Стилевое многообразие искусства 17 18 век. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков

Cлайд 1

Cлайд 2

Искусствовед А.А. Аникст отмечал: «исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение ее трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе. Способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Cлайд 3

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII в.в. Маньеризм Барокко Классицизм Рококо Реализм

Cлайд 4

Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль) течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетическим критерием становится не следование природе. Маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления о шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. Дж. Арчимбольдо Эль Греко Эль Греко «Христос, несущий крест

Cлайд 5

П. Рубенс. Маркиза Бригитта Спинола Дориа Ренбрант. «Христос во время шторма на море Галилейском» В.В. Растрелли. Посольская лесница Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Cлайд 6

Брюллов Карл. Последний день Помпеи Брюллов Карл. Нарцисс, смотрящий в воду Никола Пуссен. Триумф Нептуна Пуссен Никола Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины.

Cлайд 7

Помпео Батони Диана и Купидон Ватто Антуан Танец СебастьяноРиччи Авраам и три ангела Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во много напоминающие силуэт раковины. Тонкие переливания цвета и одновременно несколько блеклые по колориту живопись рококо. Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки человека, авантюры, фантазии. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Cлайд 8

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Точность, конкретность, непредвзятость восприятия к жизни, внимание к простонародным типам, прочувствованное восприятие быта и природы, простота и естественность человеческих чувств. Илья Репин Бурлаки на Волге

Cлайд 9

В искусстве XVII-XVIII в.в. существовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они обладали глубоким внутренним единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни и общества

В искусстве XVII - XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. В презентации даются краткие характеристики стилей. Материал соответствует учебнику Даниловой "Мировая художественная культура" 11 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков Подготовила учитель ИЗО и МХК МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М

В Европе завершился процесс разделения стран и народов. Наука расширила знания о мире. Были заложены основы всех современных естественных наук: химии, физики, математики, биологии, астрономии. Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада Космического миропорядка. Эти перемены отразились и на развитии искусства. XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время когда на смену Возрождения пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по новому увидевшие мир.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления, целой эпохи. Маньеризм Барокко Классицизм Рококо Реализм

МАНЬЕРИЗМ Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений. Эль Греко "Христос на Масличной Горе", 1605. Национ. гал., Лондон

Характерные особенности стиля Маньеризм (вычурный): Изысканность. Вычурность. Изображение фантастического, потустороннего мира. Изломанность контурных линий. Световой и цветовой контраст. Удлинение фигур. Неустойчивость и сложность поз.

Если в искусстве Возрождения человек – владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он – малая песчинка в мировом хаосе. Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества – архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство. Эль Греко "Лаокоон", 1604-1614

Галерея Уффици Палаццо дель Те в Мантуе Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо). В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции.

БАРОККО Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО: Пышность. Вычурность. Изогнутость форм. Яркость красок. Обилие позолоты. Обилие витых колонн и спиралей.

Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Кафедральный собор Сантьяго - де - Компостела Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко. Версаль

КЛАССИЦИЗМ Классицизм от лат. classicus - «образцовый»- художественное направление в европейском искусстве XVII -XIX вв., ориентированное на идеалы античной классики. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (1636).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА: Сдержанность. Простота. Объективность. Чёткость. Плавная контурная линия.

Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Н. Пуссен «Пастухи Аркадии».1638 -1639 гг. Лувр, Париж

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

В странах Европы класссицизм просуществовал два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX – XX вв. Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, четкость объемов, регулярность планировки.

РОКОКО Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 в. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОКОКО: Изысканность и сложность форм. Причудливость линий, орнаментов. Лёгкость. Изящество. Воздушность. Кокетливость.

Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы. Амалиенбург под Мюнхеном.

Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Преимущественно декоративный характер имела живопись рококо. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Антуан Ватто «Отплытие на остров Цитеру» (1721) Фрагонар «Качели» (1767)

РЕАЛИЗМ Реали́зм (фр. réalisme , от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА: Объективность. Точность. Конкретность. Простота. Естественность.

Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871) Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Гюстав Курбе. "Похороны в Орнане". 1849-1850 гг.

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями, в России - передвижничество. И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» (1873)

Выводы: В искусстве XVII – XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека. Нельзя однозначно выразить какие перемены случились к XVII веку в мироощущении людей. Но стало очевидно, что идеалы гуманизма не выдержали испытания временем. Среда, окружение и отражение мира в движении становиться главным для искусства XVII – XVIII вв.

Основная литература: 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. – М.:Дрофа, 2007. Литература для дополнительного чтения: Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М.: Просвещение, 2010. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7.- М.: Аванта+, 1999. http://ru.wikipedia.org/

Выполнить тестовые задания: К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные, по Вашему мнению, ответы необходимо отметить (подчеркнуть или поставить знак «плюс»). За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Максимальная сумма баллов составляет – 30. Сумма набранных баллов от 24 до 30 соответствует зачету. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности: а) Классицизм; б) Барокко; в) Романский стиль; г) Эпоха Возрождения; д) Реализм; е) Античность; ж) Готика; з) Маньеризм; и) Рококо

2. Страна – родина барокко: а) Франция; б) Италия; в) Голландия; г) Германия. 3. Соотнесите термин и определение: а) барокко б) классицизм в) реализм 1. строгий, уравновешенный, гармоничный; 2. воспроизведение действительности посредством чувственных форм; 3. пышный, динамичный, контрастный. 4. Многие элементы этого стиля воплотились в искусстве классицизма: а) античный; б) барокко; в) готика. 5. Этот стиль считается пышным, вычурным: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм.

6. Строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов- характерны для этого стиля: а) рококо; б) классицизм; в) барокко. 7. Произведения этого стиля отличаются напряженностью образов, манерной изощренностью формы, остротой художественных решений: а) рококо; б) маньеризм; в) барокко. 8. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах» а) Готика б) Романский стиль в) Барроко

9. Представители классицизма в живописи. а)Делакруа; б) Пуссен; в) Малевич. 10. Представители реализма в живописи. а) Делакруа; б) Пуссен; в) Репин. 11. Периодизация эпохи барокко: а) 14-16 в. б) 15-16 в. в) 17 в. (конец 16-середина 18 в). 12. Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон - это: а) скульпторы б) ученые в) живописцы г) поэты

13. Соотнесите произведения со стилями: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм; г) рококо 1 2 3 4


План – конспект урока

Тема: «Возникновение новых стилей в XVII XVIII вв.»

Цель урока:

образовательная (дать представление об основных художественных стилях, возникших в XVII XVIII вв.);

развивающая (формировать умение понимать стилевое разнообразие искусства, навыки анализа конкретных художественных произведений);

воспитательная (воспитывать интерес к искусству и формировать понимание его ценности).

Оборудование:

доска (обозначение темы урока, названия стилей, новые термины, фамилии и имена мастеров, работавших в каждом конкретном стиле);

ноутбук с колонками (для демонстрации иллюстраций картин художников и прослушивание аудиозаписей).

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, класс. Сегодня мы изучим новую тему, которая позволит нам совершить краткий обзор того, с чем подробнее будем знакомиться на следующих уроках. Речь пойдет о стилях, появившихся в европейском искусстве в период Позднего Возрождения и развивавшихся вплоть до конца XVIII вв.

Убедитесь, что на ваших столах есть тетради и ручки, т.к. сегодня вам предстоит зафиксировать немало важной информации.

    Объяснение нового материала.

Итак, тема нашего урока - «Возникновение новых стилей в XVII XVIII вв.» (обращаю внимание детей на тему: она записана на доске и выделена мелом) .

Прежде чем начать, давайте постараемся вспомнить, какая ситуация складывалась в западноевропейском искусстве конца XVI в.

Начиная со второй его половины уже заметно падение итальянской живописи, и чем далее, тем оно становится все сильнее и сильнее. За расцветом следует период подражательный. Индивидуальные черты гениальных мастеров превращаются у их подражателей в манерность и канон.
Многим знаменитым мастерам, при всем совершенстве их техники и удачном приближении к образцам, недостает чувства меры - первого условия красоты и серьезного достоинства. Происходит «выпадение» из принципов живописи, характерных для Возрождения, в преувеличение. Это преувеличение ложится в основу нового художественного стиля.

Маньеризм (от лат. прием, манера) (новый термин и его перевод записаны на доске, как и имена представителей этого стиля, обращаю внимание детей на эти записи и прошу их перенести их к себе в тетради) отражает кризис ренессансных представлений об идеальном.

Маньеризм появился в Италии, однако очень быстро стал общеевропейским стилем.

Этому способствовали 2 фактора:

    деятельность итальянских мастеров за пределами Италии;

    широкое распространение картин, графики, гравюры и ДПИ мастеров-маньеристов.

Сам термин принадлежит биографу и живописцу Джорджо Вазари, который называет им новую живописную систему, которой характерны 3 основные черты:

Острота образов;

Экспрессия поз, удлиненность пропорций фигур;

Световые и цветовые контрасты (выше обозначенные принципы так же фиксируются учащимися и потом разбираются на примерах полотен художников–представителей стиля).

Все три принципа находили свое отражения в работах мастеров-маньеристов, которыми принято считать:

- Аллесандро Аллори ;

- Франческо Пармиджанино;

- Якопо Тинторетто.

Маньеристами так же считаются представители школы Фонтенбло во Франции и Эль Греко в Испании.

В литературе и музыке термин «маньеризм» применяется шире, чем в изобразительном искусстве; маньеристскими называются литературные произведения, которым свойственна усложненность слога и синтаксиса, использование причудливо-фантастических образов.

Яркий пример тому – двухтомный роман «Эвфуэс» Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означающий в высшей степени искусственный и вычурный стиль.

Маньеризм в музыке – это творчество Карло ди Виноза, которому характерны гармония, смена темпа, яркая экспрессия.

Несмотря на все вышесказанное, очень часто историками искусства маньеризм вовсе не выделяется в отдельный стиль, а считается лишь ранней стадией одного из грандиознейших направлений в искусстве XVII XVIII веков – барокко .

Барокко читается стилем синтетическим, т.е. искусственно-созданным на базе двух предшествующих ему направлений – возрожденческого и маньеристского. От первого ему досталась пышность и основательность, от второго – динамичность и эмоциональность.

Барокко преобладало в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века и охватило все виды творчества, наиболее полно отразившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Термин произошел от португальского слова barocco , что значит жемчужина неправильной формы. Однако в итальянском языке есть эквивалент – baroque – пышный, красный, странный. Собственно эти три слова – пышный, красный, странный, – и определили барочное искусство – яркое, роскошное, тонущее в золоте и бархате (термин и его трактовки переписываются с доски) .

Барокко производило на людей огромное впечатление, поэтому очень скоро пустило глубокие корни в католических странах, став непременным атрибутом власти и могущества Папы Римского. Именно по этой причине величайшие памятники архитектуры барокко – церкви и монастыри.

Яркий пример тому – площадь и собор Святого Петра в Риме архитекторов Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.

Традиционно, представителями барокко считаются:

- архитекторы Лоренцо Бернини и Франческо Борромини

- художники Караваджо, Карраччи, Питер Пауль Рубенс и Рембрандт Ван Рейн (имена мастеров, записанные на доске, копируются детьми в тетради) .

Искусству барокко, как в архитектуре, так и в скульптуре и живописи, свойственны:

Контрастность, совмещение света и тени;

Динамика;

Пристрастие к эффектной зрелищности, пышность и яркость (принципы могут быть записаны, а могут быть лишь обозначены устно, т.к. будут разбираться на последующих уроках подробнее) .

Многоцветная скульптура, лепка, резьба, зеркала, росписи, плафонная живопись, десятки метров шелка, бархата и парчи в отделке помещений – вот то обширное наследие, что оставило нам барокко.

Все эти декоративные элементы помогли впоследствии Шарлю Лебрену и Луи Лево – архитектору и скульптору – воплотить в жизнь проект величайшего памятника дворцово-парковой архитектуры, Версаль. Но об этом чуть позже.

А пока у нас век XVIII , первая его половина. Короли Людовики, монархи династии Бурбонов, стремятся упрочить свою власть, подчеркивая «избранный» статус всеми доступными средствами. Огромный королевский двор требует развлечений и роскоши. Их не устраивает пышность барокко, им нужно что-то нужно что-то менее вычурное, но более изящное. Находкой становится новый стиль «галантных празднеств» – рококо.

Рококо (от фр. rocaille – декоративный мотив в форме раковины) – это стиль или стилевое направление в искусстве Франции первой половины XVIII века (название стиля переписывается детьми с доски вместе с именами его представителей) .

Термин «рококо» возник далеко не сразу, позднее так презрительно стали называть ту манерность, что была присуща стилю.

Для рококо характерны:

Изящные, утонченные формы,

Идиллические (пасторальные), либо же чувственные сюжеты,

Неяркие краски, тонкая игра света, затуманенность образов (каждый из принципов разбирается на примере полотен художников, приведенных ниже) .

В современном искусствоведении представителями рококо принято считать четверку выдающихся французских художников-декораторов: Франсуа Буше, Антуана Ватто, Никола Ланкре и Жана Фрагонара .

Эти четыре живописца в процессе своей деятельности создали тот стиль, картины и мебель которого украшали дворцы богатейших людей Франции на протяжении многих лет.

Рококо – стиль камерный (малых форм), преимущественно живописи и скульптуры, немалое место в нем уделено и ДПИ.

Тематика произведений колеблется в рамках мифологических и пасторальных сюжетов.

Однако, чрезмерное тяготение к амурам и Венерам, прекрасным пастухам и пастушкам, в конечном счете, и сгубило этот стиль.

В середине 50-х годов XVIII века рококо подвергся критике за манерность, чрезмерную чувственность и нелепое усложнение композиции.

Эпоха Просвещения подкралась незаметно и нанесла сокрушительный удар по тем принципам, благодаря которым рококо и развивался. В первую очередь, Просвещение с его новыми идеалами воздействовало на архитектуру, никогда не являвшуюся сильной стороной рококо. Мастеров стали привлекать строгость и спокойствие античной, в большинстве своем, греческой архитектуры.

Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году города Помпеи с богатейшим художественным наследием, а так же изучение архитектуры на юге Италии. Результатом новых веяний стал высокий стиль в искусстве и литературе именуемый классическим.

Итак, классицизм (дети переписывают термин с доски) – это стиль в литературе и искусстве XVIII – начала XIX , обратившийся к античному наследию как норме и идеальному образцу.

Стиль этот появился во Франции, затем распространившись в другие страны месте с художниками и архитекторами, которых активно приглашали ко дворам европейских монархов, как носителей знаний «абсолютной гармонии».

Художники, писатели и архитекторы классицизма считали, что художественное произведение – это плод разума и логики, поэтому оно должно быть лишено хаоса и текучести форм.

Основываясь на античном искусстве, мастера выработали ряд принципов, в соответствии с которыми обязались творить все представители стиля:

Изображение высоких (героических и нравственных) идеалов;

Строгая организованность логичных, ясных образов;

Цветовая сдержанность (все указанные принципы демонстрируются детям с помощью иллюстраций художественных произведений мастеров-классицистов) .

Может показаться, что установление таких жестких рамок обедняли художественные формы стиля, превращая их в шаблоны. Однако это не так. Известно, что именно архитекторам классицизма удалось создать те дворцы и парковые ансамбли, что теперь восхищают весь мир.

Три выдающихся архитектора – Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, а позднее Луи Лево, возводят Версаль – ярчайший образец классического искусства.

Версаль, построенный из белого мрамора – воплощение в жизнь всех канонов античного наследия. Снаружи – это четкость, ясность, простота формы. Внутри – второе рождение стиля барокко. Почему так получилось, мы постараемся выяснить на следующих занятиях.

Крупнейшими представителями классицизма являются:

- архитекторы Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, Луи Лево;

- скульптор Антонио Канова;

- художники Жак-Луи Давид и Никола Пуссен (имена мастеров дети копируют в тетради) .

Во времена Наполеона, который видел назначение искусства в прославлении своей личности, своих подвигов, классицизм переродился в торжественный и во многом более цельный стиль – ампир.

Что касается музыки классического периода, то здесь выделяется «венский кружок» – Гайдн, Моцарт и Бетховен. Литература классицизма представлена творчеством Мольера и Вольтера на Западе, Ломоносова, Новиковского и Грибоедова в России.

    Подведение итогов.

Сегодня мы с вами познакомились с четырьмя новыми стилями европейского искусства, разобрали характерные особенности каждого из них, а так же посмотрели иллюстрации типичных представителей. На следующем занятии мы продолжим изучение этих стилей, более подробно остановимся на самом грандиозном из них – барокко.

    Задание на дом.

А теперь запишите задание на дом. Прочитать параграф №1 в учебнике, 1 – 3 его части. И подумать над ответом на вопрос: «Какой из стилей XVII XVIII вв. вам понравился больше?», объяснить почему. Это все. Всем спасибо за внимание, все свободны.

Библиографический список

    Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 366, с.

    Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2012. – 255 с.

    Виртуальный музей живописи Small Bay . Электронная энциклопедия художественно-исторического музея/ , 8.10.2016 г.

8.10.2016 г.

< http :// smallbay . ru / rocoko . html > , 8.10.2016 г.

< http :// smallbay . ru / classic . html > , 8.10.2016 г.

Урок по технологии смешанного обучения

Модуль «Смена рабочих зон»

Предмет - Мировая художественная культура 11 класс

Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»

Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»

Так много новостей за 20 лет

и в сфере звёзд,

и в области планет,

на атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

всё стало относительным для нас.

Джон Донн (1572-1631)англ. поэт

Цель урока

Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.

Задачи

    Определить закономерность смены художественных стилей.

    Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства

    Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.

Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.

Форма обучения : фронтальная, групповая

Формируемые УУД

Коммуникативные приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Познавательные

    умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.

    умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.

Личностные

    умение слушать и слышать собеседника.

    умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.

Регулятивные (рефлексивные)

    Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.

    Умение прогнозировать восприятие собеседника.

Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).

План урока

1.Организационный момент 1-2 мин.

2. Введение в тему 2- 3 мин.

3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.

4.Основной этап урока 25 -30 мин.

5.Подведение итогов урока 3-5 мин.

6.Рефлексия 1-2 мин.

7. Заключение 1-2 мин .

Ход урока

    Организационный момент - приветствие.

/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /

2.Введение в тему

XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.

Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.

Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.

3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).

В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искус­ствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное пере­живание времени»

Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.

4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.

Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.

Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.

Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.

И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».

Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».

В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.

Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.

С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.

5.Подведение итогов урока.

Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….

Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ­ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных соци­ально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеоло­гических, этических.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закреплен­ная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.

6.Рефлексия

А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.

/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/

7. Заключение

А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).

Всем спасибо за урок!

    Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

    Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.

    Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.