Детство Бетховена. Первые учителя

«Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии», - говорил Людвиг ван Бетховен. Это убеждение помогло композитору пройти сквозь все несчастья, которые обрушивались на него, и в тоже время внести внести грандиозный вклад в историю музыки.

Бетховен родился в Бонне в семье придворного музыканта. Будущий композитор вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет новым Моцартом и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. Отец был очень строг к маленькому Людвигу, который «за инструментом частенько бывал в слезах».

Куда большую роль в становлении будущего великого композитора сыграл придворный органист Кристиан -Готлоб Нефе. Он стал для Людвига вторым отцом и не только наставлял его в музыке, но и был его другом.

Именно Нефе разглядел потенциал юного музыканта. Именно он помог Бетховену в 1787 году (в возрасте 17 лет) поехать в Вену, к Моцарту.

Неизвестно, встречались ли они на самом деле, однако легенда приписывает Моцарту слова, сказанные в адрес юного Бетховена: «Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе». Вероятно, это было первый подъем в биографии Людвига. Похвала маэстро открывала серьезные перспективы, однако Бетховену так и не суждено было стать учеником Моцарта. Вскоре он вынужден был вернуться обратно в Бонн из-за болезни матери. Вскоре она умерла, и Бетховен вынужден был взять на себя заботу о семье.

В 1792 году, после смерти отца, Бетховен вновь поехал «штурмовать» Вену, столицу классической музыки. Он учился здесь у Гайдна, Альбрехтсбергера и Сальери - последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена.

Первое выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная акция в пользу вдов и сирот музыкантов. Вскоре пришло признание Бетховена как композитора. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет он создал 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. В Вене он получил славу и популярность блестящего исполнителя и импровизатора. Он стал учителем музыки в некоторых домах венских вельмож, и это дало ему средства для жизни.

Однако стремительный подъем закончился печальным падением. В 26 лет Людвиг ван Бетховен начал терять слух, что для музыканта означало конец карьеры. Лечение не давало облегчения, и Бетховен начал думать о самоубийстве. Но с помощью воли и любви к музыке он все-таки преодолел отчаяние.

В так называемом «Гейлигенштадськом завещании», написанном в то время его братьям, он говорит: «... еще немного - и я покончил бы с собой, меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем я выполню все, к чему я чувствовал себя призванным». В другом письме к своему другу он писал: «... хочу схватить судьбу за горло».

И ему это удалось. В этот период он пишет самые значительные произведения, в частности почти все симфонии, начиная с третьей, - «Героической», пишет увертюры «Эгмонт», «Кориолан», оперу «Фиделио», много сонат, в том числе сонату «Аппассионата».

После окончания наполеоновских войн меняется жизнь всей Европы. Наступает период политической реакции. В Австрии устанавливается тяжелый меттерниховский режим. Эти события, к которым добавились тяжелые личные переживания - смерть брата и болезнь, - привели Бетховена к тяжелому душевному состоянию. Он фактически остановил свою творческую деятельность.

В 1818 году Бетховен почувствовал, несмотря на усиливающуюся глухоту, новый подъем сил и с воодушевлением отдался творчеству, написав целый ряд крупных произведений, среди которых особое место занимает Девятая симфония с хором, «Торжественная месса» и последние квартеты и фортепианные сонаты.

Девятая симфония была не похожа ни на одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хотел воспеть богатство миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. Но композитор не слышал аплодисментов и восторженных криков публики. Когда одна из певиц повернула его лицом к публике, он, увидев всеобщее восхищение слушателей, от волнения потерял сознание. К тому времени Людвиг ван Бетховен окончательно потерял слух.

Последние годы Бетховен боролся с тяжелым заболеванием печени, фактически прекратив творческую деятельность. 26 марта 1827 года в пять часов дня великий композитор скончался. Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народу собралось для прощания с великим человеком, ни один император не хоронился с таким почтением.

Пушкина В. Н.

Мы с детства слышали это имя - Бетховен, Бетховен – великий венский классик. Его слава не увядает, несмотря на то, что со дня его смерти прошло 177 лет. Сменялись правители, эпохи, стили, направления, но музыка Бетховена звучала и звучит по сей день. Кто из нас не знает первой части “Лунной сонаты ”?! Говоря на современном языке, она стала шлягером нашего времени. Ах, если бы композитор был так обласкан славой и признанием при жизни… К сожалению, такой участи не удостоился почти не один великий художник.

Людвиг Ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Детство композитора проходило в нищенской обстановке (семья жила очень бедно, отец беспробудно пил). Заметив неординарные способности старшего сына Людвига, отец, будучи сам музыкантом, начинает учить его игре на фортепиано. Старший Бетховен во что бы то ни стало хотел сделать из сына “второго Моцарта ”. Учитывая образ жизни отца, можно вполне допустить, что он видел в таланте сына исключительно источник доходов. К занятиям с Людвигом отец относился очень жестоко, пинками и пощёчинами заставляя ребёнка просиживать за фортепиано целыми днями. К девяти годам Бетховен превзошел своего отца в технике игры на фортепиано, а в одиннадцать лет стал помощником придворного органиста.

Добившись признания в Бонне, беспокойная натура Бетховена устремляется в Вену -музыкальную столицу Европы. Там он мечтает познакомиться с “царем музыки” Моцартом. Но встреча с великим композитором разочаровала юного музыканта. Бледное лицо, рассеянный взгляд, шутливая болтовня не отвечали представлениям Бетховена о том, каким должен быть великий композитор. Моцарт, в свою очередь, сдержанно похвалил игру Людвига, и их знакомство на этом закончилось. О том, чтобы брать уроки у «царя музыки», не могло быть и речи. Гордый и честолюбивый юноша был уязвлен таким отношением к себе. Два великих композитора расстались холодно, и никогда больше не виделись. Будет ошибкой думать, что Моцарт не оценил нового гения. После ухода Бетховена он сказал своим друзьям: “Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе!” Почему встреча Моцарта и Бетховена прошла именно так, мы можем только гадать.

Смерть любимой матери заставляет Бетховена вернуться в Бонн. Вся забота о двух младших братьях и отце легли на его плечи. Что бы прокормить семью, Людвиг служит в оперном театре, играя на альте, и дает бесчисленное количество уроков. Преподавать Бетховен не любил. Во время урока он мог уйти в другую комнату и сочинять там, или заниматься другими делами. Но несмотря на свойственную ему раздражительность, все его ученики говорили, что во время уроков он был очень терпелив.

Маленький Бонн был невыносимо тесен для молодого музыканта. Людвиг осознавал свои недостатки в образовании. Ему было необходимо пройти хорошую музыкальную школу. В двадцать два года он опять едет в Вену, где поступает в обучение к великому Гайдну.

Венцев поражали бурные импровизации Бетховена. В виртуозности на фортепиано он превзошел всех своих современников. Не менее поразительной для Вены были произведения композитора. Стремительная, порывистая, бурная музыка выражала какие-то новые чувства, идеи, порою еще не понятные, но так притягивающие к себе слушателей. Да и весь облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком не большого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов.

В 1789 году свершилась революция во Франции. Бетховен проникается идеями свободы, всечеловеческого равенства и братства. Его героем становится молодой генерал Наполеон Бонапарт. Композитор посвящает ему свою “Героическую симфонию”. Но дальнейшие действия “героя” разочаровывают Бетховена. Он понимает, что Наполеон ни кто иной, как страшный тиран, приносящий людям несчастья, и отказывается от первоначального посвящения симфонии.

Трагедией жизни Бетховена стала его глухота. Болезнь дала знать о себе уже в двадцать шесть лет. “Мои уши,- пишет он,- шумят и гудят день и ночь. Я могу сказать, что жизнь моя самая жалкая”. Произведения Бетховена в большом количестве издавали при жизни композитора. Но этот человек совершенно не знал цену деньгам. Он витал в высших сферах, и тратил гораздо больше, чем получал.

Глухота Бетховена усиливается, он делается более замкнутым и одиноким. Прошение композитора о постоянной работе при оперном театре отклоняют. Вследствие своего недуга он перестает давать сольные концерты, и его материальные затруднения постепенно возрастают.

Однако болезнь и одиночество не смогли сломать великого мастера. Свое творчество он венчает одним из самых гениальных созданных им произведений - 9 симфонией. На концерте Бетховен сам дирижировал симфонией. Театр был переполнен. После окончания произведения публика взорвалась рукоплесканиями и восторженными криками, но Бетховен продолжал стоять, повернувшись спиной к публике, ничего не замечая. В глазах исполнителей стояли слезы. Музыка композитора звучала у него внутри, а внешние звуки оставались за пределами его слуха.

В последние годы жизни композитор страдал водянкой. Хирург сделал ему четыре прокола. Бетховен, увидев массу воды, хлынувшей из его живота сказал - “Лучше вода из живота, чем из под пера.”

Великий композитор умер в нищете и одиночестве в 1827 году.

На похоронах венского классика присутствовало, по свидетельствам очевидцев, около двадцати тысяч человек.

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, пианист (годы его жизни 1770 – 1827).
Людвиг ван Бетховен крещен 17 декабря 1770 года в Бонне, точная дата его рождения не известна.

Биография Людвига ван Бетховена – молодые годы.
Людвиг ван Бетховен неслучайно стал композитором - его отец Иоганн Ван Бетховен и дед Людвиг имели непосредственное отношение к музыке. Отец был певцом, пел он в придворной капелле, а дед сначала тоже пел в придворной капелле, а затем был капельмейстером. Мать же Людвига, Мария-Магдалина, была из простого люда и не имела никакого к музыке – она работала обычной кухаркой. Отец Людвига Бетховина, Иоганн, мечтал, что его сын будет вторым Моцартом и с раннего детства обучал сына игре на клавесине и скрипке. В восемь лет Людвиг ван Бетховен впервые выступил на публике. Было это в Кельне. Но отец видел, что из приобщения ребенка к музыке ничего особого не получалось, и тогда Иоганн Ван Бетховен поручил своим коллегам заниматься с сыном музыкой, кто-то из них учил Людвига игре на органе, кто-то - на скрипке. Когда Людвигу было восемь лет в Бонн приехал композитор и органист – Кристиан Готлиб Нефе, который и распознал у маленького Людвига Бетховена музыкальный талант. Благодаря обучению музыке с Нефе, вышло в свет первое произведение будущего известного композитора - вариации на тему марша Дресслера Бетховену тогда только исполнилось двенадцать лет. Но в это время Людвиг Бетховен уже работал помощником придворного органиста.
Как и многие великие люди, Бетховен, в связи с тяжелым материальным положением, вынужден был оставить обучение в школе. Случилось это после смерти дедушки. Но, тем не менее, биография Бетховена остается как биография высокообразованного человека. Он знал латынь и несколько иностранных языков, в том числе итальянский и французский. Много времени Бетховен уделял чтению книг. Его любимыми авторами были - Гомер, Плутах, Гете, Шиллер, Шекспир. В это время будущий композитор стал сочинять музыку, но многое из его произведений осталось неопубликованным, и по прошествии многих лет было им самим переработано. Из ранних работ Бетховена известна соната «Сурок». Однажды Людвиг ван Бетховен посетил Вену, тогда ему было шестнадцать лет, Моцарт, прослушав его, поразил окружающих следующей фразой: «Он всех заставит говорить о себе!». Бетховен по семейным обстоятельствам (у него тяжело заболела мать и впоследствии умерла, и он был вынужден заботиться о братьях) не смог брать уроки у Моцарта и вернулся в Бонн. В 17 лет Бетховен поступил на работу в оркестр альтистом. Особенно ему нравились оперы Моцарта и Глюка.
В 1789 году Бетховен решил слушать лекции в университете. В это время началась революция во Франции, и Людвиг Бетховен пишет музыку на стихи одного из профессоров университета, восхваляющие революцию. В это время Бетховена заметил знаменитый композитор Гайдн, и Людвиг ван Бетховен решил брать у него уроки, и в 1792 году Бетховен направился в Вену. Уроки с Гайдном быстро разочаровал Бетховена. Да и Гайдн охладел к Бетховену, Музыка и душевный настрой Бетховена не был понят Гайдном: слишком мрачная, слишком смелые рассуждения и взгляды для тех времен. Затем биография Бетховена сложилась следующим образом: Гайдн был вынужден уехать в Англию, и с Бетховеном начали заниматься И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери. Людвиг ван Бетховен стал одним из самых модных пианистов Вены, настоящим виртуозом своего дела. Его дебют как пианиста состоялся в 1795 году. К 1802 году Бетховен был известен как создатель 20 фортепианных сонат, в их числе «Патетическая» (1798 год), «Лунная» (№2 из двух «сонат-фантазий» 1801 год), шесть 6 струнных квартетов, восемь сонат для скрипки и фортепиано, множество камерно-ансамблевых сочинений.
Но в конце 1790-х годов у Людвига Бетховена начал прогрессировать страшный для музыканта недуг - глухота. В это время Бетховена одолел пессимизм, и он даже направил своим братьям документ, известный в его биографии как «Гейлигенштадтское завещание». Но, будучи собранным и сильным человеком, Бетховен преодолел кризис в душе и продолжил свое творчество.

Биография Людвига ван Бетховена –зрелые годы.
Творческая биография Бетховена в период с 1803 года по 1812 год известна как новый средний период профессионального расцвета композитора. Этот период ознаменован героическими нотами в музыке Бетховена. К примеру, авторский подзаголовок Третьей симфонии - «Героическая» (1803 год), фортепианная соната «Аппассионата» (1805 год), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано в 1806 году, симфония № пять (1808 год) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио», увертюры «Кориолан» (1807 год), в 1810 году - «Эгмонт». Также наполнены героизмом, динамизмом, темпом Симфония номер 4 (1806год), симфонии №6 «Пасторальная», №7 и № 8, Концерты для фортепиано с оркестром №4, Концерт для скрипки с оркестром и многие другие музыкальные произведения. В средине 1800- х годов Бетховен добился всеобщего уважения и признания. В связи с проблемами со слухом, в 1808 году Бетховен дал свой последний концерт. К 1814 году Бетховен стал полностью глухим.
В 1813 -1814 году Бетховена постигла апатия, что, конечно же, сказалось на его творчестве, сочинял он очень мало. В 1815 году Бетховен взял на себя заботу о сыне умершего брата. Племянник к тому же имел сложный характер.
С 1815 года начался новый этап в биографии композитора, или как еще его называют поздний период творчества. В этот период вышли в свет одиннадцать произведений великого композитора, среди них: сонаты для фортепиано и виолончели, фортепианные Вариации на вальс Диабелли, Девятая симфония, Торжественная месса, струнные квартеты.
Творчество Бетховена позднего периода отличается контрастами, его музыка тех времен звала к экстремальным действиям, душевному переживанию и лиричности.
Умер Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене в Австрии. Проститься с известным композитором пришло около двадцати тысяч человек

Смотрите все портреты

© Биография композитора Бетховена. Биография автора лунной сонаты Людвига Ван Бетховена. Биография великого австрийца Бетховена.

Статья по методике музыкального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Знакомство с биографией композитора Л.Бетховена.


Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы, музыкальных руководителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей.
Цель: Дать представление о Бетховене как о великом зарубежном композиторе.

1.Рассказать о тяжелых испытаниях композитора.
2.Формировать представления о творчестве композитора.
Педагоги, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, педагогики, оперировать основными методиками развития и воспитания детей. Методике музыкального развития детей выделяется место и в программах детского сада. Развивая музыкальное восприятие детей, формируя представления детей о творчестве композиторов, о жанрах музыки уже с детского сада у дошкольников начнет формироваться музыкально-эстетическая культура. Очень важно взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя. Очень интересно проходят беседы, рассказывающие о творчестве композиторов.

I. Композитор Л.В. Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен (Beethoven) принадлежит к тем немногочисленным художникам, которые остаются нашими вечными спутниками на всю жизнь. К его музыке мы возвращаемся вновь и вновь, каждый раз находя в ней нечто новое, не замеченное раньше. Еще в детстве знакомимся мы с простой и доброй песней «Сурок», а через нее - с маленьким бродячим музыкантом и вместе с ним входим в то время, когда жил Бетховен и когда музыка звучала на улицах гораздо чаще, чем в концертных залах. Гениальный немецкий композитор, фоном, для произведений которого служила эпоха наполеоновских войн. Эти события первоначально вдохновляли Бетховена. Потом он разочаровался в них, оглох, обнищал и скончался. Но его гениальная музыка продолжает жить.

1.Жизненный путь.

Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества, была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелен во Фландрии, отсюда и приставка «Ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 12 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: "Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе". Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.
В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня "Сурок", трогательная "Элегия на смерть пуделя", бунтарски-плакатная "Свободный человек", мечтательная "Вздох нелюбимого и счастливая любовь", содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, "Жертвенная песня", которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (посл. ред. - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы.

2.Бетховен переезжает в Вену.

Он мечтал о Вене, втором после Парижа музыкальном центре Европы. Семнадцати лет он впервые и ненадолго попал в этот город, и рассказывают, что Моцарт, услышав игру молодого музыканта, предсказал ему блестящее будущее. С тех пор Вена стала предметом постоянной мечты Бетховена. Желание жить там еще более укрепилось после знакомства с Гайдном, проездом посетившим Бонн. Вена была не только городом, где музыка постоянно звучала в театрах, на концертах, просто на улицах,- это был город, где жили и работали великие отечественные музыканты - Моцарт и Гайдн. Двадцати двух лет Бетховен переезжает в Вену.
Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

3.Сонаты Бетховена.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. Ясное осознание каждой творческой задачи, стремление решить ее по-своему были свойственны Бетховену с самого начала. По-своему пишет он фортепианные сонаты, и ни одна из тридцати двух не повторяет другую. Его фантазия не всегда могла уложиться в строгую форму сонатного цикла с определенным соотношением обязательных трех частей. Так, например, 14-ю сонату он начал с медленной части, и это было так необычно, что композитор снабдил сонату подзаголовком: «Quasi una fantasia» («Почти фантазия» или «Как бы фантазия»). Лирический, мечтательный характер первой части натолкнул издателей сонаты (уже после смерти Бетховена) на мысль дать ей название «Лунная». А иногда и сам Бетховен давал подобные названия: три части сонаты № 26 названы им «Прощание», «Разлука» и «Возвращение». Бетховен очень широко раздвинул рамки фортепианной сонаты, расширил круг образов. Иногда сонаты кажутся фортепианным переложением симфоний - такова прежде всего знаменитая «Аппассионата», мужественная, героическая музыка. Колорит поздних сонат суров и сумрачен, но иногда в них, как цветы в каменистом ущелье, расцветают такие нежные и трогательные мелодии, как «Ариетта» из последней сонаты.

4.Мир симфоний Бетховена.

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист: в 1800г. он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 - Вторую. Работа над Третьей симфонией (1802-1804) совпала с увлечением Бетховена личностью Наполеона, в котором он, как и многие его современники, видел «генерала революции». Первоначально симфония была посвящена Наполеону, но когда композитор узнал, что былой республиканец короновал себя императором, то вместо посвящения написал на титульном листе лишь одно слово: «Героическая». Такой она и осталась в веках: музыкальным памятником не одному какому-либо человеку, а идее, торжествующей вопреки препятствиям, страданиям и смерти. В это же время была написана его единственная оратория "Христос на Масличной горе". Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г. Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой ("Пасторальной") симфонии, в Скрипичном концерте, в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах.

5.Девятая симфония. Бетховен становится глухим.

Ярче всего нравственные и художественные идеалы Бетховена сказались в его Девятой симфонии. Она явилась синтезом всего самого глубокого и значительного, что было создано в музыке и самим Бетховеном, и его предшественниками. Образы житейских бурь и горьких утрат, мирные картины природы и жизни людей, к природе близких,- все это воспринимается как пролог к единственному в своем роде финалу, впервые в истории жанра симфонии объединившему звучание оркестра и хора. Это величественный гимн радости, призыв к братству всего человечества. Глядя вперед, в будущее, композитор вкладывает в уста хора великие и пророческие слова, обращенные к грядущей радости:
Власть твоя связует свято.
Все, что в мире врозь живет,

Каждый в каждом видит брата
Там, где веет твой полет.
Ф. Шиллер
А ведь этот великолепный гимн радости был написан в очень трудные для композитора годы! Судьба не поскупилась для него на тяжкие испытания. После недолгих лет славы, житейского благополучия, радостей дружеского общения его ожидало одиночество, разочарование в близких людях и, самое страшное, глухота, оторвавшая его от общения с людьми и с музыкой. За исключением той, которая звучала в его сознании…
Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться "разговорными тетрадями", в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя "бессмертной возлюбленной", к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя хлопоты по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял. Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.
Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

6.Великий художник и великий человек Бетховен.

В 1823 г. Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как "Торжественная", в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Одной из немногих и неожиданных радостей последних лет жизни было известие из далекой России об исполнении в Петербурге бетховенской «Торжественной мессы», написанной в те же годы, что и Девятая симфония, и так же проникнутой идеей всеобщего мира и единения. Это было первое и единственное при жизни Бетховена полное, без сокращений, исполнение замечательного сочинения. Нельзя не удивляться тому, что одинокий, больной, почти вытесненный из музыкального мира более удачливыми современниками Бетховен и в самые тяжелые годы жизни создавал произведения, полные мужества и душевной чистоты.
Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжёлой болезни Людвиг ван Бетховен умер 27 марта 1827г. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты.

Творчество Бетховена - одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одарённость с кипучим, бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Бетховена - музыканта-гражданина. Современник Великой французской революции, Бетховен отразил в своём творчестве великие народные движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная эпоха определила содержание и новаторское направление музыки Бетховена. Революционная героика нашла отражение в одном из главных художественных образов Бетховена - борющейся, страдающей и в конце концов побеждающей героической личности.

В этом выпуске мы поговорим о последних годах жизни великого Бетховена.

В предыдущем выпуске мы говорили о жизни композитора, омраченном скудным материальным положением и последовательными неудачами в отношениях с прекрасным полом. Но эти детали, также, как и характер, далеко не самый прекрасный характер композитора, не мешали Людвигу писать его прекрасную музыку.

Сегодня же мы, заканчивая наш краткий экскурс по биографии Бетховена, поговорим о последних двенадцати (1815—1827) годах его жизни.

Семейные проблемы Бетховена

Нельзя сказать, чтобы Бетховен когда-то нормально ладил со своими братьями, особенно с , который к тому времени уже был обеспеченным аптекарем, поставлявшим лекарства в армию.

В 1812 году после встречи с Гете композитор отправился в город Линц, чтобы навестить Иоганна. Правда, судя по всему, Людвига на эту поездку всподвигла корыстная идея, а именно — расстроить помолвку между Иоганном и одной из его сотрудниц, Терезой Обермайер, которую композитор просто терпеть не мог. Правда результат был не в пользу Людвига, ибо младший брат его не послушал.

За несколько лет до этого, еще в 1806-м, Людвиг препятствовал женитьбе другого своего брата, а по совместительству и секретаря — Каспара, и попытка оказалась такой же безуспешной. Но все эти попытки композитора вмешиваться в личную жизнь своих братьев были неспроста.

Ведь фамилия БЕТХОВЕН к тому времени гремела на всю Европу, и композитор не мог себе позволить, чтобы младшие братья опозорили этот род. Ведь и Тереза, и Иоганна, потенциальные невестки великого композитора, мягко говоря, не были достойны носить эту фамилию. Но все равно это было бесполезно, ибо братья его не послушали.

В прочем, Каспар и сам поймет, что совершил глупую ошибку — в 1811 году он разочаруется в супруге настолько, что даже попытается с ней развестись, хотя до окончательного развода все равно не дойдет. Его супруга, Иоганна, оказалась далеко не самой порядочной женщиной, как это и предсказывал старший брат, Людвиг, несколько лет назад, всячески препятствуя их женитьбе.

Ну а в 1815 году Каспар покинул этот мир. Покойный Каспар Карл в предсмертном завещании попросил именно Людвига, своего старшего брата, стать опекуном для своего сына — девятилетнего мальчика, которого также звали Карлом.

Этот мальчик по мере своего взросления доставил своему дяде, великому Бетховену, огромное количество неприятностей. Более того, Людвигу сразу после смерти брата пришлось «воевать» с матерью ребенка, вдовой Каспара — Иоганной, которую он терпеть не мог. В течение пяти лет Бетховен пытался всеми силами лишить Иоганну родительских прав, и в 1820 году, наконец, добивается своего.

Финансовые проблемы до сих пор не давали покоя композитору, который изо всех сил пытался зарабатывать деньги, чтобы прокормить любимого племянника и продолжать заниматься творчеством.

Был даже случай, когда британский пианист Чарлз Нит вместе с Фердинандом Рисом посоветовали Бетховену провести концерт в Англии. В этой стране очень ценили музыку Бетховена. Композитор имел прекрасную репутацию в Англии, а значит, его выступление на сольном концерте гарантировало бы ему прекрасный доход.

Бетховен прекрасно это понимал, да и, вообще, давно мечтал отправиться на гастроли в Лондон, как в свое время поступил один из его учителей, Йозеф Гайдн. Более того, британская филармония прислала Людвигу официальное письмо с условиями, которые были просто изумительны для композитора, купающегося в бытовых проблемах, отчасти связанных с плохим финансовым состоянием.

Но в последнюю минуту Бетховен передумал, а точнее, был вынужден отказаться ехать в Англию из-за болезни. Более того, композитор чувствовал, что не мог покинуть своего племянника на такое долгое время, поэтому он отказался от столь щедрого подарка судьбы.

Не будем останавливаться на племяннике Бетховена, ибо ему будет посвящена . А пока что просто отметим, что парень доставил композитору много бытовых проблем и эмоциональных переживаний, которые отразились в худшую сторону на и без того «подорванном» здоровье Бетховена.

Но все равно композитор безумно любил своего племянника и всячески помогал ему, несмотря на все плохие стороны его характера. Ведь композитор понимал, что других наследников у него больше не будет. Даже в письмах композитор обращался к племяннику, как к «Дорогому сыну».

Последняя «Академия» глухого композитора

Бетховен продолжает писать его прекрасную музыку, радикально отличающуюся от произведений, написанных в молодости. Композитор дописывает последние фортепианные сонаты, параллельно сочиняя простые фортепианные пьесы и камерную музыку по заказу издателей, дабы обеспечить себе и племяннику доход для существования.

Одним из важнейших событий этого периода жизни Бетховена является его последняя «Академия» состоявшаяся 7 мая 1824 года в знаменитом театре Кертнертор.


Там была исполнена его знаменитая «Торжественная месса», а также впервые представлена публике знаменитая «Девятая симфония» — уникальнейшее произведение, ломающее все представления о традиционной классической симфонии.

Венские старожилы свидетельствовали о том, что на данном мероприятии раздавались овации, ранее неслыханные ни на одном концерте любого другого музыканта. Даже сейчас об успехе «Девятой симфонии» ничего придумывать не нужно, ведь фрагмент именно этого произведения использован в гимне Евросоюза.

Ну а в тот вечер, когда абсолютно глухой композитор впервые представил этот шедевр венской публике, восторг слушателей был неописуем. Головные уборы вместе с платками летали по воздуху. Аплодисменты стояли настолько громкие, что просто резало слух. Но только абсолютно глухой композитор, к сожалению, ничего этого не видел (ибо стоял спиной к залу) и не слышал, пока Каролина Унгер, одна из вокалисток, не повернула Людвига в сторону аплодирующих зрителей.

Овации настолько эмоционально задели Бетховена, что композитор, увидевший летающие платки и слезы на глазах у аплодирующих слушателей, в прямом смысле упал в обморок.

В этот момент зал просто взорвался от оваций, схлынувших с новой силой. Эмоции были настолько мощные, что через некоторое время сотрудники полиции были вынуждены вмешаться. Это был грандиозный успех. Ну а менее, чем через 2 недели выступление повторится уже в Редутном зале той же Вены.

Правда художественный успех произведения все равно не принес Бетховену серьезной материальной выгоды. Материальная сторона опять подвела композитора — оба концерта получились абсолютно не прибыльными и даже убыточными для самого Бетховена.

Конечно, уже в скором времени одно авторитетное издательство заплатило композитору как за «Девятую симфонию», так и за «Торжественную мессу» и несколько других произведений, но все равно художественный успех произведений был значительно выше материальной прибыли.

Вот таким уникальным композитором был Бетховен: имя его знали все герцоги, бароны, лорды, короли и императоры Европы. Но до конца дней своих он так и остался бедным.

Прогрессирующая болезнь. Последние месяцы жизни.

В 1826 году состояние здоровья Бетховена ухудшилось еще сильнее после того, как двадцатилетний Карл, его любимый племянник, предпринял попытку самоубийства, возможно, из-за наличия крупных игорных долгов (однако это не подтверждено).

После этого безрассудного поступка племянника здоровье Бетховена испортится настолько, что больше он никогда не поправится, в отличие от Карла, который пережил этот момент и в скором времени поступил на службу в армию.

Пневмония, воспаление кишечника, цирроз печени и последующая водянка, из-за которой композитору несколько раз прокалывали живот — даже в наш век шансы вылечиться от такого набора заболеваний кажутся чем-то сверхъестественным.

В последние дни жизни больного Бетховена навещали самые разные люди: Крамолини со своей невестой, Гуммель, Йенгер, Шуберт (правда считается, что он не смог зайти в комнату композитора. Да и, вообще, факт визита Шуберта к Бетховену не доказан) и другие люди, ценившие творчество композитора.

Но больше всего времени с Бетховеном проводили ухаживавшие за ним друзья - Шиндлер и еще один старый друг - тот самый Стефан Брёйнинг из Бонна, но теперь уже проживавший рядом вместе со своей семьей.


Говоря о семье Брейнинга, стоит отметить, что особенно много радости в эти омраченные болезнью дни Бетховену доставил сынишка Стефана, Герхард, по прозвищу «Ариэль». Бетховен просто обожал этого ничего не понимающего и постоянно «сияющего» мальчика, и любовь эта была взаимной.

Даже скупой брат Иоганн стал проводить много времени с умирающим композитором. И это, несмотря на то, что буквально за несколько месяцев до смерти Людвиг с племянником (после его попытки самоубийства) приехал к Иоганну с некоторыми просьбами, а последний обходился с братом, как с чужим человеком — брал с него и с племянника деньги за ночлег, а также отправил их домой в открытой повозке (после чего, как считается, Людвиг заболел пневмонией).

Материальную бедность композитора в последние недели его проживания разбавила неплохая сумма, полученная от Лондонского филармонического общества, и собранная, благодаря Мошелесу — одному из учеников Бетховена.

Еще одной радостью для Людвига стал другой, по-настоящему ценный и для того времени чрезвычайно редкий подарок, присланный из английской столицы Иоганном Штумпфом (мастером по изготовлению арф) — это было полное собрание сочинений Генделя, которого Бетховен считал чуть ли ни величайшим композитором.

Скромные, но, при этом, весьма приятные для композитора подарки в виде банок с компотом, прислал барон Паскалати, в чьем доме некоторое время жил Бетховен. Также отличился и издатель Шот, приславший умирающему Бетховену знаменитые рейнские вина. Только сам Бетховен с сожалением отметил, что данный подарок немного опоздал, хотя в душе был рад этой посылке.

Ну и, конечно же, за две недели перед смертью Людвига, наконец, удостоили звания почетного члена Венского общества любителей музыки Австрийской империи. Только это звание осталось лишь символическим, так как не подкреплялось никакой материальной выгодой.

Стоит также отметить, что до самой смерти Людвиг, несмотря на неизлечимую болезнь, мыслил более, чем адекватно. Даже подозревая о том, что может умереть в любой момент, Бетховен все равно продолжал читать сложнейшую философскую и иную литературу на разных языках, тем самым, продолжая интеллектуально обогащаться.

Уже 24 марта 1827 года композитор подписывает завещание, согласно содержанию которого, все его имущество наследует племянник, Карл. В этот же день Бетховена навещает священник.

Смерть великого Бетховена наступила после трех дней адских мучений — 26 марта 1827 года. Это произошло в Вене, в том самом доме, где Бетховен прожил последние месяцы жизни. Этот дом имел интересное название «Шварцпаниерхаус», что переводится, как «Дом черного испанца».

В момент смерти друзья композитора, Брёйнинг и Шиндлер, не были рядом. Они в этот момент, предвидя неминуемую кончину Людвига, пошли договариваться о месте захоронения (возможно, с братом Людвига, Иоганном), оставив рядом с композитором общего знакомого — Ансельма Гютенбреннера.

Именно последний, возможно, вместе с Терезой (супругой Иоганна, брата Людвига), стал свидетелем смерти великого Бетховена. Именно он потом расскажет, как великий Людвиг ван Бетховен встретил свою смерть, грозно глядя ей в глаза и грозя кулаком (в прямом смысле) под раскат грома. Именно Гютенбреннер закрыл глаза великому композитору, чья душа с этого момента покинула этот мир.

Людвига ван Бетховена хоронили 29 марта. Поражают масштабы церемонии: в процессии участвовало около 20 тысяч человек — это почти десятая часть всего населения Вены в то время. И это удивительно, учитывая тот факт, что по сравнению с похоронами Бетховена, масштабы похорон старших классиков, Моцарта и Гайдна, были гораздо менее существенными.

Одним из факелоносцев траурной церемонии был другой великий композитор, Франц Шуберт, который, кстати говоря, умрет буквально в следующем году.

Самые разные люди, начиная от обычных венских граждан, и, оканчивая представителями императорского дворца, пришли отправить великого Бетховена в последний путь.