Сочинение - рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку по тексту Д.С.Лихачёва "Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра". Сборник идеальных эссе по обществознанию

Человек должен жить в сфере добра.

Д.С. Лихачев

30 сентября Церковь Христова прославляет святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их родительницу Софию. Двадцать лет тому назад, 30 сентября 1999 года, закончил свой земной путь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Родился он в 1906 году и стал свидетелем XX века: свидетелем того, как граждане России учились и жили до революции 1917 года, как грянула революция и началась братоубийственная гражданская война, как ссылали людей на Соловки, как переименованный в Ленинград Санкт-Петербург выдержал страшнейшую блокаду в годы Великой Отечественной войны, как восстанавливалась жизнь после войны…

Невозможно даже кратко изложить, что сделал Д.С. Лихачев для изучения древнерусской литературы, для сохранения памятников культуры России, для возрождения отечественной культуры в целом.

Двадцатилетие со дня кончины Дмитрия Сергеевича Лихачева дает хороший повод вспомнить о его литературном наследии, о его прекрасных книгах для юношества. Начинается новый учебный год, и книги замечательного ученого, мыслителя могут помочь в воспитательной деятельности школы.

Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло». Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.

«Добро выше практической нужды!» - утверждал Дмитрий Сергеевич.

Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он черпал силы для своего творчества. В добре он находил незыблемые основы и для повседневной жизни. Проще сказать – Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!

Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». В этой книге 47 писем, и каждое из них – это мудрый и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».

Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло – дробит общество. Оно „сепаратно” по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

„Волчья стая” рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!» .

Может быть, кому-то суждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо «перемешиваются» добро и зло…

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. Он пишет: «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. <…> А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества» .

Дмитрий Сергеевич не скрывает, что сферы добра достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но его размышления о добре и зле помогают, во-первых, стряхнуть со зла ореол «неизбежного» превосходства над добром, а во-вторых, они ясно показывают, что именно из-за «легкости» зла и «трудности» добра – добро требует от каждого из нас подвига.

В жизни, как на маскараде, – зло нередко принимает личину добра. Иногда зло действует как мошенник, обманом или подлогом стараясь прельстить человека, переманить на свою сторону. Но порой зло выступает и в своем собственном обличии, угрожая человеку самым страшным образом, если человек не желает склоняться ко злому делу или начинанию. В современном мире есть вполне сформировавшийся символ зла – это терроризм. По мере того как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность. Поэтому Дмитрий Сергеевич Лихачев учил даже в малом не допускать компромиссов со своей совестью и никогда не вставать на сторону зла.

Что же такое добро в понимании Д.С.Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма – во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.

Забота о людях!

«В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях возможно» .

«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их» .

На вопрос: «Что объединяет людей?» – Лихачев отвечает: «этажи заботы», «забота – объединяет людей».

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны» .

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», – любил говорить Д.С.Лихачев.

Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» – шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить. Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!

Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания , – пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». – В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития» .

Свою книгу Д.С.Лихачев завершает письмом под названием «Путями доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные” выбраны вами правильно».

Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С.Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего… ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты… Навык добра приобретается – из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».

Выражение «путь добра» – очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.

Увидеть смысл жизни можно только «с высоты птичьего полета», то есть с высоты прожитых лет или высоты мудрости всего человеческого опыта, накопленного культурой, и поэтому так важно доверять хорошим «путеводителям».

У путей добра – вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра – это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл – это движение дальше – дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.

Протоиерей Борис Пивоваров

Д.С.Лихачев раскрывает проблему, рассуждая о “сферах” добра и зла. Во-первых, он подчеркивает, что “добро социально в широком смысле этого слова”. Оно объединяет и роднит людей, вызывает дружбу и любовь. Особый акцент автор делает на том, что добро вечно и несокрушимо. Во-вторых, Д.С.Лихачев противопоставляет сферу добра сфере зла. Он привлекает внимание читателей к тому, что зло, в отличие от добра, разобщает людей, дробит общество. Также заслуживает внимания высказывание о том, что “злые объединения недолговечны”. Таким образом, автор критикует зло и превозносит добро.

Позиция Д.С.Лихачева четко сформулирована и аргументирована: человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Это качество - самое ценное в человеке.

Для подтверждения мыслей Д.С.Лихачева обратимся к образу Наташи Ростовой, одной из главных героинь романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир”. Наташа – отзывчивая и добрая девушка, способная к состраданию и готовая помочь. Ключевым в раскрытии образа героини является эпизод, когда она решает помочь раненым солдатам, которых перевозили через Москву после Бородинской битвы, жертвуя имуществом своей семьи. Наташа понимает, что у раненых не будет возможности выбраться из Москвы, в которую в скором времени прибудут французские войска, поэтому она предоставляет подводы, предназначенные для перевозки вещей семьи Ростовых, для перевозки раненых. Можно заключить, что Наташа проявляет доброту и милосердие, тем самым спасая жизни многих солдат.

Тема добра и бескорыстия также поднимается в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”. Образ Матрены служит примером человека, способного проявлять эти важные качества души. Матрена – персонаж, у этой женщины тяжелая судьба, она пережила смерть шестерых детей, однако она не озлобилась и продолжила совершать добрые поступки. Героиня безвозмездно оказывает помощь любому жителю деревни. Мелкую картошку оставляет себе, а крупную варит своего постояльцу-рассказчику. По просьбе Фаддея Матрена отдает свою горницу Кире, приемной дочери, хотя от этого может разрушиться вся изба. А.И.Солженицын заканчивает свое произведение, говоря, что Матрена – тот самый праведник, без которого не стоит село, город и вся земля наша.

В заключение можно сделать вывод: добрые дела и поступки делают нас лучше, помогают пережить жизненные трудности и объединяют людей.

Сочинение по тексту Д.С. Лихачева обновлено: 19 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

В тексте Д. С. Лихачева поднимается проблема добра и зла.

Для того чтобы привести читателя к пониманию этой нравственной проблемы, автор приводит в пример волчью стаю, в которой царит жестокий закон природы - каждый сам за себя. Поэтому такой союз между хищниками всегда оканчивается дракой. Также автор указывает на то, что доброта – это «неразменный рубль, человек, способный жертвовать своими интересами ради других, находит путь к счастью и достигает невообразимых высот.

Я, безусловно, согласна с автором, так как добро рождает в душе человека самые лучшие нравственные качества, а зло делает его агрессивным, жестоким, отравляет его жизнь. Попробую подтвердить свою позицию, используя примеры из художественной литературы.

В романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» есть героиня, которая олицетворяет собой добро - это Марья Болконская. Она отдает всю свою любовь и ласку отцу и племяннику, а, став женой и матерью, демонстрирует все лучшие качества, которыми должна обладать настоящая женщина. Взаимоотношения с мужем и детьми пронизаны добротой, что делают Марью и всех близких ей людей счастливыми. В данной книге также присутствует такой персонаж, как Элен Курагина. Несмотря на то, что она безумно красива, обладает харизмой и достаточно популярна в светском обществе, Элен не обладает ни одним высоконравственным качеством. Женщина, которая никогда ничего не любила, кроме своего тела, думающая только о собственной выгоде и живущая только ради денег, является полной противоположностью Болконской. Всё, что окружает её построено на лжи и лицемерии. Курагина – это воплощение вульгарности, разврата и грубости, вокруг себя она сеет лишь зло. С течением времени её истинное лицо постепенно начинает открываться петербургскому свету, и, для того чтобы избежать позора, её единственным решением становится самоубийство. Она проживает короткую и бессмысленную жизнь.

Примером того, насколько страшно зло, служит судьба героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Образованный студент, напитавшийся материалистическими идеями, создаёт теорию, под властью которой совершает страшное злодеяние – убивает человека. Его жизнь рушится, начинает жить в страхе и лжи, он отвергает дружбу и помощь любящих его людей. Так зло калечит жизнь молодого человека.

Поднятая Дмитрием Сергеевичем проблема добра и зла актуальна и в 21 веке, поэтому задача современного человека – умножать добро вокруг себя. Только при этом условии, мы можем рассчитывать на светлое и безоблачное будущее.

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло - бродит общество. Оно "сепаратно" по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов."Волчья стая" рано или поздно кончается дракой волков.Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.Добро выше практической нужды!И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории - своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, - изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.И в этом огромный практический результат "непрактического" по своей природе добра.Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества....(Д.С.Лихачёв)

Показать текст целиком

В данном тексте Дмитрий Сергеевич Лихачёв поднимает проблему добра.
Размышляя над этой проблемой,автор считает,что человек должен излучать добро и жить в сфере добра.Если люди вокруг будут обозленными друг на друга ,то в конечном итоге общество расколется на отдельные частицы,то есть каждый человек будет сам по себе.Добро же,наоборот,объединяет людей,роднит,вызывает симпатию,дружбу,любовь. Лихачёв считает,что умная,целенаправленная доброта ценнее всего."Умная доброта-самое ценное в человеке...самое верное по пути к личному счастью".Я согласна с автором и считаю,что если человек будет совершать добрые поступки во благо других,то он будет счастлив.
Дмитрий Лихачёв считает,что сфера добра плотно связана с традициями родной культуры,с культурой человечества, с его прошлым и будущем .Она несокрушимая.Сфера добра требует внимание к культурным ценностям,так как они повышают нравственность отдельного человека. "А без нравственности,в свою очередь,не действуют социальные и экономические,исторические и другие законы,которые создают благ

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.

(по Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте Д.С.Лихачёв ставит проблему роли добра в жизни человека и общества.В чём проявляется важность добра?Как связаны добро и счастье?

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор рассуждает о значимости доброты. Д.С.Лихачёв говорит о том, что добро "вызывает дружбу, симпатию,любовь". Культуролог также пишет,что добро-это самое главное для человека "по пути к личному счастью".Кроме того, филолог подчёркивает,что приумножать добро-это "дело каждого в отдельности и всех вместе".

Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста.По мнению Д.С.Лихачёва, добро очень важно для человека и общества,потому что оно "соединяет,объединяет,роднит".Более того,искусствовед считает, что счастье и добро взаимосвязаны,потому что счастлив только тот, кто "стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе".

Вспомним рассказ А.П.Платонова "Юшка".Помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, которого все зовут Юшкой,получает от хозяина кузницы жалованье,на которое он должен покупать себе чай, сахар и одежду.Однако денег Юшка не тратит, так как пьёт только воду,а одежду носит одну и ту же.Каждое лето он уходит из города на месяц в глухую деревню, но никто не знает,кого он там навещает.Лишь после смерти Юшки люди узнают о том, что все заработанные деньги он отдава

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2