Мера должна быть во всем. Эссе на тему во всем нужна мера О новой роли библиотек

О сочувствии и заботе. Правильно советуют, но позвольте дополнить: прося, знайте меру и будьте готовы иногда слышать такое же прямое «нет». Сейчас расскажу почему.

Моя бабушка с юных лет усвоила, что все вокруг толстокожие чурбаны, и всегда прямо говорила, что её не устраивает и что окружающие должны делать, чтобы облегчить ей жизнь. Довольно быстро эта хрупкая, нежная и трепетная женщина стала домашним тираном.

Когда моя мама была подростком, бабушка крала её дневники (не школьные, а личные, содержащие все девичьи тайны и спрятанные под подушку или в шкаф), а потом устраивала показательные скандалы на тему «да как ты можешь так думать, я теперь не могу уснуть, раз ты обиделась из-за такой мелочи». Мы все были подростками и знаем, как могут ранить «мелочи», но бабушка, видимо, вылупилась сразу старой брюзгой и впадала в истерику, встретив со стороны дочери малейшее непонимание.

Когда я была подростком, я знала, что домой нужно вернуться строго после школы. Не потому, что меня могут ограбить и изнасиловать в тёмной подворотне, а потому, что бабушка будет волноваться, а когда (не если, а когда!) на меня всё-таки нападут, её бедное сердце может не выдержать. Всё это говорилось много раз с дрожащими губами и пузырьком успокоительного в руках.

Когда я выбиралась на встречи с друзьями, бабушка требовала оставить адрес и телефон места, куда я иду. Эта нормальная, в сущности, просьба (мобильников-то не было) обставлялась как в театре. Подробно объяснялось, как она будет волноваться, как трудно ей не знать, где мы и с кем, как тяжело ей, такой заботливой, жить среди нас, бессердечных тварей. Конечно, в разгар веселья она звонила узнать, как там «её девочка», и если в 11 лет «девочка» с этим мирилась, то в 14 я просто перестала говорить, куда иду. Всё равно будут слёзы и мольбы «быть чутче», так какая разница?

В 14 лет я рассталась с единственной подругой, она меня очень обидела, было невыносимо тяжело. Скрыть это было невозможно, бабушка пришла с вопросами, я не выдержала и разревелась ей в подол. Вы в жизни не угадаете, как она меня «утешила». Стала рассказывать, что люди вокруг такие бессердечные, не то что она, она бы так никогда не поступила, ей больно даже смотреть на мои страдания… Через минуту она разревелась сама, пошла за каплями, и утешать пришлось уже ей. Сорок минут она, сморкаясь в платок, говорила о своих чувствах. Но причём тут я? Мне она не дала не то что выговориться, вообще проговорить дольше минуты. Поступок подруги давно забылся, дружбу мы восстановили, а бабушку, перебившую меня на полуслове, помню до сих пор.

Прошло 20 лет. На бабушкины просьбы и жалобы уже никто не реагирует. Попытки поговорить и объяснить, что если все вокруг бабушки живут «неправильно», то дело, скорее всего, в самой бабушке, заканчивались слезами и запахом валокордина.

Мы задолбались. Мы живём с постоянной оглядкой. Придумываем легенды о сданных экзаменах, верных друзьях, лёгких родах, здоровых детях. Не жалуемся, не откровенничаем, «держим лицо». Договариваемся, кто что и о чём врал, чтобы не подставить друг друга.

Каждые пять лет она подозревает у себя страшную болезнь. Каждый месяц она звонит и спрашивает, точно ли у нас не случилось ничего плохого, и просит ничего от неё не скрывать, а то она волнуется. Раз в три месяца она устраивает деду скандал с трёхдневным бойкотом за то, что он вышел за хлебом и не взял с собой телефон, а она за 15 минут чуть не сошла с ума, представляя, как под дверью его хватил инфаркт, но все думают, что он пьян, и обходят стороной. Тут бы похвалить бабушку за предусмотрительность, но… не хвалим. Деду искренне сочувствуем.

Недавно ей понадобилось пройти очень специфическое медицинское обследование в связи с подозрением на онкологию. Самое время волноваться, не спать ночами, держать бабушку за руку и всячески поддерживать. Накануне обследования мы собрались всей семьёй. И, знаете, сочувствия и жалости не ощущал никто. Бабушка сидела в комнате одна и пила валокордин, а мы спокойно обсуждали варианты дальнейших действий: кто будет ухаживать, на чьи деньги будем лечить, если диагноз подтвердится. Нам было грустно, мы надеялись, что всё обойдётся, и с облегчением выдохнули, когда диагноз не подтвердился, но волнения, переживаний не было вообще. Как будто мы обсуждали ремонт автомобиля. Ужасно писать об этом, но мы настолько задолбались годами слышать бесконечное «мне плохо, я волнуюсь, побудьте со мной, пожалейте меня», что в этой первой по-настоящему серьёзной ситуации у нас просто не хватило сил сопереживать и поддерживать. Они были исчерпаны много лет назад.

Иногда, если человеку кажется, что ему годами не дают столько внимания и заботы, сколько ему нужно, дело может быть не в слепоте окружающих, а в неуёмном аппетите. Редко, но бывает. Мораль такая: учитесь не только говорить о своих проблемах, но и слышать того, кто говорит о своих проблемах вам.

Во всем нужна мера! Права ребенка, что это значит? Должны ли у него быть какие-либо права? Мне кажется, что мы, родители, часто ошибаемся. Вроде бы у ребенка есть право на учебу, на личное пространство, на свободу действий. Но, почему же, родители вспоминают о правах ребенка только тогда, когда надо дать письменное разрешение учителю на то, чтобы наш ребенок мыл полы в классе или убирал листья на пришкольной территории? Почему же родители не вспоминают о правах, когда заставляют своего ребенка идти на изучение дополнительных иностранных языков, на две или три спортивных секции или кружка, на занятия по музыке. Почему родителям кажется, что их ребенок самый талантливый, самый умный, что можно решить все за него самого? Когда же мы сможем приучить наших детей к самостоятельности? Невозможно объяснить, почему дежурство в классе с мытьем парт стало запретным для ребенка, что это нарушает права маленького человека. Что же творится с нашими детьми? Каких трутней мы вырастим с такой постановкой вопроса? Да, я считаю, что у ребенка должно быть право выбора, чем ему больше хочется заниматься. Но все должно быть хорошо и в меру. А что получается у нас? В школах с ними работают социальные педагоги, психологи и т. д.

Приведу пример. Девочка-третьеклассница, хорошие любящие родители, но деточка очень не хочет учиться, поэтому до школы не доходит, если ее не приводят за руку. Посещая неоднократно социального педагога, девочке взбрело в голову, что родители плохо с ней обращаются, бьют, ругают. Соцпедагог дала ребенку телефон доверия, сказав, что у деточки есть право туда обращаться в любое время. Она тут же позвонила, сообщив о плохих родителях. По телефону сразу же провели воспитательную беседу с родителями. Но этим дело не ограничилось. Девочка узнала от соцпедагога, что, если родители будут с ней плохо обращаться, то её отдадут в интернат. Деточка снова позвонила по телефону доверия, заявив на собственных родителей, что с ней плохо обращаются. Теперь этот ребёнок в интернате, радуется жизни, творит, что захочет и также прогуливает уроки. Свобода! Родители в шоке, потому что и подумать не могли, что дите в третьем классе окажется таким… Не знают, что им теперь и делать, как отмыться от позорного пятна. Вот и подумайте, надо ли было ребенку давать столько прав? А ведь такие вещи происходят на каждом шагу. В наше время надо уже думать об ограничении этих самых прав и свобод. Человек - это звучит гордо! Но во всем нужна мера, надо воспитывать в наших детях чувство ответственности, надо четко разделять эти самые права и обязанности. В конце концов, надо чаще обращаться к произведению С. Маршака "Что такое хорошо и что такое плохо?" Надо поменьше идти на поводу у наших детей, надо заниматься их воспитанием, а не сваливать эту работу на детсад и школу. Советская система образования была самая лучшая в мире, не надо забывать об этом. Может быть, и воспитывала эта система так называемое "стадное чувство", но завидовал этому воспитанию подрастающего поколения и до сих пор завидует весь мир! И, по-моему, хватало всем детям и прав, и свободы. Были бесплатные секции и кружки, беспризорников почти не было, дети не оставались сиротами при живых родителях, спокойно гуляли на улицах наших городов!

Надо брать от старой системы все хорошее, пока еще живы те люди, у которых многому можно научиться! во

Во всем важна мера. (1)

Ни в чем никаких крайностей! (2)

Мерность во всем прекрасна. (3)

Так белое или черное? Длинное или короткое? Холодное или горячее? Что сказать? Выбирайте сами, но не забывайте о мере.

Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (4)

Человек — удивительное существо, он обладает бесконечной свободой выбора, которая уравновешена свободой само ограничения. Человеку можно все, ну, буквально все, что он захочет и на что достанет его возможностей. Сами представляете, что творилось бы на земле, если бы не было второго пункта и того, что создает потребность к ограничению: нормировочной этики, Принципа Ответственности и Принципа Необходимости.

Все мне позволительно, но не все полезно;

все мне позволительно, но ничто не должно

обладать мною. (5)

Человек — это канат, натянутый между животным

и сверхчеловеком, — канат над пропастью. (6)

Человек, в идеальном его варианте, — индивидуальная личность, имеющая свои цели и задачи, которые требуют того или иного от него и от внешнего мира строго по Принципу Необходимости, определяемого этими самыми целями и задачами. Принцип Необходимости вкупе с этическими нормами (универсальными законами, незнание которых не освобождает… — ну, вы помните) развешивают красные флажки на пути наших желаний, прихотей и похоти, потому как они способны нас завести куда угодно, в самые опасные трясины как черной, так и белой половины полноценности.

Даже в сфере духовного следует

сохранять благоразумие. (7)

Так вот, во всем, что бы мы ни делали, чем бы мы ни занимались, важна мера: насколько глубоко мы забираемся на ту или на другую половину и отклоняемся от заветного пути. Помните: мы придерживаемся золотой середины, идем по ребру медали.

Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги,

но сребролюбие, не слава, а тщеславие, а когда так, то в сущем нет

ничего злого, кроме злоупотребления, которое случается от нерадения

ума о возделании естества (душевных сил, и их доброт направлении). (8)

А теперь я обращаюсь к вам, чья расточительность так же безбрежна, как и алчность! Вам я говорю! Долго ли еще не будет такого озера, над которым не поднимались бы кровли ваших загородных домов, такой реки, чьи берега не были бы унизаны вашими домами? Где ни пробьются горячие ключи, там тотчас поднимутся новые пристанища роскоши. Где ни изогнется заливом берег, вы кладете основанья построек и, довольные только созданной руками почвою, гоните море вспять. Пусть повсеместно блистают ваши жилища, то на горах, откуда так широк вид на сушу и на море, то на равнине, но возносясь ввысь вровень с горами; сколько бы вы ни строили, как бы высоко ни строили, вы — только крошечные тела, и ничего больше. Зачем вам множество спален? Ведь только в одной вы ложитесь! А где вас нет, там все не ваше. (9)

Обжора роет себе могилу зубами. (10)

Абсолютно все стороны нашей жизни — еда, сон, работа, отдых, любовь, секс, спорт, развлечения, общение — должны подчиняться не только Закону Любви (Лекции №№ 2.2.4.-2.2.7), Принципу Необходимости (Лекция № — 1.2.3.), но и контролироваться нашим чувством меры (Теория Меры — Лекция № 2.2.3.6.). По-простому, в быту, это выражается элементарной фразой: «Все, хватит, остановись!». Она всегда звучит в голове у каждого в тот момент, когда вы действительно перегибаете палку. В эти моменты вы слышите все тот же Голос Совести (Лекция № 1.1.7.1.) или Твердое Да (Лекция № 2.1.2.1.) и вы обязаны ему подчиниться. Это и будет являться соблюдением ВАШЕЙ меры, потому что, как вы догадываетесь, у каждой индивидуальности она строго индивидуальна. Кому-то можно выкурить пачку сигарет, а кому-то и одна единственная противопоказана.

Сигара может послужить хорошим

суррогатом мысли. (11)

Писание не отнимает у нас ничего данного нам от Бога

для употребления, но обуздывает неумеренности, и исправляет безрассудность. То есть, оно не запрещает ни есть, ни рожать

детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и проч. Не запрещает даже

и думать об оном, ибо для того оно и сотворено; но запрещает

думать страстно. (12)

Бесстрастное размышление – инструмент объективного анализа. Страсть к чему-либо и страстные помыслы об этом – всегда повод для нарушения меры. Будьте внимательны к качеству вашей страсти, ее правомерности, ведь страсть страсти – рознь. Кто знает вашу меру лучше, чем вы сами? Кто может вам приказать что-либо, как не вы сами? Кого вы послушаетесь, как не голоса СВОЕЙ Совести? Она ведь гораздо лучше представляет ваши задачи и вашу меру, чем кто-либо другой, а зачастую даже лучше, чем вы сами.

Порицанья заслуживают и те, что всегда обеспокоены, и те, что всегда спокойны. Ведь и страсть к суете — признак не деятельного, но мятущегося в постоянном возбуждении духа, и привычка считать каждое движение тягостным — признак не безмятежности его, но изнеженности и распущенности. …Все должно сочетаться: и любителю покоя нужно действовать, и деятельному — побыть в покое. Спроси совета у природы: она скажет тебе, что создала и день и ночь. (13)

Должна ли любовь (особенно материнская) знать свою меру, или безмерная любовь – то, к чему нужно стремиться? Как много подарить сил, времени, денег, терпения, заботы, нежности? Как долго претерпевать ответные пренебрежение, хамство, издевательства? Все ли и всегда ли до лжно прощать? Не растим ли мы своей слепой любовью бездушных безответственных эгоистов? Может, уже настало время отпустить этого блудного сына поискать по свету лучшей доли: «Я тебя очень люблю, но всему есть пределы. Вот – Бог, вот – порог, поучись-ка, сынку, уму-разуму»?..

Вы орете на ребенка, наказываете его, пусть даже и за дело, и внутри вдруг четкое и ясное: «Стоп! Хватит!» Так что же вы продолжаете, да еще и ремень в руки берете? «Собака уж давно успокоилась, а хозяин все орал и орал»? (14) Вы пришли на званый обед, на столе столько всего вкусного… Ух, сейчас поедим!.. И начинается — не остановиться, а желудок-то давно сигнал подал: «сыт-с!». Доходит до того, что не можем вылезти из-за стола. Вспомните историю с легендарным Винни-Пухом. Вот и мы такие же. Нас приглашают в гости, мы устраиваем побоище, нас зовут на собрание, мы — «Даешь революцию!».

Не ешьте слишком много и не воздерживайтесь от еды,

не забывайте о сне, но и не спите лишнего; не терзайте свою

душу жестоким тапасом – занимайтесь йогой с твердостью,

не предаваясь унынию. (15)

Говорят: «русские меры не знают». Точно. Мы не едим, а обжираемся, мы не спорим, а деремся, мы не отдыхаем, а отрываемся, испытываем не чувства, а страсти, не едем, а летим, — и так во всем. «Если горе у нас, то без меры, если счастье, то в смертных боях, всякий бог до огромных размеров разрастается в этих краях…» (16) Вот и мотает нас от качественно белого к качественно черному. Что заслужили!..

Отличительное свойство русского ума состоит

в отсутствии понятия о границах. Можно

подумать, что все необъятное пространство нашего

отечества отпечаталось у нас в мозгу. (17)

Россия — страна максим. Вечная лихорадка. А мы все мечтаем о стабильной и качественной жизни, которая начинается только тогда, когда начинается мера, законоМЕРНОСТЬ- мера исполнения закона.

…Аттический пейзаж указывает, каким должен быть человек: хорошо сложенным, немногословным, чуждым чрезмерной роскоши, сильным и вместе с тем способным обуздать свою силу и удержать в пределах фантазию. Иногда аттический пейзаж приближается к границам строгости, но никогда не преступает их, оставаясь в пределах жизнерадостной, уступчивой серьезности. Его изящество не впадает в романтизм, равно как и сила его не впадает в грубость. Все здесь хорошо взвешено, хорошо рассчитано, достоинства не переходят в чрезмерность и не нарушают человеческой меры, останавливаясь именно там, продвинувшись чуть далее откуда, все это стало бы сверхчеловеческим или божественным. Аттический пейзаж не петушится, не витийствует, не переходит в мелодраматическую приторность и говорит только то, что нужно, с мужественной, спокойной силой. Сущность он излагает самыми простыми средствами. (18)

Каждый закон, каждый принцип, каждая норма имеет свои рамки и свои исключения, которые, как известно, далеко не всегда приводят к хорошему концу и при этом утверждают обозначенные границы. Не выходите за них хотя бы в своем внутреннем мире, и тогда хотя бы ваша жизнь будет протекать законоМЕРНО, т.е. с соблюдением морально-нравственных и правовых законов. А Жизнь нации складывается из Жизней ее отдельных представителей. Ведь это же так просто.

Кто отказался от излишеств,

тот избавился от лишений. (19)

— Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится совершенство, он должен стремиться к центру, а не к периферии. Запомни: можно быть строгим логиком или грамматиком и при этом быть полным фантазии и музыки. Можно быть музыкантом или заниматься игрой в бисер и при этом проявлять величайшую преданность закону и порядку. Человек, которого мы имеем в виду и который нам нужен, стать которым — наша цель, мог бы в любой день сменить свою науку или свое искусство на любые другие, у него в игре в бисер засверкала бы самая кристальная логика, а в грамматике — самая творческая фантазия. Такими и надо нам быть, надо, чтобы нас можно было в любой час поставить на другой пост и это не вызывало бы у нас ни сопротивления, ни смущения.

— Пожалуй, я понял, — сказал Кнехт. — Но разве те, кому свойственны такие сильные пристрастия и антипатии, не обладают просто более страстной натурой, а другие просто более спокойной и мягкой?

— Кажется, что это так, но это не так, — засмеялся мастер. — Чтобы все уметь и всему отдать должное, нужен, конечно, не недостаток душевной силы, увлеченности и тепла, а избыток. То, что ты называешь страстью, — это не сила души, а трение между душой и внешним миром. Там, где царит страстность, нет избыточной силы желания и стремления, просто сила это направлена на какую-то обособленную и неверную цель, отсюда напряженность и духота в атмосфере. Кто направляет высшую силу желания в центр, к истинному бытию, к совершенству, тот кажется более спокойным, чем человек страстный, потому что пламя его горения не всегда видно, потому что он, например, не кричит и не размахивает руками при диспуте. Но я говорю тебе: он должен пылать и гореть! (20)

Как верно.

Примечания:

  1. Подробнее см. Теорию Меры (Лекция № 2.2.3.6.).
  2. Будда.
  3. Григорий Синаит // Добротолюбие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С.370.
  4. Евангелие от Луки: 6, 37.
  5. Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам: 6, 12.
  6. Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. //Ницше Ф. Сочинения в 2 т. — М.: Мысль, 1990. Т.2, стр. 9.
  7. Шри Ауробиндо. //А.Б.Пурани. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. — СПб: АО «Комплект», 1994. Т.2, стр. 192.
  8. Максим Исповедник // Добротолюбие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С.300.
  9. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — М.: Худ.лит., 1986, стр. 190.
  10. Английская пословица.
  11. А.Шопенгауэр.
  12. Максим Исповедник // Добротолюбие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С.325.
  13. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — М.: Худ.лит., 1986, стр. 36.
  14. М.Жванецкий.
  15. Кришна.
  16. А.Иващенко и Г.Васильев. «Жизнерадостные горемыки».
  17. Борис Чичерин.
  18. Казандзакис Н. Отчет перед Эль Греко. – Лотос, 2005. С. 120-121.
  19. И.Кант.
  20. Г.Гессе. Игра в бисер. //Г.Гессе. Петер Каменцинд. Игра в бисер. — М.: Олимп; Издательство Астрель; Фирма Издательство АСТ, 2000, стр. 214. (курсив наш)

Тезисы:

¨ «Мерность во всем прекрасна».

¨ «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

¨ Человек обладает свободой выбора и свободой само ограничения.

¨ Человек, в идеальном его варианте, — индивидуальная личность, имеющая свои цели и задачи, которые требуют того или иного от него и от внешнего мира строго по Принципу Необходимости, определяемого этими самыми целями и задачами.

¨ Принцип Необходимости вкупе с Этическими Нормами призваны ограничивать человеческие желания, страсти, прихоти и похоти.

¨ Во всем, что бы человек ни делал, чем бы ни занимался, важна мера: насколько далеко в сторону он отклоняется от срединного пути. Помните: необходимо придерживаться золотой середины, идти по ребру медали.

¨ «Все, хватит, остановись!» Когда в ушах, в душе зазвучали эти слова, нужно остановиться.

¨ Стабильная и качественная жизнь начинается только тогда, когда начинается мера, законоМЕРНОСТЬ- мера исполнения закона.

¨ Каждый закон, каждый принцип, каждая норма имеет свои рамки и свои исключения, которые, как известно, далеко не всегда приводят к хорошему концу и при этом утверждают обозначенные границы.

¨ «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».