Консультация для родителей «Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника. по инновационной деятельности

Тахмина Ибрагимова
Консультация для родителей дошкольников «Посещение музеев в выходные дни»

В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием

выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой

неотъемлемой частью жизни.

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми , к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.

Именно от первого посещения музея зависит то , как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев : возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев , которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить

ребенка, чтобы он четко знал : музей – это дом , в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям стоит исходить из интересов ребенка : «Сегодня мы сходим в музей , где узнаем много нового о твоих любимых животных». Или : «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей , где можно познакомиться с ними поближе».

Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее , и стремиться увидеть это.

Если в музее возникли вопросы , на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим - если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства , есть надежда : в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.

Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея » , развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.

Главное, что открывается в музее – взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже : родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво, а для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.

Много лет проработав с детьми в детском саду и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить : проживание в центре города, среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города, следить и участвовать в культурной жизни города : посещать разнообразные выставки, театры, музеи . Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей .

Публикации по теме:

Постепенно спадает летнее тепло. Сначала это незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня настойчивее, и убеждаешься, что накал солнышка.

Незаметно подкрался август. Он навевает грусть: уходит лето. Но он несёт и радость, щедро награждая людей за их труд. Не зря август издавна.

Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его.

Консультации для родителей «Питание в выходные дни» Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического.

Современные родители привыкли, что под рукой всегда есть всевозможные гаджеты, облегчающие им задачу, чем занять ребёнка в выходные. Машины.

Федянина Елена Юрьевна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ "Детский сад №91" г. Рязань
E-mail: [email protected]

В настоящее время в дошкольном образовании происходит обновление педагогического процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит новые задачи, и прежде всего, объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в социуме правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание должно помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с социумом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. Для формирования ценностных ориентаций личности важную роль играет музей, как хранитель духовного наследия человечества. В музее находят взаимосвязь внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний личностный мир человека.

Музейная педагогика оказывает огромную помощь в нравственно-патриотическом воспитании. Она помогает зародить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - подлинными ценностями. Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

А что же такое музей? Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть и родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Зачастую у родителей не всегда имеется возможность посещать музеи с детьми, поэтому во многих детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - необходимая часть развивающей среды детских садов. Музей в группе позволит воспитанникам приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Основной метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Особенность предлагаемых игр заключается в том, что они направлены на подготовку детей к восприятию музейной культуры. Воображение и фантазия, очень хорошо развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Каждый мини-музей - это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, № 5, 2009.
  2. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5.
  3. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«В музей вместе с ребенком»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«В музей вместе с ребенком»

Лето – это самое благоприятное время для общения с природой. Нужно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интерес к ней, учить ориентироваться в разнообразном мире природы, развивать мышление, обогащать словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребенка к школе.

Одним из средств развития у дошкольника интереса к природе является посещение природоведческих музеев. В Москве имеются отличные природоведческие музеи – Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, которые рассчитаны на посещение родителей с детьми любого возраста, в т. ч. и дошкольного.

Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение музея – событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывает эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребенку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни растений и животных.

При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.

Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомните ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками.

В музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Если не использовать их услуги, следует иметь в виду, что в музеях большие залы и довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее подумать или сориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку. Дети быстро устают, они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми 3-5 лет желательно проводить осмотр продолжительностью до 30 мин, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до 1 ч в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости. Поскольку в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещение музея неоднократно.

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые посещения - самые сильные и глубокие, поэтому очень важно тщательно подготовиться к первой экскурсии. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.

Так, например, в Дарвиновском музее для первого раза достаточно посмотреть экспозицию первого зала и кинофильм о природе, который демонстрируется тут же. В музее ребенок может поиграть и отдохнуть. Для этого на втором этаже на коврике имеются большие кубики (игровые модули). Можно (захватив с собой носки) предложить ребенку поиграть с ними.

Для закрепления впечатлений от посещения музея и дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребенку фигурки животных, которые продаются в киоске музея.

В дальнейшем путешествовать по залам музея желательно по буклетам, которые можно приобрести при входе в музей, находя экспонаты в зале и отвечая на вопросы буклетов.

Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т.д.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музея должно стать праздником для всей семьи!


Роль музеев в развитии ребенка дошкольника.

В современной жизни роль музея стал одним из интереснейших проведений времени и зачастую рассчитанный в основном на детскую и школьную аудитории, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали искусств.

Безусловно, музеи – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Сейчас поход в музей расценивается, как область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

При таком подходе музейная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Вызывать уважение к другим культурам;

Развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы посещение музея ребенка заинтересовало, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Статью подготовила воспитатель д/с 69 Плаксина Екатерина Сергеевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка-дошкольника

Пальчиковые игры – это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и...

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...