Утренник день славянской письменности и культуры. Сценарий проведения праздника "славянская письменность"

Сценарий

«День славянской письменности и культуры»

Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.

Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества, внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.

День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь

отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

1-й ведущий : Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно, 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий : было такое время, когда славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у них что-нибудь означал, символизировал.

1-й ведущий : и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, «чертами и резами», а не руническим письмом…

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит.

2-й ведущий : Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия и Кирилла

В славянстве будут жить века!

Учитель:

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.


Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,

В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие:

Из глубокого колодца (руки О)

Солнце медленно встает . (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас польется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

И сегодня собрались мы из разных школ, чтоб познакомиться, узнать больше о создателях письменности. В начале давайте познакомимся друг с другом.

(Визитки команд)

Учитель: у вас было домашнее задание: нарисовать букву. Каждая команда представляет свои буквы.(по 5 букв)

Игра «Нарисуй пословицу» : команды иллюстрируют пословицы, а другие отгадывают.

ПОСЛОВИЦЫ:

Аукцион слов: каждой команде дается слово «ПИСЬМЕННОСТЬ». Команды составляют слова.

Викторина

Прежде чем начать викторину, ребята, мы вам подготовили маленькое путешествие по истории.(рассказ по слайдам)

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях

Во время подведения итога, каждая команда показывает свой номер.

Праздник

Славянской письменности и культуры.

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.

Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв.

Ход праздника.

Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Он много работал, а помогал ему старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событии произошло в 863 году.

В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

1 Ребенок: По широкой Руси – нашей

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ребенок: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

3 Ребенок: Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древлян, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все Мы - славяне!

4 Ребенок: Свою статью все пригожие,

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется песня о России.

Ведущая: Посмотрите на эти буквы. Их придумали Кирилл с Мефодием, а из них составили азбуку. Как называется азбука? (Кириллицей).А почему она так названа (по имени Кирилла, одного из ее создателей.

Посмотрите повнимательней на эти буквы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная буква. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Смотрите, какая у нас есть буква. Ее зовут «Добро». Буква Д. Какое у нее доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека!

1 Ребенок: Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

2 Ребенок: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущая: Знакомьтесь, буква «М»- «Мыслите». Предлагаю вам поразмыслить, поотгадывать загадки.

  1. Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал.

(Петух).

  1. Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор).

  1. Катался колобок, пока носком не стал.

(Клубок)

  1. Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повили.

/Ведра, коромысло/

  1. Четыре брата бегут –друг друга не догонят.

(Колеса).

  1. Была белая, седая, пришла зеленая, молодая.

(Зима, весна).

Ребенок. Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них – буква рычащая.

Ведущая. Буква «Р» -«Рцы». Она начала слово – Русь. Русь святая храни веру свою православную в ней же тебе утверждение.

Русская народная игра «Плетень».

Ребенок. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,-

Значит, будет жить она.

Исполняются частушки.

Ведущая. У нас в алфавите есть еще замечательная буква – «Л» - «Люди».

Люди вы в ладу живете, ласку и любовь несете. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

С праздником всех поздравляем с днем славянской письменности и культуры!


Сценарий детского праздника,

« Начало Аза»

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий .

Цели и задачи : рассказать детям о нравственном подвиге создателей славянской письменности - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, о великом значении добродетелей в жизни человека; нравственное воспитание школьников на основе православного мировоззрения.

В качестве наглядных пособий и реквизита предлагается использовать «древние» свитки; буквы славянской азбуки, изготовленные из картона; эмблемы праздника;

Оборудование: плазменный телевизор, ширма, куклы.

Ведущий: Было это очень давно - в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей которой был город Солуни, сейчас это известный греческий город Салоники (более древнее его название Фессалоники), местонахождение которого помогает представить карта.

Слайд 2,3

Ведущий: Город славился ремеслами - обработкой железа и меди, изготовлением оружия, производством стеклянных изделий, льняных, шерстяных и шелковых тканей, выделкой кожи и судостроением. На всех улицах города, а особенно на его окраинах были расположены десятки самых различных и по масштабам мастерских. Население города было очень пестрым, и на улицах Солуни всегда слышалась многоязыкая речь. Кроме греков, здесь было много славян, армян, евреев.

Ведущий: В этом городе жил военный чиновник по имени Лев. Он был добр, богат, благоверен, праведен и чтил заповеди Божии. В его семье росло семеро детей. Братья любили учиться, много читали.

Кукольный театр. Ширма, декорации города, братья Кирилл и Мефодий. Братья рассказывают о себе, историю создания азбуки.

На экране слайд 4.

Мефодий: Я, Мефодий, - старший брат.

Кирилл: Я, самый младший – Константин в пострижении названный Кириллом .

Мефодий: Мы родились во граде Солуни.

Кирилл: Когда мне было 7 лет, я увидел сон, в котором словно наяву, местный воевода собрал на бал самых красивых и знатных девиц и предложил выбрать мне невесту. Из всех красавиц лишь одна привлекла мое внимание, имя ее было София.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что обозначает имя София? София – это Премудрость.

Кирилл: Я обручился с ней и был ей верен до конца дней.

Ведущий: Когда Константин рассказал о видении родителям, они сказали сыну, что назначено ему Богом, служить Софии Премудрости Божией и нести слово Божие людям. Родители поспешили исполнить волю Господа и подыскали Константину хороших учителей. Своим прилежанием в учёбе, упорством, стремлением к знаниям Константин поражал своих учителей. Прилежно изучая книги, он видел, насколько еще незначительны его познания, т. е. ему требовались еще более лучшие учителя.

Кирилл: Я усердно просил Бога послать мне лучших учителей и, прошение мое исполнилось. В Греческой земле умер император, и стал царствовать сын его Михаил с матерью своей благочестивой царицей Феодорой. Но Михаил был еще малолетним, и ему в воспитатели были назначены три вельможи. Один из них был хорошо знаком с моими родителями, и, зная об успехах и прилежании моем, послал за мной, чтобы я учился наукам вместе с юным императором Михаилом.

Ведущий: Так отрок Константин оказался в византийской столице – городе Царьграде. Он стал помогать учителю в воспитании и образовании императорского сына и сам многому научился. Константин с усердием постигал учения самых мудрых, просвещенных людей своего времени, много часов проводил, работая в знаменитой Царьградской библиотеке. Своим умом и прилежанием он приводил в изумление своих учителей, за что его впоследствии прозвали Константин – философ, мудрец. Вся юность его прошла в упорных трудах.
В то время Царьград был одним из красивейших городов мира: его окружали три ряда мощных стен с башнями. Улицы и площади города украшали мраморные дворцы, фонтаны и памятники героям и полководцам. Яркое солнце, лазурь, повсюду блеск золота!
Однажды к императору Михаилу, с которым учился Константин, пришли послы от одного славянского племени. Народ этого племени желал принять святое крещение и просил прислать к ним священника.

Слайд 5

Кирилл: По просьбе греческого царя отправились мы к братьям славянам страну Моравию, к князю Ростиславу поведать о святых христианских книгах, в которых рассказывается о Боге.

Ведущий: Но как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут прочесть ни Священного Писания, ни Библии, ни других святых книг!

Мефодий: Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книг читать и письма писать.

Кирилл: Разве не для всех светит солнце?

Мефодий: Разве не для всех идет дождь?

Кирилл: Разве не всех кормит земля?

Мефодий: Все люди равны, все люди-братья.

Кирилл: Все равны перед Господом, и всем нужна грамота.

Мефодий: Азбука даст нам в руки нить наших мыслей.

Кирилл: И ключ к тайнам природы.

Мефодий: Уединившись в монастыре, мы с братом усердно трудились над составлением славянской азбуки, призывая помощь Божью молитвой и постом.

Ведущий: Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы.
Кирилл: Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты учила Младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
Звучит тихо музыка и слова молитвы Богоматери.
Ведущий:
В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Все получалось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина.

Слайд 6

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И, казалось, Сам Иисус Христос

По-славянки с нами говорит!

И наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна.

Слайд 7. Звучат слова «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

Кирилл: (повторяет) « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слайд 8

Мефодий: Это текст Священной книги – Евангелие. В ней содержится благая весть о жизни Иисуса Христа, о Его учении, заповедях, которые учат, как нам жить.

Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию». В презентации на слайде приведен текст произведения. На последние строчки гимна Кирилл и Мефодий степенно уходят.

Ведущий: Язык, на котором святые братья Кирилл и Мефодий впервые записал для нас Святое Евангелие, стал называться церковно-славянским. Это язык молитвы. Духовная глубина и сила скрыта в церковно-славянском языке. Поэтому и по сей день, он звучит в Русской Православной Церкви во время богослужения.

Слайд 9

Ведущий: 24 мая 863 г. болгарские монахи Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Первые буквы славянского алфавита «Аз» и «Буки» дали название первой книги для чтения – Азбука. В этом году наша азбука отметит свой 1151-й день рождения!

Ведущий : Ежегодно 24 мая в России отмечается праздник – День славянской письменности и культуры этот праздник пришел к нам из Болгарии называется праздником славянской азбуки. Праздник в Болгарии начинается с демонстрации – красочного шествия. В руках люди несут огромные буквы, книжки, глобусы.

Кукольный театр

На сцене появляется босоногий мальчик по имени Алесь. На нем широкие штаны и длинная русская рубаха. Звучит топот копыт. На экране изображение леса. Выходят на сцену гонец и Тимоха.

Гонец: Эй, Тимоха, кто там на пригорке?

Тимоха: Человек…

Гонец: Человек – то, человек, да больно мал…

Тимоха: Паренек… босой идет…

Гонец: (обращаясь к мальчику): Откуда ты, почему один идешь?

Алесь: Деревню нашу шведы спалили… Отца убили, а мать давно с голоду померла…

Гонец: Куда же ты собрался?

Алесь: В Москву!

Гонец и Тимоха: (удивленно): В Москву?

Гонец: А зачем тебе в Москву?

Алесь: (вздохнув) Там… учат.

Гонец: Учат? Чему учат?

Алесь: Азбуке! (с гордостью) Я ученый! Четыре буквы знаю. Послушайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь…

Гонец: (с улыбкой): Много… Да как звать тебя?

Алесь: А вы куда, дяденьки, едете?

Гонец: Тоже в Москву.

Алесь: Добре! И я с вами!

Слайд 10, 11

Ведущий: Понравился Алесь гонцам. Взяли они его с собой в Москву и определили в ученики. А как выглядела древнерусская школа? Как учили там детей? Посмотрите на картину Б. М. Кустодиева «земская школа в Московской Руси». Школа находилась в деревянной просторной избе. Ребята сидели все вместе на лавках за одним длинным столом. Во главе стола важно восседал учитель. За ним, на стене, на самом видном месте, висела плетка, которую употреблял за нерадивость в учении и плохое поведение. На картине видно, как перед учителем на коленях стоят два ученика с раскрытой книгой. Нетрудно догадаться, за что они были наказаны. Учебный день продолжался с 7 часов утра и до 7 часов вечера, с двухчасовым перерывом на обед.

Ведущий: В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк,

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

Вот такой чудной вначале!

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий: В начале 18 века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. В 1917-18 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

Ведущий: Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. «Ять» и е произносились совершенно одинаково. Букву «ять» называли «буквой – страшилищем», «буквой – пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Ведущий: «Ижица» чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», дать крепкий нагоняй.

Ведущий: «Ер», так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Выполняет скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до изгнания буква писалась в конце слов после твердых согласных. Ее называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами.

Ведущий: Буква «фита» и ф -«ферт» - передавали один и тот же звук. Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки», «подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом.

Ведущий: В старославянской азбуке каждая буква имеет свое имя. Открывает азбуку АЗЪ, которая обозначает звук «А». АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» -Я есть Бог.

Имя второй буквы «БУКИ», она обозначает звуки «Б» и «БЬ». Буки – это и есть буквы. Слово буквы произошло от названия дерева бук. Сложите 1-ю и 2-ю букву АЗЪ+БУКИ. Что получилось? Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.

Практическая часть.

Ведущий: Ребята, посмотрите внимательно на экран, что вы видите? (ответы детей)

Ведущий: Кто быстрее и точнее прочтет кириллицу? (Участники в прямом и обратном порядке читают алфавит).

Ведущий: Отгадайте, какое слово зашифровано

Рцы, твердо, добро, УК.

Слово, аз, земля, аз, како.

Я, еры, како, земля.

Ответы Труд, Сказка, Язык.

Ведущий: В языке и культуре сами буквы славянской азбуки имели такое большое значение, что о них русским народом были составлены пословицы и поговорки. Я называю, а вы попробуйте ответить, что они означают.

«Начать с азов».

«Сделать на ять».

«Прочитал от аза до ижицы».

«Пропишу я тебе ижицу».

«Стоять фертом».

«Смотреть глаголем».

Ведущий: Имена букв складываются в наставления. Таких наставлений история знает множество. Попробуйте и вы сложить имена букв в связный текст нравственного, поучительного содержания. У кого получиться длиннее и складно? А вот послушайте вариант: Я буквы ведаю(знаю), говорю Добро есть! Живите, люди, в совершенстве на земле! И мыслите, как подобает людям! Наш покой в Боге, говори слово твердо, прямо, не кривя душой!

Ведущий: Стали появляться первые книги. Писались они подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей. Большие изукрашенные начальные буквы текста называются буквицами. Каждая из этих буквиц неповторима, как неповторима была и каждая книга в ту пору: ведь печатные книги появились в мире лишь 500 лет назад, а эти буквицы гораздо старше. Эта красивая буква дала название «красная строка». После того, как книга написана, ее украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу. Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. Со временем появились более удобные станки, а сними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.

Ведущий: В летописи времен записано – « То было чудное мгновенье» глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые».

Ведущий: В церкви в честь святых исполняется – тропарь. Тропарь – это стих, в котором рассказывается о празднике или о Святом.

Звучит тропарь.

Ведущий: Дорогие наши гости! Желаю вам быть верными служителями и хранителями животворного, высокого славянского слова и письменности, которую двенадцать столетий назад подарил славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Конец

Тематическое развлечение

для детей старшего дошкольного возраста.

«Праздник славянской письменности и культуры»

Цель: Знакомить дошкольников со славянской культурой.

Задачи: 1. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

2. Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «Русь», славяне.

3. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный звон. Воспитатели и дети в народных костюмах заходят в зал останавливаются лицом к гостям.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Ребёнок: По широкой Руси нашей, матушке, колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий за труды свои прославляются.

Выходит Сказитель:

Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки.

Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли. Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. Но одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать ни читать. И тогда отправились они к царю со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их»

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю (показ слайдов с комментариями).

Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками. Потом книги изготавливались из телячьей кожи. Над созданием книг трудилось много мастеров, это был очень тяжелый труд, поэтому книга была дорогой и ценной (показ слайдов).

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других славянских государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В их честь в Москве поставили памятник.

Показ слайдов (памятник Кириллу и Мефодию в Москве)

Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством. А сколько замечательных книг написано и напечатано. Из книг мы узнаём много интересного об истории нашей России.

Ведущий : В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах,

О земле о Древнерусской быль записывал монах.

Он писал зимой и летом, озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год про великий наш народ.

(Сказитель садится на лавку, имитирует игру на гуслях.)

Сказитель : Возьму я гусли звонкие, да настрою их на старинный лад.

Заведу старину стародавнюю, бывальщину о делах славных русских богатырей.

Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.

Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села, да Карачарова

Выезжает добрый молодец, славный богатырь – Илья Муромец («выезжает» богатырь).

Сказитель: Услыхал старый казак Илья Муромец да про сильного,

Могучего богатыря Добрыню Никитича, и решил испытать его силу богатырскую;

Вот поехал Илья во чисто поле,

А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет («скачет Добрыня Никитич»).

Илья Муромец: Здравствуй – ка, добрый молодец!

Ты скажи-ка про свою родину, да про Отчизну!

Добрыня : А как скажет тебе про то моя палица тяжёлая,

Как отсеку тебе да буйну голову!

Сказитель: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схваточку боротися,

Двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения:

Добрыня: Не моги меня казнить – моги миловать.

Назовёмся – ка мы братьями крестовыми, будем ездить по чисто полю,

Биться с нечистью басурманскою, да охранять нашу мать-землю.

Сказитель : Много времени прошло иль мало - про то неведомо…

А только родился на Руси ещё один богатырь - Алёша Попович.

(появляется Алёша Попович)

Сказитель: Рос он не по дням, а по часам.

В ту пору повадился на Русь Тугарин – царь похаживать:

Земли русские жечь, девушек в плен уводить.

А Алёша Попович горяч был, закричал он громким голосом:

Алёша Попович : Уж ты, гой еси, дружина храбрая!

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Напустимся мы на рать - силу несметную, освободим от напасти Русь – матушку!

Сказитель: Услыхал о том Илья Муромец,

В Киев - град с Добрыней приехали, на большом пиру побраталися

Богатыри меж собой: старшим назвали Илью Муромца,

Средним – Добрыню Никитича, младшим – Алёшу Поповича.

Богатыри: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять,

Станем землю русскую от недругов оборонять! (богатыри кланяются)

Сказитель: На том былина и кончилась, а над Русью-матушкой взошло ясно солнышко –

Всем добрым людям на радость, да на веселье.

Ведущий: А теперь давайте вспомним, что славяне любили не только учиться, трудиться, но и веселиться!

Детьми исполняется хоровод «На горе то калина».

Ведущий; Русоволосые, сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне, издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Мы чтим берёзы белоствольные, мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Ведущий: Русь талантами богата, Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята, значит, будет жить она.

Звучит песня «Пошла, млада за водой».

Ведущий: теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».

(Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита).

Ребёнок: Буква к букве – будет слово. Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна, музыкой звучит она.

Ребёнок: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит наш славянский алфавит!

Ребёнок: Два брата, Кирилл и Мефодий, спасибо хотим вам сказать,
За буквы, что очень нужны нам, чтоб научить нас читать.

Праздник продолжается на улице:

Проводятся русские народные игры и хороводы.

Рисование красками на мольбертах на тему «Украсим сарафан»

Чаепитие

Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных равноапостальных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. Дети:
1. 1. Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
2. 2. Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
3. 3. Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Песня «Родина».
Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Дети:
1. 1. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
2. 2. Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв).
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими:
- О какие буквы дивные!
Красивые, видимо, старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы).
Ваня удивленно: -Вы кто?
Буквы:
1. Я – буква ижица,
2. Я – фита,
3. Я – кси,
4. Я – пси,
5. Я – ять.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной.
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего исчезли вы письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны?
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа тоже старье,
Но ты же не выбросил её.
Ваня: - Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
Буквы:
3. 1. Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
И светом грамоты наш путь освещал.
5. 2. Мы в старинных книгах живем,
И не только видом красивы,
Православный дух храним,
На страже церкви нашей будем.
Воспитатель 1. Священное писание Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит православным христианином быть.
Уходят.
Песня «Бог любит всех людей».
Дети:
1. 1. В России, в Африке и в Англии.
Читают с радостью Евангелие.
Что лучше книжки нет на свете –
Об этом знать должны все дети.

А тем, кто любит слово Божье,

Господь всегда во всем поможет.

Разболелась голова!

Вместо «булка» - вышло «бука»,

Вместо «Мурка» - вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Песня «Положи свой камень».

1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе дело –

Звуки букв нам пошли на уста.

2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,

У которых и книг ещё нет,

Дай им веру, любовь и свободу,

И ученья христианского свет.

3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, ра­дуй­cя»)

Богородице, Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»

Воспитатель 2. Русь талантами богата.

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит будет жить она.

Песня «Весна».

Загадки: Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где пройдется –

Там след остается (карандаш).

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей (алфавит).

Черные, красивые, от рожденья все немые.

Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)

Песня «Веснянка»

Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).

1. 1. Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,