Образ Наташи Ростовой методическая разработка по литературе (10 класс) на тему. II

Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) - наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, ... -... и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV, гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ...» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) - и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, - олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «... но такого со мной никогда не бывало - убеждают в силе и серьезности их чувств.)

Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

Почему рушится «мир» т. II?

Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)

III. Проверочная работа. (см. приложение)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

Твои любимые страницы I-II тома.

Л. Н. Толстой - тонкий психолог.

Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика - составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Приложение

Карточки-рассуждения

1) Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

2) Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

3) Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?

Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV, гл. 3-7)

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

Как меняются взаимоотношения участников охоты?

Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?

Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV, гл. 9-12)

В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

В чём различие отношения Андрея Болконского (да и других Болконских) и Пьера Безухова к поступку Наташи Ростовой?

Неопытная, наивная, доверчивая Наташа Ростова, не подозревавшая в Анатоле Курагине коварства, подлости и эгоизма, совершила нравственную ошибку. Она отказала Андрею Болконскому в письме, решив, что любит Курагина. Как отнеслись к этому Болконские? Старый Болконский был этому рад и внутренне торжествовал, ведь он был против брака сына на младшей Ростовой, считая её невыгодной партией для сына и неподходящей кандидатурой на роль мачехи, он презирал девушку, считая её ничтожной. Князь Андрей был уязвлён в самое сердце, но внешне этого не показывал, он чувствовал оскорблённое самолюбие и презрение к девушке, не желая её прощать, говоря Пьеру, что он не собирается идти «по следам этого господина», говоря об Анатоле Курагине, которого ненавидел. Княжна Марья не поняла Наташу и не полюбила её.

Внешне она выражала сочувствие брату, но в глубине души была рада тому, что её брат не женился на «маленькой Ростовой». Пьер испытывал сожаление и сочувствие, он не мог поверить, что в отношениях его друга и Наташи всё закончено, что Болконский не может простить Наташу.

Обновлено: 2018-07-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Какова роль этой героини в судьбе князя Андрея? До встречи с Наташей мы видим князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер, слышим его беседы с Пьером Безуховым. Из этих эпизодов становится понятно, что Болконский тяготится жизнью в светском обществе, осуждает гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество. «Эта жизнь не по мне», - заявляет он Пьеру. Он оставляет беременную жену, идёт на войну. Во время Шенграбенского сражения он мечтает только о славе Наполеона. Как же выразится мой Тулон?» - думает князь. Лишь после Аустерлицкого сражения к Болконскому приходит понимание того, что надо жить для себя и для своих близких. Но жизнь обрушивает свой удар: умирает от родов княгиня Лиза. Обман, бесполезность надежд на счастье, внутреннюю пустоту – вот что ощущает герой, думая, что его жизнь «кончена».

В этот момент и появляется в его жизни Наташа Ростова. Впервые он видит её в Отрадном, куда приезжает по опекунским делам. Князь слышит, как Наташа восхищается красотой лунной ночи, и невольно начинает думать об этой искренней, мечтательной девочке. И вторая встреча с дубом как раз свидетельствует о том, что князь готов для новой жизни, новых чувств, новых отношений.

Вспомним и сцену первого бала героини, Наташу с замирающим выражением лица и «восторгом счастия», когда князь Андрей пригласил её танцевать. Наташа привлекла его поэтичностью, свежестью и живостью чувств, непосредственностью. В Наташе было то, чего была лишена его жена Лиза. Её чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова поражает князя, он считает её «сокровищем». После встречи с Наташей князь Андрей окончательно убеждается в том, что надо жить дальше, верить в своё счастье.

И вот объяснение героев. Как он решителен и в то же время растерян, как волнуется старая графиня и что чувствует Наташа!

Свадьба отложена на год, и князь Андрей уезжает, а Наташа поддается соблазну Анатоля Курагина. Разрыв с Наташей предельно обостряет одиночество Андрея Болконского, его разочарование в возможности личного счастья. Но он тоже слишком эгостичен: подчиняясь воле отца, он не думает о чувствах своей невесты.

И новая встреча: смертельно раненный Болконский видит и Наташу, и Анатоля Курагина, который отнял у него счастье. Радостная, светлая любовь к людям открывается герою на пороге смерти, он прощает своего соперника, он по-прежнему любит Наташу.

Уроки 9–10.

Быт поместного дворянства

и «жизнь сердца» героев романа

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Ход урока

I . Проверка знания содержания по тексту ч. IV - V .

Чтение отрывков наизусть.

I I. Беседа (выступление по группам).

    Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

    Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) - наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, ... -... и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV , гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ...» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) - и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

    Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

    Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, - олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

    Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

    В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «... но такого со мной никогда не бывало - убеждают в силе и серьезности их чувств.)

    Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

    Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

    Почему рушится «мир» т. II?

    Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)

III. Проверочная работа. (см. приложение)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

    Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

    Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

    Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

    Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

    Твои любимые страницы I-II тома.

    Л. Н. Толстой - тонкий психолог.

    Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика - составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

    1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

    2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

    3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

    5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

    6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Приложение

1. Карточки-рассуждения

    Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

    Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

    Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?

2. Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV , гл. 3-7)

    Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

    Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

    Как меняются взаимоотношения участников охоты?

    Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

    В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?

Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV , гл. 9-12)

    В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

    Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

    Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

    Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

УРОК---ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ» в 10 классе

района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области

СЕРЕДА Лариса Николаевна

Цель урока : Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, определение особенностей её характера и отношения к ней автора.

Задачи:

Обучающая:

    Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

    Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.

    Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

    Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

    Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.

    Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

    Формировать умение ценить прекрасное.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации к тексту романа, музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. Бетховена.

Эпиграф: Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В. В. Вересаев.

ХОД УРОКА:

I . Оргмомент. Вступительное слово учителя: Мы завершаем работу н ад романом-эпопеей «Война и мир». Толстой писал в те же годы, когда создавалась «Война и мир»: «Цель художника в том, чтобы … заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях» и что… для худож­ника «не может и не должно быть героев, а должны быть лю­ди» . « Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая, - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых и будущих»,-- писал русский критик Н. Н. Страхов. Можно совершенно уверенно сказать, что автор гениального произведения русской и мировой литературы, величайший художник слова достиг такой цели. «Война и мир» поражает и будет поражать своей многогранностью, актуальностью и совершенством, а любимые герои романа-эпопеи вошли в жизнь каждого человека, как живые реальные люди, привлекающие своими лучшими душевными качествами. От имени своего великого автора они учат нас « любить жизнь во всех её проявлениях», «жить, верить и любить», стремиться жить по законам «простоты, добра и правды», разбираться в людях. Одной из этих героев является любимая героиня автора «Войны и мира» Наташа Ростова.

Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы сможем отметить. Мы вслед за автором будем анализировать образ этой героини и попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ.Мы увидим отражение этого образа в изобразительном искусстве, искусстве кинематографии, а также в наших сердцах и душах. Две наших художницы будут рисовать Наташу Ростову такой, какой они себе её представляют.

Слайд 1. Тема урока «Образ Наташи Ростовой».

Слайд 2. Цель урока.

Слайд 3 . В искусстве кинематографии образ Наташи Ростовой очень удачно сыграла актриса Людмила Савельева(фото на экране).

Поэтической, преисполненной жизни, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

II . Прежде, чем перейдем к теме, вспомним некоторые теоретические понятия по теме

(литературоведческая лотерея).

художественный мир

исторический персонаж

роман-эпопея
антитеза
композиция

народность

эпилог
литературный образ-персонаж
прототип

III . Итак, Наташа Ростова-литературный образ-персонаж, созданный Толстым в романе-эпопее «Война и мир». А был ли у Наташи прототип?

(Сообщение ученика).

I V . Назовите средства создания литературного образа-персонажа писателем.

Учащиеся называют: портрет, речь, поступки, отношение к людям (родным и чужим), внутренние монологи, характеристики других героев, авторские характеристики, художественные детали, характеризующие героя.

Так какой изобразил Л. Н. Толстой свою любимую героиню?

V . Проблемный анализ эпизода. Слайд 4 .

Сообщение учащихся (работа в паре):

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения семьи Ростовых.

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Учащиеся анализируют эпизоды, описывающие Наташу-девочку и Наташу-подростка (первое появление, отношение к родным, поведение на именинах).

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, доброты и бескорыстия, от любви ко всем людям, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, все люди кажутся ей добрыми и милыми, потому что такова она сама. Слайд 5.

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты, открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было. Именно поэтому Денисов называет её волшебницей.

VI . Наташа не перестаёт удивлять читателя на протяжении всего романа своими душевными качествами, своим восприятием жизни.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? Опыт проблемного анализа.

Слайд 6. Индивидуальная работа. (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью) .

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира, умение видеть в обыденных событиях возвышенность и неповторимость мгновения.

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

VII . Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её внутреннего мира.

Слайды 7, 8, 9. Первый бал Наташи Ростовой. Устное словесное рисование. Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? (Ученик отвечает). Наташа не была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и светящаяся изнутри душевная красота, притягательность и прелесть, что каждый чувствующий это, замечал и тянулся к ней. То же произошло с князем Андреем Болконским.

-- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её ? (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

VIII .Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из них-близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у дядюшки. Слайд 10.

Опыт проблемного анализа эпизодов. Сцены охоты, в гостях у дядюшки и святки.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней воплощаются лучшие свойства женского существа: гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого. Она живёт свободно и раскованно, однако все её поступки согреты изнутри скрытой теплотой нравственного чувства, которое она впитала из русской атмосферы ростовского дома. Народное в Наташе превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские….» Толстой пишет, что его героиня-дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком русском человеке».

Одним из средств создания художественного образа являются характеристики других героев. Слайд 11. Такой была Наташа в глазах общавшихся с ней людей.

Стремясь к объективности и правдивости, Толстой показывает Наташу в таких жизненных ситуациях, когда проявляется её яркая индивидуальность и неповторимость, она ведёт себя не всегда правильно и рационально, совершает ошибки, но в этом и проявляется справедливость и проницательность автора.

IX . Слайд 12. Наташа и Анатоль Курагин. Комментарий эпизода учеником.

Во всех своих поступках Наташа безотчётно следует законам простоты, добра и правды. Однако Толстой показывает и внутренний драматизм той человечности, которую несёт в себе жизнелюбивая и непосредственная героиня.

Почему же Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолием? (В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ним”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л. Толстой говорил даже, что здесь “узел всего романа” ). (Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , - все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу! Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей. Если бы не Анатоль… И ничего они не знают, эти “если бы”: князь Андрей выбрал эту девушку с жаждой жизни, эту девушку, понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её - то нельзя заставлять ждать и мучиться).

Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи ” - писал В. Ермилов. А ведь целый год наполнен такими мгновениями. Минуты проходят без оправдания, без целеустремленности, пусто, даром. Но именно Наташа различает жизнь по минутам, каждая из которых сама по себе, имеет неповторимую цену и должна быть прожита полно, максимально, насыщенно. Вся вина в том, что князь Андрей много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон. В Наташе преобладают чувства, ей надо кого-то любить, кому-то нравиться.

X . Дискуссия «Виновата ли Наташа в том, что случилось у неё с Анатолем Курагиным?» (Учащиеся выражают свои мнения).

XI . Кульминацией романа-эпопеи «Война и мир» является война 1812 года. Это важное трагическое событие является мерилом человечности, патриотичности каждого из героев Толстого. Не является исключением и Наташа.

Наташа в дни событий войны 1812 года. Слайд 13. Эпизод с ранеными.

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). Очень характерно для душевного состояния Наташи переосмысление слов молитвы, которую она слышала в церкви. “Миром все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа.) XII . В эти трагические дни в облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. Именно эта любовь помогла Наташе без сомнения пойти к раненому кн. Андрею, как только она узнала о его присутствии в обозе.

Слайд 14 . Наташа у постели раненого князя Андрея. Анализ эпизода учеником.

В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине и чистоте чувств той, что произошла в полутёмной тихой избе у постели умирающего кн. Андрея. И после этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским, с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение одним своим присутствием. Во всём этом в полной мере раскрылось духовное богатство героини, её дар любви к людям. Слайд 15.

Испытания жизни смертью – излюбленная сюжетная ситуация у Л. Толстого. “Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта рана – потеря любимого брата для Наташи – вызвала её к жизни”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни. “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

XIII . Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? Слайд 16. Опыт проблемного анализа. (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи . “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3-й год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже…» У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью.

Так почему же Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого? “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

XIV . Мы условно перелистали страницы романа, исследуя образ Наташи Ростовой. Сейчас проведём конкурс «Вспомни эпизод». Вы увидите иллюстрацию и должны определить, к какому она эпизоду относится.

XV. ОБОБЩЕНИЕ. Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель. Каковы же составляющие этого идеала, по-вашему?

Учащиеся отвечают: непосредственность, душевная открытость, искренность, чуткость, доброта, жизнелюбие, целостность, гармоничность внешнего и внутреннего, талант любви, женственность, нравственное совершенство, готовность к самопожертвованию, душевная щедрость, умение понять другого человека, сделать его счастливым, чувство красоты, поэтичность, любовь к природе, возвышенность, обаяние, скромность, благородство, бескорыстие, честность, патриотизм, верность чувствам.

--Каково значение этого образа?

XVI .«Трибуна собственного мнения»:

    «Какой я увидел героиню Толстого? Есть ли сейчас Наташи Ростовы?»

    Представление портретных зарисовок художников и комментарий.

XVII . Заключительное слово учителя.

Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди . Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела. Образ Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир», охватывает все этапы её духовного развития от полудетского возраста до полной зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи-это художественное открытие писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке-дворянке то душевное богатство, ту подлинную человечность, ту совершенную женственность, ту истинную красоту, тот дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе, которыми, по мнению Толстого, должна обладать настоящая русская женщина.

XVIII . Подведение итогов. Выставление оценок.

Кто на что сработал сегодня? Оцените свою работу.

XIX . Домашнее задание. 1. Сопоставительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской.(1 гр.) Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в романе «Война и мир».(2 гр.).

Заключительный аккорд: (ученик читает).

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.