Современная архитектура парижа в исторической среде. Современная архитектура парижа в исторической среде Архитектурные памятники парижа

Трудно было найти в ХХ веке более традиционного француза и парижанина, хранившего абсолютно консервативные привычки, преклонявшегося перед историей своей страны и ее архитектурными памятниками, чем генерал Шарль де Голль. Когда он вторично пришел к власти в 1958 году, то одним из его первых дел по обустройству своей резиденции была перестройка павильона в саду для часовни, где глава государства и его близкие могли присутствовать на ежедневной мессе. И в то же время не менее трудно назвать человека, в такой степени, как Шарль де Голль, готового на самые смелые и неожиданные поступки ради величия Франции, причем не только в политике, но и в архитектуре. Шарль де Голль боготворил историю Парижа, однако именно он в качестве президента Франции положил начало так называемым «большим проектам», благодаря которым современная архитектура Парижа претерпела значительные перемены. В его честь был построен крупнейший .

Его примеру последовали преемники – президенты Жорж Помпиду, Валери Жискар д’Эстен и особенно активно – Франсуа Миттеран. Каждый из президентов второй половины ХХ века стремился, вслед за де Голлем, оставить монументальный след в архитектуре Парижа – вступить в диалог с историей и обеспечить о себе память, которую не способны искоренить перемены политической моды. Первым из «больших проектов» был создан по инициативе де Голля . Это было сделано и с наибольшим размахом, и с особенным тактом, и с использованием значимых исторических символов. Для огромного комплекса, которому предназначалось стать новым деловым центром Парижа, задыхавшегося от недостатка конторских и коммерческих зданий, выбрали место, находившееся официально вне границ города, за Сеной, на ее левом берегу.

Здесь планировалось построить «парижский Манхэттен» с небоскребами, которые должны были превзойти американские. Во всяком случае, де Голлю хотелось создать зримый символ процветающей великой державы. И в то же время Дефанс стал плотью от плоти Парижа. Его построили точно на продолжении главной градостроительной оси города, проходящей через Лувр, площадь Карусель, проспект Елисейских полей, площадь Звезды, теперь переименованную в площадь Шарля де Голля. Эта срединная линия «читается» не только в плане города: на закате солнце в определенный момент оказывается в просвете триумфальных арок на площади Карусель и площади Звезды, прославляющих победы Франции. И через арку на площади Звезды можно увидеть подсвеченный закатным солнцем силуэт почти симметрично разделенных на две группы небоскребов Дефанса. По замыслу де Голля, Дефанс должен был стать не просто современным районом, но, скорее, образом города будущего. В его мечте было немало утопических черт, которые большая группа архитекторов (во главе с Бернаром Зерфюссом и Робертом Камело) стремилась воплотить в жизнь. Здесь предполагалось полностью разделить «мир машин» и «мир пешеходов», сделать большую часть Дефанса предназначенной только для людей. В этом проекте получила осуществление одна из «великих утопий» современной архитектуры – создание полностью искусственной среды обитания людей, «второй природы», зоны «тотального дизайна». Для этого район был поднят на гигантскую многослойную бетонную платформу, внутри которой стал быстро развиваться подземный город с тоннелями для автострад, метро, поездов регионального экспресса, связывавшего Париж с дальними пригородами и аэродромами, с залами для торговых комплексов, ресторанов, выставочных помещений. Пять этажей этой структуры соединили переплетения лестниц, пандусов и эскалаторов. Под землей разлилось целое море «электронного супа» – всевозможных фонарей, указателей, светящейся рекламы – движущееся, говорящее, сверкающее, гаснущее и загорающееся вновь. Наверху же, на бетонной поверхности, поднялись небоскребы.

Геометрически четкие объемы башен закованы в темное, непрозрачное снаружи стекло. Они меняют цвет, отражая в зеркальных гладях лучи солнца и проплывающие по небу облака. Искусственная среда, как бы целиком составленная из гигантского набора конструктивных элементов, переплетения стальных ребер, панелей, пилонов, оказывается все же подверженной воздействию природы.

За счет многочисленных отражений в солнечный или дождливый день Дефанс воспринимается по-разному. Важно то, что этот район не мешает Парижу. Его структура, «надетая» на главную ось города, продолжает градостроительный смысл, но не вторгается в историческое тело французской столицы. Великолепная панорама города открывается с верхней площадки завершающего Дефанс здания-арки, созданной по проекту победившего в международном конкурсе датчанина Йогана-Отто фон Спрекельсена, реализованному к 1989 году, 200-летнему юбилею Великой французской революции, под руководством Поля Андре. С именем президента Франции Жоржа Помпиду связывается рождение принципиально иного диалога старого и нового в Париже, хотя в большей степени на этот процесс повлиял знаменитый писатель и политик, министр культуры Франции той эпохи Андре Мальро.

Вместе с президентом они решили создать Центр современного искусства и разместить его в самом сердце города. Это здание вошло в историю архитектуры под именем Центра имени Жоржа Помпиду. Победителями международного конкурса на проект этого сооружения стали итальянец Ренцо Пиано и британец Ричард Роджерс, которые благодаря ему приобрели всемирную славу. Они создали предельно радикальный образ, отказавшись от привычных черт любого , в том числе и в духе Гропиуса или Ле Корбюзье. Парижане сразу же после возведения здания прозвали его «нефтеперегонным заводом». Пройдя от площади Вогезов, помнящей веселого и великого короля Генриха IV, через сохранивший планировку и множество особняков XVII и XVIII столетий квартал Маре, выйдя из переулка, упираешься в ярко раскрашенную, состоящую из переплетенных труб «спину» здания Центра имени Жоржа Помпиду. Контраст ужасающий. По всем правилам реконструкции исторических городов, возведение подобного авангардного сооружения в старинной части города – преступление. Однако в Париже на это предпочли закрыть глаза, потому что здание получилось талантливое. Это была победа над безликостью архитектуры 1970-х годов, а победителей не судят. И действительно, фасад огромного сооружения оказался обращенным к старинным домам и переулкам квартала Маре невиданно плотным переплетением ярко раскрашенных труб, служащих для водопровода, канализации, вентиляции и т.д.

С другой стороны сооружения сеть металлических опор вынесена вперед, и лишь за нею видны стеклянные стены, которые перерезает зигзаг туннеля самодвижущейся лестницы. Казалось бы, совершенно немыслимо строить нечто подобное рядом с прославленными памятниками старины, но когда смотришь на Центр имени Жоржа Помпиду, об этом забываешь. Контраст его авангардных форм и исторических зданий столь велик, что сопоставление становится бессмысленным. Правда, в градостроительном отношении такт все же был соблюден, и это очень важно: новое сооружение практически не затрагивает традиционного силуэта города и по масштабу близко к размерам обычного квартала. Но главное, архитекторам удалось создать объект очевидно талантливый, увлекательный, интересный, который обогащает Париж, насыщает неординарной современностью исторический «текст» великого города. Преступление против сохранения старины стало удачей, превратившись в один из самых ярких символов Парижа.

В конечном итоге этот успех всегда зависит от качества архитектуры. Возведенный вслед за Центром имени Жоржа Помпиду и неподалеку от него торговый центр «Форум-де-Аль» оказался ошибкой, повредившей облику столицы Франции. Его построили на месте знаменитого старого рынка съестных припасов – «чрева Парижа», существовавшего со времен Средневековья, а в XIX столетии перекочевавшего в многочисленные павильоны, созданные из металла, вошедшего в моду после возведения Эйфелевой башни. Сломав все эти замечательные постройки, в «Форум-де-Аль» попытались использовать формы постмодернизма, якобы для того, чтобы с помощью «цитат» из прошлого вроде готических арок или элементов классического регулярного сада связать историю и современность. Получилось как-то пусто, вяло, «беззубо». И прошлое проиграло, и современность, не выразив себя в яркой форме, оказалась несостоятельной перед лицом архитектуры ушедших эпох. С приходом к власти Франсуа Миттерана положение изменилось. Пресса стала называть Париж «столицей республики фараонов», настолько президент был увлечен запечатлением в формах зодчества эпохи своего правления. А этим ироничным названием город обязан, в первую очередь, знаменитой «Пирамиде» Лувра. Реконструкция Лувра была неизбежной в связи с развитием самого музея, изменением и усложнением его функций, желанием хранителей коллекций показать публике возможно больше (ведь в музеях такого уровня, как Лувр или Эрмитаж, открыты для обозрения всего 3–5% экспонатов).

Из дворца изгнали Министерство финансов Франции, занимавшее почти половину комплекса, были перекрыты два световых двора, благодаря чему на огромных площадях разместились собрание французской скульптуры и находки археологов. Главные «архитектурные события» развернулись под Лувром. Были проведены раскопки на большую глубину, и оказалось, что фундаментом дворца XVI–XVII веков служит нижняя часть средневекового замка, сохранившаяся на несколько метров в высоту. Теперь посетители могут обойти вокруг подножия Лувра XV столетия, раньше скрытого от всех. Подземная часть музея расположилась также под огромным внешним двором комплекса и площадью Карусель.

Здесь находятся магазины сувениров и антиквариата, разнообразные кафе и рестораны, обширные технические помещения и, главное, центральный распределительный вестибюль, благодаря которому посетители получили возможность легко попасть в любую часть музея. Лувр приобрел иной уровень технического обеспечения и комфорта для приходящих в него людей. Над вестибюлем, на поверхности земли, по проекту архитектора Йео Минь Пея была построена стеклянная «Пирамида» со стальным каркасом, в которой находится главный вход в музей. Прозрачность и легкость «Пирамиды» должны были бы смягчить контраст ее геометрических поверхностей и исторических форм старого Лувра. Но этого не происходит. Вне зависимости от того, с какой стороны на нее смотреть, «Пирамида» концентрирует на себе основное внимание. Она стала центром и едва ли не главной архитектурной достопримечательностью Лувра, затмив собой наследие прошлых веков. Как и в случае с Центром имени Жоржа Помпиду, это неправильно по всем международным законам реконструкции исторических городов и зданий. И в то же время – несомненная удача. Талант архитекторов и их сдержанность, решение поднять над землей лишь крошечную часть нового Лувра обеспечили возможность добавить свое произведение к красотам, художественным богатствам и эксцентричным выходкам Парижа.

Сочетание «Пирамиды» и подлинных памятников показывает один из возможных вариантов будущего развития нового зодчества в исторической среде. К концу ХХ столетия относится и целый ряд других «больших проектов» – создание Оперы на площади Бастилии, Института Арабского мира на берегу Сены, неподалеку от острова Сите, идея строительства новой Национальной библиотеки Франции, законченной уже при президенте Жаке Шираке. Однако эти сооружения не повлияли так существенно на облик Парижа, как Дефанс, Центр Жоржа Помпиду и «Пирамида» Лувра. Как и многие другие, они остались просто новыми зданиями в старинном городе, которые не обогащают его облика и не вступают в активный и принципиальный диалог с прошлым. Пример Парижа второй половины ХХ века показывает, что самое худшее для исторического города – это безразличие к нему. Главная опасность заключена не в современной архитектуре Парижа, пусть даже резко выделяющейся из традиционной застройки. Нельзя допустить, чтобы высокие эстетические качества урбанистической среды прошлых веков вытеснила современная дешевая бездарность. Париж на протяжении многих столетий остается одной из великих художественных столиц мира именно потому, что постоянно накапливает выдающиеся произведения зодчества. Сегодня, так же как в XII или XVIII столетиях, столица Франции сохраняет в неприкосновенности традицию, обеспечивающую ей вечные привлекательность и престиж, – следование самой высокой архитектурной моде каждого века и концентрацию шедевров всех эпох, включая и наше время.

June 30th, 2014

Все, кто бывал в Париже или хотя бы видел его на фотоснимках, знает, как выглядит типовая парижская застройка. Несмотря на то, что в Париже огромное, просто нечеловеческое количество зданий, построенных до XIX века, уникальных памятников архитектуры, средневековых храмов и так далее, всё-таки значительная часть города застроена в конце XIX – начале XX века домами, выдержанными в едином стиле.

Начало этой застройке положил великий французский градостроитель Жорж Эжен Осман, реорганизовавший в 1860-х годах весь Париж – порядка 60% площади города подверглось перепланировке, было снесено множество средневековых зданий, убраны пустыри, а город превратился в сеть длинных широких бульваров, удобных и для проезда, и для прохода, и для прочего. Этот процесс получил название османизации Парижа , можете почитать подробнее по ссылке.

До османизации высота жилых зданий в городе была строго ограничена 22 метрами – это было связано с узкими улицами; при более высоком строительстве свет просто не попадал на улицы. Широкие бульвары и множественный снос старых зданий позволили повысить планку, здания выросли до 6-9 этажей. Например, типичные дома османовского типа на улице Монж. Фасады этих домов так и называются: façade haussmannienne classique (классический османовский фасад):

Дома османовского типа массово строились в Париже с 1860-х по 1930-е годы; все стили архитектуры «подгонялись» под этот тип. Даже самый лютый модерн, созданный великими Жюлем Лавироттом или Эктором Гимаром , в общем и целом вписывается в стиль и имеет схожую внутреннюю структуру. Вот вид из нашего окна на ряд османовских домов:

А сегодня мы посмотрим, как выглядит османовский дом изнутри. Понятно, что есть определённые различия. Но в целом всё именно так. В Париже чистые подъезды, красивые двери, изящные лестницы и лифты, красота и уют. После прочтения этого поста вспомните свой подъезд, выйдите и сделайте там ремонт:)

Итак, наше пристальное внимание уделяется позднему дому османовского типа, построенному в 1931 году архитекторами Жаном Бушером (не путать с его современником и тёзкой – скульптором) и Анри Робэном . Снимок сделан в январе, ещё в мою прошлую поездку, но зато на нём деревья не закрывают дом листвой.

Сперва наружные детали. Хорошо видны типовые «французские балконы» (большое окно до пола и ограждение для безопасности), уличный фонарь.

Там, наверху, едва видны козырьки мансарды – там мы и жили.

На стенах всех османовских домов в обязательном порядке есть пометка архитектора. Чаще всего она красивая и аккуратная, тут же как-то наскоро была сделана.

Обратите внимание, что все поверхности, на которые могут садиться голуби, в обязательном порядке покрыты антиголубиными штырьками.

А вот и наш подъезд.

Обязательный домофон. Можно набрать номер квартиры, код или открыть электронным ключом.

Войдя в подъезд, мы попадаем в предбанник. У него несколько функций. Сюда имеет доступ (ключи от внешней двери) почтальон, который тут оставляет письма. В старинных домах наружные двери чаще всего красивые, деревянные (), хранящие облик дома. Здесь они металлические, потому что дом 1930-х. Но в любом случае внутренняя дверь уже современная, в случае необходимости утеплённая или утяжелённая. Здесь – стеклянная, в большей мере для красоты и отсеивания нежелательных визитёров.

Вид наружу.

Кнопки открывания двери и включения света в предбаннике – оригинальные, 1931 года.

Чаще всего в предбанниках расположены ряды почтовых ящиков, но это довольно дорогой дом, и тут письма разносит по квартирам консьерж. Все письма почтальон приносит в один общий ящик, консьерж же отфильтровывает спам и сортирует их.

Внутренний домофон. Чаще всего он представляет собой список жителей по фамилиям с кнопками. Здесь, повторюсь, дом довольно крутой, и потому домофон электронный – фамилию нужно выбрать из списка на экране, затем позвонить. Здесь же можно набрать код или открыть внутреннюю дверь электронным ключом.

Для примера приведу пару снимков других подъездов парижских домов. Например, вот такой:

А вот предбанник другого подъезда. Нехило, да? :) Видны ящики справа вдали.

Ну да ладно. Из предбанника мы, наконец, попадаем в сам подъезд. Дальняя дверь слева – та, через которую мы вошли. Дверь напротив, в которой отражаюсь искажённый я, соединяет подъезд с соседним. Дальняя дверь справа ведёт в кабинет консьержа. Ближняя дверь слева ведёт во внутренний двор и к задней лестнице. Лифт и лестничная клетка за моей спиной.

В подъезде полутьма, снимать тяжело и неудобно. Вот вид в другую сторону, от входа в подъезд. Видны как раз лифт и лестничная клетка. Маленькая дверка напротив лифта – кладовая.

Батарея и зеркало. Я вампир, я не отражаюсь.

Лифт 1931 года постройки, маленький. Рядом дверь в лифтовую.

Со вспышкой выглядит вот так. Тоже криво:)

Кабина отделана деревом.

Но в неё уже встроен современный пульт. Этажей восемь (точнее, нулевой этаж, где нет квартир, и семь).

Мы же с вами пойдём не в лифт, а во внутренний двор. Дверь, ведущая вправо рядом с выходом во двор, - это дверь на заднюю лестницу и к техническим помещениям, мы туда ещё пойдём, там интересно.

Обернёмся – вид на подъезд из двери, ведущий во двор.

Дверь открывается автоматически, она на фотоэлементе.

Дворы бывают очень разные. Иногда зелёные с лужайками, иногда вот такие – бетонные.

Впрочем, даже тут жильцы стараются поддерживать зелень.

Во двор выходят задние двери всех подъездов дома. Сюда подвозят мебель для разгрузки, например. Тут же уборщики ходят между подъездами.

Вот задняя дверь.

Наклонные окна около дверей – это витражи лестничных клеток.

Во дворе скучно, пошли обратно. В ящиках и шкафах, порой весьма раздолбанных, потому что им по 80 лет, находятся различные коммуникации, распределители, а также, например, противопожарные средства.

Теперь вернёмся в подъезд и пойдём вверх по обычной парадной лестнице. Во всех османовских домах лестницы в подъездах винтовые, но при этом весьма широкие.

Тут реально темно. Снимать можно только со вспышкой. Вот типовая площадка. Посередине – вход в лифт, по бокам – два входа в квартиры. Я никогда не видел больше двух квартир на площадку, но, возможно, такое тоже бывает.

Пол деревянный, есть ковровая дорожка.

Квартирные двери в 99% случаев двухстворчатые. Напомню, что до советских времён в старых домах тоже везде были деревянные двустворчатые двери. Пока их планово не поменяли на всякую пакость.

Витражное окно изнутри.

Больше на площадках смотреть нечего, пойдём из этой тьмы прочь изучать интересное. Помните ту дверку справа, что я вам показывал около выхода во двор? За ней прячутся настоящие недра парижского дома. Если войти в неё, вы внезапно оказываетесь на второй, задней лифтовой площадке. Тем темно и крайне неудобно снимать.

Прямо напротив этого – технического – лифта находится дверь к мусорным бакам. Сбор мусора раздельный: стекло, пластик и так далее.

Ну вот так, со вспышкой, лучше.

Но это не комната и не помещение. Если задрать голову у баков, становится понятно, что это ещё один внутренний дворик.

Вернёмся на лифтовую площадку и зайдём в лифт. Он тоже 1931 года, как и парадный.

Кро-о-о-ошечный.

Фокус! Тут на один этаж больше, чем в парадном лифте!

Дерево, медь, красота.

Единственно: из соображений безопасности в лифт встроена современная система со стеклянными дверями «троллейбусного» типа – помимо витой решётки.

В общем, на каждом этаже есть ещё вот такая площадка. Сюда выходят задние двери квартир (обычно из кухонь).

Детали и артефакты.

Если выглянуть из окна этой площадки, обнаружится, что мы как раз смотрим на мусорные баки.

Можно не на лифте, а по лестнице.

Но нас более всего интересует загадочный 8-й этаж, которого в доме быть не должно.

Собственно, этот этаж – это и есть легендарные парижские мансарды. От лифта вдаль уходит коридор с дверями.

Свет тут довольно тусклый, освещение из окон на потолке или искусственное. Каждый покупающий квартиру в этом доме получает в довесок комнату в мансарде – совершенно отдельную. То есть в доме 7 этажей, 14 квартир, и на этом чердаке – 14 комнат.

Коридор заканчивается дверью в следующий коридор, где находятся мансардные комнаты, принадлежащие квартировладельцам следующего подъезда.

Осветительное окно.

Большинство комнат (в данном случае 13 из 14) сдаются. Стоит в хорошем районе такой скворечник порядка 1000 евро в месяц плюс коммуналка. Использовать открытый газ в комнатах строго запрещено.

Двери деревянные. Но вот эта заварена наглухо стальным листом. Насколько я понял из объяснений, тут жил какой-то неблагополучный элемент, что-то не поделивший с хозяином, и хозяин от греха подальше, выставив товарища, дверь заварил. Это связано с тем, что по французским законам квартиросъёмщик защищён очень хорошо, а вот владелец – не очень.

В коридоре – всё необходимое. Огнетушитель.

Лестница раскладная.

Дверь за лифтом – общественный туалет. Дело в том, что по закону в мансарды нельзя проводить канализацию (туалет и ванную). Обычно закуток внутри комнаток переделывают под кухоньку. Но конкретно в той, где мы жили, была проведена отдельная система; у нас был свой унитаз и душ. Но для тех, у кого их нет, предназначен общественный.

Если мы выглянем из бокового окна в конце коридора, мы увидим… ещё один внутренний дворик.

Верхние части таких «колодцев» затянуты защитной сеткой, чтобы всякая гадость не попадала.

Общественный унитаз. Обшарпанно, но чисто.

Вид из окна:)

Простите, друзья, но саму комнатку я вам не покажу. Личное пространство, носки и трусы раскиданы. Одна стена скошена, там окно. Снаружи – стальные ставни.

Окно выходит вот на такую крышу.

Крыши в османовских домах покрыты разными материалами. Вот этот шикарный, нам бы его везде вместо кровельной жести.

Вдоль окон идёт водосточный желоб и канализационная труба.

Все края крыши в обязательном порядке обработаны антиголубиными штырями.

А вид из окна – вот такой. Снимок сделала Таня в ходе подготовки

Париж – не просто столица Франция, но и просто фантастический по красоте и величию город, в который съезжаются туристы со всех уголков мира. Для многих из них слова „Увидеть Париж и умереть” не просто устоявшееся выражение, но и настоящая правда.

Любить Париж очень просто, достаточно просто хотя бы раз побывать там, посмотреть на него, познакомиться с его атмосферой и особым шармом, благодаря которому он уже успел завоевать сотни тысяч сердец.

Как и у каждого города, а столицы Франции есть свои достопримечательности, которые составляют список необходимых к ознакомлению. Очень трудно включить в список их все, но на некоторых стоит сделать отдельный акцент. Поэтому, давайте знакомиться:

– место своеобразного паломничества разных людей всех стран и народов, основа культуры и духовной значимости, нулевой километр Парижа.

Ззнаменитый на весь мир — Собор Парижской богоматери

Нотр-Дам-де-Пари – возможно, известнейший из соборов во всем мире, однако не это делает его настолько популярным. Величественная красота, максимально удачное объединение романтического нормандского стиля с новаторской готикой, высота здания (35 метров) – все это мало кого оставляет равнодушным.

С которой в ясную погоду открывается обзор на ближайшие 70 километров – прекрасная возможность открыть для себя Париж с высоты птичьего полета.

Символ Парижа — Эйфелева башня

Три открытых уровня позволяют самостоятельно познакомиться с главной достопримечательностью столицы, однако всегда можно воспользоваться услугами профессионального экскурсовода. И если к лифтам обычно выстраивается огромная очередь, то лестницы с южной стороны относительно свободны.

Помните, что наилучшим временем для посещения Эйфелевой башни с целью обзора является время перед заходом солнца (за час-полтора).

3. Лувр . Это не только памятник архитектуры (дворец, в котором обитали французские короли), но и известнейший в мире музей, в котором собрана самая богатая коллекция различных экспонатов.

Музей Лувр а Париже

Будьте готовыми к тому, что в Лувре невозможно посмотреть все и сразу – он огромен! Выделите время на несколько посещений, заранее продумайте план осмотра, решите – что именно вы хотите увидеть в первую очередь.

Музей работает с 9 утра до 6 вечера (выходной — вторник).

4. Триумфальная арка , расположенная в центре площади Звезды. Арка не только считается самой огромной среди всех в мире, но и официальным символом Парижа.

Арку лучше обойти вокруг, посмотреть сквозь нее вперед и назад, можно даже подняться наверх – осмотреться вокруг. Наверх подниматься стоит хотя бы ради прекрасной панорамы города и чтобы основательно оценить геометрию Триумфального пути.

Одна из магистралей Парижа, название которой имеет очень глубокие корни в греческой мифологии (обязательно ознакомьтесь с историей этой достопримечательности, чтобы как можно лучше понять ее и прочувствовать).

Елисейские поля в Париже

Елисейские поля всегда были местом проведения всевозможных военных парадов 14 июля и 11 ноября – во время праздников, которые скрепляют национальных дух французов. Здесь можно не только приятно провести время в компании прекрасных пейзажей, но и ознакомиться с множеством торговых центров, кинотеатров и даже со знаменитым кабаре „Лидо”.

Статистика утверждает, что Елисейские поля уже давно являются наиболее посещаемой достопримечательностью столицы Франции – каждый день сюда съезжаются около 500 тысяч человек.

6. Мулен Руж . Сейчас, как и в далеком 1989 году, это не просто зал-кабаре, но и настоящий образ жизни парижан и приезжих гостей столицы. Сюда приходят за постоянство, с которым представляют Мулен Руж: бесконечные блестки, перья, оригинальное музыкальное сопровождение и потрясающие декорации.

Если вы хотите узнать Париж во всей его красе и со всеми его особенностями – обязательно стоит посетить данное заведение, в котором в свое время побывали и Оскар Уаллд, и Пикассо, и Шарль Азнавур, и множество других деятелей культуры, искусства и др.

7. Монмартр . Кто еще не знал о его существовании – узнали после потрясающего фильма „Амели”. Это не просто место, куда стекаются любопытные, это – живописнейший квартал Парижа, где все буквально пышет красотой, нежностью, свободой и бесконечным вдохновением.

Монмартр — живописнейший квартал Парижа

Другое дело, что совсем рядом с Монмартром находится площадь Пигаль, распространяющая репутацию разврата и пошлости. Здесь можно познакомиться с миром бесконечного секс-шопа, эротического шоу и стендов с порнографией.

Подняться на холм Монмартра можно на фуникулере, где действует обычный билет на метро.

8. Диснейленд . Дети со всего мира проводят свои дни и ночи в мечтах о том, чтобы побывать в Париже ради чудесного развлекательного парка. Открытый в 1955 году, он и до сих пор пользуется сумасшедшей популярностью не только среди детей младшего и старшего возраста, но и среди их родителей.

Главная улица Диснейленда

Сам парк расположен в 32 километрах от Парижа и состоит из 5 частей, каждая из которых включает в себя множество аттракционов, магазинов и ресторанов. Путешествовать из одной части Диснейленда в другую можно с помощью специального паровозика. Экскурсия в Диснейленд рассчитана на полный день, поэтому катастрофическая усталость и полное удовлетворение гарантированы каждому посетителю!

Имеет огромную историю, благодаря интересу к которой стала настолько популярна среди туристов. Сегодня в самом ее центре можно увидеть Июльскую колонну, которая была поставлена здесь в 1831 году (как память о жертвах революции 1830 года).

Площадь Бастилии в Париже

Последним этапом воздвижения в этом месте стала построенное здание оперы. Театр имеет вид стадиона и принимает гостей как в вечерних нарядах, так и в простых джинсах и свитерах – это его непосредственная особенность.

10. И последними в списке 10 наиболее запоминающихся достопримечательностей Парижа являются мосты. Да, все без исключения мосты столицы Франции (а их 38).

Если бы не такое огромное их количество, жители Парижа, несомненно, испытывали бы некоторые проблемы с водами Сены.

Самым роскошным мостом можно смело назвать мост Александра III , который украшен колоннами с позолотой, бронзовыми светильниками, всевозможными купидонами и херувимами, нимфами и другими крылатыми созданиями.

Есть еще мост Согласия , который известен тем, что был выстроен из камней разрушенной Бастилии. Ныне он весьма успешно объединяет левый и правый берега Парижа.

Мост Согласия выстроен из камней разрушенной Бастилии

Париж – город, который лучше увидеть собственными глазами! И пусть вы не увидите всего сразу, у вас обязательно появится желание возвращаться и вновь погружаться в его непревзойденную атмосферу истории, культуры, архитектуры!

Париж – город, который лучше увидеть собственными глазами — ВИДЕО

Париж — прекрасный город с множеством интереснейших и красивейших мест. Началом французской столицы заслуженно считается остров Сите, на которым находится всемирно известный средневековый собор Нотр-Дам де Пари. Посмотрите в этом видео на самые известные достопримечательности Парижа.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Это прекрасные здания, рассеянные по городу, выстроенные в элегантном стиле ар-нуво, популярном в начале XX века. Их фасады называют самыми сексуальными в Париже. Так говорил Сальвадор Дали - а кто посмеет спорить с мастером?

Узнаем, какие архитектурные жемчужины в стиле ар-нуво прячет город, вместе с автором блога «Московский модерн» Еленой Пугачевой. Экспертом прогулки выступит Наталья Лапкина, кандидат исторических наук, руководитель детской Академии наук QAWRA.

Здание Лавиротта на проспекте Рапп

29 avenue Rapp
Его пластичный фасад называют самым чувственным и ярким в парижском ар-нуво. Дом создал блестящий архитектор Жюль Лавиротт. Судите сами: сюрреалист Сальвадор Дали, впервые увидев это здание, назвал его не иначе как «продолжающимся эротическим экстазом». Архитектурный экстаз был создан в сотрудничестве с керамистом Александром Биго и скульптором Жан-Батистом Ларриве.

Оцените кирпич, покрытый каменной чешуей, цветную керамику, чугун решеток; рассматривайте быков, охотящихся тигров и морских чудищ. Рассмотрите каждую деталь. Приглядитесь к украшающим центральную входную группу скульптурам Адама и Ева. Первый мужчина на Земле выглядит раскаивающимся, Ева - чуть ли не игривой.

На городском конкурсе в 1901 году фасад дома был признан лучшим в Париже, как и фасад нашего следующего героя - здания Керамического отеля в 1905-м.

Жюль Лавиротт (1864–1929)
Фасады, созданные Жюлем Лавироттом, называют «торжеством плоти», самыми сексуальными в Париже. Архитектор украшал свои дома обильной лепниной, работаю в тандеме с талантливым керамистом Александром Биго. Его дома фантастичны, напоминая сразу о готике с ее аллегорической скульптурой и о причудливо изгибающемся барокко. Лавиротт трижды удостоен городской премии за самые оригинальные фасады.

Обратите внимание, ящерица – это дверная ручка.

Elysées Ceramic Hotel

34 avenue de Wagram
Создан дуэтом Лавиротт - Биго в 1904 году из монолитного бетона. Волнообразный асимметричный фасад, «опутанный» сказочными сине-зелеными лианами, неизбежно привлекает внимание туристов.
Этот памятник ар-нуво - действующий отель. В числе сохранившихся предметов оригинального внутреннего убранства бывших меблированных комнат - лестницы и витражи. Есть шанс их увидеть!

Кастель Беранже

14 rue Lafontaine Paris
Работа признанного мастера классического парижского ар-нуво Эктора Жермена Гимара. Зодчий приступил к работе над проектом в возрасте 28 лет.

Все элементы декора (витражи, балконы, лестницы и перила, мозаики, дверные ручки, камины и даже рисунки обоев) Гимар создал сам. Как и интерьеры, внешнее убранство, художественность каждой детали заставляют, остановившись, рассматривать восхитительное здание. Особое настроение архитектуре ар-нуво традиционно придают кованые ворота. Гимар впервые вписал в каменную арку асимметричные кованые ворота, сделав их значимым элементом архитектурного решения.

Фасаду замка присужден первый приз на конкурсе фасадов зданий Парижа, проводившемся газетой «Фигаро», а сам архитектор благодаря работе над этим проектом получил заказ на дизайн входных павильонов для парижского метро.

Эктор Гимар (1867–1942)
Один из самых известных мастеров парижского модерна. Славу ему принесла работа над дизайном входных вестибюлей метро. Знал ли Гимар, что через 100 лет элегантные павильоны, отблески Прекрасной эпохи (Belle Époque), станут одним из символов Парижа?
Эктор Гимар был не только талантливым архитектором и дизайнером, но и маркетологом. Вовремя оценив важность узнаваемости собственного стиля, он выпустил серию открыток с изображениями своих работ. Таким образом, собственноручно сформировал то, что было названо «стилем Гимара».

Hôtel Guimard

Avenue Mozart, 122
Эктор Гимар, женившийся на американской художнице Аделине Оппенхайм, строил дом для своей семьи. Особняк отличают (как, собственно, любое творение мастера ар-нуво Гимара) органогенное начало, пластичность линий и асимметрия, даже фривольность трактовки объемов и форм оконных проемов. Здесь мы видим более лаконичный вариант ар-нуво, где пышность декора сменила тягучесть линий.

«Дом с каллами» (La Maison des Arums)

33 rue du Champs de Mars, Paris 7ème
Здание потрясает причудливой пластикой фантастических цветов - результат кропотливой работы архитектора Луи-Октава Ракена, чей портрет писал Тулуз-Лотрек. Нежные цветы переплетаются на фасаде, на козырьке над крыльцом и даже на вентиляционных решетках. В этом «цветочном» здании размещалась школа для девочек мадемуазель Ланге, сейчас ее место занимает клиника эстетической хирургии.

Архитектор Ракен был фигурой настолько неординарной, что писатель Тристан Бернар сочинил на него эпиграмму:

Октав Ракен, ах, непригож,
Он робок, гнет его забота,
Он с Карлом Пятым был бы схож,
Когда б не череп идиота.

В причинах неприязни Бернара к зодчему разбираться не будем. У нас есть более приятные дела - любоваться, например, его ослепительной постройкой на Марсовом поле.

Здание Les Chardons

9 rue Claude Chahu - 2 rue Eugène Manuel
Парижане называют дом «Чертополохи» (Les Chardons). Его появлением Париж обязан архитектору Шарлю Кляйну и художнику по керамике Эмилю Мюллеру. За эту работу они взяли первый приз за лучший парижский фасад. Заслуженно.

Перекусить в стиле ар-нуво

Впечатления, конечно же, будут неполными, если не отужинать свежими устрицами с бокалом белого в одном из чудных парижских кафе, сохранивших интерьеры в ар-нуво.

Ресторан Le Grand Café Capucines

4 Boulevard des Capucines
К оформлению ресторана приложил руку мастер чешского модерна Альфонс Муха.
Место культовое: здесь состоялась премьера фильма «Прибытие поезда» братьев Люмьер.
Тут уже можно и нужно пробовать французскую кухню, особенно устрицы, которые представлены в разных видах и размерах (№ 00 - самые гигантские, № 5 - самые маленькие, парижане предпочитают № 3). Есть меню на русском языке. Только луковый суп не берите: настоящие французы его не едят.

Ресторан Le Petit Zinc

11 rue Saint Benoit
Популярный в Париже ресторан с рыбным уклоном в самом центре Латинского квартала. В оформлении обильно использована керамика, майоликовые панно и растительные мотивы. Элегантно и атмосферно. Выбор морских гадов хорош, также в меню присутствуют неплохие стейки, баранина по специальному рецепту и фуа-гра с фруктами. Если вас интересует фирменное блюдо ресторана, смело заказывайте рыбу, запеченную в глиняной корке. И не забудьте про вино!

    Эпоха ар-нуво - это эпоха кафе. Париж жил в кафе, именно там создавалось искусство и провокация общественного вкуса: художники, архитекторы, писатели и поэты - все без исключения посещали кафе.

    Не отказывайте себе в десертах. Приехав в Париж, начните с Ladurée. Знаменитые макаруны были изобретены именно в этом кондитерском доме. История этого места началась во второй половине XIX века с булочной, а в 1930 году внук основателя Луи-Эрнеста Ладюре Пьер Дефонтен взял и соединил между собой два миндальных печенья прослойкой из ганаша. Так появились легендарные макаруны, или gerbet.

Попробуйте имбирные и черничные, обязательно возьмите черные и серые, еще фисташковые, лимонные и ванильные. Коробочку с разными вкусами, перевязанную шелковой лентой, увезите с собой, еще парочку возьмите для подарков. Адреса всех кондитерских лучше посмотреть на сайте.

    Обязательно заходите в булочные: их в Париже много, и каждая хороша. Пробуйте свежайшие багеты, круассаны, тарты. Чтоб почувствовать себя парижанином, утром обязательно надо купить горячих круассанов, ревеневый тарт, взять свежевыжатый апельсиновый сок (специальные аппараты стоят в магазинах и булочных) и кофе.

    Не используйте метро! Ограничитесь осмотром павильонов Гимара. По центральным кварталам города приятно ходить пешком. В Париже прекрасно функционирует наземный транспорт, на каждой остановке есть карта с районом города и маршрутами автобусов.

Приятных вам прогулок!

Карта основных зданий стиля ар-нуво в Париже

Редакция PrtBrt благодарит Елену Пугачеву и Наталью Лапкину за подготовку материала.
«Московский модерн» - Городской блог для влюбленных в искусство модерна. За обновлениями можно следить на

Фото: travelandleisure.com

Сегодня мы решили познакомить вас с самыми древними зданиями Парижа, для которых солидный возраст - не повод для грусти, а самое главное богатство. А вы уже видели этих красавцев?

Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame de Paris)

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame - Pl. Jean-Paul II, 75004 Paris

Возведение стен прекрасного средневекового собора, прославившего Париж на весь мир, началось почти 1000 лет назад, в 1163 году. За свою долгую историю Нотр-Дам не раз становился местом значимых событий. Например, именно здесь проходила торжественная коронация Наполеона I в 1804 году и венчание Генриха IV с Маргаритой де Валуа в 1572-м.


Фото: pinterest.com 2

Дом №3 на улице Вольта

Любоваться цветными фахверковыми домиками можно бесконечно. Однако чтобы увидеть эти красивые старинные строения, необязательно покидать Париж. Достаточно отправиться в район Музея искусств и ремесел в 3-м аррондисмане и отыскать там уютную улочку Вольта. Здесь вы найдете аккуратный домик под номером 3, построенный в далеком XIV веке (или в XVII, как утверждают некоторые историки). Сегодня в нем размещается неплохой японский ресторан, где можно сытно и относительно недорого перекусить.


Фото: architecturaldigest.com 3

Сорбонна (Université Paris-Sorbonne)

Основанная в 1252 году Робертом де Сорбоном, знаменитая и уважаемая Сорбонна является одной из самых посещаемых достопримечательностей французской столицы. Это один из наиболее престижных университетов Европы, в стенах которого учились Оноре де Бальзак и антипапа Александр V. А еще здесь в 1469 году была установлена первая во Франции печатная машина.


Фото: lexpress.fr

Дом №51 на улице Монморанси

Построенное в 1407 году на просторах квартала Марэ, здание некогда было резиденцией алхимика и продавца рукописей Николя Фламеля. Здесь же проживала и его супруга Пернель. Именно этому человеку приписывают создание «эликсира жизни» и таинственного философского камня, о котором писала в своем романе Джоан Роулинг. Сегодня на первом этаже дома №51 по улице Монморанси любезно встречает своих гостей элитный ресторан Auberge Nicolas Flamel.


Фото: wikimedia.org 5

Замок Консьержери (La Conciergerie)

Адрес: 2 Boulevard du Palais, 75001 Paris

Одно из самых старинных зданий, сохранившихся в историческом сердце Парижа, на острове Сите, - величественный Консьержери. За много веков этот замок успел побывать и королевской резиденцией, и судом, и тюрьмой, которая стала последним домом для королевы Франции Марии-Антуанетты. Здесь точно стоит побывать каждому жителю и гостю Парижа!