Раскольников преступление и наказание значение фамилии. Родион Раскольников: образ в романе "Преступление и наказание"

1.Раскольников Родион Романович

Раскольников. Фамилия образована от прозвища раскольник. Раскольник это тот, кто отделился от основной части, у него отклоняющееся от принятых норм поведение. Возможно, его потомок отделился от церкви.

Имя Родион означает, что его носитель крепкий и сильный, несколько самоуверенный, спокойный и рассудительный. Взрослые Романы обычно скрытные и не пускают в свой внутренний мир даже близких людей.

Отчество Романович означает, что мужчина, который носит это отчество, импульсивен, сложен в общении.

2.Раскольникова Пульхерия Александровна Романовна

Пульхерия переводится с греческого как красивая. Это терпеливая, неконфликтная, организованная, честная женщина.

Женщина, носящая это отчество, трудолюбивая, добрая, гордая и упрямая.

3.Раскольникова Авдотоя Романовна

Значение имени. Авдотья - «благоволение». Женщина с таким именем самостоятельная и самодостаточная, уверенная в себе личность, целеустремленна, добиться своего ей помогает трудолюбие.

Значение отчества. Женщина с отчеством Романовна гордая, никогда не сожалеет о содеянном, уступчивая.

4.Мармеладов Семен Захарович

Мужское имя Семён “слышащий Бога”. Семён обладает такими качествами как доброта, энергичность и самолюбие. Он мягкий, упрямый, обидчивый.

Нестабильный в привычках, не хочет обеспечивать себя сам, тяжело даются перемены в жизни.

5.Мармеладова Софья Семеновна

Мармеладова, то есть сладкая, давая героине такую фамилию, автор, может быть, в переносном значении так называл ее жизнь.

Женское имя Софья (мудрость). Характер Софьи отличается серьёзностью и в то же время импульсивностью. Женщина, названная этим именем, будет подвижной, деятельной, стремящейся многого достичь и успеть.

Женщина с таким отчеством может постоять за себя, умеет найти выход из конфликтных ситуаций, находчивая, сентиментальная.

6. Мармеладова Катерина Ивановна

Катерина (чистая, непорочная) , она импульсивна, горда, самолюбива, запасливая и жадноватая, надежная.

7. Разумихин Дмитрий Прокофьевич

Разумихин - рассудительный, толковый, понятливый, мудрый человек. Стремиться вразумить что-то другим, передать свой опыт.

Имя Дмитрий. Характер Дмитрия отличается практичностью, коммуникабельностью и предприимчивостью. Как правило, это открытый, склонный к риску человек, очень одарённый.

Человек ставит перед собой завышенные цели или несколько целей одновременно, надежный человек, стабильный.

8. Заметов Александр Григорьевич

Заметов склонен замечать всякие мелочи, находчивый, внимательный человек.
Александр (греч. «Мужественный защитник»). Он старается добиваться всего сам, также обладает мужественностью, напористостью, властью.

Мужчины с отчеством Григорьевич спокойные, покладистые, но хитрые.

9. Свидригайлов Аркадий Иванович

Аркадий - образцовый мужчина, пропитанный жизненной энергией и любовью к людям, вызывающий симпатию и уважение, смелые, инициативные, ответственные.

Иванович - спокойный, уравновешенный и вдумчивый.

10. Марфа Петровна

Женское имя Марфа означает “госпожа”, “хозяйка”, характер Марфы изобилует сильными чертами, такими как настойчивость, решительность, прямолинейность, упрямство.

Петровна - Раздражительна и прямолинейна, принципиальна и расчетлива. В общении проста, обладает развитым чувством юмора. Добра, идет навстречу чужим желаниям.

11. Лужин Петр Петрович

Раньше лужей называли и водоемы, поэтому эту фамилию мог получить человек, живущий рядом с водоемом.

Характер Петра не отличается какими-то яркими особенностями: это простой, независимый, немного нервный человек.

Петровичи - противоречивы, им не откажешь в хитрости, упрямстве, эгоизме.

12. Алена Ивановна

Алёна издавна ассоциируется с чем-то солнечным, красивым и добрым.

Женщины с отчеством Ивановна импульсивные, расчетливы. В общении просты, искренние, готовы прийти на помощь.

13. Порфирий Петрович

Мужское имя Порфирий произошло от греческого слова “порфир”, которое означает “багряный”.

Характер у Порфирия простой и уравновешенный. Обычно это очень сильный духом, спокойный, человек.

Характер Петра не отличается какими-то яркими особенностями: это простой, независимый, амбициозный, немного нервный человек.

14. Лизавета

Елизавета амбициозная женщина, вся жизнь которой подчинена её эмоциям. Обычно она умеет их сдерживать, иногда действует импульсивно, непродуманно, напролом.

15. Зосимов

Зосимов - живой, энергичный, жизнерадостный

(предположительно )

Родио́н Рома́нович Раско́льников - главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ #БизнесЗагадка 04. ОТВЕТ. Победители Денис Кудинов и Родион Раскольников.

    ✪ Федор Михайлович Достоевский 1\2, Преступление и Наказание, краткое содержание аудио книга слушать

Субтитры

Раскольников в романе

Раскольников - бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.» .

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» ( ).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным . Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

1. Герасим Чистов.

Приказчик, раскольник 27-ми лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7-13 сентября).

2. А. Т. Неофитов.

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-го внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., №2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин , указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека» , наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников - «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», - Кор. , 2,44,50). Сравните также А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова : «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов , Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред - герои-бунтари лорда Байрона .
  • Жан Сбогар - герой одноимённого романа Ш. Нодье , благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд , пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака .
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное ».
  • Медард - герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны ».
  • Фауст - герой трагедии Гёте .
  • Гамлет - главный персонаж трагедии Шекспира .
  • Франц и Карл фон Моор - персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники ».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- писал

Тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.В какое время года происходит действие романа «Преступление и наказание»?

а) зимой

б) весной

в) летом

г) осенью

2.Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

а) 1 год

б) полгода

в) 1 месяц

г) 14 дней

3.Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

4.Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

а) 19-20

б) 23-24

в) 30-32

г) 20-21

5.К какому сословию принадлежал Раскольников?

а) мещанин

б) разночинец

в) дворянин

г) купец

6.Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?

а) врач

б) учитель

в) дипломат

г) юрист

7.Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?

а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит

8.Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке не взял деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) боялся, что его разоблачат

г) забыл место, где спрятал деньги

9.Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

а) Пётр Первый

б) Цезарь

в) Иван Грозный

г) Наполеон

10.Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор в распивочной офицера и студента о бесполезной старухе-процентщице

б) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

в) встреча с Семёном Мармеладовым

г) знакомство с Соней Мармеладовой

11.Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

12. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что

а ) она тоже «преступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

13.Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

14.Для понимания теории Раскольникова в роман вводятся диалоги-поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете насчитать в романе?

а) 2

б) 1

в) 3

г) 4

15.Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто являлся психологическим двойником Раскольникова?

а) Лужин

б) Разумихин

в) Мармеладов

г) Свидригайлов

б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова

в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории

г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления

17.На сколько лет был осуждён Раскольников за совершённое преступление?

а) на 8 лет

б) на 10 лет

в) на 12 лет

г) на 20 лет

18.Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления, героем романа

19.Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф. М. Достоевского?

December 8th, 2017 , 02:24 pm

Кадр из фильма "Преступление и наказание" (1969 г.)

Одна из отличительных черт произведений Достоевского особенное внимание к именам и фамилиям. В большинстве имен персонажей зашифрованы подсказки, которые помогают понять как характер героя, так и замысел произведения. Разберемся в том, что зашифровано в имени Родиона Романовича Раскольникова, протагониста романа «Преступление и наказание».

Об имени «Родион»

Этимологически имя «Родион» восходит к древнегреческому «Ῥοδιών», что буквально переводится «житель острова Родос». Казалось бы, какое отношение греческий остров имеет к студенту Российской империи XIX века? Но скрытая связь все же существует. Родос был одним из важнейших центров греческой культуры, там воспитывались многие знаменитые полководцы и ораторы. Именно на острове Родос жил Аполлоний Молон, наставник Марка Тулия Цицерона, известнейшего римского оратора. Сам Юлий Цезарь совершенствовал там свое ораторское искусство. Люди, чьи имена связаны с греческим островом, в теории Раскольникова относятся к «право имеющим», к тем, с кем он хотел бы стоять в одном ряду.

Протагонист романа Достоевского мечтает стать «жителем острова Родос» в метафорическом смысле, одним из «право имеющих». Также немаловажным является то, что Родос знаменит на весь мир благодаря Колоссу Родосскому, который был уничтожен землетрясением в 227 г. до н.э. Разрушение этого величественного памятника напоминает нам крушение теории Раскольникова, которая столкнулась с неумолимой действительностью.

Об отчестве «Романович»

Отчество Раскольникова восходит к римскому имени «Romanus», которое значит «римлянин, римский». Отчество героя так же, как и имя, отсылает читателя к героическому прошлому античности и вызывает ассоциации с такими великими римлянами, как Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август, Гней Помпей Великий. С такими личностями, имеющими право на все ради достижения своих целей, Раскольников хочет поравняться.

Если рассматривать имя, отчество и фамилию персонажа как единое целое, то можно заметить, что оно очень похоже на фразу «Родина Романовых расколота». Такая трактовка имени этого героя говорит о том, что Достоевский весьма чутко воспринимал современную ему социально-политическую ситуацию в Российской империи. Писатель чувствовал приближающуюся революцию и разрушение старого миропорядка, что воспринимал как крах привычной жизни, гибель его Родины.

Теперь вы видите, насколько многое Достоевский вкладывал в имена своих героев. Это повод задуматься о том, какие подсказки таятся в именах других персонажей.

Библиографический список


  • Белов С. В. Имена и фамилии у Достоевского. — 1976, № 5.

  • Утченко С. Л. Юлий Цезарь. — М.: Мысль, 1976

  • Современный словарь личных имен. Суперанская А.В. — М., 2005.

Символика имен и фамилий в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Подготовил: ученик 10 кл.
Абдразаков Ильдус
Проверил: Римма
Ильбековна

Символика имён и фамилий героев

Раскольников Родион Романович
Мармеладов
Софья Мармеладова
Лизавета Ивановна
Порфирий Петрович
Лебезятников
Лужин
Настасья
Лизавета Ивановна
Разумихин

Раскольников Родион Романович

Говорящая фамилия Раскольников
произошла от слова «раскол» ,
раскольниками называют тех, кто
отделился, отвергнул основное
течение. Родион, подобно
раскольникам, отринул
нравственные законы, изобрёл
свою собственную нравственную
теорию, которая противоречила
жизни.
Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и
законов. Его последующее раскаяние, понимание всей
тяжести преступления раскололо его душу, привнесло
противоречие разума и души, теории и жизни

Мармеладов

С этой фамилией прямых ассоциаций
с православной семантикой нет.
Буквально мармелад - мягкий,
желеобразный, на натуральной
основе, не подлежащий длительному
хранению, очень (даже слишком)
сладкий продукт.
. Основные
качества мармелада, особенно «мягкий» ,
«слишком сладкий» соответствуют чертам характера героя и
его манере изъясняться. Можно лишь вспомнить, что
Православие учит воздерживаться от удовольствий,
многословия и остерегаться чрезмерности (ассоциации со
словом «слишком») во всем: не только в земных делах, но
даже в духовных подвигах.

Софья Мармеладова

В звучании фамилии Софьи
Мармеладовой – довольство,
праздность дней, сытость и
сладость. Только на деле – всё
наоборот. По сути, фамилия
призвана ещё больше
подчеркнуть бедственное
положение, нищету и голод,
болезни и отсутствие денег
даже на необходимые
лекарства. А её фамилия
призвана подчеркнуть
«сладость» жизни в таком
обществе.

Лизавета Ивановна

Многозначительно в романе и имя,
ставшей невинной жертвой
Раскольникова. Имя Елизавета
древнееврейского происхождения,
означает «Божья клятва», «Обет
Богу». Лизавета изображена в
романе наподобие юродивой. Это
«высокая, неуклюжая, робкая и
смиренная девка, чуть ли не
идиотка, ... бывшая в полном
рабстве у сестры своей».
В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от
нападения Раскольникова, она по-детски закрывается
рукой.

Порфирий Петрович

Порфирий – “багряный”. Это
цвет царской мантии.
Отчество – намёк на
монаршью власть (Пётр I).
Раскольников, нарушив
заповедь “не убий”, вступил в
конфликт с двумя правдами –
Божьей и человеческой.

Лебезятников

Корень этой фамилии «лебезить» означает:
«егозить, елозить прислуживаясь, льстить,
ластиться, ухаживать, увиваться, угодничать,
подъезжать; …сплетничать

Лужин

Имя Петр означает камень.
Петр Петрович Лужин –
камень + камень + лужа =
грязь. Лужин – равнодушный,
расчетливый, с мелкой,
грязной душонкой.
Фамилия, как и герой, ассоциируется с мелким
грязным временным водоемом: если попасть в
лужу, можно испачкаться, промокнуть, заболеть, в
общем, последствия могут оказаться самыми
неприятными.

10. Настасья

Так зовут кухарку и единственную служанку
хозяйки Роскольникова. Полное имя этой
простой, доброй, отзывчивой женщинытруженицы - «Анастасия» , что в переводе с
греческого означает «воскресение» .

11. Лизавета Ивановна

Так в народе называют
Елизавету. Имя Елизавета
древнееврейского
происхождения, означает
«Божья клятва», «Обет Богу»
Лизавета изображена в романе наподобие
юродивой. Это «высокая, неуклюжая, робкая и
смиренная девка чуть ли не идиотка, … бывшая
в полном рабстве у сестры своей». Юродивые
всегда считались на Руси близкими к Богу

12.

Разумихин
Эта фамилия содержит более
глубокий смысл, нежели
распространенное ныне житейское
понимание слова «разум». Следует
рассмотреть семантику трех слов:
«разум», «разумный» и «разуме»
Разум - «духовная сила, которая может помнить
(постигать, познавать), судить (соображать, применять,
сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие);
способность верного, последовательного сцепления
мыслей, от причины, следствия ее и до цели, конца,
особенно в приложении к делу». Разумный «одаренный разумом». Разумие - «разумность,
состояние разумного».

13. Вывод:

Имена и фамилии героев в романе
Достоевского глубоко знаменательны, связаны с
идейным смыслом произведения, с символикой, с
развитием сюжета.