Cочинение «Дуэль Ленского с Онегиным. Про евгения онегина номер три Мог ли быть другой исход поединка

1908 года ушел из жизни великий актер, педагог и реформатор отечественного

Театра.Тихой скорбью наполнены слова М.Н.Ермоловой:" Он всю жизнь и душу

Положил за искусство. Умерла душа Малого театра". Человеческая судьба оказалась

Втянута в рамки убогой драматической схемы.В университетских аудиториях и в

Роскошных гостиных убежденно говорили, что печатная клевета убила Ленского.

Императорская сцена в конце 19 века переживала глубочайший кризис.Самые разные

Слои общества объединяла мысль, что русский театр переживает сложный и

Болезненный этап своего развития.Но наиболее трагично эта ситуация переживалась

Людьми, чьё творчество было гордостью русской сцены.В 1897 году Ленский

Выступил на Первом Всероссийском съезде сценических деятелей с докладом о

Причинах упадка театра в провинции.Упоминание о провинции было бесхитростной

Уловкой,вызвавшей ироничные улыбки слушателей. Собравшиеся прекрасно

Понимали истинный смысл выступления режиссера Малого театра. Критикуя

Современную провинциальную сцену, Ленский изложил план преобразован русского

Театра.Основные положения его были таковы: 1.Борьба за новую драматургию.

2.Необходимость новых принципов постановочного искусства.

3.Изменение природы повседневного труда актера.

Главная фигура в театре это актер.Драматургия имеет определяющее значение для

Творчества актера.Репертуарная мешанина провинциальных театров соединяет

Образцы классической драматургии с произведениями полными обывательской

Пошлости.Обилие пьес развлекательного характера не может скрыть скудности и

Бедности современного репертуара. Бог весть,из каких тайников извлекались эти

Умопомрачительные образчики оптово-розничной словесности.Провинциальный театр

Заброшен и никому не нужен, положение его почти безнадежно.Что бы выжить

Провинциальный театр вынужден низко "кланяться" зрителю.Даже сцена Малого

Театра с трудом выдерживает сотню постановок в сезон.Не весть откуда взялись

Толпы исторических персонажей и исполнители скачут из одной эпохи в другую.

Здесь уже не до постановочных изысков.Внешнее обновление мизансцен,обилие

Избитых штампов- позволяет продолжать этот театральный галоп.Психологическая

Сложность актерского исполнения становится на пути развития действия. Из

Образа ушла пластическая непринужденность,блистательная условность

Человеческой подлинности.Это порождает театральное безлюдье,когда при обилии

Исполнителей играть некому.Все это разрушает лучшие театральные традиции и

Искажает смысл и природу актерского труда.Именно лучшие традиции станут

Основой будущих преобразований. Ленский сформировал принципы грядущей

Реформы театра: 1.Единые принципы сценической игры.

2. Единое истолкование смысла и стиля пьесы.

3.Целостное режиссерское решение.

До исторической встречи двух " театральных мечтателей " в "Славянском базаре"

Оставалось три месяца.

Принципы эти были глубоко продуманы и выстраданы Ленским.Появление в 1895 году

Утренних воскресных спектаклей молодых актеров Малого театра вызвало шквал

Насмешек и издевательств.Ленский выступил с объяснениями в печати."Наша

Публика-учащаяся молодежь, билеты по уменьшенной цене, строгий классический

Репертуар -все это может стать фундаментом к созданию другого императорского

Театра".Весной 1898 года, после окончания театрального сезона, в хлебосольную

На должность управляющего московской конторой Императорская театров прибыл

В.А. Теляковский. Этот блестящий гвардейский офицер, по мысли Министра Двора

Барона Фредерикса,должен был внести "свежую струю "в дело управления

Московскими императорскими театрами.Позднее в своих мемуарах Теляковский

Писал:"Малый театр более всего придерживался старых традиций и рутины,

Растеряв часть своей публики".В ходе встречи с управляющим делами Дирекции

В. П. Погожевым были намечены следующие нововведения:

Создание оперного класса при Большом театре;

Открытие Нового театра.

Прибавив ко всем своим обязанностям еще и должность режиссера Нового театра,

Ленский столкнулся с ворохом неразрешимых проблем.В полном отчаянии он

Пишет В. П. Погожеву:" Главная причина плохих сборов- высокие цены, нужно

Разрешить утренники и снизить цены".Коснулся режиссер и проблемы

"перенаселенности " театра. "Дело неминуемо погибнет, если удовлетворять

Проклятый зуд полчища баб, наводняющих наши сцены.Они попали на сцену

Благодаря дядюшкам и тётушкам,через родство и великокняжеские источники".

Ленский официально обращается к Теляковскому:" Устроим смотр этому ополчению,

Чтобы выгнать помелом без сострадания и жалости весь ненужный баласт,

Лежащий гнетом и на искусстве и на бюджете".Разразившийся вскоре конфликт

1900 года на репетиции " Снегурочки" Теляковский обвинил Ленским в

Предвзятом отношении к актрисе Хржановской. Это была открытая провокация.

Накануне, пообещав предоставить роль Хржановской, Теляковский отметил в

Дневнике:"Ленский морочит Дирекцию своей полной бездарностью ".Несуразность

Обвинения была очевидна. Хржановская была ученицей Ленского и он прекрасно

Знал ее артистические способности. Обвиненный в предвзятости и не порядочности,

Ленский немедленно подает в отставку с поста режиссера и руководителя

Театральной школы.Скандал,разразившийся в труппе Малого театра стал достоянием

Прессы. Теляковский отставку не принял, но решил постепенно удалить Ленского

Из театра.В январе 1901 года в газете "Новости дня " Ленский публикует статью

"По поводу декоративной живописи".С газетных страниц прозвучал протест против

Вмешательства Теляковского в вопрос художественного оформления трагедии

Теляковского изготовить эскизы к костюмам.Ленский заявляет о готовности

Уйти в отставку, требуя подчинить живописное оформление спектакля замыслу

Режиссера. Богатейшие перспективы в оформлении спектакля открывала установка

Вращающейся сцены.Именно Ленский положил начало индивидуальной постановочной

Режиссуре в Малом театре.До этого о режиссере, как постановщике пьес никто в

Малом театре и не говорил.Режиссировали пьесу сообща сами артисты, а Главный

Режиссер Кондратьев был лишь связующим звеном между труппой и конторой

Императорских театров.Крайне болезненно воспринял Ленский запрет на

Постановку трагедии Софокла "Эдип в Колоне". "Все свое время отдаю изучению

Пьесы, ее постановка будет для меня истинным наслаждением". Режиссера тревожит

Качество перевода,он подолгу советуется с ведущими специалистами по античной

Литературе Веселовским, Адольфом, Тихонравовым. Тщательно сверяясь с

Подлинниками, он стремится передать силу и образность слога трагедии Софокла.

Театральные неурядицы вызвали у Ленского тяжелое заболевание сердца. В конце

1904 года он едет лечиться за границу. Пребывая в восторге от европейских

Порядков, Ленский горько шутил:" Ну, что-бы Ермаку вместо Сибири завоевать

Австрию".Но даже европейское благополучие не в состоянии заглушить тревогу

Ленского за судьбу русского театра. "Вот что значит конституционное государство

И здесь есть Нелидов и Кондратьев, но определены они в лаки и кучера.Будет

И у нас когда -нибудь конституция".Пророчество Ленского сбудется.Через год в

России будет конституция, а через 15 лет бывший управляющий конторой

Императорских театров Нелидов станет конферансье на выступлениях

О.В.Гзовской. Прошло полгода, как ушел из жизни Чехов.Память услужливо

Возвращала образ писателя.Ленский вспомнил, как советовал Чехову не писать

Больше для театра, как фактически предсказал роковой провал "Чайки", как не

Принял в училище Книппер.

В 1907 году Ленский занимает пост главного режиссера Малого театра. "Эта

Совершенно неожиданно представившаяся возможность осуществить мечты, которые

Казались несбыточными ".Год он будет занимать эту должность.Этот год будет

Речь. Режиссер призывает оставить обиды и молочное самолюбие и " взглянуть в

Глаза нашим грехам ".Малый театр обладает самой крупной труппой на европейском

Континенте."Но мы теряем доверие, мы утратили нашу былую славу".О глубинных

Причинах кризиса Ленский говорит в самых общих чертах."Поднимается занавес и

Сразу со сцены в зрительный зал ползет мертвенная тоска.Слышаться фразы:"А

Говорили Малый театр, Малый театр". Публика становилась все равнодушнее и

Безучастнее к театру. Накануне открытия сезона, Ленский был

Втянут в сложную интригу, связанную с именем О.В.Гзовской, которая накануне

Премьеры заявила о своем желании перейти в Художественный театр.Но, получив

От Ленского согласие на переход, она решает остаться в труппе Малого театра

Еще на один сезон.Режиссерское решение, о передаче части репертуара Гзовской

Другой актрисе, вызвало резкое недовольство управляющего конторой императорских

Театров Нелидова.Не пройдет и года, как Гзовская станет законной супругой

Нелидова и покинет сцену Малого театра.А Ленский подаст прошение об отпуске

Ушатом помоев "-пишет актер В.Я. Брюсову. В письме обозначена и истинная

Причина отставки:" Нелидов, которому получена судьба нашего несчастного

Театра, распустил по Москве слух, что в Малом театре готовится грандиозный

Провал".Письмо передает состояние горького отчаяния в котором находился

Опальный режиссер."Ухожу из театра, которому я отдал половину жизни и всю

Душу. Не хочу быть свидетелем его окончательного растления.Ухожу не только как

Режиссер, но и как актер".Седовласый романтик понимает, что для осуществления

Творческой идеи ему необходима личная свобода. "Утешает меня в предстоящем

Моем положении и то еще, что на 62 году моей жизни я почувствую себя

Независимым,насколько можно чувствовать себя независимым в нашем отечестве".

Уходя, Ленский словно топчется на пороге. Под предлогом "проститься "он за

Несколько дней до смерти посещает В. Л. Теляковского,ставшего Директором

Императорских театров. Несколько лет спустя, получив изрядную порцию критики

В газетах, Теляковский назовет донос нашей национальной идеей.Но сейчас

Директор подчеркнуто вежлив и деловит, и "прощание" приобретает характер

Беседы хозяина с засидевшимся гостем.Но и в этом, обоюдно неприятном разговоре,

Ленский демонстрирует готовность до последнего дыхания отстаивать свое

Человеческое достоинство и честь Малого театра.Такой гордый и несломленный

Ленский служил живым укором театральным властям.Результатом этой встречи стало

Продолжение газетной травли Ленского.Публикация полного достоинства ответа

Редакции "Новостей сезона ", стала последней битвой великого театрального

Романтика против "высочайше утвержденной рутины".

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" одной из самых печальных сцен является дуэль между Ленским и Онегиным. Но для чего автор решил свести их в поединке? Что двигало молодыми людьми? Можно ли было избежать этой ситуации? Ниже будет представлен анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина.

Прежде чем перейти к обсуждению, составим дуэли Онегина и Ленского. Это нужно для того, чтобы обзор сцены шел последовательно, а читатель смог понять, для чего был введен в роман данный эпизод.

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения - уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна - ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи...

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Итог дуэли

Что же стало с Онегиным после дуэли? Ничего, он просто уехал из деревни. В те времена дуэли были запрещены, поэтому очевидно, что причину гибели Ленского преподнесли полиции совершенно иначе. Владимиру Ленскому был поставлен простой памятник, его невеста Ольга вскоре забыла о нем и вышла замуж за другого.

Как раскрывается главный герой в этой сцене

Когда школьники пишут сочинение по анализу эпизода дуэли Онегина и Ленского, то большое внимание уделяют тому, с какой стороны раскрывается Евгений. Кажется, что он не зависит от мнения общества и устал от круга аристократов, с которыми кутит и веселится. Но не потому ли он не отказывается от дуэли, что на самом деле боится того, что скажет про него общество? Вдруг его сочтут трусом, не отстоявшим свою честь?

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина представляет перед глазами читателя несколько другой образ: Евгений - слабовольный человек, который руководствуется не собственными суждениями, а мнением света. В угоду своему эгоизму он решил отомстить Владимиру, не думая о том, что ранит его чувства. Да, он пытался избежать поединка, но все же не принес извинения и ничего не объяснил другу.

В завершении анализа эпизода дуэли Ленского и Онегина следует написать о том, какое значение для романа имеет сцена. Именно в этом поединке и раскрывается настоящий характер Евгения. Здесь проявляется его духовная слабость, двойственность натуры. Зарецкого можно сравнить со светским обществом, осуждения которого так боится герой.

Смерть Ленского говорит о том, что люди тонкой душевной организации не могут выжить в лживом Они слишком возвышенные, чувствительные и искренние. Стоит отметить, что Евгений Онегин - это собирательный персонаж, который вобрал в себя типичные черты светского общества.

Но как известно читателям, автор не пожалел Онегина, и в литературе он считается циничным героем с черствым сердцем. Он отверг любовь Татьяны, погубил друга, играл человеческими чувствами. А когда раскаялся и осознал, что поступал неправильно, было уже поздно. Онегин так и не нашел своего счастья, его удел - одиночество среди людей, которые ему неинтересны...

Это был краткий анализ эпизода дуэли Онегина и Ленского, в котором раскрывается суть этой сцены в произведении.

Онегин и Ленский стали приятелями только потому, что в их окружении не было больше людей соответствующего возраста, образования, положения. "От делать нечего друзья" встречались почти каждый день, проводили время вместе. Они нуждались друг в друге: Ленскому Онегин был необходим как слушатель, ценитель его поэзии, как интересный собеседник, имеющий свою оригинальную точку зрения, как образ, таинственный и романтический, который он непременно бы воплотил в своей будущей поэме, если бы успел... Для чего Онегину был Ленский, ответить сложнее. Возможно, ему, разочарованному в жизни, было интересно наблюдать, как восторженный и пылкий поэт утратит веру в свои идеалы, каким будет этот романтик, постоянно витавший в облаках, когда встретит первые удары судьбы. Но время шло и все оставалось по-прежнему: влюбленный Ленский нес восторженную чушь, а Онегин злился и раздражался все больше и больше. Причиной его дурного настроения было недавнее объяснение с Татьяной и еще то, что Ленский, не чувствуя и не видя ничего, кроме своего счастья, даже не пытается понять натсроение друга и натойчиво уговаривает его быть на иенинах у Лариных. Желание проучитьмолодого эгоиста становится сильнее, из-за ощущения нелепости положения: он отказал Татьяне и вдруг явился к ней на именины, как будто одумался, как будто позволяет несчастной девушке вновь пережить напрасные надежды. Ухаживание за Ольгой - это и желание отомстить Ленскому, вернув его с небес на землю и стремление уйти навсегда от новых объяснений с Татьяной. Предполагал ли Онегин, что Ленский вызовет его на дуэль? Разумеется, да. А как по-другому мог поступить жених в то время, когда друг компрометировал его невесту Ольгу на глазах всей семьи Лариных и приглашенных гостей. Во многом то, что дуэль состоялась, виновата зависимость обоих приятелей от "мнений света". Никто из них не захотел "чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь", попросту боясь, что эти чувства будут расценены как трусость. Прекрасно умеющий стрелять Онегин выстрелил в неопытного дуэлянта Ленского первым. Сколько уже поколений читателей ломают копья в спорах о том, почему он не выстрелил в воздух - благородному Ленскому в этом случае ничего не оставалось бы сделать, как поступить так же. Может, это подсознательное желание выжить, чтобы испытать настоящее чувство? А может, сознательное стремление быть в глазах окружающих роковым "демоническим" героем? Хотел поэт наказать своего героя вечными муками угрызения совести или наградить искупляющей его вину обретенной способностью страдать любить? Сложно ответить. Гениальность произведения в том, что оно заставляет думать, переживать, искать каждому свои ответы на многие спорные вопросы.

В первых же строках романа главный герой, Евге­ний Онегин, характеризуется как человек корыст­ный, заботящийся только о своем комфорте и благо­получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим­ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,- став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны­ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения - одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри­нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве­рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при­вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора­зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко­торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом­стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак­теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко­торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же­них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы­зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере­мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от­стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге­ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы­танное раздражение при виде многочисленных гос­тей. Ведь Ленский - романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва­ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно­гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при­нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре­нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра­тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить - но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де­ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Чем же интересен образ героини романа «Евгений Онегин». Прежде всего – своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее совершенным явлением в московском и петербургском обществе, притягивающий блеск которого оставляет Татьяну...

    План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну;...

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества: и высшего...