Как написать сказку и что для этого необходимо? Структура сказки: как научиться создавать волшебные истории Как написать небольшую сказку самому.

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

В некотором городе, в некоторой стране жили были президент и первая леди. Было у них трое сыновей - тройня: Вася, Ваня и Рома. Были они умные, смелые и храбрые, только Вася И Ваня были безответственными. Однажды на город напал инопланетянин. И ни одна армия не могла справиться. Этот инопланетянин разрушал по ночам дома. Братья придумали самолет-невидимку- беспилотник. Вася и Ваня должны были дежурить, но уснули. А Роме не спалось. И когда инопланетянин появился, он стал с ним бороться. Это оказалось не так просто. Самолет был подбит. Рома разбудил братьев, и они помогли ему управлять дымящимся беспилотником. И вместе они победили инопланетянина. (Каменков Макар)

Как у божьей коровки появились точки.

Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил» (Суржикова Мария)

У страха глаза велики

Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: "Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? " Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: "Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко." Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю, что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий - трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Кто это такой?

Не знаю - ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

Заяц -воришка

Однажды заяц пробегал мимо огорода, на котором росли морковка и капуста. Заяц пробрался на огород и начал рвать овощи. Так он делал каждый день. Но как-то раз его поймал хозяин огорода и наказал.

Нельзя что-либо делать прежде не подумав.

Сосредоточьтесь на конкретной теме. Выберите определенный лейтмотив - “поиск идентичности” или “утрата”, “отношения полов” или “семья”. Исследуйте выбранную тему в своей сказке. Следует писать о теме, которая близка лично вам или к которой можно подступиться с неожиданной стороны.

  • Например, выберите тему “семья” и сосредоточьтесь на своих отношениях с сестрой. Напишите сказку и поместите в центр сюжета рождение сестры или связанное с ней детское воспоминание.

Выберите необычное место действия. В большинстве сказок события происходят в выдуманном мире, который сочетает в себе реальность и магию. Выберите такое место, как зачарованный лес или проклятый пиратский корабль. Попробуйте написать о реальных окрестностях, но привнесите магические элементы, чтобы сделать место причудливым и необычным.

  • Например, опишите свой район и упомяните говорящее дерево рядом с вашим домом или ярко представьте, как эта местность будет выглядеть через сотню лет.
  • Придумайте интригующее начало. В основном все сказки начинаются словами “Однажды …” или “Давным-давно…”. Можно выбрать как стандартное начало, так и более оригинальный вариант. К примеру, начните так: “Жила-была одна девочка…” или “В мире будущего, на окраине вселенной жил парень…”.

    • В первой строчке текста познакомьте читателей с персонажами или местом действия. Благодаря этому они сразу заинтересуются сюжетом и перенесутся в выдуманный мир.
  • Придумайте необычных героев. В каждой сказке есть герои, за судьбу которых читателю следует переживать. Обычно героем становится простой человек, который меняется или обретает новые силы в результате сказочного события. Попробуйте наделить своих героев необычной силой или способностями, которые помогут им победить злодея.

    • Например, сделайте героиней девочку-одиночку из старшей школы. Она могла потеряться в новом районе города и встретить там необычных или волшебных существ.
  • Определите злодея. В каждой сказке есть злодей, который представляет темную сторону. Злодей может быть волшебным созданием или властным человеком с необычными способностями. Такой злодей обычно вступает в конфликт с главным героем и мешает ему достичь поставленной цели.

    • Например, сделайте злодеем волшебного кролика, который ненавидит людей. Он может активно мешать вашей героине в поисках выхода из незнакомой части города.
  • Используйте простой и понятный язык. Обычно сказки предназначены для всех возрастных групп - от малышей до взрослых. Язык сказки должен быть простым и понятным читателю. Не следует использовать длинные и перегруженные предложения или сложные и труднопроизносимые слова.

    • В сказках все внимание обычно уделяется персонажам, обстановке и сюжету. Язык уходит на второй план и уступает место волшебным элементам истории.
  • Придумайте мораль. Сказки учат читателя новому, преподают воспитательный урок. Мораль не всегда должна быть очевидной или выраженной словами, но старайтесь достучаться до каждого читателя посредством персонажей, сюжета, окружающей ситуации.

    Волшебство и фантазии привлекают детей и взрослых. Мир сказок способен отразить реальную и воображаемую жизнь. Малыши с радостью ждут новую сказку, рисуют главных персонажей, включают их в свои игры. Придуманные сказки про животных, которые говорят и ведут себя как люди, - излюбленная тема для детей. Как самостоятельно сочинить сказку? Как сделать ее интересной и увлекательной?

    Зачем нужны сказки?

    Примерно с двух лет дети начинают интересоваться сказками. Они внимательно слушают волшебные истории, которые им рассказывают взрослые. С удовольствием разглядывают яркие картинки. Повторяют слова и целые предложения из понравившихся сказок.

    Психологи утверждают, что такие волшебные истории помогают ребенку понять окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Красочные образы героев побуждают детей к размышлениям. На примере малыши учатся различать элементарные понятия добра и зла. Недаром большой популярностью пользуется такое направление в психологии, как сказкотерапия. С ее помощью осуществляется развитие, коррекция личности ребенка.

    Нравятся детям. Волшебные истории о зверятах, наделенных человеческими чертами характера, помогают понять систему взаимоотношений.

    Сказки о животных

    Реалистичные черты поведения животных и интересный сюжет увлекают детей в волшебный мир. Со временем сложились характеристики, которые стали присущи определенному зверю. Добрый и сильный медведь, хитрая лиса, простоватый и трусливый заяц. Очеловечивание животных придало им индивидуальные черты, которые легко запоминаются и узнаются детьми.

    Придумать волшебную сказку про животных достаточно легко. Необходимо выбрать основного персонажа и несколько эпизодов, которые с ним приключились.

    Дети с 5-6 лет могут самостоятельно сочинять сказки. На перовом этапе им помогает взрослый. Постепенно ребенок сам начинает выбирать главного героя и ситуации, случившиеся с ним.

    Детские придуманные сказки про животных

    Волшебные истории, придуманные детьми, отражают их действительность или переживания. Поэтому следует внимательно вслушиваться в сказки, которые дети придумывают самостоятельно, чтобы понять чувства ребенка.

    «Один маленький зайчик жил в лесу со своей мамой. Он очень боялся, когда мама уходила на работу. Зайчик оставался дома один и начинал переживать за свою маму. Вдруг ее встретит в лесу серый волк? Вдруг она упадет в большую яму? Зайчик смотрел в окно и боялся, что однажды мама не вернется. Но мама-зайчиха всегда возвращалась домой. Она не могла бросить своего маленького сыночка. Зайчиха приносила вкусную морковку и читала перед сном зайчику сказку».

    С возрастом дети начинают абстрагироваться от выбранных персонажей. Они отделяют волшебную историю от реальной жизни. Сказки, придуманные детьми про животных, отличаются непосредственность и искренностью.

    «Жил-был маленький слон. Он был очень маленький, как муравей или божья коровка. Все смеялись над маленьким слоном, потому что он всех боялся. Пролетает над ним птица - маленький слон прячется под лист. Пробегает семья ежей, топая ногами, - маленький слон забирается в цветок и прячется. Но однажды, сидя в тюльпане, слон заметил красивую фею. Он рассказал ей, что хочет стать большим, как настоящий слон. Тогда фея затрепетала волшебными крыльями, и слон начал расти. Он стал таким большим, что перестал бояться, а начал всех защищать».

    Сказки, придуманные детьми про животных, можно продолжить новым сюжетом. Если ребенку нравится персонаж, то можно сочинить несколько новых историй, случившихся с ним.

    Возрастные усложнения для сказок

    Сказка помогает развить эмоциональную сферу ребенка. Он учится сопереживать героям. Особенно нравятся детям сказки, придуманные родителями. Можно дать задание ребенку, придумать начало сказки, а продолжение сочиняет взрослый.

    Для самых маленьких придуманные сказки про животных не должны содержать злых персонажей или страшных сюжетов. Это может быть сказка-путешествие о том, как герой шел и повстречал разных зверей. Малыши с удовольствием подражают голосам и движениям лесных (домашних) животных.

    К 5 годам дети понимают, что такое волшебство. Им нравятся нереальные сказочные истории про заколдованных лисичек или волшебных попугайчиков. В этом возрасте можно добавить неприятного персонажа, который будет вредничать. Обязательно в конце сказки надо помирить всех животных. Такой финал помогает развить у детей доброту, отзывчивость.

    В придуманные сказки про животных могут содержать сложные различных по характеру персонажей, элементы волшебства. Часто дети просят рассказать страшную сказку - это помогает им в преодолении собственных страхов, развивает фантазию и воображение.

    Как придумать маленькую сказку о животных?

    В школе или детском саду иногда дают домашнее задание детям - придумать сказку. С этой проблемой ребенок обращается к родителям. Не все взрослые могут быстро сочинить волшебную историю. Они обращаются к знакомым и друзьям с такой просьбой: «Помогите придумать сказку о животных!»

    Чтобы сочинить историю, достаточно сделать несколько шагов.

    Шаг 1. Выбрать главного героя. Можно придумать ему имя, наделить индивидуальными чертами характера или внешности.

    Шаг 2. Определиться с местом действия. Если главный герой - домашнее животное, то и проживать он должен на скотном дворе или в доме. обитает в лесу, имеет свою нору (берлогу). Можно вкратце описать его будни.

    Шаг 3. Происходит конфликт или разворачивается определенная ситуация. Герой во время кульминации сказки попадает в непривычные условия. Он может встретиться с другим персонажем, отправиться в путешествие или гости, найти что-либо необычное на своем пути. Именно здесь, в непривычной ситуации, проявляются ярче черты характера Он может измениться к лучшему, если был злым. Или прийти на помощь, если изначально был положительным героем.

    Шаг 4. Завершение сказки - подведение итогов. Герой возвращается в привычное состояние, но уже другим. Если был конфликт, персонаж осознал, помирился, подружился с другими животными. Если ездил в путешествие, узнал правила движения, побывал в разных странах, привез подарки для друзей. Если происходило волшебство, то стоит описать, как оно повлияло на героя или окружающий мир.

    Придумать короткую сказку про животных можно вместе с ребенком. А после попросить малыша нарисовать героев или слепить их из пластилина. Такое напоминание о совместном творчестве будет радовать ребенка и взрослого. При сочинении сказок следует придерживаться простых правил.

    • История должна соответствовать возрасту ребенка, следует избегать непонятных ситуаций.
    • Рассказывать сказку эмоционально, с выражением, побуждая к этому ребенка.
    • Следить за интересом малыша. Если ему скучно, можно по-другому развить сюжет или вместе придумать продолжение.
    • Можно вместе с ребенком выбрать персонаж, каждый день сочиняя разные истории о нем.
    • Если в сказку добавить диалоги, то одного персонажа может озвучивать взрослый, а другого - ребенок.
    • Завести альбом или книжку, куда записывать сказки, рисовать картинки вместе с ребенком.

    Сказка, которую мы сочиняем сами для себя, активизирует процессы в Бессознательном, а это, в свою очередь, приводит к личностному росту и помогает разрешать нам самим любые наши жизненные затруднения

    (практикум по сказкотерапии для взрослых)

    Для того, чтобы заняться сочинением историй - этим лучшим из многих возможных психотерапевтических занятий, нужны всё-таки кое-какие навыки. Особенно если Вы - ещё пока не член Союза Писателей. Ну, да и не надо...

    Сказка , которую мы сочиняем сами для себя, активизирует процессы в Бессознательном, а это, в свою очередь, приводит к личностному росту и помогает разрешать нам самим любые наши жизненные затруднения.

    Но что же сделать конкретно, чтобы сесть и написать сказку?

    Ниже я предлагаю несколько простых упражнений, которые выведут из творческого ступора любого человека. Даже такого, которому в школе было очень трудно писать сочинения и кто мучается до сих пор, составляя текст поздравительной открытки.

    И верно. Ведь то, что я сейчас предложу Вам в качестве тренажёра, мало похоже на школьный урок по литературе «Готовимся писать выпускное сочинение»... И совсем не похоже на тяжкую необходимость стряпать банальный и лицемерный текст типа «С новым Годом!»...

    Итак, мы берём лист белой бумаги, ручку и... начинаем писать психотерапевтическую сказку с нескольких заходов.

    И помните главное: мы ставим перед собой задачу написать не художественную , а психотерапевтическую сказку. Мы создаём свой рассказ не для публикации, а для самоисцеления. Вот когда мы исцелимся, вытянем наружу все проблемы и противоречия, вот тогда, возможно, займёмся и рафинированным художественным творчеством, ориентированным на премию «букер»...

    Заход Первый

    Придумайте десять слов - десять существительных нарицательных, можно словосочетаний (стол, стул, лампа, окно, консервная банка, душистый горошек...)

    Пусть эти слова будут взяты Вами из самых разных областей жизни. (прерия, генеральный секретарь, масленица, бал, треска)

    Теперь слова можно - склонять, переосмысливать и выворачивать шиворот-навыворот. Как? А вот как!

    Скажем, Вы придумали слова: Ёж, уж, гол, баран...

    Склоняем слово «Ёж». Первое, что приходит в голову - «ежу». Из этого слова можно сделать слово «уже», прочитав его наоборот!

    Слово «гол» можно перевернуть и получить «лог».

    Сказка может начинаться так: «Жил-был в лесу молодой ёж по кличке «Баран». Куда бы он ни шёл, другие ежи ему говорили: «Куда ты прёшь, баран? Не видишь, что ли - тут моя ежиха голая купается, ты её смущаешь. А тут у нас сети на комаров расставлены. Ты их сейчас все потопчешь. Смотри, куда идёшь, баран!»

    Так и повелось. Однажды Баран (то есть - ёж) забрёл в сырой лог, в котором пересиживал жару старый Уж»... Ну и так далее...

    Этот приём хорош для тех, кто любит играть словами, выворачивать их так и эдак, находить бесконечные смыслы даже в одном коротеньком слове.

    Заход Второй

    Если игры со словами Вас не впечатляют (потому что Вы находитесь во взвинченном стрессовом состоянии, например), то Вам поможет написать Вашу сказку следующий приём. Задумайтесь: на какую тему Вам интересно было бы поговорить прямо сейчас?

    Пусть «рабочей» темой сказки станет та проблема, которую Вы в последнее время прокручиваете в голове. Нет денег? Не звонит любимый? Годы идут? Дети не слушаются?

    После того, как Вы начнёте сочинять историю про важную для Вас тему, Вам могут внезапно открыться и новые способы заработать, и новый взгляд на отношения с любимым, и новый взгляд на отношения с детьми...

    Все Ваши тревоги и печали могут стать (и должны!) темой Вашей психотерапевтической сказки!

    Заход Третий

    Третий заход - немного более продвинутый, чем первые два. Он требует визуализации. Возьмите слово, которое Вас больше всего цепляет - из тех десяти выбранных Вами наугад слов...

    Представьте себе тот предмет, который это слово обозначает. Вообразите себе этот предмет в его естественном контексте, поживите жизнью этой вещи. Нарисуйте, короче, внутри своего воображения - картинку. Нарисовали? Ну а теперь - разверните ход естественных событий в этой картинке резко на 180 градусов! То есть: представьте себе, что могло бы НАРУШИТЬ эту картинку... Это - конфликт, и этот конфликт будет лежать в основе Вашей сказки.

    Я, например, представляю себе настольную рабочую лампу, освещающую письменный стол с разбросанными по нему рукописями. И вдруг... Лампа - гаснет. В комнате воцаряется мрак. Что это было? Это завязка моей ненаписанной сказки...

    Набросайте с десяток таких вот завязок. Это будут Ваши рабочие заготовки для сказкотерапии... В другие дни - возвращайтесь к ним, перечитывайте их, подправляйте, вносите изменения... Добавляйте к ним новые.

    И в один прекрасный день Вам подмигнёт один из сюжетов, и Вы сядете его продолжать - сказка напишется сама собой. А остальные заготовки - они пойдут в дело, продолжая уже начатый Вами сюжет.

    Заход Четвёртый... и последний на этот раз.

    Ты - смущаешь, Чистота Непочатого Листа...

    У многих из нас есть боязнь «чистой страницы»... Именно поэтому даже многие писатели-гении пишут на немыслимых бумажных клочках - на салфетках, квитанциях...

    Чтобы победить этот страх, лист нужно испачкать... каракулями. Именно поэтому, кстати, черновики многих гениев пестрят рисунками на полях.

    Оставьте на чистый лист бумагу свою ручку и начинайте выводить замысловатые линии, замулёвывая лист, как это делают совсем маленькие дети.

    В какой-то момент Ваша рука захочет остановиться сама. Посмотрите на этот «рисунок». Постарайтесь увидеть в нём нечто осмысленное. Запишите все возникшие ассоциации.

    А теперь (не останавливаясь!) начинайте писать связные предложения про эти ассоциации.

    И напоследок...

    Ещё раз хочу обратить внимание всех читателей: не старайтесь написать сказку, похожую на маленький, отточенный литературный шедевр! Пишите - быстро, не раздумывая ни над логикой развития событий, ни над «проработкой характеров» персонажей.

    Вы пишете психотерапевтический текст!

    Его тактическая цель - быть написанным!

    Его стратегическая цель - сделать Вас здоровым физически и душевно!

    Прежде чем из-под Вашего пера (возможно) начнут выходить изящные истории - Вам нужно будеть извергнуть из своего бессознательного «тысячи тонн словесной руды». И каждая такая злая, плохая, корявенькая сказочка - будет важным шагом, что приблизит Вас к излечению от хронического стресса и путаницы в голове.

    А теперь предлагаем провести несколько игр с психологическими картами и проверить свои возможности по написанию сказок.

    Упражнение №1 «Десять слов и словосочетаний»

    Напишите на листе бумаги десять слов - десять существительных нарицательных, можно словосочетаний (стол, стул, лампа, окно, консервная банка, душистый горошек...)
    А теперь сочините рассказ, используя все эти десять слов и увязав их между собой по смыслу.

    ОТКУДА МНЕ ВЗЯТЬ ДЕСЯТЬ СЛОВ?

    А вот откуда – из одной случайной карты колоды "1000 Дорог "! Смотрите на неё и берите оттуда слова и словосочетания.

    ЗАПРЕТЫ В ИГРЕ:

      нельзя брать слова из ТЕКСТА карты, только из КАРТИНКИ!!!

      нельзя сочинять «рассказ по карте» – из неё можно брать только образы для своего, ИНОГО рассказа, про что-то совсем-совсем другое. Например, карта «Сельская Ярмарка», а у вас рассказ про космический корабль на Марсе. Так интереснее, креативнее. Тот кто не понял и сочинил рассказ по карте – дисквалифицируется как игрок!!!

    ПРАВИЛА ИГРЫ:

      два игрока получают одну и ту же карту,

      каждый выбирает из картинки карты (молча) свои 10 слов,

      молча выписывает их на листик,

      и затем каждый молча садится писать – свою коротенькую сказку по одинаковой с партнёром карте,

      время – 7 минут.

      сказки не подписываются именем игрока,

      В конце работы обе сказки зачитываются Ведущим – публике – без объяснения – какую сказку написала Маша, какую Марина.

      Анонимная Сказка, выигравшая приз зрительских симпатий, награждается настоящим подарком. Её Автор – тоже.

      В конце игры проводится шеринг-разбор с выступлением каждого голосовавшего – почему одна сказка понравилась больше, а вторая меньше...

      отыгравшие свою сказку, сами становятся членами голосующего жюри и придирчивыми слушателями (чтобы проигравшим было не обидно).



    Упражнение №2 «Что могло бы нарушить эту картинку?»

    Играют опять «две команды». Только теперь в одной команде – всего один игрок, а во второй команде – все остальные участники тренинга.

    Один Игрок (Заказчик мозгового штурма) выбирает осознанно (но если хочет, то и спонтанно) одну карту из колоды 1000 Дорог. (Она будет обязательно как-то связана с его настоящими проблемами).

    Игрок-Заказчик смотрит на картинку и ухудшает её – разворачивая ход естественных событий на этой картинке резко на 180 градусов! То есть, создаёт Конфликт или Проблему.

    Обычно для этого берётся «хорошая карта» и «ухудшается».

    Например:

    – Я представляю себе настольную рабочую лампу, освещающую стол с рукописями. Вдруг лампа - гаснет. В комнате мрак. Что это? Что делать? Это – завязка...

    Остальные игроки (команда) должны решить проблему позитивно.

    Поэтому они все вместе тянут ещё одну спонтанную карту "1000 Дорог" в качестве Ответа на заданный заказчиком вопрос – что делать в такой ситуации и к чему это вообще всё было...

    Затем молча, каждый игрок второй команды пишет СВОЙ Вариант – ответа, совета и помощи.

    Итак, по двум одинаковым картам "1000 Дорог " каждый игрок сочиняет СВОЮ Историю-Рецепт. Время работы – 10 минут.

    Ведущий собирает листики у второй команды и зачитывает все исцеляющие сказки по очереди, не называя их авторов.

    Игрок-Заказчик выбирает и премирует 3 лучших (по его мнению) сказки. Если игроков мало (5 и меньше человек), премируется только одна лучшая сказка.

    Елена Назаренко

    В чём заключается один из секретов того, что нам всегда очень приятно с ними общаться? Что мы стремимся вновь и вновь рассказать им свои истории? Они, сами не зная того, каждый раз, когда запас нашей...

    Сегодня почти все мы страдаем одной хитрой «психологической болезнью». Она называется «Недостаточная способность к самопринятию». Если конкретнее, то мы не чувствуем, какого мы...

    В психологии априори считается, что такая штука как «защитные механизмы» изначально вредна потому что — неправильна. Надо не защищаться, а — учиться. И делать так, чтобы впредь...

    В статье рассказывается о Мартине Бубере, раби Нахмане и принципах религиозного мистицизма, хасидизма и психотерапии

    Популярные статьи

    Знаете, откуда в русский язык пришла эта поговорка? Поговорка «не боги горшки обжигают» досталась нам от культуры древних греков. И понадобилась она мне для урока позитивного мышления, кот...

    Как только мы выходим из зоны своего комфорта, мы разрушаем какой-то ценный ресурс, питавший наше тело и психику. И для того, чтобы остаться в живых, нам нужно начинать выращивать новую зону комфор...

    Как выработать у себя «пластику босса» или два жеста, которые уничтожают наш имидж.

    А когда вы начнете воплощать мечту?

    В поисках Цели мы начинаем увлекаться Техниками достижения цели, а про саму цель забываем. Это и есть - один из самых страшных грехов - идолопоклонство

    Разбираем метафору о канарейке в клетке и повесть "Бедные люди" и учимся видеть пользу даже в неразделенной любви.

    11.03.2016

    Сказка, как и любой другой литературный жанр, имеет четкую структуру. Если ей следовать, то у вас без труда получится занимательная история для детей и взрослых. А разработал модель построения волшебных историй известный лингвист В. Я. Пропп. Основываясь на его трудах, можно сказать, что структура сказки базируется на таких правилах:

    1. Главный и неизменный элемент - это функции или действия главных героев. Они связывают сюжетные части. Начинающему сказочнику нужно запомнить, что все действия героев должны влиять на ход истории. Иначе они просто не нужны.
    2. Само количество функций ограничено. Пропп выделил всего 31 действие, известное миру волшебной сказки.
    3. Последовательность функций одинакова вне зависимости от сюжетной линии.


    В сказке существует всего 7 ролей для действующих лиц. Это: отправитель, царевна или ее отец, герой, ложный герой, помощник, даритель и антагонист. Однако все задействованные персонажи могут трансформироваться и менять роли.

    Структура народной сказки: подробности

    Любая волшебная история начинается с подготовительной части. Здесь возможны такие варианты:
    1. Отлучка. Один из персонажей уезжает, уходит на войну и т. д.
    2. Запрет. Герой получает какое-либо указание. Например, не сходить с тропы или не заходить в комнату.
    3. Нарушение. Герой забывает о запрете.
    4. Выведывание. Антагонист старается получить информацию.
    5. Выдача сведений.
    6. Подвох. Действующее лицо примеряет на себя новый образ. В качестве примера можно вспомнить как Волк подражал голосу Матери-Козы.
    7. Пособничество. Герой совершает действие при участии другого персонажа (например, ест отравленную пищу).
    8. Первоначальная беда или недостача. Герой исчезает или заболевает, царевну похищают и т.д.
    За подготовительной частью следует завязка. В структуре волшебной сказки она выражается такими функциями:
    1. Посредничество. Герой получает информацию или наставление от другого персонажа.
    2. Начинающееся противодействие. Главный герой получает разрешение «попытать счастья» в непривычном для него действии.
    3. Отправка. Герой отправляется в путь.


    Основная часть предполагает появление дарителя. Установление с ним контакта требует реакции со стороны героя. Затем он получает волшебное средство (зелье, коня, магическую фразу и т. д.). Вместе с подарком герой перемещается в иное царство. Здесь его обязательно ждет борьба и клеймение (получение особого знака, по которому его всегда можно узнать). После победы героя ликвидируется недостача из подготовительной части: царь выздоравливает, царь-девица из темницы выходит. Далее герой возвращается домой. На этом этапе возможна погоня и спасение от нее.

    Иногда сказка может продолжиться дополнительной линией. В ней уже действует ложный герой. Он совершает вредительство (похищает добычу, например) и настоящий герой вновь вынужден отправиться в путь и найти новое волшебное средство. Здесь возможны такие функции:
    1. Тайное прибытие в родной город.
    2. На победы героя претендует другой персонаж.
    3. Перед героем ставят трудную задачу.
    4. Поиск решения.
    5. Узнавание героя другими персонажами.
    6. Обличение, или раскрытие правды.
    7. Трансфигурация. Герой благодаря какому-либо действию меняется. Например, купается в волшебном источнике и становится краше прежнего.
    8. Наказание виновных.
    9. Свадьба или воцарение.

    В сказке не обязательно должны присутствовать все описанные функции. Волшебная история - это пазл, собирать который можно как душа просит. Если заранее заготовить карточки с функциями, то «собирать» сказку можно вместе с ребенком. Для наглядности обязательно возьмите игровое поле, на котором отметьте сюжетные части, например, завязку, особое обстоятельство (запрет, болезнь и т. д.), испытание и появление помощника, победу героя, наказание виновных и счастливый поучительный конец. А затем дополняйте сюжетные части другими функциями, на ходу сочиняя историю.

    Особенности сказочной истории

    Раньше сказочные образы черпались из мифов. Поэтому волшебные истории универсальны для любого народа. В основе их лежат первобытные представления о мире, а большая часть конструктивных элементов родились из идеи об инициации и размышлений о потустороннем мире. Изначально сказки редко имели счастливый конец. Такая развязка стала возможной, когда появились роли помощника и дарителя.


    По сказке легко определить как люди жили, о чем мечтали и чего боялись. Она всегда отражает существующие традиции. Так, в одной из первых версий «Красной шапочки», девочка ела останки своей бабушки. Само упоминание об этом отсылает нас к тому времени, когда каннибализм еще не был строгим табу. А в корзинке у девочки могли находиться не только пирожки и горшочек масла, но и бутылка вина, свежая рыба и целая головка молодого сыра. Начинающему сказочнику стоит обратить на это внимание. В хорошей истории прописаны привычные культурные коды. Чем понятнее сам волшебный мир, тем ближе повествования и тем оно эффективнее.

    Главная цель сказки - это передать знания. Своей воспитательной составляющей она не утратила и сегодня. Но очень важно, чтобы дидактический материал был спрятан глубоко. Ребенок не должен догадываться о том, что его учат. Это важнейшая особенность сказочной истории.

    Зная структуру народной сказки, вы легко сможете создавать собственные истории. Делать это можно не только, чтобы развлечь ребенка, но и чтобы ответить на самые сложные его вопросы.

    Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!