Происхождение имени. Этимология личных имен

Происхождение имен собственных имеет глубокие корни. Они существуют с незапамятных времен. Еще при создании человека Бог нарек его именем Адам, то есть "из глины". Адам дал имена животным, а после назвал свою жену Евой, то есть "жизнь". С той поры свойство человека всему давать имена, или, как говорится в русской поговорке, «называть вещи своими именами», стало неотъемлемой его чертой.

Поэтому не стоит удивляться, что зачастую человек носит несколько имен - одно официальное, два-три ласковых домашних, одно - прозвище в узком кругу друзей, одно - прозвище в коллективе. Так, к примеру, мальчик Ваня Носов может быть и Солнышком, и Масиком дома, Носом в школе и Вано у друзей.

Сейчас принято пользоваться официальным именем для отождествления личности. Оно записано в паспорте или в свидетельстве о рождении. Но Имена и прозвища имели раньше хождение наряду с официальными именами.

В глубокой древности

Люди в давние времена верили, что имя несет в себе магическое начало, что оно определяет характер. К значению имени относились очень серьезно. Будучи зависимы от сил природы, урожая и расположения сильных мира сего - жрецов, князей, военачальников и тому подобных власть имущих - они в то же время боялись попасть в немилость у злых духов. Понятно теперь, почему порой истинное имя скрывали, давая ребенку имя-прозвище. Оно было призвано отвести зло и использовалось чаще истинного имени.

Используя настоящее имя, жрецы проводили обряды инициации, заключения брака, наложения табу за грехи и другие. От имени рода приносились жертвы богам. Правители давали своему ребенку имя, чье происхождение идет от имени тотема или общего предка.

В третьем веке до нашей эры философ Хрисипп идентифицировал имена как отдельную группу слов. По сути, его можно назвать родоначальником современной науке об именах - антропонимики (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя).

Как появилось слово «имя»?

В словарях встречается объяснение этого слова как калька с латинского nōmen или греческого ὄνομα. Есть версии, что оно происходит от особенного термина jm-men, обозначающего принятый знак родового строя. В целом заметно, что славянские языки носят схожее произношение и написание этого слова.

Одна версия заключается в том, что оно произошло от праславянского имети - иметь, отождествлять с кем-либо, принимать за кого-то, считать кем-то. Другая связывает его с понятием yuyoti, означающим на санскрите отделение или отличие кого-либо друг от друга. Интересно, что истоки английского name те же, что греческого onoma. Получается, что в индоевропейской группе языков, по этой версии, один источник слова «имя» - и для западноевропейских, и для восточноевропейских языков.

Но в основном словари сходятся во мнении, что истинная этимология слова «имя» неясна.

В античные времена

Греческие имена часто совпадают с именами мифических персонажей. Дать младенцу имя героя считалось неким образом предвосхитить его судьбу. И, напротив, именами богов называть младенцев опасались. Бытовало мнение, что использование имени бога в таком ключе будет расценено им как фамильярность, унижающая его положение.

Для повседневного обозначения богов существовала масса эпитетов, которые и становились подчас именем человека. Этимология имен античного времени восходит к подобным титулам. Это, например, такие дошедшие до нашего времени заменители имени Зевса, как:

  • Виктор - победитель.
  • Максим - великий.

Или описание Марса, бога войны, носившего венок победителя из лавровых листьев:

  • Лавр.
  • Лаврентий.

Другие боги носили диадему, их называли «Увенчанный». От этого названия произошли имена:

  • Стефан.
  • Степан.
  • Стефания.

Имена не верховных богов, а покровителей охоты, различных видов искусства считалось не зазорным давать и человеку:

  • Муза.
  • Диана.
  • Аврора.

Эти античные имена известны и сейчас.

Имя в Древней Руси

Отношение к имени на Руси скорее напоминало древние языческие представления. Поэтому настоящее имя знали только посвященные - родители, близкие люди и жрецы. Оно несло положительный заряд, означало счастье, богатство, здоровье и все то, чего желают младенцу обычно. Это такие имена русского происхождения, как:

  • Любовь.
  • Злата.
  • Сила.
  • Богдан.
  • Ждан.

Интересен обычай славян после наречения ребенка настоящим именем инсценировать нахождение подкидыша. Младенца обертывали негодной тканью - рогожей, например, и выносили за порог. Для нечистой силы произносили второе имя-прозвище, своего рода оберег, которое должно направить нечисть по ложному следу. Этимология имен-оберегов - от мнимых недостатков, которые приписывали в этот момент:

  • Некрас.
  • Неждан.
  • Зима.
  • Крив.
  • Черняк.
  • Беляй.

Настоящее имя не звучало в быту. На вопрос: «Как тебя зовут?» отвечали уклончиво: «Зовут Зовуткою, величают уткою». Так поступали, опасаясь порчи.

Как повлияло принятие христианства

Начиная с одиннадцатого века из народной жизни планомерно вытеснялось все славянское: система поклонения, способ хоронить умерших, сказы и былины. Сюда относится и наречение именами. На Русь пришла греческая форма христианства, поэтому стала насаждаться византийская культура.

Официальным становилось имя, записанное в церковно-приходской книге. Этимология имен такого типа имеет греческие и еврейские корни, что обусловлено языком церковных книг. Официальное имя использовались в обрядах крещения, заключения брака, предания анафеме и прочих. В народе стала практиковаться двухименная система: теперь отпала надобность в имени-обереге, но и к греческим именам доверия не возникало. Некоторые были настолько труднопроизносимы, что транслитерировались в ставшие русскими формы:

  • Федор - Теодор (божий дар).
  • Авдотья - Евдокия (благоволение).
  • Аксинья - Ксения (гостеприимная).
  • Лукерия - Гликерия (сладкая).
  • Егор - Георгий (земледелец).

В юридических документах стали указывать оба имени: одно по крещению, другое мирское: «По крещению Петр, по мирски Микула». Когда вводили фамилии в России, часто ею становилось мирское имя.

Имена в Святцах

Поскольку регистрация рождения была возможна только в церкви, даже в случае неверующих родителей все проходили через обряд крещения. Имя давал священник, выбирая его из месяцеслова. Это книга, в которой на каждый день существует список святых, которых церковь должна почитать. Ее в народе называли «Святцы». Этимология имен из месяцеслова имеет не только греческие или еврейские корни. Много канонизированных в России святых носят латинские, германские и скандинавские имена.

Некоторые имена встречаются в месяцеслове чаще других. Этим объясняется, что в нашей стране так много Иванов: они поминаются в Святцах 170 раз. Происхождение женских имен в Святцах имеет иноязычные корни, и поэтому часто неблагозвучно для россиян:

  • Христодула.
  • Яздундокта.
  • Хиония.
  • Филицитата.
  • Пульхерия.
  • Препедигна.
  • Перпетуя.
  • Мамика.
  • Каздоя.
  • Домна.
  • Голиндуха.

На выбор родителей предлагалось несколько имен. Если священник был расположен к родителям младенца, он шел на уступки и позволял выбрать имя из Святцев самостоятельно. Но в случае размолвки он мог проявлять строгость или вообще дать ребенку труднопроизносимое имя.

Имена девочек: происхождение и значение

Невозможность вольнодумства, к которому причислялся самостоятельный выбор имени для дочери, которое не значится в Святцах, привел к распространению женских имен, имеющих славянское или европейское происхождение. Множество святых женщин, канонизированных церковью, носили красивые имена.

Понятно поэтому, что в основном на Руси бытовали женские имена Мария, Марфа, Прасковья, Анна, Татьяна, Наталья, Ольга и еще несколько. Популярны были имена Надежда и Любовь, хотя они упоминались в Святцах только по разу. Вера имела два упоминания.

После революции 1917 года была отменена система регистрации в церкви. Это повлияло на выбор имен. Не обошлось без перегибов: происхождение имен девочек теперь зависело от лояльности родителей к новой власти и восхищения их техническим прогрессом.

Имена в СССР

Происхождение некоторых женских имен начала двадцатого века поражает воображение. Тем не менее эти имена действительно существовали, они и сейчас записаны в актах ЗАГСов. Чтобы представить масштаб происходящего тогда, достаточно взглянуть на следующую таблицу.

К счастью, это был недолгий период. После многие меняли имена, остановив выбор на привычных распространенных Мариях и Татьянах. С развитием эпохи кино стали распространяться имена героинь экрана и киноактрис, которые часто имеют западное происхождение.

Русские имена, имеющие иноязычное происхождение

Возможно, некоторые удивятся, что считающееся исконно русским имя Иван - на самом деле еврейское Иоанн. Оно означает «Бог помиловал». Данила - тоже старое русское имя - в переводе с еврейского означает «Бог мой судья». И это не единственные еврейские имена в списке:

  • Сысой - беломраморный.
  • Фадей - достойный похвалы.
  • Фома - близнец.
  • Гаврила - моя мощь - Бог.
  • Матвей - дар от Бога.

Имена, имеющие скандинавские корни:

  • Ольга - святая.
  • Игорь - воинственный.
  • Олег - святой.

Статистика утверждает, что распределение современных имен по происхождению следующее:

  • 50% - греческие, во многом благодаря христианизации и запрету на языческие имена, которых нет в Святцах.
  • 20% - древнееврейские, по той же причине.
  • 15% - латинские, распространившиеся благодаря развитию торговли и эпохе Просвещения.
  • 15% - прочие.

Печально, что история не сохранила многих древних имен. Но сейчас наблюдается интересная тенденция в обществе, которая может исправить положение.

Современные имена

Сейчас в моде старославянские имена, многие из которых имеют красивое звучание и объяснение. Девочек называют так:

  • Владислава (прославленная).
  • Лада (любимая).
  • Русалина (русоволосая).
  • Ярина (огненная).
  • Милана (заботливая).
  • Алина (честная).

Мальчики носят такие имена:

  • Всеволод (владеющий всем).
  • Любомир (любимый миром).
  • Ярослав (яркая слава).

И родители выбирают имя по своему вкусу, никто не обязывает называть детей по утвержденному списку. Часть -слав, входящая в составное имя, означает родовое имя славян. Происходит возврат к историческим корням.

Заключение

Сейчас можно называться любым именем. Конечно, следует избегать крайностей. В некоторых странах запрещено называться демоническими именами, признанными нарицательными именами всемирных преступников или числительными.

Любящие родители думают о том, как ребенок будет идти по жизни. А это немало зависит от имени.


Несомненный интерес представляет этимология собственных имен. Занимаясь данной проблемой, ученые установили, что онимы могут генетически восходить как к нарицательным, так и к собственным именам.
Однако не каждое нарицательное имя в равной степени может стать собственным. Свободнее используются в качестве собственных такие нарицательные, у которых мотивированность наименования носителями языка не осознается, когда связь между его значением и тем, что оно называет, нарушена (сравним: лев - хищное животное и Лев - имя человека). К таким именам относятся, например, Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия (женские имена), Зима, Беда, Кулик, Медведь (фамилии).
Собственные Имена, от которых образуются онимы, преимущественно относятся к антропонимам или топонимам.
Рассмотрим этимологию некоторых личных имен и фамилии.
Если обратиться к документам XVI в., то в них можно встретить такие названия лиц: князь данило княж юрьев сын меншого ушатого, нван елизарьев сын цыплятьев, угрим львов сын выродков, василей бык мелентьев, пронка бешеиов, негодяйко фенин, овчинник сенка. Одни названы по имени и отчеству, другие по имени и прозвищу. Но это еще не фамилии.
В XVI-XVII вв. у русских вводится единая трехчленная система наименований (имя, отчество и фамилия). Сначала так величали представителей высших слоев населения, а позже (в XVIII в.) и низших: воевода офапасий иванович Нестеров, воевода лев тимофеевич Измайлов, дьяк Костянтин Михайлов, подьячий михаил постников.
Из каких элементов складывались имена и фамилии?
Роль самых Первых собственных имен выполняли имена нарицательные. С течением времени их значение могло забываться.
Л. М. Щетинин в интересной книге «Имена и названия» рассказывает о том, что многие фамилии^существительные - нетронутые слеп- Ки Древних дохристианских и более поздних мирских русских имен.
«Среди них, - пишет он, - можно выделить названия конкретных предметов - мирские личные имена далекого прошлого: Завеса, Капля, Квач, Кващша, Копейка, Корж, Кошель, Латка, Лоза, Пирог, Пуз, Рубль, Скребец, Сноп, Соль, Струна, Точка, Труба, Трут, Тяпка, Чашка, Шуба; название частей тела, выступавшие в качестве прозвищ родоначальников той или иной фамилии: Борода, Брюхо, Губа, Гузка, Нога, Ноздря, Ножка, Нос, Рука, Ус, Ухо, Шея, Щека. Характерные физические признаки своих обладателей изобличали и прозвища, ныне фамилии: Горб, Плешь, Синяк, Шишка. Многие фамилии происходят от мирских имен, позаимствованных в свое время человеком у животных, рыб, птиц, насекомых и растений: Бык, Волк, Заяц, Лось, Жеребец, Корова, Кроль, Крыса, Лисица, Медведь, Суслик, Тюлень, Ерш, Линь, Окунь, Сазан, Сом, Щука, Воробей, Ворона, Галка, Голубь, Гусь, Квочка, Кулик, Орел, Птица, Ряполов, Снегирь, Сова, Соловей, Сорока, Чайка, Комар, Муха, Паук, Саранча, Верба; Греча, Дуб, Линь, Лопух, Орешник, Плющ; Ракита, Репа, Рогоза, Сосна. Среди наших фамилий есть и названия грибов: Боровик, Опенок, Подосиновик; ягод: Ягода, Ягодка, Калина, Малина; цветов: Орхидея, Фиалка (последние главным образом заимствованы и, следовательно, позднейшего происхождения» .
С принятием христианства на Руси получили распространение греческие, латинские, древнееврейские имена, которые были канонизированы церковью. Эти имена в своем большинстве сохранились до настоящего времени и составляют основу современных русских личных имен. Они уже давно воспринимаются только как «паспортное» имя человека, как немотивированные имена. Однако их этимология свидетельствует, что не случайно нарицательные слова перешли в разряд собственных имен, так как, будучи нарицательными, они указывали на моральные, этические качества человека, его положение в обществе, называли предметы, явления, полезные человеку, доставляющие ему удовольствие.
Агнесса - от греч. agne - чистая, непорочная или от лат. agnus - ягпец, ягненок.
Ада - от др.-евр. add - наряжать, надевать украшения.
Акакий - от греч. akakos - не делающий зла, незлобивый.
Александр - от греч. ale.хд - защищать и апдг (род. п. andros) - муж, мужчина.
Алексей - от греч. alexo защищать.
Анастасия от греч anastas - воскресшая.
Ангелина - от греч. angelos - вестник.
Андрей - от греч. andreios - мужественный, храбрый.
Анпа - др.-евр. имя Наппа - от Ьёп - грация, миловидность.
Валентин - от лат. valens (род. и. valentis) - сильный, здоровый.
Василий - от греч. basileus - царь.
Виктор - от лат. viktor - победитель.
Домна - от лат. domna - госпожа.
Донат - от лат. donatus - подаренный.
Евгений - от греч. euge^s - благородный.
Ипполит - от греч. hippos - конь и 1уб - развязывать, распрягать.
Касьян - от лат. cassus - пустой.
Наталия - от лат. natalis - родной.
Павел - от лат. paulus - маленький.
Парамон - от греч. paramonos - прочный; надежный, верный.
Платон - предположительно от грen.platus - широкоплечий; полный.
Регина - от лат. regina - царица.
Руфь - др.-евр. имя кш. Предположительно от гё"Ш - подруга; дружба.
Самсон - от др.-евр. simsi - солнечный.
Семен - от др.-евр. sama* - слушать.
Савелий - др.-евр. имя amp;Гй/ - испрошенный (у Бога).
Сарра - др.-евр. имя Sara - знатная, княгиня.
Соломон - от др.-евр. salom - мир.
Тимофей - от греч. time - честь, почет и theos - Бог.
Трифон - от греч. tryphon (прич. от глаг. Tryphao) - живущий в роскоши.
Федор - от греч. theos - Бог и doron - дар.
Феликс - от лат. felix - счастливый.
Филипп - от греч. philippos - любящий коней .
Другую группу составляют славянские личные имена, которые встречаются не в одном, а в нескольких славянских языках. Их этимо логия прозрачна, не требует объяснений. Чаще всего это сложные слова, корни которых выражают понятие света, мира, добра, блага, славы, радости, любви, лада, белизны как символа чистоты. Например: Бело- слав, Благослав, Владимир, Владислав, Всемил, Всеслав, Гремислав, Добромил, Добромир, Доброслав, Ладимир, Ладислав, Лучезар, Любомир, Людмила, Мечислав, Милан, Милен, Милица, Милован, Милорад, Милосте, Мира, Миролюб, Мирослав, Мстислав, Рада, Радимир, Радислав, Ратибор, Родислав, Ростислав, Светислав, Светлан, Световид, Светофор, Светолик, Святослав, Слава, Славий, Цветан, Ярополк, Ярослав.
Славянские личные имена удивительно благозвучны. В них выражено отношение славян к назначению человека в жизни, его восприятие окружающего мира, природы, людей. Но главное - они как бы заключают в себе пожелание родителей своим детям оправдать данные им имена, вера в то, ^то выбранное ими имя повлияет на формирование характера, на поведение его носителя.
Третью группу образуют старорусские имена, существовавшие в дохристианскую эпоху или появившиеся в последующие времена.
Важен - ср. диал. бажать - очень сильно желать чего-либо, жаждать; баженый - желанный, милый.
Добрыня - от добр (ср. добрый, добро).
Ждан - др.-русск. жьданъ - прич. от глаг. жьддти - ждать, ожидать.
Кий - от кий - молот. Имя одного из основателей г. Киева.
Купава - от купа- (ср. купать).
Лада - лада - любимая, милая. Лада - языческая богиня брака и любви.
Лель - по имени языческого бога, сына Лады, покровителя брака и любви.
Любава - от люб- (ср. любимый, любовь).
Любим - др.-русск. любим (прич. от глаг. лювнтн) - любимый.
Милонег - от мил- (ср. милый) и пег- (ср. нега, нежный).
Пересеет - отдр.-рус. пере - приставка со значением очень и сеет - (ср. светлый).
Святополк - от свят- (ср. святой) и полк.
Томила и Тамила - от др.-русск. томити в значении мучить, терзать.
Цветан - заимствов. из ю.-сл. яз. Ср. болт., сербск. Цветан.
Старорусские личные имена сохранились в сказках, былинах и почти не используются как имена в настоящее время.
Многие личные имена, как свидетельствует история, перешли затем в разряд фамилий. Например, Беда, Гроза, Гора, Боровик, Калина, Верба и др.
Фамилии нередко образуются от названия места жительства или места рождения: Тамбовкина (от названия города Тамбова), Камский (от названия реки Камы). К таким фамилиям относятся: Москвин, Московский, Рязанцев, Устюжапинов, Звенигородский, Сибиряков, Российский, Леся Украинка (псевдоним), Онегин, Волгин, Донской, Печорин.
По фамилиям можно определить, чем занимались, кем были предки носителя такой фамилии, как Гончаров, Лекарь, Пасечник, Бондарев, Ключарев, Шапошников, Хорунжев, Есаулов. Впрочем, некоторые из таких фамилий, как Князев, Боярский, Попов, могли указывать не на занятие отца или его общественное положение, а на принадлежность этому лицу (ср.: «Вы чьи люди?» - «Мы Князевы» или «Мы поповы, а они - боярские»).
фамилии образуются и от этнонимов: Греков, Калмыков, Литвинов, Лях, Ляхов, Мордовцев, Грузинский, Французов, Татаринов.
Несколько иной представляется картина образования географических названий. Их этимология бесспорна, если топоним образован от антропонима. Так, один из городов Урала назван Карпииск по фамилии геолога, академика А. П. Карпинского. В Волгоградской области известен город Серафимович, названный в честь писателя А. С. Серафимовича, уроженца этих мест.
Географические названия могут быть образованы и от личных имен. Так, один из древнейших городов в Арабской Республике Египет назван Александрией по имени Александра Македонского, основавшего город. А вот город Александрия, находящийся в Кировоградской области, назван так в честь внука русской царицы Екатерины II - будущего царя Александра I.
Среди топонимов, хотя и редко, встречаются названия, состоящие из сочетания имени и фамилии лица или имени и отчества. Например: Лев Толстой - железнодорожная станция в Липецкой области. Название ей дано после смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, умершего на этой станции. До этого она называлась Астапово.
Имя и фамилию украинского поэта Ивана Франко хранит город Ивано - Франковск.
Интересно название поселка и железнодорожной станции на Сибирской магистрали в Амурской области - Ерофей Павлович. Это имя и отчество русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова, который в 1649-1651 гг. совершил несколько походов на Амур и составил «Чертеж реки Амур». От его фамилии образовано название города Хабаровска.
Андалузия - южная часть Испании. Откуда произошло название этой исторической области? Она названа так по германскому племени вандалов, которые в V в. занимали юг Пиренейского полуострова. Это °ни в 455 г. разграбили Рим. С тех пор вандалами называют варваров, разрушителей культурных ценностей. А Андалузия не называется Ван- далузией потому, что арабы, завоевав ее, отбросили в произношении начальный звук [в].
Это не единственный топоним, образованный от названия племени. Венеция своим названием обязана племени венетов, занимавшему территорию города. Столица Эквадора Кито названа по имени племени квиту, теперь вымершему, Париж - по имени галльского племени па- ризиев.
Географические названия образуются и от самих географических названий, например, гидронимов. В таком случае учитывается местоположение населенного пункта. Так возникло название города Ижевск, находящегося на реке Иж. Город Каспийск назван по Каспийскому морю, на берегу которого он стоит.
Нарицательные имена, как и собственные, тоже служат базой для образования географических названий.
Среди таких наименований выделяются топонимы, образованные от нарицательных, обозначающих конкретные предметы. Нетрудно догадаться, от каких нарицательных и почему получили свои названия города Асбест (Свердловская область), Никель (Мурманская область), Антрацит (Донбасс), Марганец (Днепропетровская область). Назван Марганцем и поселок в Карагандинской области, где тоже добывают марганец.
Когда по дороге из Москвы на Кавказ въезжаешь в Ростовскую область, то поражает обилие терриконов, своеобразных пирамид из отвалов породы, свидетельствующих о том, что здесь находятся шахты. В окружении шахт (подземных сооружений, где добывается каменный уголь) расположен крупный город Шахты. Это промышленный город, и название у него «промышленное».
Немало у нас и «лесных» названий: Березино, Березник, Березники, Березово, Березовка, Дубово, Дубовское, Кедровник, Кедровое, Осиновка, Сосна, Сосница, Сосковец, Сосновка.
Несколько речек и населенных пунктов названы Ольховками (от названия ольхи - дерева семейства березовых).
Интересна история названия города Липецк. Липецк находится на реке Липовка (от названия дерева липа). В давние времена это было село Липовка. При Петре I там началась разработка местной руды, были построены заводы, и населенный пункт стал называться Липецкие железные заводы. А с 1779 г. город получил название Липецк.
В Воронежской области есть город Бобров. В XVII в., когда возник город, в той местности было много бобров. По ним он и получил свое название.

У каждого человека есть имя. Личные имена людей лингвисты называют антропонимами. У русского человека, кроме того, есть отчество и фамилия. Называя друг друга по имени и отчеству, мы даже не представляем себе, что можно чужих взрослых людей звать как-то иначе. Однако во многих странах отчество как специальный тип именования отсутствует. В большинстве стран Запада люди независимо от возраста, зовут друг друга просто по имени, а в более официальных случаях - по фамилии, предваряя ее словами вами сеньор, сеньора, сэр, мадам и т. д. У многих народов Востока нет фамилий. В торжественных случаях используются длинные фразы, включающие не только личное имя, но и прозвища, характеризующие человека, и слова типа мальчик, юноша, мужчина, старик, дядя, тётя, дедушка, мать, отец, название рода, к которому этот человек принадлежит, имена его родственников, название местности, из которой он происходит.

Русские, как правило, при рождении получают одно имя. Два имени у русского человека большая редкость. Во многих странах Запада ребенку дается два-три имени, например, Хосе-Рауль. Первоначально это было продиктовано стремлением к тому, чтобы у него был не один, а несколько святых покровителей. Потом это стало традицией. Чаще всего детей в испаноязычных странах называют в честь родственников, обычно бабушек и дедушек. Кроме имени, полученного от родителей, испанцы носят имена, полученные при крещении от крестившего священника и крёстных родителей. Большинство из имён, полученных испанцем, не используется, а используется только одно или два имени, например, у нынешнего короля Испании пять личных имён - Хуан Карлос Альфонсо Мария Виктор, но всю свою жизнь он пользуется только двумя из них - Хуан Карлос. Это обычный случай.

В некоторых странах, в Испании и в Португалии, традиция требует, чтобы у человека была не одна, а несколько фамилий. Здесь в качестве первой фамилии записана фамилия отца, в качестве второй - матери. Многие добавляют еще в качестве третьей фамилию деда. Некоторые в качестве четвертой - фамилию бабушки или другого деда и т. д.

Происхождение имен собственных

Каждый человек где-то живет, и будь то город или деревня, гора или река, - любая точка земной поверхности, если она хоть чем-нибудь примечательна, имеет свое название. Названия городов, рек, озер, местностей лингвисты называют топонимами. Откуда, как и почему произошли географические названия - вопрос не менее интересный, чем проблемы, связанные с происхождением имен и фамилий. На земном шаре имеется более 250 мест имеющих название Швейцария. Объясняется это модой на данное имя собственное. Если местность хоть как-то напоминала европейскую Швейцарию, она получала это имя. Сегодня есть Швейцария в Европе, есть она и в Новой Зеландии.

В своей повседневной познавательной деятельности человек постоянно открывает, создает, конструирует что-либо новое. Это могут быть новые земли, новые качества и свойства известных ранее вещей, машины, механизмы, детали, приспособления. Каждый день рождаются дети, новые люди, которые со временем займут свое место в жизни и станут творить и созидать. А всему новому нужны имена. И они ежедневно создаются: имена нарицательные - для обозначения классов предметов, имена собственные для каждого отдельного индивидуального предмета. В 20 веке появились нарицательные имена компьютер, кибернетика, космос и др. Данные понятия связаны с развитием науки и техники, появлением новых отраслей знаний. Название подмосковного города, в котором проживают космонавты – Звездный. Данное имя собственное происходит от слова звезда и живут здесь люди, устремленные к звездам.

Развитие информационных технологий привело к формированию новых имен нарицательных. Сегодня складывается и новый разряд имен собственных, к которому возможно отнести такие имена как Интернет, Яндекс, Рунет. Какие еще подобные названия возможно считать именами собственными? Каковы их признаки? Я считаю, что если они пишутся на русском языке с большой буквы, есть основание причислить их к именам собственным.

Имена собственные и нарицательные – полноправные слова каждого определённого языка, но имена нарицательные служат нам своим значением, а имена собственные – звучанием. Хочу высказать предположение, что имена собственные существовали всегда, потому что невозможно представить себе язык, в котором бы не было собственных имен. Ученые считают, что они существуют с тех пор, как человек стал осознавать себя человеком и пользоваться языком как средством общения. Он стал давать прозвища домашним животным, называть реки, озера, местность, в которой он живет. Получали в древности свои имена божества, герои сказок, сказаний, былин.

Мы можем задать вопрос, что же появилось раньше, имена собственные или нарицательные? Возможно, они создавались одновременно, заимствуя друг у друга языковой материал. Здесь необходимо отметить сложность и своеобразие перехода имен нарицательных в собственные, поэтому часто трудно бывает определить, когда и от какого слова произошло то или иное имя. Например, русская фамилия Сундуков происходит от слова сундук. Но между сундуком - домашней утварью и фамилией Сундуков располагается ряд промежуточных форм. Само слово сундук заимствовано из тюркских языков. Но фамилию Сундуков нельзя считать татарской или ногайской, потому что весь путь от слова к фамилии осуществлялся по нормам русского языка. Прежде всего, слово сундук стало именем или прозвищем человека - Сундук, а только потом полноценной фамилией. Почему это произошло, сказать трудно.

Еще труднее судить о происхождении традиционных русских имен. Ведь почти все они пришли к нам из Византии вместе с христианством. Они были включены в календари, приурочены к определенным дням года и получили название календарных. Все они - очень древние и служили именами задолго до их прихода в русский язык.

Важно отметить, что отделившись от нарицательного и став собственным, имя развивается независимо от значения тех элементов, которые формируют смысл нарицательного. Например, фамилию Брюллов мы ставим в ряд не с Еськин, Морковкин, а с фамилиями художников Левитан, Репин, Петров-Водкин, Васнецов; фамилию немецкого философа Фихте - в ряд с фамилиями Фейербах, Кант.

Я думаю, можно выделить ряд универсальных факторов, к которым люди обращались и продолжают обращаться при создании имен. Прежде всего, то внешний вид, образ человека. Сравните древнерусские имена Большой, Долгий, Малыш, Толстик, Худышка, греческое Платон, латинское Лонгин. Влияют черты характера: древнерусские имена Добрый, Щедрый, Скупой и арабское Рахман. При именовании людей во все эпохи обращались к названиям животных, правда причины этого были различными.

В отдельные эпохи у представителей разных народов складываются своеобразные традиции, связанные с именами. Например, в одни исторические периоды была традиция именования человека по малоценным предметам «от сглаза», чтобы предохранить ребенка от порчи. На других этапах развития общества обращались к сложным, пышным именам, чтобы прославить человека через его имя. Существует мода на имена.

Стремление облагородить свое имя и фамилию отмечалось у многих народов. В книге А. В. Суперанской приводится интересный факт. Первый русский герольдмейстер Колычев, чей род происходил от человека по имени Кобыла, жаловался, что переписчики якобы исказили имя его родоначальника, который на самом деле звался Кампила и приехал на царскую службу из чужих краев.

Наши имена своеобразные и удивительные знаки, помогающие выделять в индивидуальном порядке каждое живое существо. Они служат нам своим звучанием, а не нарицательным значением слов, из которых они были когда-то созданы. Особенно важно подчеркнуть юридическую значимость имен собственных и необходимость писать их единообразно во всех документах, картах, книгах.

Англичане любят повторять фразу: «Что в имени?». А что действительно в имени твоем и моем? Что в названии города или улицы? Что в наименовании теплохода и планеты? Ответы на эти вопросы дает ономастика - наука о собственных именах. Она изучает становление, развитие, распространение имен, особенности их заимствования в другие языки, их удивительные преобразования в новых исторических и культурных условиях.

Как вас зовут?

Александра Васильевна Суперанская
доктор филологических на ук

Поговорим о привычных русских именах. Что означают они? Откуда происходят?

Большинство современных русских имен было заимствовано в X веке новой эры из Византии вместе с христианской религией. Имена эти были узаконены, записаны в специальных книгах - "святцах" и объявлены "настоящими", "правильными". После введения на Руси христианства разрешалось давать имена только через церковь (при крещении). В "святцы" были включены также некоторые имена общеславянского происхождения, возникшие задолго до крещения Руси, в ту эпоху, когда славянская общность не распалась на племенные группы, из которых впоследствии сформировались отдельные славянские народы. Эти общеславянские имена (Владимир, Ярослав, Святослав, Всеволод...) и некоторые скандинавские имена (Игорь, Олег...) обычно не давались простым людям и считались именами "княжескими". Лишь в конце прошлого века имена эти были возрождены русской интеллигенцией. Употребление их значительно расширилось после революции. Тогда же вошли в жизнь и такие старинные общеславянские имена, как Станислав, Мстислав, Бронислав, принятые у других славянских народов.

Особое место по своему происхождению занимают имена Вера, Надежда, Любовь. У греков таких имен не было. Тем не менее в греческих преданиях существовали символические фигуры Вера (Пистис), Надежда (Элпис) и Любовь (Агапе), но они не давались людям в качестве имен. Очевидно, при составлении русского церковного именослова названия этих символических фигур послужили основой для создания имей Вера, Надежда, Любовь из словесного материала русского языка. Такой вид заимствования, когда по образцу одного языка создается слово в другом языке из его языкового материала, называется в языкознании калькой, а самый процесс такого заимствования - калькированием.

Откуда же произошли византийские имена, легшие в основу русских "святцев"? Византийские греки собрали у себя лучшие, разумеется, с их точки зрения, имена всех тех народов, с которыми они поддерживали торговые и культурные отношения. Наряду с именами древнегреческого происхождения они пользовались древнеримскими и древнееврейскими. В качестве отдельных вкраплений в списке византийских имен встречаются древнеперсидские, древнеегипетские, халдейские, сирийские, вавилонские...

Если мы начнем рассматривать канонические имена по значению тех слов, от которых они произошли, мы сразу же заметим в них свои особенности. Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях хорошие моральные и физические качества. Вот значения некоторых из них: Андрей - мужественный; Никифор - победоносный; Тихон - счастливый; Агата - красивая; София - мудрая. Большинство римских имен также отмечает в людях хорошее: Виктор - победитель; Валентин, Валерий - здоровый; Пульхерня - прекрасная. Древнееврейские имена резко отличаются от греческих и латинских. В большинство из них входит элемент со значением бог (ил, ио): Гавриил - воин божий; Илья - сила божья; Иоанн - божья благодать.

Несмотря на то, что имена, почерпнутые из "святцев", давались русским целое тысячелетие, они до сих пор остаются на две трети чуждыми русскому народу: ведь они возникли на иноземной почве и были искусственно пересажены в Россию.

Имена Эвелина или Элеонора у наших современниц выглядят менее странно и непривычно, чем имена Феодора или Аквилина у их далеких прапрабабушек X века. Разница в том, что имена Эвелина или Элеонора знакомы нам по литературным произведениям; мы их встречаем в газетах и можем без труда выговорить, в то время как у бедных неграмотных прапрабабок и язык-то не поворачивался, чтобы выговорить те имена, которые им дали при крещении, и слыхом они не слыхивали таких диковинных слов и, как и зачем эти слова на Русь попали, толком не могли уразуметь. Однако канонизация есть канонизация, и они старательно выговаривали свои "диковинные" имена, искажая их при этом до неузнаваемости, превращая Аквилину в Акулину, Феодора - в Федора, Дионисия-в Дениса, Диомида - в Демида, Иулианию - в Ульяну. Так проходил процесс обрусения нерусских имен, процесс превращения чужих и трудных для произношения слов в свои, знакомые, близкие и легкие для выговора.

Однако, несмотря на то, что подобным изменениям подверглись все без исключения канонические имена, многие из них так и остались чуждыми русскому народу и русскому языку.

"Наука и жизнь", №8, 1964.
Статья приводится в сокращении

О списке имен, выложенном на этом сайте

В списке приводятся различные формы написания имен (Адриан - Андриан ), их народные формы (Адриян , Андриян , Андреян ), уменьшительные и краткие формы, церковнославянские варианты для имен, присутствующих в православных святцах (Сергей - Сергий ), латинизированные формы для имен, включенных в католический календарь (Sergius ), а также сведения о значении и происхождении имени.

Употребляемые сокращения:
уменьш. - уменьшительный
произв. - производный
средневек. - средневековый
совр. - современный
древнегерм. - древнегерманский
др.-евр. - древнееврейский
лат. - латинский
кельтск. - кельтский, относящийся к кельтской группе языков
древнегреч. - древнегреческий
древнесканд. - древнескандинавский
норманнск. - норманнский
фр. - французский
старофр. - старофранцузский
прованс. - провансальский
др.-англ. - древнеанглийский

Рассмотрим вопрос о происхождении людских имен.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (III век до н.э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика ("антропос" – человек, "онима" – имя).

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате произошли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его настоящее имя. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

Традиции имени для ребенка

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, – победитель, – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: , которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. "Зовут Зовуткою, а величают уткою". Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих особенностей.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а , часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Имена на Руси

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, происхождение имени имеет длинную историю.

До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе:

  • различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр;
  • особенности поведения, речи: Молчан;
  • физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй;
  • время и "очередность" появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк;
  • профессию: Селянин, Кожемяка и т.д.

Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии довольно распространенные.

Влияние христианства на имянаречение

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав. Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: , Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают . Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка.

Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни. Однако, многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.