История жанра антиутопии в литературе. Утопия и антиутопия

Представляю вашему вниманию 9 потрясающих книг, описывающих антиутопический мир будущего. Шокирующие, местами напоминающие нашу реальность и заставляющие задуматься 9 романов. Советую всем — читать.

1. О дивный новый мир

Действия романа разворачиваются в 2541 году в Лондоне. Все люди на земле живут в едином государстве, жители которого — общество потребления.В едином государстве правит технократия. Под запретом наука, искусство, религия. Есть только индустрия развлечений: синтетическая музыка, кино с примитивным сюжетом, электронный гольф. В этом мире нет чувств, отсутствует любовь. Даже дети здесь больше не рождаются. Все новые граждане появляются из пробирки. А для того что бы новый человек с самого рождения знал свое место и был рад жить в таком государстве, выращивают эмбрионы при разных условиях. Например тем кто в будущем будет заниматься физическим трудом дают мало кислорода, что бы умственные способности не развивались. Даже названия у всех каст разные и костюмы. В любой касте воспитывается восторг перед высшей и презрение к низшим кастам. Если у гражданина возникают психологические проблемы их легко решить с помощью наркотика — сомы.

Девиз общества Мирового Государства — “Общность. Одинаковость. Стабильность”.

2. 1984

Роман Джорджа Оруэла написан в 1949 году и описывает угрозы тоталитаризма. В последствии роман стал одним из самых популярных в мире романов антиутопий. Произведение “1984” было запрещено на территории СССР до 1991 года.

В мире 1984 года существуют всего лишь три государства: Океания, Евразия и Остазия, которые ведут между собой нескончаемую войну. Война осуществляет одну из целей правительства — сохранить общественный строй основанный на неравенстве, не допустить повышение уровня жизни людей. В Океании существует огромный аппарат подавления личности — министерство правды, которое занимается тем, что уничтожает правду и создает взамен нее свою “правильную” правду. Кроме этого существует полиция мыслей которая с помощью вертолетов, патрулей и встроенных в каждую квартиру телеэкранов круглосуточно следит за всеми гражданами. В Океании на каждом шагу присутствует идеологическое давление: плакаты с изображением Старшего Брата, который следит за всеми (ничего не напоминает? Большой Брат следит за тобой), абсурдные лозунги, государство вмешивается в личную жизнь и досуг жителей, их постоянно окружают слежки и доносы.

3. Мы

Роман-антиутопия Евгения Замятина был написан в 1920 году.

Действия романа разворачиваются примерно в 32м веке в Едином Государстве, в утопическом городе всеобщего счастья, а точнее городе тотального контроля над личностью. Здесь нет имен, все имена заменены на номера. Государство полностью взяло на себя заботу о гражданах и приковало их к счастью: к огромному, всеобщему, равному и обязательному. Жителям Единого Государства незнаком голод и холод, они не знают страданий, но вместе со всем плохим они не знают и хорошего — любви. Любовь сведена к случайным связям, которые тоже контролируются государством и на такие встречи выдаются гражданам разовые талоны. Создана новая наука — Детоводство. Дети не растут в семьях, их воспитывает Единое Государство, помещая в Детско — Воспитательные заводы под присмотр роботов.

4. 451 градус по Фаренгейту

В романе Рея Бредбери описывается общество опирающееся на массовую культуру потребительского мышления, в котором все книги подлежат сожжению; хранение книг является преступлением, а люди заинтересованные в сохранении книг и информации из них оказываются вне закона. Главный герой романа Гай Монтэг работает пожарным, не совсем таким пожарным как вы себе представляете. В романе пожарный — это человек сжигающий книги. Гай добросовестно выполняет свою работу будучи уверенным, что работает на пользу человечества. Но однажды, поддавшись каким то внутренним чувствам он не сжигает одну книгу, а берет ее с собой домой. С тех пор он разочаровывается в идеалах общества, становится изгоем и присоединяется к подпольной группе маргиналов, которые для спасения книг заучивают их полностью для передачи потомкам.

5. Рассказ Служанки

Действия романа Маргарет Этвуд происходят в будущем в тоталитарном государстве, где только одна женщина из ста способна иметь детей. Подходящих женщин отправляют в специальные лагеря. Таких женщин называют Служанками и они должны носить красную одежду. Они не имеют права владеть собственностью, любить, работать, читать, посещать вечеринки, гулять. Один раз в день они могут выйти за покупками, но разговаривать им не положено. Им остается только одна функция. Раз в месяц они встречаются со своим хозяином от которого и должны родить детей для представителей привилегированных слоев населения, чьи жены детей иметь не могут.

Служанка — это все лишь сосуд для воспроизводства.

6. Механическое пианино

Роман Курта Воннегута опубликован в 1952 году и повествует о недалеком будущем в котором ручной труд полностью заменен машинным. Повсеместное использование машин вызывает социальные противоречия между зажиточным верхним классом — инженерами и обслуживающим персоналом роботов — и нижним, чьи навыки были полностью заменены машинным трудом. Все акценты в книге направлены не на технические особенности, а на социальные аспекты которые больше всего беспокоят жителей города будущего.

7. Не отпускай меня

Роман 2005 года Кадзуо Исигуро. В романе описываются воспоминания главной героини Кэти, молодой женщины 30 лет о своем детстве и необычной школе-интернате. Действия происходят в антиутопической Великобритании в конце ХХ века, в которой люди клонируются для создания живых органов для пересадки. Именно Кэти и ее друзья по интернету и есть клоны для пересадки органов. В характерной для Исигуро манере правда становится ясной далеко не сразу и раскрывается постепенно, намеками.

8. Биологический материал

Роман-антиутопия ставший бестселлером написан шведской писательницей Нинни Хольмквист.

В романе описывается недалекое будущее. Цивилизованная европейская страна в которой общество делится на полезных и ненужных людей. Если гражданин к 50 годам не завел семьи и детей, которые являются вкладом во благо государства, он объявляется ненужным и перевозится в Отделение резервного банка биологического материала, где он живет в условиях дорогого дома престарелых, одновременно отдавая свои органы для других, нужных, людей. Государство считает что именно таким образом гражданин должен заплатить свой долг перед обществом.

Главная героиня, писательница Доррит Вегер, попадает в такое отделение, где в первые в своей жизни находит свою любовь….

9. Кысь

Постапокалиптическая антиутопия Т.Н.Толстой. В романе рассказывается о России после ядерной войны. Роман пронизан присущим русским людям сарказмом и иронией. Герои романа мутировавшие от радиации люди живущие среди таких же мутантов-растении и животных. В массах прежняя культура вымерла, ее носителями являются только “прежние” — люди жившие до взрыва. Главный герой — Бенедикт, после смерти матери остается под опекой “прежнего” Никиты Ивановича, который пытается приучить его к культуре, но все безрезультатно.

Автор

Варвара

Творчество, работа над современной идеей миропознания и постоянный поиск ответов

Василов Александр. 11 класс.

Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. (Евгений Замятин, роман «Мы»)
Без стабильного общества немыслима цивилизация. А стабильное общество немыслимо без стабильного члена общества. А при сильных переживаниях – притом в одиночестве, в безнадежной разобщенности и обособленности – какая уж могла быть речь о стабильности? (Олдос Хаксли, роман «О дивный новый мир»).

Свобода – в самом общем смысле, наличие возможности выбора. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Человек всегда будет стремиться к свободе, пониманию собственного «Я», достижению жизненных целей.
Проблемой, затронутой в моей работе можно считать вопрос: что может произойти с человеком, когда он, поклоняясь абстрактно сконструированным идеалам, добровольно откажется от свободы личного самоосуществления и поставит знак равенства между несвободой и коллективным счастьем? Можно ли вообще найти счастье в несвободном обществе? В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы, анализируя и сравнивая два антиутопических произведения: роман русского писателя Е.Замятина «Мы» и роман английского писателя О.Хаксли «О дивный новый мир».
Антиутопия (от греческого «anti» - против и «utopos» - места, которого нигде не существует), (англ. dystopia) – направление в художественной литературе, в узком смысле описание тоталитарного государства или общества, в широком смысле описание любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик. Антиутопией называется изображение вымышленного мира, которого не никогда не должно существовать. Весь антиутопический мир построен на логике, и человек уже не является личностью, он является социальной единицей. На самом деле в антиутопических произведениях просто не может существовать личности, ведь так называемое человеческое «Я» уничтожается, а вместо этого появляется «Мы». Люди не имеют право высказывать собственное мнение (хотя на самом деле в антиутопии его просто нет). В антиутопии все люди подчиняются некому ритуалу и играют в нем определенную роль. Антиутопическое общество ритуализировано. Там, где царит ритуал, невозможно какое-либо движение личности. Напротив, движение этой самой запрограммировано. Сюжетный конфликт возникает там, где личность отказывается от своей роли в ритуале, и предпочитает свой собственный путь. Внутреннюю атмосферу антиутопии составляет страх, страх главного героя не соответствовать правилам того общества, в котором он живет, страх быть не таким как все. Можно сказать, что антиутопия является попыткой человека заглянуть в будущее, попыткой предсказать, что может случиться с обществом при конкретном развитии событий. (Вполне логично, что советским литературоведением антиутопия воспринималась отрицательно, так как советская философия считала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя. Поэтому антиутопические произведения воспринимались как сомнение в этой теории, что во времена Советского Союза было неприемлемо.) На самом деле антиутопию достаточно часто сравнивают с научной фантастикой, но вот только антиутопия рассказывает о более реальных и легче угадываемых вещах. Научная фантастика скорее ориентируется на поиск иных миров, моделирование других реальностей. Несмотря на такое заметное различие этих двух жанров, элементы научной фантастики используются в антиутопии для сотворения мира, который описывается автором.
Утопия (от греческого «utopos» - «не место»; место, которого нет) – направление в художественной литературе, описывающее идеальное, с точки зрения автора, общества. Название жанра происходит от одноименного произведения Томаса Мора - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. На самом деле антиутопию как жанр определяет спор с утопией, считается, что утопия и антиутопия являются противоположностями. Антиутопия смотрится в утопию с горькой насмешкой. Утопия же не смотрит в сторону антиутопии, вообще не смотрит, так как видит только себя и увлечена только собой. Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал.
Граница между утопией и антиутопией – это граница между разумом и безумием, только остается определить, что именно можно считать в данном случае олицетворением разума, а что олицетворением безумия. Сравнивая утопию и антиутопию, можно выделить несколько пунктов, уделяя внимание которым можно определить отличия двух жанров:

  1. антиутопия отличается своей антропоцентричностью, в центре произведения находится конфликт социальной среды и личности;
  2. утопия ориентирована только на построение идеального общественного строя, личность в произведении не играет важной роли;
  3. утопия характеризуется верой автора в безупречность общественной модели, построенной им;
  4. автор антиутопии показывает читателю мир, в котором всячески уничтожаются какие-либо чувства. Автор описывает мир, которого просто не должно существовать.

Но, несмотря на достаточно большое количество отличий между жанрами, я предполагаю, что антиутопию можно считать логическим продолжением утопии, так как автор антиутопии развивает утопию дальше, смотрит на события реалистичнее, пытается заглянуть в будущее. Можно сказать, что антиутопия расплачивается за грехи, которые воплощены утопией. Время антиутопии продолжает время утопии, они одной породы. Леонид Геллер утверждал: «время утопии – это время исправления ошибок настоящего, качественно отличное, по меньшей мере, в замысле, - от настоящего». Из высказывания можно сделать вывод, что ошибки нельзя было исправлять или исправлять надо было иначе, так как исправление ошибок означает стремление к какому-то идеалу, стремление к идеалу означает появление утопии, а вот появление утопии влечет за собой появление антиутопии, что нельзя назвать хорошим явлением. Антиутопия и утопия образуют некий баланс, который, лично по моему субъективному мнению, можно назвать нашим современным миром, так как человечество стремится к идеалам, но в то же время пытается заглянуть в будущее, чтобы предугадать появление возможных проблем, которые могут возникнуть.
Есть такой термин «практопия» (литературный жанр, в котором, как в утопии описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признается неидеальность данного общества, что уже ближе к антиутопии (термин введен американским социологом Элвином Тоффлером)), который, по-моему, лучше всего может описать реальное общество.
Антиутопический роман «Мы» является самым главным произведением Е. Замятина. Современниками роман был воспринят как злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего. Теперь данное произведение воспринимается как роман-предупреждение, антиутопия в чистом виде, которая помогает увидеть предположительное антиутопическое будущее глазами автора. В 1920 году Евгений Замятин писал роман «Мы» в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, с его вынужденной (а часто и неоправданной) жестокостью, насилием над личностью, в атмосфере распространенного убеждения о возможности скорого скачка прямо в коммунизм, поэтому роман может поразить своей жестокостью по отношению к личности человека. Роман долго не публиковали в России, но переводы на другие языки (английский, чешский, французский) появлялись во всем мире, начиная с 1924 года, когда роман был опубликован в Нью-Йорке. Почему не публиковали роман в России? Ответ на этот вопрос очень прост: критиками и литераторами роман был воспринят как клевета на советский строй и коммунизм, роман считался высмеиванием социалистического будущего. Через два года после написания романа, Е.Замятина арестовали, после чего он получает предписание о высылке за границу.
В анализе произведения я не буду уделять много времени сюжету романа, я не буду пересказывать роман, я буду пытаться ответить на вопросы, которые поставил в начале моей работы. «Мы» является памяткой о возможных последствиях бездумного технического прогресса, превращающего в итоге людей в пронумерованных муравьев, роман является предупреждением о том, куда может привести наука, которая оторвалась от нравственного и духовного начала в условиях всемирного, можно так сказать, «сверхгосударства» и торжества технократов.
Для того чтобы начать анализировать роман, я обратился к самому понятию «антиутопия». В узком смысле антиутопия ведь является описанием тоталитарного государства, поэтому отчасти можно согласиться с мнением критиков, которые утверждали, что «Мы» высмеивает социалистическое будущее, но лично мне кажется, что автор романа не собирался высмеивать коммунизм, он пытался предположить, что может произойти с человечеством, если люди перестанут стремиться к развитию своего внутреннего мира, перестанут быть личностями. С точки зрения логики, когда люди перестанут быть личностями, они станут жить, руководствуясь только основными инстинктами. Такие индивидуумы перестанут думать о самовыражении, повышении на работе, философии, так как всё это показывает какое-либо различие между людьми. Такая система жизни, в конце концов, приведет, как мне кажется, к построению антиутопического общества, в котором люди будут стремиться к одной цели (неважно какая это цель). Вот тут уже невольно встает вопрос о свободе такой личности, нужна ли свобода такому человеку? НЕТ! Конечно авторы антиутопических произведений, говорят, что, будучи несвободным нельзя стать счастливым, но я думаю, что люди, которых описывает Замятин в своем произведении, абсолютно счастливы, хоть и счастливы они по-своему. Конечно, с позиции нормального человека всё вышесказанное звучит, по крайней мере, необычно и глупо, но сейчас я пытался рассмотреть только «плюсы» (очень сомнительные) и «минусы» личности в антиутопическом обществе, которое описал Замятин в своем романе «Мы». Я смею предположить, что в романе Замятина описан наиболее рациональный подход к построению футуристического общества (да и вообще антиутопия удивляет своей логичностью, в то время как утопия является своего рода сказкой о счастливом будущем). Замятин продемонстрировал читателю достаточно парадоксальную ситуацию, когда человечество, пытаясь достичь всеобщего счастья, лишило людей свободы. Единое Государство, которое создал писатель в романе «Мы», поражает своей технической развитостью, но в то же время удивляет жестоким поведением по отношению к людям, живущим в этом государстве. Можно поставить себя на место жителя Единого Государства и представить себе жизнь, в которой нет никакого свободомыслия, нет самовыражения, нет чувств. Сложно. Я бы даже сказал, что невыносимо. После прочтения романа «Мы», я понял, что такое общество (антиутопическое) может существовать, только если не будет факторов, указывающих на то, что человек является личностью, а не одним из массы. Поэтому появление такого общества невозможно, так как достичь коллективного счастья для всего мира, навязать это счастье, просто нельзя, ведь никто не знает, в чем оно заключается для другого.
Роман великого английского писателя О.Хаксли «О дивный новый мир» был написан в 1932. Хаксли отмечал, что темой книги является не сам по себе прогресс науки, а то, как этот прогресс влияет на личность человека». В сравнении с другими произведениями антиутопистов роман Хаксли отличает материальное благополучие мира, не ложное, фальсифицированное богатство, а действительно абсолютное изобилие, которое, что может показаться странным, в конечном итоге приводит к деградации личности. В своем романе Хаксли пытался изучить человека как личность, а не как социальную единицу, поэтому роман более чем другие произведения такого жанра актуален, так как основной упор идет на состояние человеческой души. Анализируя роман Олдоса Хаксли, можно найти достаточно много схожего с романом Евгения Замятина «Мы», но об этом я расскажу немного позже. В своём романе Хаксли продемонстрировал мир, в котором личность каждого человека «усечена» до размеров, подвластных подчинению и программированию. Особое внимание хочется уделить процессу появления детей в «О дивном новом мире». В произведении люди не растут, а выращиваются. (Сразу вспоминается замятинское «детоводство»). Еще до рождения детей распределяют на высших и низших, путем своеобразного химического воздействия на зародыши, ускоряя таким образом темпы роста человека, наделяя его каким-либо качествами. Это абсолютно правильно с точки зрения логики, но если взглянуть на этот аспект с другой точки зрения, то возникает вопрос: кто дал право управлять будущей жизнью людей. Но самым ужасным моментом в процессе выращивания людей является, как мне кажется, так называемая гипнопедия. С помощью гипноза детям во время сна «вбивают» информацию, которую они должны усвоить. Высшие касты, такие как «альфа», после такого гипноза начинают ощущать превосходство над низшими кастами (эпсилон), которым внушают, что они умственно неполноценные и должны быть использованным для выполнения самой грязной и рутинной работы. Мне кажется, что само распределение людей по кастам может сыграть в антиутопичемском произведении достаточно важную роль. С одной стороны такой ход показывает, что в государстве, описанном в «О дивном новом мире», все направлено на упрощение жизни, но с другой стороны деление людей на классы противоречит понятию того, что в антиутопии все люди должны быть равны между собой, должны быть идентичными; ведь существование классов показывает некое различие между людьми в обществе. Несмотря на всю аморальность общественной жизни, которая описана в романе, Мировое государство достигает высот в науке. Но ведь темой книги является не сам по себе научный прогресс, а то, как этот прогресс влияет на личность человека. Сам О.Хаксли в своих трудах утверждал, что научные открытия означают великую революцию в истории человечества, но такая революция не может быть по-настоящему революционной. Революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире, а лишь в душе и теле человека. Попытка такой революции продемонстрирована в «О дивном новом мире». Можно сказать, что в романе людям пытаются привить любовь к рабству, которая может утвердиться только как результат внутриличностной революции. Для того чтобы осуществить такую революцию, в антиутопическом обществе, созданным О.Хаксли, изобрели и окрыли следующее:

  1. усовершенствовали методы внушения; еще до рождения детям прививают условные рефлексы;
  2. заменитель алкоголя или наркотиков, менее вредный и дающий большее наслаждение, чем известные до него виды (в данном случае таким заменителем является сома);
  3. надежная система управления людьми, которая позволит облегчить жизнь людей.

Если попробовать предположить, что могло бы случиться с « дивным новым миром» дальше, то можно увидеть только два пути развития такого общества. В одном случае, такой антиутопический мир мог бы существовать вечно, если ограничить влияние на мир извне, не прекращать навязывать жёсткую идеологию. В другом случае, такое общество просто развалиться со временем, устареет, так как человеческая личность не может развиваться в условии антиутопии, а если не развития личности, то нет и развития общества. Олдос Хаксли продемонстрировал читателю роман, в котором он описал возможную угрозу цивилизованному обществу. Такую угрозу автор «О дивного нового мира» видит в движении к стирающей личность «гармонии» (несвобода = коллективное счастье) и в росте массового потребления. Хаксли, как и все писатели антиутописты, пытается предупредить общество о возможном лишении человека собственных желаний, чувств, мыслей, даже свободной жизни. Хаксли по-новому переосмыслил понятия «личность» и «свобода», что позволяет нам лучше понять его взгляды на жизнь и на общество.
При прочтении двух романов («Мы» и «О дивный новый мир») первым делом в глаз бросается тот факт, что оба произведения похожи между собой. Можно предположить, что роман «О дивный новый мир» обязан своим появлением произведению «МЫ», потому что роман Евгения Замятина был написан в 1921, когда как роман Олдоса Хаксли был написан в 1932 году. Оба произведения повествуют о бунте человека как личности против рационального, механизированного, бесчувственного мира, в котором находятся главные герои двух романов. Смею предположить, что тип общества в обоих романах одинаков, даже атмосфера обеих книг схожа. Только вот в романе Хаксли почти отсутствует какой-либо политический подтекст, который наблюдается в романе Замятина «Мы». Если начать разговор о проблеме коллективного счастья, затронутой в двух произведениях, то можно сказать, что Хаксли более точно описал путь навязывания счастья (хоть и своеобразного) каждому индивидууму, ведь коллективное счастье зависит от счастья каждого человека, что, как мне показалось, не учел Замятин. Может это может показаться странным, но мне показалось, что весь антиутопический мир лучше «сконструирован» автором «О дивного нового мира», хотя это можно объяснить тем, что роман «Мы» был написан раньше. Конечно, такие мелочи можно сравнивать бесконечно, но в основном я пытался отыскать некоторые схожие моменты для того, чтобы как-то обобщить идеи двух писателей антиутопистов двадцатого века. Главной идеей обоих авторов, скорее всего, была идея о том, как поведет себя свободная личность в несвободном обществе, в обществе с извращенным пониманием отношений между мужчиной и женщиной, с извращенным пониманием значения «истинного счастья». И оба автора пришли к выводу, что каждая идея свободного человека (или человека, которому свойственно самовыражение), если у такого человека нет сподвижников, погибает в антиутопическом обществе.
Конечно, антиутопического общества никогда не должно и не будет существовать, все это прекрасно понимают. Но, несмотря на этот факт, антиутопии всегда будут актуальны, так как люди всегда будут бороться против несвободы, они будут бороться за право самовыражения, за право быть личностью. Я пытался выявить особенности жанра антиутопии в литературе, сравнивая два антиутопических романа: роман русского писателя Евгения Замятина «Мы» и роман английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Пытался выявить какие-то общие черты в двух разных романах, и предполагаю, что мне это удалось. У писателей часто не совпадают точки зрения по каким-то конкретным вопросам, но, выполняя эту учебно-исследовательскую работу, сравнивая и анализируя произведения двух разных писателей из разных стран, я понял, что в вопросах свободы общества и свободы личности мнения писателей часто сходятся, так как каждый человек стремиться к свободе, стремится к постижению собственного «Я», каждый желает быть личностью.

    Введение...................................................................................................... 1

    Определение утопии и антиутопии.......................................................... 2

    Антиутопия в русской литературе........................................................... 3

    Антиутопия в зарубежной литературе..................................................... 6

    Таблица основных антиутопий XX века.................................................. 8

    Известные антиутопии............................................................................... 9

    Фильмы – антиутопии................................................................................ 10

    Вывод........................................................................................................... 12

    Список используемой литературы........................................................ 13

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Факультет текстиля и одежды

Антиутопия XX века

Выполнил:

студентка первого курса

Художественного проектирования

текстильных изделий

Цауне Диана

Проверил:

К.Ф.Н. Лебедева Алла

Санкт-Петербург 2009

Введение

Антиутопия как специфический литературно-философский жанр формируется и достигает своего расцвета в первой половине XX в., в период бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов, в которых человека пытались превратить в контролируемый "винтик" государственной машины. Все данные явления нашли свое отражение в литературном жанре антиутопии. Это не случайно, поскольку именно в антиутопии возможное выступает как сущее, идея становится реальностью, мечта превращается в действительность. Именно в XX веке в разных странах, почти одновременно, появляется множество произведений антиутопий, хотя многие исследователи практически единодушны, называя в качестве литературных источников жанра антиутопии "Путешествия Гулливера" (1726) Дж. Свифта, произведения Г. Уэллса, Дж. Лондона, Ф. М. Достоевского и т.д.. Следовательно, предпосылки образования нового жанра в искусстве были заложены за несколько веков до непосредственного появления, значит, эти авторы уже тогда видели возможность развития общества по представленной антиутопией модели, что говорит о невероятной глубине данного жанра и огромной важности его анализа. Жанр антиутопии изначально - предмет исследования философии, истории, социологии, политологии и позиционирует себя как роман – предупреждение. О чем хотят предупредить эти произведения? Тоталитарная система вовсе не заинтересована в развитии многогранных и ярких личностей, сводя разнообразие людей к различиям, обусловленным общественно полезными профессиями. Это не удивительно. Ведь чем духовно богаче человек, тем сложнее внушить ему достаточно примитивные идеологические догмы, уверовав которые он будет жить, и поступать во вред себе и в духовном, и в материальном смысле.Тоесть предупреждение романов – антиутопий состоит в том, что каждый человек должен совершенствоваться духовно, потому что именно боагый духовный мир позволяет человеку не только видеть какие-либо явления и принимать их, но и анализировать, самостоятельно делать выбор, мыслить широко, нестандартно, душа персонифицирует человека, делает его личностью. А личность в свою очередь порождает культуру, которая зачастую мешает становлению тоталитаризма. Ведь жива и действенна лишь та культура, что живет в душе человека. И чтобы подчинить человека (а через него и общество), надо уничтожить живую культуру – это задача тоталитарной системы, представленная в антиутопиях, которые описывая возможный ход событий предупреждают своих читателей. Антиутопия в литературе ХХ века как жанр, выразила тревоги и опасения людей «технического века».

Определение утопии и антиутопии

Утопия (греч. не, нет и место, буквально - «место, к-рого не существует») - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Характеризуется верой автора в безупречность модели.. Утопия - вымышленное об-во как воплощение произвольно сконструированного и зачастую статичного социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «утопия» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно необоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная о представлений о «золотом веке» древнегреч. поэта Гесиода (8-7 вв. дон. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона («Государство»), Августина («О граде божием»), итал. мыслителя 12 в. Иоахима Флорского («Комментарий к Апокалипсису»). Понятие «утопия» ввел Томас Мор. В русле утопии развивался вплоть до середины 19 в. социалистический общественный идеал (утопический социализм). После победы социалистической революции, реальных успехов в строительстве нового общества и в связи с общим кризисом капитализма в буржуазной идеологии и культуре, понятие «утопия» подверглось переоценке.

Антиутопии появились в виде романов - предостережений, сатирических притч, научной фантастики. Антиутопия - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. В антиутопиях, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. Антиутопия - идейное течение современной общественной мысли, которое в противоположность утопии ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить в жизнь справедливый общественный строй сопровождаются катастрофическими последствиями. государство и общество - вещи разные. И создатели антиутопий в той или иной степени описывают тоталитарное общество, в которой идеология несвободы, не ограничась реализацией внутри государственного аппарата, проникла на все уровни общественной и частной жизни. По мнению авторов антиутопий проблема несвободы реализуется внешними силами(чаще всего государством), она закладывается в души людей.

Антиутопия в русской литературе

Роман Евгения Замятина “Мы” и повесть Андрея Платонова “Котлован” представляют жанр “антиутопии” в русской литературе. Долгое время они были под запретом. Но теперь, прорвавшись сквозь толщу времени и увидев свет, произведения эти помогают нам осмыслить трагедию человека при тоталитарной системе, установленной в государстве.
Уже в 20-х годах эти писатели сумели рассмотреть грядущую трагедию. В своих книгах они рассматривают проблему будущего, проблему общечеловеческого счастья.
“Котлован” - предельно сжатый рассказ о закладке здания в городе и о недельном пребывании героев в близлежащей деревне. Но рассказ этот вместил в себя важные для Платонова философские, социальные и нравственные проблемы.
Так что же такое счастье для героев этого рассказа? Над планом общей жизни задумывается Вощев, главный персонаж “Котлована”.
«Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность»,
на что ему категорически заявляют, что “счастье произойдет от материализма, а не от смысла”. Вощев участвует в строительстве общепролетарского дома. Дом этот строит горстка энтузиастов, мечтающих о всеобщем счастье. Эти люди живут в нечеловеческих условиях и все-таки верят, что счастье есть, что оно возможно.
Весь смысл строительства общечеловеческого дома для героев “Котлована” в преодолении собственного эгоизма.
Люди отрицают себя, свои интересы ради будущего, ради мечты о новом человеке, о смысле жизни, о счастье детей и ждут, что вот-вот оно наступит, это “будущее неподвижное счастье”. И хотя мы понимаем, что строители действительно хотят сделать людей счастливыми, но что-то подсказывает нам, что это лишь мечты, которым не суждено сбыться. Эти люди строят утопический город счастья, но каждый их шаг разрушает надежды на чудо.
Пренебрежение к собственной жизни, забвение себя порождает такое же отношение к другим людям. Строителям будущего просто неведома идея самоценности каждой человеческой жизни. “Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь как ты. Ты вполне можешь не существовать” - вот такая эпитафия на смерть собрата.
На протяжении всей повести слово расходится с делом. Самые благие помыслы наталкиваются на неосуществимость. Чиклин заботится о девочке Насте, его любовь к ней, внимание, скорбь по умершим приходят в жестокое противоречие с тем делом, в которое он включился.
“Рабочий класс не царь, он бунтов не боится”, - самодовольно изрекает Чиклин. Однако скоро выясняется, что боится, и не только бунтов. Боятся всего. Вощев боится ночей и “сердечной озадаченности”; Прушевскому “дома грустно и страшно”; Козлов опасается, что его не примут в будущую жизнь, “ерли он представится туда жалобным нетрудовым элементом”.
И что же это за счастье, которого все хотят? Это единообразное для всех и неизменное счастье, остановленное и окончательное. Общепролетарский дом призван “организовать жизнь впрок для будущего неподвижного счастья”.
Окончательно надежды на счастье исчезают со смертью Насти. Девочка, как мне кажется, была для строителей олицетворением будущего, и вот ее не стало... Андрей Платонов доказывает, что только отношением к человеческой жизни может быть измерен и оправдан социальный эксперимент. “Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?”

Своеобразную картину будущего можно найти и в романе Е. Замятина “Мы”. Здесь Единое государство обеспечивает для всех “математически безоблачное счастье”. И хотя люди живут под ярким солнцем, в красивых стеклянных домах, заняты общим делом, хотя им не о чем беспокоиться, потому что у них есть все: еда, одежда, работа, крыша над головой, - они лишены свободы, у них нет даже собственных имен. Люди вместо имен носят золотые бляхи с присвоенным номером. Даже само понятие “человек” заменено понятием “нумер”. Люди, “счастливые нумера”, спят, едят, работают в одно и то же время, по раз и навсегда установленному порядку, они отказались от живых чувств, собственных стремлений, естественных желаний - от всего того, что делает одного человека непохожим на другого. И многие действительно считают, что в этом их счастье.
Рассказчик в романе Замятина, нумер Д-503, - “только один из математиков Единого государства”.
Идеал жизненного поведения - “разумная механичность”, а все выходящее за ее пределы - “дикая фантазия”. Вдохновение - “неизвестная форма эпилепсии”. К болезненным фантазиям относятся искусство, литература, наука, любовь и свобода. Налицо революционное вмешательство государство в строение личности. “Я” перестает существовать как таковое, - оно становится клеточкой общего “мы”, песчинкой коллектива, безликой частью толпы.
Название романа “Мы” символично. Это синоним однородной массы, толпы, стаи. Эпоха, породившая антиутопию Замятина, - время торжества безымянности, с печатью “военного коммунизма” и диктатуры.
В своем романе Замятин показывает, как сама человеческая природа не выносит безличного существования. Созревают заговор и восстание - за право на собственные чувства, за право вернуться к нормальной человеческой жизни. Но конец романа мрачен. Нумер Д-503 излечивается от приступов “болезни”: над ним совершают “Великую операцию” - удаление “центра фантазий” путем “троекратного прожигания Х-лучами “жалкого мозгового узелка”. Машина Единого государства сильнее. И теперь ее вин тик здоров: “Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты”.Тяжелый след в душе оставляет чтение романа “Мы”. Художественная пародия на “коммунистический рай” в виде сверхказармы под огромным стеклянным колпаком верно обозначила этапы советской истории на 70 лет вперед. Это напоминает “железный занавес” и Берлинскую стену, за которой находились “мы” - советские люди. Пронумерованные особи романа схожи с обитателями Архипелага ГУЛАГ, которые также обозначались номерами.
Произведения Замятина и Платонова приобретают особую актуальность в наше время. Читая их, понимаешь, насколько близко мы подошли к построению такого общества. Чем счастливее каждый человек, тем счастливее общество, в котором он живет. Что касается личного счастья, то здесь человек может и должен сам устраивать свою жизнь, творить свою судьбу. Но как сделать всех людей счастливыми? Что такое общечеловеческое счастье? На эти вопросы ответ по-прежнему не найден... А бывает ли оно, общечеловеческое счастье?

Антиутопия в зарубежной литературе

В зарубежной литературе к наиболее известным антиутопиям относятся “О дивный новый мир” О.Хаксли, “Скотный двор”, “1984” Дж. Оруэлла и "451градус по Фаренгейту" Рея Брэдбери.

Если говорить о произведении Брэдбери «451градус по Фаренгейту"то можно сказать, что автор романа выразил отношение к бездуховному обществу, которое променяло красоту и мудрость книги на индустрию удовольствий и беспамятство. Но в то же время напомнил всем нам притчу о птице Фениксе, которая сжигала себя на костре, но всякий раз возрождалась из пепла. Может быть, и мы, люди, перестанем сооружать погребальные костры из книг (а это делал Гитлер в 1938-1945 годах), перестанем вести войны, в пожарах которых сгорают библиотеки, перестанем травить тех, кто пишет правду.
Роман Брэдбери общечеловечен, он всем нам задает вопросы: «Почему мы разрешаем себя превращать в жующих жвачку парнокопытных? Почему мы разрешаем себя оболванивать недостойной литературой и псевдокультурой?» Но ответ дать может сам человек: «Я хочу служить книге, потому что я не желаю быть зомби и не допущу, чтобы мои дети и дети моих детей были зомби».

Что касается “Скотного двора» Дж. Оруэлла, то сказка-притча о животных, восставших против человека, обросла за десятилетия многочисленными толкованиями. Наиболее типичное и распространенное – политические аллюзии. В Советском Союзе «Скотский хутор» был издан через 42 года после его опубликования в Англии и сразу был однозначно воспринят как сатира на Советский Союз.

В “О дивном новом мире” О.Хаксли описывается мир далёкого будущего, в котором люди выращиваются на специальных заводах - эмбрионариумах и заранее поделены на пять различающихся по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» - крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» - полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа. В зависимости от касты младенцы воспитываются по-разному. Так, с помощью гипнопедии, у каждой касты воспитывается почтение перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. В этом обществе нет места чувствам, основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным». Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни - 60 лет. Регулярно, для поддержания хорошего настроения, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий. Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют - «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. В романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», что соответствует 2540 году н. э.

“роман с элементами сатиры. считается одним из известнейших произведений в жанре антиутопии, предупреждающим об угрозе тоталитаризма. Название романа, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом бойкота и травли со стороны левых кругов на Западе. Роман активно использовался западной пропагандой в качестве антисоциалистической сатиры. Однако роман показывает человеконенавистническую сущность как коммунизма в его вульгаризированном понимании, так и капитализма. Он направлен в том числе и на критику западного общественного устройства. В романе можно увидеть много черт не только тоталитарных режимов, но и современной автору буржуазной Англии. Сам писатель, бывший демократическим социалистом, заявлял, что «1984» не следует рассматривать в качестве критики социалистических идей. Напротив, в своём эссе «Почему я пишу» (1946) Оруэлл настаивал на том, что все его произведения, начиная с периода Гражданской войны в Испании, были «прямо или косвенно за демократический социализм, как я его понимал».

Таблица основных антиутопий XX века

Название

Проявление идеального общества в произведении

Проявление антиутопии в произведении

Олден Хаксли

«О дивный новый мир»

Все счастливы,все получают то,чего хотят и никто никогда не хочет того,что он хочет получить

Появление инакомыслящих,идущих против системы

Рой Брэдбери

«451° по Фаренгейту»

Создание идеального общества без живой мысли,без любви,без семейного счастья

Главный герой нарушает закон, становится носителем книжной мудрости,уходит с себеподобными в лес

Джордж Оруэлл

«Скотный двор»

Создание равноправного общества среди животных скотного двора,без человека,с помощью тяжелого труда

Хряки заняли привилигированное положение, нарушили законы, которые сами сочинили,а остальные животные работали на них как рабы

Евгений Замятин

Идеальное машинное общество,антипод счастья,все подчинено разуму,номера вместо имен,одинаковая униформа, созданная из нефти еда,индивидуальность утрачена

Существование зеленой стены,за которую выходит Д-503,таит в себе притягательность для тех, кто хочет жить по другому,а за зеленой стеной жизнь свободного человека вне закона, вне режима,вне вне назначения

Андрей платонов

«Котлован»

Из последних сил люди роют котлован для дома в котором будут жить их дети и внуки. Бригада свято верит в светлое будущее после постройки дома-городка

Непосильная работа, плохие условия жизни обрекают людей на гибель

Известные антиутопии

Евгений Замятин «Мы»

Олдос Хаксли «О дивный новый мир!»

Джордж Оруэлл «1984»

Джордж Оруэлл «Скотный двор»

Герберт Уэллс «Когда спящий проснётся»

Джек Лондон «Железная пята»

Станислав Лем «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»

Ян Вайсс «Дом в тысячу этажей»

Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»

Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Андрей Платонов, «Чевенгур», «Котлован»

Братья Стругацкие «Хищные вещи века», «Обитаемый остров»

Владимир Войнович «Москва 2042»

Курт Воннегут «Механическое пианино или Утопия 14»

Фильмы – антиутопии

Метрополис - режиссёр Фриц Ланг (1927)

Альфавиль - режиссёр Жан-Люк Годар (1965)

THX 1138 - режиссер Джордж Лукас (1971)

Бегство Логана - режиссер Майкл Андерсон (1976)

Бегущий по лезвию - режиссёр Ридли Скотт (1982)

4 - режиссёр Майкл Рэдфорд (1984)

Новые амазонки - режиссёр Юлиуш Махульский (1984)

Кин-дза-дза! - режиссёр Данелия, Георгий Николаевич (1986)

Бразилия - режиссёр Терри Гиллиам (1985)

Письма мёртвого человека - режиссёр Константин Лопушанский (1986)

Они живут - режиссёр Джон Карпентер (1988)

Крепость - режиссёр Стюарт Гордон (1992)

Судья Дредд - режиссёр Дэнни Кэннон (1995)

Город потерянных детей - режиссёр Жан-Пьер Жене, Марк Каро (1995)

12 обезьян - режиссёр Терри Гиллиам (1995)

Гаттака - режиссёр Эндрю Никкол (1997)

Темный город - режиссёр Алекс Прояс (1998)

Шоу Трумена - режиссёр Уир, Питер (1998)

Матрица - режиссёры Энди и Ларри Вачовски (1999)

Эквилибриум - режиссёр Курт Виммер (2002)

Особое мнение - режиссёр Стивен Спилберг по одноимённому рассказу Филипа К. Дика (2002)

Код 46 - режиссёр Майкл Уинтерботтом (2003)

Окончательный монтаж - режиссёр Омар Наим(2004)

FAQ: Часто задаваемые вопросы - режиссёр Карлос Атанес (2004)

The Island - режиссёр Майкл Бэй (2005)

Эон Флакс - режиссёр Карин Кусама (2005)

V - значит вендетта - режиссёр Джеймс Мактиг (2006)

Дитя человеческое - режиссёр Альфонсо Куарон (2006)

Безумный Макс, часть 2. Воин дороги - режиссёр Джордж Миллер (1981)

Безумный Макс, часть 3. Под куполом грома - режиссёр Джордж Миллер (1985)

Город Эмбер - режиссёр Гил Кинан (2008)

Обитаемый остров - режиссёр Фёдор Бондарчук (2009)

Рипо! Генетическая опера - режиссёр Даррен Линн Баусман (2008)

В XX веке появились произведения, авторы которых пророчески предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность. Идеи социализма, спроецированные в будущее, давали неожиданную и довольно безрадостную картину. Произведения такого плана получили название “антиутопии”, в противовес утопическим произведениям прошлого. В антиутопиях, основанных также на раскрытии разных сторон жизни так называемого “идеального общества”, мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, чтобы проследить движение разума и показать чувства человека, претерпевающего на себе законы этого общества. Именно в этом случае увиденное “изнутри” оказывается вовсе не столь совершенным, каким могло показаться пришельцу, человеку постороннему, оно являет рядовым членам общества свою неприглядную изнанку. Таким образом, антиутопия личностна, так как критерием “подлинности”, совершенства идеального мира становится субъективный взгляд одного человека, в то время как утопия довольствуется утверждением безличного “всеобщего счастья”, за которым незаметны слёзы отдельных обитателей утопического государства. Намерения утопистов, мечтающих о всеобщем благоденствии, о решении вековых проблем социальной несправедливости, о совершенствовании действительности, поистине благие, но именно этими намерениями вымощена дорога в земной ад. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты быстро приходят к тому, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на самого себя, ограничить потребности, заставить думать по шаблону, определяющему изначально, что есть добро и что есть зло. Однако, как оказалось, человека легче изуродовать, даже убить, чем переделать, в противном случае это уже не человек, не личность. Именно личность становится камнем преткновения для любых утопистов, стремящихся расправиться со свободной волей индивидуума. Поэтому конфликт личности и тоталитарной системы становится движущей силой любой антиутопии, позволяя опознать её черты в самых различных, на первый взгляд, произведениях. В отличие от утопии, то есть идеального общества, антиутопии проливают свет на эпоху, в которой они появились, отражают ее страхи и надежды, ставят человека перед нравственным выбором.

«Какие ценности из тех, в которые свято верили наши деды, можно было теперь воспринимать всерьез? Патриотизм, религия, империя, семья,святыня брака, продолжение рода, воспитание, честь, дисциплина – теперь каждый в мгновение ока мог поставить все это под сомнение. Но к чему приходишь, отвергнув такие непреложности?»

Джоржд Оруэлл

Список используемой литературы

www.wikipedia.org/wiki/Антиутопия

Философский словарь - ред. И.Т. Фролова. Политиздат, 1981

Евгений Замятин «Мы», АСТ МОСКВА, 2008

Джордж Оруэлл «Скотский хутор», Таллинн, «Периодика», 1989

  1. Шпаргалки Зарубежная литература

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Традицию надежды и превратить её в настроение отчаяния. Моральная... жанра антиутопии и их отражение в английской и американской литературе . Расцвет антиутопии приходится... человеческое сердце, человеческая чувствительность, понятия о приличии, смирение и...

  2. Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем

    Реферат >> Философия

    ... отражения , как понятия , концепции, теории, гипотезы. Зачастую в философской литературе ... логических категорий, составляющих её духовную сущность. Проявлениями... , в социальных утопиях и антиутопиях , в разнообразных социальных движениях современности...

  3. Основы информатики (7)

    Шпаргалка >> Информатика

    ... == Понятие информации,классификация и свойства ==В литературе можно найти... её модернизацию. Конфигурацией компьютера называют... в современном искусстве. Ещё в середине 1980-х годов сформировался... (1909) изобразил всемирную автоматическую систему, обслуживающую...

Может обозначать и , что какое-то имеющееся, весьма несовершенное общество и является как раз осуществлением самых высоких социальных мечтаний.
Антиутопические настроения сквозят уже в сатирических произведениях Дж. Свифта, Вольтера, С. Батлера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честертона и др. Однако цельные А. появляются только в нач. 20 в., когда на историческую арену выходят и национал-социализм, возникают тоталитарные режимы, становится реальной угроза новой мировой войны. Популяризации жанра А. в дальнейшем способствовало и обострение глобальных проблем. Типичными А. являются романы Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый » и «Обезьяна и », Дж. Оруэлла «Ферма зверей» и «1984», А. Кёстлера «Мрак в полдень», Л. Мэмфорда «Миф о машине», Р. Хейлбронера «Исследование видов человечества на будущее», М. Янга «Возвышение мерито-кратии», У. Голдинга «Повелитель мух» и др. К А. примыкают романы-предупреждения Дж. Лондона, К. Чапека, А. Франса, Р. Брэдбери, А. Азимова и др., описывающие опасности, подстерегающие общество в будущем.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНТИУТОПИЯ

идейное течение совр. обществ. мысли на Западе, которое, в противоположность утопии, отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого обществ. строя, а также, как , исходит из убеждения, что любые попытки воплотить в жизнь справедливый обществ. строй сопровождаются катастрофич. последствиями. В аналогичном смысле в зап. социологич. литературе употребляются также понятия «дистопия», т. е. искажённая, перевёрнутая , и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. - плохой, злой и - ) . А. получила распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, которая была воспринята мн. представителями бурж. интеллигенции как того, будто любые утопич. социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был лаконично сформулирован Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит , терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» (О. Хаксли приводит это в качестве эпиграфа к своей А., см. «The Brave New World», L., 1958 , p. 5) . Подобная стала лейтмотивом всей последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ. мысли 20 в. , согласно которой утопия является насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к тоталитарному строю, а любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.

Наиболее известными и типичными А. являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный новый мир» и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла, «Механич. апельсин» и «1985 год» Э. Бёрджесса, «Возвышение меритократии» М. Янга, «Повелитель мух» У. Голдинга и мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны некоторые публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» А. Кёстлера, «Последняя ночь мира» Ч. Льюиса, «Миф о машине» Мэмфорда, «Исследование видов человечества на будущее» Р. Хейлбронера и т. п. В этих антиутопич. соч. проявились враждебность к марксизму и социализму и смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технич. революции, стремление защитить традиц. бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде утопий эта сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в «массовом обществе», с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей в условиях гос.-монополистич. капитализма.

Формально А. ведёт своё происхождение от сатирич. Дж. Свифта, Вольтера, У. Ирвинга, С. Батлера, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от острой критики социальной действительности антагонистич. общества А., напротив, является сатирой на демократич. и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий строй и выливающейся в прямую либо косвенную апологию антагонистич. общества. В этом же состоит и принципиальное между А. и т. н. романом-предостережением, к которому обращались в своём творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р. Мерль, П. Буль и многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не мнимых опасностей. А. представляет собой типичное т. н. кризисного сознания совр. бурж. общества. Антиутопич. тенденция в обществ. мысли выливается в отречение от прогрессивных социальных идеалов, от демократич. и гуманистич. традиций прошлого, для неё характерен историч. . В совр. условиях А. на Западе несколько утрачивает своё , ибо её негативное к социальным идеалам не оправдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках привлекательных для масс позитивных идеалов бурж. идеологи всё чаще прибегают к попыткам воскрешения различных либерально-реформистских и радикальных утопий.

Бердяев Н., Смысл истории, Берлин, 1923 ; А р а б-О г л ы Э. А., В утопич. антимире, в сб. : О совр. бурж. эстетике, в. 4, М., 1976 ; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г. , «Иностр. литература», 1979 , JV« 7; H u ? 1 е у A. L., Brave new world revisited, L., 1958 ; Amis К., New maps of hell, N. Y. , 1960 ; Cioran E. M., Histoire et Utopie, P., 1960 ; W a l s h G h., From Utopia to nightmare, N. Y. , 1962 ; H i I 1 e g a s M. R., The future as nightmare, N. Y. , 1967 ; Коestler ?., The ghost in the machine, L., 1975 ;

Э. А. Араб-Оглы.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНТИУТОПИЯ

течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина («Мы»), О. Хаксли («Этот прекрасный новый мир», «Обезьяна и сущность»), Дж.Оруэлла («Ферма животных», «1984 год»), А. Кёстлера («Мрак в полдень»), Л.Мэмфорда («Миф о машине») и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму, как идеализируемое будущее, не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "АНТИУТОПИЯ" в других словарях:

    Антиутопия … Орфографический словарь-справочник

    Современная энциклопедия

    Самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе… … Новейший философский словарь

    Англ. anti Utopia; нем. Anti Utopie. Идейное течение современной обществ, мысли, к рое в противоположность утопии ставит под сомнение возможность достижения соц. идеалов и установления справедливого обществ, строя. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 дистопия (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Антиутопия - АНТИУТОПИЯ, современное течение общественной мысли, которое ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить эти идеалы в жизнь сопровождаются катастрофическими последствиями … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Утопия — дивный, сказочный мир

Литературный жанр «утопия» — рассказ об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны

Слово «утопия» греческого происхождения (u - частица НЕ, topos - место, т.е. «место, которого нет»). Впервые повесть об такой замечательной стране и жизни в ней создал английский мыслитель ХV века Томас Мор. Произведение, так и называющееся «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», увидело свет в 1516 году.

Список лучших и наиболее известных книг-утопий

  • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год
  • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год
  • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год
  • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы
  • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год
  • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год
  • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год
  • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год
  • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год
  • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы

Литературный жанр «антиутопия» — рассказ об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки

Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий

  • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год
  • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год
  • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год
  • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год
  • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год
  • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы
  • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год
  • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год

В чём разница между утопией и антиутопией?

Отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо
В утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках.
Утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности
Утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно

Германские нацисты и русские коммунисты были уже очень близки к нам по методам, но у них не хватило мужества разобраться в собственных мотивах. Они делали вид и, вероятно, даже верили, что захватили власть вынужденно, на ограниченное время, а впереди, рукой подать, уже виден рай, где люди будут свободны и равны. Мы не такие. Мы знаем, что власть никогда не захватывают для того, чтобы от неё отказаться. Власть - не средство; она - цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть (Джордж Оруэлл «1984»)