Леди макбет сюжет краткое содержание. Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н

Краткое содержание наиболее трагического произведения , одного из лучших 19 века, леди Макбет Мценского уезда.
Живет на купеческой слободе вместе с пожилым, но зажиточным мужем и старым свекром-вдовцом, Катерина Львовна Измайлова. Красавицей её назвать не повернется язык, но приятная наружностью. Она находится в самом благодатном женском возрасте и ее тяготит невзрачный муж, докучливый свекор. Детей у нее нет, заняться ей нечем, и одолевает ее скука. А со скуки чего только не сделаешь?
Вот и Катерина Львовна решила помериться силой с разбитным и дерзким молодым работником Сергеем, чья кумачовая рубашка вызвала у нее странные чувства.
От кухарки Анисьи она узнает, что этого разбитного молодца выгнал прежний хозяин за шашни с хозяйкой. Этот рассказ подогревает интерес молодой купеческой жены к новому работнику и поэтому она впускает его к себе вечером.
Каждый вечер Сергей тайком приходит к Катерине, пока свекор не уличает ее в измене. Он грозит рассказать все сыну, а молодого полюбовника отправить в острог.
В ту же ночь Катерина травит своего свекра крысиным порошком и продолжает встречаться с Сергеем.Между тем сердечный друг становится сух и не любезен, задумчив. После расспросов Катерины, жалуется на свое подневольное положение, высказывает ревность к мужу и желание узаконить с ней отношения перед лицом Господа Бога. Она обещает, что он станет и законным мужем и купцом.
Возвратившийся домой из далекой поездки муж оказался нежеланным в собственном доме, да еще и стал обвинять Катерину Львовну в измене. Та не только не стала отпираться, но и на глазах мужа горячо поцеловала любовника, чем вызвала страшную ярость мужа. Любовники сообща убивают ненавистного мужа, тело прячут в погреб и объявляют Зиновия Борисовича пропавшим.
Пока сгинувшего мужа разыскивают, Катерина Львовна, не скрываясь, живет себе поживает с молодым любовником.
К Измайловой приезжает племянник Зиновия Борисовича, маленький мальчик Федор, чьи деньги покойный купец использовал в своей торговле. Сергей подговаривает Катерину избавиться от мальчика, который имеет право на наследство. Злодейство совершается в канун святого праздника Введения во храм. Сергей держит ребенка, а Катерина душит его пуховой подушкой.
Преступников застают на месте преступления и отправляют для дознания. Сергей сразу признается в содеянном преступлении и в смерти Зиновия Борисовича. Катерину называет соучастницей, хотя она все отрицает. Позже она сознается, что убила для Сергея.
После наказания плетьми их отправляют на каторгу. Сергею все сочувствуют и во всем обвиняют Измайлову, которая держится надменно, повиниться не хочет и даже на родившегося ребенка смотреть не желает. Ей никто, кроме Сергея не нужен.
Она мечтает скорее попасть на этап, чтобы быть с ним рядом. Только Сергей переменился к ней совершенно, стал неласков. По пути к ним присоединяются заключенные из других мест. Сергей начинает открыто ухаживать за молодой солдаткой Фионой, ночью Катерина Львовна застает их вместе и устраивает своему любовнику скандал.
Он начинает перед ней ходить гоголем, ухаживает и заигрывает за молодой девицей Сонеткой.
Смирив свои чувства, Катерина мирится с Сергеем и, жалея его, отдает ему теплые шерстяные носки. Утром она видит свой подарок на Сонетке и в ярости плюет в глаза Сергею.
Ночью Сергей избивает свою бывшую любовницу, а Сонетка подбадривает его смехом и прибаутками. Катерина выплакивает свое горе сочувствующей ей Фионе, хотя все остальные насмехаются над ней. Катерина Львовна перестает рыдать и становится как деревянная.
Во время переправы на другую сторону реки, она вцепляется в Сонетку мертвой хваткой, переваливается с ней через борт и камнем исчезает в воде.
Так и закончила свою жизнь женщина, которая из-за любви не побоялась ни Божьего суда, ни людского наказания.

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живёт в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества

Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остаётся до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свёкра белым порошком, припасённым для крыс, и продолжает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своём ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».

Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик остаётся в доме наедине с любовниками и читает Житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щёлку, что в «грешном доме» делается.

Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведёт себя стойко и даже на родившегося ребёнка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключённым присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьётся, а в руки не даётся».

Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застаёт в его объятиях безотказную Фиону и ссорится с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «чепуриться» и заигрывать с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мириться с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдаёт ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюёт Сергею в глаза. Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы, вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведёт себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.

История начинается в купеческом доме Измайлова, где проживают жена, Катерина Львовна, немолодой муж, Зиновий Борисович, и свекор Борис Тимофеевич. У Катерины Львовны нет детей, и жизнь с мужем ей вскоре наскучила. Во время отъезда супруга в командировку жена заводит любовный роман с работником Сергеем. Это замечает свекор Борис Тимофеевич, и Катерина травит его порошком для крыс.

Через некоторое время возвращается домой муж и начинает обвинять жену в измене. Катерина, пообещав любовнику сделать его купцом, назло Зиновию целуется у него на глазах с Сергеем и сообща с ним убивает зажиточного мужа-купца. Тело они прячут в погребе и начинают совместную жизнь открыто, не от кого не прячась, пока все ищут пропавшего Зиновия Борисовича. Но их спокойная жизнь заканчивается с приездом племянника погибшего, Федора Ляпина, который, поселяется в их доме и живет на деньги покойного дяди.

Катерина и Сергей решают убить малолетнего Федора в ночь на Введение, и, придя к нему в спальню, душат бедного подушкой. Как только тело невинно убиенного мальчика падает на пол, дом начинает трясти от странных звуков. Сергей думает, что это Божья кара, ему мерещатся перед глазами лики убитых ими людей. Холоднокровная же Катерина понимает, что в дом хотят вломиться разъяренные от злости люди, видевшие в щели, какое страшное убийство совершила пара.

Сергей перед священником сразу сознается в содеянных грехах. Катерина Львовна держится до последнего и признает свою вину только на очной ставке. Им двоим вынесено наказание в виде побоев плетками и каторжных работ. Все это время Катерина думает только о встречах с Сергеем, который в это время находит ей замену в лице двух женщин, солдатки Фионы и семнадцатилетней Сонетки.

Катерина делает все ради того, чтобы вернуть приязнь любимого, но Сергей только использует ее и на глазах у Сонетки с друзьями избивает бывшую жену. Не выдерживая такого отношения к себе, Катерина Львовна во время переправы их партии паромом на другую сторону реки, ухватив за ноги Сонетку, перекидывается вместе с ней за борт, где они обе идут на дно и тонут.

­Краткое содержание Леди Макбет Мценского уезда

Очерк начинается с описания внешности главной героини Екатерины Львовны , которая, в силу обстоятельств не по любви, а по расчету, вышла замуж за купца Измайлова. Супруг ее – Зиновий Борисович значительно старше Катерины, и по статусу выше девушки.

Жизнь у купеческой жены была весьма скучная. Жили они с мужем у свекра Бориса Тимофеевича. Выезжала она куда-то редко, и в поездках чувствовала себя не комфортно, так как была из простой семьи, а от нее ожидали проявления хорошего тона и манер. Она могла бы занять себя чтением в свободное время, но и читать Екатерина Львовна не любила.­ Супруг, несмотря на все старания, продлить купеческий род Измайловых, по всей видимости, был бесплоден. Женат он был уже второй раз, с предыдущей женой прожил Зиновий Борисович двадцать лет, пока не овдовел. В том что не получался наследник были разочарованы все и свекор, и купец Измайлов, и даже Катерина Львовна, для которой ребенок стал бы спасением от скуки.

Так тянулось все на протяжении пяти лет, пока не появился в имении Измайловых приказчик Сергей , который пользовался дурной славой и уже ходили слухи о соблазнении им соседней купеческой жены. Екатерина Львовна, лаской и вниманием мужским была не избалована, а поэтому быстро попалась на крючок к обаятельному и внешне привлекательному Сергею.­

Но об их порочной связи быстро прознал свекор, который, в качестве наказания высек приказчика нагайкой, и отправил весть о неверной жене своему сыну – купцу Измайлову.­ До выяснения обстоятельств о решении судьбы любовников Борис Тимофеевич запер приказчика в кладовой. Екатерина Львовна, осмелев и обнаглев, начала просить свекра выпустить любовника, от чего тот приходит в замешательство, и обещает за наглость и непокорность высечь невестку на конюшне, а любовника сослать в острог. Но все угрозы Борис Тимофеевич, так и не смог воплотить в жизнь, так как скоропостижно скончался. Любимая невестка приложила к его кончине руку, подсыпав в еду крысиного яда.­ Похоронили Бориса Тимофеевича очень быстро, дожидаться приезда сына не стали, ссылаясь на жаркую пору.

После смерти свекра, приказчик Сергей окончательно поселился в купеческой опочивальне.­ А Екатерина поутру стала замечать в спальне у себя толстого наглого кота, который очень громко урчал, и как по-человечески хотел, что-то сказать. Своими наблюдениями она поделилась с кухаркой Аксиньей, которая только дивится происходящему. В очередное утро пришел к Катерине кот, и начал человеческим голосом урчать, что как ей совесть позволяет жить спокойно, после того как она его – Бориса Тимофеевича погубила.­

Тут подходит время к возвращению хозяина – Зиновия Борисовича, а Сергей начинает обижаться и ревность свою показывать любовнице. Что не может так продолжаться, Екатерина Львовна, польщенная таким отношением, успокаивает любимого, что все это дело поправимо. В одну из ночей, под утро возвращается купец Измайлов, в надежде застать свою жену с любовником и взять с поличным. Но Екатерина просыпается раньше и прячет Сергея на галерее. Встречает мужа, как ни в чем не бывало и сама ставит самовар. Зиновий Борисович выражает свое недовольство и подозрения, а благоверная жена, набравшись наглости, приводит любовника и на глазах у мужа начинает его целовать, за что получает пощечину. В этом замешательстве Екатерина бросается на супруга и начинает его душить, Сергей пытается помочь ей. Купец же отбивается всеми силами, понимая, что удумали любовники, и накидывается на приказчика, кусая его за шею. Катерина бьет купцу в висок тяжелым литым подсвечником, и уже обессиленного Зиновия Борисовича добивает приказчик.­ Заметая все следы преступления, любовники закапывают тело купца в погребе.

Екатерина Львовна и приказчик живут в свое удовольствие, а на отсутствие купца Измайлова, лишь плечами пожимают. При том, что на мельнице сообщают, что Зиновий Борисович давно уехал домой. Екатерина понимает, что носит ребенка под сердцем, и всем объявляет о своем положении - что Измайловы ждут наследника. В отсутствие законного мужа ее допускают к ведению дел. Но тут выясняются обстоятельства, что она не единственная наследница, претендующая на дела купца, возникает еще один приемник – Федор Лямин, который приезжает со своей пожилой тетушкой, двоюродной сестрой Бориса Тимофеевича.

Так и живут купчиха с приказчиком, пока Сергей не омрачает будущее Кати фразой, о том, что Федор, делает его жизнь несчастной. После чего Екатерина Львовна места себе найти не может, так не дает ей покоя мысль, что, сколько она выстрадала и вытерпела, сколько греха на душу взяла, а какой-то мальчик, дитя, не приложив никаких усилий, претендует на ее имущество.­

Так слег Федя, заболев ветрянкой, а тетушка его ушла в церковь на службу, попросив Катерину присмотреть за ребенком. Воспользовавшись положением, что ребенок остался один Сергей и Екатерина хладнокровно душат его подушкой, в надежде сослаться на слабое здоровье и сомнительные лекарства, которые и погубили молодой организм мальчика. Но после службы мимо купеческого дома проходила толпа народа, которые перемывали кости купеческой жене, поражаясь ее наглости и порочности. Увидев свет в одном из окон, они решили посмотреть, чем же занимается в час ночной купчиха, и стали невольными свидетелями убийства Феди. Таким образом, любовников ловят с поличным, а вскрытие маленького Федора Лямина, показывает, что смерть наступила вследствие удушения.

В ходе следствия Сергей сознается во всем. Екатерина же, сопротивляется, на все отвечая: «Я ничего этого не знаю и не ведаю». Но после того, как приказчик виниться и в убийстве купца Измайлова, купчиха тоже признается, что являлась соучастницей. А поступки свои мотивирует, тем, что делала все для Сергея, во имя любви.

В качестве наказания их ссылают на каторгу, а перед этим высекают плетью. После родов ребенка в Острожской больнице, Катерина отказывается от него, и на воспитание малыша забирает старушка сестра Бориса Тимофеевича, которая признают его как купеческого наследника Измайлова. Такое положение дел вполне устраивает Екатерину Львовну.­

Для Кати важно только одно, что она остается рядом с любимым Сергеем, а в купеческом доме, или на каторге дело не принципиальное. Так отправляются они к месту каторги, и всю дорогу подкупает она этапных ундеров, что бы те ей организовали свидания с любимым. От чего Сергей злиться, и просит любовницу эти деньги отдавать ему, а не тратить так бесполезно. В Нижнем Новгороде к их партии присоединяются две интересные женщины - Фиона и молодая семнадцатилетняя блондинка Сонетка.

Сергей же ведет себя очень холодно по отношению к Катерине и изменяет ей с Фионой, та ловит их на горячем. Но Фиона от отношений с Сергеем отказывается, а тот всячески пытается найти расположения у молодой Сонетки.

Катерина пытается убедить себя, что вовсе не любит Сергея, хотя чувствует, что любит еще сильнее, чем прежде, но всем видом дает понять, что обижена. Тот же спустя некоторое время, ищет с ней встречи. Катерина, подкупает ундера на последние семнадцать копеек, и окрыленная несется к любовнику, который обнимает и целует ее как прежде. Сергей жалуется на боли в ногах, и грозиться остаться в лазарете в Казани, бывшая купчиха боится расставанию с любимым. Но Сергей ссылается, что шерстяные чулки, разрешили бы ситуацию, и облегчили бы ему боль. Екатерина отдает ему свои шерстяные чулки, а на утро обнаруживает в этих чулках Сонетку. Женщина, поглощенная обидой и ревностью при первой же остановке подходит к Сергею и плюет прямо ему в лицо. В следующую же ночь, когда Катерина спала, в женскую казарму зашло двое мужчин, один из которых крепко держал ее, а другой, отсчитывая пятьдесят ударов, отхлестал ее толстой веревкой.­ Но на этом Сергей не останавливается и продолжает издеваться над бывшей купчихой, то напоказ целуя Сонетку, то подтрунивая колкими фразами. У Екатерины Львовны заканчивается терпение выносить обиды и издевки от любимого мужчины, поэтому во время переправы на пароме через Волгу, она хватает за ноги Сонетку и вместе с ней прыгает за борт тем самым потопив и себя, и соперницу.

«Ле́ди Ма́кбет Мце́нского уе́зда» («Катерина Измайлова») - опера Дмитрия Шостаковича в 4 действиях, 9 картинах на либретто Д. Д. Шостаковича и А. Г. Прейса по мотивам одноимённой повести Н. С. Лескова . Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и была запрещена к постановке во второй половине 1930-х - 1950-х годах . В 1962 году поставлена (Москва) в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова», в 1966 году снят фильм под тем же названием . Постановка оперы в оригинальном виде возобновлена в 1978 году (Лондон). Премьера состоялась в январе 1934 года в Малом ленинградском оперном театре (МАЛЕГОТ) .

Действующие лица

  • Борис Тимофеевич Измайлов, купец (бас)
  • Зиновий Борисович Измайлов, его сын (тенор)
  • Екатерина Львовна Измайлова, жена Зиновия Борисовича (сопрано)
  • Сергей, работник (тенор)
  • Аксинья, кухарка (сопрано)
  • Задрипанный мужичонка (тенор)
  • Священник (бас)
  • Квартальный (баритон)
  • Сонетка, каторжница (меццо-сопрано)
  • Старый каторжник (бас)
  • Каторжница (сопрано)
  • 1-й, 2-й, 3-й приказчики (тенора)
  • Работник с мельницы (бас)
  • Приказчик (бас)
  • Кучер (тенор)
  • Дворник (бас)
  • Часовой (бас)
  • Пьяный гость (тенор)

Видео по теме

Действие первое

Картина 1 . Спальня в доме богатого купца Зиновия Измайлова. Екатерина Львовна (Катерина), молодая жена Измайлова, хорошо выспалась и выпила чаю с мужем. Изнывая от тоски и одиночества, она безуспешно пытается вновь заснуть, размышляет о бессмысленности своей замужней и обеспеченной жизни.

Её свёкор Борис Тимофеевич просит на ужин грибов и попрекает Екатерину бездетностью, на что та замечает, что вина в том не её. Свёкор предостерегает её от возможной измены мужу.

Борис Тимофеевич наказывает снохе потравить крыс в амбаре. «Сам ты крыса! / Тебе бы отравы этой!» - бормочет Катерина.

Либретто Д. Д. Шостаковича - А. Прейса следует фабульной канве повести, но все же несколько отличается от неё. Основные отличия следующие:

  • В повести парочка любовников совершает три убийства: Бориса Тимофеевича, Зиновия Борисовича и малолетнего племянника («Фёдора Захарова Лямина») первого, причем третье убийство мотивировано исключительно корыстью и совершается с наибольшим хладнокровием. В либретто детоубийства нет, и племянник со своей матерью отсутствуют среди действующих лиц.
  • В повести преступления Катерины и Сергея раскрываются благодаря свидетелю третьего убийства. В либретто «Задрипанный мужичонка» случайно обнаруживает «скелет в шкафу » (тело в погребе), причем в момент матримониальной кульминации отношений купчихи с работником. Это позволило либреттистам ввести в третье действие резко сатирическую «полицейскую» картину.
  • В повести Катерина беременеет от Сергея и успевает по ходу действия родить ребёнка и отказаться от него при отправке на каторгу (причём спокойствие, с которым она отказывается от ребёнка, контрастирует с утверждением, высказываемым в начале повести, о том, что «самоё Катерину Львовну это» (бездетность брака) «очень печалило»). В либретто Катерина не беременеет и не рожает, бросать ей некого.
  • Театральное прощание Катерины с мужем, при котором свёкор заставляет её принести «клятву верности», напоминающее сцены из классической русской драматургии (например, из «Грозы » А. Н. Островского), введено либреттистами.
  • Снохаческие помыслы Бориса Тимофеевича во втором действии также полностью на совести либреттистов, в повести они отсутствуют.
  • В повести (глава IV) Борис Тимофеевич порет Сергея втайне, причем последний, не желая огласки того, что пойман выходящим от Катерины, соглашается: «Моя вина - твоя воля … Говори, куда идти за тобой, и тешься, пей мою кровь». В либретто он подвергается публичному истязанию на глазах Катерины (что дает последней дополнительный мотив к ненависти).
  • В либретто отсутствует яркий образ каторжницы «Фионы» (которая «… была русская простота, которой даже лень сказать кому-нибудь: „прочь поди“ и которая знает только одно, что она баба», глава XIII).

Отсутствие в либретто невинноубиенного отрока Федора Лямина и его многострадальной матери делает обстановку ещё более беспросветной, чем в повести. Однако, в отличие от последней, по Шостаковичу-Прейсу Катерина - трагическая фигура, заслуживающая в своей судьбе не только осуждения, но и сочувствия. Трагедия Катерины разворачивается на фоне фарсово драматизированного (за исключением трагической же партии «Старого каторжника» в четвёртом действии) изложения положений и поступков прочих лиц.

История постановок и последующая судьба оперы

На выбор сюжета оперы могли повлиять выход в (1927?) году фильма Чеслава Сабинского «Катерина Измайлова» и - в 1930 году - переиздание повести в сопровождении иллюстраций, выполненных Б. М. Кустодиевым и предисловия, в котором говорилось об «отчаянном протесте сильной женской личности против душной тюрьмы русского купеческого дома».

Первая редакция

Шостакович приступил к работе над оперой 14 декабря 1930 года и закончил партитуру (в первой редакции) 17 декабря 1932 года .

16 октября 1932 года постановочная работа над оперой началась в Московском музыкальном театре им В. И. Немировича-Данченко (дирижёр С. Самосуд , режиссёр В. И. Немирович-Данченко ), а в январе 1933 года - в Ленинградском Малом оперном театре (дирижёр С. А. Самосуд ). Премьера оперы в Ленинграде состоялась 22 января (менее чем за год опера в Ленинграде была представлена пятьдесят раз), а в Москве (под названием «Катерина Измайлова») - 24 января 1934 года . В этих двух театрах за два сезона опера прошла около двухсот раз.

В 1935 году состоялись также премьеры в Кливленде , Филадельфии , Цюрихе , Буэнос-Айресе , Нью-Йорке , Лондоне , Праге , Стокгольме ; Музыкальным государственным издательством (Музгизом) издан её клавир .

В целом опера была хорошо принята публикой, критикой и тогдашним советским музыкальным начальством. Однако заметна была и критика, касавшаяся, в основном, экспрессии и изобразительного натурализма, усмотренного в музыке, например, композитором С. С. Прокофьевым («волны похоти») и критиком американской «Нью-Йорк Сан » («порнофония»).

По ходу постановок либретто подвергалось значительному изменению; в 1932-1935 годах сложилось три (опубликованные) литературно-сценических версии произведения.

Отчасти изменение было связано со смягчением языка и натурализма в изображении сцен, так, в сцене первого диалога Катерины Львовны с Борисом Тимофеевичем (Картина 1) её реплики читаются:

(Партитура 1932 года) «Не моя вина! Не моя вина! … Не может Зиновий Борисович положить ко мне в утробу ребёночка». (Либретто 1934 года) «Я сама грущу, я сама грущу … Самой веселее мне было бы‚ если бы родился ребёночек».

А в сцене забав дворни с Аксиньей (Картина 2) текст трансформировался следующим образом:

(Партитура 1932 года) «А ну, пощупай! Прижми, ещё. … Вот так вымя … … Разрешите пососать?» (Либретто 1934 года) «Ай да Аксинья. Давай! Давай! … Вот так ручка … Разрешите посмотреть»

Более серьёзное изменение, могущее оказать влияние на понимание замысла произведения в целом, внесено в реплики Сергея в его разговором после любовной сцены (Картина 3):

(Партитура 1932 года) «Зиновий Борисович-то‚.. хо, хо,.. жену не смог …». (Либретто 1934 года) «Забудем про это».

Эта публикация открыла серию статей, в которой Шостакович (как автор рассматриваемой оперы и балета «Светлый ручей ») был подвергнут идеологическому осуждению («Балетная фальшь», «Ясный и простой язык в искусстве» в «Правде», многочисленные статьи в другой советской прессе). Наряду с традиционными попреками «формализмом » и «натурализмом », композитора обвиняли в «пренебрежительном отношении к народному творчеству ».

За публикацией этих статей последовали резолюции ленинградских (7 февраля) и московских (15 февраля) композиторов, и опера была изъята из репертуара советских театров, хотя репрессий против композитора и солибреттиста не последовало. В 1937 году состоялась её премьера в Загребе, а в - в Венеции.

Вторичный запрет

Возобновление постановок в СССР

26 декабря 1962 года состоялась премьера второй редакции оперы (под названием «Катерина Измайлова») в Музыкальном Театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Вторая редакция оперы ставилась также в Ленинграде , Риге , Лондоне (), Загребе , Хельсинки , Ницце , Пече (Венгрия), Сан-Франциско (), Вене , Казани , Киеве , Русе (Болгария),

Сюжет

Главная героиня – молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Её муж постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает жену. Катерина влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея, постепенно её увлечение переходит в страсть, любовники ночуют вместе. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается череда убийств: сначала Катерина Львовна отравляет свёкра, чтобы спасти Сергея, которого свекр запер в погребе, затем, вместе с Сергеем, убивает своего мужа, а потом душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство. Однако в этот момент со двора врывается толпа праздных мужиков, один из которых заглянул в окно и увидел сцену убийства. Вскрытие доказывает, что Федя умер от удушья, Сергей во всём сознаётся после слов священника о страшном суде. Следователи находят закопанный в подвале труп Зиновия Борисовича. Убийцы предстают перед судом и после наказания плетьми идут на каторгу. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине, как только она перестает быть богатой купчихой. Он увлечен другой узницей, ухаживает за ней на глазах у Катерины и смеётся над её любовью. В финале Катерина хватает свою соперницу Сонетку и тонет вместе с ней в холодных водах реки.

Краткое содержание повести «Леди Макбет мценского уезда»

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живёт в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества

Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остаётся до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свёкра белым порошком, припасённым для крыс, и продолжает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своём ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».

Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик остаётся в доме наедине с любовниками и читает Житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щёлку, что в «грешном доме» делается.

Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведёт себя стойко и даже на родившегося ребёнка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключённым присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьётся, а в руки не даётся».