Вавилонская башня - не легенда, и не миф. Вавилонская башня

В 11 главе мы находим библейское предание, посвящённое строительству Вавилонской башни / Вавилонскому столпотворению.

Библейское предание о Вавилонской башне.

Вавилонская башня. Хендрик III ван Клеве, 1563

После Великого Потопа удалось спастись только и членам его семьи. Соответственно, человечество в годы после Потопа было представлено одним народом, говорящим на одном языке. Человечество расселилось по земле, однако язык у них был общий. Когда Ной и его семья покинули Ковчег, Бог повелел им:

«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Однако потомки Ноя двинулись на восток и решили построить город и башню

«прежде нежели рассеяться по лицу всей Земли».

Потомки Ноя решили построить город Вавилон («врата богов») и башню до небес. Башней до небес эти люди хотели возвысить себя, или, как сказано в Библии, «сделать себе имя». Удивительно, но словосочетания «Вавилонская Башня» и «Вавилонское столпотворение» не упоминаются в Библии. В Библии мы встречаем только «город и башня». Согласно Библии, город Вавилон получил название «Бабель» от еврейского слова бала , то есть перемешивать и путать .

Башня должна была возвышать человека, но не Бога, поэтому Господь разгневался. Бог прервал строительство Вавилонской Башни, создав разные языки для того, чтобы строители не могли общаться. Люди, перестав понимать друг друга, ушли из Вавилона и рассеялись по Земле.

История о Вавилонской башне – библейская версия появления разных языков.

Интересный факт: в 10 главе Бытия рассказывается о потомках Ноя, их упоминается около 70. Интересно, что отдельных языковых групп на Земле тоже около 70.

История о Вавилонской башне в библейских и апокрифических текстах.

История о Вавилонской башне встречается в нескольких текстах:

Книга Бытия. Начало 11 главы:

1 На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Книга Юбилеев. Глава 10.

Дает наиболее подробное описание строительства башни.

“Вот сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел, что они построят себе город и башню в земле Синаар, ибо они переселились от Арарата к востоку в Синаар”. Ибо в его дни они построили город и башню, говоря: “Мы поднимемся по ней на небо”. И они начали строить в четвертую седмину, и обжигали огнем (кирпичи), и кирпичи служили им вместо камня, и цементом, которым они укрепляли промежутки, был асфальт из моря и из водных источников в стране Синаар. И они строили это в продолжение сорока трех лет. И Господь Бог наш сказал нам: “Вот, это один народ, и он начал делать это! И ныне Я не отступлю от них! Вот, мы сойдем и смешаем языки их, чтобы они не понимали друг друга и рассеялись в страны и народы, и да не осуществится никогда их замысел до дня суда!” И Господь сошел, и мы сошли с Ним, видеть город и башню, которую строили сыны человеческие; и Он расторг каждое слово их языка, и никто уже не понимал слово другого. И вот они отказались строить город и башню. Ради сего вся страна Синаар была названа Бабель (Вавилон). Ибо так расторг Бог все языки сынов человеческих; и оттуда они рассеялись в свои города по их языкам и народам. И Бог послал сильный ветер на их башню и поверг ее на землю. И вот она стояла между страной Ассур и Вавилоном в земле Синаар; и нарекли ей имя развалины.

Греческий апокалипсис Варуха. Глава 3.

И вопросил я Ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?»

И сказал он: «Это - те, кто дали совет построить башню.

Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей.

Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи.

И явившись им, Яхве изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя.

И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное».

Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь».

История о строительстве Вавилонской Башни с точки зрения христианской морали.

История о Вавилонской башне подчеркивает резкий контраст между мнением человека о его собственных достижениях и Божьей точкой зрения на эти достижения. Вавилонская Башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, но не стала.

Согласно Библии, для строительства люди использовали кирпич вместо камня и смолу вместо известкового раствора – они использовали «рукотворные» а не природные «данные Богом» материалы. Люди не уповали на Господа в своем строительстве, поэтому и потерпели неудачу. Вавилонская Башня создавалась людьми, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Богу.

Тем не менее, история строительства Вавилонской башни учит нас еще и тому, что в единстве – наша сила. Однако сила эта не всегда на пользу человека. В книге Бытия говорится:

… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Этим Бог указывает, что, когда люди едины в своих целях, они могут выполнить невозможные подвиги, благородные и неблагородные.

Библия учит, что в единстве – сила, однако нужно быть осторожным: единство цели в делах мирских, в конечном счете, может быть разрушительным. Деление и собственная точка зрения в мирских делах порой предпочтительнее, чем великие всеобщие подвиги во славу идолопоклонства и отступничества. По этой причине, Бог иногда вмешивается в человеческие дела, чтобы предотвратить дальнейшее высокомерие людское. Бог расстраивает планы людей, чтобы они не преступали пределов Божьих.

История о Вавилонской Башне интересна еще и в том плане, что здесь господь впервые говорит о себе во множественном лице, ссылаясь на Троицу:

… сойдем же и смешаем там язык их …

История о Вавилонской башне продолжает тему конкуренции человека и Бога, начатую в . Иосиф Флавий объясняет строительство башни, как высокомерное акт неповиновения против Бога самонадеянного тирана Нимрода. В Библии прямо не указывается о том, что Вавилонскую башню приказал построить Нимрод, однако многие другие источники связывают ее строительство с Нимродом.

Некоторые исследователи, историки и библеисты имеют альтернативную точку зрения на значение эпизода строительства Вавилонской Башни. Они усматривают наказание Господне не как наказание за гордыню, но как понимание Бога о необходимости культурных различий. Эти ученые представляют Вавилон как колыбель всех цивилизаций.

Что говорят ученые про Вавилонскую Башню?

Одним из возможных подходов к истории Вавилонского столпотворения – является буквальный подход. Если признать, что Вавилонская Башня является историческим фактом, тогда можно было бы ожидать, что какие-то остатки или развалины Вавилонской башни существуют и будут найдены. Однако, остатки Башни не были найдены археологами.

Однако, возможно у истории все же есть историческая подоплека. Многие ученые, в том числе и библеисты, сравнивают Вавилонскую башню с древними строениями Месопотамии – зиккуратами. Зиккураты служили в том числе и для религиозных обрядов. Еврее, попавшие в Вавилонский плен, были, несомненно, осведомлены о данных строениях.

Кандидатом на звание Вавилонской башни является зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Это был зиккурат, посвященный Мардуку, Богу-покровителю Вавилона, верховному божеству пантеона Вавилонии. Известно, что данный, самый высокий, зиккурат находился именно в Вавилоне. Вероятно, башня была выше 90 метров. Время строительства неизвестно, однако доподлинно известно, что в 18 веке до н.э. башня уже существовала. Башня (зиккурат) была разрушена, а точнее разобрана Александром Македонским с целью ее реконструкции. Однако, замыслам не суждено было сбыться из-за смерти Александра. Руины зиккурата обнаружил немецкий ученый Р. Кольдевей в 1897-1898 г.


Зиккурат Этеменанки в Вавилоне.

Астрономическая версия.

Существует еще одно объяснение (псевдонаучное?) Вавилонского столпотворения, на сей раз с точки зрения астрономических явлений. Известно, что в предполагаемое время строительства Вавилонской башни, возмущения в атмосфере Юпитера повлияло на движение Меркурия, толкая его ближе к Солнцу. На своей новой орбите Меркурий вступил в близкий контакт с Землей. Их магнитосферы коснулись друг друга, что вызвало всплеск электромагнитной энергии в сторону Земли. Возможно, данное явление повлияло на мышление людей на Земле. Эта версия имеет место, так как доказано, что при поражения электрическим током человек может потерять речь и память. Если подобный электромагнитный всплеск наблюдался в Вавилоне, то это могло послужить причиной смешения языков и Вавилонского Столпотворения.

Кто автор истории о строительстве Вавилонской башни?

Традиция приписывать авторство Бытия, да и всего Пятикнижия Моисею; однако, в конце 19 века была выдвинута иная гипотеза (документальная гипотеза ) о существования четырех первоисточников, названных источниками J, Е, Р и D. Согласно этой версии, история о Вавилонской башне пришла к нам из источника J (Яхвист).

Фразеологизм Вавилонская Башня.

Что означает фразеологизм Вавилонская башня?

Определение 1.

Вавилонская башня – высокое здание, строение.

Определение 2.

Вавилонская башня – грандиозный проект, выполнение которого проблематично.

Определение 3.

Вавилонская башня - затея, которая погибнет из-за чрезмерной гордости и высокомерия.

Фразеологизм Вавилонское столпотворение.

Вавилонское столпотворение значение 1.

Слово столпотворение означает строительство столпа (церковнославянское название башни).

Выражение вавилонское столпотворение означает сумятицу, беспорядочную, суетливую, неупорядоченную деятельность, которая не способна привести к положительным результатам.

Вавилонское столпотворение значение 2.

Фразеологизм Вавилонское столпотворение - означает многоголосый шум, суматоху, гам, сумбурное скопление народа.

Сюжеты о Вавилонской Башне в культуре.

Живопись.

История о строительстве Вавилонской Башни отражена во многих картинах. К примеру, Вавилонская Башня является предметом трех картин Питера Брейгеля старшего. Первая картина была создана после посещения Брейгелем Рима и представляла собой миниатюру на слоновой кости. К сожалению, эта картина не дошла до нас. Две другие картины, написанные в 1563 году, сохранились.

Эти полотна носят названия «Вавилонская башня» и «Малая Вавилонская башня»


Малая Вавилонская Башня
Питер Брейгель Старший, 1563 (Роттердам)
Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший, 1563 (Вена)

Изображения Вавилонской башни Брейгеля намеренно походят на Римский Колизей, который долгое время виделся христианам символом гордыни.

Лукас Ван Фалькенборх, современник Брейгеля, также изобразил Вавилонскую башню на своих полотнах.


Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1595
Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1594

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии.


Вавилонская башня в литературе.

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в мировой литературе. К нему обращались Франц Кафка в притче «Герб города», Томас Манн в романе «Иосиф и его братья», Андрей Платонов в повести «Котлован», Рей Брэдберри в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту», Клайв Льюис в романе «Мерзейшая мощь», Виктор Пелевин в романе «Generation P», Нил Стивенсон в романе «Лавина» и пр.

Вавилонская башня в музыке.

Наиболее знаменитыми интерпретациями сюжета о строительстве Вавилонской башни в музыке является оратория А. Рубинштейна «Вавилонская башня». Вавилонская башня часто упоминается в популярной музыке (Элтон Джон, Бобби Макферрин, Bad Religion, «Аквариум», Кипелов и пр.)

На вопрос Где находится Вавилонская башня в наше время заданный автором Недоносок лучший ответ это Развалины башни находятся на берегу Евфрата, примерно в 90 км южнее современного Багдада в Ираке.
Вавило́нская ба́шня (ивр. מגדל בבל‎ Мигда́ль Баве́ль) - башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата) , где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя» . Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй - 18, третий и пятый - по 6 метров, седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 метров.
Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия - "сковорода") на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.
"В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой - святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня; в общем, восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи - должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.

В первой книге Моисеева Бытие сказано: "На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшиеся с Востока люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём их огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели чем рассеемся по лицу всей земли.

И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал он: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле" (Первая книга Моисеева Бытие, гл. 11, параграфы 1-9).

Так, согласно "Ветхому Завету", появились на земле разные языки и была построена Вавилонская башня. Но существовало ли это грандиозное сооружение в действительности?

На этот вопрос постарался ответить немецкий археолог Роберт Колдевей (1855-1925). С 1898 по 1917 год он проводил раскопки на месте древнего Вавилона и обнаружил фундамент с руинами. Но учёный предположил, что библейская башня была разрушена задолго до царя Хаммурапи, правившего в первой половине XVIII века до н. э. В память о ней люди воздвигли другое, не менее величественное сооружение.

По предположению Колдевея у него было квадратное основание. Длина каждой из сторон достигала 90 метров. В высоту башня также равнялась 90 метрам и состояла из 7 ярусов. Первый ярус был самым высоким. Его высота достигала 33 метров. Высота второго яруса составляла 18 метров. Третий, четвёртый, пятый и шестой ярусы по высоте были одинаковыми. Она равнялась 6 метрам. Последний ярус представлял собой святилище богу Мардуку. Его высота достигала 15 метров.

Величественное сооружение возвышалось на левом берегу Евфрата. Вокруг располагались храмовые постройки, жилища жрецов и дома, предназначенные для паломников. Святилище на вершине было облицовано плиткой голубого цвета и украшено золотым орнаментом. Такое описание архитектурного шедевра древности оставил древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до н. э. Но по всей видимости он уже описывал третью башню, так как вторая была разрушена ассирийским царём Синаххерибом в VII веке до н. э.

Третий вариант библейской святыни был восстановлен лишь через 100 лет царём Нововавилонского царства Навуходоносором II, построившим также сады Семирамиды . А вот Геродот был в Вавилоне уже во времена персидского владычества. Он являлся единственным жителем Европы, описавшим величественное сооружение. Вот как оно выглядело с его слов:

"В одной части города находится царский дворец, окружённый стеной. В другой части города располагается огромное сооружение, состоящее из семи башен, поставленных друг на друга. На самый верх можно подняться по наружной лестнице. Рядом с ней находятся скамейки, на которых можно отдыхать. Верх башни венчает храм. В нём находятся стол и ложе, выполненные из золота. За храмом наблюдает женщина, выбранная из числа местных жителей. Рядом с величественным сооружением располагается святилище. В нём стоит алтарь, на котором приносят в жертву животных".

Такой мог видеть Вавилонскую башню Геродот

Следует заметить, что в каждом городе Вавилонского царства имелась своя башня или зиккурат - культовое сооружение, состоящее из усечённых пирамид, поставленных друг на друга, и со святилищем наверху. Но все они по высоте значительно проигрывали Вавилонской башне. Колдевей считал, что на её строительство было потрачено не менее 80 млн. кирпичей, а строили её несколько поколений правителей.

Башню несколько раз разрушали завоеватели, но затем её вновь восстанавливали и украшали. При этом отреставрированное строение становилось всё выше и выше. Это было центральное место поклонения богу Мардуку, и каждый год его посещали тысячи паломников.

Когда персидский царь Кир овладел Вавилоном, то запретил разрушать город. Все строения остались нетронутыми. Однако по-другому повёл себя его потомок Ксеркс I. В начале его правления жители великого города восстали. Восстание длилось долго, и мятежники захватили огромную территорию, так как большая часть персидской армии находилась в Малой Азии, готовясь к нападению на Древнюю Грецию.

Лишь по прошествию года удалось навести порядок, а город Вавилон штурмовали в течение 7 месяцев. Когда же он пал, то грозный Ксеркс приказал разрушить все религиозные святыни и казнить жрецов. В результате приказа владыки Вавилонская башня была разрушена. От неё остались лишь огромные руины.

По преданиям рядом с башней стояла огромная статуя бога Мардука из чистого золота. Её вес достигал 600 кг. Статую вывезли из города и отправили в Персеполь - столицу Персидского царства династии Ахеменидов. Там её по всей видимости переплавили. Таким образом, вечный город лишился статуса столицы, так как главный символ, дающий на это право, был уничтожен.

Когда Александр Македонский разгромил персов и решил сделать Вавилон столицей своей империи, то его поразили огромные руины, оставшиеся после башни. В планы нового владыки входило разобрать завалы, а на их месте возродить величайшее сооружение. Но для этого требовались десятки тысяч рабочих рук. В то время великий полководец не мог выделить такое количество людей, так как планировал новый грандиозный поход в Средиземноморье.

Однако судьба распорядилась по-своему. Грозный завоеватель скоропостижно скончался, и все его великие планы канули в вечность. На смену Александру пришёл Диадох Селевк. На реке Тигр он основал новую столицу своего царства Селевкию, а великий город стал приходить в упадок. Уже никому и в голову не приходило заниматься грандиозными строительными работами по восстановлению огромной Вавилонской башни.

После Селевкидов на эти земли пришли парфяне, а затем настала очередь римских легионов под командованием Траяна. Великий город пришёл в полный упадок, так как торговые пути уже проходили стороной. Коренное население постепенно вымерло, а древние постройки скрылись под слоем земли. В VII веке на месте когда-то огромного города осталась лишь маленькая деревня, населённая арабами. Богатое историческое прошлое кануло во тьму веков, а вместе с ним стало далёкой историей и грандиозное сооружение, построенное в честь бога Мардука.

Город Вавилон, что означает «Врата Бога», был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Он являлся одним из крупнейших городов Древнего мира и был столицей Вавилонии — просуществовавшего полтора тысячелетия царства на юге Междуречья (территория современного Ирака).

Основу архитектуры Междуречья составляли светские здания — дворцы и религиозные монументальные сооружения — зиккураты. Мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat — святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.


Jan il Vecchio Bruegel

Согласно библейскому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


Jan Collaert, 1579

Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле Вавилонской.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всего Вавилонского царства. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине.

…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (метров) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (метров). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего, город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 метров), а высотой в 200 (106,56 метров).


Pieter Bruegel the Elder, 1563

Если Вавилонская башня существовала, то как она выглядела и для чего служила? Что это было – мистический путь на небеса в обитель богов? А может быть, храм или астрономическая обсерватория? Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество стали щедро финансировать раскопки древнего города.


26 марта 1899 года Роберт Кольдевей торжественно начал раскопки. Но только в 1913 году, благодаря тому, что уровень грунтовых вод снизился, археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из кирпича и несколько ступеней лестницы.


Marten Van Valckenborch I

С тех самых пор и по сей день продолжается непримиримая борьба между сторонниками различных гипотез, по-разному представляющих форму этой постройки и ее высоту. Больше всего споров вызывает расположение лестниц: одни исследователи уверены, что ступени были снаружи, другие — настаивают на размещении лестниц внутри башни.

Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, каждый ярус которой имел строго определенный цвет. Каждая сторона квадратного основания равнялась 90 метрам.


Marten van Valckenborch, 1595

Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука был высотой в 15 метров. По нынешним меркам сооружение достигало высоты 25-этажного дома.

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения Вавилонской башни было использовано около 85 миллионов сырцовых кирпичей из смеси глины, песка и соломы, так как в Междуречье мало деревьев и камня. Для соединения кирпичей применялся битум (горная смола).


Marten van Valckenborch, 1600

Роберту Кольдевею удалось раскопать в Вавилоне и знаменитые висячие сады Семирамиды, которые были возведены не этой легендарной царицей, а были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены Амитис - индийcкой царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам своей родины. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойном городе были поистине чудом света.


В 1962 году экспедиция под руководством архитектора Ханса-Георга Шмидта продолжила исследования развалин башни. Профессор Шмидт создал новую модель постройки: две боковые лестницы вели к широкой террасе, расположенной на высоте 31 метров от земли, монументальная центральная лестница заканчивалась на втором ярусе на высоте 48 метров. Оттуда вели вверх еще четыре лестничных марша, а на вершине башни стоял храм — святилище бога Мардука, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами — символ плодородия. Внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Профессор Шмидт сопоставил свои вычисления с данными, на маленькой глиняной табличке, обнаруженной археологами. Этот уникальный документ содержит описание многоярусной башни в Вавилонском царстве – знаменитого храма верховного божества Мардука. Башня называлась Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до нашей эры). Сейчас на месте «храма-небоскреба» раскинулось поросшее тростником болото.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата — маленькой Вавилонской башни.

За свою трёхтысячелетнюю историю Вавилон трижды был разрушен до основания и каждый раз вновь восставал из пепла, пока полностью не пришёл в упадок под властью персов и македонцев в VI- V веках до нашей эры. Персидский царь Ксеркс оставил от Вавилонской башни только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Он намеревался построить ее снова. «Но, - как пишет Страбон, - этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


Вавилонская башня, которая в те времена была просто чудом техники, принесла славу своему городу. Этот зиккурат был самым высоким и самым поздним сооружением такого типа, но отнюдь не единственным высотным храмом в Месопотамии. Вдоль двух могучих рек – Тигра и Евфрата длинной чередой стояли колоссальные святыни.

Традиция постройки башен родилась у шумеров на юге Междуречья. Уже семь тысяч лет назад в Эриду построили первый ступенчатый храм с террасой высотой всего один метр. Со временем зодчие научились проектировать более высокие здания и разработали технологию строительных работ, позволяющую добиваться устойчивости и прочности стен.

Вавилонская башня. Художник Питер Брейгель.

Среди проблем, относящихся к древнейшей истории человечества, вопрос о происхождении языка есть один из самых увлекательных и в то же время самых трудных вопросов. Авторы начальных глав книги Бытие, отразившие здесь свои примитивные представления о происхождении человека, ничего не говорят нам о том, каким образом, по их мнению, человек приобрел важнейшую из всех способностей, отличающих его от животных, - способность к членораздельной речи. Напротив, они, по-видимому, представляли себе, что человек обладал этим бесценным даром с самого начала; более того, животные разделяли с ним означенное свойство, если судить по примеру змея, говорившего с человеком в Эдеме. Тем не менее разнообразие языков, на которых говорят различные народы, естественно, привлекало внимание древних евреев, и для объяснения этого явления была придумана следующая легенда.

Потомки Ноя спускаются на равнину. После потопа все люди говорили на одном языке, так как они были потомками одного только Ноя. Со временем они решили поискать более подходящую для жизни землю и спустились с гор на плоскую равнину, которую назвали Сеннаар (значение этого древнего слова ученым выяснить не удалось). Сеннаар находится на юге Двуречья — страны, по которой текут на юг и впадают в Персидский залив две великие реки, стремительный Тигр с обрывистыми берегами и плавно несущий свои мутные воды Евфрат. Древние греки называли эту страну Месопотамией [от слов “месо” — между, и “потамос”— река, отсюда происходят наши слова Междуречье или Двуречье, причем правильнее употреблять термин “Двуречье”, потому что мы подразумеваем здесь не только страну между Тигром и Евфратом, но и прилегающие к этим рекам с запада и востока территории.

Люди строят первый на земле город и башню. В Месопотамии не было камня, и люди строили свои жилища из глины. Глиняными были крепостные стены и другие сооружения и постройки, глиняной была посуда, глиняными были особые таблички для письма, заменявшие древним жителям Двуречья книги и тетради.


Для строительства применялись сделанные из глины и высушенные на воздухе кирпичи [такой кирпич называется сырцовым]. Но как-то заметили, что кирпич, попавший в огонь, приобретает прочность камня. Библия рассказывает о том, как люди, научившись делать обожженный кирпич, решили построить первый на земле город, а в нем — огромную башню (столп), которая своей вершиной доставала бы до неба [не забудем, что небо создатели Библии считали твердым]. Цель их состояла в том, чтобы прославить свое имя, а также предупредить возможность рассеяния людей по всей земле: если случится кому-нибудь выйти из города и сбиться с пути среди безбрежной равнины, то, если башня к западу от него, он увидит вдалеке на ясном фоне вечернего неба ее огромный темный силуэт, а если она к востоку от путника - вершину ее, освещённую последними лучами заходящего солнца; это поможет путнику избрать нужное направление; башня послужит ему вехой и покажет обратный путь к дому.



План был хорош, но люди при этом не приняли в расчет ревнивую подозрительность и всемогущество божества.
Строители собрались вместе, и работа закипела: одни лепили кирпичи, другие их обжигали, третьи подвозили кирпичи к месту строительства, четвертые сооружали этажи башни, которая поднималась все выше. Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.
А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!
Для скрепления кирпичей между собой использовали природный асфальт, который в Библии называется земляной смолой [целые асфальтовые озера были на юге Двуречья в тех местах, где нефть выходила на поверхность земли].
Много лет строилась башня. Она достигла наконец такой высоты, что каменщику с ношей за спиной приходилось целый год взбираться с земли на вершину. Если он, сорвавшись, разбивался насмерть, то никто не жалел о человеке, но все плакали, когда падал кирпич, потому что требовалось не меньше года, чтобы снова отнести его на вершину башни. Люди трудились так усердно, что женщины, занятые изготовлением кирпича, не прерывали своей работы даже во время родов, а новорожденного ребенка заворачивали в ткань и привязывали к своему телу, продолжая лепить из глины кирпичи как ни в чем не бывало. Днем и ночью кипела работа. С головокружительной высоты люди стреляли в небо, и стрелы падали назад, забрызганные кровью. Тогда они кричали: "Мы убили всех небожителей".



И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской.
Бог не на шутку встревожился, как бы люди и в самом деле не взобрались на небо и не натворили чего-либо в его собственном жилище. Он сказал себе: “Вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать”.
Наконец долготерпение бога истощилось. Он обратился к окружавшим его престол семидесяти ангелам и предложил всем спуститься на землю и смешать речь людей. Сказано - сделано.
А потом наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.
Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Они перестали понимать друг друга. Все бросили работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?
И стали люди присматриваться: с кем они говорят одинаково, с теми и старались держаться. И разошлись люди в разные концы земли, каждый со своим языком, стали строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.

Но люди хотят верить, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.
А город, где строили башню, назвали Вавилон (“смешение”), так как Бог смешал там языки...

Через тысячелетия на пустынную, занесенную песком равнину пришли археологи. Они раскопали холмы, под которыми лежали развалины Вавилона, одного из самых знаменитых городов древности, и выяснили, что Вавилонская башня действительно существовала, и не одна. Ступенчатые башни, которые назывались зиккуратами, жители Двуречья строили в честь местных богов. Имя главного бога Вавилона — Мардук. Его храм находился на вершине башни, и вавилоняне верили, что один раз в год бог ночует в своем храме. Сама башня в древности именовалась Эсагила. До сих пор тот холм, где она находилась, называется Бабиль (производное от «Вавилон»). Слово же «Вавилон» в действительности происходит от древнего «Баб-Или», что означает “врата Бога”.
Мнения ученых расходятся: какое же из этих древних сооружений следует признать
"вавилонской башней"? Местное и еврейское предания отождествляют легендарную
башню с развалинами "Бирс-Нимруд" в Борсиппе. Из найденной на том месте
надписи мы узнаем, что древний вавилонский царь, начавший постройку
храма-башни в Борсиппе, не довел до конца это сооружение, которое осталось
без крыши. Возможно, что этот громадный неоконченный храм послужил поводом к
возникновению легенды о вавилонской башне. Однако в древней Вавилонии было еще много других таких же храмов-башен, интересующая нас легенда может иметь отношение к любому из них.
Когда же началось строительство Вавилонской башни?

В христианском мире существует немного легенд, более известных, чем история о Вавилонском Столпотворении. Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Что есть Сеннаар, где гордецы решили построить колосс? Так Библия называет земли в междуречье Тигра и Евфрата в древности. Он же Шумер, географически - современный Ирак.
Описанные события происходят в период между Потопом и переселением Авраама из Междуречья в Палестину. Библеисты (верующие библеисты) датируют жизнь Авраама началом второго тысячелетия до нашей эры. Следовательно, Вавилонское Смешение в буквальном библейском варианте происходит где-то в третьем тысячелетии до нашей эры, на несколько поколений раньше Авраама (реальность персонажа - не тема данной статьи).
Иосиф Флавий поддерживает эту версию: послепотопные люди не хотят зависеть от богов и строят башню до небес. Боги разгневаны - смешение языков, прекращение строительства.
Кое-что мы уже имеем: башня выстроена в Шумере в III тысячелетии до нашей эры. Однако для историков одной Библии недостаточно, поэтому далее послушаем самих жителей Междуречья:
«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье», - пишет вавилонский царь Набополасар.


«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом», - пишет его сын, Навуходоносор.
В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, обследуя пустынные холмы в 100 километрах к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Кольдевей будет раскапывать этот город следующие 15 лет своей жизни. И подтвердит две легенды: о Садах Семирамиды и о Вавилонской Башне.
Кольдевей обнаружил квадратное основание храма Этеменанки шириной 90 метров. Приведенные выше слова царей обнаружены именно при этих раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки («Храм краеугольного камня неба и земли») имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метр), это довольно внушительное строение. Древнему человеку пирамида казалась лестницей на небо. И строилась эта «лестница» из обожжённых глиняных кирпичей, как и написано в Библии.


Теперь состыкуем данные. Как храм Этеменанки попал в Библию?
Навуходоносор Второй (Nebuchadnezzar II) в начале VI века до нашей эры разрушил Иудейское царство и переселил его население в Вавилон. Там-то иудеи, которые к тому времени ещё не завершили формирование Ветхого Завета, и увидели поразившие их воображение зиккураты. И полуразрушенный или недостроенный храм Этеменанки. Наиболее вероятно, что как раз пленных Навуходоносор и использовал для восстановления культурных памятников предков и строительства новых. Там и появилась версия рабов («балал» - «смешение» на древенееврейском). Ведь евреи до этого никогда не сталкивались с подобным многоязычием. Но на родном языке «Вавилон» означал «Божьи Врата». Там и появилась версия, что бог когда-то разрушил эту башню. Древние евреи как бы пытаются посредством мифа осудить строительные работы с привлечением рабов. Там, где вавилоняне хотели стать ближе к богам, иудеи узрели святотатство.
Геродот описывает Вавилонскую башню как 8-ярусную, 180 метров у основания. Вполне возможно, что под нашим зиккуратом находится ещё один, недостающий ярус. Кроме того, есть косвенные данные, что храм Этеменанки стоял уже при царе Хаммурапи (XVIII век до н.э.). И всё-таки когда же постройка начиналась, пока достоверно неизвестно.

Есть немало народов, пытавшихся объяснить разноязычие человеческого рода вне всякой связи с сооружением вавилонской башни или других подобных зданий. Так, например, у греков существовало предание, что в старину люди жили в мире, не имели ни городов, ни законов, говорили все на одном языке и управлялись одним богом Зевсом. Впоследствии Гермес ввел различные наречия и разделил человечество на отдельные народы. Тогда впервые появились раздоры среди смертных, и Зевс, утомленный их распрями, отказался управлять ими и передал свое владычество в руки аргосского героя Форонея, первого царя на земле.
Племя ва-сена (в Восточной Африке) рассказывает, что некогда все народы земли знали только один язык, но однажды во время жестокого голода люди сошли с ума и разбрелись по всем концам земли, бормоча непонятные слова; с тех пор возникли различные человеческие наречия.
Тлинкиты из Аляски объясняют существование различных наречий сказанием о великом потопе, заимствованным, по-видимому, от христианских миссионеров или торговцев. Племя киче, обитающее в Гватемале, имело предание о том первобытном времени, когда все люди жили вместе, говорили на одном только языке, не поклонялись Деревьям и камням и свято хранили в памяти слова "создателя, сердца неба и земли". Но с течением времени племена размножились и, покинув свою старую родину, собрались в одно место, называемое Тулан. Здесь, по словам предания, распался человеческий язык, возникли различные наречия; люди перестали понимать чужую речь и рассеялись по всему миру в поисках новой родины.
Многие легенды, пытающиеся объяснить разнообразие языков, не упоминают вовсе о вавилонской башне и поэтому, за исключением, пожалуй, тлинкитского предания, могут быть признаны вполне самостоятельными попытками человеческого ума разрешить столь трудную проблему.

Http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19863/
Псевдоним: Прим Палвер