Сравнительная характеристика наполеона и кутузова в виде таблицы. Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас не только краткое сочинение-рассуждение о сравнительной характеристике Кутузова и Наполеона, но и таблицу, где обозначены такие критерии оценки, как внешность, черты характера, поведение, цели и другие важные аспекты.

(367 слов) Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» раскрыл образ народа. В это понятие вошли и дворяне, и крестьяне, и солдаты, и величайшие полководцы. В произведении автор не только создаёт захватывающий сюжет, показывая поведение народа в переломный момент, но и даёт свою оценку историческим событиям. Так, сравнивая двух полководцев –Кутузова и Наполеона, автор приводит читателя к причинам победы русских над «Великой» французской армией в ходе Отечественной войны 1812 года.

Наполеона Л.Н.Толстой сравнивает с ребёнком. Для него война – это игра. Полководца волнует не столько судьба его армии, сколько собственное величие. Все действия героя ненатуральны, ему свойственна «театральность поведения». Он считает, что вправе играть жизнями людей, ведь, по его мнению, именно он создаёт историю. Эта феноменальная уверенность в себе поначалу привлекала князя Андрея. Наполеон был его кумиром. Однако после встречи под Аустерлицем герой увидел в нём лишь маленького человечка, а не великого вершителя чужих судеб. Андрей понял, насколько ничтожны стремления этого полководца. Наполеон живёт позёрством, притворством, он словно играет для потомков. Автор негативно относится к этому историческому деятелю. Толстой никогда не мог принять жестокость и эгоизм императора, шедшего к власти по головам людей.

Совершенно иным предстает Кутузов – главнокомандующий русской армией. Это истинный полководец. Он переживает не за то, каким его запомнит история, а за главную ценность – жизнь солдат. Именно поэтому он принял на себя ответственность за решение оставить Москву врагу во время Отечественной войны 1812 года. Кутузов понимал, что не полководцы творят историю, а простой народ. Во время сражения он «не делал никаких распоряжений», а лишь наблюдал за состоянием своего войска. Он с добротой, с нежностью относится к своим солдатам. Также особое отношение Кутузов проявляет кАндрею Болконскому: после смерти старого князя он ласково говорит ему: «…Помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…». Полководец не ищет для себя славы на войне, он лишь заботится о счастье и покое русского народа.

Кутузов, в отличие от Наполеона, понимал, что исход сражения решают не оружие, не количество воинов, не расположение, а то чувство, которое есть внутри у каждого солдата. Это дух войска. Именно он решает то, чем закончится сражение. Невозможно руководить одному сотнями тысяч людей, которые идут на смерть. Главные задачи главнокомандующего – поддержание морального духа армии, забота о жизни каждого солдата. Поэтому именно дух войска стал одной из причин победы русских в Отечественной войне 1812 года.

критерий оценки кутузов наполеон
внешность тучный старик с насмешливым и ласковым взглядом и медленной походкой. выглядит неопрятно, не старается произвести впечатление, даже спит на заседаниях и плачет во время речи. потерял глаз в одном из сражений и ходит с повязкой. низкий и полный мужчина средних лет с маленькими руками, суетливой походкой и театральным выражением лица. одет с иголочки, тщательно ухаживает за собой, всегда стремится произвести эффект, даже когда смотрит на портрет сына.
характер добрый, отзывчивый и искренний человек не без слабостей (любит покушать и подремать, засматривается на женщин), но равнодушный к славе. истинный патриот и мудрый полководец, который выдвинулся талантом и умом, а не придворными интригами. самодовольный и напыщенный выскочка, который мстит императорам за то, что им власть дана происхождением, а не завоеваниями. тщеславный и эгоистичный полководец, который ценит славу больше человеческих жизней. равнодушен к семье, ведь, несмотря на один брак, заключил второй, не разрывая связи с женой.
поведение всегда стоит недалеко от боя, несмотря на старость. подбадривает и жалеет солдат до слез. чувствует личную ответственность за армию и отечество и за сдачу москвы винит себя. находится на приличной дистанции от сражения, перед боем любит производить драматический эффект и произносить патетические речи. солдат считает глиной, из которой он лепит историю, поэтому не особо интересуется их судьбой.
миссия спасти родину захватить европу и сделать себя ее владыкой.
роль в истории считает, что не имеет особой роли, поэтому почти не вмешивается в ход событий. считает себя центром мира и вершителем судеб, поэтому постоянно делает распоряжения, которые, впрочем, не исполняются.
отношение к солдатам искренне жалеет их в европе и выступает против вооруженного столкновения в аустерлице. горячо сочувствует им в россии и тяжело переживает потери. гонит своих солдат через всю европу, подвергая сограждан бесчисленным опасностям и не жалея их.
вывод кутузов — патриотичный и мудрый полководец, которому хватило опыта и знания жизни, чтобы вывести россию из трудного положения. наполеон — властолюбец и авантюрист, не лишенный таланта и ума. однако он слишком заигрался в императора и забыл, в чем состоит его долг перед народом. он вел страну к бесчисленным потерям, а не к процветанию.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является практически единственным историческим романом-эпопеей. Он детально описывает военные кампании 1805, 1809 годов и войну 1812 года. Некоторые читатели считают, что по роману можно изучать отдельные сражения в ходе истории. Но для Толстого не было главным рассказать о войне, как историческом событии. У него был другой замысел – «мысль народная». Показать людей, их характеры, раскрывающие смысл жизни. Людей не только простых, но и великих исторических деятелей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр, Багратион. Л.Н.Толстой дает конкретную характеристику Кутузова и Наполеона в «Войне и мире». Это открытое сравнение двух полководцев проходит через весь сюжет произведения.

Принцип контраста, взятый Толстым за основу, раскрывает в «Войне и мире» образы Кутузова и Наполеона как военных стратегов, показывает отношение к своей стране, к своей армии, к своему народу. Автор составил истинный портрет своих героев, не придумывая геройств и ложных недостатков. Они настоящие, живые – от описания внешности до черт характера.

Место героев в романе

На первый взгляд кажется, что Наполеону в романе отведено большее место, чем Кутузову. Его мы видим с первых строк до последних. О нем говорят все: и в салоне Анны Павловны Шерер, и в доме князя Болконского, и солдатском строю. Многие считают, что «…Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…» А Кутузов не появляется в целых частях романа. Его ругают, над ним смеются, о нем забывают. Василий Курагин насмешливо отзывается о Кутузове, когда речь идет о том, кто будет главнокомандующим в военных действиях 1812 года: «Разве можно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов!…человека дряхлого и слепого?.. Он ничего не видит. В жмурки играть…» Но здесь князь Василий признает в нем полководца: «Я уж не говорю о его качествах, как генерала!» Но Кутузов присутствует незримо, на него надеются, но не говорят об этом вслух.

Наполеон Бонапарт

Великий французский император Наполеон Бонапарт в романе представлен нам глазами его солдат, русского светского общества, русских и австрийских генералов, русской армии и самого Л.Н.Толстого. Его видение мелких черт характера Наполеона помогает нам понять этот сложный образ.

Мы видим Наполеона в момент гнева, когда он понимает, что его генерал Мюрат ошибся в расчетах и тем самым дал русской армии возможность победить. «Идите, уничтожьте русскую армию!» – восклицает он в письме своему генералу.

Мы видим его в момент славы, когда Наполеон с высоко поднятой головой и презрительной усмешкой оглядывает поле Аустерлица после сражения. Ему выстраивают раненых для осмотра, для него это очередной трофей. Он то ли с уважением, то ли с насмешкой благодарит русского генерала Репнина за честный бой.

Мы видим его в минуту полного спокойствия и уверенности в победе, когда он стоит на вершине холма в утро перед Аустерлицким боем. Непоколебимый, надменный, он поднимает «белую перчатку» и одним движением руки начинает битву.

Мы видим его в разговоре с Александром, когда тот приехал на встречу в Тильзит. Жесткое решение, неоспоримое никем, властный взгляд и уверенность в действиях дает французскому императору то, что хочет он. Тильзитский мир был непонятен многим, но Александр был ослеплен «честностью» Бонапарта, он не увидел холодный расчет и явный обман этого перемирия.

Отношение к французским солдатам Толстой показывает, не скрывая. Для Наполеона это всего лишь орудие, которое всегда должно быть готово к бою. Он не задумывается о людях вообще. Его цинизм, жестокость, полное равнодушие к жизни человеческой, холодный расчетливый ум, хитрость – вот качества, о которых говорит Толстой. У него одна лишь цель – завоевать Европу, захватить, именно захватить, Россию и покорить весь мир. Но не рассчитал свои силы Наполеон, не понимал он и того, что русская армия сильна не только гаубицами и пушками, а прежде всего верой. Верой в Бога, верой в русского человека, верой в народ единый, верой в победу России за русского царя. Исход Бородинского сражения стал для Наполеона постыдным поражением, разгромом всех его великих планов.

Михаил Иларионович Кутузов

В сравнении с Наполеоном – действующим, думающим молодым, но опытным императором Кутузов выглядим пассивным полководцем. Мы чаще видим его разговаривающим с солдатами, спящим на военных советах, не решающим категорично ход сражений и не навязывающим своего мнения другим генералам. Он действует по-своему. В него верит русская армия. Все солдаты за глаза называют его «Кутузовым-отцом». Он в отличие от Наполеона не кичится своим званием, а по-простому идет на поле не после сражения, а во время него, рука об руку воюет рядом со своими товарищами. Для него нет рядовых и генералов, все едины в борьбе за землю русскую.

При осмотре войск под Браунау Кутузов «с ласковой улыбкой» смотрит на солдат, и берет проблему отсутствия сапог на себя. Узнает он и Тимохина, которому дает отдельный поклон. Это говорит о том, что для Кутузова важен не чин, не звание, а просто человек с его душой. Толстой в «Войне и мире» Кутузова и Наполеона показывает в ярком контрасте именно в этом аспекте – отношении к своей армии. Для Кутузова каждый солдат – это личность, человек со своими склонностями и недостатками. Для него все важны. Он часто протирает глаза, полные от слез, потому что ему свойственно переживать за людей, за исход дела. Он волнительно относится к Андрею Болконскому, потому что любит его отца. С горечью принимает весть о смерти старого Болконского. Понимает потери и осознает неудачу под Аустерлицем. Принимает верное решение при Шенграбенском сражении. Основательно готовится к Бородинскому сражению и верит в победу русской армии.

Сравнение Кутузова и Наполеона

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, сыгравших важную роль в истории. У каждого была своя цель – победить врага, только шли они к ней разными путями. Л.Н.Толстой использовал разные средства для описания Кутузова и Наполеона. Он дает нам и внешнюю характеристику, и характер души, действие мысли. Все это помогает сложить полный образ героев и понять, чьи приоритеты для нас важнее.

время было необходимо Кутузову для того, что бы вывести обременённую обозами армию из- под удара в

трое превосходивших сил французов. Багратион справился с поставленной задачей.)

- Как ведёт себя Кутузов во время Бородинского сражения? (Кутузов на Бородинском поле не производит ни

каких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Один всё

понимает и знает, что по окончании сражения, зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер,

необходимо время.)

Кадр из фильма «Разговор Кутузова с Вольцогеном».

Учитель:значит Кутузов пассивен? (Это только кажется, что Кутузов во время Бородинского сражения –

пассивная личность. Да, Кутузов дремлет на военных советах, а в ходе Бородинской битвы одобряет или

порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова –форма

проявления его мудрой человеческой активности.)

- Почему Кутузов утверждает, при том один уверенно, что русские в Бородинском сражении одержали

победу над французами? (Кутузов заставил всех понять, что «сражение выиграно». «Победа

нравственная…» на «наполеоновскую Францию… под Бородином была наложена рука сильнейшего духом

противника…».)

(Кутузов руководствуется безошибочным охотничьим чутьём. Это чутьё подсказывает ему, что французское

войско при Бородине получила страшный удар, неизлечимую рану. А смертельно раненный зверь, пробежав

ещё в перёд и отлежавшись в укрытии, по инстинкту самосохранения уходит умирать домой, в свою

берлогу.)

Учитель:жалея своих солдат, свою обескровленную в Бородинском сражении армию, Кутузов решает

уступить Москву. Он один решает. Но возникает вопрос: а как же тогда точка зрения Толстого на роль

личности в истории? Как же Кутузов, своей единоличной властью принимает такое огромной важности

окружали люди, далёкие от народа. Среди них он был одинок, но только среди них.Маленькая крестьянская

девочка Малаша, сидя на печке и не понимая ничего из разговоров генералов, своим народным чутьём

военного совета, как бы представляет народную душу –путеводную звезду Кутузова в его деятельности.

Кадр из фильма «Военный совет в Филях».

Учитель:В чём проявился полководческий гений Кутузова и его патриотический подвиг на военном совете

в Филях? (Кутузов понимает, что отдать Москвунеобходимо для сохранения армии и спасения России, что в

Москве французские войска морально будут разлагаться, превратятся в мародёров, потеряют дисциплину:

«Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Нет сильнее тех двух воинов –терпения и

времени».)

Учитель:оставив Москву, Кутузов выигрывает войну. После оставления Москвы, старик Кутузов ночи

напролёт проводит без сна, ожидая гибели французов, не позволяя себе верить собственным надеждам и

снова и снова приходя к мысли, что Россия победит. Это человек спокойный, но не равнодушный, слабый

телом, но не духом. И понимания реальной сложности жизни предостерегает его от ошибок и он не

принимает поспешных действий и скоропалительных решений. Он ждал и дождался своего торжества.

Кадр из фильма «Сообщение об уходе Наполеона из Москвы».

Учитель:в чём величие и гениальность Кутузова как полководца, по мнению Толстого, во время

Отечественной войны 1812 года? (Кутузов не претендовал на роль всесильного и всёзнающего полководца, а

стремился к главному (с точки зрения Толстого) –руководить «духом армии», от которого зависил исход

главнокомандующего, так же, как в душе каждого русского солдата».)

(Кутузов понимал, что только совместные действия народа и армии приведут к разгрому наполеоновских

войск. Потому поддерживал партизанское движение. Он верно взвешивает на каждом этапе борьбы

Образы полководцев Кутузова и Наполеона, созданные в эпопее Толстого «Война и мир», - яркое воплощение толстовских принципов изображения исторических деятелей. Эти герои далеко не во всем совпадают со своими прототипами: автор «Войны и мира» не стремился к созданию их документально-достоверных портретов. Так, в романе опущены многие известные исторические факты, некоторые подлинные качества полководцев преувеличены (например, дряхлость и пассивность Кутузова, самовлюбленность и позерство Наполеона).
Оценивая русского и французского полководцев, как и всех других исторических лиц, Толстой применил жесткие нравственные критерии. Антитеза Кутузов - Наполеон является основной нравственной антитезой романа. Если Кутузова можно назвать «положительным» героем истории, то Наполеон в изображении Толстого - ее главный «антигерой».
Автор подчеркивает самоуверенность и ограниченность французского полководца, проявляющиеся во всех его поступках, жестах и словах. Портрет «европейского героя» иронический, предельно сниженный. «Потолстевшая, короткая фигура», «жирные ляжки коротких ног», суетливая походка - таков Наполеон в изображении Толстого. В поведении этого героя, его манере говорить сквозят ограниченность и самовлюбленность. Он убежден в своем величии и гениальности: «не то хорошо, что хорошо, а то, что ему пришло в голову».
Писатель подчеркивает контраст между завышенной самооценкой Наполеона и его ничтожеством. Возникающий при этом комический эффект - лучшее доказательство бессилия и пустоты исторического деятеля, «притворяющегося» сильным и величественным.
По мысли Толстого, Наполеон исполнял «жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая была ему предназначена». Вряд ли он смог бы вынести всю тяжесть этой исторической роли, если бы у него не были «помрачены ум и совесть».
Наполеон - глубоко несчастный человек, не замечающий этого только благодаря полному отсутствию нравственного чувства. Этот «европейский герой» нравственно слеп, не способен понять «ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение».
Прийти к «добру и правде» можно, по мнению писателя, только отказавшись от своего мнимого величия, но к этому «героическому» поступку Наполеон совершенно не способен.
Однако, несмотря на то, что Наполеон обречен сыграть свою «отрицательную» роль в истории, Толстой вовсе не умаляет его нравственной ответственности за содеянное: «Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния! ... Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».
Антипод Наполеона - Кутузов - это воплощение народной нравственности, истинного величия, «простоты, добра и правды». «Кутузовское», народное начало противопоставлено «наполеоновскому», эгоистическому.
Русского полководца трудно назвать «героем»: ведь он не стремится к превосходству над другими людьми. Вообще, Кутузов в изображении Толстого не соответствует традиционным представлениям о военном гении. Писатель сознательно преувеличивает дряхлость русского полководца. Так, главнокомандующий засыпает во время одного из военных советов. Это происходит не потому, что Кутузов хотел «выказать свое презрение к диспозиции или к чему бы то ни было», а потому, что «дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности - сна».
Кутузов не отдает приказов, одобряя то, что кажется ему разумным, и отвергая неразумное; кажется, он ничего не предпринимает, не ищет сражений. На совете в Филях именно этот полководец внешне спокойно принимает решение оставить Москву, хотя это стоит ему ужасных душевных мук.
Толстой показывает, что, не пытаясь воздействовать на ход истории, Кутузов подчиняется логике исторического процесса, интуитивно прозревает высший смысл происходящего. Этим объясняется его внешняя бездеятельность и нежелание форсировать ход событий. Этот человек, подчеркивает писатель, наделен истинной мудростью, особым чутьем, которое побуждает его во время Отечественной войны действовать в соответствии с принципом «что должно произойти, произойдет само».
Источником «необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений», которой обладал Кутузов, стало его народное чувство. Это чувство, поставившее героя на «высшую человеческую высоту», он «носил в себе во всей чистоте и силе». Именно это чувство было признано в Кутузове народом - и русский народ выбрал полководца «в представители народной войны».
Наполеон победил почти во всех сражениях. Кутузов большинство сражений проиграл - русская армия потерпела неудачи под Красным и Березиной. Но, в конце концов, именно русская армия победила французскую армию, которой командовал «гениальный полководец» Наполеон.
Таким образом, истинное величие, по мнению Толстого, не измеряется никакими «лживыми формулами» историков, оно – в близости к народу и к самой сути жизни. Именно поэтому гениальность Наполеона оказывается на деле великой исторической ложью. Истинное же величие Толстой нашел в Кутузове, скромном труженике войны, человеке из народа и для народа.

Создавая свой роман-эпопею «Война и мир», Толстой вводит в произведение реально существовавшие исторические личности, центральными из которых являются Кутузов и Наполеон. Двух великих полководцев автор противопоставляет друг другу.

Русский фельдмаршал Кутузов является старым, больным человеком, имеющим грузную фигуру, изуродованное шрамом лицо и лишь один зрячий глаз, так как второй он потерял в сражении. Поступь у него тяжёлая и медлительная, сам он нетороплив. Тем не менее, мудрость и дальновидность Кутузова заслуживают уважения, он всегда наперёд знает исход сражений благодаря богатому военному опыту и умению «чувствовать» свою армию.

Всеми силами великий полководец удерживает русское войско от бесполезных сражений, старается сделать людские потери минимальными. Главнокомандующий заботиться о своих солдатах, ему не безразлична судьба армии и не нужны бессмысленные жертвы. Он никогда не будет рисковать жизнью простого солдата ради наград, орденов и расположения императора, так как понимает всю ответственность, которую несёт за русскую армию. Кутузов не выставляет напоказ свои заслуги и не превозносит их, он прост и понятен в общении, его патриотизм и сила духа, ум и умение предвидеть события, невольно подкупают читателя.

Французский император имеет маленький рост и полное телосложение. Тем не менее, Наполеон значительно младше Кутузова и в отличие от русского главнокомандующего абсолютно здоров, поэтому полон сил и энергии, деятелен и амбициозен. Шаг у него решительный и твёрдый, как и его стремление завоевать весь мир и провозгласить его столицей Париж. Он сильный и уверенный в себе лидер, за ним готовы идти, за него готовы умереть. Наполеон эгоистичен и полон самолюбования, любит произносить перед солдатами длинные и пафосные речи, отправляя их в сражение. При этом французскому императору безразлична судьба людей, идущих за него на смерть. Примером этого может служить его абсолютное равнодушие в польским уланам при переправе через реку, когда они тонули прямо перед ним, желая доказать Наполеону свою преданность и готовность рисковать ради него. Полководца не волнуют человеческие потери, он готов заплатить эту цену за славу и величие. Ему доставляет удовольствие смотреть после сражения на поле боя, усыпанное телами солдат вражеской армии и своих воинов, это тешит его самолюбие. Наполеон видит себя властелином мира, он привык к роскоши и богатству. Все эти качества отталкивают читателя.

Таким образом, можно сделать вывод, что Кутузов выступает в «Войне и мире» как положительный герой, воплощающий в себе идеи истинного патриотизма и русского духа. Наполеон же выступает как палач, губитель большого количества людей и отрицательный персонаж в мировой истории.