Сравнительная характеристика обломова и штольца описание внешности. Обломов и Штольц: сравнительная характеристика

Гениальный роман Ивана Александровича Гончарова знакомит нас с двумя диаметрально противоположными образами: характеристика их может занять страницы и страницы. Ведь они полностью различны: по своему темпераменту, по своему отношению к жизни и мировоззрению. Десять лет писал его Гончаров! Как вы считаете, дорогие читатели, стал бы «париться» академик Петербургской академии словесности целое десятилетие, сочиняя роман в виде «однослойного» пирога? Чего проще для члена-корреспондента - сочинить историю о двух друзьях! Один - без меры ленив. Другой - потрясающе работоспособен. Ан нет. Написан-то роман обо всех нас! И это мы постараемся доказать. Поможет нам в этом исследовании Обломова и Штольца.

Образ Ильи Ильича Обломова

Помещик Обломов внешне - полный рыхлый мужчина с темно-серыми глазами, предпочитающий пассивный образ жизни, лежание на диване, ничегонеделание. Во всем его облике просматривается беспечность, но его лицо одухотворено. И мысль присутствует в нем постоянно, она светится в глазах, прячется в морщинах лба, искривляется вместе с губами. Однако эта мысль «беззуба», она не имеет никакого практического приложения. Сравнительная и Штольца - явно не в пользу Ильи Ильича. Он - потомственній помещик. У него - 350 душ крепостных. Хороший, добротный особняк в Петербурге, дача, деревенский дом. Обломов понятия не имеет, как ухаживать за всем этим имуществом, находящимся в его собственности. Он как ребенок, его вначале обворовывает приказчик, а потом доводят до разорения мошенники Михей Андреевич Тарантьев и Иван Матвеевич Мухояров.

Он образован, но не имеет никакого практического опыта работы. Под влиянием первых неудач на службе у него сформировался психологический «комплекс ленивца», преодолеть который Илье Ильичу не по силам.

Образ Андрея Штольца

По сюжету романа они знакомы и дружны со школы: Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика указывает близость их кастового происхождения. Андрей Штольц родился в семье немца-приказчика Ивана Богдановича и простой, но образованной русской женщины. Соотношение его статуса со статусом друга-помещика подобны отношениям собственник бизнеса - топ-менеджер. С детских лет отец регулярными занятиями по наукам, а также счетоводству воспитал в нем трудолюбие. Андрей - сухощавый человек со впалыми щеками, смуглой кожей и зеленоватыми выразительными глазами. Он гиперактивен: постоянно, как акула, находится в движении. Писатель отзывается о своем герое, словно тот состоит из одних лишь мышц и сухожилий. Знает языки, сообразителен, поэтому именно его и посылает торговая компания-работодатель в качестве агента в Бельгию. Кроме того, Штольц способен творчески использовать свои знания. Поэтому коллеги предпочитают приглашать его для разработки проектов. По-разному относятся к деньгам Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика указывает на рачительность последнего.

Тайный подтекст гончаровских образов?

То, что, по большому счету, образы Штольца и Обломова не самостоятельны, а аллегоричны, автор романа показывает в их отношениях с Ольгой Ильинской. С одной стороны, ее не может ни завоевать, ни удержать, но неизменно привлекает своим романтизмом, чистой детской душой бесхарактерный Илья Ильич. С другой стороны, Штольц, ставший ее мужем, патологически не чувствует разницы между деловым сотрудничеством и душевностью. В романтической свадебной поездке в Париж он, мягко говоря, неубедителен.

Зачем Гончаров создал эти два образа: Обломов и Штольц? Сравнительная характеристика этих образов - просто поучительное умозаключение? Контрастирующие персонажи? А может быть, на это надо смотреть шире? Ведь каждый из нас, безусловно, знает, сколько в нем «Штольца» и сколько в нем «Обломова». Что такое мечта, не касающаяся ногами земли. Мечта глобальная, лишенная всякого стремления по реализации. А что такое Штольц? Это приземленность, деловая хватка, чувство партнерства. Так зададимся же вопросом: «Если создавать что-то глобальное, можно ли сбрасывать со счетов мечту в принципе?» (Как известно, Штольц избегал мечтать.) Вряд ли.

И вы, дорогие читатели, согласитесь ли с нижеприведенным умозаключением? Чтобы создать действительно успешную личность, продвигающую фантастические проекты, нужно смешать в одном бокале 30% мечтателя-Обломова и 70% фанатика работы Штольца. Не об этом ли нам хотел сказать Гончаров? Ведь в семье Штольцов появился приемный сын. Конечно, надлежащее образоване воспитает у него деловую хватку. Ну а способность при этом мечтать? Гены все-таки, знаете ли...

Введение

Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд «вечных» тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика героев. Через детальное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, схожесть и различия действующих лиц. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе «Обломов». Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает произведение, особое внимание уделяя мелким деталям и нюансам облика персонажа.

Портрет Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет, среднего роста с темно-серыми глазами. Он достаточно привлекателен внешне, но «обрюзгший не по летам». Основной чертой наружности героя была мягкость – в выражении лица, в движениях и линиях тела. Обломов не производил впечатление человека, живущего великими целями либо непрерывно что-то обдумывающего – в чертах его лица читалось отсутствие всякой определенной идеи и сосредоточенности, «мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

Порой в его взгляде проскакивало выражение скуки либо усталости, однако они не могли согнать с лица Ильи Ильича той мягкости, которая присутствовала даже в его глазах и улыбке. Чересчур светлая кожа, маленькие пухлые руки, мягкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека не приученного трудиться, привыкшего все дни проводить в безделье, рассчитывая на помощь слуг. Любые сильные эмоции не отражались на внешности Обломова: «когда он был даже встревожен», движения его «сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте».

Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность. На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: «поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!

” Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».

Символика одежды в образе Обломова

Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело. На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову. По халату было видно, что герой носит его давно – он «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Илье Ильичу нравилось, что халат был мягок, гибок и удобен – «тело не чувствует его на себе». Вторым обязательным элементом домашнего туалета героя были мягкие, широкие и длинные туфли «когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу». Жилет или галстук Илья Ильич дома не носил, так как любил приволье и простор.

Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, «как послушный раб» покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.

Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы «обломовщины», указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии. Символом реальной, «некомфортной» для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: «целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь». Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги. После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото «обломовщины».

Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц является по сюжету произведения лучшим другом Обломова и его полным антиподом как по характеру, так и внешне. Штольц был «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», «то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». В отличие от Ильи Ильича, Андрей Иванович худощав, со смугловатым ровным цветом лица, зеленоватыми выразительными глазами и скупой мимикой, которую употреблял ровно столько, сколько было нужно. В Штольце не было той внешней мягкости, которая являлась основной чертой его друга, ему была присуща твердость и спокойствие, без лишней суетливости и спешки. Все в его движениях было слаженно и отконтролировано: «Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой».

Казалось бы, оба героя – и Обломов, и Штольц отличались внешним спокойствием, однако природа этого спокойствия у мужчин была различна. Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и инфантильности. Для Штольца же сильные переживания были чужды: он контролировал не только весь мир вокруг и свои движения, но и свои чувства, не давая им даже зарождаться в душе как чему-то иррациональному и неподдающемуся его контролю.

Выводы

В «Обломове» Гончаров, как искусный художник, смог через портрет героев показать всю глубину их внутреннего мира, «прорисовав» особенности характеров действующих лиц, изобразив, с одной стороны, два типичных для того времени социальных персонажа, а с другой, очертив два сложных и трагичных образа, интересных своей многогранностью и современному читателю.

Тест по произведению

Штольц Андрей Иванович – один из главных героев в книге И. А. Гончарова , друг Обломова , полная его противоположность, деловой человек с активной жизненной позицией. Его отец – обрусевший немец, управляющий имением недалеко от Обломовки, а мама – русская дворянка. В то время, как мать пыталась воспитать сына порядочным, благородным и воспитанным юношей, отец воспитал силу воли, жесткость, способность постоять за себя и справляться с возникающими трудностями. Благодаря такому двойственному воспитанию и сформировался характер Штольца. В отличие от Обломова он успевал не только зарабатывать, быть в курсе происходящего, путешествовать, а ещё и смог многократно увеличить унаследованный капитал.

Недостатком Штольца было отсутствие душевной мягкости и тонкости натуры, которые четко просматривались у его друга. В его душе не было места мечте, также как и всему загадочному. Он был просто черствым педантом, механически выполняющим ежедневные задачи и достигающим поставленные цели. Именно он познакомил Обломова с Ольгой Ильинской , пытаясь пробудить в друге хоть какой-то интерес и активность. Однако отношения между молодыми не складываются, и Штольц сам решает жениться на девушке, несмотря на то, что не всегда может понять стремления и романтизм Ольги. Ему так и не удается изменить образ жизни друга, и он с этим смиряется. Единственное, что он может сделать для Обломова, это взять на воспитание его незаконнорожденного сына и обеспечить ему достойное будущее.

Меню статьи:

Роман Гончарова Обломов в первую очередь запоминается своим героем Ильей Ильичем Обломовым, который ведет апатичный, бездейственный способ жизни. В противовес ленивому Обломову изображен его друг – Андрей Иванович Штольц – человек незнатного происхождения, который, благодаря своему трудолюбию, удостаивается личного дворянского титула.

Семья и происхождение Андрея Штольца

В отличие от большинства главных героев романа, Андрей Иванович Штольц не являлся потомственным дворянином, как и его отец – Иван Богданович Штольц. Титул дворянина Андрей Иванович получил гораздо позже, благодаря своему трудолюбию и усердию на службе, дослужившись до должности надворного советника.

Отец Андрея Ивановича имел немецкие корни, около двадцати лет тому он оставил свою родину и отправился в поисках лучшей судьбы, которая закинула его из родной Саксонии в деревню Верхлево. Здесь, неподалеку от Обломовки, Штольц был управляющим, а также занимался учительской деятельностью. Благодаря своему трудолюбию ему удалось значительно накопить капитал и удачно жениться. Женой его стала молодая девушка из обедневшего дворянского рода. Иван Богданович был довольно счастливым человеком в семейной жизни.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с образом Ольги Ильинской в романе И. Гончарова “Обломов”

Вскоре у них родился сын, которого назвали Андреем. Мальчик оказался способным к наукам, он легко освоил базовые знания и активно принимал участие в работах на фабрике и в поле, где активно перенимал знания отца в области агрономии.

Жили Штольцы всегда скромно – отец копил деньги для сына и не тратил их на лишние вещи. По мнению обломовцев, Штольцы жили крайне бедно – еда их не отличалась жирностью, в рационе были простые блюда.


Вскоре отец отправил Андрея на обучение в университет, мать тяжело переживала разлуку с сыном. Встретить его после окончания университета она не смогла – женщина умерла. По традиции отец отправляет сына в свободное плавание. Для него как немца это было обыденной вещью, чего не скажешь о местном населении, но так как матери на тот момент уже не было в живых, то перечить Ивану Богдановичу было некому.

Образование и воспитание Андрея Штольца

Воспитание Андрея Ивановича Штольца с первых дней отличалось от традиционно принятой в обществе системы воспитания. В кругу дворян было принято баловать своих детей и всячески их опекать, однако немецкие корни отца не дают ему права придерживаться такой модели воспитания. Иван Богданович с самого детства старался воспитать сына таким образом, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь. Он часто ходил с отцом на фабрику и на пашню, принимал активное участие во всех подготовительных работах, что немало огорчало мать, которая хотела воспитать его в классических традициях дворян.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с биографией Ивана Гончарова – трилогией длиною в жизнь.

Отец «принял» своего маленького сына на работу в должности мастерового и платил ему за его работу 10 рублей в месяц. Это не было формальностью – Андрей Иванович действительно отрабатывал эти деньги и даже расписывался в специальной книге о их получении, подобно всем работникам Штольца.


Такое трудовое воспитание скоро принесло свои положительные результаты – в 14 лет Андрей Штольц был абсолютно самостоятельным мальчиком и мог в одиночку ездить в город по поручению отца. Андрей Иванович всегда точно выполнял поручения отца и никогда ничего не забывал.

Как и все дети, Андрей Штольц был активным и любознательным ребенком, он постоянно принимал участие в различных шалостях. Однако такая непоседливость не помешала Штольцу получить хорошее образование. Азы он получил в домашних условиях, а затем обучался в пансионе, организованном его отцом для местных детей. После окончания пансиона Штольц продолжает свое обучение в университете.

Андрей Иванович, подобно дворянам, знал французский язык и был обучен музыкальной грамоте, после чего активно играл вместе с матерью на фортепиано в четыре руки. Кроме этого Андрей Иванович знал немецкий язык.

Внешность Андрея Штольца

Гончаров не предоставляет читателям описание внешности Андрея Ивановича во времена его детства и юности. Мы знакомимся с Штольцом во времена его зрелости. Андрей Иванович – ровесник Ильи Ильича Обломова, однако внешне Штольц выглядит значительно моложе своего возраста. Причиной этого стал его активный способ жизни. Андрей Иванович в тридцать лет был хорошо сложенным человеком с атлетической комплекцией. В его телосложении не было ничего лишнего, он по своей комплекции напоминал английскую лошадь, так как подобно ей состоял их мускулов и костей.

Глаза его были зеленого цвета, в них читалось что-то детские, они отличались выразительностью.

Кожа его была смуглая. На этом скудное описание Андрея Ивановича Штольца заканчивается.

Характеристика личности

В образе Штольца в первую очередь бросается в глаза его трудолюбие и страсть к обучению. Еще будучи ребенком, он активно познает мир, старается перенять все знания отца.

Андрей Иванович много времени проводит в путешествиях – таким образом он не просто развлекается и отдыхает, Штольц в своих поездках видит возможность обменятся знаниями и перенять опыт ведения дел у иностранных знакомых. Штольц постоянно что-то изучает, читает различные книги.

Андрей Иванович не пренебрегает светским обществом, его часто можно видеть в свете.

Андрей Иванович – честный и искренний человек, но он напрочь лишенный романтизма. Штольц даже не умеет мечтать, он приземленный, практичный человек. Он сохранил детскую живость и активность –

Андрей Иванович постоянно чем-то занят. Штольц умеет ценить свое время и проводить его с пользой. Андрей Иванович умеет рационально распределить свое время, благодаря этому он успевает сделать много дел и везде успеть. Несмотря на такую внешнюю жесткость и прагматичность, Андрей Иванович не лишен способности к сопереживанию и состраданию, однако он не привык демонстрировать свои чувства при людях. Андрей Иванович – очень сдержанный человек, он умеет управлять своими чувствами и никогда не бывает их заложником.

Жизнь Штольца не такая беззаботная, как это может показаться на первый взгляд, но он не привык никому жаловаться или винить кого-то другого в своих неудачах – все неудачи он связывает в первую очередь с личными недоработками. Андрей Иванович – сильная личность, он не привык отступать перед трудностями и прикладывает все усилия, чтобы их преодолеть.

Он никогда не терялся в сложных ситуациях – Штольц в жизни руководствуется здравым смыслом – его сложно выбить из колеи.

Штольц любит порядок во всем – у него отведено свое место для всех его письменных принадлежностей, бумаг и книг. Андрей Иванович всегда раскладывает свои вещи «на место» и никак иначе.

Андрей Иванович, бесспорно, обладает целеустремленностью и настойчивостью, он способен упорно работать для достижения поставленной цели.

Штольц умеет оценить свои достоинства. Он мало беспокоится о том, что про него говорят люди. Андрей Иванович – человек открытый. Он охотно знакомится с новыми людьми, готов поддерживать со своими знакомыми дружеские отношения.

Илья Обломов и Андрей Штольц

Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц были друзьями с самого детства. Они росли в соседних деревнях, поэтому были знакомы с детских лет. После того, как отец Андрея Ивановича открыл пансион, общение Андрея Ивановича и Ильи Ильича перешло на новый уровень – за время совместной учебы они крепко сдружились, несмотря на разницу в характерах и происхождении. Андрей Иванович часто выполнял задания Обломова из жалости к своему другу – ленивый Илья часто пренебрегал выполнением заданий, не мог себя заставить что-либо выучить – большинство заданий выполнял Штольц. Делал он это не из-за корыстных целей – им руководствовали исключительно дружеские чувства и желание помочь своему товарищу.

Время от времени Андрей Иванович приезжает к своему другу на съемную квартиру и пытается его расшевелить. В один из таких визитов Штольц решает кардинально изменить жизнь своего друга – он насильно вовлекает его в круговорот светской жизни. Жалобы на усталость Обломова умиляют Штольца, но он все же целенаправленно идет к цели. Андрей Иванович совершает немыслимое – успешно агитирует Обломова поехать вместе с ним за границу и даже помогает ему организовать сборы, но планируемая поездка не совершается – влюбленный Обломов решает остаться с предметом своего обожания, а не присоединиться к другу. Обиженный апатией Обломова Штольц некоторое время не общается с ним, а занимается своими делами. В следующую встречу Штольц без тени обиды приходит в гости к своему другу и обнаруживает, что его опять накрыло волной Обломовщины, но, на этот раз, он уже не настолько активно пытается вытащить Обломова из его болота лени.

Несмотря на такие существенные разногласия в характере, темпераменте и способе жизни, Штольц и Обломов сохраняют свою дружбу. Этому парадоксу находится два объяснения. Первое заключается в том, что их дружба зародилась его в их детские годы, а второе в том, что они оба в первую очередь в человеке видят положительные качества характера. Исходя из этого, Штольц замечает не лень Обломова и его апатию, а добрый нрав Ильи Ильича.

Время от времени Андрей Иванович занимается делами своего друга – так как он не может перебороть свою лень и наладить дела в своем поместье самостоятельно, а лишь нанимает людей на роль управляющего, которые не пренебрегают воспользоваться доверчивостью и необразованностью Обломова в делах ведения хозяйства в свою пользу.

Несмотря на все старания Штольца, ему так и не удалось вытащить своего друга из болота обломовщины. Илья Ильич начал сожительствовать с владелицей снимаемого жилья и вскоре у них родился сын, которого назвали в честь Штольца – Андреем. После смерти Ильи Ильича Штольц берет на воспитание его сына и занимается делами Обломовки до совершеннолетия маленького Андрея.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Ольга Ильинская и Андрей Штольц были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте не позволила изначально построить им какие-либо отношения, кроме дружеских. Андрей Иванович воспринимал Ольгу, несмотря на то, что девушке было 20 лет, как ребенка (на тот момент Штольцу было 30). Сама же девушка питает симпатию к Штольцу, но сделать первый шаг не решается.

Андрей Иванович непреднамеренно становится причиной самой большой трагедии в жизни девушки – в один из вечеров он знакомит Ольгу со своим другом – Ильей Обломовым. Игнорирование Ольги как женщины со стороны Штольца стало причиной романа между Обломовым и Ильинской. Несмотря на искренность чувств влюбленных и серьезность их намерений дальше тайной помолвки дело не пошло – Обломов и Ильинская расстаются.

Ольга Сергеевна уезжает за границу, где встречает ничего не подозревающего об ее неудачном романе Штольца. Андрей Иванович часто посещает Ильинских – он приносит Ольге цветы и книги, а затем поспешно удаляется работать. Незаметно для себя Штольц влюбляется и впервые в своей жизни становится заложником чувств. Штольц решает, что его жизнь уже будет немыслима без этой милой девушки и делает Ольге предложение. Ильинская оказывается в затруднительном положении – отношения с Обломовым напрочь отбили у нее желание связывать себя узами брака с кем-либо, девушка не решается дать какой-либо ответ Штольцу и поэтому решается все рассказать ему об их взаимоотношениях с Обломовым. После этого разговора многое в сознании Штольца становится на свои места, ему теперь понятны причины нежелания ехать Обломова заграницу, Андрей Иванович также ясно осознает, почему помолвка Ильинской и Обломова не закончилась свадьбой – ленивая обломовщина все-таки затянула окончательно его друга в свое болото.

Несмотря на такой пессимизм Ольги, Андрей Иванович не отказывается от своего намерения и вскоре времени он становится мужем Ольги Ильинской. Неизвестно как происходила их свадьба, но точно известно, что в браке и Ольга и Андрей смогли себя реализовать и достичь гармонии. Нельзя сказать, что брак с Штольцем стер неприятные воспоминания об отношениях с Обломовым, но, со временем Ольга стала гораздо спокойнее относиться к этому периоду в своей жизни.

Ольга оказалась хорошей мамой – у них в браке рождаются дети. Гармония в отношениях Ольги и Андрея была достигнута в первую очередь схожестью их характера и отношению к жизни – и Ольга, и Андрей привыкли быть активными деятелями, они готовы к переменам и преодолению жизненных сложностей, поэтому такой брак их не тяготит. Ольга становится мамой не только своим детям, но и сыну Ильи Обломова – ее бескорыстие и ее мужа, доброжелательное отношение и позитивный настрой позволили создать не только гармоничную платформу для развития собственных детей, но и для маленького Андрюши, к которому они относились как к своему ребенку.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц сумел не поддаться характерной лени большинства дворян и добиться значительных результатов в нескольких видах деятельности – он зарекомендовал себя и как хороший хозяин владений, и как хороший друг, и как замечательный муж и отец. Его активная жизненная позиция позволила ему стать гармоничной личностью и принести счастье в жизнь других людей.