Художник гелий коржев картины. Третьяковская галерея открыла гелия коржева Художник коржев гелий михайлович картины смотреть

Гелий Михайлович Коржев родился в Москве в 1925 году в семье архитектора. После окончания Московского художественного института имени Сурикова Коржев преподает, иллюстрирует книги, пишет многочисленные эскизы - он ищет свои пути.

В 1954 году Коржев заканчивает картину «В дни войны» . На ней изображен художник в своей мастерской, у чистого пока еще холста, перед началом работы. В картине хорошо передано состояние молодого художника, чувствующего себя участником всенародной борьбы. Это талантливое серьезное произведение сразу же привлекло внимание.

Однако последующие работы Коржева «Осень» , «Уехали», «Утро» в первый момент кажутся неожиданными и разочаровывают - они намного слабее первой.

Это жанровые произведения, написанные прямо с натуры. Коржеву же они были необходимы для овладения профессиональным мастерством, недостаток которого им мучительно ощущался, мешая рассказать о том, что волновало его, передать свои мысли и чувства. Это был необходимый переходный этап в творчестве художника, который не прошел бесследно. Результат сказался позднее в картинах большой гражданственной силы: «Влюбленные» (1959 г.), где тема личного счастья решается в неразрывной связи с судьбой страны, в триптихе «Коммунисты» (1960 г.), в серии «Опаленные огнем войны».

Когда в 1960 году в Москве на выставке «Советская Россия» появился триптих Коржева «Коммунисты» , он стал художественным событием, мимо которого не прошел ни один посетитель. Но почему? В чем сила этого произведения? Разве мало каждый из нас видел картин , серьезных по теме, профессионально написанных и оставляющих зрителя совершенно равнодушным? В триптихе Коржева прозвучала искренняя, сильная вера в то, о чем он говорит. Художник утверждает здесь свое отношение к миру, свой идеал человека.

Каждая из частей картины-триптиха «Коммунисты» имеет самостоятельное значение, глубокое, символичное. Общая тема соединяет все три части. В центре - «Поднимающий знамя» .

Мостовая, рельсы, люк, двое убитых и… человек, поднимающий знамя, выпавшее из рук убитого. Перед нами лишь эпизод уличного боя, но весь накал этой битвы среди железа и камня ощущается здесь.

Картина полна динамики - только что упал знаменосец и сразу же начинает распрямляться, поднимаясь во весь рост, его соратник. Художник говорит о суровой неустрашимости бойца, его готовности продолжать борьбу, утверждает, что невозможно испугать, остановить восставший народ.

Одна из боковых частей триптиха - «Интернационал» (1957 - 1958 гг). - настоящий гимн мужеству и стойкости советского человека. Перед нами окруженные врагами безоружные люди. Винтовки брошены, потому что кончились патроны. Из целого отряда их осталось только двое. Они стоят спиной к спине - знаменосец и трубач, играющий Интернационал. Беспощадно палит солнце. Жесткая коричневая земля под ногами, вокруг стреляные гильзы, тела убитых и эти две фигуры в центре, во весь рост, готовые умереть, не дрогнув, и перед смертью мужеством своим бросающие вызов врагу.

Третья часть триптиха носит название «Гомер», или «Рабочая студия» (1958-1960 гг.). Здесь запечатлено то, ради чего велась борьба - ради жизни распрямленной, творческой, полной духовного смысла. Только что закончилась гражданская война. И человек у скульптурного станка еще не успел сменить своей военной одежды - на нем обмотки, кожаная тужурка, рядом лежит буденновка с красной звездой. Лепит он бюст древнегреческого сказителя Гомера. Как углублен, сосредоточен этот человек, постигающий основы скульптурного мастерства. И мы верим - он овладеет им.

В 1968 году заслуженный художник РСФСР Гелий Михайлович Коржев был избран председателем Союза художников Российской Федерации.

И. Рольник, по метариалам журнала “Семья и школа”, 1969 год

Гелий Коржев. Народный художник СССР
Живопись «сурового стиля»

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа на 88-м году жизни.

Коржев принадлежит(-ал) к представителям так называемого "сурового стиля" , возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается(-ался) к большим гражданственным темам.


Хохлома и лапти, 1999



2. Беспокойство, 1965

3. Влюбленные, 1959

4. Художник, 1960-1961

5. Адам Алексеевич и Ева Петровна, 1997-1998

6. Свалка, 2007

7. Искушение, 1985-1990


8. Иуда, 1987-1993

9. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985

10. Указ короля, 1993-1997

11. Заложники. Живой заслон (Заложники войны), 2001-2004


12. Гомер (Рабочая студия. Триптих "Коммунисты"), 1958-1960
Поднимающий знамя (Фрагмент, триптих "Коммунисты"), 1957-1960 г.
Интернационал ("Коммунисты", фрагмент), 1957-1958

13. Егорка-летун, 1976-1980

14. Беседа, 1980-85


15. Следы войны, 1963-1965

16. Лишенные рая, 1998


17. В тени Креста, 1995-1996

18. Осень прародителей, 1998-1999

19. Серп и молот, 1980


Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» - это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя - чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за нами
Умер Гелий Коржев - ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина..... незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба - вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой - лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Geli Korzhev Installation at The Museum of Russian Art (TMORA)

61 paintings including 16 works from the State Russian Museum and the Tretyakov Galleryin the Main, Mezzanine, and Lower Galleries

Путь художника - сложная и непрямая дорога. Порой необходимы годы мучительного поиска, большой работы по совершенствованию мастерства, выбора своего стиля, своих образов, своих сюжетов. Сложным был творческий путь Гелия Коржева. Стремясь к лаконизму и выразительности, он исключает всё, как он считает, лишнее, а его персонажи занимают все пространство картины. Что хотел выразить своими работами художник, о чем они? Об этом поговорим в статье.

Биография Гелия Коржева

7 июля 1925 года в Москве семье паркового архитектора и учительницы родился мальчик. Имя ему дали Гелий, что означает «солнечный». В семье Коржевых позже родились еще две девочки. С раннего возраста мальчик рос в атмосфере искусства. Талант к рисованию появился у Гелия в детстве. В изостудию Коржев пришел едва ему исполнилось одиннадцать лет. Это был класс А. П. Сергеевой, ученицы В. А. Серова. В только что открывшуюся профессиональную среднюю школу Коржева приняли в третий класс в 1939 году.

Узнав о начале войны, Гелий Коржев вместе с товарищами едет на полевые учения под Смоленск, записавшись на курсы снайперов. Однако на войну не попал, так как было принято решение эвакуировать школу с преподавателями в Башкирию. Школа была размещена в селе Воскресенское. Пробыв в эвакуации до 1944 года и вернувшись вместе со школой в Москву, Гелий в своих дневниках писал, что нахождение в деревне и непосредственное общение с природой включило осознание будущего художника, что красота - в людях и окружавшей ребят природе. Это определило дальнейший путь развития самой школы и многим учащимся дало направление в их творчестве.

Учеба в институте

В 1944 году учеба в школе закончилась. Выпускными экзаменами воспитанников школы была выставка их работ, выполненных в эвакуации. В результате приемная комиссия Московского государственного художественного института приняла на первый курс всех выпускников школы без вступительных экзаменов. У Коржева были прекрасные педагоги, такие как и В. В. Почиталов. Учебу в институте Коржев совмещал с работой в Пушкинском музее, где помогал разбирать спасенные картины

В 1946 году Гелий Михайлович создал семью с Кирой Владимировной Бахтеевой, студенткой актерского отделения ГИТИСа. В семье родились две дочери.

Работа преподавателем

После получения высшего образования и звания художника Гелий Коржев был приглашен в 1951 году своим учителем, С. В. Герасимовым, в Строгановское училище, чтобы заниматься преподавательской деятельностью на младших курсах. Как писал Коржев в своих дневниках, когда учишь других, учишься и сам. Ведя преподавательскую деятельность, он выступает организатором выставок в Москве и сам принимает участие в них. Картины Гелия Коржева публика приняла благосклонно. В 1952 году художник пробует себя как иллюстратор. Это его иллюстрации сопровождают сказку "О Мальчише-Кибальчише".

Картина "В дни войны"

В 1954 году увидела свет первая законченная картина Гелия Михайловича "В дни войны". Она была в экспозиции Выставочного зала Союза художников СССР. Картина получила высокую оценку как художников, так и посетителей выставки. С. В. Герасимов отметил, что художник состоялся и владеет мастерством сильного рисунка.

По его рекомендации Коржева принимают в Московский союз художников (МСХ) без необходимого прохождения кандидатского стажа. Картина "В дни войны" в 1955 году выставляется в Третьяковской галерее. Будучи членом союза художников, Гелий Коржев активно участвует в организации ежегодных выставок в МСХ. Такие выставки были необходимы молодым начинающим художникам, так как именно с них художники получили путевки в жизнь.

Темы работ послевоенных лет

Поколение художников послевоенных лет возмужало. Война не могла не внести свои поправки в такое понятие, как "социалистический реализм". Больше правды появилось в произведениях художников. Постепенно волна восхвалений уходит из живописи тех лет, а центральным местом в творчестве художников поколения Коржева становятся люди, их жизнь, их быт. Гелий Михайлович участвует в выставках со своими картинами "Уехали" и "Приехал со стройки". В это же время не прекращает работу над начатыми картинами "Утро" и "Машинистка", которые увидели свет в 1957 году на очередных выставках Москвы. Эти картины были на протяжения года выставлены еще на нескольких выставках столицы.

Первый триптих

Кроме выставок в Советском Союзе, Коржев принимает активное участие в творческих командировках от Союза художников в Италии, а затем в Сирии и Ливане. В это же время его избирают членом Правления МСХ. В 1958 году экспонируется на очередной Московской выставке первая из картин задуманного художником триптиха "Коммунисты". Это "Интернационал". К 1960 году работа над триптихом заканчивается. Это полотно получает большую известность и приносит его автору награду - Золотую медаль Академии художеств СССР.

Работа над задуманными еще двумя картинами подходит к завершению. Это "Влюбленные" и "Художник". Высокой оценки удостоена его картина "Влюбленные". В прессе отмечалось, что Коржев в своей картине показал глубокое настроение, и, как всегда, остался верен своему взгляду на человеческие судьбы.

Творчество 60-х и 90-х

В 60-е Коржев работает в Москве в качестве руководителя творческой студии Академии художеств и в составе творческих командировок посещает Францию и Великобританию. В 70-х побывал в Италии и Испании с выставками, проходившими в городах этих стран. В 1972 году Коржев Гелий Михайлович был удостоен почетного звания "Народный художник РСФСР". Будучи с 1968 по 1976 годы председателем Союза художников РСФСР, Коржев собрал коллектив молодых художников с новыми идеями и методами развития искусства. На выставках появляются новые имена. 1979 год принес Коржеву новое звание - "Народный художник СССР". "Сложно сочетать общественную работу, организацию выставок и педагогическую деятельность с творческой работой", - писал в своих дневниках Коржев.

В 1986 году он завершает свою преподавательскую деятельность. В этом же году весной из жизни ушла мать художника, а зимой отец. Гелий Михайлович углубился в работу над циклом картин "Библейской" серии. В 1991 году художник отказывается от избрания его президентом Академии художеств СССР. Он считает, что нужно заниматься главным делом его жизни - созданием картин. У молодых достаточно энергии для совмещения в себе нескольких работ, но приходит время, когда нужно оставлять то, что приносит душевное удовлетворение, а это деятельность у холста в своей мастерской.

Последние полотна художника

После краха коммунистического режима Гелий Михайлович работает в своей мастерской, создавая новые полотна, участвуя в выставках. Так продолжается 21 год до самой его смерти. За эти годы были написаны и представлены публике:

  • Цикл "О Дон Кихоте".
  • "Бытовая" серия пополнилась картинами "Встань, Иван!" и "Квартирантка".
  • Закончена работа "Библейской" серии.

Картины художника продолжают участвовать в выставках в стране и за рубежом. Художник делится своими мыслями о том, что много было создано картин, которые ушли в зарубежные коллекции, след некоторых потерян. Но Гелий Михайлович верил, что где-то они живут и продолжают служить людям. Последними картинами художника были "Пророк", "Последние часы на земле" и "Победитель". В 2012 году 27 августа сердце Гелия Михайловича Коржева остановилось.

Гелий Михайлович похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Авторами памятника-надгробия являются дочь Ирина и внук Иван Коржевы.

Гелий Михайлович Коржев - российский художник, яркий представитель « » в живописи. Первый секретарь Союза художников РСФСР, Академик АХ СССР, Народный художник СССР, преподаватель МВХПУ имени С. Г. Строганова.

Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Живописи обучался в МГАХИ имени В. И. Сурикова. Широкую известность получил в 50-60-х годах, в первую очередь благодаря серии картин «Опалённые огнём войны» и триптиху «Коммунисты».

Герои его картин, как и подобает картинам сурового стиля, — это крепкие, мужественные люди, которые живут открыто, любят всем сердцем, страдают всей душой, готовы пожертвовать собой ради идеалов и благородной цели. Художник Гелий Коржев в своих картинах всегда подчёркивал драматизм событий, выражал некий эмоциональный выкрик, рассказывал о чаяниях, надеждах, страданиях всего русского народа. Его работы проникают в самую душу, потому что художник был способен передать эмоциональную атмосферу происходящего, выразить сюжет максимально реалистичным и максимально понятным для обычного человека образом. Зритель, который открывает для себя картины Гелия Коржева, может почувствовать, что это настолько впечатляющие и животрепещущие композиции, что невольно начинаешь сопереживать главным героям, чувствовать их силу и стремление, радость и горе. Неважно каков главный сюжет той или иной картины - героический или бытовой - его работы всегда выглядят величественно и достойны называться настоящими шедеврами русской живописи.

Замечательный советский и российский художник Гелий Коржев умер 27 августа 2012 года. Похоронен на Алексеевском кладбище в Москве. Картины художника находятся в в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее в Москве, Музее русского искусства в Миннеаполисе, Институте русского реалистического искусства в Москве, а также других музеях и частных коллекциях.

Пиломатериалы высокого качества для строительства или ремонта. На сайте на www.faneramonolit.ru можно приобрести профилированный брус любых размеров. Большой каталог продукции для вашей работы.

Впечатляющая картина, правда? Она пугает и завораживает. Человек в обхватку борется с бесом. Или пытается победить собственную Тень. Мы не видим его лица, только перекошенное рыло сцепившейся с ним адской твари с обращенным к нам круглым и выпуклым черным глазом, в котором пляшет огонек ужаса и кровожадного безумия.
Не так уж просто выдержать этот взгляд наступающего Хаоса, вспоминая участившиеся спонтанные акты индивидуального террора, уносящие множество человеческих жизней, дикие войны, сопровождающиеся жесточайшим истреблением мирного населения, мутные и лукавые речи политиков, тлетворную атмосферу всеобщей лжи и ненависти, которую создают и поддерживают мировые средства массовой информации. За последние несколько лет мир стал куда более опасным и непредсказуемым. Что-то очень скверное происходит со всеми нами. Но что именно? И как противостоять этому, если это вообще возможно?

Попробуем разобраться. В этой заметке я буду говорить не только о живописи. Но о живописи - в первую очередь. Поэтому возвращаюсь к представленной картине.
Нет, это не экспрессионизм. Это самый что ни на есть социалистический реализм от классика жанра, представителя "сурового стиля", лауреата ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, народного художника СССР Гелия Михайловича Коржева (1925 - 2012) .
Картина "Схватка" (1987) была написана Коржевым в "перестроечное" время и несомненно отражает взгляд художника на процессы, происходившие тогда в стране, обществе и внутреннем мире каждого отдельно взятого человека.

Обратившись к более ранним произведениям художника, мы сможем понять, кто он, этот человек, сражающийся с нечистью. Вот написанная в 1960 году третья, заключительная часть триптиха "Коммунисты" (центральной частью этого триптиха является знаменитый шедевр Коржева - "Поднимающий знамя"). Полное название этой картины "Коммунисты: Гомер (Рабочая мастерская) .

Перед нами герои нового, невиданного ранее на Земле мира, основанного на принципах социальной справедливости и торжества светлого человеческого разума. Вчерашние бойцы и командиры Красной армии, превозмогшей в суровой борьбе царизм, белогвардейщину и иностранную интервенцию, увлечены созданием принципиально иной культурной реальности, свободной от навязанного кастой господ мракобесия, однако опирающуюся на великие гуманистические традиции человеческой цивилизации.
Можно по-разному оценивать общественно-политические события той переломной эпохи, но интеллектуальное подвижничество и духовный порыв подобных людей безусловно были прекрасны.
Только времени им оказалось отпущено очень мало, подступило очередное военное лихолетье - Великая Отечественная.
Советские люди ценой огромных потерь и лишений выдержали это страшное испытание. Какая вера их одушевляла? Этого никогда не понять спекулирующим на их бессмертной славе современным пропагандистам и политтехнологам, кормящимся от олигархических щедрот. Внутренний мир людей, носивших тогда ватники, был несравненно глубже и интереснее, чем плоское мировоззрение современных "ватников", напяливших футболки с цветастыми флагами, Путиным и крикливыми "патриотическими" лозунгами.
Это были совсем другие люди.
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Картину "Перед дальней дорогой" (1976) прекрасно дополняют слова самого Коржева, сказанные им в 2001 году в интервью корреспонденту газеты "Завтра" Андрею Фефелову: "Есть такой устоявшейся термин — "шестидесятники". Но для меня "шестидесятники" — это не Евтушенко и Вознесенский. Это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи, который был позже подхвачен "гнилой интеллигенцией" и вскоре развеялся. Но тогда речь шла именно о новом, исполненном творческой энергии человеке, который в корне изменил взгляд на вещи".

Послевоенный мир действительно был другим. Очнувшись от кошмара, он инстинктивно тянулся к жизни и творчеству. Этот мир мог позволить себе любить и мечтать. Так было в Европе, так было и у нас. Это настроение передает картина "Художник" (1961) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Да, страстная мечта у этих людей была. Но с этой мечтой сумели по-своему разобраться упомянутая "гнилая интеллигенция", а проще говоря, омерзительное советское мещанство.
Едва только закончилась Гражданская, Маяковский предупреждал:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"

К семидесятым годам прошлого века канарейки разжирели настолько, что превратились в монстров.
Очная ставка дат - в том же 1976 году , когда была написана картина "Перед дальней дорогой", Коржев создает свой первый мрачный гротеск, оказавшийся пророческим. Художник безошибочно разглядел мурло грядущего хама. Картина называется "Голубой огонек" .

Узнали чудище? Обратили внимание на дату? Исполнительница и "маэстро" за роялем в данном случае являются всего лишь зеркалами, отражающими духовный облик их поклонников. Коржев понял все уже тогда - высокие идеалы коммунизма будут растоптаны безмозглым стадом совмещан и фарцовщиков. Русский Икар, впервые в истории человечества покоривший космическое пространство, уже падает вниз. Много позже Виктор Цой споет о нем:

Он не знает слова "да" и слова нет",
Он не помнит ни чинов, ни имен,
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть опаленным звездой по имени Солнце.

А Коржев в 1980 году закончит картину "Егорка-летун" .
Тогда, под шум и гам московской олимпиады, безысходный трагизм, которым веет от этого полотна, ощутили, скорее всего, немногие.
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Герой терпит поражение, вместе с ним гибнет и становится прахом идея штурма небес, подчинения законов бытия человеческой воле. Больше нет необходимости в консолидации общественных усилий, столь ненавистной всякому обывателю. Теперь обыватель может пожить для себя. Вскоре выясняется, что для этого совершенно не обязательно быть личностью, да и вообще человеком.
Люди как-то незаметно исчезают, куда деваются - непонятно. Их место занимают уродливые создания - не то черти, не то мутанты. Коржев назовет их "тюрликами".
Тюрлики будут по-своему чтить своих предков - людей. И даже совершать в их честь некие ритуалы. Например, как на этой картине "Череп предка" (1985).

Русский Гойя - так иногда называют Коржева, но я не согласен с этим определением. У Коржева, как у всякого выдающегося мастера, своя неповторимая манера живописи. Коржев это Коржев. Скорее тут следует говорить о культурологических реминисценциях. Вот еще одна работа на сходный сюжет, да только совсем другая - "Череп предков" (1991) .
Интересно, о чем размышляют тюрлики, созерцая эти черепа своих прародителей?

Тюрлики, наверное, стремятся быть похожими на людей и заботятся о своей красоте. Им просто невдомек, что они дошли до той стадии внутреннего измельчания, на которой интеллектуальное и духовное убожество начинает накладывать весьма заметный отпечаток на внешность, и этот отпечаток не скрыть ни пластическими операциями, ни косметическими средствами. Какими кремами и притираниями не пользуйся, куриным мозгам и крысиной натуре подобают соответствующие ноги и хвост. "Старая кокетка" (1985) .

Чудом уцелевшие среди мутантов люди, понятное дело, пытаются поговорить с ними в надежде вразумить их или хотя бы найти какую-то общую платформу для взаимопонимания. Однако вступать в философские дискуссии с нечистью художник, похоже, не советует.
"Диспут 1" (1991) .

Какая безнадежная ирония! В ответ на ваши попытки объяснить смысл учения Будды или Христа, свиноподобное существо, не дослушав вас, начнет проникновенно и путано излагать основы собственного мировоззрения, которое зиждется на топографии родного хлева и представлениях о том, что в соседнее корыто обычно наливают больше жратвы. У него есть своя, но очень маленькая правда, вне которой для него ничего больше не существует. Так что никакого результата вы не добьетесь. Зато значение фразы о бессмысленности рассыпания бисера перед подобным собеседником станет для вас еще более очевидным.

Какому-нибудь Диогену, уж на что он киник, тоже приходится нелегко - перед ним отнюдь не Александр Македонский, этот пациент доктора Моро просто не поймет юмора, если сказать ему "Отойди, не загораживай солнце". Он желает настоять на своей скотской истине, и нет никакого сомнения в том, что в итоге это у него получится.
"Диспут 2" (1991) .

Тем более не победить в подобном споре простому русскому мужику, к тому же давно и крепко пьющему. Зато насколько характерен, как узнаваем до дрожи отвращения этот гопнический жест нелюди. Сколько каждому из нас пришлось повидать на своем веку таких "говорящих собачек"!
У собачки должен быть хозяин, и хозяин есть - черный господин с газеткой, вечный агент всевозможных разведок, человек-функция, бессмысленный проводник воли мировой олигархической сволочи.
Точность наблюдений и уровень философского обобщения здесь поистине удивительны. Эта картина представляет собой безошибочный диагноз, поставленный художником нашему больному обществу, пораженному гнусными и постыдными хворями.
"Тюрлик-собака" (1992) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Несмотря на свой пугающий внешний вид, тюрлики тоже боятся. И чувствуют себя одинокими.
"Тюрлик с деревом" (1994)

Однако нам жалеть их не следует. Потому что они нас точно не пожалеют. Они нами питаются. Просто едят оставшихся людей. Пожирают заживо. Исподтишка, но каждый день. Коржев изобразил для нас их "Пиршество" .

Впрочем, довольно тюрликов. Мы и так постоянно с ними сталкиваемся. Если соскучитесь по ним, достаточно выйти на улицу или посмотреть новости.
Коржев не стал зацикливаться на теме мутантов. Вот что он сказал об этом (цитаты из упоминавшегося интервью 2001 года): "Я остановился в тот момент, когда работы стали политизироваться и терять общий, более глубокий смысл. Возникла опасность облегченной реакции на происходящее. Памфлеты — не мое дело, я слабею в этой функции. Очень много сил потратил, в 1993 году написал несколько десятков работ разного размера на тему перерождения существ, но потом понял — не мое это дело. Живопись предполагает другой смысловой формат".

И еще очень важное: "Я четко отграничил круг своих интересов. Область политики мне неинтересна. Люди, определяющие ход дел в стране, по выражению Экзюпери, мне глубоко несимпатичны. Те процветающие круги, которые вышли сейчас на арену, мне неинтересны, и я как художник не вижу ни малейшего смысла исследовать эту часть общества. Но мне интересны люди, которые, наоборот, выпадают из этой обоймы. "Лишние люди" — сегодня это довольно-таки широкий круг. Люди отверженные, словно выброшенные из жизни и невостребованные нынешней эпохой… Их судьба, их внутренняя борьба мне интересна. Они для меня представляют подлинный предмет искусства. Недавно видел сюжет по телевидению. В Свердловске нашли оригинальный способ погашения задолженности граждан по квартплате. Тех, кто не смог заплатить, привлекли к дворницкой работе. Нам показывают, как метет кандидат наук. Человек с двумя высшими образованиями разбирает коробки возле контейнера с мусором. Говорит: "Очень хорошо — целый день на воздухе"… Такие вот люди для меня интересны. Интересны мне и солдаты, которые сражаются сейчас в Чечне. Они выброшены обществом на обочину. Наш социум так устроен, что интереса к судьбам этих солдат никто, кроме их же близких, не проявляет.
Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость".

И Коржев показал таких людей. Одна из лучших работ его обширного библейского цикла называется "Лишенные рая" (1998) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Пустынная земля и грозное небо. Совсем как тогда, в самом начале. Только теперь все по другому. Глядя на эту картину, постепенно понимаешь, что это Адам и Ева наоборот - не первые, а последние люди на Земле. Или так - последние не сдавшиеся.
В библейском цикле картин Коржев изобразил чуть ли не все этапы земного пути Христа, кроме одного - воскресения.

Таков выбор на личностном уровне. Но есть еще общество, от которого по выражению классика не может быть свободным искусство. Обществу тоже нужно что-то сказать.
Гелий Михайлович скажет. В 2005 году восьмидесятилетним старцем он завершает работу над одним из своих шедевров - картиной "Заложники (Живой заслон)" .
Сюжет картины, восходящий к времени Великой Отечественной, прост и страшен - немецко-фашистские захватчики согнали уцелевшие остатки населения полуразрушенного в ходе боевых действий городка для того, чтобы выставить этих людей в качестве живого щита перед наступающими подразделениями Рабоче-Крестьянской Красной армии. В результате нашим войскам, выполняющим боевую задачу, придется стрелять по своим согражданам.
Однако Коржев не был бы Коржевым, если бы ограничился внешним драматическим эффектом. Глубокий и сложный символический ряд этой картины содержит понимание художником нынешнего состояния русского народа и шире - всего человечества.
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Следуя принципам, о которых он рассказал в интервью, Коржев не унижает своих персонажей жалостью. Какая-либо сентиментальность здесь напрочь отсутствует. Фигуры людей написаны в жесткой реалистической манере, в лучших традициях "сурового стиля". Это не правдоподобие фотографии, а высшая правда психологической и житейской достоверности, уже отмеченная мной ранее сила обобщения, присущая работам Коржева и заставляющая вспомнить о Мантенье и Брейгеле.
Это обычные люди, попавшие в жернова войны - женщины, дети, старики, раненые. Простые, некрасивые, изможденные, но живые и разные. Подавленные естественным страхом, однако находящие в себе внутренние силы, позволяющие им держаться. Эти внутренние силы, выпрямляющие человека перед лицом неизбежной гибели, не позволяющие ему превратиться в пресмыкающееся, собственно, и интересуют Коржева. Художник ясно видит, что скоро всем нам эти силы понадобятся.
На переднем плане композиции привлекают внимание фигуры священника, школьного учителя и девочки в пионерском галстуке.
Священник настоящий, верующий, не чета большинству нынешних братков в рясах, хотя сегодня такие тоже изредка встречаются. Он знает, что предстанет перед Богом, и переживает не за себя, а за тех, кому предстоит умереть без покаяния. За детей особенно. Поэтому он бросает осуждающий взгляд на учителя, представителя светского гуманистического мировоззрения, вокруг которого сгрудились школьники. Спор Церкви и Просвещения продолжается даже в последние минуты.
Учитель тоже настоящий, и у него своя вера, непреклонная и суровая вера атеиста. Эта вера зиждется на том, что светлый человеческий разум рано или поздно восторжествует над предрассудками и взаимной ненавистью. За свою жизнь учитель сделал для победы разума все, что смог. Он спокоен, поскольку выполнил свой долг, и ему не в чем себя упрекнуть.
Девочка в пионерском галстуке, символизирующая, как мне представляется, Советскую Мечту, вместе с тем, просто девочка. Она не верит в неизбежность. Потому что так не бывает в сказках, которые она читала. Учитель говорил, что Бога нет, но в сказках про Бога ничего и не говорилось. Зато там всегда происходило чудо. И чудо обязательно должно произойти. Она ждет этого чуда.

Вся эта психологическая реальность дана Коржевым с удивительной сдержанностью, свидетельствующей о безупречном вкусе мастера, без тени мелодраматизма и слащавой умильности, просто как факт. Признаться, такой подход к искусству вызывает у меня самое искреннее уважение.
И настоящее восхищение вызывает Коржев-философ, создавший точную развернутую метафору продолжающегося по сей день исторического момента.
В центре группы, занимающей верхнюю часть композиции, выделяется мощная фигура старого кузнеца в фартуке - архетип русского народа. Задний план занят оккупантами. Тоже архетип. И это совсем не обязательно немцы. Это фашисты - именно так прочитывается нашим сознанием данный образ. На картине Коржева символически изображены мы сегодняшние - русский советский народ, взятый в заложники мировым олигархическим фашизмом .

Нельзя бесконечно утешать себя фальшивой патриотической риторикой нынешней власти и показным бряцанием оружием. Поклонники Николая II и белогвардейщины, идейные власовцы и красновцы, яростно ненавидящие все советское, всегда будут выразителями интересов нуворишей, бывших фарцовщиков, подпольных барыг и спекулянтов, преступным путем завладевших народным достоянием и теперь диктующих нам свои правила. Вся эта шайка тюрликов зависима от западных финансовых корпораций и действует под их управлением.
В настоящее время, прикрываясь охранительной традиционалистской фразеологией, они готовятся к беспощадному подавлению любых очагов народного протеста, один за другим принимая людоедские антидемократические законы, целью которых является тотальный контроль над гражданами, а также создавая специфические структуры в правоохранительных органах и отряды праворадикальных штурмовиков под видом "казаков". Костры из книг еще не пылают на улицах, но это время уже близко.
Сходные процессы происходят сейчас во всем мире. Инспирируемые спецслужбами, состоящими на довольствии олигархов, "спонтанные" террористические акты, межнациональные и межрелигиозные столкновения неминуемо потребуют законодательных ограничений ряда гражданских и личных свобод в западных странах, нельзя исключать и появления официального киберконтроля. Я не сомневаюсь в том, что через весьма непродолжительное время в цивилизованных государствах Европы и Америки демократию сменят квазифашистские, а затем и откровенно фашистские режимы.
Тут все понятно, расплодившееся человечество касте олигархов нужно как-то контролировать, а жесткие режимы гораздо дешевле и эффективнее гнилых демократий. Конечно, к своим соседям эти режимы будут относиться без особой нежности - являясь идейными близнецами, бандеровцы и власовцы, как известно, друг друга братьями отнюдь не считают. Но война всех против всех олигархов очень даже устроит. Во-первых, войны решают проблему перенаселения. Во-вторых, они являются двигателем экономики.
Так что ничего личного, только бизнес. Не захотели социализма - получите олигархический фашизм и тотальную войну. Свято место пусто не бывает.

Можем ли мы что-то сделать? Хороший вопрос. Могут ли что-то сделать заложники, изображенные на картине Коржева?
Безусловно, мы можем и должны проголосовать на выборах против партии власти. Пока у нас есть такая возможность. Но в целом, все что мы можем - это сохранить и передать дальше знание. Это кажущееся безнадежным, но очень важное дело. Именно в этом я вижу смысл пророчества Коржева.

В рассматриваемой картине есть еще один смысловой пласт. Взгляните на фигуру вражеского офицера в правом верхнем углу. В отличие от живых людей на переднем плане, он подтянут, даже элегантен и выглядит существом из иного мира или манекеном - стойкий оловянный солдатик.
Нет, это не смерть. Смерть грязна и отвратительна, а небытие самодостаточно и элегантно в своей неуязвимости, поскольку лишено всяких качеств. Это небытие.
На картине мы видим человечество, взятое в заложники небытием перед лицом наступающего будущего.
Если будущее нагрянет, человечество погибнет, во всяком случае, в своем нынешнем виде. Если будущего не будет, небытие победит, превращая нас в мутантов. Я до сих пор не знаю, как разрешить этот философский парадокс.
Но что-то должно остаться.

Коржев считал, что идея сильнее небытия. Об этом свидетельствуют следующие картины из цикла "Скелеты", фактически представляющие собой творческое завещание Мастера.
"Победа живых и мертвых" (2001) .

Если живые не справятся, мертвые придут им на помощь в битве против нечисти.
На следующей картине художник изобразил самого себя в этом строю.
Он продолжал работать для того, чтобы звучала музыка метафизической революции.
"Скорбный дуэт" (2006) .

Говорят, Советский Союз не смог устоять потому, что опередил свое время. Высказывают предположения о том, что лет через двести-триста человечество востребует советский опыт и вернется к коммунистическому типу общественного устройства. Если, конечно, не погибнет в глобальной войне, развязанной олигархами.
Может быть. Но глупость, жадность и предательство существовали всегда и никуда не денутся, если мы им не поможем.
Музыка звучит сквозь небытие. В заброшенном парке маленький скелет в пионерском галстуке играет побудку. Живые и мертвые вместе устремляются на решающий штурм.
Настоящая революция происходит в сознании.
Запомни главное - не сдавайся!

"Горнист" (2008) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

UPD: Важным дополнением к этому посту является стихотворение, во многом вдохновленное живописью Коржева и конкретизирующее мое понимание нынешней социально-политической ситуации: