Презентация на тему бисероплетение. История возникновения бисера презентация к уроку на тему

Цель презентации: Познакомить детей с историей бисера.

Место использования: Презентация может быть использована на вводном занятии по бисероплетению для учащихся начальных классов.

Эффективность и практическая значимость презентации. С помощью презентации можно показать и рассказать детям, что бисероплетение - это один из увлекательнейших видов декоративно-прикладного искусства, сочетающий в себе простоту приемов, доступность материала и возможность достаточно быстро увидеть результат своей работы.

Немного истории

Как любая стана имеет свою историю, бисер имеет свою. Его история тесно связана с возникновением стеклоделия. Да-да, именно стеклоделия.

Но начнем по-порядку. До сих пор никто точно не знает, когда и где было получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы (древний народ, жители Финикии).

В легенде говорится о том, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, оказались в Сирии. Они высадились на берег и, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (природной соды) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струёй жидкого стекла.

Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.

По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к 4 веку до нашей эры.

Добавляя в стекломассу природные красители, египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.

Бисер в России

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде и ряде других центров.

Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус.

Презентация «Волшебная страна бисера»

Тема: «Чудеса из бисера»

Цель : Познакомиться с историей бисера, и различными техниками работы с ним. Изучить понятие «монополия».

Развивать навыки ручного труда, зрительную память, внимание.

Сформировать приемы, закрепить особенности вышивки бисером по схеме.

Воспитывать чувство прекрасного.

Тип занятия : комбинированный, интегрированный с экономикой.

Методы : наглядно-иллюстративный, поисково-исследовательский, практический.


Подписи к слайдам:

Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились, и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.

Из истории бисера…

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов свидетельствуют об этом. Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин. Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы. С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

Легенда происхождения бисера

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в I в., то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

В 1275 году Сенат запретил вывоз сырья и осколков необработанного стекла - чтобы никто не мог определить состав. Стеклоделы были почитаемы и пользовались неслыханными привилегиями, но за разглашение секретов мастерства к их семьям могли просто подослать наемных убийц. Чтобы стеклоделы не уходили с рабочих мест, им была предоставлена невиданная доселе привилегия - их дочерей можно было выдавать за аристократов, и их внуки становились аристократами. Бежавших стеклоделов возвращали и жестоко наказывали. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.

Монополия – это рыночная структура, при которой рынок обслуживается одним продавцом, реализующим товар при полном отсутствии близких заменителей.

Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия: дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами.

Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса. До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого лесного стекла, заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.

Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле.

Виды бисера

По виду бисер делят на: простой, стеклярус и рубку.

Простой бисер

Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.

Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бисер по оптическим свойствам делят на: прозрачный и непрозрачный.

Прозрачный бисер - бисер из прозрачного цветного стекла без покрытия.

Непрозрачный бисер (матовый) - бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бисер по эффектам блеска делят на: матовый (без блеска), с блеском, с перламутровым блеском, с бензиновым блеском, с металлическим блеском.

Бисер с блеском (радужный бисер) - с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.

Перламутровый бисер - чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.

Бензиновый бисер - бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.

Металлический бисер - стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов.

Существует специальная программа, с помощью которой можно превратить свои фотографии и любимые рисунки в схему для вышивки крестом. Ваши заветные мечты могут превратиться в реальность.

С программой «Pic 2 Pat» конвертировать Ваши собственные картинки в схемы для вышивания крестиком очень просто. Всего в три простых шага Вы сможете превратить картинку в прекрасную рассчитанную схему для вышивания. Впоследствии схему можно будет скачать на Ваш компьютер, откуда Вы сможете распечатать и использовать ее сразу же. Даже если Вы захотите распечатать схему позже - необходимости возвращаться на сайт не будет, потому что она будет находиться прямо у Вас под рукой на Вашем компьютере.

Pic 2 Pat делает Вашу жизнь проще, рассчитывая, какие цвета ниток потребуются Вам для Вашего изделия и даже посчитает количество рядов каждого цвета. Таким образом, Вы сможете начать создавать свое изделие практически сразу же.

Трудно ли научиться вышивать? Как и любое дело, вышивка бисером требует внимания и аккуратности, а, главное, - желания. Если все это есть, то вышивать не трудно. Вышивка – это творческий процесс. Не бойтесь первых неудач, не думайте, что если у вас с самого начала не получилось задуманное, то вы не способны достичь мастерства. Приступайте смелее, только не забудьте настроить душу на радость и творите! И надеемся, что история развития вышивки бисером вам в этом поможет. Как говорят в народе: «Рукам работа – душе праздник».





Мы вернулись в далекие времена. И увидели, что первоначально бисер выглядел не совсем привычно для современного человека: в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зернышки, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в оригинальные украшения.




Древние египтяне, научились делать стекло 4000 лет назад, и стали применять его в качестве украшений. Разноцветными блестящими шариками они украшали одежду, шею, руки и ноги. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. В начале бусинки нанизывали на конский волос, затем на травинки, а позднее на нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение. Древние египтяне, научились делать стекло 4000 лет назад, и стали применять его в качестве украшений. Разноцветными блестящими шариками они украшали одежду, шею, руки и ноги. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. В начале бусинки нанизывали на конский волос, затем на травинки, а позднее на нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение.


Далее мы узнали, что на протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Красивый и прочный материал использовался при оформлении интерьеров, для отделки народных костюмов и предметов культового назначения, его можно было увидеть в дворцовых залах, в помещичьих усадьбах, деревенских избах. Далее мы узнали, что на протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Красивый и прочный материал использовался при оформлении интерьеров, для отделки народных костюмов и предметов культового назначения, его можно было увидеть в дворцовых залах, в помещичьих усадьбах, деревенских избах.


Со временем конкуренцию венецианскому стеклу стали составлять египетские стекольщики, появился финикийский, датский, голландский бисер. Развивались виды и формы бисера, возникали новые секреты производства, изделия из бисера получали популярность. Производство бисера перешло на промышленную основу.






Вывод: Человек всегда стремится быть красивым. Следуя народным традициям, многие мастера нашей страны создают множество украшений новых форм, узоров, расцветок. Они являются прекрасным дополнением к современной одежде: ажурные, похожие на кружева, сетки узких и широких воротников; всевозможные шейные цепочки, крученые шнуры и многие другие. Можно сделать поясок к платью, бретели к сарафану, браслет и сережки, налобные повязки и многое другое. Это достойные подарки и вдвойне приятные, потому что выполнены своими руками.


Использованная литература:.Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера.- М.,1993..Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера.- М.,1993. Бондарева Н.А. Рукоделие из бисера.-Ростов-на-Дону,2000 Бондарева Н.А. Рукоделие из бисера.-Ростов-на-Дону,2000 Бисерное рукоделие. Ред.-сост. О.Г. Жукова.- М.: Знание, 1998г. Бисерное рукоделие. Ред.-сост. О.Г. Жукова.- М.: Знание, 1998г..Романова Л. А. Магия бисера.Романова Л. А. Магия бисера Интернет-ресурсы. Интернет-ресурсы.

  • История бисера
ЛЕГЕНДА
  • Финикийские торговцы, прибывшие из Африки и перевозящие соду, на ночь подошли к берегу, чтобы переночевать и приготовить ужин. А так как камней на местности не оказалось, купцы были вынуждены выложить очаг кусками соды. Утром они нашли удивительный материал, прозрачный, как лед, но твердый, как камень, это было стекло.
ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ –БИСЕР?
  • Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания.
ВИДЫ БИСЕРА
  • Круглый бисер;
  • Каплеобразный;
  • Богемский;
  • Стеклярус ;
  • Рубка;
  • Стразы;
  • Блёстки
СПОСОБЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
  • Цепочки;
  • Цепочки с дополнительными рядами;
  • Ажурные сетки;
  • Мозаика;
  • Спирали и листики;
  • Крылья;
  • Блочный способ;
  • Объемные шнуры (жгуты)
ИСТОРИЯ БИСЕРНЫХ УКРАШЕНИЙ ИЗ ЕГИПТА – В ЕВРОПУ
  • Родиной бисера принято считать Древний Египет, где на протяжении многих столетий из непрозрачного стекла изготавливали искусственные бусинки. По-арабски они
  • назывались «бусра» (в множественном числе «бусер»), откуда и пошло его нынешнее название.
ИЗ ВИЗАНТИИ – В ВЕНЕЦИЮ
  • В Венеции стеклянное художество поселилось на целые столетия, не зная соперников! Венецианский бисер наводнил собою весь мир, принося колоссальные богатства Венецианской республике.
БИСЕР В ГЕРМАНИИ И ЧЕХИИ
  • Стеклянное производство издавна существовало и в Богемии (нынешняя Чехия). Технология изготовления стекла была заимствована из соседних государств, но его исключительная прозрачность, чистота и прочность принесли чешским мастерам славу.
БИСЕР В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ, ОКЕАНИИ
  • Если мы бросим взгляд на страны внеевропейские, то найдём бисерные работы и у туземцев Америки, и Африки, и Океании. Чествовали бисер и народы майя, и ацтеки, и инки.
В Африке, в жаркой зоне, где почти нет одежды, например в Камеруне, у племён Замбези и Зулу, украшается бисером священная и обрядовая утварь: магические сосуды знахарей и лекарей, головные уборы для танцев, волшебные жезлы, фантастические троны на слоновьих ногах…
  • В Африке, в жаркой зоне, где почти нет одежды, например в Камеруне, у племён Замбези и Зулу, украшается бисером священная и обрядовая утварь: магические сосуды знахарей и лекарей, головные уборы для танцев, волшебные жезлы, фантастические троны на слоновьих ногах…
  • ИСТОРИЯ БИСЕРНОГО ИСКУССТВА НА РУСИ
  • С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров.
  • Поэтому М.В.Ломоносов, владевший техникой изготовления смальты – цветного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил открыть фабрику по изготовлению бисера. Фабрика была организована в 1754году в Усть–Рудице. В 1765 году после смерти Ломоносова, фабрика была закрыта.
  • Основными поставщиками бисера были Венеция, Германия, Чехия. Закупки бисера постоянно росли.
БИСЕР И СТЕКЛЯРУС В XVIII ВЕКЕ
  • С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения.
  • В конце XVIII - XIX в. увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России.
Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок.
  • Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В ПРЕДМЕТАХ ЦЕРКОВНОГО УБРАНСТВА
  • Самостоятельную группу составляют оформленные бисером и стеклярусом предметы церковного культа. Это оклады икон, иконы и образки, ленты, на которые подвешивали лампады, бисерные чётки.
БИСЕР В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
  • Последние три десятилетия ХІХ века бисер был предан забвению. Это время полного упадка бисера, как искусства.
  • В народе навыки рукоделья, вынесенные из былых веков, были утрачены. Бисерные художественные работы сохранились только в самой глубинке, где женщины ещё не утратили обычая самим украшать свою одежду, да кое-где в женских монастырях.
В советский период художественные изделия из бисера экспонировались на многочисленных выставках народного искусства. Эти украшения в разных уголках Советского Союза создавали народные мастера и рукодельницы..
  • В советский период художественные изделия из бисера экспонировались на многочисленных выставках народного искусства. Эти украшения в разных уголках Советского Союза создавали народные мастера и рукодельницы..
БИСЕР В ЧУВАШИИ
  • Удивительно, какие чудеса творили и творят из бисера золотые руки чувашских мастериц: величественные головные уборы, нагрудные украшения, повязки, амулеты, пояса и украшения…
ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО
  • В конце XX – начале XXI веков интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир.
  • Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой.
  • Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки.
  • Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк.
СОВРЕМЕННЫЙ БИСЕР
  • СОВРЕМЕННЫЙ БИСЕР
  • С каждым годом растет число поклонников данного рукоделия, с удовольствием отдающих значительную часть своего досуга этому, пришедшему к нам из глубины веков, виду искусства.
  • Самодельные вещи из бисера доставляют поистине эстетическое наслаждение не просто от сделанной своими руками вещи, но и от процесса плетения.
МОИ ИЗДЕЛИЯ И МОИ ПОДРУГИ БИСЕР-ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР!

КГУ «Комплекс Белоусовская

начальная школа – детский сад»

Плетение бисером


Цели исследования:

1 . Изучить историю и некоторые техники бисероплетения, создать изделия из бисера.

2. Обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук и творческого роста личности ребенка.


Гипотеза

Плетение бисером тренирует мелкую моторику рук и способствует развитию творческого потенциала личности ребенка. Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом не произвольны и жизненно необходимы. Обилие публикаций на тему развития творческих способностей и формирования творческого мышления свидетельствует если не об актуальности, то о моде данной тематики.


Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и принесли с корабля крупные куски селитры (соединение натрия), подложили в костер под горшок.


Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался.

С этого все и началось.




Обычно выделяют следующие разновидности

1. Круглый, немного приплюснутый, бисер.

2. Цилиндрический бисер.

3. Трёхгранный.

4. Треугольный.

5. Шестигранный.

6. В форме капли

(английское название Drop).




Бисероплетение разрабатывает сложную моторику движения кисти , формирует навыки исполнительского мастерства. Изготовление бисерных изделий - деятельность, которая уникальна перспективным видением всего процесса. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект своей работы. Дети овладевают различными приемами плетения, вышивки и ткачества, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала личности.




Источники

  • Донателла Чиотти «Бисер» – М., 2000;
  • И. Н. Наниашвилли «Фантазии из бисера» – СПб, 1998;
  • Божко Л. «Бисер, уроки мастерства» – М., 2002;
  • Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» – Ростов-на-Дону, 2004;
  • http:// www . sekretyzolushki . ru / index . htm .

Над проектом работали

Пиджакова Алина и Пермякова Анастасия

Ученицы 4 «А» класса

Руководитель проекта : Бывшева Е.П.

2013 – 2014 учебный год