Родари приключения чиполлино сценарий мероприятия для дошкольников. Приключения чиполлино

Ирина Толстыгина
Сценарий театрализованного представления по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино» для детей с ОВЗ

Сценарий (адаптированный) по сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино ",

С частичным использованием проектора.

В спектакле использован оригинальный музыкальный материал композитора Арама Хачатуряна из одноименного мультфильма «Приключения Чиполлино » и Карена Хачатуряна из балета «Чиполлино »

Действующие лица :

Сеньор Помидор - взрослый

Дети :

Чиполлино

2 Лимончика-стража

Дядюшка Тыква

Граф Вишенка

Редисочка

Виноградинка

Виноградинка

Горошинка

Дядюшка Кактус

Зал разделен на 2 зоны.

Первая - игровая зона (декорации для персонажей-овощей, где проходит основное действие спектакля). Домики Тыквы, Кактуса и Горошинки. Виноградинок. И двойная декорация (2Д) : Замок Вишен (дальняя, высокая) и домик Редисочки.

Вторая - задняя часть зала с картинкой на задней стене (экран с проектором) . Это королевство Лимона и Помидора, откуда будет выходить сеньор Помидор.

Занавес закрыт. 3 звонка, как в театре .

Выходят 2 сказочных персонажа (Кукла Коломбина и Петрушка) .

Коломбина. Мы скажем по секрету : так бывает,

Что сказка , вдруг, в свой мир нас приглашает.

Петрушка : Наверное, чтобы чем-то удивить,

Чтоб позабавить… и чему-то научить!

Кукла Коломбина и Петрушка занавес открывают. Звучит музыка («минус» лейтмотива Тыквы). К своему домику с последним кирпичиком идет Тыква. Кладет его в «кладку» , как бы заканчивая строительство. Обходит дом, «вытирает пот» со лба.

Дядюшка Тыква :

Я построил себе дом, Хорошо живется в нем,

Там уютно, там тепло, И просторно, и светло,

Не страшны мне холода, Дождь осенний и ветра.

Дядюшка Тыква заходит в домик. Звучит музыкальная тема Сеньора Помидора из балета «Чиполлино » К. Хачатуряна. Появляется Сеньор Помидор и Лимончики (стража) . Лимончики останавливаются по бокам в середине зала, а Помидор идет дальше один «мультяшной» походкой. Останавливается напротив зрителя :

Сеньор Помидор :

Я – великий Помидор!

Очень важный я сеньор :

На полях и грядках

Навожу порядки.

А кто не подчинится, -

Видит домик дядюшки Тыквы, подходит. «Надувается» , руки в «боки» ! Тыква выглядывает из домика, затем испуганно прячется назад. Помидор грозно обращается к нему.

Сеньор Помидор :

Это как же ты посмел?

Иль в темницу захотел?

Уходи из дома вон!

Принц Лимон издал закон :

Для плодов простых запреты.

Нельзя строить (Рука вверх, загибает 1 палец)

Петь куплеты (загибает второй палец,

Веселиться, (загибает третий палец,_

Танцевать (загибает четвертый палец,_

Тыква : (выглядывая из домика, просительно)

Сеньор Помидор :

Не перебивать! (топает ногами)

Сеньор Помидор, показывая на Тыкву и, обращаясь к Лимончикам :

Стража! Взять!

Лимончики на слово «Взять!» топают ногой в знак «Слушаюсь!» . Тыква выходит из домика, опустив голову. За этим наблюдает Редисочка, притаившись в укрытии.

Сеньор Помидор, осматривая домик :

А дом не стану я ломать.

Здесь пес, Мастино, будет спать.

Под музыку сначала уходит Тыква, опустив руки и голову. За ним Стража и Помидор. В конце музыки выбегает Редисочка.

(к зрителям)

Что нам делать, как нам быть? Как сеньора победить?

Тыкву нам бросать нельзя.

(сокрушается)

(вдруг легкая музыка, Редисочка оживляется)

Я придумала. Ура!

Кто у нас смелее всех? (именно на этот вопрос каждый «плод» выбегает из своего домика)

1 Виноградинка. Чиполлино

Кто у нас честнее всех?

2 Виноградинка. Чиполлино !

Кто у нас быстрее всех?

Кактус. Чиполлино

Кто у нас хитрее всех?

Горошинка. Чиполлино !

Знает обо всём вокруг?

Чиполлино - верный друг ! - выбрасывают в сторону Чиполлино руку .

Звучит музыкальная тема Чиполлино из мультфильма А . Хачатуряна.

Подскоками вбегает Чиполлино .

Чиполлино замечает , что его друзья грустят.

Чиполлино :

Почему веселья нет?

Кто мне может дать ответ?

Овощи : (грустно, но эмоционально рассказывают )

1 Виноградинка. Тыква кирпичи копил,

Домик для себя сложил.

Горошинка. Выгнал Тыкву Помидор

Ненасытный злой сеньор!

2 Виноградинка. В темницу Тыкву посадил,

На большой замок закрыл.

Чиполлино сначала возмущается жестами, мимикой. Затем задумчиво ходит, думает

Дядюшка Кактус. Идти нам надо в замок вишен - Оттуда лай Мастино слышен.

Редиска :

Злой Помидор там Тыкву прячет,

А Тыква горько-горько плачет!

Чиполлино :

Всё понял я! Вперед, друзья! - под музыку проходят круг, останавливаются

Декорация меняется (Домик Редисочки (с одной стороны) падает на пол, открывается замок и фонтан (с другой стороны) . Около замка сидит граф Вишенка (чуть-чуть спиной к овощам) с карандашом в руке и блокнотом. Чиполлино останавливается и показывает «Тихо!»

Вишенка (не видя пришедших) : (читает, выделяя каждое слово)

Кратчайшее расстояние от одной точки до другой есть прямая.

Чиполлино :

Правильно!

Вишенка : Ой! Кто здесь? - вскакивает

Чиполлино . Это я. А со мной (показывает) мои друзья! (Овощи на слова «Мои друзья» делают шаг вперед, чуть кланяются в знак приветствия)

Редиска : Помощь нам нужна твоя!

Вишенка :

Ура! Сбылась моя мечта!

Но чем могу помочь вам я?

Чиполлино . Ты, дружочек, помоги - Тыкву надо нам спасти!

Редиска. У сеньора Помидора срочно ключик забери!

Вишенка. Ждите здесь, я побегу. И ключ от темницы принесу! - убегает.

Редиск (машет вслед рукой) . Беги, Вишенка, беги…

Все : …и ключ заветный принеси!

Звучит настороженная тревожная музыка. «Овощи и фрукты» собираются в полукруг, обращаясь друг к другу):

1Виноградинка. А если там Мастино? Вдруг укусит?

2 Виноградинка. Он смелый мальчик! Он не струсит!

Кактус. Я верю - выход он найдет!

Горошинка. Ключ от темницы принесет!

Чиполлино .

Тише. Слышите? (руку к уху и прислушивается)

Овощи и фрукты : (обрадованно) Шаги!

Вместе. Вишенка, сюда беги!

Выбегает Вишенка с ключом, показывает, пробегая круг!

Вишенка. Вот он, ключ! Но страшно мне.

Чиполлино . Спасибо, Вишенка, тебе!

Вместе Тыкву мы спасем!

Ну, что, друзья, идем?

Все (решительно) . Идем!

Под марш из м/ф Чиполлино и Вишенка , держа вместе ключ, идут впереди, а все друзья, радуясь, следуют за ними (уходят за кулисы, где находится «королевства Лимона» ).

Звучит тревожная музыка (кульминация по нарастанию) . На самый высокий кульминационный аккорд выбегают Чиполлино , Горошинка, Кактус, Виноградинки, Вишенка, Редисочка, Помидор, Лимончики.

«Погоня» - муз. А. Хачатуряна

Вдруг музыка прерывается. Дети-«Овощи и фрукты» разбегаются по обе стороны зала в свои домики. На сцене - Чиполлино и «преследователи» . Чиполлино резко останавливает их.

Чиполлино :

Стойте! Погодите!

Вы зачем Овощам угрожаете

Из своих домов выгоняете?

Редисочка (решительно сделав шаг из домика) :

Нам вас надоело бояться!

Как Тыкве без дома остаться?

1 Виноградинка :

Мы хотим, чтоб на маленьких грядках

2 Виноградинка :

Было больше добра и порядка!

Сеньор Помидор :

Что? Да если будете спорить со мною ,

То расплатитесь вмиг головою! - топает ногой и овощи опять прячутся испуганно в свои домики

Чиполлино :

Ах, так? Ну, что же! Получайте!

Что делать Вам – сами решайте.

Я стану понемногу раздеваться,

А вы будете… слезами обливаться !

Под музыку (музыкальная тема Чиполлино композитора А . Хачатуряна) Чиполлино обегает их , сбрасывает сначала свою жилеточку, шарфик. Помидор и Лимончики трут руками глаза, плачут.

Помидор :

О, пощадите нас!

Теперь я понимаю тех, кто плачет.

Кого настигла горькая беда.

Лимончики :

1 Лимончик. Прощенья просим мы

2 Лимончик. И обещаем…

Вместе :

Не обижать несчастных никогда!

Овощи выбегают и образуют общий полукруг.

Чиполлино :

Простить их надо - так считаю я!

Овощи :

1 ВИНОГРАДИНКА. Ну, конечно! Мы, плоды, – друзья!

Дядюшка Кактус. Ругаться нам никак нельзя!

Горошинка. Наше дело – мирно созревать,

2 Виноградинка. Больше витаминов запасать.

Чиполлино . Всем нам нужно очень дружно жить,

И людям пользу приносить!

Герои пьесы, взявшись за руки, под музыку идут за Помидором на поклон.

Затем каждый артист называет «свой» персонаж и свое имя.

В конце, под музыку, уходят, махая рукой на прощанье.

(фото из спектакля предоставлено в альбоме ) в разделе "фотографии"

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвященного творчеству Джанни Родари

Тема:»Где-то, когда-то, в далекой стране».

Цели : познакомить с произведениями Д.Родари;

Приобщить детей к творчеству Д.Родари;

Учитель.

23 октября 1920 года(то есть сколько лет назад?) в маленьком итальянском городке Оменья, там «где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее», - родился мальчик, которого назвали Джованни. Сегодня его имя известно, наверное, всем. Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести. Имя этого писателя Джанни Родари.

Выходит 1-ый ученик и читает сказку на итальянском языке:

«Сipollino era figlio di Cipollone e aveva sette fratelli:Cipolletto, Cipollotto, Cipolluccio e cosi di seguito, tutti nomi adatti ad una famiglia di cipolle…»

Учитель.

Хорошо звучит. Но начнем сначала, теперь уже по-русски. Тоже, знаете ли, звучит неплохо.

2-ой ученик читает этот же отрывок на русском языке:

«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честно луковой семьи.

Повесть-сказка »Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

Выходят 5 учеников в «луковых костюмах», читают стихи .

1.Все мы выросли на грядках.

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.

2.Господа в блестящих шляпах

Наш обходят двор.

Видно, луковый наш запах

Чересчур остер.

3.А у бедных мы в почете.

Нет на всей земле

Уголка, где не найдете

Лука на столе!

4.По всему известна свету

Луковиц семья:

(называют по очереди свои имена)

Чиполлучча, Чиполлетто,

Чиполлоччьо, Чиполлотто,

И, конечно,я.(Чиполлино)

Учитель.

Чиполлино приглашает нас в удивительную страну, в ней все обитатели были сродни каким-нибудь овощам или фруктам. Сказка прочитана, Вспомним ее героев.

Учитель вывешивает кроссворды .

1.Управитель и эконом кавалер (Помидор).

2.Мастер Виноградинка по профессии…(сапожник).

3.Учитель музыки профессор..(Груша).

4.Кто в лесу присматривал за домиком кума Тыквы? (Черника).

5.Служанка графинь Вишен..(Земляника).

6.Как звали принца, который правил страной?(Лимон).

1.Знаменитый сыщик мистер..(Моркоу).

2.Индийский философ в зоологическом саду..(Слон).

3.Один из родственников графинь Вишен герцог..(Мандарин).

4.Какой носил титул толстый родственник графинь Вишенок Апельсин? (барон).

5.Как звали учителя Вишенки?(Петрушка).

6.Здоровенный сторожевой пес..(Мастино)

Учитель.

Если бы вы оказались в этой стране, на какой овощ или фрукт вы были бы похожи?

Выходят ученики, рассказывают .

1.Чиполлино- мальчик –луковка – веселый, неунывающий, изобретательный. Он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда – в Советский Союз в начале 50-х годов. И уже от нас пустился в путешествие по всемусвету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением – имя итальянского писателя Джанни Родари.

2.Писателя? Тогда, в 50-е годы, Родари и сам еще не называл себя так. Мировая известность, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых – премия Ханса Кристиана Андерсена)- все это ожидало его впереди.

3.А к моменту рождения «Чиполлино» он был всего лишь журналистом «Унита». Так называлась газета итальянских коммунистов. Он тоже был коммунистом. Он стал им во время Второй мировой войны в рядах итальянского Сопротивления.

4.Родари был человеком последовательным и убежденным. Убежденным в том, что свобода, равенство и братство не пустые звуки, что рабочий человек – это самое высокое звание на свете.

5.Он, сын булочника и служанки, рано осиротевший и рано ставший зарабатывать себе на хлеб, был уверен в этом писал в своих произведениях.

Инсценировка стихотворения «Чем пахнут ремесла ».

1ученик.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

2ученик.

Мимо столярной

Идешь мастерской,-

Стружкою пахнет

И свежей доской.

3ученик.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

4ученик.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

5ученик.

Блуза рабочего-

Маслом машинным.

6ученик.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

7ученик.

Доктор в халате-

Лекарством приятным.

8ученик.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

9ученик.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Все хором

Только безделье

Не пахнет никак.

1ученик.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Учитель.

Джанни Родари очень повезло с переводчиками. Самуил Яковлевич Маршак в статье»Почему я перевел стихи Джанни Родари» писал:»Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, умеют только те поэты, которые живут с народом общей жизнью. Таким поэтом представляется мне Джанни Родари. В его стихах я слышу звонкие голоса ребят, играющих на улицах Рима, Болоньи,Неаполя». Маршак не только сам услышал их, но и позволил сделать миллионам читателей.

Выходят ученики и читают стихотворение:

Площадь Джованни Мастаи Феррети.

В брызгах фонтана купаются дети.

В воду ныряют на площади Рима.

А рядом троллейбус проносится мимо.

Кажется, лопнет троллейбус набитый.

Люди в троллейбусе очень сердиты.

Смотрят в окошки, как будто грозя:

«Эй, шалопаи! Купаться нельзя!»

Но под одеждой, взмокшей от зноя,

В душах людей я читаю иное.

Что-то живое бьется тайком

В сердце у каждого под пиджаком.

Думают взрослые:»Эх, чертенята!

Лето- раздолье для вашего брата.

Мы же строчить в министерствах должны,

Вместо того, чтобы сбросить штаны

И полоскаться в бассейне, как дети,

На площади старой Мастаи Феррети.

Учитель.

Именно Советский Союз стал отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. Со времен и на родине писателя – в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.

Какие еще произведения Джанни Родари вы знаете?

Учитель. (инсценировка)

Ребята, а вы верите в привидения? Ну тогда слушайте сказку… Эти бедные привидения

На планете Борт жили привидения, много привидений. Жили? Нет,правильнее было сказать – влачили жалкое существование. В полночь они выбирались из укрытий и расходились по всей планете – пугать бортианцев.

Но бортианцы их нисколько не боялись. Это были умные люди.И если сталкивались с ними, то смеялись, пока те, краснея от стыда, не исчезали.

Например, начинает какое-нибудь привидение греметь цепями (звук цепей,как тут же кто-нибудь из бортианцев кричит:

5.-Эй, привидение, смазало бы получше свои цепи! Уж очень скрипят!

А другое привидение начнет, к примеру, размахивать изо всех сил своей белой простыней. А кто-нибудь из бортианцев, скорее всего какой-нибудь мальчишка, кричит ему:

6.-Ну чего ты там крутишься? Тащи сюда простыню да суй скорее в стиральную машину. Давно пора отправить ее в стирку.

К утру привидения возвращались в свои укрытия сами совсем запуганные, упавшие духом и жаловались друг другу:

1.-Черт знает что творится! Представляешь, что сказала мне одна синьора, которая сидела на балконе и наслаждалась ночной прохладой? «Смотри, говорит, опоздаешь! У тебя часы отстают?»

2.- А мне? Они подсунули мне записку! И знаешь, что в ней написано? (Читает) «Уважаемый синьор привидение! Когда закончите свою прогулку, прикройте дверь. Прошлой ночью вы оставили ее открытой, в дом забрели бродячие коты и вылакали молоко моей кошечки».

3.- Никакого уважения к привидениям!

1.-Никакого почтения!

2.-Надо что-то предпринимать!

3.-А что, например?

4.Самый мудрый призрак

Дорогие друзья! Ничего не поделаешь! Больше нам не напугать бортианцев! Никогда! Они привыкли к нашему шуму, знают все наши фокусы. Нет, нам здесь нечего больше делать.

1.-Что значит »здесь»?

4.- Я хочу сказать- на этой планете. Надо покинуть ее..

2.-Ну да, чтобы оказаться на какой-нибудь планете, где живут только комары да мухи!

4.-Нет, господа, я знаю одну подходящую планету.

3.- И как же она называется?

4.-Она называется Земля. Я узнал от одного верного и надежного человека, что на Земле живут миллионы ребят, которые едва только про нас…

Нечестно! Мы первые спросили! Отвечайте!

Мы привидения с планеты Земля. Улетаем отсюда, потому что здесь нас больше никто не боится.

И куда же вы летите?

На планету Борт. Нам говорили, там есть кого попугать.

Несчастные! Так знайте же – мы покинули эту планету именно потому, что привидениям там уже больше нечего делать!

Черт возьми, как же быть?

Давайте объединимся и поищем какую-нибудь планету, где живут трусишки. Неужели не найдется хотя бы одна такая планета во всей Вселенной..

Ну конечно, так и надо сделать!

Так и сделали. Бортианские и земные привидения объединились, поворчали немного и скрылись в глубинах космоса.

Учитель.

Звучит песня из кинофильма « Волшебный голос Джельсомино».

Угадайте, по мотивам какого произведения был снят этот художественный фильм, и как зовут героя, исполняющего эту песню .

Выставка рисунков.

Узнайте произведения Джанни Родари по иллюстрациям, которые нарисовали ученики.


Класс: 5 класс
Тема урока: Джанни Родари «Сказки по телефону»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
Д. Родари «Сказки по телефону»
Задачи урока:
образовательные:
- учить внимательному отношению к слову;
- учить правильно и полно отвечать на вопросы;
- учить выразительному чтению текста по ролям;
развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;
- развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;
- чувство сострадания к героям произведения;
воспитательные:
- воспитывать любовь к литературе;
- воспитывать грамотного читателя;
- воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник Русская словесность. 5 класс. Т.Чаплышкина, А.Садвакасова, Л.Сафронова, Н.Ставицкая, С.Ходова. Атамұра, 2010.
Время реализации урока: 45 мин
Применяемые методики:
Технология РКМ;
ИКТ, программа Adobe Flash CS5;
технологии компетентностного подхода.
План проведения урока
Этапы урока Временная реализация
I Организационный момент 1 мин
II Мотивация учебной деятельности 5 мин
III 1. Презентация «Волшебник из страны детства» 10 мин
2. «Чтение с остановками» сказки «Вопросы наизнанку» 9 мин
3. Физминутка 1 мин
4. Чтение по ролям
Сказка «Про мышь, которая ела кошек» 8 мин
5. Викторина «Сказки» 4 мин
6. Проверь себя 4 мин
IV Рефлексия
Инструктаж домашнего задания. 3 мин
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересными литературными сказками. А о том, кто является их автором, думаю, вы сразу догадаетесь, как только я вам прочту стихотворение-загадку.
Итак, слушайте:
Фруктово-огородная страна –
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной! (Чиполлино)
Историю про удивительного лукового мальчишку - веселого, озорного и смелого, сочинил итальянский писатель Джанни Родари. Эту книгу читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а она не стареет! А еще Джанни Родари написал много других сказок, прекрасных историй и замечательных стихов.
II. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.
III. Операционный этап
1. Презентация «Волшебник из страны детства»
1 кадр Биография
На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта с такой синей и прозрачной водой, что кажется, будто кусочек неба, пролившись однажды дождём, так и остался навсегда в каменистых берегах. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари.
Отец мальчика, Джузеппе Родари, был булочником - владельцем небольшой пекарни и магазинчика "Хлебобулочные изделия и продовольственные товары".
В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер отец. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата - Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом.
Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии - там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета.
Джанни Родари нравилось работать с детьми, он придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки.
Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе - и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках: «Путешествие Голубой стрелы», «Джип в телевизоре», «Джельсомино в стране лгунов», «Сказки по телефону».
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
2 кадр Выставка
Очень интересны и содержательны сказки Родари. Самая известная из них - сказка- повесть "Приключения Чиполлино" (1951, русский перевод Маршака увидел свет в 1953 году) о мальчике-луковке и его друзьях. Герои этой сказки живут в фантастической стране, населенной человечками-овощами, человечками-фруктами. В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла. Произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм (1961), а затем и фильм сказка "Чиполлино" (1973), где Джанни Родари снялся в эпизодической роли.
Говорят, когда Джанни Родари приехал с дочкой Паолиной в Москву, девочка неожиданно увидела в витрине игрушечного магазина знакомых персонажей - Чипполино, Синьора Помидора, Принца Лимона. Писателю было очень приятно: сбылась его детская мечта - герои книги превратились в игрушки! И случилось это в стране, которую Родари очень любил. Разве это не сказка!
Некоторые произведения
Сборник «Книжка весёлых стихов» (1950)
«Наставление пионеру», (1951)
«Приключения Чиполлино», (1951)
Сборник стихов «Поезд стихов» (1952)
«Джельсомино в стране лжецов» (1959)
Сборник «Стихи в небе и на земле» (1960)
Сборник «Сказки по телефону» (1960)
«Джип в телевизоре» (1962)
«Планета новогодних ёлок» (1962)
«Путешествие Голубой Стрелы» (1964)
«Какие бывают ошибки» (1964)
Сборник «Торт в небе» (1966)
«Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник» (1973)
«Грамматика фантазии» (1973)
«Жил-был дважды барон Ламберто» (1978)
«Бродяжки» (1981)
3 кадр Признание
В Италии Джанни Родари долгое время оставался неизвестен как писатель, да и сам себя он воспринимал только как журналиста. Его имя стало популярным прежде всего благодаря многочисленным переводам на русский язык. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат Самуилу Маршаку. Только после того, как в 1953 году "Приключения Чиполлино" были переведены на русский язык, началось триумфальное шествие произведений Джанни Родари по всему миру. Со временем и на родине писателя - в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.
За три десятилетия литературной работы Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книжек для детей - в стихах и прозе.
Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: "Мне кажется, что самые опасные враги человечества - это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец - это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца - тот голос, от которого дрожат оконные стекла." Именно таким голосом Родари наделил Джельсомино, и этот волшебный дар позволил мальчику противостоять королевству Лжецов. В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим оружием Джанни Родари владел в совершенстве.
Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всем мире.
В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы - Медали Ханса Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: "Думаю, что сказки - старые и современные - помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…"
Давайте, хорошенько запомним этот мудрый урок веселого учителя - Джанни Родари.
4 кадр Текст
Работа со сборником «Сказки по телефону»
У сеньора Бьянки очень беспокойная работа. Он колесит по всей стране - продает людям лекарства. Но каждый вечер он звонит домой и рассказывает дочери сказку. По телефону. Вот они - перед вами!
- Как вы думаете, почему автор дал сборнику такое название? Что это, по - вашему, значит?
- Как автор объясняет появление «Сказок по телефону»?
- Почему эти сказки были очень короткими?
2. Прием «Чтение с остановками»
Сказка «Вопросы наизнанку»
- Как вы думаете, о чем могла бы быть эта сказка?
- Что значит – наизнанку? В перен. – в новом, переиначенном виде, но с сохранением прежних основ, черт (чаще ирон.)
1. Жил однажды мальчик, который очень любил задавать вопросы.
- Приходилось ли вам отвечать на вопросы маленьких «почемучек»?
2. Это, конечно, совсем неплохо, наоборот, даже очень хорошо, когда человек чем-то интересуется…
- Что вы теперь думаете о герое сказки?
- Почему никто не мог ответить на вопросы героя?
- Как, вы думаете, будут дальше развиваться события?
Посмотрим, как развернутся события дальше.
3. Так мальчик и рос - что ни день, то несколько десятков вопросов…
- Как объяснил автор сказки причину неудачных вопросов героя?
- Почему судьба «почемучки наизнанку» была горестной и лишённой смысла?
- По образцу вопроса "Почему у усов есть кошка?» попробуйте придумать несколько подобных вопросов.
3. Физминутка.
4. Чтение по ролям
Сказка «Про мышь, которая ела кошек»
Эвристическая беседа
5. Викторина «Сказки»
1. В какой стране живут самые воспитанные люди? («Страна без углов»). Объясните, почему они самые воспитанные? (Нет углов – нет столкновений, конфликтов).
2. Что терял главный герой сказки «Рассеянный мальчик»? (Части своего тела).
3. В какой сказке стол упал на голову мальчика, когда тот решил облизать его ножки? («Дом из мороженого»).
4. Из какой сказки диалог?
«- Сколько весит слезинка?
- Смотря чья. У капризули она легче самого легкого ветерка, а у голодного ребенка – тяжелее всей земли…» (Сказка «Давай придумывать числа»).
5. Каким был дождь в сказке «Небывалый дождь»? Из чего? (Дождь из леденцов).
6. Кем был отец Дж.Родари? (Пекарем, булочником)
7. Какой город обманщик продал парикмахеру? (Стокгольм)
8. Как назывался полицейский из страны без углов? (Блюститель порядка)
9. Кто переводил с итальянского на русский сказки Дж. Родари? (С.Я. Маршак)
10. Кто помог библиотечной старой мыши спрятаться от кота? (паучок)
11. Если в Модене считали: «разки, двазки, триски- четыре киски», то как считали в Риме? (ранцы, дванцы, дранцы – поринцы)
6. 5 кадр «Проверь себя»
Проверим себя
1. Почему от героя сказки «Сбежавший нос» убежал нос? (Причину в финале объясняет сам сбежавший орган: «Слушай, не ковыряй ты больше в носу. Или хотя бы отрезай ногти»).
2. Послушайте отрывок из сказки. «Когда она умерла, люди нашли ее записную книжку. Открыли…, а в ней видимо-невидимо крестиков. – …Это она, должно быть, свои добрые дела отмечала. Сколько же их у нее, батюшки!» Что на самом деле отмечала героиня и как называется сказка? Постарайтесь объяснить смысл названия. (Сказка «Пигалица». Героиня – маленькая женщина, которая отмечала чихи сограждан. Она маленькая не только по росту, но и в делах своих).
3. Что придумал рачишка в сказке «Про рака»? Прав ли он, на ваш взгляд? (Рачок решил ходить не пятясь задом, как его сородичи, а прямо. Отец, мать и окружающие убеждали его быть как все, но «и по сей день наш рачишка все еще мужественно идет вперед и так же верит в свою правоту, как верил в первый день. А нам остается только от всего сердца пожелать ему: – Доброго тебе пути!» Автор явно одобряет выбор рачком жизненной позиции).
4. Возможно ли, чтобы мышь кошек ела? (Возможно, если эта мышь библиотечная и ест картинки в книжках. Сказка «Про мышь, которая ела кошек»).
IV Рефлексия. Инструктаж домашнего задания.
Читая книгу Дж. Родари, мы поняли, что это писатель с очень богатой фантазией: что ни сказка, то новая идея. Предлагаю вам в качестве домашнего задания упражнения на развитие воображения. Прочтите названия нескольких сказок Дж.Родари и попробуйте сочинить свои сказки по таким названиям:
"Лифт к звездам", "Маленький космонавт", "Продавец комет", "Фиалка на полюсе».

Сценарий мероприятия, посвященного творчеству Джанни Родари

Тема: «Волшебник из Италии».

Цели : познакомить с произведениями Д.Родари; приобщить детей к творчеству Д.Родари;

Слайд 2 (просмотр фрагмента)

Слайд 3 (Волшебник из Италии)

Слайд 4 (маленький Джанни)

Ведущий 1

23 октября 1920 года (то есть 95 лет назад) в маленьком итальянском городке Оменья, там «где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее», - родился мальчик, которого назвали Джованни. Сегодня его имя известно, наверное, всем. Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести. Имя этого писателя Джанни Родари.

Слайд 5 ( Italiano , музыка)

Выходит 1-ый ученик и читает сказку на итальянском языке:

« С ipollino era figlio di Cipollone e aveva sette fratelli:Cipolletto, Cipollotto, Cipolluccio e cosi di seguito, tutti nomi adatti ad una famiglia di cipolle…»

( Чиполлино эра фильо ди Чиполлоне э авева сеттэ фрателли : Чиполлетто , Чиполлотто , Чиполлуччо э кози ди сегуито , тутти номи адатти ад уна фамилья ди чиполлэ …)

Ведущий 2.

Хорошо звучит. Но начнем сначала, теперь уже по-русски. Тоже, знаете ли, звучит неплохо.

2-ой ученик читает этот же отрывок на русском языке:

«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честно луковой семьи.

Слайд 6 (семейка)

Ведущий 1.

Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

Выходят 5 учеников в «луковых костюмах», читают стихи .

1. Все мы выросли на грядках.

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.

2.Господа в блестящих шляпах

Наш обходят двор.

Видно, луковый наш запах

Чересчур остер.

3.А у бедных мы в почете.

Нет на всей земле

Уголка, где не найдете

Лука на столе!

4.По всему известна свету

Луковиц семья:

(называют по очереди свои имена)

Чиполлучча, Чиполлетто,

Чиполлоччьо, Чиполлотто,

И, конечно,я.(Чиполлино)

Слайд 7 (синьор помидор и Чиполлино, песня)

Песня «Чиполино»

Я - Чиполлино, луковка, но все же я умен
Побольше принца глупого по имени Лимон.
Вокруг все прилимонено, все кисло, как назло.
Во рту у всех оскомина, и скулы всем свело.

Припев:
Эй, лимоны, держись! В бой, чеснок с редискою!

Лучше горькая жизнь, чем такая кислая!
Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля.

Передо мной вы трусите - ведь смерть мне не страшна.
А шкуру с меня спустите - заплачет вся страна.
Вставайте, фрукты-овощи, и сливы, и шпинат,
Пускай вся власть лимонная пойдет на лимонад!

Ведущий 2 .

Чиполлино приглашает нас в удивительную страну, в ней все обитатели были сродни каким-нибудь овощам или фруктам. Сказка прочитана. Вспомним ее героев.

Слайд 8 (видео)

Ведущий 1.

Кум Тыква мечтал о собственном доме. Поэтому он покупал кирпичи и хотел построить дом. Но кум Тыква был настолько беден, что мог себе позволить покупать только по одному кирпичику в год. Как смог, он построил домик, настолько маленький, что еле-еле там помещался. Но даже такой маленький домик у него отобрал кавалер Помидор и поселил там свою собаку Мастино.

Слайд 9 (фрагменты мультфильма)

СЦЕНКА

На сцене бывший домик Тыквы. Надпись «Домик Тыквы» заклеена новой: «Сторожевой пес Мастино». Изнемогая от жары, Мастино лежит около домика.

М.: Кавалер Помидор приказал охранять этот бывший домик старого дурака Тыквы. Будь покоен, Мастино еще никогда никого не подводил… Ну и жара сегодня. Сейчас бы добрый стаканчик холодного лимонаду. Какого бы мальчишку послать за ним?

Ч.: (сидит на пороге мастерской и чинит ботинок) Будь я не Чиполлино, если я не сыграю с ним шутку!

М.: Эй! Эй!

Ч.: Вы ко мне обращаетесь, синьор?

М.: К вам, к вам, юноша! Сбегайте и принесите мне, пожалуйста, холодного лимонаду.

Ч.: Ах, я бы с великой радостью сбегал, синьор Мастино, но хозяин велел починить мне этот ботинок. Так, что я никак не могу отлучиться. Очень жаль.

М.: (себе под нос) Лентяй, невежа…

Ч.: (в сторону) Жаль бедного пса, но синьора Помидора-то проучить надо! (берет бутылку с водой и бросает туда таблетку). Это лекарство жена мастера Виноградинки принимает на ночь от бессонницы. (Закрыв горлышко, делает вид, что пьет воду). Ах, какая свежая вода!

М.: Синьор Чиполлино, а она чистая? В ней нет микробов?

Ч.: Конечно! Ведь ее очистили для меня два знаменитых профессора. Микробы они оставили себе, а воду отдали мне за то, что я починил их туфли.

М.: Синьор Чиполлино, а как это получается, что вы пьете, а бутылка все равно остается полной?

Ч.: Дело в том, что эта бутылка – подарок моего покойного дедушки. Она волшебная и никогда не бывает пустой!

М.: А вы не позволите отхлебнуть мне хотя бы глоточек? Один глоточек!

Ч.: Глоточек? Да пейте, сколько хотите. Я же сказал вам, что моя бутылка никогда не пустеет.

М.: (с жадностью пьет воду) Спасибо, добрый ма… (засыпает)

Ч.: Бедный пес, ты уж прости меня, пожалуйста, но я должен был это сделать. Старик Тыква должен получить свой домик обратно (снимает вывеску «Сторожевой пес Мастино»). Спи спокойно!

Домик такой маленький, что его можно увезти на тележке тряпичника, и мы легко его спрячем!

Ведущий 2.

Если бы вы оказались в этой стране, на какой овощ или фрукт вы были бы похожи?

Слайд 10 (книги, Чипполино и друзья)

Выходят ученики, рассказывают .

1.Чиполлино – мальчик-луковка – веселый, неунывающий, изобретательный. Он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда – в Советский Союз в начале 50-х годов. И уже от нас пустился в путешествие по всемусвету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением – имя итальянского писателя Джанни Родари.

Слайд 11 (молодой Джанни Родари)

2.Писателя? Тогда, в 50-е годы, Родари и сам еще не называл себя так. Мировая известность, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых – премия Ханса Кристиана Андерсена)- все это ожидало его впереди.

3.А к моменту рождения «Чиполлино» он был всего лишь журналистом «Унита». Так называлась газета итальянских коммунистов. Он тоже был коммунистом. Он стал им во время Второй мировой войны в рядах итальянского Сопротивления.

Слайд 12 (фото Д.Родари)

4.Родари был человеком последовательным и убежденным. Убежденным в том, что свобода, равенство и братство не пустые звуки, что рабочий человек – это самое высокое звание на свете.

5.Он, сын булочника и служанки, рано осиротевший и рано ставший зарабатывать себе на хлеб, был уверен в этом, писал в своих произведениях.

Слайды 13 - 20

Инсценировка стихотворения «Чем пахнут ремесла ».

1ученик.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

2ученик.

Мимо столярной

Идешь мастерской,-

Стружкою пахнет

И свежей доской.

3ученик.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

1ученик.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

2ученик.

Блуза рабочего-

Маслом машинным.

3ученик.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

1ученик.

Доктор в халате-

Лекарством приятным.

2ученик.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

3ученик.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Все хором

Только безделье

Не пахнет никак.

1ученик.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята !

Слайд 21 (Родари и Маршак)

Ведущий 1.

Джанни Родари очень повезло с переводчиками. Самуил Яковлевич Маршак в статье» Почему я перевел стихи Джанни Родари» писал: «Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, умеют только те поэты, которые живут с народом общей жизнью. Таким поэтом представляется мне Джанни Родари. В его стихах я слышу звонкие голоса ребят, играющих на улицах Рима, Болоньи, Неаполя». Маршак не только сам услышал их, но и позволил сделать миллионам читателей.

Слайд 22 (заключительный, песня)

Ведущий 2

В 1967 году Джанни Родари был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений он был удостоен международной премии Андерсена.

Ведущий 1.

14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в своих книгах, в которых каждый читатель может найти много нового и интересного

В заключение мы предлагаем вашему вниманию викторину по творчеству Джанни Родари.

Мы посвящаем эту песню волшебнику из Италии – Джанни Родари

Песня «только добротой сердец»

1. Есть на свете мудрость золотая,
И она понятней с каждым днем-
Что свечу однажды зажигая,
От людей не прячут под стеклом,
Чтоб она светила всем, кто рядом,
Согревая души и сердца,
Чтоб дарила людям свет и радость
До конца.

ПРИПЕВ:
Только добротой сердец
Этот мир согреть
Мы сможем с вами,
Только добротой сердец,
Добрыми делами и словами.
И среди планет и звезд
Этот шар земной
Вращаться будет
До тех пор, пока сумеют люди
Отдавать тепло сердец.

2. Холодно, темно и одиноко
В мире без любви и доброты,
Люди научились жить без бога
И не верят в сказки и мечты.
Зло неудержимо рвется к власти,
Но оно бессильно вновь и вновь
В мире, где живут добро и счастье
И любовь.

Е. И.Серикова:

Сначала планировала провести путешествие по выставке «Фантазии Джанни Родари». Но пока изучала биографию и творчество этого писателя, настолько была поражена тем, насколько он талантлив не только как сказочник и поэт, но и как педагог. В результате этого сложно было определиться с формой проведения мероприятия. И в конце концов за полчаса до прихода детей пришла идея провести занятие по методике Дж.Родари – урок фантазии, развития творческих способностей.

(На мероприятие я приглашала детей, живущих в микрорайоне, т.е. неоргаизованных. Перед началом коллеги говорили: «Нам твоих усилий жалко. Придет всего три человека. Но пришло 15).

Был организован мини-класс за столиками.

(После того, как все расположились за столиками, оказалось, что подготовленные заметки о Д.Родари я забыла в другом конце библиотеки. Но не идти же за ними?!)

Урок начался с неожиданного вопроса: «Скажи-ка, что ты сделаешь, если сейчас к нам постучится крокодил и попросит кусок сахара?». Дети моментально вступают в диалог, начинают фантазировать и спорить.

(Были разные вопросы, например, «Что сделаешь, если станешь невидимкой?» Один мальчик сказал: «Я тогда всех побью»)

Затем рассказывала о детстве Родари, о его родителях. Особенно детей впечатлило то, как, спасая котенка во время дождя, заболел отец Джанни.

«Рядом с кем поселяется волшебница и фея Фантазия?» Покидает жестоких, грубых и равнодушных.

Дети читают стихи Джанни Родари.

Задания: даю разные предметы и нужно инсценировать любую истории. (Предметы – зонтик, шапка и цветок – были взяты перед началом мероприятия из того, что под руку подвернулось). Это интересно именно импровизацией. Дети не были подготовлены, но все получилось как нельзя лучше.

Зайчик – кошка, голодная немножко; злая Красная Шапочка и добрый волк, обожающий цветы.

Родари создал любознательного Почемучку и написал книгу «Почему? Отчего? Зачем?» Выбирались вопросы, дети на них отвечали, а я выразительно зачитывала стихи Родари.