Искусство как способ познания мира презентация. Искусство как специфическая форма познания мира

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

искусство

Искусство и его виды. Особенности искусства как формы (способа) познания мира. Функции искусства.

Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Искусство как особую сферу деятельности (сущность и формы прекрасного в художественном творчестве) изучает эстетика (греч. а sthetikos – чувствующий, чувственный). Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Выделяют следующие виды искусства: архитектуру, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и дизайн, художественную фотографию), литературу, музыку, театр, цирк, балет, киноискусство, эстраду.

Виды искусства Виды искусства Характеристика Архитектура (зодчество) Система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни человека. Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создаёт их. Живопись Отображение жизни на определённой поверхности при помощи цвета. В живописи различают жанры: а) портрет (изображение человека или группы людей); б) натюрморт (изображение вещей); в) пейзаж (изображение природы); г) бытовой жанр (изображение повседневной жизни); д) анималистический жанр (изображение животных); е) исторический жанр (изображение исторических событий и деятелей) и т.д.

Виды искусства Виды искусства Характеристика Произведения скульптуры имеют физически материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве. Различают скульптуру станковую (небольшая скульптура для украшения помещений), декоративную (средних размеров) и монументальную (больших и огромных размеров). Скульптура Искусство создания техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и достоверно передающего момент действительности в статичном изображении Фото-искусство

Виды искусства Виды искусства Характеристика Непосредственно связано с бытовыми нуждами людей. Произведения выполняются из дерева, глины, камня, стекла, ткани, бумаг и т.п. Декоративно-прикладное искусство, дизайн Литература Отражение действительности в словесно-письменных образах Музыка Отражение действительности в звуковых образах. Музыка бывает вокальной (предназначена для пения) и инструментальной (предназначена только для исполнения на инструментах)

Виды искусства Виды искусства Характеристика Театр Отражение действительности с помощью сценического действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой Цирк Искусство акробатики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, иллюзии, клоунады, конной езды, дрессировки животных и т.п. Кино Произведения создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий

Виды искусства Виды искусства Характеристика Балет Вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах Включает в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии. Основные произведения являются самостоятельными законченными номерами Эстрада

Особенности искусства как способа познания мира Образность и наглядность Средством познания мира служит художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности Использование особых способов отражения окружающей действительности Слово, звук, цвет, форма, движение и т.п. Чувственное восприятие окружающего мира Произведения искусства, отражая окружающий мир, обращены к чувствам, эмоциям человека Ярко выраженный субъективный характер Огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя

Функции искусства Эстетическая Формирует эстетические вкусы и потребности, пробуждает в человеке стремление к прекрасному Познава - тельная Отражает действительность в образно-символической форме Воспита -тельная Способствует развитию личности

Функции искусства Психологи- ческая Влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению её психологического равновесия Гедонисти-ческая Доставляет эстетическое наслаждение Социально- преобра - зующая Оказывая эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и ценностно-ориентированную деятельность по преобразованию общества

Отражение действительности в художественных образах свойственно философии искусству морали религии Ответ: 2

Верны ли следующие суждения об искусстве? А) Основная задача искусства – получение и постоянное обновление знаний о мире. Б) Художественный образ, используемый в искусстве, представляет собой субъективное отражение художником окружающего мира. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Ответ: 2

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам искусства. Эстетика Музыка Балет Архитектура Мораль Литература Ответ: 15

Установите соответствие между характеристиками и формами (областями) культуры. Характеристики Формы (области) культуры наука искусство А) познание мира с помощью слова, цвета и звука Б) значимость художественного вымысла В) образность Г) получение объективной культуры мира Д) обоснование закономерностей развития природы и общества Ответ: 22211


Слайд 2

  • Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
  • Иску́сство - образное осмысление действительности; процесс или итог выражениявнутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
  • Слайд 3

    • Искусством принято называть специфическую форму человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

    «Покорение Сибири Ермаком», Суриков.

    Слайд 4

    Специфика искусства как формы художественного познания:

    • искусство является образным и наглядным;
    • для искусства характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства создания художественных образов.

    В литературе - слово, в живописи – цвет, в музыке – звук. В процессе познания мира с помощью искусства, большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта.

  • Слайд 5

    • Эмоции, чувства сопутствуют созданию образа дважды: в первый раз - когда побуждаемый ими человек запоминает образ, второй - когда фиксирует его. Невозможно запечатлеть образ, не испытывая к нему определенных чувств.Воображение – главная составляющая творческого процесса где фантазия связана с реальностью как источника замыслов.
  • Слайд 6

    • Грани художественного образа могут быть различными, в зависимости от цели автора, а также от понимания и проникновения в образ зрителя. Их невозможно выстроить в определенной последовательности, каждая из них имеет право на существование, как имеют право быть разные люди, с многообразными характерами и интересами.
  • Слайд 7

    Сюрреалистичные образы

  • Слайд 8

    Фантазийный мир и его герои

  • Слайд 9

    • Существует множество видов искусства – форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино.
  • Слайд 10

    • И так, художественное познание – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов.
  • Посмотреть все слайды


    Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.


    Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения


    Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим.


    У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны: Устойчивая сторона - это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.


    Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве. Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Культура и Искусство"

    Готовые презентации по культуре, искусству, фото и т.п. можно скачать нашем сайте. Красочные слайды с пояснениями, картинками, портретами, фотографиями содержат информацию о истории, тенденциях и перспективах развития мировой художественной культуры, развитии фотографии и фотоискусства.

    Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действовать по определенным правилам. В таком смысле искусство понималось в течение двух с половиной тысячелетий – до XVI в. В XVI – XVIII вв. ремесло и науки постепенно перестали называть искусствами. Французский философ Ш. Бате в XVIII в., определяя искусство как «творение прекрасного», выделил 7 видов «изящных искусств»: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию, красноречие, танец. С тех пор этот перечень стал намного длиннее.

    В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трех разных смыслах:

    1) любое занятие, требующее определенных знаний и умений, например, «военное искусство»;

    2) мастерство, искусность в каком-либо деле, например, «искусство ведения переговоров»;

    3) сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.

    Именно в третьем значении это слово является понятием философии и эстетики.

    Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

    Одной из функций искусства является познавательная функция. Из художественных произведений можно многое узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры, может быть даже лучше, чем ученый-этнограф или историк. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст непосредственное изучение подлинных исторических документов.

    Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей к настоящему времени реализованы 77, у Александра Беляева из 50 – 47.

    Художественное произведение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 г., за 10 лет до появления первой статьи А. Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени. А. Блок в 1904 г., за год до этой эйнштейновской статьи, написал такие строки:

    Нам казалось, мы кратко блуждали.

    Нет, мы прожили долгие жизни …

    Возвратились – и нас не узнали,

    И не встретили в милой Отчизне.

    И никто не спросил о Планете,

    Где мы близились к юности вечной …

    Нетрудно заметить, что тут описывается эффект замедления времени, возникающий, согласно теории относительности, при движении со скоростью, близкой к скорости света («парадокс близнецов»).

    В 1920-х гг. И. Эренбург в романе «Хулио Хуренито» выводит героя, который с помощью радия и лучей находит «средство, которое замечательно облегчит и ускорит дело уничтожения человечества»: за один час можно будет убить 50 тысяч человек. Подобное средство – атомная бомба – появилось в 1945 г.

    Но ведь скоро и устройство Луны

    Мы рассмотрим и с другой стороны.

    А в 1959 г. с аппарата, совершившего облет Луны, обратная сторона ее была сфотографирована. Мартынову пришлось в последующих изданиях переделать текст:

    Но ведь, впрочем, и устройство Луны

    Мы узнали и с другой стороны.

    Cлайд 1

    Изобразительное искусство – средство познания себя и мира Картавцева О.Д.- к.п.н., доцент кафедры изобразительного искусства

    Cлайд 2

    Изобразительное искусство- средство познания себя и мира Идея новой педагогики- не только бытие определяет сознание, но и сознание человека с развитыми способностями творит бытие –создает произведения искусства, влияющие на мировоззрение и образ жизни. Светлана и цветы

    Cлайд 3

    Творчество «Свеченьем розовым Незримый Бог играет В богатстве форм Творенье проявляет: Цветы, плоды, серебряные птицы…» О.Д.Картавцева Для всех, кто прикасается к искусству, непревзойденным Учителем является божественная природа, чьи творения никогда не повторяются, полны жизненной силы, дарующей вдохновение. Сельский пейзаж в Краснодарском крае

    Cлайд 4

    Познание Занятия изобразительным искусством развивают зрительное восприятие, которое позволяет видеть мир с большим количеством цветовых оттенков. Так, например, деревья видятся в тени цветными и содержат фиолетовые, лиловые и сиреневые оттенки. Цветной мир –это чудо, которое творит сам человек, сознательно развивая художественные способности Фрагмент дерева.

    Cлайд 5

    Пейзаж При написании пейзажа с натуры выбирается мотив и учитываются законы композиции, перспективы, освещения. О каких художественных способностях автора свидетельствует эта работа? В. Кондратов «В окрестностях ст. Вешенской»

    Cлайд 6

    Рисунок –средство познания формы Окружающий мир – мир форм. В изобразительном искусстве одним из средств познания формы является рисунок. Форма имеет характеристики: пропорции, конструкцию, объем, тон, материальность, которые передаются по законам изобразительной грамоты. О. Филатова.» Женский портрет.» Учебная работа

    Cлайд 7

    Организация постановки Обучение изобразительному искусству основано на работе с натуры. Пример организации постановки натюрморта с предметами искусства.

    Cлайд 8

    Живопись с натуры Этапы работы с натуры: -создание композиции и подготовительный рисунок натюрморта -цветовое и колористическое решение натюрморта. Какие еще изобразительные задачи решаются в работе с натуры? С. Картавцева. Натюрморт с белым кувшином. Учебная работа

    Cлайд 9

    Натюрморт Творчество в работе над живописным натюрмортом- создание на плоскости холста иллюзии пространства, в котором «живут» объемные предметы, чувствуется воздух и глубина пространства О.Д. Картавцева «Цветы и плоды»

    Cлайд 10

    Освещение Солнечное освещение на желтых цветах порождает в окружающем пространстве дополнительные цвета - сиреневые, голубые оттенки. О.Д. Картавцева «Желтые цветы»

    Cлайд 11

    Живопись фигуры Живопись фигуры человека требует знаний ее анатомического строения, пластической моделировки формы в пространстве, учитывается влияние освещения и игра цветовых рефлексов. Каковы особенности пропорций фигуры человека? С.. Картавцева«Сидящая фигура» . Учебная работа. С.. Картавцева«Сидящая фигура» . Учебная работа

    Cлайд 12

    Портрет В задачи живописного портрета входит не только объективное изображение натуры, но и подчеркивание характерных качеств личности портретируемого. О. Игнатов «Залина» Фрагмент

    Cлайд 13

    Творческая работа Сформированное художественное восприятие позволяет личности видеть в обычных бытовых предметах эстетическое содержание и делиться им с другими через картины. С.. Картавцева «Компьютерный столик»,Дипломная работа.

    Cлайд 14

    Эстетическое восприятие и эстетические потребности Сформированные эстетические потребности -это потребности работать творчески самостоятельно. А художественное восприятие позволяет отражать мир как эстетическое явление Алфимова О. «Лето»

    Cлайд 15

    От живописи с натуры к сюрреализму Получив опыт реалистического изображения, художник выбирает любой творческий стиль. Сюрреализм, например. Дайте собственное определение сюрреализму. О. Игнатов «Возвращение Европы»