Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи. Изучение повести Ф.М

Cлайд 1

Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи» Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей. Учитель литературы Алиева Светлана Викторовна, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №883 г. Москвы

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя

Cлайд 3

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский

Cлайд 4

Блиц-опрос Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? Тургенев Сколько слов содержит полное название данного произведения? семь Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? Настенька Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? четыре Как называется город, в котором происходят описанные героем события? Петербург

Cлайд 5

Впервые опубликовано в журнале "Отечественные записки" (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. «Белые ночи»

Cлайд 6

Ночь первая. В какой обстановке разворачивается сюжет произведения? Какие события изображены на страницах повести? Как чувствует себя герой в Петербурге? Какая обстановка его окружала? При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой? Как повел себя герой и почему?

Cлайд 7

«Сентиментальный роман» Роман1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Роман2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. По словарю Ожегова С.И. В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”?

Cлайд 8

«Сентиментальный роман» СЕНТИМЕНТАЛИЗМ: 1)Литературное направление (в России в конце 18 и начале 19 вв.), отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы; 2) Сентиментальное (во втором значении) отношение к чему-нибудь (книжн.) Что означает прибавка “сентиментальный”?

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Мечта – мечтательность – мечтатель Мечтать что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара. Мечтатель -охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения. Толковый словарь В.Даля Словарь:

Cлайд 12

Проблемный вопрос Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 13

Как герой объясняет, почему он не занимается делами? Как он оценивает такую жизнь?

Cлайд 14

Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? Оцените богатство речи героя. Как этот монолог его характеризует?

Cлайд 15

Ночь третья Почему герой так легко увлекся Настенькой? Легко ли понять, что думает автор по поводу переживаний своего героя?

Cлайд 16

Cлайд 17

Утро Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний) Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.) Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”.Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

Cлайд 18

Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? Утро Вывод. Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 21

Домашнее задание Мини-сочинение. Чем интересна повесть «Белые ночи» вам, современным школьникам? Прочитав повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам?

Cлайд 22

Список источников Петербург Достоевского http://www.pereplet.ru/portfel/glazunov/klassika_pic/dostoev/7.jpg «Белые ночи» http://img1.nnm.ru/d/9/0/b/a/d90ba6f2812632f4e2f0a2bca6f84805_full.jpg Мечтатель http://www.artlib.ru/objects/gallery_642/artlib_gallery-321236-b.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/788/74788342_beluye_nochi.jpg Петербург http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/1/scripwriter.0/0_11fd_129b99c8_XL Ф.М.Достоевский «Белые ночи» http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml На мосту http://www.3rm.info/uploads/posts/2012-12/1355855415_3.jpg Утро http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/11/29/996239.jpg Словари http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC/ Методические пособия и разработки Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи» http://festival.1september.ru/articles/533052/ И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - Москва:ВАКО,2011 Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. «Уроки литературы в 9 классе»- Москва: Просвещение, 2011

Цели урока: оценить особенности образа главного героя - мечтателя; обучение аналитическому чтению; характеристика героя.
Ход урока

Дома учащиеся, опираясь на уже имеющиеся навыки, попытаются найти текст, показывающий приемы раскрытия образа главного героя. Учитывая сложность темы, следует еще раз просмотреть текст от начала до конца, помогая учащимся дополнить и правильно сформулировать свои наблюдения.


I. Беседа

Ночь первая.

Как чувствует себя герой в Петербурге?

Какая обстановка его окружала?

При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой?

Как повел себя герой и почему?

Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Ночь вторая.

Кто такой, в представлении главного героя, мечтатель?

Как герой объясняет, почему он не занимается делами?

Как он оценивает такую жизнь?

Ночь третья.

Почему герой так легко увлекся Настенькой?

Ночь четвертая.

Почему герой решает связать свою судьбу с Настенькой? Насколько искренен его порыв?

Утро.

Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Можно ли считать такое завершение несчастливым?

Как образ Настеньки (прочитайте выразительно ее письмо) помогает понять замысел автора, его идею?
II. Задание по всему тексту

Прочитайте подзаголовок сентиментальный романе. В каком значении употреблено слово «роман»?

О чем же мечтает главный герой, а вместе с ним и автор?

Вывод. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить равнодушным читателя

Постепенно углубляясь в содержание повести, учащиеся начинают глубже понимать героев, обычно меняя при этом свое первичное читательское восприятие.


Домашнее задание

Сочинение-миниатюра «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского».

Урок 67. Петербург Достоевского

Цели урока: анализ первого абзаца текста; выявить особенности пейзажа Достоевского.

Словарная работа: пейзаж в литературе.
Ход урока

I. Выразительное чтение текста (Ночь первая, первый абзац)
II. Работа в группах (с элементами лингвистического анализа)

Группа 1. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

Группа 2. Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким образом автор?

Группа 3. Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ - желтый цвет.

Группа 4. Эта часть текста представляет монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

Группа 5. Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Выводы. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). В отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель , он изображает некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург - символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.
Домашнее задание

1. Познакомиться со статьей учебника-хрестоматии о Л. Н. Толстом, пересказать ее.

2. Текст - «Юность».

3. Индивидуально - обзор содержания повестей «Детство», «Отрочество», «Юность».

Урок 68. Личность Л. Н. Толстого.

Автобиографическая трилогия. Обзор содержания.

Психологизм прозы Толстого

Цели урока: обучение работе с учебником; обсуждение самостоятельно прочитанных произведений.

Словарная работа: диалектика души героя.
Ход урока

I. Работа со статьей учебника-хрестоматии о Л. Н. Толстом

Учащиеся прочитали ее дома. Важно, чтобы они сумели ответить на следующие вопросы:

Что из прочитанного Толстым вам близко? Что вы не читали? Могли бы вы составить подобный список?

Что хотел развить в себе и чего хотел добиться (судя по составленному им плану) молодой человек Лев Николаевич Толстой?

С какими недостатками в себе хотел бороться Толстой? Насколько это важно для человека?

Какова история военной жизни Толстого? Какие произведения появились в результате участия Толстого в военных действиях?

Где начинается работа над повестью «Детство»? Какой отклик она получила?

Часть «Детство» была напечатана в «Современнике» в 1852 г., явилась первой частью задуманной тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены еще две части - повести «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика». «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» - в 1857 г.

Как в истории с изменением названия отразился замысел Толстого?

Почему очень интересна не только творчество, но и жизнь Л. Н. Толстого?
II. Обзор содержания трилогии

Три заранее подготовленных ученика готовят обзор содержания повестей «Детство», «Отрочество», «Юность», обращал особое внимание на изменения, происходящие с главным героем трилогии.


III. Работа с фрагментом текста - главой «Мои занятия».

Обсуждение вопросов 1-6 в учебнике-хрестоматии. Для этого понадобится знание полного текста главы.


IV. Наблюдение над особенностями повествования Л. Н. Толстого

Почему для своего произведения Толстой выбирает форму автобиографического повествования?

Какая особенность толстовского психологизма проявилась в этом произведении?

Итоговый вопрос: Одно из значений слова «диалектика» такое: процесс движения и развития. Можно ли те изменения, которые происходят в душе героя, назвать диалектикой его души?
Домашнее задание

2. Составить вопросы для анализа главы.

Урок 69. Подлинные и мнимые ценности жизни

Цели урока: обучение аналитическому чтению; чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut»; закрепление навыков пересказа-анализа.
Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Вместе с оценкой работ учитель проводит конкурс на самый интересный вопрос.


II. Беседа (анализ содержания главы)

В чем состоит идеал человека «комильфо»?

Как Л. Н. Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

Что было главным злом этого увлечения?

Работа в группах.

В учебнике-хрестоматии после главы помещен ряд вопросов. Учащиеся, объединенные в группы, готовят совместный ответ на один из вопросов, если возможно, представляют различные точки зрения.

Группа 1: Как вы оцениваете такую участь героя?

Группа 2: Есть ли качества, которые вас привлекают в перечне признаков, которым и руководствовался рассказчик?

Группа 3: Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?
III. Пересказ-анализ главы ХХI «Comme il faut».

Эта глава представляет собой композиционно законченную часть, в которой показана проблема, важная для молодого поколения.

Для подготовки пересказа-анализа важно сформулировать главную мысль, на анализе которой учащиеся сконцентрируют свое внимание. В данном случае это может быть следующий вопрос: в чем хочет автор убедить своего читателя и как он это делает.

Определив таким образом проблему, в ходе вторичного чтения-просмотра отбираются главные , ключевые факты, детали для устного сжатого пересказа-анализа.

В данном случае очень важна вторая часть вопроса, потому что здесь учащиеся должны показать особенности повествовательной манеры Л. Н. Толстого.

На что следует обратить внимание учащихся:

Какая форма повествования и почему выбирается для этого произведения?

Как до читателя доносятся чувства и переживания главного героя?

Почему в главе сильно публицистическое начало и в чем оно выражается?
IV. Беседа

Вновь следует вернуться к ключевому вопросу уроков: почему те изменения, которые происходят с главным героем, можно считать «диалектикой его души»?


Домашнее задание

Урок 70. Особенности повествования А. Н. Толстого.

Приемы психологического самоанализа героя.

Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению

Цели урока: работа над понятием «диалектика души»; приемы (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, речевая характеристика) психологического самоанализа героя; обучение аналитическому чтению; составление и анализ плана сочинения.
Ход урока

I. Беседа

Ответить на вопросы и подтвердить свою мысль текстом.

Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

Каково состояние внутреннего мира Николеньки?

О чем думал Николенька после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

Что значит «я проваливаюсь», вынесенные в название главы?


II. Подготовка к сочинению-миниатюре «Диалектика души» в повести Л. Н. Толстого «Юность»

Снова следует напомнить учащимся, как работать над сочинением миниатюрой.

1. Вдуматься, какая проблема ставится, сформулировать ее своими словами.

При издании повести «Детство» Н. А. Некрасов заменил название на другое - «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие «История моего детства» противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?». Очевидно, не история жизни конкретного человека, а что-то другое лежало в основе замысла автора. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Так и получается, что развитие души человека ложится в основу этого произведения. Задача сочинения - показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, диалектику.


2. Отобрать необходимый для решения этой задачи материал.

Поскольку глубже других изучено гл. 4, помещенные в учебнике-хрестоматии, фактический материал можно взять из них, сделав необходимые ссылки на текст всей повести. Сгруппировать материал можно следующим образом:

Автобиографическая проза - одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности;

Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками ;

Подлинные и мнимые ценности жизни героя;

Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту;

«диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого;

Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).


3. Сделать вывод и обобщение.

К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

План обсуждается на уроке, записывается учащимися.


Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру.

Урок 71. Как писать сочинение-очерк?

Подготовка к домашнему сочинению на тему

«Мой современник»

Цель урока: характеристика разновидностей очерка; обучение написанию сочинения-очерка.
Информация для учителя

Изученное произведения И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого посвящены молодым людям 15-16-летнего возраста. Естественно, если учащиеся сравнят их жизненный опыт со своим. А это сравнение может воплотиться в сочинение о себе или о своем современнике.


Ход урока

I. Лекция. Как писать сочинение-очерк?

Очерк - жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

Вопросы учащимся.

Почему сочинение на указанную тему целесообразно писать в жанре очерка?

Существуют такие разновидности очерка:

путевой очерк (если проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями);

портретный очерк (в центре его человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка).

Вопросы:

Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?

Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?

Еще раз напомним учащимся, как нужно конструировать публицистическую речь.

Публицистический допускает:

Публицистическую лексику (идеалы добра; переломные годы; свобода и независимость);

Повторы (давным-давно, молодо и свежо);

Антитезы (сила - слабость , вера - безверие);

Риторические вопросы (Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?);

Побудительные и восклицательные предложения (Представьте себе... Вспомните...);

Сопоставительные и противопоставительные конструкции (Как молодые, так и взрослые люди...).
II. Обсуждение ключевых вопросов к теме сочинения

Интересно в начале предоставить слово учащимся - настроить их на размышление об их современнике.

Чем отличается жизнь современного молодого человека?

Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?

Если среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?

Проще или сложнее, по сравнению с прошлым веком, стала жизнь твоего сверстника?

Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди прошлого века?

Тема считается свободно, потому что ученик сам выбирает, о ком ему писать и какую форму повествования выбрать.
Домашнее задание

Сочинение-очерк (по материалам урока). Итогом может быть выпуск классной газеты, где по выбору учителя и учащихся опубликуются лучшие работы.


Информация для учителя 1

Автобиографическая литература существует очень давно. Этот жанр близок мемуарам, но автобиография обычно посвящена не окружению человека, а собственным мыслям, чувствам и переживаниям автора.

«Детство» напечатано в журнале «Современник» под названием «История моего детства». 1852 год. Подпись под произведением «Л. Н.».

«Отрочество» напечатано в журнале «Современник». 1854 г. Подпись под произведением «Л.Н.Т.».

«Юность» напечатана в журнале «Современник». 1857 г. Подпись под произведением «Л. Толстой».

Изменение подписи как бы отражает укрепление уверенности автора в своей удаче, в праве заявить всему свету, что именно он создал это произведение.

Проследим за тем, что подготовило почву для их создания, как складывалась жизнь писателя в предшествующие годы. Пусть перед учениками предстанет нелегкий процесс «преодоления себя», без которого бы не было блистательного взлета нового писателя, который, напомним, в отличие от множества других авторов, не знал полосы творческих неудач в начале своего пути.

Посмотрим, какие осуществимые цели Л. Н. Толстой ставит перед собой: «1) Попасть в круг игроков и, при деньгах, играть. 2) Попасть в высокий свет и, при известных условиях, жениться. 3) Найти место, выгодное для службы». И все это для того , чтобы «поправить дела» после много численных проигрышей.

Верный себе, он тут же создает «Правила для игры», «Правила для общества», в которых намечает «на бале приглашать танцевать дам самых важных», «стараться владеть всегда разговором». Ради этого он ездит к московскому военному генерал-губернатору, женатому на его тетке, к двоюродному дяде князю Михаилу Александровичу Волконскому и т. д.

Мы прочтем в одной из черновых редакций «Казаков» его размышления по этому поводу: «Ум давно уже объяснил ему, что генерал-губернатор есть идиот, а он все-таки изо всех сил желает, чтобы его рука была пожата рукою генерал-губернатора. Ум доказал, что свет есть уродство, а он с трепетом, волнением входит на бал и ждет, ждет чего-то волшебно-счастливого от этого ужасного света».

Продолжается состояние душевного недовольства собой. И тут в одном из романов той поры он прочел о «франклиновском дневнике», который когда-то вел Бенджамин Франклин (1706-1790), американский просветитель, ученый, государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, создатель первой в Америке публичной библиотеки. В дневнике автор отчитывался перед собой в своих слабостях и проступках каждый день.

В марте 1851 г. Толстой дает себе задание: «Составить журнал для слабостей (франклиновский)». Сам дневник до нас не дошел, но в произведениях и набросках той поры, например, в неоконченном рассказе «История вчерашнего дня», названо такое количество недостатков, что только их перечень занимает более страницы. Это и тщеславие в различных его проявлениях, и трусость, к которой отнесены, очевидно, и другие качества, например застенчивость («не мог поклониться Львовой - трусость»), и недостаток энергии, и недостаток терпения, и недостаток последовательности, и слабость характера, «нежничество»... Но все эти упреки никак не связаны с идеалом , который он сформирует впоследствии. Пока Николенька убежден, что недостатки мешают лишь формированию сильного человека.

В это же время ведется работа над первой редакцией «Детства». В нем он уже находит свои «важнейшие художественные приемы». Это внутренняя речь (внутренний монолог) и изображение душевных движений через их внешние проявления. Он, например, уже пытается показать, что выражает взгляд и «сложение рта» хозяйки дома. А выражались в этом, как он тут же объясняет, и задумчивость, и насмешка, и важность, и каприз...

Интенсивно работал над повестью, он постоянно создает новые художественные приемы и при этом требует от своего произведения стройности и единства. «Нужно без жалости уничтожать все места неясные, растянутые, неуместные - одним словом, неудовлетворяющие хотя бы они были хороши сами по себе» (запись в дневнике от 27 марта 1852 г.). Работа над повестью стала для него настоятельной потребностью.

Над повестью «Отрочество» Толстой работал с большими перерывами около полутора лет. Первый набросок сделан 29 ноября 1852 г. на Кавказе. Третий вариант был завершен в Бухаресте (он попал в дунайскую армию из Севастополя) в апреле 1854 г. Приемы, которые он нашел при работе над «Детством», продолжают совершенствоваться. Изображение душевных движений через показ выражения лица, улыбку, интонацию голоса, взгляд, жестикуляцию сразу обратило на себя внимание читателей. Заменено и мастерство в изображении пейзажа: знаменитая гроза была сразу же особо отмечена Некрасовым.

«Юность» стала завершающей в цикле автобиографических повестей. Еще в Севастополе начал он эту повесть и в конце июня 1856 г. приступил к захватившей его работе - ее переделке. 12 сентября была закончена третья редакция повести. Окончив, он перечитал повесть и на отдельном листе дал критическую оценку каждой из написанных глав. Толстой отдал повесть в «Современник», где она и была напечатана.

Интерес к тому, каков я сам, живет в сознании каждого человека. Когда об этом тайном процессе рассказывает талантливый писатель, который предстает перед читателем как честный, смелый и совестливый человек, это удваивает влияние произведения.

Духовная жизнь героя Толстого - Николеньки Иртеньева несколько раз вторгается в читательский мир учеников, и в девятом классе можно как-то суммировать итоги наблюдений за детством, отрочеством и юностью героя.

Автор постоянно находится в пути, неизменно ищет решения самых различных вопросов. Начало пути, которое казалось всем близким родственникам предельно неудачным, обернулось стечением многих удач. Представление к именному оружию за отвагу, творческие успехи начинающего писателя, осознание важности собственных раздумий о будущем - все вдруг сложилось в определении признания.

Повести Толстого не сентиментальны , хотя именно ему принадлежит формула «золотое детство», они лишены самолюбования. В авторе нет ни грана тех свойств, которые бы могли вызвать чувство неловкости. Обычно возникает благодарный читательский отклик за помощь в формировании доброжелательного отношения к себе самому: читатель проходит своеобразную школу требовательности к себе, которой сопутствует самоуважение.

Меру и степень целесообразной откровенности рисуют строки всех трех автобиографических повестей. Интересны описания попыток литературного творчества будущего писателя. Так, в главе «Стихи» (повесть «Детство») рассказано, как Николенька пытается создать поздравление для бабушки.

«Детство» и «Отрочество» - рассказ о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены с полным и искренним сочувствием. Иное дело - изображение юности. В герое сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройди через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей - не аристократов. «Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Николенька в конце концов начнет придавать особое значение «голосу раскаяния и страстного желания совершенства». «Благой, отрадный голос, сколько раз с тех пор, в те грустные времена, когда душа молча покорялась власти жизненной лжи и разврата, вдруг смело восстававший против всякой неправды, злостно обличавший прошедшее, указывавший, заставляя любить ее, ясную точку настоящего и обещавший добро и счастие в будущем, - благой, отрадный голос! Неужели ты перестанешь звучать когда-нибудь?»

Конечно, никак нельзя считать, что повесть - излишне патетическое произведение. По отношению к герою автор часто ироничен. Напомним, например, суждение из гл. XXVI: «...я старался свой необыкновенный ум и оригинальность, к чему особенно я считал себя обязанным своим мундиром».

Глава «Юность» - а из поэтических глав повести и заслуживает особого внимания класса. Но еще более любопытны и даже поучительны главы, свидетельствующие о его нравственном перерождении. Когда Толстой почти через 50 лет перечитал повесть, он усмотрел в ней некоторую неискренность. Он указал, что «не считал тогда хорошим и важным - мое демократическое направление», прямо указав на XXXI и три последние главы.

Н. Н. Гусев в своем исследовании утверждает, что «Глава «Comme il faut» (XXXI) содержит классическую, нигде более не встречающуюся в нашей литературе характеристику «этого понятия, служившего главным правилом поведения в светском обществе. Николенька уже видит всю пустоту , просто глупость этой основы оценки людей в аристократическом обществе». Исследователь даже утверждает, что самообвинение Толстого нужно полностью отвергнуть. Очевидно учителю предстоит достаточно обстоятельно осмыслить этот вопрос. Наверное, более вероятно, что Николенька видел все минусы своего идеала, но не сумел сразу отрешиться от его подавляющего влияния, принять без раздумья и оговорок чуждые ему демократические манеры и стиль поведения.

Главная идея «Юности» - рост сознания молодого человека. Тема духовного «воскресения» лежит в основе многих последующих произведений писателя.

Исповедальность и морализаторство есть в повести, но не они привлекают к ней поколения читателей и не они в центре внимания учителя на уроках по ее изучению. Внимание к своей собственной духовной жизни и жестокая требовательность к самому себе, честность в оценках и характеристиках - уроки требовательного самоанализа, без которого не обходится юность. Образец художественно совершенного воплощения юношеских состояний и раздумий предстает перед классом и учителем как предмет уважительного, может быть, даже восторженного рассмотрения.

Программа девятого класса содержит также автобиографический цикл, созданный Максимом Горьким. Герой этого цикла резко полемичен не с Николенькой Иртеньевым, и даже не с его создателем, Львом Толстым, а возможно, с самой судьбой. Вспомним историю двух жизней, сопоставив заголовки автобиографических произведений.

Лев Толстой - «Детство», «Отрочество», «Юность».

Максим Горький - «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Именно полемичность и откровенная публицистичность повестей, созданных Горьким долгие годы спустя после самих событий, дают возможность не столько сопоставлять художественные особенности произведений двух писателей, сколько обсуждать специфику жанра и размышлять о его восприятии читателями.

При обращении к трилогии Толстого часто привлекаются произведения, которые создавались писателем в эти же годы. Они тоже несут в себе отзвуки автобиографичности, воспроизводят события, участником которых был автор, - это «Набег», «Рубка леса», но прежде всего «Севастопольские рассказы».

Подобная ситуация складывается и при изучении завершающей повести горьковских автобиографических произведений. Однако есть и существенная разница. Толстой написал свои автобиографические повести практически с «поля боя», эти произведения фиксируют становление характера чуть позже того момента, когда само это становление происходило. Горький в 20-е годы XX в. на пороге старости решил бросить взгляд на свою юность, молодость. От времени событий , описанных в его повестях, автора отделяли десятилетия.

Повесть «Мом университеты» написана в 1922 году. К ней примыкает цикл автобиографических рассказов: «Время Короленко» (1923), «О первой любви» (1923) и другие произведения, которые обычно рассматриваются как фрагменты неосуществленного замысла четвертой части художественной автобиографии.

В повести «Мом университеты» столь же обилен слой «свинцовых мерзостей», как и в «Детстве», да и гнет этих мерзостей сильней - они уже осмысляются бунту против несправедливости героем повести. Обращаясь к сюжету повести, учителя часто даже не упоминают о трагической попытке самоубийства Алеши Пешкова. Волны юношеского суицида, которые периодически возникают по ряду причин, пугают учителя как факт, которому трудно да и неизвестно как противостоять. Разговор на такую деликатную тему требует и доверия учеников, и умелого определения нужного тона. Учитель для себя решает вопрос о возможности его обсуждения, но не нужно полностью исключать и эту трагическую тему.

Созерцание картины «университетов», которые прошел Алеша Пешков, неожиданно становится сегодня очень острой темой, которая откликается на вполне современные проблемы. Проблема эксплуатации, проблема первоначального накопления капитала, проблема справедливости. Размышление над страницами повести Горького помогут не столько их категорическому решению, которое, может быть, и нереально, сколько формированию представления о возможных путях преодоления или смягчения всех этих сложностей, формированию чувства нравственной ответственности.

Произведения художественной литературы активизируют мировосприятие, помогают остроте реакции на все, что нас окружает, будь это порыв ветра или сложное техническое устройство, интересная мысль или возмутительный поступок. Автобиографические произведения делают строже и требовательней реакцию читателя и при этом вызывают в нем больше доверия и участия. Их изучение, а тем более сопоставление, когда оно убедительно мотивировано, прекрасная школа читательского мастерства.

Тема: « Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей».

ЦЕЛЬ:

выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя

ЗАДАЧИ:

    Формирование навыка анализа художественного произведения с позиций отношения его к литературному направлению и жанровой принадлежности.

    Выявление особенностей пейзажа в повести.

    Формирование навыков устного и письменного продуктивного высказывания, оформление тезисов урока.

    Воспитание стремления к доброте, внимательному и чуткому отношению к окружающим.

Оборудование:

экран, проектор

Ход урока

№ слайда

1.Оргмомент.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М. Достоевский

Первый уровень восприятия: репродуктивный.

(В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С.Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом –уверенность, во втором – сомнение.

У Тургенева :

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского :

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)

    Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)

    Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)

    Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)

Как называется город, в котором происходят описанные героем события? (Петербург)

2. Слово учителя.

Размышления о типе петербургского "мечтателя" занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов (см. вступительную статью в т. 1 наст. изд.): "В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, -- писал Достоевский в "Петербургской летописи" (наст. том С. 31), -- мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода -- мечтателем".

В герое "Белых ночей" явственны автобиографические элементы: "...все мы более или менее мечтатели!" -- писал Достоевский в конце четвертого фельетона "Петербургской летописи", а в конце позднейшего фельетона "Петербургские сновидения в стихах и в прозе" (1861) вспоминал о своих "золотых и воспаленных грезах", очищающих душу и необходимых художнику. По героико-романтическому настроению рассказ его близок видениям героя "Белых ночей": "Прежде в юношеской фантазии моей я любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа "Монастырь" Вальтер Скотта и проч., и проч. И чего я не перемечтал в моем юношестве <...>. Не было минуты в моей жизни полнее, святее и чище. Я до того замечтался, что проглядел всю мою молодость".

Возможно, что одним из прототипов главного героя явился друг писателя А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил повесть. В исповеди героя переосмыслены некоторые мотивы плещеевской лирики. Повесть создавалась в дни тесной дружбы Достоевского и Плещеева, членов кружка А. Н. и Н. Н. Бекетовых, а затем социалистических кружков М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. В момент работы Достоевского над "Белыми ночами" Плещеев обдумывал свой вариант повести о мечтателе "Дружеские советы". 1

1 Отеч. зап. 1849. Т. 63. С. 61--126.

3. Беседа

Ночь первая.

    В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?

    Какие события изображены на страницах повести?

    Как чувствует себя герой в Петербурге?

    Какая обстановка его окружала?

    При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой?

    Как повел себя герой и почему? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи,знакомства, почти роман…)

И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова“роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И .(Индив. задание. Работа со словарём)

Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)

    В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные отношения между мужчиной и женщиной)

    Что означает прибавка“сентиментальный”? (Буквально означает“чувствительный”) Итак, по словам Ю. Манна,“это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства,размывающей контуры реальных событий и происшествий”

    Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Ночь вторая.

    Кто такой, в представлении главного героя, мечтатель?

Мечта – мечтательность – мечтатель

МЕЧТАТЬ что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном.

Мечтание ср. длит. мечта ж. об. действ. по знач. глаг. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара.

Мечтатель м. -ница ж. охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения.

Постановка проблемного вопроса : Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

    Как герой объясняет, почему он не занимается делами? (Одиночество, уединение героя“Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам,“всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”)

    Как он оценивает такую жизнь?

В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое,искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)

    Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”,“сладострастным ядом”.

Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя,приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями ”, –заметил известный литературовед В.В. Виноградов.С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала)

Вывод: мечтатель был молодой человек с совершенно необычным мироощущением. Мира он вовсе не ощущал, а существовал целиком в своих внутренних переживаниях. Он был воодушевлённым и романтичным. Мира он совсем не знает.

Ночь третья.

    Почему герой так легко увлекся Настенькой?

Вывод: Мира герой совсем не знает. Если Настенька свяжет с ним свою жизнь, её ждут сентиментальные слезы, нежные вздохи, но ни в театр, ни в гости он её не пригласит, запрет дома и сделает заложницей своей сентиментальности.

Ночь четвертая.

    Почему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?

Утро .

В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.

    Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)

    Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”,“Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)

    Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом“ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

В произведении, состоящем из четырёх“ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно“утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”) Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны.

    Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой?

У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках?

4. Петербург Достоевского (ночь первая, первый абзац)

    Найдите слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя.

    Проанализируйте построение предложений. Чего добивается таким образом автор?

    Какие детали помогают понять жизнь города?

    Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображён в повести? Почему бесконечно одинок герой повести?

Вывод: герой- интроверт, необщительный, погружённый в свои грёзы. Его одиночество в столице, оторванность от семьи увеличивают его отрыв от жизни. Задумчивость белых ночей располагает к мечтательности и созерцательности. Каждый в своем развитии проходит стадию мечтательности. Это нормально для определённого возраста. Герой Достоевского совершенно погружён в свои собственные переживания, внешний мир для него не существует. Он руководствуется в своих поступках не реальностью. Для героя Достоевского собственные грёзы являются единственным побудительным мотивом для действия. Всякая сентиментальность – следствие отчужденности от мира, показатель душевного одиночества и непонимание человеком своих насущных потребностей.

Есть ли такие типы в современной жизни? Переживаете ли вы подобные состояния мечтательности?

    Вывод.

Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность,неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя.

Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает“воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.

В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время.

Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить равнодушным читателя.

Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина. В отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерковобытописательской стороне изображения Петербурга. Кроме того, Достоевский изображает некую духовно-мистическую сущность города, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в концентрированном виде.

Проблема повести во взаимодействии человека с миром. Человек бездеятельный, мечтатель противопоставлен человеку деятельному, который знает, как справиться с проблемам, и выполняет свои обещания.

6 .Домашнее задание.

Мини-сочинение.

Чем интересна повесть Белые ночи» вам, современным школьникам?

Прочитав повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам?

Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя "Белых ночей" с гоголевским Пискаревым из повести "Невский проспект" (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Перекличка со многими романтическими персонажами подчеркнута в повести при характеристике "восторженных грез" героя ("Ночь вторая"). В самом названии повести, делении ее на "ночи" Достоевский в известной мере следовал романтической традиции: ср. "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" А. Погорельского (1828), "Русские ночи" В. Ф. Одоевского (1844). Но у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества. Герой же Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать "все свои фантастические годы".

"Белые ночи" -- одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге -- "Домика в Коломне" и "Медного всадника". Впервые возникающее у Достоевского в "Петербургской летописи" и "Белых ночах" философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом "своем уголке", рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме "белых ночей" для характеристики "призрачного" Петербурга, описания его каналов -- места встреч Настеньки и Мечтателя, -- все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

Новое, углубленное истолкование мечтательство получает в последующем творчестве Достоевского. Оно осмысливается писателем как следствие "разрыва с народом огромного большинства образованного нашего сословия" в результате петровской реформы. 1 Поэтому чертами мечтателей наделены многие центральные герои романов и повестей Достоевского 1860--1879-х годов. В середине 1870-х годов писателем был задуман и особый роман "Мечтатель". Мечтателей зрелого периода творчества Достоевского объединяет с героем "Белых ночей" жажда "действительной", "живой" жизни, поиски путей приобщения к ней.

1 Дневник писателя. 1873. Гл. 2. Старые люди.

Первые критические отзывы о повести появились в январе 1849 г. В "Современнике" А. В. Дружинин писал, что "Белые ночи" "выше "Голядкина", выше "Слабого сердца", не говоря уже о "Хозяйке" и некоторых других произведениях, темных, многословных и скучноватых". 2 Основная идея повести, по оценке критика, "и замечательна, и верна".

2 Современник. 1849. N 1. Отд. 4. С. 43.

"Мечтательство" он считал не только специфически петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. Дружинин писал о существовании "целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей". Они становятся мечтателями и "привязываются к своим воздушным замкам" "от гордости, от скуки, от одиночества".

К недостаткам повести Дружинин относил то, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. "Ежели б личность Мечтателя "Белых ночей", -- продолжал он, -- была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла".

Изменения, внесенные Достоевским в текст при подготовке издания 1860 г., допускают предположение о том, что ряд критических замечаний Дружинина был им учтен. Так, например, строки, рисующие образы, которые возникают в минуты романтических грез Мечтателя, появились в повести, возможно, не без влияния этой рецензии (ср. наст. том, С. 171--173).

С. С. Дудышкин отнес "Слабое сердце" и "Белые ночи" к лучшим произведениями 1848 г. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения "Белые ночи" совершеннее предшествующих произведений писателя: "Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце <...> в "Белых ночах" автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ легок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно". 1

1 Отеч. зап. 1849. N 1. Отд. 5. С. 34.

В 1859 г. в статье "И. С. Тургенев и его деятельность по поводу романа "Дворянское гнездо"" упомянул о "Белых ночах" Ап. Григорьев. Он счел повесть одним из лучших произведений школы "сентиментального натурализма", отметив при этом, что "вся болезненная поэзия" "Белых ночей" не спасла этого направления от очевидного кризиса. 2

2 См.: Рус. слово. 1859. N 5. Отд. 2. С. 22.

Несколько отзывов о повести появилось в 1861 г. после ее переиздания. Добролюбов в статье "Забитые люди" высказал мнение, что в Мечтателе "Белых ночей" предвосхищены черты героя романа "Униженные и оскорбленные" (1861) Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения "вздохами и жалобами да пустыми мечтами", он писал: "Я признаюсь -- все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только <...>. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам как идеал чего-то!". 3

3 Добролюбов Н. А, Собр. соч. М., 1963. Т. 7. С. 275, 268, 230.

Положительные оценки повести содержались в статьях об "Униженных и оскорбленных" в "Сыне отечества" (1861. 3 сент. N 36. С. 1062) и "Северной пчеле" (1861. 9 авг. N 176. С. 713).

Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести "смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность", Е. Тур высоко оценила это произведение, назвав его "одним из самых поэтических" в русской литературе, "оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению". 4

Подготавливая первое свое собрание сочинений 1860 г., Достоевский подверг повесть стилистической правке. Кроме того, в монолог Мечтателя (Ночь вторая) было внесено добавление (начиная со слов: "Вы спросите, может быть, о чем он мечтает?" и кончая словами: "мой маленький ангельчик...").

Поэтический мир "Белых ночей" вдохновил художника М. В. Добужинского, создавшего классические иллюстрации к этой повести (1922). На сюжет "Белых ночей" были поставлены кинофильмы И. А. Пырьевым (1960) и итальянским режиссером Л. Висконти (1957; Мечтатель -- М. Мастроянни, Настенька -- М. Шелл).

Елена ЧЕКАНОВА,
г. Химки,
Московская область

История о “нежной и великодушной любви”

Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока

  • Чтение учителем первого абзаца произведения.
  • Беседа с учащимися.

Почему у произведения такое название?

К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра.

«Олеся» - это эпическое произведение, повесть, характерными признаками которой являются следующие: объём - больше рассказа, но меньше, чем роман; описание какого-то длительного промежутка времени из жизни героя; обычно повествование ведётся от лица участника или свидетеля событий.

Учитель. Итак, в центре внимания - Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.

В чём особенности композиции произведения?

В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.

Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

Герой - интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник - Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

Найдите завязку сюжета.

Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах.

Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3).

“Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид”. Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки - не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги.

Как встречает героя Мануйлиха? Почему?

Иван Тимофеевич решает найти избушку “ведьмы”, отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке?

Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. “Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным капризным видом”.

Что известно о героинях? Что общего у них с Иваном Тимофеевичем?

Мануйлиха и Олеся - чужие в этом крае, они пришлые. Герой тоже чужд людям Полесья, он не смог найти с ними контакта.

Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

Какими необычными способностями обладает Олеся? Расскажите, как она пытается убедить героя, что является ведьмой.

Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (гл. 6)

Размышляя о своём восприятии молодой дикарки, герой говорит: “Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум... Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”.

Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.

Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?

У Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с “ведьмами”.

Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? С чем это связано?

Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует, чтобы она с внучкой немедленно покинули этот край.

Как повёл себя герой в сложившейся ситуации?

Иван Тимофеевич пытается защитить своих подопечных, угощает урядника, словесно убеждает, дарит старинное ружьё, добившись на время разрешения оставить женщин в покое.

Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться. Иван Тимофеевич признаётся: “Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Где бы я ни был... все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание... сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце”. Отсутствие героя очень взволновало Олесю, которая тоже испытывает к нему сильную привязанность.

Давайте почитаем начало X главы.

“...Когда я ступил на её порог, то сердце забилось с тревожным страхом у меня в груди. Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила... Я почувствовал, что... Олеся отдаёт мне... всё своё существо”.

Что происходит в жизни героев после этой встречи?

Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.

Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь - это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

“- Теперь мне всё равно, всё равно! Потому что я люблю тебя...

Олеся, ради Бога, не надо... оставь меня... Теперь и я боюсь... боюсь самого себя... Пусти меня, Олеся”.

Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха?

“Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу...”

Слово учителя. В своей повести автор ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации?

“Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье... исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса...”

В каких произведениях вы встречались с подобной ситуацией?

В поэме А.С. Пушкина «Цыганы», в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (история отношений Григория Александровича Печорина и Бэлы). И у Пушкина, и у Лермонтова показан конфликт человека цивилизации и человека природы; писатели подчёркивали, что люди из разных миров не могут понять друг друга, живут по различным законам, поэтому их отношения обречены на разрыв.

Слово учителя. В названных произведениях проблема столкновения “естественного человека” и человека цивилизации разрешалась драматически, авторы показывали, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.

Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться?

Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам её возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: “Я ведь только о твоём счастье думаю”.

“Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?” Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь?

Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. “Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное”.

Расскажите о последствиях этого похода.

Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, “отбежав шагов на пятьдесят... остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади:

Хорошо же!.. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!”

Последствия её похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь - местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и её бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. “...Ведь я там... в Перебродье... погрозилась со зла да со стыда... А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнёт падать или хата у кого загорится - всё мы будем виноваты”, - говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: “Нет... я знаю, я вижу... Ничего нам, кроме горя, не будет... ничего... ничего...”

Почему невозможным оказалось продолжение любви?

  1. Мешали окружающие.
  2. Этого не хотела сама Олеся.
  3. Виной всему - пассивность героя.

Попробуйте сформулировать идею произведения.

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.

Соответствует ли эпиграф нашему разговору?

Обратите внимание на последние строки повести. В них - отношение рассказчика ко всему происшедшему.

“С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о её нежной, великодушной любви”.

Слово учителя. Посмотрите, какими словами характеризует своё состояние Иван Тимофеевич - “с стеснённым, переполненным сердцем...” Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остаётся для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.

Что объединяет повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»?

(Это задание в виде письменной работы можно дать для выполнения дома, чтобы ученики могли поразмышлять и подготовиться к предстоящей письменной работе на уроке.)

Оба произведения посвящены теме любви, которую главные герои (Олеся и Желтков) воспринимают как Божий дар, как счастье, несмотря на то, что у их чувства нет будущего, жизнь лишает героев возможности быть с возлюбленными. Чистая, искренняя любовь - основа их личностей. Герои счастливы потому, что им довелось испытать это глубокое чувство.

Это повесть Федора Достоевского, которая была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1848 году. Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости. Возможно, именно этот человек является прототипом главного персонажа, так как известно, что в данное время он думал над собственным вариантом повести, герой которой витает в облаках. Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" будет рассмотрена в нашей статье.

Все мы мечтатели

"Белые ночи", по мнению многих исследователей творчества писателя, является одним из самых поэтических и светлых его произведений. Сам Достоевский, кроме того, писал о том, что все мы являемся в некоторой степени мечтателями. То есть повесть в каком-то смысле можно назвать автобиографичной. Ведь Федор Михайлович, как и главный герой произведения, часто вспоминал о своих грезах. Он писал о том, что в юношеской фантазии любил представлять себя иногда то Марием, то Периклом, то рыцарем на турнире, то христианином периода правления Нерона и т.д. Атмосфера этого произведения романтична, как и образы главных его героев - юной девушки и чиновника-разночинца. Оба они обладают чистой душой.

Встреча с Настенькой

Повесть состоит из пяти частей. При этом в четырех из них описываются ночи, а в заключительной - утро. Молодой человек, главный герой, - это мечтатель, который прожил уже восемь лет в Петербурге, но не смог найти в этом городе друзей. Он вышел в один из летних дней на прогулку. Но вдруг герою показалось, что на дачу выехал весь город. Являясь одиноким человеком, мечтатель ощутил с большой силой свою оторванность от остальных. Он решил отправиться пешком за город. Возвращаясь с прогулки, главный герой заметил молодую девушку (Настеньку), рыдающую у перил канала.

Они разговорились. Этими событиями начинает повесть "Белые ночи" Достоевский.

Характер главного героя

Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер. Характерно, что своего героя Достоевский не назвал. Этот прием усиливает ассоциацию с близким другом писателя или самим автором. Всю жизнь образ мечтателя волновал Федора Михайловича. Он хотел даже написать одноименный роман.

Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" следующая. В произведении главный герой - это полный сил, образованный молодой человек. Однако он называет себя одиноким и робким мечтателем. Этот персонаж живет романтическими грезами, заменившими ему действительность. Повседневные заботы и дела ему неинтересны. Выполняет он их лишь по необходимости и ощущает себя в этом мире чужим. Бедный мечтатель прячется в темных углах Петербурга, куда солнце никогда не заглядывает. Этот человек всегда сконфужен, он постоянно чувствует себя виноватым. У героя нелепые манеры, бестолковая речь.

Внешняя характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" очень скудная. Акцент делается автором на его Так, мы не можем сказать, чем он занимается, где служит. Это обезличивает его еще больше. Мечтатель живет без друзей, а также никогда не встречался он с девушками. Из-за этого герой становится объектом неприязни и насмешек окружающих. Сам он себя сравнивает с грязным, помятым котенком, с враждой и обидой смотрящим на мир.

Все время складывается такое ощущение, что главный персонаж является маленьким мальчиком или же снедаемым лихорадкой подростком. Путанные признания и чрезмерные эмоции, которые он выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации. Он совсем не знает мира, как показывает характеристика мечтателя из повести "Белые ночи". Если девушка решит связать свою жизнь с этим героем, ее ждут нежные вздохи, однако ни в гости, ни в театр такой человек ее не пригласит - только запрет дома и сделает заложницей сентиментальности. Характеристика мечтателя позволяет сделать такой вывод.

Греховность жизни мечтателя, его творческие силы

Федор Михайлович считает, что такая призрачная жизнь является греховной, поскольку уводит человека из мира реальности. Он превращается в "странное существо" какого-то "среднего рода". Мечтания главного героя в то же время имеют и творческую ценность. Ведь этот человек, как замечает Достоевский, является художником собственной жизни. Он творит ее по своему произволу каждый час.

"Лишний человек"

Мечтатель представляет собой тип так называемого лишнего человека. Однако лишь внутрь себя обращена его критика. Общество он не презирает, подобно Печорину или Онегину. Герой этот испытывает к незнакомым людям искреннюю симпатию. Мечтатель-альтруист способен служить другому человеку, прийти ему на помощь.

Отражение настроений в обществе в произведении

Многим современникам Достоевского была присуща склонность к мечтам о чем-то необычном и ярком. В обществе царили разочарование и отчаяние, которые были вызваны поражением декабристов. Ведь не созрел пока подъем освободительного движения, приходящийся на 60-е годы. Федор Михайлович смог сам отказаться в пользу идеалов демократии от пустых мечтаний. Однако главному герою "Белых ночей" так и не удалось вырваться из плена грез, хотя он и понял всю пагубность собственного мироощущения.

Настенька

Противопоставлена этому герою-мечтателю Настенька - активная девушка. Достоевским был создан образ романтичной и утонченной красавицы, которая является героя, хотя и немного наивной и ребячливой. Вызывает уважение этой девушки, ее желание бороться за собственное счастье. Однако Настенька и сама нуждается в поддержке.

Любовь, которую пережил мечтатель

Достоевский ("Белые ночи") в своем произведении описывает чистое, искреннее чувство мечтателя. Герою эгоистические побуждения неведомы. Он готов для другого пожертвовать всем, поэтому стремится устроить счастье этой девушки, не задумываясь ни на минуту о том, что любовь Настеньки - это единственное, что у него есть в этой жизни. Чувство мечтателя доверчиво, бескорыстно. Оно так же чисто, как белые ночи. Любовь спасает героя от его "греха" (то есть мечтательности), позволяет утолить жажду полноты жизни. Однако печальна его участь. Он снова является одиноким человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи"), однако, не оставляет в финале повести безысходного трагизма. Вновь благословляет мечтатель свою возлюбленную.

Повесть эта является своеобразной идиллией. Это авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства. Произведение "Белые ночи", мечтатель в котором - персонаж обобщенный, типичный, - это скорее греза о красивой, другой жизни, чем отражение Достоевским действительности.

Мечтатели у Толстого и Достоевского

На представления главного героя о счастье (идеал сострадания и братства) интересно взглянуть через призму произведения Толстого "После бала". Характеристика мечтателя ("Белые ночи") в свете этого рассказа становится особенно рельефной. Бесконечная оторванность от жизни и сентиментальность героя Достоевского резко контрастируют с глубокими переживаниями, присущими молодому романтику из произведения Толстого. Он в отличие от первого принимает серьезные решения. Совершенно погружен в свои переживания герой Федора Михайловича. Для него где-то в стороне существует внешний мир. Собственные грезы - единственный мотив для совершения того или иного действия, как показывает мечтателя ("Белые ночи") и его "двойника" из рассказа "После бала". Любая сентиментальность - показатель непонимания насущных потребностей, духовного одиночества, следствие чувства отчужденности от мира, владеющего человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи") тем не менее сочувствует герою и не осуждает его.