Кто купил картину спаситель. Конфликты и противоречия, связанные с найденной картиной леонардо да винчи


На днях должен был состояться аукцион, самым важным лотом на котором стала картина Леонардо да Винчи «Спаситель Мира». Полотно назвали «самым большим открытием XXI века», «Мужской Моной Лизой». Историю ее обнаружения можно назвать почти что детективной.



Леонардо да Винчи написал «Salvator Mundi» («Спаситель мира») около 1500 года. Поначалу оно принадлежало королю Англии Карлу I, о чем свидетельствуют записи в инвентарных книгах того времени. Затем следы полотна были утеряны. Картину обнаружили только в середине ХХ века, однако искусствоведы в один голос заявляли, что это не подлинник да Винчи, а работа одного из его учеников. Манера изображения лица и волос Иисуса не соответствовала технике Леонардо.

Из-за этого на аукционе «Кристис» эта картина ушла с молотка всего за 45 фунтов стерлингов. В 2004 году ее новым владельцем стал Роберт Саймон – эксперт и ценитель старинных полотен. Именно у него зародились сомнения относительно «Спасителя мира».


Реставратор Диана Модестини (Dianne Dwyer Modestini) вспоминает, с каким трепетом в 2007 году она снимала верхние слои краски на картине: «Мои руки дрожали. Я шла домой и не знала, не сошла ли я с ума» .

Эксперт в области живописи Ренессанса Мартин Кемп отмечал: «Было совершенно ясно, что это тот же человек, который создал Мону Лизу. Это такой сверхъестественный вихрь, как будто волосы - живое, движущееся вещество или вода, так писал волосы Леонардо» .


Картина «Спаситель Мира» в аукционном доме Christie"s. | Фото: dailymail.co.uk.



«Спаситель мира» является последней картиной Да Винчи, которая находится в частной, а не музейной коллекции. Нынешний владелец картины российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев планирует выручить за нее не менее 100 миллионов долларов.

Масло/Доска (1499)

Описание

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу...

«Спаситель мира» - картина Леонардо да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет. Не исключено, что одна из них и есть сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный кем-то из его мастерской.

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.
В 1982 г. картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписываетсяФранческо Мельци или Марко д’Оджоно. В 1999 г. картина была продана на аукционе «Сотбис» за $332 000.

Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевыГенриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 г. в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 г. его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 г. Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке. В 1900 г. его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монферрат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.
«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 г. наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Детали реставрации не раскрываются. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США, причём только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами согласился признать авторство Леонардо. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах».
Хотя Карло Перетти и оспаривает атрибуцию этой картины Леонардо, по предварительным оценкам, рыночная стоимость нью-йоркского «Спасителя» уже может достигать $200 млн.

НЬЮ-ЙОРК, 16 ноября. /ТАСС/. Картина кисти Леонардо да Винчи "Спаситель мира" (Salvator Mundi) продана в среду на аукционе Christie"s в Нью-Йорке за $400 млн. Как сообщила газета The New York Times , вместе с отчислениями аукционному дому итоговая цена лота составила $450,3 млн.

По информации издания, картину продавал трастовый фонд российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который в 2013 году приобрел ее за $127,5 млн у швейцарского арт-дилера Ива Бувье. Имя нового обладателя шедевра Леонардо да Винчи не разглашается.

На полотне размером 64,5 см на 44,7 см, долгое время считавшемся утраченным, запечатлен Христос в небесно-синем одеянии, правой рукой благословляющий, а левой удерживающий прозрачный шар. Перед торгами уникальное произведение оценивалось в $100 млн.

Шедевр из королевской коллекции

Как отметил эксперт по творчеству Леонардо да Винчи Люк Сэйсон, картина, возможно, была написана для французского королевского дома и попала в Англию после женитьбы Карла I на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году. Тогда же мастер Вацлав Холлар, видимо, по приказу королевы сделал с полотна гравюру.

Картина числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, она находилась в личном кабинете короля. После 1763 года следы картины теряются, пока ее не приобрели в 1900 году в сильно поврежденном виде для частной коллекции.

В 2007 году картина была отреставрирована в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. На следующий год группа международно признанных экспертов по творчеству Леонардо да Винчи изучала полотно в Национальной галерее в Лондоне и сравнивала манеру письма с другой известной работой мастера "Мадонна в скалах".

По мнению одной группы экспертов, "Спаситель мира" относится к концу миланского периода творчества Леонардо да Винчи в 1490-х годах, когда мастер писал знаменитую "Тайную вечерю". Другая группа экспертов считает, что картина написана несколько позднее, в 1500-х годах, во флорентийский период творчества Леонардо да Винчи.

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию). Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» — последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500, 65.7×45.7 см

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины — включая пол и даже регион проживания — сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» — 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году — 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» — 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».

Здесь есть два аспекта. Первый касается живописных качеств этого полотна, и это вопрос к искусствоведам. С точки зрения культуролога, защитившего диссертацию по культурологическим аспектам арт-рынка, могу сказать, что дороговизна обусловлена тем, что произведений Леонардо Да Винчи, сохранившихся до наших дней, осталось всего около двадцати. И большая часть – в музейных собраниях.

Это полотно - фактически единственное, находившееся в частных руках. Потому что музейные работы Леонардо крайне маловероятно когда-либо попадут на рынок. Такие картины даже на временные выставки вывозятся с очень большим трудом. Они фактически невыездные из-за возможного риска и сложностей, связанных с логистикой, суммой страховки.

Как именно эта работа оказалась на рынке и почему это стало возможным? В 1958 году на Sotheby"s ее продали за 45 фунтов. Какое-то время авторство Да Винчи над этой работой было утрачено. Ее относили кисти одного из его последователей или учеников. И только в середине 2000-х она была выкуплена с аукциона и после проведенной исследовательской работы было вынесено решение, что автор все же Леонардо. Поэтому такая продажа стала возможной.

Но опять же, почему эта работа продалась за такую сумму? Потому что есть аукционный рынок и нашелся покупатель, готовый заплатить такие деньги. Леонардо – это не только величайший мастер эпохи Возрождения, но многие столетия вообще в массовом сознании художник номер один (пока в XX веке его слегка не подвинули Ван Гог, Пикассо и Дали), ключевая фигура западноевропейской картины мира.Не могу сказать точно, кто ее купил. Она была продана на аукционе Christie"s покупателем, пожелавшим остаться неизвестным, то есть продажа была произведена по телефону через сотрудника аукциона. Что в дальнейшем он будет с ней делать? Думаю, в ближайшее время вряд ли будет на ней спекулировать. Это бессмысленно, все равно ни один музей в мире себе не сможет позволить это приобрести, хотя многие могут надеяться получить ее рано или поздно от таинственного магната в дар или на хранение.

Что в дальнейшем он будет с ней делать? Думаю, что в ближайшее время он вряд ли будет на ней спекулировать. Он будет ждать следующего момента. Но ни один мировой музей себе не сможет позволить это приобрести. И спекулировать вещью, которая побила рекорд стоимости, тоже представляется затруднительным.

Если немного знать рынок, ничто из этого не является загадкой. Такая покупка делается для легитимизации крупной коллекции, частной или музейной. Некоторые мировые музеи вполне могут это себе позволить, поскольку часть из них оперирует государственными бюджетами – но им в большинстве случаев это просто не нужно. Я не исключаю, что это может быть очередная покупка Дубая, но это с большей вероятностью крупный частный коллектор. До смерти нового владельца ни о какой перепродаже речи идти не может, но скорее всего мы увидим картину через год-два на открытии нового частного музея или как часть крупного лона в уже существующий.

Ответить

В Дубае мусульмене их картина с сюжетом спасителя мира не заинтересует. Покупатель либо европеец либо американец. что вероянее всего. Куплена она в за такую сумму только в силу своей исключительности и как редкая находка кисти всем известного автора, так и за сюжет. нет других полоте Леонардо с изображением Спасителя. точнее были версия, что именно он нарисовал плащаницу для Турина, а точнее изначально для дома Медичи, пока не были произведены исследования по ее подлинности. Скорее всего подобные попытки у него были и отражены в этом полотне. на самом деле Леонардо не величайший художник эпохи Возрождения, а уж тем более не небожитель. Он исследователь и в принципе по своему времени больше шоу мен, нежели храмовый художник. Именно своим цинизмом и ипотажем он приобрел себе земную славу, отличавшую его от других художников своего времени. Картина куплена на пике цены спекулировать на ней ближайшие 50 лет будет просто невозможно. но видимо человеку очень близок дух Леонардо, раз он в нее вложился. Каждый видит Спасителя по своему, видимо этот образ подходит больше всего покупателю

Ответить

Сам Дубай не заинтересует, но у Дубая есть соглашение с Лувром по выкупу подобных вещей, если они доживают до публичных торгов. Обычно просто не доживают. Тут могли пропустить чтобы сделать событие, почему нет.