмарили всего лишь три немецкие истребительные группы - в августе ШАП мог уйти на переформирование после трех суток участия в боевых действиях.
Конкретно в цифрах за два месяца потеряно по всем причинам 206 штурмовиков, 83 дневных бомбардировщика и 388 истребителей. Сброшено днем 1879,149 тонн бомб и 5398 непонятно толи килограмм, толи двухкилограммовых шт. ампул АЖ с жидкостью КС и совершено "на атаку" 3871 боевой вылет. Однако вылеты на разведку с боевой загрузкой тоже присутствовали, и достаточно часто для разведвылетов привлекались бомбардировщики и штурмовики. На разведку за эти два месяца было совершено 1978 вылетов, я думаю разумным процентом участия в них ША и БА были бы 30-35%.
Итого примем количество боевых вылетов дневной бомбардировочной и штурмовой авиации порядка 4500.

Из данных цифр получается что средняя боевая загрузка на вылет с учетом разведки примерно 418 кг, при распределении бомбовой нагрузки исключительно "на атаку" цифра растет до 485 кг. Плюс добавляются от 5,398 до 10,418 тонн ампул с жидкостью КС, которые загрузку радикально не увеличивают.
Потери самолетов ША и БА составляли примерно 16 боевых вылетов на машину.

8-я Воздушная Армия

Первые «Мустанги» (Р-51 В) посту­пили в ноябре 1943 года в 354-ю истре­бительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудо­вольствие у руководства 8-й воздуш­ной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конф­ликт, 354-ю группу передали в распо­ряжение командования 8-й воздушной армии до 6 июня 1944 года. Благодаря этому обстоятельству, 9-я воздушная армия также смогла похвастаться не­сколькими знаменитыми асами.

Самолеты 354-й группы носили типичный камуфляж и элементы быс­трой идентификации - белые коки вин­та с 12-дюймовой полосой перед вых­лопным коллектором, а также комп­лект белых полос на крыльях и хвос­товом оперении. Дополнительно само­леты несли буквенные обозначения (по схеме RAF ), выполненные белой крас­кой. Это обстоятельство касалось всех Р-51 8-й воздушной армии. Лишь само­леты без камуфляжа вместо белых букв несли буквы черного цвета. Особеннос­тью самолетов был серийный номер, пе­ренесенный из-под хвоста на киль. Но­мер делали по трафарету желтой (черной на самолетах без камуфляжа) краской. Номер состоял из пяти, шести или семи цифр. Первая цифра всегда обозначала последнюю цифру года, в которой дан­ный экземпляр был заказан.

Вехой в истории цветной системы обозначений самолетов USAAF мож­но считать 15 февраля 1944 года, ког­да 56-я истребительная группа объяви­ла красный цвет цветом группы. Од­нако пилоты 4-й истребительной груп­пы не согласились с этим, посчитав, что их группа, как самая старая груп­па 8-й воздушной армии, имеет право первой выбрать себе цвет. В результа­те, красный стал цветом 4-й группы, а 56-я группа выкрасила носы своих ис­требителей Р-47 в цвета эскадрилий: 61-я - красный, 62-я - желтый, 63-я -голубой. Позднее выяснилось, что Р-47 и Р-51 заметно различаются между собой, поэтому 56-я истребительная группа получила право использовать красную краску. В результате в 8-й воз­душной армии красный стал цветом двух истребительных групп.

С 4 декабря 1943 года все тактичес­кие обозначения на Р-51, включая эле­менты быстрой идентификации, дела­лись флуоресцентными красками. До той поры флуоресцентной краской на­носили только опознавательные знаки.

4-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия (аэродром Дебден)

Группа оснащалась истребителями Р-51 В со 2 марта 1944 года, а с июня 1944 года - P -51 D . В состав группы вхо­дили 304-я (QP ), 335-я (WD ) и 336-я (VF ) эскадрильи. Двухбуквенные обо­значения эскадрилий были белыми на камуфляже и черными на металлической поверхности. В 1945 году черные литеры на самолетах 334-й и 335-й эс­кадрилий получили тонкий красный кант. С октября 1944 года в цвет эскад­рильи выкрасили рули направления: 334-я - красный, 335-я - белый с тон­кой черной каймой, 336-я - голубой. Принадлежность к группе указывал красный кок и нос фюзеляжа шириной 12 дюймов (305 мм). На практике по­лоса на носу достигала первого вых­лопного патрубка. С декабря полоса стала шириной 24 дюйма (61 см), а в январе 1945 года нижнюю часть поло­сы вытянули так, что она по параболе уходила под крылья, достигая участка между внутренними крышками глав­ного шасси. Исключение составляла машина первого аса 4-1 группы Доми­ника С. Джентила. На его P -51 D капот покрывал рисунок в виде 14 рядов красно-белых клеток, а у кабины по­мещалась эмблема группы.

В конце 1944 года на P -51 D 335-й эскадрильи в красный цвет выкрасили раму фонаря кабины. В 336-й эскадри­льи раму выкрасили в голубой цвет. В голубой цвет часто выкрашивали противобликовую панель перед фонарем. В 334-й эскадрилье руль направления покрасили в красный цвет, а серийный номер целиком втиснули на неподвиж­ной части киля.

Еще до высадки десанта в Норман­дии самолеты, поступавшие с заводов без камуфляжа, частично окрашива­лись зеленой краской (Dark Green или Olive Drab ). Краской покрывали верх­нюю сторону фюзеляжа, верхние сто­роны крыльев и хвостового оперения, а также киль целиком. Накануне десан­та на камуфлированные Р-51 начали накладывать полосы быстрой иденти­фикации. Там, где белые полосы наез­жали на буквы, обозначающие эскад­рилью, полосу разрывали. Реже поло­су дорисовывали, оставляя вокруг бук­вы тонкий темный кант.

20-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло 1-я авиационная дивизия – аэродром Кингсклифф

20 июня 1944 года группа получи­ла «Мустанги». Большинство машин принадлежало модификации P -51 D , хотя имелось некоторое количество машин Р-51 В или С. Группа состояла из 55-й (KI ), 77-й (LC ) и 79-й (МС) ис­требительных эскадрилий. Все самоле­ты группы оставались без камуфляжа. На рулях направления в эскадрильях не применяли цветных меток. Вместо этого применялась система, прежде практиковавшаяся на Р-38. На Килях изображали большие черные геомет­рические фигуры. 55-ю эскадрилью обозначал треугольник, 77-ю - круг, а 79-ю - квадрат. Внутри фигур имелась буква, обозначавшая самолет эскадри­льи. Буква была или белая или цвета металла. Квадраты и треугольники закрывали серийный номер самолета. На некоторых самолетах не закрытые фигурой цифры серийного номера ос­тавляли как есть, на других их счища­ли. Знаком группы был бело-черный нос самолета. Передняя часть кока винта толщиной 15 дюймов (около 38 см) была белой, далее шло черное поле шириной 11 дюймов (28 см) и белая полоса шириной 5 дюймов (127 мм). Позднее знак дополнили 13 черно-бе­лыми полосами шириной 5 дюймов каждая. Полосы не закрывали противобликовую панель перед кабиной. Рисунок завершала черная 5-дюймовая полоса, которая под прямым углом соединялась с ближайшей к кабине черной полосой, шла горизонтально примерно до середины рисунка, а по­том по параболе уходила вниз под кок винта. Иногда белые полосы не нано­сили, оставляя просветы цвета дюра­люминия. На некоторых самолетах металл виднелся и на передней части кока винта. В августе 1944 года, когда с самолетов начали убирать полосы, на­несенные перед высадкой в Нормандии, верхние поверхности самолетов получи­ли темно-зеленый камуфляж. Камуфляж наносили пульверизатором, поэтому его нижняя граница была размыта.

55-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Уормингфорд

Группа получила P -51 D 19 июня 1944 года. В состав группы входили 38-я (CG ), 338-я (CL ) и 343-я (CV ) истре­бительные эскадрильи. Характерной деталью самолетов 66-го истребитель­ного крыла были разноцветные клет­ки. Клетка 55-й группы была желто-зеленой. Ее наносили на передней час­ти капота от кока винта до первого выхлопного патрубка. Кок нес три по­лосы равной ширины: зеленую, желтую, зеленую. В конце года появились цветные метки на рулях направления. У 38-й эскадрильи руль стал красным (с марта 1945 года), у 338-й - зеленый, а у 343-й - желтый. У 343-й эскадрильи за клетчатым рисунком делалась зеле­ная полоса шириной 5-6 дюймов. На зеленом руле направления помещались желтые цифры серийного номера. В августе 1944 года, когда с самолетов начали удалять полосы, 343-я эскадри­лья разработала собственный камуф­ляж. Противобликовую панель про­должили по параболе на борта фюзе­ляжа в сторону хвоста так, что вся зад­няя часть фюзеляжа оказалась выкра­шенной краской Dark Olive Drab . Той же краской покрыли верхние стороны хвостового оперения. Границу между оливковым цветом и чистым дюралем подчеркнули красной каймой. Крылья, капот двигателя, передняя часть возду­хозаборника радиатора и нижние по­верхности хвостового оперения, рама кабины и мачту антенны оставили цве­та дюраля. Полосы быстрой идентифи­кации на верхней стороне хвостового оперения были белые, а на нижней сто­роне - черные. Такую окраску самолеты несли до ноября 1944 года, в даль­нейшем от нее отказались.

С января 1945 года противобликовую панель обвели красной каймой шириной 5 дюймов. Кайма шла вдоль края панели, мимо фонаря кабины, потом резко уходила вниз, где соеди­нялась с линией, пущенной вдоль дру­гого борта. На рулях направления и килях часто изображали красный си­луэт коня, вставшего на дыбы.

56-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Бокстед

56-я группа была единственной группой 8-го воздушного флота, летав­шей на «Тандерболтах» до конца вой­ны. «Мустанги» Р-51Н часть получи­ла лишь в 1946 году, вернувшись в Со­единенные Штаты.

78-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Даксфорд

Группа получила «Мустанги» в са­мом конце 1944 года. В состав группы входили 82-я (MX ), 83-я (HL ) и 84-я (WZ ) истребительные эскадрильи. Все Р-51 группы не имели камуфляжа. На некоторых самолетах 83-й эскадрильи в январе 1945 года можно было заме­тить остатки черно-белых полос быст­рой идентификации на фюзеляже. С другой стороны, ни один самолет не имел цветных полос быстрой иденти­фикации. Дополнительным элементом обозначения в группе были цветные рули направления: красный в 82-й эс­кадрилье, белый (часто с красным кан­том) в 83-й эскадрилье и черный в 84-й эскадрилье.

Самолеты группы несли на капоте семь рядов черно-белых клеток. На боках капота добавлялся восьмой и девятый ряд, а в нижней части фюзе­ляжа прибавлялся десятый ряд. Грани­цу клетчатой поверхности подчеркива­ла красная кайма. Кок винта пополам был выкрашен в белый и черный цвет. 83-я эскадрилья дополняла буквенные обозначения на фюзеляже тонким красным кантом. На концах крыльев многих самолетов помещалось от од­ного до трех рядов клеток. В 84-й эс­кадрилье серийные номера вписыва­лись в неподвижную часть киля.

339-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло 3-я авиационная дивизия – аэродром Фаулмер

Группа передислоцировалась в Англию в апреле 1944 года уже распо­лагая «Мустангами» Р-51 В без камуф­ляжа. В состав группы входили следу­ющие эскадрильи: 503-я (D 7), 504-я (5 Q ) и 505-я (6 N ). С ноября 1944 года рули направления получили цветные метки: в 503-й эскадрилье - красные, в 504-й - зеленые, в 505-й - желтые. При­знак самолетов группы - кок с тремя полосами равной ширины (белой, красной и белой), а также капот на уча­стке между коком и первым выхлоп­ным патрубком с двумя рядами крас­но-белых клеток.

352-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия - аэродром Бодни (во Франции Ашэ и Шэвр)

Самолеты «Мустанг» прибыли в 352-ю группу весной 1944 года. Подав­ляющее большинство машин не имело камуфляжа. Первоначально призна­ком группы был голубой кок винта и 12-дюймовая полоса на носу фюзеля­жа. Уже в конце апреля 1944 года ши­рину полосы увеличили, залив голубой краской противобликовую панель. На виде сбоку полоса доходила до шесто­го патрубка и под углом 135 градусов уходила к носу самолета. По той же схеме обозначались и немногие камуф­лированные «Мустанги» группы.

Самолеты несли на бортах двухбуквенные обозначения, а с ноября 1944 года также получили цветные рули направления. Для 328-й эскадри­льи это были буквы РЕ и красный цвет, для 486-й - PZ и желтый, а для 487-й -110 голубой. На красном и голубом фоне цифры серийного номера нано­сили белой краской.

Когда самолеты получили черно-бе­лые полосы, буквы перенесли на хвост или капот (реже). В этом положении бук­вы оставались до конца войны. В 328-й эскадрилье буквы дополняли сперва бе­лым, а затем красным кантом.

353-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Рейдан

D 2 ноября 1944 года. Все машины были цвета дюраля. Группа состояла из 350-й (LH , цвет руля направления желтый), 351-й (YJ , руль не окрашен) и 352-й (SX , черный) эскадрилий. До­полнительно в 350-й и 352-й эскадри­льях буквы кода имели желтый кант. На черном руле направления цифры серийного номера были желтого цве­та. Иногда, когда руль перекрашива­ли, цифры закрывали полосками из бумаги или изоленты. Тогда номер рас­полагался на серебристом фоне дюра­ля. Иногда номер наносили вручную темно-синей краской по желтому фону. Признаками группы был кок с четырь­мя полосами равной ширины (черная, желтая, черная, желтая) и три ряда жел­то-черных клеток общей шириной 18 дюймов. В декабре добавили еще пять рядов клеток, которые закрывали про­тивобликовую панель.

354-я истребительная группа, 9-я воздушная армия – аэродром Бокстед (с 23 июня 1944 года разные базы во Франции)

В течение долгого времени группа находилась в оперативном подчинении 8-й воздушной армии, поэтому ее опи­сание помещено здесь. В состав груп­пы входили 353-я (FT ), 355-я (GQ ) и 356-я (AJ ) эскадрильи. Весной 1944 года 353-я и 355-я эскадрильи получи­ли «носовые» элементы быстрой иден­тификации - желтую и голубую поло­су, соответственно. В 356-й эскадрилье нос самолетов долго оставался белым. Когда в декабре 1944 года в часть на­чали поступать P -51 D , 356-я эскадри­лья также получила цветное обозначе­ние: белый кок и голубая 12-дюймовая полоса за ним. На полосе в один ряд располагался ряд белых пятиконечных звезд. Остальные эскадрильи также изменили свои обозначения. У 353-й эскадрилье на желтой полосе добави­лись синие треугольники, которые рас­полагались так, что желтый фон рас­пался на такие же треугольники, но повернутые навстречу синим. В 355-й эскадрилье 12-дюймовую полосу по­крыли белыми квадратиками, получив четыре ряда клеток. Характерной осо­бенностью машин группы было отсут­ствие на них полос быстрой идентифи­кации. Уже в августе 1944 года полосы имелись лишь на небольшом числе машин, да и то, только на хвостовом оперении. Вероятно, пилоты группы были убеждены, что свою функцию полосы не исполняют. Еще в июне 1944 года, когда все самолеты несли черно-белые полосы, пилот «Тандерболта» из другой части сбил «Мустанг» ведуще­го аса группы Глена Иглстона. К счас­тью, это случилось над Англией и Иглстон не пострадал.

В ноябре 354-ю группу пересадили на «Тандерболты». В конце января 1945 года группе вернули «Мустанги». Система обозначений претерпела изме­нения. Носы самолета от кончика кока до первого патрубка целиком выкра­шивали в цвет эскадрильи: 353-я - жел­тый, 355-я - голубой, а 356-я - красный.

355-я истребительная группа. 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Стипл-Морден

Группа получила Р-51В в апреле 1944 года. Машины несли камуфляж и все положенные элементы быстрой идентификации. Группа состояла из следующих эскадрилий: 354-й (WR ), 357-й (OS ) и 358-й (YF ). На командир­ских самолетах в верхнем углу руля направления помещали небольшую белую букву «С». Самолеты, прибы­вавшие в часть неокрашенными, спер­ва получали камуфляж, в котором ис­пользовали английские краски Dark Green и Medium Sea Grey . Позднее нижние поверхности камуфлировать перестали. Следует обратить внимание на то, что полосы быстрой идентифи­кации на машинах с неокрашенным днищем были белые на зеленых повер­хностях и черные на поверхностях нео­крашенных. Еще позже перестали ка­муфлировать и верхнюю сторону само­лета (это касалось главным образом Р-5 ID , поступившим в июле 1944 года).

Зеленый камуфляж имел резкую волни­стую границу на бортах фюзеляжа. При­знаками группы были белый кок и 12-дюймовая полоса на носу. Так обозна­чались как камуфлированные самолеты, так и самолеты без камуфляжа. С нояб­ря 1944 года самолеты получили цветные метки на руле направления: 354-я эскад­рилья - красные, 357-я - белые, а 358-я -желтые. В цвета эскадрилий также пере­красили полосы на носу фюзеляжа, ос­тавив белым только кок винта.

С января 1945 года на нескольких P -51 D появились новые обозначения. Белой краской покрыли всю нижнюю часть капота до середины борта. Пе­ред первым патрубком граница по па­раболе уходила вверх. Границу бело­го поля подчеркнули толстой красной полосой. Кок оставался белым. Есть предположение, что таким образом обозначались командирские машины.

356-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Мортлешам-Хит

Группа получила Р-51 D 20 ноября 1944 года. Все самолеты не имели камуфляжа. В состав группы входили три эскадрильи: 359-я (ОС), 360-я (И) и 361-я (QI ).

Система обозначений в этой груп­пе была одной из самых сложных, как для описания, так и для исполнения. Начнем от кока винта. Его передняя часть до лопастей была красная с че­тырьмя голубыми полосами. Задняя часть кока была целиком голубой. Да­лее часть борта и вся верхняя сторона капота до кабины были красными. Граница проходила от фонаря в сто­рону носа. В районе шестого патрубка граница уходила вниз, а за первым пат­рубком возвращалась на прежний уро­вень. На расстоянии 12 дюймов (305 мм) от кока граница становилась го­ризонтальной. Всю площадь покрыва­ли десять рядов ромбов с длинной диа­гональю равной 12 дюймам. С самого начала самолеты имели цветные рули направления: 359-я эскадрилья - желтые, 360-я - красные, 361-я - голубые. С янва­ря 1945 года в цвет эскадрильи красили также кок и раму фонаря.

357-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Лейстон

Самолеты Р-51В поступили на ос­нащение группы в конце ноября 1943 года, a P -51 D появились в мае 1944 года. Группа состояла из трех эскадри­лий: 362-й (G 4), 363-й (В6) и 364-й (С5).

357-я эскадрилья получила «Мус­танги» первой из всех частей 8-й воз­душной армии. Машины имели завод­ской камуфляж и все элементы быст­рой идентификации, а также белые литеры. С весны 1944 года начали по­ступать неокрашенные самолеты, од­нако многие пилоты требовали нанес­ти на машины камуфляж. Требование это было исполнено, применялись как обычные краски Dark Green и Medium Sea Grey , так и более редкие Dark Olive Drab , Natural Grey , Azure Blue и Middle Green в разных сочетаниях. Опознава­тельные знаки, буквенные обозначения и полосы быстрой идентификации на­носились поверх камуфляжа заново.

Признаком группы служил кок, имевший три полосы: красную, желтую и красную. На передней части капота в два ряда лежали клетки тех же цветов.

После того, как на самолеты нанесли черно-белые полосы, фрагменты букв, попавших на полосу, закрашива­ли черной краской. В августе полосы начали закрашивать. В этот период часть машин получила половинчатый камуф­ляж на верхней стороне фюзеляжа и кры­льев, при этом хвостовое оперение по­крывалось камуфляжем целиком.

В ноябре самолеты получили цветные метки на рулях направления: 363-я эскад­рилья красную, 365-я - желтую, а 362-я - без меток. В декабре от всех видов камуфляжа окончательно отказались.

359-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Ист-Резем

Группа получала Р-51В с мая 1944 года, а Р-51 D начали поступать в июле. Три эскадрильи: 368-я (CV ), 369-я (IV ) и 370-я (CS ). В ноябре ввели цветные метки на руле направления: 368-я эс­кадрилья - желтый, 369-я - красный, 370-я - голубой.

С весны 1944 года признаком груп­пы был зеленый кок винта и 12-дюй­мовая полоса того же цвета на носу фюзеляжа. В конце года зеленая поло­са стала шире: плавно она проходила мимо шестого патрубка вниз и по дуге шла к передней кромке крыла.

До 8 мая 1944 года на коках винта дорисовывали белую спиральную ли­нию. Оттенок зеленой краски был по­добран так, чтобы контрастировать с Dark Olive Drab .

В 1945 году темно-зеленую противобликовую панель перед кабиной за­менили на черную.

361-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродромы Боттисхем, Литтл-Уолден, Сен-Дизье, Шевр

Первые Р-51В поступили в группу в мае 1944 года. Большинство самоле­тов было уже без камуфляжа. Три эс­кадрильи: 374-я (В7), 375-я (Е2) и 376-я (Е9). С июня триммер руля направле­ния выкрасили в цвет эскадрильи, а с ноября цветным стал весь руль направ­ления: 374-я - красный, 375-я - голубой (также рама фонаря и концы крыльев), а 376-я - желтый.

Признаками группы служили жел­тый кок и 12-дюймовая полоса на носу фюзеляжа. С июля 1944 года ширину полосы увеличили по образцу 352-й истребительной группы с той только разницей, что между фонарем и верх­ней частью капота двигателя остался фрагмент противобликовой полосы. Во время высадки в Нормандии само­леты без камуфляжа внешний край на­ружной белой полосы подчеркнули черной линией.

Черно-белые полосы а верхних поверхностях позднее закрашивали зе­леной краской Dark Green или Olive Drab . На некоторых машинах всю вер­хнюю сторону покрыли зеленым ка­муфляжем с характерной волнистой границей, особенно хорошо заметной на киле.

364-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Хонингтон

Группа летала на P -51 D , поступив­ших 28 июля 1944 года. Все машины были без камуфляжа с полным набором элементов быстрой идентификации.

Литеры, обозначающие эскадри­лью, располагались нетипично, за опознавательным знаком. Литеры на­носили белой краской поверх черной геометрической фигуры, которая так­же обозначала эскадрилью: 383-я эс­кадрилья - круг (N2), 384-я - квадрат (5 Y ), 385-я - треугольник (5Е).

Признаком группы был белый кок и 12-дюймовая белая полоса с голубы­ми горизонтальными штрихами на носу фюзеляжа.

479-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Уоттисхем

Группа получила «Мустанги» Р-51 D 13 сентября 1944 года. Самолеты были без камуфляжа. Как обознача­лись самолеты группы неизвестно. Есть данные только по кодовым и цве­товым обозначениям эскадрилий: 434-я (L 2, красный), 435-я (J 2, желтый), 436-я (9В, черно-белая клетка).

Разведывательный отряд

Отряд состоял из самолетов, выде­ленных из состава эскадрилий 8-го воз­душного флота. Поэтому машины не­сли соответствующие своей эскадрилье кодовые обозначения.

1-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 385-й истребительной эскадрильи 364-й истребительной группы (5Е). Буква, обозначавшая са­молет в составе эскадрильи, помеща­лась на киле. Киль имел тонкий крас­ный кант. Кок красный, за ним следо­вала белая 12-дюймовая полоса.

2-й разведывательный отряд включал самолеты 354-й истреби­тельной эскадрильи 355-й истреби­тельной группы (WR ). Над буквами WR проходила горизонтальная чер­ная полоса, а верхняя половина по­лосы на носу фюзеляжа перекраши­валась в зеленый цвет.

3-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 354-й истребительной эскадрильи 55-й истребительной груп­пы (CL ). На носу помещалось обозна­чение 55-й группы. На руле направле­ния находилась бело-красная клетка.

Передние кромки хвостового оперения выкрашены в красный цвет.

7-я группа фоторазведки (Photographic Recon Group - PRG )

С января 1945 года группа оснаща­лась самолетами F -6 D . Кок винта си­ний, на высоте выхлопных патрубков вдоль всего капота проходила красная полоса шириной около 30 см.

С весны 1944 г. 8-я воздушная армия США была временно отстранена от выполнения стратегических задач и вместе с Бомбардировочным командованием КВВС переориентирована на другие цели, получив приказ действовать в тактическом амплуа для поддержки предстоящего вторжения в Европу. Только после этого она могла вновь приступить к стратегическим полетам и нанесению ударов по Германии.


4 января 1944 г. тяжелые четырехмоторные бомбардировщики «Боинг» В-17 и «Консолидейтед» В-24 в последний раз вылетели на задания в составе VIII бомбардировочного командования США. В этот день 8-я и 15-я воздушные армии были объединены под централизованным командованием, а именно в составе новых Стратегических ВВС США (СВВС США) с штабом в Буши-Холл. На деле это преобразование представляло собой реорганизацию 8-й воздушной армии США. 22 февраля VIII бомбардировочное командование, в свою очередь, переименовали в 8-ю воздушную армию, и оно перестало существовать как прежний корпус.

Генерал Карл Спаатс вернулся в Англию, чтобы возглавить СВВС США. Одновременно генерал-майор «Джимми» Дулиттл передал командование 15-й вздушной армией генерал-майору Натану Е Туайтингу и принял новую 8-ю воздушную армию в Хай-Уикоме. Подход Дулиттла отличался простотой и прямотой: «Выиграть войну в небе и отрезать врага на поле боя». Спаатс и Дулиттл намеревались задействовать СВВС США в программе хорошо координированных налетов на вражеские объекты в рамках операции «Аргумент». Усилия американцев в дневное время предстояло поддержать ночными действиями Бомбардировочного командования, цель же состояла в том, чтобы как можно быстрее раскромсать и раскрошить на мелкие кусочки немецкую авиапромышленность.

К середине 1944 г. 8-я воздушная армия США, применительно к живой силе, достигла численности свыше 200 тыс. военнослужащих, поднявшись до пиковой отметки; она включала 40 групп тяжелых бомбардировщиков, 15 групп истребителей и четыре группы самолетов специализированной поддержки. Такое положение дел позволяло 8-й армии на постоянной основе отправлять на задания более 2000 четырехмоторных бомбардировщиков и более 1000 истребителей сопровождения в один день разом к нескольким целям. Внутри СВВС США как целого командования основной вклад в наступательные действия в небе Германии, прозванные «Большой неделей», внесла 8-я воздушная армия. Истребители сопровождения целенаправленно уничтожали перехватчиков Люфтваффе, когда немецкие пилоты-истребители пытались сбивать бомбардировщики, выполнявшие задания по бомбежке мощностей немецкой самолетостроительной промышленности. Тяжелые бомбардировщики 8-й армии также отправлялись в полеты глубоко в сердце Германии, совершая дневные рейды на Берлин.



«Консолидейтед» B-24D «Либерейтор»

491-я бомбардировочная группа /8-я воздушная армия США, Норт-Пикенгем, Норфолк, 1944 г.

В каждую группу «Либерейторов» входил один ярко раскрашенный самолет для облегчения формирования строя группы над СК до того, как машины пересекут Ла-Манш или Северное море на пути к заданным целям. Перепрофилированные из «измученных войной» машин, такие невооруженные воздушные суда, выполнив задачу по сбору группы, возвращались затем на свой аэродром.

Экипаж: 10

Силовая установка: 4 х 895-квт. (1200 л.с.) радиальных поршневых двигателя «Пратт-энд- Уитли Туин-Уосп» Макс, скорость: 488 км/ч Радиус действия: 1730 км Практический потолок: 8540 м Габариты: размах крыльев 33,53 м; длина 20,22 м; высота 5,49 м Масса: 32 296 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 1 (обычно 3) х 12,7-мм пулемета в носу, плюс по 2 х 12,7-мм пулемета в надфюзеляжной, хвостовой и убирающейся шаровой турелях; 2 пулемета бортового размещения к хвосту от миделя; до 3629 кг бомб



«Боинг» B-17F «Флаинг Фортресс»

388-я бомбардировочная группа/8-я воздушная армия США, 1944 г.

Данный B-17F 29 февраля 1944 г. приземлился в Ринкаби в нейтральной Швеции и позднее использовался страной как 14-местный пассажирский самолет с соответствующими опознавательными знаками. Так с 6 октября 1944 г. перепрофилированный в гражданский транспортник боевой самолет начал служить мирным целям.

Экипаж: 8-10

Силовая установка: 4 х 895-квт. (1200 л.с.) радиальных поршневых двигателя «Райт Циклон» Макс, скорость: 475 км/ч Радиус действия: 2071 км Практический потолок: 10 975 м Габариты: размах крыльев 31,6 м; длина 22,8 м; высота 5,85 м Масса: 25 400 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 12 х 12,7-мм пулеметов; 7983 кг бомб


1-я АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ (МАЙ 1945 г.)

Часть Штаб Группы

1-е бомб крыло Бассингбурн 91-я, 381-я, 398-я бомб. гр.

40-е бомб, крыло Терли 92-я, 305-я, 306-я бомб. гр.

41-е бомб, крыло Молсуорт 303-я, 379-я, 384-я бомб. гр.

94-е бомб, крыло Поулбрук 351-я, 401-я, 457-я бомб. гр.

67-е истреб. крыло Уолкот-Холл 20-я, 352-я, 356-я, 359-я, 364-я истреб. гр.


Тактические рейды

До союзнического вторжения во Францию в июне 1944 г. тяжелые бомбардировочные группы из состава 8-й воздушной армии осуществляли тактические налеты в рамках подготовки, а затем и обеспечения тактической поддержки союзническим сухопутным силам в районе вторжения и далее в глубь континента от береговых плацдармов. Летные экипажи оказывали кроме того помощь десантной операции по штурму Арнема в Нидерландах в сентябре 1944 г., а также атаковали немецкие сухопутные войска в ходе «Битвы вклинения» на исходе того же года.

Такие задания, однако, дорого обходились личному составу, и 50 процентов потерь ВВС армии США во Второй мировой войне приходились на долю 8-й воздушной армии: 26 000 убитых и свыше 21 000 раненых. Вклад 8-й армии, а также размах союзнических операций в Европе лучше всего выражаются в факте присвоения военнослужащим ВВС 17 «Почетных медалей», 220 крестов «За выдающиеся заслуги» и442 000 «Медалей военно-воздушных сил». В 8-й воздушной армии служил 261 ас-истребитель, 31 из которых записал на свой счет свыше 15 сбитых вражеских самолетов.


Последние налеты

Последний рейд 8-й воздушной армии состоялся 25 апреля 1945 г., когда В-17 устроили налет на завод по выпуску вооружений «Шкода» в Пльзени, в Чехословакии, а В-24 атаковали железнодорожные объекты вокруг запасного логова Гитлера в Берхтесгадене, тем временем 15-я воздушная армия наносила удары по горным перевалам с целью воспрепятствовать попыткам немецких войск выбраться по ним из Италии.

После окончания войны в Европе некоторые боевые части стали перебрасываться на Тихий океан. Штаб 8-й воздушной армии прибыл на Окинаву 16 июля 1945 г., но сама 8-я армия так и не послужила на Тихоокеанском ТВД.



«Де-Хэвияяенд Москито» PR.Mk XVI

653-я бомбардировочная эскадрилья (легк.) /8-я армия ВВС армии США, У отгон, Норфолк, 1944 г.

Данный самолет применялся для метеоразведки и визуальной оценки результатов бомбометания после налетов. Как и положено самолету- разведчику из частей аэрофотосъемки, машина покрашена в синий цвет с черно-белыми «полосами вторжения» на нижней поверхности фюзеляжа, а ее принадлежность к ВВС армии США выражается в государственной символике, красной хвостовой части и опознавательных знаках 653-й бомбардировочной эскадрильи на горизонтальном руле стабилизатора.

Силовая установка: 2 х 1253-квт. (1680 л.с.) двигателя «Мерлин 72» Макс, скорость: 668 км/ч Радиус действия: 2400 км Практический потолок: И 000 м Габариты: размах крыльев 16,52 м; длина 12,43 м; высота 5,3 м Масса: 6490 кг пустого

Связан не только с историей освоения Северной Америки англичанами в XVII веке, но и имеет непосредственное отношение к истории Англии середины XX века. В Саванне начала свою историю Восьмая воздушная армия США, дислоцированная в Англии во время Второй мировой войны. А сейчас здесь находится авиационный музей – .

2. История Восьмой воздушной армии США началась 2 января 1942 года на авиационной базе в городе Саванна, что в штате Джорджия. 8 января был получен приказ создания Американских воздушных сил на Британских островах (U.S. Air Forces in the British Isles, USAFBI).

8-я воздушная армия прибыла в Англию летом 1942 года, постоянно наращивала численность боевых групп и радиус их действия, отправляясь ко все более удаленным целям и нанося стратегические бомбардировки немецкой территории. Укомплектованная тяжелыми бомбардировщиками дальнего радиуса действия, Eighth Air Force должна была уничтожать ключевые объекты немецкой промышленности. 17 августа 1942 года бомбардировщики В-17 нанесли сильный удар по французскому городу Руан, впервые применив метод дневного прицельного бомбометания.

К концу 1943 года американская авиация наносила удары по всем объектам военного значения в удерживаемых немцами районах Западной Европы и в самой Германии. Американские самолеты бомбили Берлин, Кельн, Магдебург, Дрезден, Мангейм, Ганновер и Гамбург. В результате налетов резко сократилось производство горючего и смазочных материалов, а немецкие ВВС терпели значительный урон.

К середине 1944 года Восьмая воздушная армия стала самой большой армадой в истории. Одномоментно в воздух могло подняться более двух тысяч четырехмоторных бомбардировщиков и тысяча истребителей. За эту мощь Восьмая воздушная получила прозвище Mighty Eighth – Могучая Восьмая.

К середине апреля 1945 года стратегическая воздушная война окончилась, когда части восьмой и пятнадцатой воздушных армий не имели больше стратегических целей для бомбардировок. Военно-воздушные силы армии США были переориентированы на снабжение сухопутных войск вплоть до капитуляции Германии.

В Корейской войне стратегические силы 8-ой воздушной армии участия не принимали, однако 27-я авиагруппа истребителей (27th Fighter Escort Wing) из состава Eighth Air Force участвовала в боях советскими самолетами МиГ-15.

В 1955 году обновляется авиационный парк стратегической авиации – бомбардировщики B-47 и заправщики KC-97 были заменены на реактивные бомбардировщики B-58 и B-52 и заправщики KC-135.

С 1965 года Восьмая воздушная армия принимала участие во Вьетнамской войне, используя базы на островах Гуам, Окинава и Таиланда. В декабре 1972 года массированная бомбардировка городов Ханой и Хайфон (известная как Christmas Day Bombing Campaign) заставила северо-вьетнамское правительство сесть за стол переговоров об окончании войны.

Восьмая воздушная армия США играла ключевую роль в начале операции Буря в пустыне. Поднятые с авиабазы Barksdale AFB, штат Луизиана, бомбардировщики B-52 нанесли удары по стратегическим объектам Ирака.

В настоящее время Могучая Восьмая входит в подчинение Глобального Ударного Командования ВВС США – Air Force Global Strike Command).

3. Музей расположен очень выгодно – на съезде 102 (Exit 102) трассы I-95, где с дороги видны самолеты-экспонаты. Перед музеем большая парковка со столиками для пикника в тени и кафе внутри здания, что делает Музей Восьмой воздушной армии не только интересным для изучения истории авиации США, но еще и удобной остановкой в пути из Атланты к побережью .

4. Советский реактивный истребитель МиГ-17А с усовершенствованным двигателем ВК-1А. В музее представлен самолет с серийным номером 1589, вооружённый двумя пушками НР-23 (23 мм) и одной Н-37 (37 мм). Двигатель ВК-1 (РД-45) - первый советский турбореактивный двигатель, производившийся серийно. Основан на британском двигателе Rolls-Royce Nene.

5. Эти истребители принимали участие во Вьетнамской войне, и в музее Mighty Eighth Air Force Museum самолет представлен в окраске военно-воздушных сил Северного Вьетнама.

6. Американский истребитель-бомбардировщик Макдоннел-Дуглас F-4С Фантом. Серийный номер 64-0815. Эти самолеты принимали активное участие во Вьетнамской войне, где советские МиГи были их основными противниками в воздухе.

9. Главный холл Музея Восьмой воздушной армии.

10. Бюсты героев.

12. Плакаты времен Второй мировой войны.

13. Американцы всегда будут сражаться за свободу!

14. Традиционная для музеев точка общественного питания оформлена в стиле английского паба.

12. Военные самолеты на военных лет.

17. Преемственность поколений стратегической авиации Mighty Eighth Air Force.

18. Один из элементов интерьера музея – раскрытый парашют.

19. В традиционном для американских музеев сувенирном отделе можно купить вот такие значки.

20. А также вот такие многозначительные нашивки.

8-я Воздушная Армия

Первые «Мустанги» (Р-51 В) поступили в ноябре 1943 года в 354-ю истребительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудовольствие у руководства 8-й воздушной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конфликт, 354-ю группу передали в распоряжение командования 8-й воздушной армии до 6 июня 1944 года. Благодаря этому обстоятельству, 9-я воздушная армия также смогла похвастаться несколькими знаменитыми асами.

Самолеты 354-й группы носили типичный камуфляж и элементы быстрой идентификации - белые коки винта с 12-дюймовой полосой перед выхлопным коллектором, а также комплект белых полос на крыльях и хвостовом оперении. Дополнительно самолеты несли буквенные обозначения (по схеме RAF), выполненные белой краской. Это обстоятельство касалось всех Р-51 8-й воздушной армии. Лишь самолеты без камуфляжа вместо белых букв несли буквы черного цвета. Особенностью самолетов был серийный номер, перенесенный из-под хвоста на киль. Номер делали по трафарету желтой (черной на самолетах без камуфляжа) краской. Номер состоял из пяти, шести или семи цифр. Первая цифра всегда обозначала последнюю цифру года, в которой данный экземпляр был заказан.

Р-51D из 6. FS(C), 2. ACG, весна 1945 года, Индия. Обратите внимание на восклицательный так на киле.

P-51D-20-NA из 45S. FS, 506. FG в ожидании подлета В-29, Иводзима. До этого самолет принадлежал 72. FS, 21. FG и имел номер 257. На носу видны остатки прежних цветных обозначений, на хвосте диагональные полосы голубого цвета.

Р-51D из 47. FS, 15. FG во время заправки в Сайпане перед вылетом на Иводзиму. На борту виден тактический номер.

Вехой в истории цветной системы обозначений самолетов USAAF можно считать 15 февраля 1944 года, когда 56-я истребительная группа объявила красный цвет цветом группы. Однако пилоты 4-й истребительной группы не согласились с этим, посчитав, что их группа, как самая старая группа 8-й воздушной армии, имеет право первой выбрать себе цвет. В результате, красный стал цветом 4-й группы, а 56-я группа выкрасила носы своих истребителей Р-47 в цвета эскадрилий: 61-я - красный, 62-я - желтый, 63-я - голубой. Позднее выяснилось, что Р-47 и Р-51 заметно различаются между собой, поэтому 56-я истребительная группа получила право использовать красную краску. В результате в 8-й воздушной армии красный стал цветом двух истребительных групп.

С 4 декабря 1943 года все тактические обозначения на Р-51, включая элементы быстрой идентификации, делались флуоресцентными красками. До той поры флуоресцентной краской наносили только опознавательные знаки.

Р-51D-2Q-NA из 462. FS, 506. FG, 20. AF, Иводзима. Обратите внимание на желтый фон под последними тремя цифрами серийного номера - это остаток прежней окраски самолета.

Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

Воздушная война в Германии Цель - уничтожить экономический потенциал противника и этим самым лишить его армию всего необходимого - была впервые достигнута на практике в гражданской войне в Соединенных Штатах Америки. В первую мировую войну эту же цель имела и блокада

Из книги Свастика в небе [Борьба и поражение германских военно-воздушных сил, 1939–1945 гг.] автора Бартц Карл

Военная экономика и воздушная война С середины 1943 года на военную промышленность Германии и военную экономику в целом стали оказывать большое влияние участившиеся налеты авиации противника. Главное место в программе строительства немецкой авиации с давних пор

Из книги Балканы 1991-2000 ВВС НАТО против Югославии автора Сергеев П. Н.

Глава 12 ВОЗДУШНАЯ МОЩЬ СОЮЗНИКОВ Чем дольше продолжалась война, тем большей и большей тенью нависала над Германией американская воздушная мощь. В 1939 году, перед самым началом войны, Соединенные Штаты имели приблизительно 500 самолетов армейской и морской авиации, а общая

Из книги Кожедуб автора Бодрихин Николай Георгиевич Из книги Р-51 «Mustang» Часть 2 автора Иванов С. В. Из книги Летчики на войне автора Чечельницкий Григорий Абрамович

8-я Воздушная Армия Первые «Мустанги» (Р-51 В) поступили в ноябре 1943 года в 354-ю истребительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудовольствие у руководства 8-й воздушной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конфликт, 354-ю группу передали в

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

354-я истребительная группа, 9-я воздушная армия - аэродром Бокстед (с 23 июня 1944 года разные базы во Франции) В течение долгого времени группа находилась в оперативном подчинении 8-й воздушной армии, поэтому ее описание помещено здесь. В состав группы входили 353-я (FT), 355-я (GQ) и

Из книги Авиация и космонавтика 2013 10 автора

15-я воздушная армия - Италия Вся английская истребительная авиация в Италии была собрана в составе 306-го истребительного крыла. Четыре группы крыла летали на Р-51В и D. Ни один «Мустанг» крыла не имел камуфляжа. На Средиземноморском ТВД все одномоторные самолеты союзников

Из книги Смерш vs Абвер. Секретные операции и легендарные разведчики автора Жмакин Максим

5-я воздушная армия- Филиппины, Окинава Р-51 с каплевидным фонарем состояли на вооружении двух истребительных групп 5-й воздушной армии: 3-й авиагруппы и 71-й группы тактической разведки. Самолеты поступили в конце 1944 года. Ни одна машина не имела камуфляжа.Перед высадкой на

Из книги Воздушная война над СССР. 1941 автора Корнюхин Геннадий Васильевич

Глава вторая. Армия пополняется, армия учится Весной и ранним летом 1943 г. среди офицеров воздушной армии все чаще и чаще слышалось: «Нашего полку прибыло». И может быть, тогда самым трудным для командования был вопрос о том, где разместить новые летные части: аэродромов

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

Воздушная война над Вьетнамом С момента Тонкинского инцидента осенью прошлого года американский флот держал в Южно-Китайском море Оперативное Соединение 77, состоящее из 3 ударных авианосцев и кораблей сопровождения. В ответ на налеты Вьетконга на американские базы в

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

Великая воздушная гонка Владислав Морозов Из Англии в АвстралиюРазвитие авиации в первые десятилетия XX века происходило в точности по законам всех остальных экстремальных видов спорта, а порой носило откровенно авантюрный характер. Сначала энтузиасты строили в

Из книги автора

Глава 4. Воздушная советская разведка Воздушная разведка занимала важное место среди остальных видов разведок и осуществлялась в тесном контакте с ними. К началу войны существовали армейская и корпусная авиаразведки. Первую составляли отдельные разведывательные

Из книги автора

Глава 3. Воздушная война в Заполярье

Из книги автора

«Небесное око»: воздушная разведка Как уже было упомянуто ранее, Первая мировая война привела к появлению самого эффективного средства наблюдения за противником - самолета. За период между двумя войнами эти поначалу неуклюжие крылатые машины стали более надежными и