Описание реальных исторических событий, лежащие в основе повести «Тарас Бульба. Историческая основа повести "Тарас Бульба"

Разработка урока по литературе для 7 класса.

Тема : Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:

    Образовательные : познакомить учащихся с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, показать актуальность и современность данной темы, используя технические средства на уроке;

    Развивающие : умение опираться на законы жанра в процессе постижения авторского замысла; развернуто обосновывать суждения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; развитие аналитических коммуникативных способностей учащихся;

    Воспитательные: воспитание культуры речи, культуры чувств; уважения к русской литературе, культурам других народов.

    Коррекционные: развитие монологической и диалогической речи, устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность, расширение круга представлений об окружающей жизни, развитие эмоциональной сферы (музыка, прослушивание текста в исполнении актеров и т.д.)

Ход урока.

Так вот она - Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают те гордые и крепкие, будто львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!

I . Организация учащихся к уроку. Выполнение комплексных упражнений (релаксация, тихо играет музыка).

    Расслабиться, не напрягаться.

    Мягко, не спеша, выпрямить спину без усилий.

    Закрыть глаза, мягко сомкнув веки, не сжимая их.

    С закрытыми глазами смотреть только прямо перед собой. Голову держать легко, без напряжения и усилий.

    Шею не напрягать, выполнить легкие наклоны головы: вперед к груди-3 раза, запрокинуть- 3 раза, к правому плечу- 3 раза, к левому плечу- 3 раза.

    Плечи опущены, руки и ноги расслаблены.

Сейчас нам надо сбросить усталость, напряжение. А самое главное- постараться ни о чем не думать, для того чтобы наше занятие прошло по-новому для каждого из нас спокойно, интересно, без скуки и усталости.

II . Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы проводим необычный урок, интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. Проведем его на материале повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вам было задано опережающее задание: собрать материал об исторических и фольклорных источниках повести.

Класс мы распределили по группам (на партах таблички: историки, этнографы, литературоведы ). Словарная работа: этнограф- специалист по этнографии. Этнография- наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа.

Пусть каждая группа сформулирует цели.

III . Работа над новым материалом и реализация индивидуальных заданий.

Сообщение целей каждой группы.

Историки: наша цель - дать характеристику эпохи периода середины 17 века, рассказать об исторической основе повести «Тарас Бульба».

Этнографы: мы расскажем о быте, обрядах и обычаях людей, живших в то далекое время.

Литературоведы: наша цель – показать, как эта эпоха отразилась в художественном произведении.

Мы поможем ответить на вопросы, интересующие вас.

(На экране высвечиваются вопросы)

    Почему писатель обратился к столь давним временам? Как и для чего использовал Гоголь в своей повести исторические события? (историки)

    К какому времени относятся события, изображенные Гоголем в повести «Тарас Бульба»? Действительно ли они происходили? (историки)

    Кто такие казаки? Почему они называются запорожцами? (этнографы)

    Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи? (этнографы)

    Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь, изображая запорожских казаков? (литературоведы)

    Есть ли сходство между Тарасом Бульбой, запорожцами и героями былин? ? (литературоведы)

Сообщения учащихся.

Историки:

    Интерес к украинской истории возник у Гоголя в 1833-1834 годах. Он собирался написать научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы писателем в работе над «Тарасом Бульбой» и намечены темы, которые получили развитие в повести: тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Для повести «Тарас Бульба» Гоголь пользовался сочинениями по истории, быту и нравам украинского казачества, опирался на фольклор... Но еще больше пользовался Гоголь для этой повести украинскими песнями. Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный, и текст прямо просится на переложение в былинный стих. Я думаю, обращение к прошлому помогало понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

    События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV - XVII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной зависимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Монгольское нашествие середины XIII века привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке оказались под игом ордынских ханов, а земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния (объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказывался принять унию. Таким образом, к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки. Найдите в тексте главы 1 повести черты исторического времени. Назовите лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы людей? (стр.70). (глаголы: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д., эпитеты: первобытная Россия (неукротимая, широкая)). Стр.176.

Вывод: это было время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества характера человека.

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма (с каждой хаты).

Зрительная гимнастика.

Этнографы:

    Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась «казацкая республика». Особенности быта и характера казаков показаны уже в первой главе . Как Бульба сам выбирал для детей своих лучшие убранства (Стр.178-179), интерьер и предметно – бытовая деталь: описание светлицы Бульбы (Стр.173: «на самом видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в третьем-четвертом ряду полок. Все в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Вывод: Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход. Военное дело он считает главным, в мирное – полюбил разгул) , «спать на дворе» (открытое пространство выступает как средство изображения героя-богатыря в былинных традициях; мотив воли сопровождает повествование на протяжении всего развития действия: степь (пейзаж)(природа выступает средством изображения широкого русского характера: «зелено-золотой океан», «девственная пустота», «неизмеримые волны растений» и т.д.; сечь, ничем не защищенная, главные события происходят на открытом пространстве, неприязнь к закрытому пространству, оседлости), физический облик запорожцев («дюжий», «лев», «рыцари»), разгулы, пляски).

    Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему отечеству. Самое главное для них – чувство товарищества. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (за кражу, за невыплату долга, за убийство). Обычное состояние Запорожья – беспрерывные битвы. Казаки моментально переходят от бешеного разгула, веселости к готовности биться не на жизнь, а на смерть. (3 глава).

    Звучит гимн русских казаков.

Литературоведы:

    Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей.

Мастерски изображая жизнь запорожских казаков и самих запорожцев, Гоголь использует такое художественное средство как художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. Также я обратила внимание на точность, конкретность изображения природных явлений, на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи.

Изобразительно – выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, гипербола (примеры). Гипербола – троп, типичный для былинного жанра. Автор широко использует гиперболу для усиления впечатления, для заострения образа. Могучие, сильные характеры, изображенные Гоголем, соответствуют характерам эпических народных героев.

С Гоголем был согласен и художник И.Репин. Над этой картиной Репин работал более 13 лет и ни одну из своих картин не любил так, как «Запорожцев». Сравните: Н.В.Гоголь работал над повестью 9 лет. О чем это говорит? В чем созвучность продолжительной работы над произведениями художника и писателя. Это говорит о том, что оба художника придавали большое значение своим произведениям. И писатель Гоголь, и художник Репин изобразили в них свой народ, которым гордились и захватывались, видели в запорожцах мужественных и веселых людей, своих пращуров и единомышленников. В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» - одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Картина описывает исторический факт, когда в ответ на предложение турецкого султана Махмуда IV перейти к нему на службу запорожцы сочиняют послание, полное издевательской насмешки и дерзкого вызова.

Несмотря на свою динамичность, композиция полотна очень уравновешенна. На переднем плане полотна мы видим запорожских казаков, собравшихся за наспех сколоченным столом, для сочинения своего послания. Часть фигур живописец «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» рамки полотна. На заднем плане – на фоне широкой степи палаточный городок, костры…

В картине нет главного героя, здесь представлено огромное количество запорожцев. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью, и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя. Великолепно написаны аксессуары – вооружение, костюмы, трубки, фляги для вина, украинская бандура… И сколько в сюжете и в композиционном решении картины изобретательности, народного юмора, вкуса!

Дружно сгрудились казаки вокруг стола, сочиняя свое послание. Улыбчивый писарь, лукаво прищуриваясь, строчит на листе бумаги смелые словечки, которые подсказывают ему товарищи. Кипят страсти, эмоции буквально выплескиваются на зрителя. И безудержным весельем искрится полотно, далеко по степи слышится смех – от тоненького хихиканья до громоподобного хохота. В этом непринужденном общении казаков накануне битвы – удаль и героический дух запорожцев, их независимость, сплоченность и великая сила товарищества.

В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его величии, силе, непобедимости и утверждает демократические идеалы свободы, всеобщего братства, равенства.

IV . Рефлексия. Что нового узнали?

Что делает людей такими разными? Почему в одном времени живут яркие, сильные и прекрасные люди, а в другом мелкие, ничтожные? Суровая эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. Именно в прошлом видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. Но могут ли они быть в настоящем? Этот вопрос писатель задает и себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает нам мысль: герои Запорожской Сечи – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу. Значит, это произведение о прошлом, настоящем и будущем. Вот почему, многие произведения об этой эпохе теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы.

Н.В.Гоголь Историческая основа повести «Тарас Бульба» «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…» В.Г.Белинский Задание: Задайте вопрос к отрывку текста 1.Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. 2. Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни. 3. В 1818 году Н. В. Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук. 4. В 30-е годы писатель знакомится с Пушкиным, Жуковским, 5. Историческая повесть «Тарас Бульба», комедии «Женитьба», «Ревизор» явились событиями для читающей публики. 6. В «Тарасе Бульбе» Гоголь стремится к соблюдению исторической точности. 7. Постановка «Ревизора» вызвала негодующий отклик реакционных кругов. «Теперь я вижу, — пишет Гоголь в это время, — что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия» 8. В Париже он узнает о гибели Пушкина. «Никакой вести нельзя хуже было получить из России, — писал он. — Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло с ним». 9. Вышедшие в 1842 году из печати «Мертвые души» Н. В. Гоголя, по словам Герцена, «потрясли Россию». Большое место в поэме занимают раздумья автора о судьбах Родины. 10. В 1852 году в припадке болезненного отчаяния он сжигает рукопись второй части «Мертвых душ», а через несколько дней после этого умирает от истощения сил. 11. Гоголь — подлинный мастер языка. Яркая речь его произведений то поэтически проникновенная, когда писатель рисует русскую или украинскую природу... то выпуклая, наглядная, 12. Он замечательный мастер детали, подробности, настолько точно и удачно найденной, что ярко передает особенности данного лица или обстановки. Проверяем. Оцениваем. 1. Где и когда родился Н.В.Гоголь 2. Чем занимался его отец? 3. Где учился Гоголь? 4. Когда он познакомился с Пушкиным и Жуковским? 5. Какие произведения он написал? 6. Стремится ли Гоголь к соблюдению исторической точности в повести «Тарас Бульба?» 7. Какой отклик получила пьеса «Ревизор» у реакционной публики? 8. Где узнаёт Гоголь о гибели А.С.Пушкина? 9. О чём размышляет Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души»? 10. Когда и после каких событий умер Гоголь? 11-12. Каковы особенности творчества Н.В. Гоголя? Запорожская сечь Первое письменное упоминание от 1489 г. о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским. По его рассказу, казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько вооружённых огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. К этому же периоду времени относит возникновение первой Сечи и исследователь В. А. Голобуцкий[ Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края. (Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».) Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош» от татарского Кохш - сводное стадо овец по тысяче в гурте. (Отсюда очевидно образовались и фамилии южнорусские и польские - Кошевой, Кохшанский, Коширский. Хортицкая крепость — прототип Запорожской Сечи На острове Малая Хортица (остров Байда) в 1552 году волынским князем Дмитрием Вишневецким был заложен деревянно-земляной замок, называнный Хортицкой сечью Речь Посполитая(т.к. сама образовалась позже в 1569г?) не оказала никакой помощи в строительстве крепости, она строилась на личные средства Вишневецкого. Будучи родственником Ивана Грозного, Дмитрий Вишневецкий обратился за помощью к Московскому царству. Опираясь на этот форпост, в 1556 г. организовал поход запорожских казаков, который был частью крупной операции московского войска, возглавляемых дьяком Матвеем Ржевским, против Крымского ханства. После был организован самостоятельный поход. В результате ответных действий турецких и крымских войск в 1557 г., городок Вишневецкого на Малой Хортице был ими после длительной осады захвачен и разрушен. Сам Вишневецкий со своими казаками в 1558 году перешёл на службу к царю Ивану IV Васильевичу; ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы. Князь «за всё это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству». После смерти Д. И. Вишневецкого о крепости позабыли, но идею об отражении набегов крымцев в низовьях Днепра казаки помнили. Вскоре эта идея возродилась — появились хорошо укреплённые военные лагеря казаков — Запорожская Сечь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, остров Хортица, Современная реконструкция В 1572 году польский король Сигизмунд II Август принял на государственную службу 300 казаков. Так было организовано новое воинское соединение «Войско Его Королевской Милости Запорожское» В 1654 г. Войско Его Королевской Милости Запорожское, изменив присяге королю, перешло, вместе с подконтрольными ему землями, на службу московскому царю. Возникло новое государственное образование в составе Московского государства — «Гетманщина». Войско Запорожское Низовое также перешло в подданство к московскому царю, который рассматривал его независимой автономной военной силой. Войско Eго Царского Величества Запорожское было распущено 1775 году указом Екатерины Великой Письмо Султана Мохаммеда IV запорожским казакам Вначале лета 1663 года султан Османской империи Мохаммед IV обратился к казакам Запорожской Сечи с весьма пафосным письмом. Возмущенный постоянными набегами казаков на его владения, султан тем не менее показал себя интеллигентным человеком, сумев сохранить выдержку и самообладание. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, исполнитель воли самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Картина И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880—1891. С Д. И. Яворицкого написан портрет писаря, за ним, с трубкой, атаман Иван Сирко Ответ запорожцев Мохаммеду IV Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люципера секретар. Який ти в чорта лицар, коли голою сракою самого Люципера секретар. Який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака їжака не вб’єш. Чорт висирає, а твоє військо пожирає. Не будеш ти, сукин не вб’єш. Чорт висирає, а твоє військо пожирає. Не будеш ти, сукин ти сину, ти сину, синів християнських під собой мати, твойого війська ми не синів християнських під собой мати, твойого війська ми не боїмось, землею боїмось, землею і водою будем битися з тобою, розпрости твою мать. і водою будем битися з тобою, розпрости твою мать. Вавілонський ти кухар, Македонський колесник, Ієрусалимський Вавілонський ти кухар, Македонський колесник, Ієрусалимський бравирник, бравирник, Олександрійський козолуп, Великого і Малого Єгипта свинар, Олександрійський козолуп, Великого і Малого Єгипта свинар, Вірменська Вірменська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, у всього злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, у всього світу і підсвіту світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук й нашого хрена крюк. блазень, самого гаспида внук й нашого хрена крюк. Свиняча ти морда, Свиняча ти морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будеш ти і запорожці висказали, плюгавче. Не будеш ти і свиней христіанських пасти. свиней христіанських пасти. Тепер кончаємо, бо числа не знаємо і Тепер кончаємо, бо числа не знаємо і календаря не маємо, − місяць у небі, календаря не маємо, − місяць у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцілуй в сраку нас! у Вас, за це поцілуй в сраку нас! Підписали: кошовий отаман Іван Сірко зо всім кошем Запоріжськім Підписали: кошовий отаман Іван Сірко зо всім кошем Запоріжськім Бравирник - хвастун Козолуп - кострированный козёл Колесник - болтун Сагайдак - чехол для лука Кат -палач Блазень - дурак, придурок Приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий: .он должен был быть вольным и неженатым; .должен был хорошо говорить на «казацком языке»; (в XVII веке язык надднепрянских казаков называли руським или казацким); .должен был исповедовать православную веру, знать символы веры и молитвы; .должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь — изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет. С конца XV в. на протяжении трёх столетий земли на сотни километров к северу от Чёрного моря были малонаселенным так называемым Диким полем. Они контролировались (значительная территория) Крымским ханством, подвластным Оттоманской империи; а территории-местности (вышеописанные) были заселены разношерстным беглым людом, который в исторической литературе принято называть запорожскими казаками (в широком понимании этого определения) То есть, владение Сечи 3апорожской охватывали земли современной Днепропетровской, Запорожской и Херсонской обл., частично  Кировоградской, Одесской, Николаевской,  Донецкой областей. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1648 году казаки Никитинской Сечи поднимают восстание. Предводитель Богдан Хмельницкий, . Победный поход завершен 23 декабря 1648 года торжественным входом казаков в Киев. . Однако в 1651 году восставшие терпят ощутимое поражение от польской армии в Берестецкой битве. . В 1654 году была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Памятный знак в ознаменование первых побед Богдана Хмельницкого над войсками Речи Посполитой. Музей запорожского казачества на острове Хортица. Борьба за Запорожскую Сечь в период Северной войны с 1700 по1721 год, В период Великой Северной войны после перехода гетмана Мазепы на сторону Карла XII, на Запорожье начали поступать письма от Петра І и Мазепы. 30 октября 1708 года царь написал кошевому атаману Константину Гордиенко грамоту, в которой просил запорожцев быть верным присяге русскому царю и православной вере, за что обещал «умножить» к ним свою милость, которой они раньше того были лишены изза наветов на них Мазепой О том же самом хлопотал и Мазепа. Он отправил в Сечь «знатную особу» с универсалом и с письмом низовому войску. В универсале Мазепа извещал о переходе на сторону шведского короля, чтобы защищать Украйну от тирании московского царя, который не раз говорил Мазепе о желании истребить запорожских казаков. Гетман писал, точно знает, что москали, отступая перед шведами, завлекли его на Украйну, но король, не имеет дурных намерений относительно запорожского войска; запорожцы должны воспользоваться таким счастливейшим случаем, свергнуть с себя «иго московское» и сделаться навсегда народом свободным. Дипломатическую войну царь Пётр І проиграл. 27 марта (7 апреля) 1709 года кошевой атаман Кост Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом XII. В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско-шведскому союзу против царя Петра I. Мазепа Кост Гордиенко После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания». Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осаждённым из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански» убили. Петр Иванович Яковлев 11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена. Из доклада Царю: Живьем взято старшин и казаков с 300 человѣк, пушек, також и амуниціи взято в оном городѣ многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатнѣйших велѣл я удержать, а протчих по достойности казнить и над Сѣчею прежней указ исполнить, також и всѣ их мѣста разорить, дабы оное измѣнническое гнѣздо весма выкорѣнить. Для того, чтобы ослабить впечатление, произведённое на народ истреблением сечевых казаков, царь издал 26 мая грамоту, в которой говорил, что причиной уничтожения Сечи, была измена самих запорожцев, потому что они сносились с врагами России, шведами. Тут же Пётр приказывал хватать, бросать в тюрьму и казнить запорожцев, не бросивших своё оружие. Царь Петр I вплоть до его смерти не разрешал восстанавливать Сечь, хотя такие попытки были. На территории подконтрольных Османской империи казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709−1711 годы). Однако в 1711 году московские войска и полки гетмана И. И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алёшковская Сечь (1711−1734 годы) на этот раз под протекторатом крымского хана, но и она просуществовала недолго Иван Ильич Скоропадский Только в 1733 г., когда началась война России с Турцией и крымский хан приказал запорожцам двинуться к русской границе, генерал Вейсбах, устраивавший украинскую линию крепостей, вручил им в урочище Красный Кут, в 4 верстах от старой Чертомлыцкой Сечи, грамоту императрицы Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство; здесь запорожцы прожили до 1775 г. В русско-турецкую войну 1768−1774 гг. 10 тыс. запорожцев были причислены к армии Румянцева. Казаки не только отличались в разведках и рейдах, но и сыграли важную роль в сражениях при Ларге и Кагуле. Пётр Александрович Румянцев Стефано Торелли. «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами». 1772. В январе 1771 г. Екатерина II наградила кошевого атамана Запорожского войска П. Калнишевского за заслуги золотой медалью, «осыпанною бриллиантами». Золотых медалей были удостоены ещё 16 человек из высших чинов Запорожского войска Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» Мы восхотѣли чрезъ сіе объявить во всей Нашей Имперіи къ общему извѣстію Нашимъ всѣмъ вѣрноподданнымъ, что Сѣчь Запорожская въ конецъ уже разрушена, со истребленіемъ на будущее время и самаго названія Запорожскихъ Козаковъ… сочли Мы себя нынѣ обязянными предъ Богомъ, предъ Имперіею Нашею и предъ самымъ вообще человѣчествомъ разрушить Сѣчу Запорожскую и имя Козаковъ, отъ оной заимствованное. Въ слѣдствіе того 4 июня Нашимъ Генералъ-Порутчикомъ Текелліемъ со ввѣренными ему отъ насъ войсками занята Сѣчь Запорожская въ совершенномъ порядкъ и полной тишинѣ, безъ всякаго отъ Козаковъ сопротивленія… нѣтъ теперь болѣе Сѣчи Запорожской въ политическомъ ея уродствѣ, слѣдовательно же и Козаковъ сего имени…" — Данъ въ Москвѣ, отъ Рождества Христова тысяща седьмь сотъ семьдесятъ пятаго года, Августа третьяго дня, а Государствованія Нашего четвертагонадесять лѣта.[ Причины ликвидации Сечи. К концу XVIII века после многочисленных политических и военных побед Российской империи над Турцией был заключен КючукКайнарджийский мирный договор (1774), по которому Российская Империя получила выход к Чёрному морю, была создана Днепровская оборонительная линия, . Крымское ханство, которое на протяжении нескольких веков терроризировало окраины России, было аннексировано, католическая Речь Посполитая была на грани раздела. . Между низовыми казаками и царским правительством, приступившим к этому времени к активному освоению земель Новороссии, временами возникали конфликты. Так, казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. . После восстания Пугачева, в котором участвовали запорожские казаки, российское правительство, боясь того, что восстание перекинется на Запорожье, приняло решение ликвидировать Запорожскую Сечь Ультиматум генерала Текели 5 июня 1775 года, на троицкую неделю, войска генерала-поручика Петра Текели вместе с валашским и венгерскими полками генерал-майора Федора Чобры в составе пятидесяти полков конницы-пикинеров, гусар, донцов и десяти тысяч пехоты подошли к Запорожью ночью. Запорожцы праздновали зеленые святки, часовые спали, Орловский пехотный полк с эскадроном конницы прошел незаметно через все предместье и без выстрелов занял Новосеченский ретраншемент. Внезапность действия русских войск деморализовала казаков. Текели зачитал ультиматум, и кошевой Петр Калнышевский получил два часа для размышления Старшины с участием духовенства после длительного обсуждения решили сдать Сечь После ликвидации Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе, бывшим старшинам было дано дворянство Нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки. За бескровную операцию Текели Был награждён орденом Святого Благоверного Князя Александра Невского (орден Святого Александра Невского) — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года. Учреждён Екатериной II и стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины. Но трем казакам Екатерина не простила прежние обиды. . Петр Калнышевский, . Павел Головатый. Иван Глоба (писарь) за измену и переход на сторону Турции были сосланы в разные монастыри. Калнышевский на Соловках прожил до 112-летнего возраста и даже после амнистии Александра I предпочел остаться там. Глоба также прожил до глубокой старости в Белозерском монастыре Соловецкий монастырь По приказу императрицы Екатерины II Александр Суворов организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско верных Запорожцев» 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому, Антону Головатому и Захарию Чепиге белое войсковое знамя, пожалованное императрицей Екатериной Антон Головатый Сидор Белый Захарий Чепига Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско, участвовало в Русско-турецкой войне 1787−1792. В 1828-м году, задунайские казаки во главе с кошевым Йосипом (Осипом) Гладким перешли на сторону России и были помилованы лично Императором Николаем I. Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828−1860) 1860 году Черноморское войско объединили с двумя левыми полками (Хопёрский и Кубанский) Кавказского линейного войска в Кубанское казачье войско, которое сохранилось по настоящие время (потомкинаследники казаков; восстановилось после упразднения и многолетнего советского запрета; некоторые части и подразделения казаков действовали также во время ВОВ). К.В. (контрольный вопрос) Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь обратился к истории Запорожской Сечи? (Или сформулируйте свой вопрос по теме «История Запорожской Сечи и современность») Ответ запишите в тетради и получите оценку.

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

"Тарас Бульба". Историческая основа повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: продолжение знакомства семиклассников с творчеством Н. В. Гоголя; обучение анализу произведения «вслед за автором»

    Задачи урока:

    Образовательные:

    развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве Н.В.Гоголя;

    углубить представление об особенностях жанра повесть ;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать технику чтения .

    Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления;

    развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему;

    развитие умения работы в парах.

    Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к литературе;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Физ. минутка.

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята. За окном последний день сентября. Совсем скоро задождит, подует холодный осенний ветер. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Вместе с героями переживаете, преодолеваете все препятствия и не замечаете, как идёт время...

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Проверка Д/З

2. Беседа по вопросам:

1) Какую цель поставил перед собой писатель, решив написать о героическом прошлом страны?

(Н. В. Гоголь, показывая историческое прошлое страны, выводит в качестве главного героя своего произведения человека-патриота.)

2) Как начинается повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (С приезда сыновей Тараса Бульбы из киевской бурсы, где Остап и Андрий учились.)

3) Как Тарас Бульба и его жена встречают своих сыновей? (Тарас Бульба сразу же проверяет силу своих детей; а мать просто рада видеть своих сыновей живыми и здоровыми.)

Что влияет на формирование личности, её мировоззрения?

(Семья, социальная среда, в которой живёт человек)

Что же является важным для Т.Бульбы и его сыновей? (Родная земля, боевые товарищи)

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Правильно, мы должны углубить знания об исторической основе повести Гоголя, узнать, что из себя представляет боевое товарищество Запорожской Сечи.

Работа с учебником:

1) подумайте над тем, ради кого или чего создавал свою историческую повесть Н. В. Гоголь. Подготовьте развернутый ответ с цитатами из статьи учебника.

Сообщение 2. Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» . В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шля€хтичи - «паны» , которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм . Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу. Началась «тихая» экспансия чужой территории 1 : все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полониза€ции (Польша на латыни звучит как Поло€ния ) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу. Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униа€тство . Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин. Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми пана ми», «ля хами» вымышленный герой Тарас Бульба. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне запад- ных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хо€ртица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засе€ками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь.

Запоро€жцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в куре€ни - своего рода отряд, живший в одном шалаше (куре€нь - шалаш), избирала своего куренно€го атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или ко€ши, которые возглавляли кошевы€е атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - ра€де. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были

грабительскими, в духе Средневековья.

Составление сравнительно-сопоставительной таблицы

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1) Внешность, портрет

«...два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

2) Отношение к учебе

«...в первый год (из киевской бурсы) еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

3) Характер

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен

с равными... имел доброту... »

«Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

4) Юноше-

ские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны, кипел жаждою подвига,

но иногда любил помечтать и побродить в

одиночестве по улицам Киева.

5) Поведение во время

боя

«Остапу, казалось, был

на роду написан битвенный путь и трудное

знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опас-ность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».

«Андрий весь погрузился в очарователь-

ную музыку пуль и мечей. Он не знал, что

такое значит обдумывать, или рассчиты-вать, или измерять заранее свои и чужие

силы».

6) Отношение к товариществу

До последней минуты

своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев голод, нищету,

страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки.


- Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Закрепление изученного материала

Беседа по главе I. - Какую картину рисует перед нами Николай Васильевич Гоголь в начале своего повествования? - Как вы думаете, для чего писатель начинает произведение с реплики главного персонажа -Тараса Бульбы? Почему здесь нет привычной для нас экспозиции - рассказа о том, кто такие Тарас Бульба и его сыновья, где жили и чем занимались? - Можно ли сразу определить, в каком веке происходят описываемые события? Как вы думаете, почему? - Какими предстают перед нами с первых строк сыновья Тараса Бульбы? Что вы можете о них рассказать? Опишите сыновей Тараса Бульбы. - Почему в начале первой главы не названы имена сыновей Тараса? О чем это говорит? (Главный в доме и семье - Тарас Бульба; это он оценивает своих сыновей, пытаясь понять, какие они на самом деле. Главный персонаж повести - Тарас Бульба, а сыновья либо являются «продолжением его», дополняя его облик народного героя - Остап, либо противопоставляются ему - Андрий, являя собой тип антигероя .). - Можно ли из данного диалога сделать выводы о характерах старого Тараса и его старшего сына? Какие именно? - Почему Тарас спровоцировал сына на кулачный бой? Для чего это ему было нужно? - Как относится жена Тараса к этому бою? Почему? - - Чей взгляд на необычную встречу вам больше по нраву? Почему? Аргументируйте свой ответ. - Как ведет себя во время встречи младший сын Тараса? Почему Тарас Бульба называет его «мазу нчиком»? - Что вы можете сказать о взглядах на жизнь и мужской тип поведения в обществе главного героя? - Какие человеческие качества особенно ценил Тарас Бульба? (Физическую силу, ловкость, смелость, умение постоять за себя и за общее дело.) - Какое будущее он наметил своим сыновьям? Почему? (Тарас гордится своими сыновьями как будущими славными воинами.) - Для чего старый украинский помещик Тарас Бульба послал своих сыновей на учебу в Киев? Образован ли он сам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста. (Среди украинских помещиков стало модным давать детям образование (конечно же, только сыновьям), но патриотично настроенные отцы отправ- ляли своих сыновей не в Европу, а в Киев - столицу Украинского государства и центр Православия.) - Что рассказывает Гоголь о женской доле уже в самом начале своего произведения? - Почему Тарас не считается с чувствами своей жены? (Упрямство мешает ему пожалеть жену и отсрочить отъезд в Сечь.) - Опишите убранство хаты Тараса Бульбы. Чей взгляд на мир отражает это убранство? Чувствуется ли здесь присутствие женщины? Если да, то в чем именно? - Найдите в тексте авторскую характеристику Тараса Бульбы. Выделите цитаты, характеризующие его. (Тарас - «один из коренных полковников», «создан для бранной тревоги...», «не поддавался польскому влиянию», «любил простую жизнь», «считал себя законным защитником народа» и т. д.) - Для чего в главе I дано описание украинской ночи? - Передает ли это описание внутреннее состояние персонажа - матери Остапа и Андрия? Объясните, почему. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: Характеристика образа персонажа. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: 1) портрет; 2) одежда; 3) поведение; 4) речь; 5) черты характера; 6) отношение автора к персонажу. При этом каждый пункт плана должен быть до- полнен цитатами из текста - сначала главы I, за-

тем всех остальных глав.

Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

Мне было интересно __________

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Доклад 7 класс.

Литературный критик А.И. Герцен говорил: «...Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных веселости, изящест­ва, живости и любви. Повесть «Тарас Бульба» входит в гого­левский сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую возможность народного героиз­ма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литератур­ный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Буль­ба» близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал докумен- тально-исторические материалы (летописи, мемуары, иссле­дования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует все же от­дать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально- освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных.

Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Ук­раине. В те далекие времена Украина была захвачена поль­скими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жи­тели Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был соз­дан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый харак­тер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрос­лых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.

Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ре­месла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить те­легу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропало, - все это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукра­шивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суро­вости и фубости войны. Историзм мышления Гоголя, сказав­шийся в отмеченном Белинским умении художника сжато, в рамках небольшой по размеру повести выразить содержание целой эпохи, проявляется и в том, что автор «Тараса Бульбы» стремится объяснить все стороны изображаемой им эпохи ею самою, ее особенностями и условиями. Тут сказывается га вы­сокая объективность художника-историка, только при наличии которой он и имеет право на свое, субъективное отношение к людям и событиям излюбленной им эпохи. Гоголь рисует все величие и героику народной освободительной войны и цели­ком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский оха- растеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «ис­черпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный об­раз: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...». Гоголь взял историю украинского на­рода в момент ее высокого подъема, в такую минуту, когда, по­добно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни чело­века, проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

Повесть проникнута высокой поэзией нерасторжимого братства русского и украинского народов. Сам главный герой представляет собою живое воплощение этого братства. Явля­ясь эпическим образом широкого обобщающего историческо­го значения, Тарас Бульба вбирает в себя многие лучшие чер­ты исторических деятелей национально-освободительных движений разных периодов украинской истории- доблест­ных воинов, умных политиков, страстных патриотов, ведших украинский народ по единственно возможному для него пути спасения своей национальности: по пути неразрывного союза с Россией и русским народом. Только в этом союзе украин­ский народ и мог надеяться на сохранение национальной са­мобытности. Речь Богдана Хмельницкого, обращенная к каза­кам, дала материал Гоголю для речи Тараса Бульбы, которую тот произносит перед боем. Перед Украиной стояла тогда ис­торическая дилемма - либо быть покоренной шляхетской Польшей и султанской Турцией, либо перейти под власть Рос­сии. Польша была в государственном отношении феодально отсталой, королевская власть не смогла преодолеть разброд, преобладали центробежные силы. Польская шляхта являлась жестоким врагом украинского народа. Московское государст­во достигло к тому времени централизации. Исторический пафос «Тараса Бульбы» заключается в утверждении союза Украины с Москвой как единственного пути, возможного для украинского народа. Патриотизм Тараса, любовь его к Украи­не неотделимы от его сознания братства с народом русским, великим заступником украинского народа.

Сам народ Украины, крестьянин, угнетаемый барами, тер­пящий двойной гнет - от польских и «своих» панов, возму­щенный низким предательством верхушки отечественной шляхты, шедшей на «полонизацию», подобострастничавшей перед польскими магнатами в угоду своекорыстным классовым интересам, - сам народ Украины всей душой стремился к сою­зу с русским народом. И Тарас Бульба выражает это народное стремление. Запорожское казачество славно сражалось и за не­зависимость и честь украинского народа, и за целостность и мо­гущество русского государства. Это усиливает мотив братства русского и украинского народов в «Тарасе Бульбе». Характер борющегося народа - главное, что влечет автора. Историче­ское действие, совершаемое народом, основательно, глубоко, и характеры людей, участвующих в этом историческом действии, глубоки и основательны. «...Стой, стой!..» прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорож­цы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли гроз­ную силу негодования............... Тут уже не было волнений легко­мысленного народа: волновались все характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упор­но и долго хранили в себе внутренний жар...».

Вопросы по докладу:

1) Какие исторические события легли в основу повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

2) Являются ли главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лицами историческими или это вымышленные персо­нажи? Что важно для писателя?

3) Как в повести «Тарас Бульба» изображен народ?

4) Почему повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» надо счи­тать исторической?

Тема урока : Историческая и фольклорная основа произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Вид урока : комбинированный

Цель урока :

  • углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;
  • выявить восприятие учащимися повести «Тарас Бульба»;
  • познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя.

Ход урока

  1. Опрос домашнего задания - биография Н.В.Гоголя.
  2. Вступительное слово учителя.

Эпиграф: Украйна тихо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья народной старины

Народной чаяли войны…

А. С. Пушкин «Полтава»

Обратимся к эпиграфу «Давно в ней искра разгоралась…» Огонь – вот ключевое слово той эпохи . Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.

Монгольское нашествие в 13 веке привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 г. Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую.

В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния(т.е. объединение) православной и католической церквей, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако большая часть населения пойти на это не захотела. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.

Запорожские казаки

Действие происходит в 15 веке.

Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, но во время войн с поляками занимались грабежами и совершали жестокие убийства.

Казаки называют себя русскими, т.к. в то время украинцы именно так себя называли.

История создания повести

Повесть написана в 1835 году – сложный период польско-русских отношений. К тому времени польское государство потеряло большую часть своих земель.

В 1830 году поляки восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно. Восстание осудили Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры.

Гоголь с большим интересом знакомился с историческими сочинениями, но ни одного определенного исторического факта в произведении нет, даже осада Дубно соотнесена не с историей, а с легендой. Писатель создавал идеальную картину казачьей вольницы, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.

3. Беседа.

В каком эпическом жанре мы уже встречались с могучими героями, самоотверженными в борьбе с врагами родины и беззаветно любящими свою родную землю? Конечно, в былинах. Гоголь и Тараса Бульбу называет старым казаком, как в былине Илью Муромца. Писатель опирался на фольклор, особенно на народные песни.

Какова основная тема произведения Н.В.Гоголя? Поэма о любви к родине. Хотя автор касается многих тем, в тексте нам встречается и любовь к женщине, любовь отца, матери. Но основной акцент писатель ставил на описание защиты родной земли.

  1. Запись в тетрадях.

Фразеологизмы.

« Терпи, козак, - атаманом будешь…»

« Нет уз святее товарищества…»

« Нет силы сильнее веры…»

«Тарас Бульба», это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, это огромная картина в тесных рамках,достойная Гомера. В.Г.Белинский

« Весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия…»- Тарас Бульба

« Впереди друзей пронёсся витязь всех богачей, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился вязанный по руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…а между тем, объятый пылом и жаром битвы…понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший и молодший всех в стае…» -Андрий Бульба.

Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела…Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва» Остап Бульба.

  1. Домашнее заданее.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в тетрадь, письменно.