Эмоции человека. эмоции и чувства кратко

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

Эмоции и отчего им уделяется такое внимание? Большинство психологов считают, что это самая первая и непосредственная реакция на происшествие, объект или событие. Это скоротечное явление, которое, однако, очень важно для организма.

Дело в том, что эмоции служат своеобразным зеркалом для окружающего мира. Отрицательные показывают, что человека не устраивает ситуация или что-то не нравится.

Положительные, напротив, доказывают правильность решений и поступков, служат своеобразным «пряником». При этом эмоции бывают более и менее сильные. К примеру, страх еще можно побороть, но ужас - куда более сильная эмоция - уже гораздо хуже поддается контролю. При этом страх сообщает человеку, что он столкнулся с некой опасностью, а ужас - о том, что опасность слишком велика и лучше бежать. Удивление повествует о том, что информация или событие не соответствует сделанным ранее выводам и предположениям.

Ученые очень давно спорят о том, что такое эмоции и как их можно разделить и описать. Чаще всего их подразделяют на простые и базовые (радость, печаль, интерес, злость, страх, удивление и отвращение), на удовольствия-страдания (это особенно легко прослеживается на примере новорожденных детей) и многие другие. Но в основе все они возникают из соответствия и несоответствия событий и окружающей реальности потребностям и убеждениям человека.

Правда, есть и варианты посложнее. Это, прежде всего, эмоции коммуникативные, то есть переживания, связанные с жаждой общения, эмоциональной близости. эмоции такого типа? Именно они заставляют людей искать дружбы, сочувствия и содействия. В эту же категорию относятся альтруистические эмоции, благодаря которым люди помогают и покровительствуют кому-то, а также жажда славы, самоутверждения, признания и почета. Кроме них есть еще романтические эмоции, а также приятные ощущения от сделанной работы, достижения цели или созерцания красоты. Еще есть гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в комфорте, телесном или душевном, и радость от приобретения или накопления.

Что такое эмоции для человека? Это самые первые импульсы, которые ведут его и руководят всей деятельностью, они первичны по отношению к мышлению и разуму, и именно они зачастую руководят поведением. И жить без них люди попросту не способны, ведь эмоции влияют на гормональный обмен, тонус всего организма и воздействуют на ощущение счастья и полноты жизни. Именно поэтому жизненно важно знать способы и успешно их применять.

Некоторые психологи утверждают, что вредно и не нужно подавлять импульсы. Однако контроль над эмоциями все же необходим. Ведь они могут быть опасны для окружающих и губительны для самого индивидуума. Есть три способа управления эмоциями. Это, прежде всего, попытка переключиться на что-то другое, выбрать другой объект для концентрации. Как правило, этот метод отлично действует, нужно лишь приложить определенные усилия. Второй способ заключается в смене убеждений, ведь они очень сильно влияют на то, каким образом человек воспринимает информацию из окружающей среды. А третий путь - изменение положение тела, даже тон голоса влияет на мысли человека и его эмоции.

Таким образом, несмотря на первичность эмоций и то, что возникновение их не подчиняется разуму, люди, тем не менее, могут их контролировать и подчинять себе, обретая гармонию и целостность. Ведь необузданные, дикие страсти пагубны и разрушают человека, а обретение власти над ними дает возможность прожить счастливую и полноценную жизнь.

Эмоции имеют две стороны - объективную (человек, испытывающий эмоции может улыбаться, хмуриться, плакать, дрожать, у него меняется частота пульса, ритм дыхания и т. д.), а также субъективную - внутренние мысли и переживания человека по поводу тех или иных событий (Рис. 1): Объективную сторону эмоций можно зафиксировать на полиграфе.

Наиболее древние по происхождению и простейшие по механизму эмоции - удовольствие при удовлетворении органических потребностей (насыще-ние при голоде, питье при жажде и пр.) и неудовольствие, связанные с невозможностью их удовлетворения или повреждения организма. Таким образом, мы можем дать следующее определение эмоциям:

Эмоции - психические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей, и протекающие в форме субъективных переживаний и физиологических реакций.

Основные функции эмоций

Функция эмоций

Ее содержание

Оценочная

Подкрепляющая

Благодаря эмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы, и остаются более глубокие следы памяти

Коммуникативная

Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции.

Мобилизующая

Эмоции мобилизует скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина, активации симпатической системы и т. д.)

Запуск стереотипных реакций

В критических ситуациях, при дефи-ците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх - бегство; ярость - борьба)

Классификация эмоций (Рис.2)


По знаку:

Эмоции делятся на положительные и отрицательные . Примером первых является радость и интерес, примером вторых - страх, гнев, ярость.

По интенсивности и длительности :


Настроение - устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств настроения не имеют явной направленности на какой-то объект.

Эмоция (в узком смысле слова) - переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.

Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эстетические и интеллектуальные. Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятель-ностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а так-же творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение чело-века к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине). Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низ-менного и т. д.

Страсть - чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг оп-ределенного вида деятельности или предмета.

Аффект - интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, деп-рессии.

По степени мобилизации организма :

Эмоции по воздействию на организм делят на стенические , которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.

По специфическому содержанию (модальности):

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Говоря о переживаниях человека употребляют два термина: эмоции и чувства. Это очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени. Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру. Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Разберем подробнее, что такое эмоции.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру. Слово эмоция произошло (как и «мотивация») от французского глагола «motive», означающего «приводить в движение».

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интенсивные эмоции содержат некоторые общие составляющие:

1) субъективное переживание – аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией;
2) реакция организма (когда мы расстроены наш голос может дрожать вопреки нашему желанию);
3) совокупность мыслей и убеждений, сопровождающих эмоцию (например, переживание радости сопровождается мыслями и ее причинах: «Ура! Мы едем на море!»);
4) выражение лица (например, если мы злимся, то нахмуриваем брови);
5) склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией (например, гнев может вести к агрессивному поведению).

Протекание эмоций характеризуется определенной динамикой. Выделяют динамику кратковременного переживания (возникновение — нарастание — кульминация — угасание), и динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого разворачиваются различные переживания.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Чувства всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств.

Аффект – особое эмоциональное состояние, которое сопровождается видимыми изменениями в поведении человека. Аффект быстро возникает и бурно протекает. У человека в состоянии аффекта нарушается сознательный контроль своих действий, человек не способен адекватно оценивать происходящее. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В то время как работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Стресс – это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Стресс может как мобилизовать ресурсы организма человека, так и оказывать разрушительное воздействие. Если напряжение сильное и долго не проходит, то повышается вероятность возникновения соматических заболеваний, усталости, депрессии.

Таким образом, эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея испытывать радость, печаль, гнев, вину, мы не были бы в полной мере людьми. Не менее важна и способность человека сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии.

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами... Все эти переживания - эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека - это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше "я", идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой - близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным - страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным - удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой "окрас".

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение. Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других - страх, у третьих - ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению. Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции - явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо. И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине. Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии - это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет. Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить. Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери. С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.