Какова судьба сони что помогает ей жить. Правда Сони Мармеладовой

"Преступление и наказание"

План

1. Введение

2.Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова

а)теория Раскольникова

б)Соня спаситель

3.Итоги

"Преступление и наказание " - одно из самых значительных произведений в русской и мировой литературе. В нем Ф. М. Достоевский проявил свои лучшие качества психолога, превосходно разбирающегося в самых глубоких тайниках человеческой души. Психологический портрет Р. Раскольникова выполнен им безупречно. Читатель получает возможность на себе испытать все мучительные переживания "хладнокровного" убийцы.

Не менее важным персонажем романа является Соня Мармеладова и ее отношения с Раскольниковым. В их душевном сближении проявляется один из ведущих принципов в творчестве Достоевского - гуманность. Несчастная девушка, вынужденная заняться проституцией ради детей, заставляет убийцу раскаяться и наставляет его на истинный путь. После этого он уже не боится неминуемого наказания, так как знает, что рядом всегда будет находиться понимающий и разделяющий его горе человек.

Бедный студент Раскольников , изнемогающий от голода и безденежья, пришел к очень оригинальному умозаключению о разделении всех людей на две категории. Чтобы доказать свою теорию, он совершил убийство. Но строгие логические выкладки оказались неприменимы на практике. Раскольников стал испытывать невероятные муки и постоянно находился в страхе перед разоблачением.

Об ужасном положении Сони Раскольников узнал впервые от ее отца. Тогда он еще не придал этому большого значения. Но когда бедная девушка пришла к нему поблагодарить за деньги, в душе Родиона возникло какое-то особое чувство. В Соне он увидел очень близкого себе человека. К одним из самых важных психологических мест романа относятся разговоры Раскольникова с Соней наедине. Благодаря им происходит нравственное перерождение убийцы.

Когда Родион узнал, что Соня знала Лизавету, он расценил это, как особый знак. Его поразила искренняя вера несчастной девушки в Бога. Свое преклонение перед ней он сам назвал поклоном "всему страданию человеческому". Родион объявил Соне, что они "вместе прокляты", поэтому отныне их ждет общая дорога. Он выбрал из всех окружающих людей только ее, чтобы открыть свою страшную тайну.

При следующем разговоре Раскольников предложил Соне угадать, кто же является убийцей. Он не сомневался в том, что при пристальном взгляде "великая грешница" сможет все прочитать в его глазах. Так и произошло. Но Соня не произнесла ни одного слова осуждения. Раскольников стал для нее самым несчастным человеком на свете. Ее отношение теплой волной окатило страдающую душу бедного студента. Соня даже не могла понять, как Родион до сих пор живет с таким камнем на сердце. Ее изумление возросло еще больше, когда она поняла, что им не руководили материальные соображения.

Раскольников излагает свою теорию Соне, но, в отличие от беседы с Порфирием Петровичем, его рассказ напоминает исповедь. Девушка видит выход только в немедленном покаянии и искуплении своей вины. Однако Раскольников еще не готов к этому. Он обманывает самого себя тем, что еще имеет силы избежать каторги. В конце концов под несомненным влиянием Сони Раскольников идет на явку с повинной.

По дороге он делает символический жест покаяния на площади и замечает следующую за ним Соню. Это придает ему решимости. Но признание он все же совершает только со второй попытки, взглянув на помертвевшее лицо девушки. Соня сдержала обещание и последовала за Раскольниковым на каторгу. Он так и не раскаялся в своем поступке и жалел о добровольном признании. Только после тяжелой болезни Раскольников осознал, что уже давно любит Соню. Будущие семь лет каторги потеряли для него всякое значение. Душа убийцы очистилась.

Соня сыграла огромную роль в судьбе Раскольникова. Благодаря ей он сначала осознал необходимость признания в своей вине, а потом, наконец-то, почувствовал настоящее раскаяние. Соня стала для Раскольникова ангелом-хранителем, укрепляющим и поддерживающим его на трудном пути к нравственному перерождению.

роль сони мармеладовой в жизни раскольникова и получил лучший ответ

Ответ от Дмитрий Филяков[гуру]
Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в “Преступлении и наказании”. Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова.
Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить “духом и разумом”, но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.
Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: “Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами”. Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.
Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: “Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! ” Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: “Юродивая, юродивая! ” На что Соня ему отвечает: “Да ведь я... бесчестная... я великая грешница”. Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: “Перекрестись, помолись хоть раз”. Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: “Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... ” Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: “Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения. Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.

Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось. В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо. Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.

Это, как уже было сказано, обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа «Преступление и наказание» заострить на Сонечке Мармеладовой внимание и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего – это совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутренней чистоте и величии.

Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище. Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Теперь она похожа «на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается. Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания, он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция. Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:

«В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».

Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!

Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки. Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех. Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.

Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали и привыкли».

Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней. Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему. Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.

Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам. Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии. Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».

Центральным персонажем романа “Преступление и наказание” без сомнения является Родион Раскольников. Но каждый из окружающих студента героев оказывал на него определенное влияние. Пожалуй, самую существенную роль в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова.

Девушке из бедной семьи приходится торговать телом ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и ее детей. Несмотря на унизительное ремесло, Соня обладает лучшими душевными качествами.

Достоевский показывает, что несчастная девушка не ищет выгоды лично для себя, она добра и милосердна. Сердце Мармеладовой не очерствело, в нем сохранились любовь, нежность и честность, ставшие редким явлением в окружающем мире.

Соня не делит людей по сословиям, ей все равно – богат человек или беден, дворник он или чиновник – по ее мнению, каждый достоин места под солнцем, ведь перед Всевышним все равны. Поэтому нельзя добиваться желаемого через совершение преступления, никому не дозволено отбирать данную Богом жизнь.

толкает его на действия, требует что-то предпринимать и не опускать рук из-за сложный обстоятельств. Бывший студент не намерен мириться с царящей вокруг несправедливостью. Созревшая в голове теория о новом мироустройстве подталкивает его к преступлению ради высокой цели, как ему кажется.

Характеры Сони и Родиона абсолютно разные и на первый взгляд между ними не может существовать взаимопонимание. Однако жизненная позиция падшей девушки, заключающаяся в вере в добро, смирение и всепрощение, побеждает проросшее в молодом человеке зло. Если бы не Соня, Раскольников, вероятно, не сознался бы в преступлении. Некоторые ошибочно полагают, что девушка негативно повлияла на судьбу героя, который мог избежать наказания.

Но автор намеренно сводит преступивших закон людей: Соня растоптала собственную жизнь, а Родион отнял чужую. Именно ей убийца открыл свою страшную тайну и лишь она вернула ему смысл существования. Соня искренне полюбила героя и отправилась за ним на каторгу. И хотя Раскольникову предстоит отбывать наказание, его душа теперь точно спасена. Без Сони, образ которой наполнен гуманизмом и христианством, духовная смерть Родиону была бы обеспечена.

Таким образом, Мармеладова в итоге спасла Раскольникова от неминуемой погибели. Она пробудила в нем совесть, помогла исцелить душевные раны и вернуть желание жить.


Другие работы по этой теме:

  1. В психологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский окружает центрального героя разными персонажами. Все они оказывают определенное влияние на Родиона Раскольникова. Кто-то косвенно подталкивает...
  2. 1. Какую роль сыграла случайность в судьбе ры­бака? Рыбак сидел над рекой, и только случайность привела таинственную кра­савицу из глубины вод на поверхность ре­ки именно...
  3. Встреча Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой на каторге – ключевой эпизод романа. Сонечка Мармеладова для Раскольникова – источник и смысл жизни. Она сумела воскресить Раскольникова,...
  4. Родион Романович Раскольников – бывший студент, которого читатель застает в положении крайней бедности. Молодой человек озабочен духовным поиском, он стремится сделать мир, существование окружающих лучше...
  5. Герой психологического романа Ф. М. Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг. В происходящих с ним...
  6. Образы-двойники Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” – это первый из серии знаменитых романов Достоевского, которые вошли в...
  7. У всех героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит...
  8. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является одним из сложнейших в русской литературе. Произведение посвящено анализу социальных и нравственных мотивов преступления и следующего за...
  9. В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” заложен огромный философский смысл, который автор стремится донести читателю через образ главного героя – Родиона Раскольникова. Сущность...
  10. Характеристика героя Сонечка Мармеладова Сонечка Мармеладова является дочерью Семена Захаровича Мармеладова, один из главных персонажей романа. Достоевский ее описывает как небольшую блондинку восемнадцати лет с...

.
Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)

В душе Раскольникова идёт тяжкая внутренняя борьба . И на пути его как раз в это время попадается Соня Мармеладова .

И вот, к этой Соне пришел каяться Раскольников, – он думал, что она, как тоже «переступившая» условности жизни, близка ему по духу, что она – товарищ его по беде. Он льстил себя мыслью, что она тоже злобствует на людей за то, что она – их жертва, и, подобно ему, – грешница «пуще всего тем, что понапрасну умертвила и предала себя»... Из этих слов видно, что, ослепленный самомнением, он мог еще смотреть на себя, как на «напрасную жертву».

Он стал перед Соней на колени и сказал: «я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». В этих словах еще слышится его «гордость». Ведь он и себя считает в такой же степени достойным преклонения. Он пришел, чтобы «возмутить» Соню против людской несправедливости, – и в этом возмущении «сестры по духу» найти облегчение своей мятежной душе.

Но он встретил в ней сильного человека, который повел его за собой. Соня приблизила его к Богу, она читала ему «Евангелие», – она, простая девушка, сказала ему, образованному человеку, что нет той мерки, которою человек может судить другого человека, а презирать своего ближнего никто не имеет права . она сказала этому гордому человеку, что он – «несчастнее всех» на свете, – что он над собой сделал великое зло; она указала ему и путь спасения:

«Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем, вслух: я убил».

Она доводит Раскольникова до сознания, что главным побуждение к убийству было его самолюбие. Не о счастье людей заботился он: ему хотелось только доказать себе, что он – сильный человек, что он – не «вошь, как все», не «тварь дрожащая» – и «право имеет переступить».

Раскольников постепенно вступает на путь, который ему указала Соня. И с момента первого искреннего покаяния на каторге он начинает возвращаться в то общение с людьми, от которого он оторвался, повинуясь своей гордыне.

С ним произошло то, что с героями Толстого – Пьером Безуховым , Андреем Болконским , только большей ценой заплатил он за свои ошибки. Само покаяние его характерно, – оно чисто в «народном духе», – в этом кроется высокий смысл: Достоевский, подобно Толстому, зовет этого интеллигента-преступника к простой – народной правде, к «