Биографии, истории, факты, фотографии. Сообщение о творчестве джордж гершвина Биография гершвина краткое содержание

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: МОДЕРНИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: ВО ВСЕХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКАХ АВИАКОМПАНИИ «ЮHAЙTEД ЭРЛАЙНЗ»

МУДРЫЕ СЛОВА: «ВСЕ ЭТИ РАЗГОВОРЫ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ - ПОЛНАЯ ЧУШЬ. МОЯ ЗАДАЧА - СОЧИНЯТЬ ХИТЫ».

Джорджем Гершвином были недовольны все. Верно, он был мастер на все руки: сочинял и зажигательные, веселые мелодии для кино и сцены, и энергичные, насыщенные драматизмом оркестровые произведения. Однако музыкальные критики упрекали Гершвина в простоватости и потакании вкусам публики, а кино- и театральных продюсеров тревожила чрезмерная сложность и «непонятность» его музыки.

Гершвин пожимал плечами и продолжал сочинять как серьезную, так и не очень серьезную музыку - и, в общем, не прогадал. Сегодня, когда границы между классической и популярной музыкой прочерчены не столь резко, как прежде, произведения Гершвина воспринимают с благодарностью везде, где бы их ни исполняли.

А ХИТЫ, ОНИ КАК-ТО САМИ СОБОЙ ПОЛУЧАЮТСЯ

Мойше Гершовиц и Роза Брускина прибыли в Нью-Йорк на волне эмиграции русских евреев, спасавшихся от погромов; поселились они в Нижнем Ист-сайде. Вероятно, эти двое были знакомы еще по Санкт-Петербургу, и 21 июля 1895 года Мойше и Роза-теперь уже Моррис Гершвин и Роуз Брускин - поженились. У них родилось четверо детей: Израэль в 1896 году, Яков в 1898-м, Артур в 1900-м и Фрэнсис в 1906 году. Ни одного знакомого имени? Это оттого, что Израэль и Яков превратились в Айру и Джорджа, стоило им выпорхнуть из родного гнезда.

Страстный интерес к музыке проснулся в Джордже довольно рано. Одно из его детских воспоминаний: босой, в штанах на лямках, он стоит у входа в непрезентабельный игровой зал, слушая, как кто-то бренчит на фортепиано. В 1910 году родители купили подержанное пианино - в квартиру на третьем этаже его внесли через окно - с целью учить Айру музыке. Джордж немедленно плюхнулся на табурет и заиграл популярный мотив. Родители оторопели - Айра же вздохнул с облегчением, больше с музыкой к нему не приставали.

Освоив с преподавателем игру на фортепиано, пятнадцатилетний Джордж бросил школу и пошел работать. Он нанялся в музыкальную издательскую фирму на экзотическую должность «включателя песен»- в его обязанности входило заучивать все свежие популярные мелодии, а затем исполнять их в барах, театрах-варьете и кафе. Работать приходилось много, платили Гершвину мало, но по ходу дела он знакомился с людьми, и вот уже молодого Гершвина приглашают аккомпанировать бродвейским актерам на репетициях. Затем он начал писать песни - проходные, по большей части, но некоторые были вполне достойными. Например, песня «Лебедь» (Swanee), записанная Элом Джолсоном, пользовалась огромной популярностью. Айра взялся помогать Джорджу с текстами, и вскоре братья наладили бизнес по производству песен для бродвейских спектаклей.

КОГО ВОЛНУЕТ, ЧТО ГОВОРЯТ КРИТИКИ?

Песенным творчеством Гершвин не довольствовался. В 1910-е годы и в начале 1920-х он изучал композицию и теорию музыки, несмотря на то что его гонорары на Бродвее взлетели до небес. Затем наступил один прекрасный день в самом начале 1924 года. Айра сидел, читая газету, пока Джордж с приятелем играли в бильярд, и вдруг Айра спросил брата, известно ли тому, что Пол Уайтменждет от него джазовый концерт. Уайтмен, дирижер с классическим образованием, вознамерился доказать, что джаз может быть вполне жизнеспособным ответвлением серьезной музыки. Ранее он обсуждал с Гершвином идею концерта, но Джордж почему-то запамятовал, что Уайтмен определил срок сдачи работы.

У Гершвина в запасе оставалось всего пять недель, когда он принялся за «Рапсодию в стиле блюз». Он задумал это произведение как «музыкальный калейдоскоп» Америки, и со дня премьеры, 12 февраля 1924 года,

«Рапсодии» сопутствовал бешеный успех. Правда, музыкальные критики восторгов публики не разделяли, заявляя, что Гершвин всего лишь нанизал на одну нитку ряд известных песен. Кроме того, автора упрекнули в том, что он воспользовался услугами профессионального оркестратора; в отличие от бродвейских песенников, настоящие композиторы считают оркестровку неотъемлемой частью композиции и занимаются ею сами.

Гершвин обиделся и решил доказать критикам свою состоятельность. Так на свет появился Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор, полностью оркестрованный Гершвином, - мол, нате вам! Премьера состоялась в декабре 1925 года; Айра Гершвин позже говорил, что это был самый отчаянный поступок Джорджа в его жизни. И действительно, на Гершвина обрушился поток уничижительной критики. Некий рецензент утверждал, что концерт даже нельзя назвать хорошим джазом, до того он «неоригинален, банален, а местами попросту скучноват».

Но Джордж упорно не желал отказываться от концертной формы. Посетив в 1928 году Европу, он написал симфоническую поэму «Американец в Париже», впервые исполненную в том же году и опять снискавшую противоречивые отклики - от «приторного набора звуков… вульгарного, затянутого и пустопорожнего» до «радостной, бесшабашной, притягательной музыки».

ОПЕРА ПРИХОДИТ НА БРОДВЕЙ

В 1929 году рынок ценных бумаг рухнул и в падении увлек за собой Бродвей. Гершвину удавалось существовать на авторские отчисления и доходы от концертных выступлений, причем гастрольные маршруты иногда уводили его далеко от крупных городов - в Сиу-Фоллз, например, публика была сплошь в рабочих комбинезонах.

Кроме того, композитор задался целью написать первую подлинно американскую оперу. В основу либретто был положен роман Дюбоза Хейуорда «Порги», повествующий о чернокожих бедняках, обитателях выдуманного квартала Сомовий ряд (Кэтфиш-Роу) в Чарльстоне, штат Южная Каролина. Гершвин хотел создать серьезную оперу, а ни в коем случае не мюзикл; то есть все диалоги не проговариваются, но поются.

Однако заинтересовать этой работой оперные театры Гершвин не сумел, и премьера «Порги и Бесс» состоялась 10 октября 1935 года в бродвейском театре «Олвин». И критики, и публика пребывали в недоумении: куда они попали - на оперу или на мюзикл? Гершвин внес дополнительную путаницу, назвав свое произведение «фольклорной оперой», хотя на самом деле он рассчитывал, что «Порги и Бесс» отнесут к категории «Аиды». Критика в целом отозвалась о «Порги» как о претенциозной бродвейской поделке.

О ТАКОЙ РАБОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ

Бродвей продолжал хандрить, зато ласковое солнце Южной Калифорнии призывно подмигивало Гершвину. Киностудия «РКО пикчерс» предложила Джорджу и Айре 55 000 долларов в придачу к возможности поработать с Фредом Астером и Джинджер Роджерс.

Из Нью-Йорка Джордж уезжал без особой охоты. Он покидал не только любимый город, но и женщину, с которой был близок последние десять лет, - Кей Свифт. Они познакомились в 1925 году, в ту пору Кей была замужем за удачливым банкиром и воспитывала троих детей. Но чувства Джорджа и Кей оказались столь сильны, что они наплевали на условности и своих отношений не скрывали. Поначалу муж Свифт терпел этот роман, но в 1936 году все же развелся с Кей. Гершвин и Свифт обрели свободу, однако, вместо того чтобы пожениться, решили повременить со свадьбой, пока Джордж не вернется из Голливуда. Плейбой Гершвин, похоже, не очень стремился связывать себя узами брака. «Почему я должен ограничиваться одной женщиной, если у меня их может быть столько, сколько захочу?»

МНОГИЕ ПОЛАГАЛИ, ЧТО ГОЛОВНЫЕ БОЛИ ГЕРШВИНА И ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ - РЕЗУЛЬТАТ УДАРА ШАЛЬНЫМ МЯЧОМ ПО ГОЛОВЕ, ПОЛУЧЕННОГО НА ПОЛЕ ДЛЯ ГОЛЬФА.

В Голливуде Джордж, Айра и его жена Леонора поселились в особняке в испанском стиле с теннисным кортом на заднем дворе. Среди их соседей был зачинатель модернизма Арнольд Шёнберг, с которым Гершвин регулярно играл в теннис. Фильм Джорджа и Айры «Потанцуем?» вышел на экраны в 1937 году, но это был уже седьмой фильм с парой Астер-Роджерс, мало чем отличавшийся от предыдущих, и публике наскучило смотреть одно и то же, а самим звездам надоело повторяться.

Тем временем у Гершвина начались жуткие мигрени и головокружения. Близкие видели в этих симптомах последствия игры в гольф с писателем-юмористом П.Г. Вудхаузом, когда мяч случайно угодил в голову композитора. Другие полагали, что Гершвину просто неуютно в Голливуде; последним Гершвин верил больше и обратился не к терапевтам, но психоаналитикам. 10 июля 1937 года Гершвин потерял сознание и впал в кому. Спинномозговая пункция показала рак, и Джорджа доставили в экстренную хирургию. Доктора обнаружили неоперабельную опухоль, разъедавшую мозг композитора. На следующий день, 11 июля, Гершвин скончался; ему было всего тридцать восемь лет.

Сегодня споры о том, серьезный композитор Джордж Гершвин или только эстрадный, давно забыты. Со временем стало ясно: он был и талантливым сочинителем популярных песен, и выдающимся автором «музыки для умников». А как еще охарактеризовать человека, который мог написать песню «Тот, кто меня бережет» («Someone То Watch Over Ме») и «Рапсодию в стиле блюз», песню «Обнимая тебя» (Embraceable You) и Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор, композицию «Восхитительный ритм» (Fascinating Rhythm) и симфоническую поэму «Американец в Париже».

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

В какой-то момент Джорджу и Айре надоело, что их не хотят признавать «серьезными» музыкантами, и они решили отомстить. В песенке «Миша, Яша, Тоша, Саша» братья посмеялись над русскими музыкантами, завоевавшими американские концертные залы, - в то время натурализовавшихся русских иммигрантов постоянно попрекали сочинением популярной музыки. В песенке были такие строчки:

Сэмми, Макси, Джим и Джон,

Один убыток от таких имен,

Зато Миша, Яша, Тоша, Саша -

Наваристая каша.

ЦВЕТ КОЖИ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Судьба оперы «Порти и Бесс» складывалась исключительно трудно. В 1942 году «Порти» возродили на Бродвее, изрядно укоротив, и к тому же диалоги не пелись, но проговаривались. В таком виде «Порти» разошлась по другим театрам, а в 1959 году добралась и до широкого экрана. В фильме, снятом Отто Преминджером, играли самые прославленные чернокожие актеры - Сидней Пуатье, Дороти Дэндридж, Сэмми Дэвис-младший и Перл Бэйли. Критики обвинили экранизацию в высокомерном отношении к черным и возмутились многочисленными музыкальными купюрами. Вскоре фильм сняли с экрана, и сейчас его не найти даже на дисках.

Оперные труппы игнорировали «Порги и Бесс» вплоть до 1976 года, пока оперный театр «Хьюстон Гранд опера» не поставил «Порги» так, как ее задумывал Гершвин. Музыковеды начали менять свое отношение к этому произведению, и спустя некоторое время «Порти» провозгласили вехой в истории американской оперы. Тем не менее вопрос о трактовке образов афроамериканцев никуда не делся. Многие певцы и критики обвиняли «Порти» в навязывании стереотипов. Певица Грейс Бамбри, исполнявшая партию Бесс в знаменитой постановке 1985 года в «Метрополитен-опера», так говорила о своей роли: «Мне казалось, что эта роль унижает мое профессиональное достоинство. Я слишком много работала, чтобы добиться того, что имею, и все мы прошли невероятно долгий путь, так зачем нам нужно скатываться в 1935 год?» Однако Бамбри приняла участие в постановке, потому что ««Порги» - часть американской культуры, часть подлинной американской истории, нравится нам это или нет».

СПОКОЙНОЙ НОЧИ, ОСКАР, ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ

Одним из лучших исполнителей музыки Гершвина был пианист и композитор Оскар Левант (1906–1972). В профессиональном смысле у Леванта и Гершвина много общего. Оба происходили из семей русско-еврейских иммигрантов; оба поначалу прославились популярными песнями, хотя сочиняли и серьезную музыку. Познакомились они в 1928 году и немедленно подружились. Когда Гершвину хотелось опробовать новое сочинение на двух роялях, за второй инструмент он предпочитал приглашать Леванта. Гершвин частенько предлагал другу сыграть вместо него на концерте, если сам по каким-то причинам не мог этого сделать.

После смерти Гершвина Левант сыграл самого себя в биографическом фильме о Гершвине «Рапсодия в стиле блюз» (1945), хотя авторы фильма столь свободно обошлись с жизнью композитора, что Левант пожаловался: «Даже вранье про Джорджа, и то исказили». Он также выступил в роли композитора в фильме «Американец в Париже» (1951) с Джином Келли и Лесли Карон в заглавных ролях; в фильме звучали песни Гершвина.

Леванта знали не только как пианиста и композитора, но и как невротика, наркомана и человека, который за словом в карман не полезет. Он был частым гостем радио-шоу «Прошу информации!», а также «Шоу Джека Паара». (Паар любил заканчивать свою передачу словами: «Спокойной ночи, Оскар Левант, где бы ты ни был».) Левант, не смущаясь, рассказывал слушателям о своих неврозах, фобиях, навязчивых состояниях, вредных привычках, курсах психоанализа, которые он проходил, и шоковой терапии. В некогда запретную тему душевных болезней он привносил юмор и обезоруживающую прямоту. «Грань между гениальностью и безумием очень тонка, - говорил Левант, - и я ее стер».

Левант умер от инфаркта в 1972 году. Похоронен он в Лос-Анджелесе, и, вопреки упорным слухам, на его надгробии не написано: «Я ведь говорил им, что был болен».

КТО ЧЕМ СЛАВИТСЯ

Однажды на вечеринке Левант спросил Гершвина так, чтобы всем было слышно:

Джордж, если бы ты мог начать все сначала, ты бы опять влюбился в себя по уши?

Гершвин лишь улыбнулся в ответ:

Оскар, сыграй-ка нам попурри из твоего единственного хита.

В ЧУЖИХ РУКАХ ЛОМОТЬ ВЕЛИК…

Рассказывают, что Гершвин обращался за советом к великим композиторам своего времени; впрочем, проверке эти истории не поддаются. В одной байке говорится, что Гершвин просил Мориса Равеля позаниматься с ним. И Равель якобы ответил:

Зачем тебе становиться второсортным Равелем, когда ты уже первосортный Гершвин?

В другой истории утверждается, что Гершвин обращался к Игорю Стравинскому с просьбой об уроках по композиционному мастерству. Стравинский поинтересовался, сколько Гершвин зарабатывает в год. Услышав ответ, Стравинский задумчиво произнес:

Скорее уж мне следует у вас поучиться.

Из книги «Битлз» - навсегда! автора Багир-заде Алексей Нураддинович

Джордж Харрисон 1. Wonderwall Music (1968 год)2. Electronic Sounds (1969 год)3. All Things Must Pass (3 L.P.) (1970 год)4. The Concert For Bangla Desh (3 L.P.) (1972 год)5. Living In The Material World (1973 год)6. Dark Horse (1974 год)7. Extra Texture (Read All About It) (1975 год)8. The Best Of George Harrison (1976 год)9. Thirty Three And ? (1976 год)10. George Harrison (1979 год)11. Somewhere in England (1981 год)12. Gone Troppo (1983

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

5. Джордж Джордж Харрисон - единственный из «Битлз», выросший в большой и дружной семье. Он самый младший из четырех «Битлз» и самый младший из четырех детей Харолда и Луизы Харрисон. Джордж родился 25 февраля 1943 года в доме № 12, Арнолд-Гроув, Уэйвертри, Ливерпуль.Миссис

Из книги Джон, Пол, Джордж, Ринго и я (Реальная история ‘Битлз’) автора Бэрроу Тони

33. Джордж Джордж поселился в длинном одноэтажном, окрашенном в яркие цвета «бунгало» в Эшере. «Бунгало» стоит на частной территории, принадлежащей компании «Нэйшенел Траст», в поместье, как две капли воды похожем на угодья, окружающие дома Джона и Ринго. Через ворота,

Из книги Я. Истории из моей жизни автора Хепберн Кэтрин

Джордж Я нашёл Джорджа самым беззаботным и дружелюбным из битлов. Когда мы встретились впервые, он много улыбался и был хорошим слушателем, наименее потакающим своим желаниям из четверых, демонстрирующим неподдельный интерес ко всему, что было сказать другим людям. В

Из книги Вашингтон автора Глаголева Екатерина Владимировна

Джордж Кьюкор «Сегодня вечером никаких дел, Джоанна, я иду к Джорджу. Ты знаешь: Джордж Кьюкор, кинорежиссер».Он был моим другом. Я появилась в Голливуде всего через несколько лет после него. Он же приехал в 1929 году. И взял меня сниматься в «Билле о разводе»: в роли Сидни,

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

ДЖОРДЖ Джорджу Вашингтону одиннадцать лет. Это угловатый долговязый мальчик с белой веснушчатой кожей и рыжеватыми волосами. В детстве его заставляли носить корсет, чтобы плечи были вывернуты назад, а грудь выпячена вперед, придавая ему благородную осанку.Смерть отца

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

«Голубая рапсодия» Джордж Гершвин (George Gershwin) (26 сентября 1898, Нью-Йорк - 11 июля 1937, Голливуд) В бостонском театре «Колониэл» 30 сентября 1935 года состоялась премьера оперы «Порги и Бесс», созданная на основе романа Д. Хэйворда. Постановка в четырех актах вызвала бурные овации

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

БАЛАНЧИН ДЖОРДЖ Настоящее имя – Георгий Мелитонович Баланчивадзе(род. в 1904 г. – ум. в 1983 г.) Выдающийся балетмейстер XX века, искусство которого способствовало формированию нового направления в хореографии. Вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

ВАШИНГТОН ДЖОРДЖ (род. в 1732 г. – ум. в 1799 г.) Первый президент США. Главнокомандующий армией колонистов в борьбе за независимость в Северной Америке в 1775–1783 гг. Председатель Конвента (1787) по выработке Конституции США. Джордж Вашингтон стоял у истоков национальной

Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за благотворительность. Когда

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ГЕРШВИН ДЖОРДЖ (род. в 1898 г. – ум. в 1937 г.) Выдающийся американский композитор и пианист, крупнейший представитель симфонического джаза. На долю этого композитора выпала великая честь сделать в американской музыке то, что еще в XIX в. осуществили Глинка в России, Монюшко

Из книги Дело: «Ястребы и голуби холодной войны» автора Арбатов Георгий Аркадьевич

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Американский финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за

Из книги автора

25. Джордж Сорос (род. 1930) Один из самых влиятельных финансистов в истории человечества, миллиардер, инвестор, писатель, философ, состояние которого в настоящее время оценивается в 20 миллиардов долларов ФИЛОСОФ, КОТОРЫЙ СТАЛ ФИНАНСИСТОМ Имя Джорджа Сороса хорошо известно

Из книги автора

Гершвин “Я часто слышу музыку в самом сердце шума, – говорил Джордж Гершвин, объясняя происхождение “Рапсодии в стиле блюз”. Воплощая Эру джаза каждой клеткой своей утонченной натуры, Гершвин был совершенным феноменом американской музыки первой половины XX века,

Из книги автора

Из книги автора

Джордж Буш (старший) В один из моих первых приездов в Америку мой друг со студенческих лет Виктор Исраэлян, работавший в Нью-Йорке в нашей миссии в ООН, предложил познакомить меня с американским послом в этой организации Джорджем Бушем. Его штаб-квартира была в одном из

Опубликовано 23.09.2012 14:43 (George Gershwin) - американский композитор и пианист, известный своими композициями как популярного, так и классического жанров. Среди наиболее известных его работ является оркестровая композиции Rhapsody in Blue и An American in Paris, а также опера Porgy and Bess.

Биография

Джордж Гершвин , названный вначале Иаковом , родился в Бруклине, Нью-Йорк, 26 сентября 1898 года. Его родители были евреями из Одессы (Украина). Его отец, Моррис (Моше) Гершовитц (Gershowitz) изменил свою фамилию на «Гершвин» через некоторое время после иммиграции в Соединенные Штаты из Санкт-Петербурга, Россия, в начале 1890-х годов. Мать Гершвина Роза Брускин ранее эмигрировала из России. Она встретила Гершвина в Нью-Йорке, и они поженились 21 июля 1895. Джордж изменил написание фамилии на Гершвин после того как он стал профессиональным музыкантом. Другие члены его семьи последовали его примеру.

Ранние годы

Джордж Гершвин был вторым из четырех детей, другими были Айра (1896-1983), Артур (1900-1981) и Фрэнсис (1906-1999). Он впервые проявил интерес к музыке в возрасте десяти лет, когда он был заинтригован тем, что он услышал концерт на скрипке своего друга Макси Розенцвейга. Звуки и способ игры друга захватили его. Родители Гершвина купили пианино для его старшего брата Айры, но, к удивлению родителей и облегчению для Айры, играть стал Джордж. Хотя его младшая сестра Фрэнсис Гершвин первой в семье начала зарабатывать деньги на своём музыкальном таланте, она вскоре вышла замуж и стала матерью и домохозяйкой. Она отказалась от своей исполнительской карьеры, но увлеклась живописью. Картины были также хобби Джорджа Гершвина.

Гершвин пробовал различных учителей фортепиано в течение двух лет, а затем был представлен Джеком Миллером Чарльзу Гамбитцеру, пианисту Beethoven Symphony Orchestra. До самой смерти в 1918 году Hambitzer выступал в качестве наставника Гершвина. Он учил Гершвина традиционной методике фортепиано, познакомил его с музыкой европейской классической традиции, и призвал его принять участие в концертах оркестра. В доме, после таких концертов, молодой Гершвин будет пытаться воспроизвести на фортепиано музыку, которую он слышал. Позже он учился у композитора-классика Рубина Голдмарка и авангардного композитора-теоретика Генри Коуэлла.

Tin Pan Alley

По окончании школы в возрасте 15 лет, Гершвин нашел свою первую работу в качестве "Песня плаггер" для Jerome H. Remick и компании, издательской фирмы на аллее Tin Pan Нью-Йорке, где он заработал $15 в неделю. Его первой опубликованной песней стала "When You Want "Em, You Can"t Get "Em, When You"ve Got "Em, You Don"t Want "Em.". Она была опубликована в 1916 году, когда Гершвина было всего 17 лет, и принесла ему $ 5. Его новинка 1917 года - рэг "Rialto Ripples" имела коммерческий успех, а в 1919 году Гершвин добился своего первого большого национального хита с песней "Swanee" на слова Ирвинга Цезаря. Эл Джонсон (Al Jolson), известный бродвейский певец, услышал как Джордж исполнять "Swanee" в гостях и решил спеть ее в одном из своих шоу. В 1916 году Гершвин начал работать на Aeolian Company и Standard Music Rolls в Нью-Йорке, делая записи и аранжировки. Он создал десятки, если не сотни записей под своим и чужими именами. (Псевдонимы Гершвина включали Фред Мерта (Fred Murtha) и Берт Уинн (Bert Wynn)). Он также записал свои композиции на ролики для механических пианино Duo-Art и Welte-Mignon. Между записями фортепианных рулонов, Гершвин делал краткие набеги в водевили, аккомпанируя Норе Байес (Nora Bayes) и Луизе Дрессер (Louise Dresser) на пианино.

В начале 1920-х Джордж Гершвин часто работал с поэтом Бадди ДеСильва (Buddy DeSylva). Вместе они создали экспериментальную джазовую одноактную оперу Blue Monday в Гарлеме, которую можно считать предтечей новаторской Porgy and Bess.

В 1924 году Джордж и Айра Гершвин создали музыкальную комедию Lady Be Good , в который вошли такие будущие стандарты, как "Fascinating Rhythm" и "Oh, Lady Be Good!".

За этим последовали Oh, Kay! (1926); Funny Face (1927); Strike Up the Band (1927 и 1930); песня футболистов "Strike Up The Band for UCLA", Show Girl (1929), Girl Crazy (1930), которая ввела стандарт" I Got Rhythm ", и Of Thee I Sing (1931) - первая музыкальная комедия, выигравшая Пулитцеровскую премию (для драмы).

Европа и классическая музыка

В 1924 году Гершвин написал свою первую основную классическую работу Rhapsody in Blue для оркестра и фортепиано. Она была оркестрована Фердом Грофе (Ferde Grofé), а премьера прошла на концерте группы Пола Уайтмена (Paul Whiteman) в Нью-Йорке. Rhapsody in Blue оказалась самой популярной работой Гершвина.

Гершвин перебрался в Париж, где в течение короткого периода времени изучал композицию с известным инструктором Надей Буланже (Nadia Boulanger), которая вместе с несколькими другими потенциальными наставниками, такими как Морис Равель (Maurice Ravel), отвергли его, боясь, что строгое классическое исследование разрушит его джазовый стиль. В то время Гершвин написал An American in Paris. Эта работа получила смешанные отзывы после его первого выступления в Карнеги-холле 13 декабря 1928 года, но, тем не менее, стала частью стандартного репертуара в Европе и Соединенных Штатах. Устав от парижской музыкальной сцены, Гершвин вернулся в Соединенные Штаты.

В 1929-м Джордж Гершвин заключил контракт с Fox Film Corporation, чтобы сочинять музыку к кинокартине Delicious. Только две композиции были использованы в финале фильма, пять минут "Dream Sequence" и шесть минут "Manhattan Rhapsody". Гершвина обуяла ярость, когда остальные композиции были отклонены Fox Film Corporation.

Опера

Наиболее амбициозной композицией Гершвина была Porgy and Bess (1935). Сам Гершвин назвал её "народной оперой", и она в настоящее время считается одной из самых важных американских опер ХХ века. "С самого начала лучшей считалась лучшей другая - "Rhapsody in Blue. Даже критики не могли понять, как оценить, была ли это опера, или это был просто амбициозный бродвейский мюзикл? Он пересек все барьеры ", - говорит историк театра Robert Kimball.«Это не было музыкальное произведение как таковое, и не было драмы как таковой - она была вне категории».

Основанный на романе Porgy by DuBose Хейворда, действие которого происходит в вымышленном месте, где проживают только чернокожие в Catfish Row в Чарльстоне, Южная Каролина. За исключением нескольких незначительных ролей, все артисты чернокожие. Музыка сочетает в себе элементы популярной музыки, с сильным влиянием африканской музыки, с типичными методами оперы, такие как речитатив, композиция и разветвленная система лейтмотивов. Порги и Бесс содержит некоторые из наиболее сложных элементов в музыке Гершвина, в том числе фуга, пассакалия, использование атональности, политональности и полиритмии, и рада тонов. Даже набор номеров (из которых "Summertime", "I Got Plenty O "Nuttin" и "It Ain"t Necessarily So" - хорошо известные примеры) являются одними из самых изысканных и гениальных произведений Джорджа Гершвина. Для спектаклей Гершвин сотрудничал с Евой Джесси (Eva Jessye), которую он выбрал в качестве музыкального директора. Одна из выдающихся музыкальных выпускниц Западного Университета в Канзасе, она создала свой собственный хор в Нью-Йорке и выступала с ним. Эта работа была впервые исполнена в 1935 году, но не дала кассовой выручки.

Последние годы

После провала Porgy and Bess Джордж Гершвин переехал в Голливуд, штат Калифорния. Он был заказан RKO Pictures в 1936 году, чтобы написать музыку к фильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в ролях: Фред Астер и Джинджер Роджерс. Расширенные композиции Гершвина, который «поженил» балет с джазом, занимают более часа в фильме. Гершвину потребовалось несколько месяцев, чтобы написать и аранжировать их.

В начале 1937 года Гершвин начал жаловаться на головные боли и ослепительные повторяющееся впечатления, что он пахнет сожженной резиной. Врачи обнаружили у него разросшуюся кистозного типа злокачественную опухоль мозга.

В январе 1937-го, Джордж Гершвин исполнил специальный концерт своей музыки с симфоническим оркестром Сан-Франциско под руководством французского маэстро Пьера Монте (Pierre Monteux). Гершвин страдал "музыкальными отключениями" во время своего последнего выступления. В начале июня Гершвина рухнул во время работы в Goldwyn Follies в Голливуде и был доставлен в больницу. Он умер 11 июля в возрасте 38 лет в больнице после операции на опухоли. Джордж Гершвин был похоронен на кладбище Westchester Hills в Гастингс-на-Гудзоне, Нью-Йорк. Мемориальный концерт состоялся в Голливуд Боул 8 сентября 1937 года, в котором Отто Клемперер (Otto Klemperer) дирижировал своей собственной оркестровкой второй из Трёх прелюдии для фортепиано (Three Piano Preludes) Гершвина.

Гершвин получил свой единственную номинацию на премию Оскар за лучшую песню в 1937 году за "They Can"t Take That Away from Me", написанную вместе с братом Айрой для фильма Shall We Dance. Номинации была посмертная; Гершвин умер через два месяца после выхода фильма на экраны.

У Гершвина был десятилетний роман с композитором Кей Свифт (Kay Swift), с которой он часто консультировался о своей музыке. Они никогда не поженились, хотя Кей в конце концов развелась со своим мужем Джеймсом Уорбургом для того, чтобы сделать это возможным. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер предположила, что пара не поженилась, потому что мать Гершвина, Роуз, была «недовольна тем, что Кей Свифт не был еврейкой». Композиция Oh, Kay была названа в ее честь. После смерти Гершвина Кей Свифт аранжировала некоторые из его произведений, записана несколько своих записей, и сотрудничал с его братом Айрой в нескольких проектах.

Гершвин умер без завещания и его усадьба перешла к его матери. Наследники продолжали собирать значительные отчисления от лицензирования авторских прав на его работы. Авторские права на все сольные работы Гершвина истекли в конце 2007 года в Европейском Союзе, через 70 лет после его смерти.

В 2005 году The Guardian определила с помощью "оценки доходов, начисленных при жизни композитора", что Джордж Гершвин был самый богатый композитор всех времен и народов.

Бесчисленные певцы и музыканты записали песни Гершвина, в том числе Фред Астер (Fred Astaire), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Дин Мартин (Dean Martin), Эл Джонсон (Al Jolson), Бобби Дарин (Bobby Darin), Перси Грейнджер (Percy Grainger), Арт Тэйтум (Art Tatum), Иегуди Менухин (Yehudi Menuhin), Бинг Кросби (Bing Crosby), The Moody Blues, Дженис Джоплин (Janis Joplin), Джон Колтрейн (John Coltrane), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), Мел Торм (Mel Tormé), Билли Холидей (Billie Holiday), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Сэм Кук (Sam Cooke), Дайана Росс (Diana Ross), Майлз Дэвис (Miles Davis), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Хироми Уехара (Hiromi Uehara), Мадонна (Madonna), Джуди Гарланд (Judy Garland), Джули Эндрюс (Julie Andrews), Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand), Мэрни Никсон (Marni Nixon), Натали Коул (Natalie Cole), Пэтти Остин (Patti Austin), Нина Симон (Nina Simone), Морин МакГоверн (Maureen McGovern), Джон Фэйхи (John Fahey), The Residents, Кейт Буш (Kate Bush), Sublime, Стинг (Sting), Эмми Уэйнхауз (Amy Winehouse) и Liquid Tension Experiment.

Работы Гершвина

Классические работы

Note: All orchestral/operatic pieces are orchestrated by Gershwin unless otherwise specified.

Lullaby (1919), a meditative piece for string quartet. Originally, a class assignment from his music theory teacher.

Blue Monday, a one-act opera featured in George White"s Scandals of 1922 at the Globe Theatre, Paul Whiteman conducting, orchestrated by Will Vodery.

A Suite from Blue Monday for piano was later arranged by Pianist and Gershwin Scholar Alicia Zizzo and has been recorded.

Reorchestrated by Ferde Grofé and retitled 135th Street in 1925 for a performance at Carnegie Hall.

Rhapsody in Blue, (1924), his most famous work, a symphonic jazz composition for Paul Whiteman"s jazz band & piano, premiered at Aeolian Hall, New York, better known in the form orchestrated for full symphonic orchestra. Both versions were orchestrated by Ferde Grofé. Featured in numerous films and commercials.

Short Story, (1925), for violin and piano, an arrangement of two other short pieces originally intended to be included with the Three Preludes. Premiered by Samuel Dushkin at The University Club of New York in New York City.

Concerto in F, (1925), three movements, for piano and orchestra, premiered in Carnegie Hall by the New York Symphony Orchestra, Walter Damrosch conducting.

II. Adagio - Andante con moto - Adagio

III. Allegro agitato

An American in Paris (1928), a symphonic tone poem with elements of jazz and realistic Parisian sound effects, premiered in Carnegie Hall by the New York Philharmonic, Walter Damrosch conducting.

Dream Sequence (1929) A five minute instrumental interlude, meant to portray a mind reeling into the dream state. Different music than the "Rhapsody in Rivets" sequence, which later was expanded and rescored into the Second Rhapsody. Other musical sequences went unused that Gershwin created for Delicious (film), Fox Film Corporation declined to use the rest of his score.

Second Rhapsody (1931), for piano and orchestra, based on the score for a musical sequence from Delicious (film). Working title for the work was Rhapsody in Rivets. Premiered at the Boston Symphony Hall by the Boston Symphony Orchestra, Serge Koussevitzky conducting.

Cuban Overture (1932), originally titled Rumba, a tone poem featuring elements of native Cuban dance and folk music; score specifies usage of native Cuban instruments, premiered at the Lewisohn Stadium of the City University of New York, Gershwin conducting.

Overture to Strike Up the Band (1934), the longest and most complex of the overtures for Gershwin"s broadway shows, several sections are polytonal/atonal

March from Strike Up the Band (1934) is a very popular musical interlude from the 1927 stage musical of the same title.

Variations on "I Got Rhythm" (1934), a set of interesting variations on his famous song, for piano and orchestra. Premiered at the Boston Symphony Hall by the Leo Reisman Orchestra, conducted by Charles Previn.

Includes a waltz, an atonal fugue, and experimentation with Asian and jazz influences

Porgy and Bess, a folk opera (1935) (from the book by DuBose Heyward) about African-American life, now considered a definitive work of the American theater, premiered at Boston"s Colonial Theater, Alexander Smallens conducting.

Contains the famous aria "Summertime", in addition to hits like "I Got Plenty o" Nuttin"" and "It Ain"t Necessarily So".

Porgy and Bess has also been frequently heard in the concert hall, one suite fashioned by Robert Russell Bennett, Porgy and Bess: A Symphonic Picture is relatively popular.

Catfish Row (1936), a five movement suite based on material cut from Porgy and Bess before its Broadway premiere.

V. Good Morning, Brother

Score to Shall We Dance (1937 film), (1937) ENTIRE SCORE: This was the first full movie score composed and orchestrated by Gershwin, excluding the score for Delicious (film) which was almost completely rejected by Fox Studios. This massive score includes a final extended 8-minute orchestral passage based on the title song with an intruiging coda hinting at Gershwin forging a new musical path.

Hoctor"s Ballet, this piece features glissandos, rapid shifts in key, and the most extensive parts Gershwin wrote for the harp; written by Gershwin specifically for the ballerina Harriet Hoctor

Premiere live concert performance of Hoctor"s Ballet occurred on July 28, 2007 at the Severance Hall Pavilion in Cleveland, Ohio; Loras John Schissel conducting the Blossom Festival Orchestra.

Walking the Dog, a humorous piece for chamber orchestra featuring the clarinet and the piano. Besides Hoctor"s Ballet, this is the only published musical sequence from the movie Shall We Dance. Originally entitled "Promenade."

Other purely orchestral pieces from the score that remain unpublished include:

Overture to Shall We Dance, a propulsive, frenetic movement in Gershwin"s urban music mode

Waltz of the Red Balloons, a waltz with unusual tonalities

Rehearsal Fragments

Rumba Sequence, completely different music than the Cuban Overture

(I"ve Got) Beginner"s Luck (dance), written to accompany a scene of Astaire"s rehearsing to a "record" which eventually skips

They Can"t Take That Away from Me: this sequence is in the form of a foxtrot, one of Gershwin"s favorites from the score

Slap that Bass, a sparse musical sequence focusing on the rhythm sections of the orchestra

They All Laughed

Dance of the Waves, a barcarole

Graceful and Elegant, a pas de deux

French Ballet Class (for two pianos), a galop, only about 20 seconds of this was used for the film

Shall We Dance/Finale & Coda, technically a continuation of the Hoctor"s Ballet scene, but often noted as a separate musical number

Unknown Spanish Sequence, Gershwin composed a movement for the finale that went unused after he played it for the director, only exists in short score

The score is over 1 hour in length, the longest of all of Gershwin"s orchestral works. Other musical numbers not listed here have vocals, but these can be omitted for live performance as vocal lines are doubled on other instruments. All other vocal/orchestral arrangements in the rest of the numbers were by Gershwin, with Robert Russell Bennett and Nat Shilkret acting under Gershwin"s direction as assistants in the orchestration process of a few scenes in order to meet deadlines. It is unknown why none of these compositions have seen the light of day in the concert hall.

Most of the musicals Gershwin wrote are also known for their instrumental music, especially the overtures to many of his later shows.

Сольные работы для фортепиано

Tango, (1915) for solo piano. Written when he was 15.

Rialto Ripples, (1917) a short ragtime piece for piano.

Limehouse Nights (unknown date, early) a short ragtime piece for piano.

Three-Quarter Blues, (1923) also known as the Irish Waltz.

Prelude (unnumbered), (1923) - Rubato - Gershwin originally intended this prelude to be included with the Three Preludes. Unpublished.

Novelette in Fourths, (1924) another piece originally intended to be included with the Three Preludes. Some of the music was rearranged and used as part of Short Story, a piece written for piano and solo violin.

Romantic, (1925) Short piano fragment. Also known as Melody #55. Unpublished.

Melody No. 17 (1925–1926) Another piece originally intended to be included with the Piano Preludes.

Three Preludes, (1926) first performed by Gershwin at the Roosevelt Hotel in New York City.

I. Allegro ben ritmato e deciso

II. Andante con moto e poco rubato

III. Allegro ben ritmato e deciso

Swiss Miss, (1926) arrangement of a song from Lady Be Good

Machinery Gone Mad, (1927) unpublished

Blue Monday, (1927) a piano suite based on Gershwin"s one-act opera of the same name

Merry Andrew, (1928) arrangement of a dance piece from Rosalie

Three-Note Waltz, (1931) Also known as Melody #36. Unpublished.

Piano Transcriptions of Eight Songs (1932)

For Lily Pons, (1934) unpublished piece originally intended as accompaniment to an unwritten operatic solo.

George Gershwin’s Song-Book (1934), complex arrangements of eighteen Gershwin songs

French Ballet Class (for two pianos) (1937), for two pianos, unpublished music from the film score for Shall We Dance

Impromptu in Two Keys, published posthumously in (1973), for piano

Two Waltzes in C, published posthumously in (1975), for piano

Originally a two-piano interlude in Pardon My English on Broadway.

Sleepless Night, unpublished

Sutton Place, unpublished (Melody #59)

Работы для музыкального театра

Note: All works are musicals produced on Broadway unless specified otherwise.

1919 - La La Lucille (lyrics by Arthur Jackson, B. G. DeSylva and Irving Caesar)

1919 - Morris Gest"s "Midnight Whirl" (lyrics by B. G. DeSylva and John Henry Mears)

1920 - George White"s Scandals of 1920 (lyrics by Arthur Jackson)

1921 - A Dangerous Maid (lyrics by Ira Gershwin). Premiered in Atlantic City.

1921 - The Broadway Whirl (co-composed with Harry Tierney, lyrics by Buddy DeSylva, Joseph McCarthy, Richard Carle and John Henry Mears)

1921 - George White"s Scandals of 1921 (lyrics by Arthur Jackson, features the song South Sea Isles)

1922 - George White"s Scandals of 1922 (lyrics by E. Ray Goetz, Ira Gershwin and B. G. DeSylva)

The premiere performance featured the one-act opera Blue Monday with libretto and lyrics by B. G. DeSylva, set in Harlem in a jazz idiom. However, after only one performance, the opera was withdrawn from the show. Gershwin also wrote seven other songs for the show.

1922 - Our Nell (co-composed with William Daly, lyrics co-written by Gershwin and Daly)

1922 - By and By (lyrics by Brian Hooker)

1923 - Innocent Ingenue Baby (co-composed with William Daly, lyrics by Brian Hooker)

1923 - Walking Home with Angeline (lyrics by Brian Hooker)

1923 - The Rainbow (lyrics by Clifford Grey and Brian Hooker). Premiered in London.

1923 - George White"s Scandals of 1923 (lyrics by E. Ray Goetz, B. G. DeSylva and Ballard MacDonald)

1924 - Sweet Little Devil (lyrics by B. G. DeSylva)

1924 - George White"s Scandals of 1924 (lyrics by B. G. DeSylva and Ballard MacDonald)

1924 - Primrose (lyrics by Desmond Carter and Ira Gershwin). Premiered in London.

1924 - Lady, Be Good! (lyrics by Ira Gershwin)

1925 - Tell Me More! (lyrics by Ira Gershwin and B. G. DeSylva)

1925 - Tip-Toes (lyrics by Ira Gershwin)

1925 - Song of the Flame (operetta, lyrics by Otto Harbach and Oscar Hammerstein II, and musical collaboration by Herbert Stothart)

1926 - Oh, Kay! (lyrics by Ira Gershwin and Howard Dietz)

Includes the famous song, "Someone to Watch Over Me"

Revived in 1928 and 1990 (the latter with an all-Black cast)

1927 - Strike Up the Band (lyrics by Ira Gershwin). Premiered in Philadelphia.

Revised and produced on Broadway in 1930

1927 - Funny Face (lyrics by Ira Gershwin)

1928 - Rosalie (lyrics by Ira Gershwin and P. G. Wodehouse, co-composed with Sigmund Romberg)

1928 - Treasure Girl (lyrics by Ira Gershwin)

1929 - Show Girl (lyrics by Ira Gershwin and Gus Kahn)

1930 - Girl Crazy (lyrics by Ira Gershwin)

1931 - Of Thee I Sing (lyrics by Ira Gershwin)

Awarded the Pulitzer Prize for Drama for 1932 and was the first musical to win that award, although only Ira Gershwin and the bookwriters were awarded the Prize and not George Gershwin

Revived in 1933 and 1952

1933 - Pardon My English (lyrics by Ira Gershwin)

1933 - Let "Em Eat Cake (lyrics by Ira Gershwin), sequel to Of Thee I Sing

1935 - Porgy and Bess (lyrics by Ira Gershwin and DuBose Heyward)

Revived on Broadway in 1942, 1943, 1953, 1976 (Houston Grand Opera winner of the Tony Award for Most Innovative Revival of a Musical), and 1983

Оригинальные песни Гершвина для шоу других композиторов

1916 - The Passing Show of 1916 - "The Making of a Girl" (co-composed with Sigmund Romberg, lyrics by Harold Atteridge); "My Runaway Girl" (lyrics by Murray Roth)

1918 - Hitchy-Koo of 1918 - "You-oo Just You" (lyrics by Irving Caesar)

1918 - Ladies First - "The Real American Folk Song (is a Rag)" (lyrics by Ira Gershwin); "Some Wonderful Sort of Someone" (lyrics by Schuyler Greene)

1918 - Half-Past Eight - "There"s Magic in the Air" (lyrics by Ira Gershwin); "The Ten Commandments of Love", "Cupid" and "Hong Kong" (lyrics by Edward B. Perkins)

1919 - Good Morning, Judge - "I Was So Young (You Were So Beautiful)" (lyrics by Irving Caesar and Alfred Bryan); "There’s More to the Kiss than the X-X-X" (lyrics by Irving Caesar)

1919 - The Lady in Red - "Some Wonderful Sort of Someone" (lyrics by Schyler Greene); "Something about Love" (lyrics by Lou Paley)

1919 - Capitol Revue - "Come to the Moon" (lyrics by Lou Paley and Ned Wayburn); "Swanee" (lyrics by Irving Caesar)

1920 - Dere Mabel - "We’re Pals" (lyrics by Irving Caesar), first performed in Baltimore; "Back Home" and "I Don"t Know Why (When I Dance with You)" (lyrics by Irving Caesar)

1920 - Ed Wynn"s Carnival - "Oo, How I Love You To Be Loved by You" (lyrics by Lou Paley)

1920 - The Sweetheart Shop - "Waiting for the Sun to Come Out" (lyrics by Ira Gershwin)

1920 - Sinbad - "Swanee" (lyrics by Irving Caesar). As performed by Al Jolson

1920 - Broadway Brevities of 1920 - "Lu Lu" and "Snowflakes" (lyrics by Arthur Jackson); "Spanish Love" (lyrics by Irving Caesar)

1920 - Piccadilly to Broadway (songs unpublished)

1921 - Blue Eyes (songs unpublished)

1921 - Selwyn"s Snapshots of 1921 - "On the Brim of Her Old-Fashioned Bonnet", "The Baby Blues" and "Futuristic Melody" (lyrics by E. Ray Goetz, songs unpublished)

1921 - The Perfect Fool - "My Log-Cabin Home" (lyrics by Irving Caesar and Buddy De Sylva); "No One Else but that Girl of Mine" (lyrics by Irving Caesar)

1922 - The French Doll - "Do It Again" (lyrics by Buddy De Sylva)

1922 - For Goodness Sake - "Someone" and "Tra-la-la" (lyrics by Ira Gershwin)

1922 - Spice of 1922 - "The Yankee Doodle Blues" (lyrics by Irving Caesar and Buddy De Sylva)

1922 - The Dancing Girl - "That American Boy of Mine" (lyrics by Irving Caesar)

1923 - Little Miss Bluebeard - "I Won’t Say I Will, But I Won’t Say I Won’t" (lyrics by Ira Gershwin and Buddy De Sylva)

1923 - Nifties of 1923 - "At Half-Past Seven" (lyrics by Buddy De Sylva); "Nashville Nightingale" (lyrics by Irving Caesar)

1926 - Americana - "That Lost Barber Shop Chord" (lyrics by Ira Gershwin)

1930 - Nine-Fifteen Revue - "Toddlin" Along" (lyrics by Ira Gershwin)

1936 - The Show is On - "By Strauss" (lyrics by Ira Gershwin). Revived in 1937

Посмертные интерполяции песен Гершвина

1953 - At Home With Ethel Waters - "Oh, Lady be Good!"

1956 - Mr. Wonderful, starring Sammy Davis Jr.

1967 - "I Got Rhythm" a hit single for pop vocal group The Happenings

1983 - My One And Only - an adaptation of the music from Funny Face

1986 - Uptown...It"s Hot! - "Oh, Lady be Good!"

1992 - Crazy for You - musical adapting George and Ira Gershwin Tin Pan Alley and Broadway songs

Awarded the Tony Award for Best Musical

1999 - The Gershwins" Fascinating Rhythm - revue with songs by George and Ira Gershwin

2001 - George Gershwin Alone - one-man play by Hershey Felder, who portrayed Gershwin, incorporating "Swanee" from Sinbad (lyrics by Irving Caesar), "Embraceable You" from Girl Crazy (lyrics by Ira Gershwin), "Someone to Watch Over Me" from Oh, Kay! (lyrics by Ira Gershwin), "Bess, You is My Woman Now" from Porgy and Bess (lyrics by DuBose Heyward and Ira Gershwin), An American in Paris and Rhapsody in Blue.

2002 - Elaine Stritch at Liberty - But Not For Me

2002 - Back From Broadway - one-time concert featuring songs by George Gershwin

2010 - Brian Wilson Reimagines Gershwin - two incomplete pieces by Gershwin finished by Brian Wilson and 12 other reimagined Gershwin classics

Разные песни

1916 - When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em (When You’ve Got ’Em, You Don’t Want ’Em) (lyrics by Murray Roth)

1917 - Beautiful Bird (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

1917 - When There"s a Chance To Dance (lyrics by Ira Gershwin)

1918 - Gush-Gush-Gushing (lyrics by Ira Gershwin)

1918 - When the Armies Disband (lyrics by Irving Caesar)

1918 - Good Little Tune (lyrics by Irving Caesar)

1919 - The Love of a Wife (lyrics by Arthur Jackson and B. G. DeSylva)

1919 - O Land of Mine, America (lyrics by Michael E. Rourke). A national anthem submission for a New York American competition offering five thousand dollars to the winner. Gershwin received the lowest prize of fifty dollars.

1920 - Yan-Kee (lyrics by Irving Caesar)

1921 - Phoebe (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

1921 - Something Peculiar (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

1921 - Dixie Rose (lyrics by Irving Caesar and B. G. DeSylva)

1921 - In the Heart of a Geisha (lyrics by Fred Fisher)

1921 - Swanee Rose (lyrics by Irving Caesar and B. G. DeSylva)

1921 - Tomale (I’m Hot for You) (lyrics by B. G. DeSylva)

c.1921 - Molly-on-the-Shore (lyrics by Ira Gershwin)

c.1921 - Mischa, Yascha, Toscha, Sascha (lyrics by Ira Gershwin)

This is Gershwin"s only finished work based on a Jewish theme, and the title is a reference to the first names of four Jewish-Russian violinists, Mischa Elman, Jascha Heifetz, Toscha Seidel and Sascha Jacobsen.

1922 - The Flapper (co-composed with William Daly, lyrics by B. G. DeSylva)

1925 - Harlem River Chanty and It’s a great little world! (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for Tip-Toes on Broadway but not used)

1925 - Murderous Monty (and Light-Fingered Jane) (lyrics by Desmond Carter, composed for London production of Tell Me More.)

1926 - I’d rather charleston (lyrics by Desmond Carter, composed for London production of Lady Be Good.)

1928 - Beautiful gypsy and Rosalie (originally composed for Rosalie on Broadway, but not used)

1929 - Feeling Sentimental (originally composed for Show Girl on Broadway, but not used)

1929 - In the Mandarin’s Orchid Garden

1932 - You’ve got what gets me (composed for the first film version of Girl Crazy.

1933 - Till Then

1936 - King of Swing (lyrics by Al Stillman)

1936 - Strike Up the Band for U.C.L.A (to the same music as the song "Strike Up the Band")

1937 - Hi-Ho! (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for Shall We Dance, but not used)

1938 - Just Another Rhumba (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for The Goldwyn Follies, but not used)

1938 - Dawn of a New Day

Музыкальные фильмы

1923 - The Sunshine Trail - theme song of same title (lyrics by Ira Gershwin), as well as accompaniment music for silent film

1931 - Delicious (lyrics by Ira Gershwin)

1937 - Shall We Dance (lyrics by Ira Gershwin)

1937 - A Damsel in Distress (lyrics by Ira Gershwin)

1938 - Goldwyn Follies (lyrics by Ira Gershwin)

Gershwin died during the filming. Vernon Duke completed and adapted Gerhwin"s songs, and composed some additional ones.

1947 - The Shocking Miss Pilgrim (Kay Swift adapted a number of unpublished Gershwin melodies and Ira Gershwin wrote the lyrics.)

1951 - An American In Paris - theme song of the same title

1964 - Kiss Me, Stupid (adaptations of unpublished Gershwin songs with lyrics by Ira Gershwin.)

«РАПСОДИЯ В БЛЮЗОВЫХ ТОНАХ» ДЖОРДЖА ГЕРШВИНА

«Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкального сообщества. сделал это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил очарования. Он – принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызвав удивление мира и бешенство ее завистливых сестер», – так сказал о своем соотечественнике американский дирижер Вальтер Дамрош.

Магия музыки

Родители Джорджа Гершвина не нарушили таможенных законов, когда в конце позапрошлого века из Одессы переехали в гостеприимный Нью-Йорк. Семья «нарушила» другой закон – закон социальной стратификации, когда непостижимым образом в семье Мориса, сапожника на фабрике женской обуви, и Розы, дочери скорняка, появились дети, так сказать, совершенно другого полета. Джордж был вторым ребенком в семье. Джейкоб Гершовиц родился 1898 года. Родители изменили фамилию на Гершвин еще задолго до того, как их дети стали знаменитыми.

В школе Джордж не был прилежным учеником и учился посредственно, чем расстраивал мать, которая хотела в будущем видеть своих детей школьными учителями. В 1912 году его записали в Коммерческую школу, но и коммерсантом он не стал. Судьба приготовила для мальчика совершенно другой путь.

Друзья мальчика часто наблюдали, что чемпион улицы по конькам иногда перестает замечать окружающее. Причина была всегда одна и та же – музыка. Глубокое впечатление на 8-летнего Джорджа произвел Макс Розенцвейг, впоследствии известный в Америке скрипач. Он сыграл «Юмореску» на школьном концерте. Полтора часа после концерта ждал Джордж музыканта, не обращая внимания на проливной дождь, а, заметив, что тот ушел другим ходом, помчался к нему домой.

Они подружились. В доме у Розенцвейга Джордж сам научился играть на фортепиано, подбирал на слух популярные мелодии. Можно себе представить удивление родителей, когда вскоре выяснилось, что он за короткое время настолько преуспел в игре на фортепиано, что оставил брата Айру далеко позади. К превеликой радости обоих, родители решили, что заниматься музыкой должен Джордж .

Путь Джорджа Гершвина к мечте

Юному музыканту пришлось поучиться в нескольких фортепианных «школах». Сначала его мучили три старые леди, четвертый учитель техникой вообще не занимался, а воспитывал своего ученика на попурри из опер. И только Чарльз Хамбицер оказался именно тем музыкантом, в котором нуждался Гершвин . Начиная с 1915 года Джордж , по его рекомендациям, брал уроки гармонии и оркестровки.

В один прекрасный день пятнадцатилетний музыкант предстал перед менеджером издательства «Ремик и Ко». играл на рояле, даже не рассчитывая на успех. Однако, на удивление, его приняли на должность пианиста-популяризатора с оплатой 15 долларов в неделю.

«Зачем ты играешь фуги , ты хочешь стать концертирующим пианистом?» – спрашивали коллеги по работе в магазине. – «Нет, – отвечал Джордж , – я изучаю Баха для того, чтобы писать популярную музыку».

Дебют, провал и вера

В 1916 году модная певица ревю Софи Такер заинтересовалась песней Гершвина «Когда вы захотите» и с успехом исполнила ее. Постепенно он стал известным в музыкальных кругах Бродвея. В феврале 1918 года молодой композитор встретился с Максом Дрейфусом, возглавлявшим издательство Хармса. Он предложил композитору работу с оплатой 35 долларов в неделю. О лучшем Джордж в то время не мог и мечтать. Не нужно было сидеть в конторе или разучивать партии с певцами. Нужно только одно – писать.

В понедельник 9 декабря 1918 года на Бродвее состоялся дебют Джорджа Гершвина , который обернулся для него настоящей мукой. Сценическая жизнь ревю закончилась на той же неделе – в пятницу. Продюсер не смог обеспечить объявленный в афише состав женской труппы, и это решило судьбу ревю.

Имя Джорджа Гершвина в 1920-е все чаще стало появляться на страницах газет и журналов. 1922 года Берил Рубинштейн, известный американский пианист и педагог, в газетном интервью назвал Гершвина «выдающимся композитором». «В этом молодом человеке есть искра гениальности, – утверждал он. – Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет ним гордиться…».

Удачный эксперимент Гершвина

С 7 января по 4 февраля 1924 года квартира Гершвина на 110-й улице была словно в осаде. Настороженная тишина изредка прерывалась короткими репликами. Работали так: Гершвин писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для сольных импровизаций пианиста. Как только очередная страница была закончена, ее брал Фред Гроф (аранжировщик оркестра Уайтмена) и оркестрировал музыку для джазового состава. Затем он репетировал их со своим оркестром. И, наконец, родилась «Рапсодия в блюзовых тонах».

Никогда ранее на концерте не было столь разношерстной публики, как в тот день, 1924 года. На афишах было написано, что слушателям представят «эксперимент в современной музыке». Пол Уайтмен с удовольствием и волнением поглядывал из-за кулис на передние ряды, где сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и другие достаточно известные в музыкальном мире персоны.

Дирижер дал знак, и Гершвин начал соло. Глиссандо на кларнете (прием не обычный для этого инструмента) сразу же наэлектризовало зал. От прежней скуки не осталось и следа. Изменились и музыканты, заиграв совсем по-другому. Уайтмен дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневался: прогнозы Уайтмена об «успехе» рапсодии, которая «нокаутирует», полностью оправдались.

Братский союз

Вместе со славой пришла материальная обеспеченность. В 1925 году Гершвины купили пятиэтажный дом на 103-й улице. Теперь можно было отправиться в Европу. Лондон – Париж – Вена – такой маршрут путешествия, которое сделал Джордж . Оно закончилось в 1928 году.

Из поездки по Европе Гершвин вернулся с наброском симфонической поэмы «Американец в Париже». Ее премьера состоялась в Нью-Йоркском филармоническом обществе под руководством Вальтера Дамроша. Три года спустя «Американец в Париже» прозвучал в лондонском Куинс-холле. Вскоре «Американец» вошел в постоянный репертуар многих оркестров мира, привлек внимание не только дирижеров, но и балетмейстеров.

Когда Джордж стал известен как композитор и музыкант, он попросил старшего брата быть соавтором его песен и мюзиклов. Айра согласился, взяв себе псевдоним Артур Фрэнсис (по именам младших брата и сестры), чтобы в мире искусства был все же один Гершвин . Этот творческий союз позволил им создать более 20 мюзиклов, поставленных на Бродвее и для кино.

«Порги и Бесс» Гершвина

Как-то ночью Джорджа мучила бессонница, и он решил немного почитать. Раскрыл роман Хейворда и с первых страниц ощутил удивительную силу его поэтических образов. Читал, а в голове помимо воли возникали мелодии, аккордовые созвучия. О сне не могло быть и речи. Композитор читал до четырех часов, а потом написал Хейворду о намерении сочинить оперу. Это случилось в 1926 году, но «Порги и Бесс» пришлось подождать.

Наконец, 1932 Хейворд получил от Гершвина письмо с признанием: «В поисках сюжета для композиции я вновь вернулся к мысли положить «Порги» на музыку. Это выдающаяся пьеса о народе». Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это время жил с уверенностью, что она будет лучшим его произведением. На последней странице рукописи значится дата: 1935 года. Однако работа над оперой продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.

В «Колониел-театре» в Бостоне состоялась премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина . Четверть часа бушевало море аплодисментов и восторженных возгласов. Принять «Порги и Бесс» – значило не только оценить ее художественные достоинства, но и признать право оперного жанра отражать смущая контрасты «позолоченного века». и здесь оказался первопроходцем.

За полтора года она выдержала 124 постановки в «Алвин-театре». Это весьма солидная цифра для любой оперы классического репертуара. Несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин на материальный успех не оправдались: они потеряли более 10 тысяч долларов, вложенных в постановку. Джордж не расстраивался. «Когда и где опера приносила доход?» – смеялся он.

Пути разошлись

Творческий дуэт братьев Гершвин распался неожиданно и трагически. Колоссальное нервное напряжение во время работы над «Порги и Бесс» истощила силы Джорджа . Он не мог ни есть, ни спать. Врачи рекомендовали поменять климат и на время забыть о музыке. Первую рекомендацию композитор воспринял с большим удовольствием. О музыке, естественно, он забыть не мог. Внешне он почти не изменился, но стал очень раздражителен и выглядел уставшим. В начале 1937 года врачи нашли у него симптомы опухоли головного мозга. Джорджа начали лечить, однако спасти композитора не удалось. Он умер 1937, не дожив до тридцати девяти лет. Композитора ни стало в расцвете сил и полного творческих планов.

Айра Гершвин до последнего дня помнил и ценил своего младшего брата-композитора, рассказывал о нем всевозможные веселые истории, вспоминал забавные высказывания.

ФАКТЫ

Настоящим успехом Джорджа Гершвина на Бродвее был мюзикл «Lady, Be Good». В этой постановке композитор впервые работал со своим братом Айрой.

Браться Гершвины получили в 1932 году Пулитцеровскую премию за свое самое удачное шоу «Of Thee I Sing». Награда впервые была присуждена музыкальной постановке.

Обновлено: Апрель 11, 2019 автором: Елена

Джордж Гершвин – американский пианист, композитор, автор лучшей американской балладной оперы.

Композитор и исполнитель из США Джордж Гершвин стал первопроходцем в написании произведений, сочетающих современные джазовые ритмы с классической музыкой.

Вершиной его творчества стала «Порги и Бесс» (1935 г.), опера, имевшая мировой успех. Ее признали лучшей балладной оперой в Америке.

Путь к музыке

Родители Джорджа были еврейскими эмигрантами, уехавшими из России незадолго до его рождения. К музыке они не имели никакого отношения, отец был сапожником, а мать – дочерью скорняка. В 1898 г. 26 сентября у них родился сын Яков, который позднее сменил свое имя на Джорджа. В семье он был вторым. У него был старший брат Айра, с которым в дальнейшем они совместно работали над многими произведениями.

В школе Джордж не отличался особыми успехами, чем очень печалил своих родителей, которые хотели видеть его школьным учителем. А вот к музыке его тянуло с ранних лет. В 8 лет он впервые услышал Макса Розенцвейга, известного скрипача, сыгравшего на концерте в школе. Музыканту тоже понравился этот увлеченный музыкой мальчик, и они подружились. Джордж часто бывал дома у Розенцвейга и даже стал самостоятельно на фортепьяно подбирать популярные мелодии.

Когда выяснилось, что его успехи в игре на этом инструменте выше, чем у обучающегося музыке Айры, родители решили, что именно он должен идти по данному пути. Оба мальчика были этому решению несказанно рады.

Первые шаги композитора

Найти своего учителя Джорджу оказалось непросто. Хорошего музыкального наставника удалось встретить только через несколько лет. Им оказался Чарльз Хамбицер, посоветовавший ему также брать уроки оркестровки и гармонии. По воле случая игру 15-летнего музыканта услышал менеджер издательства «Ремик и К». И его взяли пианистом-популяризатором, платя $15 в неделю.

В свободное время Гершвин сочинял музыку к песням. Его песней «Когда вы захотите» заинтересовалась, а затем исполнила Софи Такер, модная певица. И благодаря этому молодой композитор стал постепенно набирать популярность на Бродвее. Макс Дрейфус, директор издательства Хармса, предложил Джорджу писать музыку за $35 в неделю. Имя Джорджа Гершвина стало часто появляться в прессе, а в 1922 году известный пианист Берил Рубинштейн назвал его выдающимся музыкантом.

Удачный эксперимент

В начале 1924 года, благодаря двум месяцам напряженной работы Гершвина, появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». Он писал музыку рапсодии для 2-х пианино, а аранжировщик Фред Гроф – аранжировку для джазового отделения. 12 февраля состоялась премьера «Рапсодии», которая в афишах была представлена как «музыкальный эксперимент». Зрители собрались разные, присутствовали и музыкальные «киты» Рахманинов, Стравинский, Годовский. Глиссандо на кларнете, исполненное Гершвином в самом начале, вызвало огромный интерес зала. А по завершении «Рапсодии» раздались оглушительные овации. Симбиоз джаза и классики, невиданный до сих пор, никого не оставил равнодушным.

Союз братьев

Слава принесла материальную обеспеченность. Семья переехала в новый пятиэтажный дом, а Джордж отправился в Европу на целых три года. Оттуда был привезен набросок поэмы-симфонии «Американец в Париже». Это произведение позднее вошло в репертуары многих мировых оркестров. У музыканта было еще много творческих замыслов, и он пригласил брата Айру работать в соавторстве с ним.

Айра, чтобы имя Гершвина было единственным на музыкальном небосклоне, взял себе творческий псевдоним Артур Фрэнсис и занялся написанием либретто. Братья создали более 20 мюзиклов, шедших на Бродвее и в кино. А музыкальный спектакль «О тебе пою» (1931 г.) получил Пулитцеровскую премию. Эта награда была вручена музыкальной постановке впервые.

«Порги и Бесс»

Прочитав роман Хейворда «Порги и Бесс», Джордж проникся его поэтическими образами, а в его голове зазвучали мелодии будущей оперы. Он написал автору о своем о своем желании создать ее, но Хейворд ответил только через 6 лет, в 1932-м. На написание оперы ушло 20 месяцев, и Гершвин с самого начала был уверен, что это произведение будет его вершиной.

Премьера оперы состоялась в «Колониел-театре» в 1935-м. Ее приняли с восторгом, долго звучали овации и восторженные возгласы. В «Алвин-театре» за 1,5 года ее поставили 124 раза, однако материального достатка опера братьям не принесла. Слишком велики были расходы на ее постановку.

Последние годы жизни

Работа над «Порги и Бесс» была очень изнуряющей, и это подорвало здоровье музыканта. Хотя внешне он выглядел прежним, но стал нервным и раздражительным. Врачи рекомендовали Джорджу забыть на время о музыке, но он даже не представлял, как сможет это сделать. А в начале 1937-го у него обнаружили опухоль мозга. Болезнь развилась стремительно, и спасти его врачи не смогли. 11 июля того же года Джорджа Гершвина не стало. Молодой, даже не достигший 39-летнего возраста, композитор умер, не реализовав до конца свой огромный творческий потенциал.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна...
Д. Шостакович

С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» - так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки - наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» - писал композитор.

Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство прошло в одном из районов города - Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы «Реммик и компания». Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. «Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил...»- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими музыкальными комедиями. Уже в начале 20-х гг. Гершвин - один из популярнейших композиторов Америки, а затем Европы. Однако его творческому темпераменту оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин мечтал стать, по его собственному выражению, «настоящим композитором», владеющим всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной формы.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.

В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора «Рапсодии в стиле блюз » для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере «Рапсодии», прошедшей с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.

Вслед за «Рапсодией» появляются: Фортепианный концерт (1925), оркестровое программное сочинение «Американец в Париже» (1928), Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931), «Кубинская увертюра» (1932). В этих сочинениях сочетание традиций негритянского джаза, афро-американского фольклора, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской музыкальной классики нашло полнокровное и органичное воплощение, определив главную стилистическую особенность музыки Гершвина.

Одним из значительных событий для композитора стало посещение Европы (1928) и встречи с М. Равелем, Д. Мийо, Ж. Ориком, Ф. Пуленком, С. Прокофьевым во Франции, Э. Кшенеком, А. Бергом, Ф. Легаром, И. Кальманом в Вене.

Наряду с симфонической музыкой Гершвин с увлечением работает в кино. В 30-х гг. он периодически подолгу живет в Калифорнии, где пишет музыку к нескольким кинофильмам. Тогда же композитор вновь обращается и к театральным жанрам. Среди созданных в этот период произведений - музыка к сатирической пьесе «О тебе я пою» (1931) и «лебединая песня» Гершвина - опера «