Какова тема произведения барышня крестьянка. «Барышня крестьянка» характеристика главных героев

Повесть «Барышня-Крестьянка» входит в цикл известных пушкинских «Повестей Белкина», созданных писателем в Болдинский период. Задуманные Пушкиным в 1829 году, они вышли отдельным сборником. Болдинская осень (1830 г.) стала одним из самых плодотворных периодов в творчестве писателя. «Барышня-Крестьянка» – книга, завершающая цикл из пяти коротких историй.

Многие исследователи считают, что сюжет повести во многом повторяет другое известное произведение, написанное пушкинским современником – Н. М. Карамзиным. «Бедная Лиза» — одно из первых произведений сентиментализма в русской литературе. Написанная в 1792 году, повесть вызвала споры в литературных и общественных кругах. Трагическая история любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту была восторженно встречена читателями и позже неоднократно интерпретировалась другими авторами.

Однако многие сюжеты пушкинского цикла перекочевывали на страницы книги из жизни. Воспоминания и житейские истории, услышанные и подмеченные писателем, легли в основу «Выстрела», «Метели» и других повестей. Но «Барышня-Крестьянка» в большей степени связна с преломлением в сознании Пушкина существовавших литературных традиций, которые писатель видоизменил, согласно своему авторскому замыслу.

Жанр, направление

«Повести Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, увидевшее свет ещё при жизни автора. Пять новелл из уст вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, записывавшего истории, услышанные им от разных людей, формально представляют собой отдельные сюжеты, но внутренне связанные, образующие единое целое. Каждая повесть идейно дополняет другую, усиливая влияние каждой последующей.

«Повести Белкина» — яркий образец реалистической прозы. От лица условного рассказчика Пушкин делится с читателем чередой невыдуманных историй, персонажи которых лишены статичности, они жизненны и правдоподобны. Не случайно в предисловии отмечен факт необразованности Белкина, его непричастности к литературному творчеству. Такой подход убеждает читателя в достоверности изображаемых событий. Устаревшие, плотно укоренившиеся в литературе романтические ситуации и характеры проигрывают очевидной простоте и незатейливости пушкинских сюжетов, герои которых помещены в необычные, но вполне вероятные жизненные обстоятельства, которые по-настоящему отражают жизнь.

«Барышня-Крестьянка» — повесть, несколько отличная от остальных, поскольку в ней больше озорного и комического. Отвергая романтический шаблон с его трагической концовкой, Пушкин разрешает любовную коллизию счастливо, словно предлагая свою версию традиционного в литературе сюжета о неравной любви. В отличие от истории бедной Лизы, социальные барьеры между любящими сердцами Лизы и Алексея разрушены, что создает простор для счастливой, хоть и заведомо обывательской жизни героев.

Смысл названия

Название повести тесно связано с её сюжетом. Под Барышней-Крестьянкой подразумевается главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика Муромского.

Переодевшись крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца. Таким образом, деревенская девушка Акулина, встреченная Алексеем Берестовым в лесу, и барышня Лиза – одно и то же действующее лицо.

Суть

Основные события повести разворачиваются вокруг двух дворянских семей – Берестовых и Муромских, живущих по соседству. Отцы семейств не ладят между собой, поскольку консервативный Берестов осуждает англоманию своего соседа. Дочь Муромского, Лиза хочет познакомиться с Алексеем Берестовым, но ссора отцов создает препятствие к встрече.

Переодевшись крестьянкой, Лиза встречает Алексея в лесу и представляется Акулиной, дочерью деревенского кузнеца. Воодушевленный знакомством Алексей учит необразованную девушку грамоте, удивляясь быстроте, с которой та учится. Тем временем Берестов-отец во время охоты не справляется с лошадью и случайно попадает в дом к Муромским. В результате отцы обстоятельно знакомятся и мирятся.

Отец Лизы приглашает Берестова с сыном к себе. Лизе удается избежать разоблачения. Она выходит к ужину, переодевшись в нелепую одежду, накрашенная и набеленная. Алексей не узнает её. Отцы, успевшие за недолгий срок крепко сдружиться, решают поженить детей. Алексей твердо намерен пойти против воли отца и в тайне жениться на Акулине. Он идет в дом Муромских и узнает в барышне Лизе свою Акулину. Таков сюжет повести.

Главные герои и их характеристика

  1. Лиза Муромская – главная героиня повести, дочь помещика Григория Ивановича Муромского, красивая и жизнерадостная девушка. Шутливая и легкомысленная, она, с одной стороны, способна на шалость, с другой – на смелый и решительный поступок. «Она была единственное и следственно балованное дитя». Получив хорошее образование, девушка прекрасно разбирается в музыке и искусствах, изучает языки, но в глубине души Лиза – романтически скроенная натура. Она верит в любовь, поэтому питает неподдельный интерес к Алексею Берестову, который, по слухам, сосредоточил в себе целый набор подлинно романтических качеств. Переодевшись крестьянкой, Лиза проявляет чудеса фантазии, и долгое время выдает себя за необразованную дочь кузнеца. Смешливый и легкий характер сочетается в ней с удивительной способностью любить. Она лишена чопорности и надменности, поэтому в образе крестьянской девушки Лиза органична настолько, что Алексей не уличает её во лжи. Естественность её поведения, острый ум и поразительная красота – всё в целом привлекает героя.
  2. Алексей Берестов – сын Берестова, после университета приехавший в деревню к отцу. Он мечтает стать военным, что вполне соответствует его внешнему виду: высокий, статный, привлекательный юноша становится главным поводом для сплетен среди уездных девиц. «Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались». Сам Алексей напускает на себя ещё больший ореол таинственности, являясь перед девушками мрачным и разочарованным, говорит им «об утраченных радостях и об увядшей своей юности» и вообще проявляет себя как опытный ловелас. Но, в целом, Алексей – простой и хороший человек, честный и добрый. Влюбившись в крестьянку Акулину, герой искренен в своих чувствах настолько, что готов взять её в жены против воли отца.
  3. Темы и проблемы

  • Основная тема повести , конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
  • Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
  • Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
  • Конфликт . Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.
  • Главная мысль

    Основная идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.

    Повесть заставляет поверить читателя в искренность настоящего чувства, которое преодолевает все преграды. Перед любовью меркнут все внешние обстоятельства. Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.

    Чему учит?

    А. С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не навешанные на них ярлыки.

    Вывод автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга. Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились, осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России, которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится протест против крепостного права.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира. На уроке используются элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

Цели:

1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

Ход урока

  1. Слово учителя

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

  1. Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

  1. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

  1. Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1 .Характеристика персонажа, портрет :

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

  1. Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

  1. Работа над композицией и сюжетом повести

Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

На доске:

Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).

Э .: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З .: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К .: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р. : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома .

  1. Домашнее задание
  1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
  2. Прочитать повесть «Выстрел».

1830 год — самый серьезный рубеж в жизни и в творчестве А. С. Пушкина. Лучшие произведения ве-ликого поэта были созданы именно осенью 1830 года, —Болдинской осенью. К числу этих произ-ведений относится и цикл «Повести Белкина», кото-рый завершает легкая и радостная повесть «Барыш-ня-крестьянка», где все одновременно и в шутку и всерьез. «В «Барышне-крестьянке» Пушкин рисует удивительные образы, которые надолго остаются в сердце читателя.

Поколение «отцов» в повести представлено Иваном Петровичем Берестовым и Григорием Ивановичем Муромским — героями с противоположными харак-терами.

Муромский — «настоящий русский барин». Он живет на широкую ногу, бездумно тратит деньги, обу-страивая имение на английский лад, увлекается ново-введениями. Несмотря на долги, у дочери Муромско-го в наставницах мадам англичанка.

Все это не по нраву его ближайшему соседу — Ива-ну Петровичу Берестову, крепкому хозяйственнику, консерватору и, в принципе, любимому и уважаемому всеми человеку. «Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера», — говорит о Бе-рестове автор, подчеркивая разность героев. Иван Петрович «не мог равнодушно говорить об англома-нии своего соседа и поминутно находил случай его критиковать». Эту критику Муромский «выносил не-терпеливо», он «бесился» и прозвал Берестова «мед-ведем и провинциалом».

События повести начинают развиваться, когда в деревню к отцу приезжает Алексей Берестов, сын Ивана Петровича. Это воспитанный в университете молодой человек, который намеревается поступить на военную службу, чему противится его отец. «Алексей был в самом деле молодец», — говорит о нем автор. Бе-рестов-младший образован, умен и красив. Это «доб-рый и пылкий малый», имеющий «сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он сразу вызывает интерес у Лизы Муромской, дочери Григория Ивановича.

Лиза — девушка приятной внешности , она избало-ванна, резва, любит проказы. Муромская живет в глу-ши, и неожиданно появившийся Алексей возбуждает живое любопытство «черноглазой шалуньи». Это лю-бопытство еще больше разжигает ее служанка Настя, которая, побывав на именинах поваровой жены, рас-сказывает, что молодой Берестов удивительно хорош собой, к тому же весел и баловник необыкновенный.

Лиза и Настя , несмотря на разное социальное поло-жение, очень близки, а потому Лиза быстро находит себе помощницу, поддержавшую ее сумасшедшую идею нарядиться крестьянкой и так познакомиться с Алексеем.

Барышня-крестьянка с первого взгляда покорила сердце молодого Берестова. Уже после первой встречи он был в восхищении и целый день думал о своей но-вой знакомой. Она покорила его прелестью своей про-стоты, очарованием юности. К тому же такие отноше-ния были для него новы, а потому и столь увлекатель-ны. Довольно скоро они перерастают в настоящее чувство, на которое сама Лиза отвечает взаимностью. Казалось бы, Лизина игра привела ее к тупиковой си-туации, но все разрешает его величество случай, при-миривший Ивана Петровича Берестова с его сосе-дом-англоманом.

Лиза находит довольно оригинальный выход из сложной для нее ситуации, когда Берестов-старший вместе с сыном заявляется к ним в гости и когда ей пе-ред ними приходится предстать. Она наряжается так, что даже собственный отец с трудом узнает ее, но знающие Лизу и привыкшие к ее баловству восприни-мают происходящее как очередную шалость взбал-мошной барышни.

Примирившиеся отцы внезапно признают брак своих детей взаимовыгодным, и Берестов-старший принуждает сына к сватовству. Тут-то и проявляет Алексей истинное благородство и порядочность. Он осмеливается не только выступить против отца, но и жениться на крестьянке, бросив вызов общеприня-тым нормам.

К счастью, все заканчивается по законам жанра: Алексей внезапно узнает, что жеманная барышня и милая его сердцу крестьянка — одно и то же лицо. Ни о чем не догадывающимся отцам остается только по-радоваться за счастье детей.

Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» — произведение поистине увлекательное, радующее душу сиянием чистоты и необыкновенной прелестью.

В этой статье мы коротко обсудим, о чем повесть "Барышня-крестьянка" Пушкина, кто является ее главными героями и с какой целью написано это произведение. Проведем небольшой анализ "Барышни-крестьянки", тем более, что это произведение является одним из самых известных и изучаемых в русской литературе.

Как известно, перед свадьбой с Натальей Гончаровой Пушкин отправился уладить некоторые финансовые вопросы в Нижегородскую губернию - там находилось его фамильное имение Болдино. В то время, а это была осень 1830 года, в России разбушевалась холера, поэтому Пушкину пришлось стать невольным затворником в Болдино на несколько месяцев. Это период "болдинской осени" стал невероятно плодотворным в жизни Александра Сергеевича, и цикл "Повести Белкина" появился на свет именно в то время. Повесть "Барышня-крестьянка", анализ которой мы проводим, вошла в этот цикл.

Хотя в целом повести из данного цикла сильно различаются, они объеденены общей темой. Какой же? Пушкин делает акцент на личность простых людей, философски рассуждает о жизненных событиях и связанных с ними переживаниями. Что же касается повести "Барышня-крестьянка" Пушкина - она легка и изящна, отличается от других проявлением водевильности и невероятно захватывающая. Итак, о чем повесть "Барышня-крестьянка"?

Коротко рассмотрим сюжетную линию - знание сюжета поможет сделать анализ повести "Барышня-крестьянка" более качественно. Полную версию краткого содержания вы можете прочесть отдельно на нашем сайте, а сейчас о чем "Барышня-крестьянка" очень коротко.

Молодой барышне Лизе стало известно, что сын соседа-помещика Берестова, которого зовут Алексей, приехал из Петербурга в имение отца, и Лизе хочется познакомиться с юным барином. Однако из-за старой ссоры их отцов сделать это не представляется возможным, поэтому Лиза решает "превратиться" в простую девушку, якобы крестьянку. Теперь она Акулина. Отправившись под таким обличьем в лес за грибами, она как будто случайно сталкивается с Алексеем, и у них завязываются романтические отношения. Вскоре отец Лизы Муромский и отец Алексея Берестов мирятся, и встретившись на званом обеде, хотят, чтобы их дети познакомились. Лиза, чтобы Алексей ее не узнал, опять переодевается, создавая впечатление "разряженной, напудренной куклы". Алексей нисколько не интересуется девушкой, думая об Акулине, поэтому цель достигнута.

В то же время отцам-помещикам уже вздумалось сродниться, поэтому они твердо намерены женить детей. Алексей весь в расстройстве едет к Лизавете, чтобы сказать о нежелании вступать с ней в брак, однако застает вместо Лизаветы крестьянку Акулину. В конце концов, следует счастливый конец.

Выводы в анализе повести "Барышня-крестьянка" Пушкина

Мы обсудили, о чем повесть "Барышня-крестьянка". Конечно, произведение по объему совсем небольшое, но из-за этого оно не менее интересное. Какие можно подметить особенности в повести?

Во-первых, Пушкин рисует невероятно живые, простые и искренние образы, которые очень милы и притягательны. Познакомившись на страницах повести с главными героями, чувствуешь к ним симпатию. Хочется вместе с ним переживать события и быть в центре внимания. Лизе и Алексею удается побороть все трудности, забыть о предрассудках и добиваться своего счастья.

Во-вторых, у повести "Барышня-крестьянка", анализ которой мы продолжаем делать, интересный стиль - Пушкин традиционно придерживается романтической направленности, а по композиции повесть построена по мотивам любовных сюжетов, которые отличают произведения конца 18 и начала девятнадцатого века. Но здесь нужно оговориться - повесть "Барышня-крестьянка" стоит особняком, если сравнивать ее с подобными аналогами.

В-третьих, сюжетная задумка Пушкина несколько фантастична, что наталкивает читателей на мысль о том, что жизнь человека полна странностей и неожиданных поворотов, но сила чувств, их глубина, способны сделать яркой любую судьбу.

Мы представили вам анализ повести "Барышня-крестьянка" Пушкина, и надеемся, что эта информация окажется для вас полезной. Поделитесь статьей с друзьями, порекомендуйте другим наш литературный портал.

«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.

Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:

1. Когда и где была написана повесть «Барышня-крестьянка» ?
«Барышня-крестьянка» была написана осенью 1830 года в Болдине. Точнее, 20 сентября 1830 года. Именно эту дату поставил Пушкин в конце произведения.

2. Объясните название повести.
Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.

3. Почему Лиза так поступила?
Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.

4. Чем была вызвана ссора помещиков?
Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками». Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.

5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране?
Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».

6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.

7. А как относится Алексей к Акулине?
Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.

8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы
сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.

9. Чем привлекает нас Лиза?
Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.

10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой
внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит
так, как сказал бы об этом Алексей.

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней все просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Здесь звучит шутка, озорство, лукавство. Пушкин шутит непосредственно, шутит без оглядки. «Барышня-крестьянка» — это легкий рассказ, построенный на реально-бытовой основе с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Некоторые критики, современники Пушкина, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали ее -несерьезность». «Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала».

«Барышня-крестьянка» — повесть, по своим литературным целям вполне серьезная. Пушкин — писатель, художник, который умел сочетать правду в изображении реальной жизни с исключительной поэтичностью выражения, с несравненной и подлинной простотой. Пушкин же с сочувствием показывает дворянина, который хочет жениться на крестьянке. Но пусть учащиеся задумаются над тем, кончилась бы повесть так хорошо, если бы Акулина была не барышней Лизой, а действительно дочерью прилучинского кузнеца.