Виды рельефа барельеф горельеф. В чем отличие горельефа от барельефа

Создаются с резьбы, лепки или чеканки – в зависимости от материала, в качестве которого может выступать глина, камень или дерево. Различие между барельефом, горельефом, конррельефом и койанаглифом заключается в соотношении объема изображения и фона.

Барельеф

Барельеф по- «низким рельефом». На таком рельефе выпуклое изображение выступает над фоном на половину собственного объема или меньше. Если представить себе, что изображение – это совокупность полноценных скульптурных фигур, а фон – песок, в который они частично погружены, то на барельефе они оказываются «погруженными» наполовину или даже глубже, «на поверхности» остается их меньшая .

Самые первые барельефы появились еще в каменном веке – это были изображения, высеченные на скалах. Барельефы встречаются практически во всех культурах Древнего мира: Египет, Междуречье, Ассирия, Персия, Индия. В Древней Греции и Древнем Риме барельефы чаще всего помещались на фронтонах храмов, становясь как бы «визитной карточкой» культового сооружения. Существовало искусство барельефа и в Средние века, и в Новое время.

Барельефы использовали и продолжают использовать для украшения монет, медалей, зданий, постаментов памятников, мемориальных досок.

Горельеф

В противоположность барельефу, горельеф называют «высоким рельефом. Изображение здесь выступает над плоскостью более, чем на половину своего объема. Отдельные фигуры даже могут полностью отделяться от фона. Горельеф в большей степени, чем барельеф, подходит для изображения пейзажей, а также сцен, включающих в себя множество фигур.

Примеры горельефа можно найти еще в античном искусстве. Один из наиболее известных примеров – пергамский алтарь, относящийся ко 2 в. до н.э. Горельеф изображает сюжет древнегреческого мифа – битву олимпийских богов с титанами.

В Древнем Риме горельефами часто украшали триумфальные арки. Эта традиция воскресла в Новое время – на Триумфальная арка в Париже тоже присутствуют горельефы.

Другие виды рельефа

Контррельеф представляет собой нечто вроде «негатива» барельефа, его оттиск, углубленный в фон. Контррельеф применяется в матрицах и печатях. Иное понимание контррельефа можно наблюдать в авангардном искусстве 20 в., в частности, в произведениях В.Татлина. Здесь контррельеф трактуется как «гипертрофированный» рельеф, полностью избавившийся от фона – экспонирование реальных предметов.

Койанаглиф – это изображение, вырезанное на плоскости. Оно не выступает из фона и не углубляется в него – углубляются лишь контуры фигур. Такое изображение выгодно отличается от барельефа и горельефа тем, что ему не грозит скалывание, следовательно, оно лучше сохраняется. Койанаглифы встречаются в искусстве Древнего Египта и других цивилизаций Древнего Востока.

Горелье́ф из франц. hautrelief, аналогично барелье́ф; см. Горяев, ЭС 445. Этимологический словарь Макса Фасмера

  • горельеф - орф. горельеф, -а Орфографический словарь Лопатина
  • горельеф - ГОРЕЛЬЕФ м. франц. изваяние на плоскости, на доске, повыше, потолще барельефа; изваяние или резьба вполплоти, вчеть-плоти, втричети-плоти и пр. Статуя, круглое изваянье; горельеф, толстое ваянье. Толковый словарь Даля
  • горельеф - барельеф (горельеф) более или менее выпуклое, толстое изваяние на плоскости Ср. Bas-relief, haut-relief - выпуклая резьба (в долю плоти, а не полное, во всю плоть, как статуя). См. рельефная речь. См. феории. Фразеологический словарь Михельсона
  • Горельеф - (франц. haut-rélief, от haut - высокий и relief - рельеф, выпуклость) вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону... Большая советская энциклопедия
  • горельеф - Го/релье́ф/ [ср.: ба/релье́ф/]. Морфемно-орфографический словарь
  • горельеф - Горельеф, горельефы, горельефа, горельефов, горельефу, горельефам, горельеф, горельефы, горельефом, горельефами, горельефе, горельефах Грамматический словарь Зализняка
  • горельеф - ГОРЕЛЬЕФ, а, м. (спец.). Скульптурное изображение на плоскости, в к-ром фигуры выступают более чем на половину своего объёма. | прил. горельефный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • горельеф - ГОРЕЛЬЕФ а, м. haut-relief m. Вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона, более, чем на половину своего объема. БАС-2.Горелиеф, настоящая обронная работа. ФРЛ-1 2 406. Словарь галлицизмов русского языка
  • горельеф - -а, м. Скульптурное изображение на плоской поверхности, при котором фигуры выступают более чем на половину своего объема. [франц. haut-relief] Малый академический словарь
  • горельеф - ГОРЕЛЬЕФ -а; м. [франц. haut-relief] Скульптурное изображение на плоской поверхности, при котором фигуры выступают над плоскостью более чем на половину своего объёма. ◁ Горельефный, -ая, -ое. Г-ое изображение. Г-ые фигуры. Толковый словарь Кузнецова
  • горельеф - горельеф м. Рельефное изображение или орнамент, в которых выпуклая часть выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объёма. Толковый словарь Ефремовой
  • ГОРЕЛЬЕФ - ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief) - высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре. Большой энциклопедический словарь
  • горельеф - ГОРЕЛЬ’ЕФ, горельефа, ·муж. (·франц. haut-relief, ·букв. высокий рельеф) (иск.). Скульптурные изображения, в которых фигуры, связанные с плоскостным фоном, значительно выступают из него (·срн. барельеф). Толковый словарь Ушакова
  • Применяются они тогда, когда в скульптурной композиции так много действующих лиц, что она была бы слишком велика, если бы ее сделали трехмерной. Чаще всего они представляют собой часть архитектурного сооружения. Рельефы встречаются на стенах дворцов и храмов - как древнегреческих и других древних народов, так и христианских.

    Формы рельефа

    Основные формы рельефа - барельеф и горельеф. Помимо них, выделяют еще два вида рельефов: контррельеф и койланаглиф. Эти термины менее известны, так как произведения искусства, которые они описывают, в нынешние годы редки и чаще идут от древних цивилизаций либо носят прикладной характер. Как правило, людей, которые сталкиваются с этими терминами, волнует один вопрос: отличия барельефа и горельефа. Это немудрено - они достаточно похожи по своему строению и по самой идее выпуклого изображения на поверхности. Что ж, тогда стоит раскрыть этот секрет.

    Барельеф

    Итак, в чем состоит отличие барельефа и горельефа? Ответить можно кратко: в глубине. Барельеф - это неглубокий рельеф. Термин происходит от французского bas-relief, что предположительно является калькой с итальянского bassorilievo - низкий рельеф. Фигуры как бы вдавлены в поверхность и выступают из нее лишь наполовину или еще меньше. Барельефы пользуются наибольшей популярностью. Они появились еще в каменном веке и встречаются в архитектуре всех древних культур. В Древней Греции и Риме они часто присутствовали на фронтонах храмов. Барельефы используются и сейчас. Причем они украшают не только архитектурные сооружения, но и поверхность монет, медалей, памятников.

    Горельеф

    Горельеф - это высокий рельеф. Термин происходит от французского hautrelief, что и означает дословно «высокий рельеф». На нем фигуры могут возвышаться как на 1/2 глубины, так и целиком выступать и быть объемными. Встречаются в античном искусстве, на триумфальных арках. В эпоху Возрождения начали использоваться как средство передачи перспективы.

    Позже, после перехода к маньеризму, а затем барокко, они приобретали смелые и причудливые очертания, которые диктовало ничем не ограниченное воображение скульпторов. В произведениях Бернини, например, можно видеть переходную форму между полностью вышедшим из поверхности горельефом и скульптурной группой. Примером может послужить «Экстаз святой Терезы», композиция которого передает возбужденное, восторженное настроение.

    Как отличить

    Отличия горельефа и барельефа, как уже понятно из их описания, видны на поверхности. И все-таки, легко ли различить их человеку, который не занимается искусством профессионально? Есть еще один критерий, который можно увидеть и ощутить. Это единство с поверхностью. Барельеф часто отличается несколько измененными пропорциями - его изображение часто уплощено, что можно видеть как на фасадах зданий, так и на монетах или посуде. Он составляет полное единство с поверхностью, на которой изображен. Даже самое яркое воображение с трудом отделит фигуры, влитые в фон. Горельеф часто имеет тенденцию к отделению. Изображение более объемное и его пропорции сохранены. Оно тяготеет к скульптурной композиции. Если пофантазировать, можно представить его отдельно от фона. Это одно из самых характерных отличий барельефа и горельефа. Если некоторые детали выступают и не прикреплены к фону - голова героя, копыто коня, барельефом это быть никак не может. Так что теперь вы с уверенностью разглядите отличия горельефа и барельефа!

    Контррельеф и койланаглиф

    Контррельеф, как видно из названия, это что-то противоположное рельефу, а именно - вдавленный рельеф, где углубления соответствовали бы выступам. Чаще всего он используется в матрицах и печатях. Оттиск же, как, например, изображение на монетах, оказывается барельефом. В авангардном искусстве XX века понятие контррельефа было переосмыслено и наделено новым значением. Художник и дизайнер Татлин называл контррельефами объемные композиции из предметов, прикрепленных к стене или двум стенам. Эти произведения искусства уже не имели поверхности, а предметы не имели ничего общего со стеной и представляли собой куски дерева, бумаги, металла или натянутые струны, соединенные в причудливую композицию. Некоторые исследователи предполагают, что эта тенденция идет от Пабло Пикассо.

    Койланаглиф трудно вообще отнести к рельефам. Он представляет собой изображение с помощью углубленных контуров, выцарапанных в камне линий. Встретить койланаглифы можно в искусстве Древнего Египта.

    Теперь вы точно знаете, в чем отличие барельефа и горельефа, а также что такое контррельеф и койланаглиф. Человеку, обладающему этими знаниями, рассматривать архитектурные и скульптурные сооружения гораздо интереснее!

    Горельеф Горельеф

    (франц. haut-relief, от haut - высокий и relief - рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.

    (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

    горелье́ф

    (франц. haut-relief, от haut – высокий и relief – рельеф, выпуклость), высокий рельеф, в котором изображение отступает от фона более чем на половину своего объёма. Иногда фигуры в горельефе выглядят как круглые статуи, приставленные к плоскости стены. Высокий рельеф лучше всего воспринимается при ярком боковом освещении, когда фигуры отбрасывают сильные тени и обозначаются все изгибы пластической формы. Особенно часто в горельефе изображаются многофигурные сцены яростной борьбы, стремительного движения. Во фризе Пергамского алтаря (2 в. до н. э.) резкие повороты мощных напряжённых тел, разметавшиеся волосы, искажённые яростью лица гигантов и могучие тела богов переданы с невиданной пластической мощью. Горельеф применялся в украшении саркофагов и триумфальных арок Древнего Рима, в скульптурном убранстве порталов и капителей романских и готических храмов (собор Св. Петра в Муассаке, 12 в.; западный фасад собора в Реймсе, 13 в., и др.). В эпоху Возрождения в технике горельефа работали многие знаменитые мастера: Дж. Пизано (рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе, 1301), Донателло («Благовещение», алтарь Кавальканти, Флоренция, 1430-е гг.) и др. Начиная с 15 в., в работах скульпторов горельеф нередко соединялся с барельефом , образуя т. н. живописный рельеф. В искусстве нового времени наиболее известна «Марсельеза» Ф. Рюда, украшающая Триумфальную арку на площади Звезды в Париже (1833-36).



    (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


    Синонимы :

    Смотреть что такое "Горельеф" в других словарях:

      - (франц. hant relief, от haut высокий, и relief выпуклый). Скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры сделаны весьма выпуклыми. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОРЕЛЬЕФ лепное выпуклое… … Словарь иностранных слов русского языка

      Муж., франц. изваяние на плоскости, на доске, повыше, потолще барельефа; изваяние или резьба вполплоти, вчеть плоти, втричети плоти и пр. Статуя, круглое изваянье; горельеф, толстое ваянье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

      Орнамент, рельеф, изображение Словарь русских синонимов. горельеф сущ., кол во синонимов: 3 изображение (98) … Словарь синонимов

      - (французское haut relief), высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема … Современная энциклопедия

      - (франц. haut relief) высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Монументально декоративные горельефы часто использовались в архитектуре … Большой Энциклопедический словарь

      ГОРЕЛЬЕФ, горельефа, муж. (франц. haut relief, букв. высокий рельеф) (иск.). Скульптурные изображения, в которых фигуры, связанные с плоскостным фоном, значительно выступают из него (срн. барельеф). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

      ГОРЕЛЬЕФ, а, муж. (спец.). Скульптурное изображение на плоскости, в к ром фигуры выступают более чем на половину своего объёма. | прил. горельефный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      - «Марсельеза» скульптора Рюда на Триумфальной парижской арке (1792) Горельеф (фр. haut relief высокий рельеф) разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину … Википедия

      горельеф - а, м. haut relief m. Вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона, более, чем на половину своего объема. БАС 2.Горелиеф, настоящая обронная работа. ФРЛ 1 2 406. Когда уже фигуры почти выходят из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

    Барельефы применяются по ряду причин:

    • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
    • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
    • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

    Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло , является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.

    Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

    Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.

    Рельеф в скульптуре обновлено: Апрель 24, 2017 автором: Глеб