Сценка жизнь в музее. Сценарий музейного урока «История старинных вещей

Конкурсно-развлекательная программа

1-й Ведущий.
Здравствуйте, ребята.
Мы рады видеть вас на нашей иг¬ровой программе «Хорошее настроение».
А настроение у всех действитель¬но хорошее. А чтобы оно стало еще лучше, мы при-готовили для вас много интересных игр. Вы со¬гласны с нами поиграть?

Прошу в ладоши хлопать дружно,
Нам одиночки ни к чему,
Смеяться только там, где нужно,
И тоже не по одному.

Не кашлять, не чихать, не спать,
Вести во всем себя прилично!
Не возражаете? Отлично!
Наш праздник можно начинать!
Игры
1. Переплевка
Включается очень популярная песня. Ведущий поочередно показывает рукой или то на одну, то на другую команду. Их задача (в свою очередь) – всей командой петь эту песню.
2. «Прилетели птицы»
А чтобы размяться, мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду говорить фразу «Прилетели птицы», а потом их называть, А когда я буду называть птиц, вы должны будете взмахивать руками, как крыльями. А когда я буду называть не птиц, вы руки не поднимаете. А мы постараемся вас обмануть и будем поднимать руки, когда надо и когда не надо. Будьте внимательны! Попробуем?
голуби, синицы, галки, вороны, чайки, макароны… Ага, у кого-то уже макароны по-летели!
голуби, синицы, вороны, стрижи, сороки, ежи… .
Вороны, галки, ласточки, палки.
голуби, синицы, соловьи, грачи, скворцы, кирпичи.
3. Из детей собирается слово лето! (1- Л,2,-Е,3-Т,4-О,5-!)
4. Колобок
Старик:- Не вопрос! - уверенно.
Старуха:- Не судьба! - вздыхая и разводя руками.
Амбар:- Напрягись! - напрягаясь.
Сусеки:- Ага-ага! - извиваясь и хихикая.
Колобок:- Чай, кофе, потанцуем! - изображая официанта.
Заяц:- Который час? - растерянно.
Волк:- Еду я домой... - изображая гитару.
Медведь:- А что вы тут делаете? - с глупым лицом.
Лиса:- Я не такая! - опять же жеманно.
5. Ухо, нос
Описание игры: Ведущий объясняет - нужно взять себя правой рукой за кончик носа, а левой за правое ухо, затем хлопнуть в ладоши и переменить руки так, чтобы теперь левая рука держалась за кончик носа, а правая рука за левое ухо. Нужно добиться синхронности в зале.

6. Обсерватория
Ведущий предлагает всем в зале представить себе, что они пришли в обсерваторию и придя туда совершить некие действия. Сначала объявляется и объясняется первое действие, весь зал его выполняет. Затем объясняется второе действие - зал выполняет сначала первое, потом второе и так далее, пока все не заканчивается аплодисментами. Действия и их объяснения таковы:
- Раздвигаем чехол не телескопе! - подняв руки перед собой вверх с сжатыми кулаками вместе, по очереди раздвигаем их в стороны, громко говоря при этом: «Вжик-вжик!»
- Выдвигаем телескоп! - делаем вид, что придвигаем к себе телескоп, говорим при этом: «У-у-у-у!!!»
- Вытираем стекло телескопа! - делаем вид, что протираем телескоп тряпочкой, слегка шипя при этом.
- Наводим на то, что хотим увидеть! - с жужжанием крутим ручку фокусировки на телескопе, потом тыкаем пальцем в небо и громко восклицаем: «О!»
- А там звезды кругом! - несколько раз разжимаем кулаки рук в произвольных точках вверху перед собой, приговаривая на каждое расжатие: «Чпок!»
- Кометы пролетают! - сначала правой, потом левой рукой резко проводим перед собой диагональную черту, сначала слева снизу направо вверх, потом справа снизу влево вверх, громко произнося при этом: «В-ж-ж-ж!!!»
- Ой, смотрите шаттл летит! - с жужжанием расставив руки в стороны изображаем космический корабль,- А из него космонавты выпадают! - показываем выпадающих из шаттла космонавтов, «Ой-ой-ой!»
- А навстречу еще и целый рой летающих тарелок! - крутим указательными пальцами в воздухе, говорим: «Улю-лю-лю-лю!!!»
- И наконец-то метеоритный дождь пошел! - аплодисменты.
7. Этюд «Лес»
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на: тихий, нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жарко; ласковое солнце; ночь; град; заморозки».
8. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе»
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину,
петух и кричит: «Ку-ка-реку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!»
Неук-люже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клю-вом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря».
Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га».
Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?»
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись!
С добрым утром!
9. «Танец морских волн»
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
10. «Танец огня»
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
11. АРТИСТИЧЕСКИЙ
Инсценировать сказку "Курочка Ряба", если она: 1. комедия 2. мелодрама 3. фильм ужасов
12. Изобразить фигуру
13. игра «Я никогда»
14. «Охота на льва»
Описание игры: Ведущий предлагает залу поохотиться на льва. Для этого всем нужно просто повторять за ним слова и некоторые движения.
- Мы охотимся на льва! - стучим себя кулаком в грудь.
- Не боимся мы его! - мотаем головой.
- У нас огромное ружье! - показываем руками что-то большое.
- И длинный меч! Ух! - на «Ух!» делаем вид, что рубим что-то мечом.
- Ой, что это?! - приставляем руку козырьком к глазам.
- Болото! Над ним не пролететь! (Показывает руками обход поверху.) Его не обойти! (Показывает руками обход вокруг.) Под ним не проползти! (Показывает проползание под ним.) Дорога напрямик! (Показывает рукой вперед.)
Затем весь зал вместе с ведущим идет по болоту, повторяя: «Чап-чап-чап!» и хлопая ладонями. Потом повторяем все сначала, но по дороге нам встречаются
лес (говорим «Хрусть- хрусть-хрусть!» и руками раздвигаем ветки),
море (говорим «Буль-буль-буль!» и делаем вид, что плывем),
пустыня (говорим «Шшш-шшш-шшш!» и делаем вид, что идем по пустыне).
И вот, наконец, сам лев: ведущий неожиданно кричит «Р-р-р-р!!!», все пугаются и в обратном порядке быстро- быстро убегают по пустыне, морю, лесу, болоту. Затем все отирают пот со лба: славно поохотились.

Действующие лица: Экскурсовод . Журналист . Голос Пети Шилова . Голос Вовы Канидина . Миша Дойников - дикий человек. Предварительная подготовка. Экскурсоводом и Журналистом могут быть как мальчики, так и девочки. Они одеты произвольно. Впрочем, Экскурсовода можно нарядить в остроконечную шляпу из фольги и плащ - он же волшебный Экскурсовод . В руках у него указка.

Сценарий представления «Веселый школьный музей»

Для оформления сцены понадобится стенд, на котором висит рогатка. Рядом размещаются портреты старушек, листы из школьной тетрадки с крупными буквами «Исчо» и «Котерина», листы со стихотворными надписями, макет магнитофона.


По ходу постановки потребуется, чтобы помощник говорил за сценой голосами Пети Милова и Вовы Канидина. Необходимо, чтобы слова он проговаривал достаточно отчетливо, чтобы они были понятны зрителям, сидящим в зале. У Журналиста должны быть блокнот и ручка.

Миша Дойников одет в шкуры, на ногах рваные кроссовки. Он может с самого начала сценки стоять на сцене, как экспонат музея. А если это тяжело, может выйти попозже, когда это потребуется. Еще понадобятся батон колбасы (можно бутафорской) и любой школьный учебник.

В руки Мише можно дать каменный топор.

Сцена оформлена под музейную экспозицию. Висят портреты старушек и старичков, на стенде прикреплены листы бумаги и рогатка. С правого края сцены неподвижно, словно экспонат, стоит Миша Дойников . Над сценой надпись «Не было и не будет».

Выходит Экскурсовод .

Экскурсовод (указкой обводит экспонаты выставки).

Споры, «двойки», хулиганства
не исчезнут вдруг бесследно,
И притворство с графоманством -
для детей все это вредно.

Я, экскурсовод старинный, экспозицию представил
И на эти вот картины посмотреть вас всех заставил!

Вбегает Журналист . В его руках блокнот и ручка. Он внимательно оглядывается.

Журналист . Ой, что это? Куда это я попал?

Экскурсовод . Перед вами - музейная экспозиция под названием «Не было и не будет».

Журналист . А что это у вас за экспозиция такая интересная? Я по профессии журналист. Поэтому я и хотел бы написать о вас большую статью в известную газету.

Экскурсовод . А вы прочитали название экспозиции?

Журналист . Да. Она называется «Не было и не будет». Странное название. Почему она так называется?

Экскурсовод . Да потому что все мы должны приложить усилия к тому, чтобы всего этого не было. Это волшебная экспозиция. Вот посмотрите! Перед вами первый экспонат нашей экспозиции. Это рогатка.

Журналист . Нашли, чем удивлять. Рогатка, как рогатка. Чего в ней выдающегося?

Экскурсовод . Не спешите с выводами. Знаете, сколько этой рогаткой было побито Школьных стекол? Рекордное количество. А принадлежала она давнишнему лодырю и забияке Гере Листоверткину.

Журналист рассматривает рогатку.

Журналист . М-да, любопытно. Какая она гигантская! Ведь это чудо инженерной техники! И кто, интересно, изобрел первую рогатку?

Экскурсовод . История умалчивает об этом.

Журналист . А что у вас еще есть?

Экскурсовод . Тетрадки. Их множество! С ошибками и стишками.

Журналист . А что, есть любопытные ошибки?

Экскурсовод . О! Да. Вот, например. Это тетрадка нашей школьной знаменитости Даши Чурбановой. Скажите, сколько, по вашему, букв в простом русском слове «еще»?

Журналист (пожимает плечами). Тут и думать нечего. В слове «еще» всего три буквы. (Считает, загибая пальцы на руке.) Е-щ-е. Да, всего три буквы. Тут захочешь ошибиться, и то не получится.

Экскурсовод . А вот Даша Чурбанова смогла это сделать. Она умудрилась написать слово «еще» с четырьмя ошибками.

Журналист . С четырьмя? Как же она это сделала? Ведь в слове всего три буквы?

Экскурсовод . А вот как - «исчо». (Демонстрирует на таблице написание слова «исчо».) Видите, букв стало четыре, но ни одна из них вообще не принадлежит слову «еще».

Журналист . Вы знаете, я понял, что из вашего рассказа может получиться замечательная статья. Только я должен все это внимательно выслушать. Чем вы меня еще удивите?

Экскурсовод . А вот - дневник.

Журналист . Ну, что же здесь удивительного. У каждого из нас были свои школьные дневники.

Экскурсовод . А это - дневник еще одной двоечницы, видите, на обложке написаны ее имя и фамилия - Катерина Красневич.

Журналист . Но позвольте, позвольте, я вижу, что ее имя написано несколько, мягко говоря, странно.

Экскурсовод . Совершенно верно, здесь написано - «Котерина». Видите, это дневник девочки, которая даже свое собственное имя писала через букву «О» - «Котерина».

Журналист . А есть хоть какое-нибудь слово, которое эти две девочки писали правильно?

Экскурсовод . Есть. Это слово «каникулы». Они писали его в своих дневниках большими буквами и поклонялись ему, как язычники поклонялись богу солнца. Теперь давайте перейдем к следующим экспонатам. Теперь мы поговорит о таком явлении, как графоманство.

Журналист . Графоманство? Что это такое? А, припоминаю, это качество, которое присуще многим школьникам. В каком-то определенном возрасте все ребята начинают сочинять стихи. Не всегда эти стихи получаются хорошими, но графоманство не запретишь.

Экскурсовод . Верно, вот это и есть графоманство. Стихи, но какие! Вот, рекомендую. Целая поэма о необыкновенных учениках третьего класса.

Журналист . А чем же эти ученики необычные?

Экскурсовод . У всего этого класса были удивительные уши! (Напевает.)

Вот послушайте частушки про наш класс и наши ушки.
Как у Оли Биюковой ушки загнуты подковой.
У Чурбановой у Даши ушки - две пустые чаши!
А у Куклева Андрюшки заячьи большие ушки.
А у Пети у Милова уши, как рога коровы.
У Гаврилова у Мишки уши, как на елке шишки!

Журналист . Хватит, хватит! Да, веселая песенка. И графоманство какое - прямо классика.

Экскурсовод . А вот здесь на магнитофоне записан голос нашего легендарного лодыря Пети Милова. Он знаменит тем, что всегда разговаривал на своем, только ему понятном языке.

Журналист . Школьник говорил на своем собственном языке?

Экскурсовод . Ну, не полностью на своем собственном языке. Но некоторые слова встречались просто удивительные.

Журналист . А можно нам это послушать?

Экскурсовод . Сделайте одолжение (включает магнитофон).

Журналист . Вы знаете, много жаргона слышал, но школьный забыл. Вы не переведете мне: что он там сказал?

Экскурсовод . Он сказал: «Это все ерунда. Я эту чепуху учить не буду. И пусть я завтра "двойку" получу».

Журналист . Должно быть, этот Петя Милов - просто чудовище? Я представляю его! Хромой, с огромными грязными руками, с черными всклокоченными волосами и гнилыми зубами?

Экскурсовод . Нет, он очень хорошенький.

Журналист . Вот бы не подумал, что человек с нормальной внешностью может так говорить. Я думал, что слышу разговор какого-то чудовища! Я думаю, ни один человек в мире не мог так разговаривать.

Экскурсовод . Вы не правы. Его дружок по имени Вова Канидин прекрасно его понимал. А вот что Вова Канидин говорит в ответ своему другу. (Включает магнитофон.)

Журналист . И это тоже нормальный человек?

Экскурсовод . Да, хоть речь его более ясна, но только учиться он тоже не хочет.

Журналист . А это кто стоит в углу? (Указывает на Мишу Дойникова.) Неандерталец?

Экскурсовод . Нет. Вы ошибаетесь. Это вовсе не неандерталец.

Журналист . Тогда питекантроп?

Экскурсовод . Сейчас вы узнаете, кто это. Я вас познакомлю.

Журналист (трусливо). А это не опасно?

Экскурсовод (зовет Мишу). Эй, иди сюда.

Звучит тяжелая грозная музыка. Миша Дойников вздрагивает, поворачивает голову на зов и неторопливой походкой ковыляет на зов. Движения его неуклюжи и автоматичны, как у робота.

Миша (рычит). Р-р-ры!

Журналист . Ой, мамочки! (Приседает и закрывает голову руками.)

Экскурсовод . Спокойно. (Миша Дойников замирает в странной позе.) Это - Миша Дойников . Он не хотел учиться, умываться, не хотел чистить свою одежду и зашивать на ней прорехи. И вот вам результат. Он почти превратился в дикаря. Его мечтой было превратиться обратно в обезьяну, чтобы не учиться, не работать и жить на всем готовом в зоопарке.

Журналист . И что, его взяли в зоопарк?

Экскурсовод . Нет. Там сказали, что такого добра полно везде. А попал Миша в нашу экспозицию.

Миша (ворчит). Уоррра-уорра!

Экскурсовод . И остались у него только примитивные реакции. Например, при виде колбасы теряет волю (показывает Мише Дойникову батон колбасы).

Миша заводит глаза, подается вперед с блаженным видом и тянет лапы к колбасе.

Журналист . Подумать только!

Экскурсовод . При виде учебника впадает в панику. (Показывает Мише обычный школьный учебник.)

Миша дрожит и загораживается руками.

Экскурсовод . А при виде девушек начинает танцевать.

Журналист . А как бы это проверить?

Экскурсовод . А погляди, Миша , сколько красивых

девчонок сидит в зрительном зале!

Звучит зажигательная музыка. Миша широко улыбается, самодовольно рычит и пританцовывает твист.

Экскурсовод . Хорошо, Миша , иди!

Миша . Не-а! (Пританцовывает, напевает что-то невнятное.)

Журналист . Надо же, какие примитивные реакции!

Экскурсовод . Он не уйдет, пока здесь девушки. (Обращается к зрительному залу.) Эй, девчонки, сложите ладони лодочкой и спрячьте лица! Тогда я смогу увести Мишу.

Девочки прячут лица за ладонями.

Журналист . Ой, а почему Миша все равно не уходит?

Экскурсовод . Это он увидел нашу завуч Марину Федоровну. И принял ее за ученицу. Марина Федоровна! Скорее прячьтесь и вы, а то Миша не уйдет!

Завуч прячет лицо. Музыка замолкает. Миша Дойников опечаленно прекращает танцевать и уходит на свое место.

Журналист . Да, полная деградация. Как же это возможно?

Экскурсовод . Если не работать над собой, а плыть по течению, забросить уроки, то возможно еще и не такое.

Журналист (подходит к стенду с портретом). А это чей портрет?

Экскурсовод . Это портрет нашей долгожительницы Наташи Красновой. Видите, здесь она уже бабушка. А все это оттого, что в каждом классе она сидела по два-три года. Она девочка медлительная, никогда никуда не торопилась, как бы ее об этом не просили учителя.

Журналист . Она копуша, да? Копается, копается, а время-то и проходит?

Экскурсовод . Ну, вот и все наши ценности. А уж писать об этом статью или не писать, думайте сами.

Журналист (выходит вперед). Вот это экспозиция так- экспозиция! Много я видел музеев, но тако-о-го!

Пока Журналист говорит эти слова, за его спиной закрывается занавес или на мгновение гаснет свет. Когда он зажигается, Экскурсовод и все музейные «ценности» исчезают.

Журналист (оглядывается). Ой! Что это? Все пропало... Как будто не было и не будет больше! Тогда, что же, и статью об этом писать не надо? Пожалуй, и правда, не буду я писать об этом статью в газету. Вдруг в этих ребятах кто-то из вас узнает сам себя, и ему будет обидно. А в вашем классе есть такие ребята, рассказ о которых можно поместить в эту экспозицию «Не было и не будет»? Только так, чтобы они тоже все исчезли? Тогда я, пожалуй, напишу о таких ребятах из вашего класса, чтобы они задумались над своими недостатками.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9-х классов.

«Мы приглашаем в музей…»

(в рамках школьного музея Г.О.Рокчинского)

Цель: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.

Задачи :

    Воспитывающие: привитие интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;

    Развивающие: развивать творческие способности детей; закрепить умение работать над проектной задачей; расширение знаний учащихся о литературных музеях известных русских классиков; развивать монологическую речь;

    Формирующие: формировать интерес к историческому и литературному прошлому, формирование навыка работы в группе;

    Познавательные: вовлекать учащихся в активный процесс поиска информации, разработки заданий при подготовке к мероприятию, знакомство с азами музейного дела.

Форма проведения: литературная гостиная (защита проектов)

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые учителя, родители и учащиеся нашей школы! Всем известно, что Президент Российской Федерации В.В.Путин своим указом объявил 2015 год Годом литературы с целью привлечения внимания общества к литературе и чтению .

Ведущий 2. Мы приветствуем вас в нашем школьном музее для того, чтобы совершить увлекательное виртуальное путешествие. Но прежде чем начать, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Ведущий 1. Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?

Правильно, ковер-самолет, машина времени.

Существует ли «машина времени» в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

    Она похожа на дом, но дом необычный.

    В «машине» нужно соблюдать правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.

    Двигателем этой машины являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы.

Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей .)

В музее много старинных вещей из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом.

Сценка

Мама : Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

Мама : Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.

Сын : О чем?

Мама : О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

Сын: Люблю!

Мама : А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

Сын : Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.

Сын : Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.

Мама : Побывать нельзя, но в музее «Бородинская панорама "можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.

Сын : Здорово! Давай туда сходим.

Мама: Обязательно сходим.

Сын : А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

Мама : Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.

Сын : Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

Ведущий 2. Что такое музей?

Ведущий 1 . "Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".

Экскурсовод: Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

Ведущий 2 . В каждом городе, даже очень маленьком, есть хотя бы один музей. Представляете, сколько разных музеев в нашей стране? А во всем мире? Причем и в наше время создаются новые музеи. Например, 8 октября 2009 г. в Москве открылся музей И. С. Тургенева. Интерес к музеям велик во всем мире. 18 мая 1977 г. был учрежден Всемирный день музеев.

Ведущий1 . Сегодня учащиеся 5 «в», 6 «а», 7 «а», 8 «а» классов откроют для вас двери в музеи известных русских поэтов и писателей.

Ведущий 2. А теперь - в путь! Наш виртуальный музей открывает двери 1 –го музея. Экскурсоводы 5 «в» класса поведут нас в путешествие в дом-музей замечательного русского поэта Сергея Есенина. (Рассказ учащихся с презентацией.)

Ведущий 1. Спасибо. Было очень интересно!

Ведущий 2. Продолжаем путешествие. Экскурсоводы 6 «а» класса поведут нас в путешествие в музей Антона Павловича Чехова – тонкого знатока души человеческой. (выступление учащихся6 «а».)

Ведущий 1. Продолжаем путешествие. С экскурсоводами 7 «а» отправимся в музей Николая Васильевича Гоголя.

(выступление учащихся. )

Ведущий 2 . Небольшое путешествие экскурсоводы 8 «а» класса совершили в усадьбу – музей Льва Николаевича Толстого.

(выступление учащихся.)

Ведущий 1. Мы послушали рассказы о тех музеях, в которых заочно побывали ребята. Оказывается, у нас в классе нет ни одного человека, который ни разу не был в музее! О самом интересном посещении музея вы составили свои краткие отзывы. Все они вывешены на доске. Я думаю, что это станет началом большого проекта "Интересные музеи". Вы еще много музеев посетите с классом и родителями. напишите о них отзывы и составьте альбом. Он будет интересен другим ребятам, может быть, кто-то заинтересуется вашим рассказом и тоже посетит музей.

Ведущий 2 . Узнавая прошлое, сохраненное в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно. Можем ли мы оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения? Что потом будут говорить и думать о нас?

Ведущий 1 . При подготовке к мероприятию одним из заданий классам было: «Составить призыв потомкам».

Группы зачитывают призывы:

5 «в»- Без прошлого нет будущего. Посещайте музеи.

6 «а» - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посещайте музеи.

7 «а» - Музей- это странички истории. Знайте историю, посещайте музеи.

8 «а» - За час увидишь ход столетий, и красоту минувших дней, и современное искусство - лишь только посети музей!

Ведущий 1. Сегодня наше посещение музеев известных русских классиков было непростым. Это конкурс на лучший проект! В качестве экспертов мы пригласили _________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

И именно они сейчас назовут тех ребят, чья заочная экскурсия в музей была самой интересной и познавательной.

Ведущий 2 . Завершить наше путешествие мы хотим словами Д. С.

Лихачева: "Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране". Спасибо за подготовку и активное участие!

Краткое содержание : В музее проходит экскурсия. Оказывается, что самый интересный экспонат - это человек. Он - уникальное Божье творение. А Библия - инструкция для его жизни. Сценка с юмором.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА : экскурсовод, турист, сторож и еще несколько человек, изображающих предметы.

На сцене стоят четыре пары, держащие в руках покрывала, они закрывают музейные экспонаты. На сцену входит экскурсовод и турист.

ЭКСКУРСОВОД: Добро пожаловать в наш замечательный музей, где собраны уникальные экспонаты всех времен и народов. Здесь вы сможете увидеть уникальные экземпляры науки и техники. Эта экскурсия запомнится вам надолго. Вот перед вами совершенно замечательный экспонат. Этот предмет был изобретен еще на заре человечества. Итак, перед вами механические часы.

Покрывало, прикрывающее первый экспонат падает. Взору зрителя открывается необычная картина: двое людей изображают часы. При этом один из них показывает стрелки, другой – кукушку. Турист выражает свои эмоции. Часы снова закрывают покрывалом.

ЭКСКУРСОВОД: Вторым экспонатом нашего музея является предмет, простой в обращении, доступный в рекламе. Стиральная машина!!!

Покрывало опять падает. Теперь трое людей изображают стиральную машину. Двое показывают руками квадрат, а третий, сидящий в середине крутит какую-нибудь тряпку.

ЭКСКУРСОВОД: Еще один уникальный экспонат нашего музея – это друг и помощник в семье, который поможет сэкономить вам время при уборке квартиры. Пылесос!!!

Покрывало падает, на сцене без всяких движений стоит человек с веником и совком в руках.

ТУРИСТ: Как же он работает?

ЭКСКУРСОВОД: Сейчас я его включу.

Экскурсовод нажимает “на кнопочку”, которая находится где-то за левым ухом у “пылесоса”, и тот тут же начинает работать: пыхтеть, подметая пол при помощи совка и веника, поднимая как можно больше пыли. Он так и уходит со сцены.

ЭКСКУРСОВОД: А теперь разрешите вас немного удивить, потому что наш следующий экспонат…

Покрывало как бы не запланировано падает. Зрители видят, что на полу лежит человек. Он сладко похрапывает. Экскурсовод в недоумении набрасывается на него.

ЭКСКУРСОВОД: Макарыч!!! Вставай сейчас же! Что ты тут делаешь? (Макарыч испуганно подскакивает и пытается оправдаться) Извините, это наш сторож, заснул тут на посту. Что ты тут делаешь, я тебя спрашиваю? Какой позор! И это перед иностранной делегацией! Ты уволен, убирайся отсюда!

ТУРИСТ: Подождите, подождите! Это ведь тоже непростое изобретение. Можно сказать даже музейный экспонат.

ЭКСКУРСОВОД: Что? Музейный экспонат? Макарыч - музейный экспонат? Иди отсюда, ты уволен, не слышал разве?

ТУРИСТ: Подождите, но ведь он – человек, а значит, это самое уникальное творение, какое когда-либо было создано. И никакие стиральные машинки, никакие часы и пылесосы не идут с ним даже в сравнение. Потому что человек – это высшее творение Божие.

ЭКСКУРСОВОД: Вы хотите сказать, что он..

ТУРИСТ: И он, и вы, и я, и они (показывает на зрителей) уникальны. Скажите, что может быть сложнее устроено, чем человек? И вот еще что. Как и ко всем этим приборам, для человека тоже прилагается инструкция. Она у меня с собой. Это Библия. Бог – наш Изобретатель, Творец или Изготовитель, если хотите. Он создал нас по своему образу и подобию, наделил вечной душой, разумом и свободной волей и дал нам Свое Слово – инструкция к применению, Хотите ли узнать об этом подробнее? (обращается к зрителям) Сегодня об этом и пойдет речь.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Представляю сценарий проведения мероприятия в музее образовательного учреждения. Данное мероприятие рассчитано на детскую аудиторию младшего школьного возраста. Сценарий данного мероприятия можно использоваться на уроках истории, ИКН и классных часах.

Цель мероприятия : воспитание обучающихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине.

Задачи :

  • ознакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края;
  • укрепить связи между поколениями;
  • воспитание уважительного отношения к своему народу, его традициям;
  • формирование научно-исследовательского мировоззрения;
  • шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе.

Средства обучения: указка, загадки для закрепления изученного материала.

1. Организационный момент: активизация внимания; мотивация воспитанников.

2. Подготовительный момент: сообщение темы и цели занятия.

3. Основной этап: усвоение нового материала (ЗУН или действий), закрепление материала, его систематизация.

4. Итоговый момент: оценка успешности в достижении задач занятия (как работали, что узнали, чем овладели).

5. Информационный момент: определение перспектив следующего занятия, домашнее задание.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие назад в прошлое. Давайте все вместе закроем глаза. Раз, два, три - в прошлое двери отвори! (Ребята закрывают глаза, в этот момент педагог открывает двери музея).

2. Подготовительный момент

Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, куда мы с вами попали? Правильно, мы с вами очутились в старой русской избе. Здесь имеются различные предметы интерьера и быта того времени, когда жили наши предки.

Мы с вами познакомимся с жизнью и традициями нашего народа, для того чтобы воспитать в себе любовь к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, а так же расширить свои знаний об Отечестве, о своей малой родине.

3. Основной этап

Добро пожаловать в старинную деревенскую избу. Здесь перед собой можно увидеть различные предметы домашнего обихода. А именно: стол, лавка, «русская печь», сундук, детская люлька и т.д. каждый предмет, каждая вещь много значила для хозяина. Еще в избе, в так называемом «красном» углу находилась икона. Икона на Руси во все времена считалась оберегом от пожара. Все эти и многие другие предметы быта помогут нам сегодня узнать о жизни русских крестьян в старину, познакомят с убранством изб и орудиями труда.

Ребята, посмотрите, в этой избе живет бабушка (с имитированной печи слезает бабушка ). Она встает раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевается, зажигает лампаду у образов (так в старину называли иконы) и после этого будила остальных домочадцев (по ходу рассказа педагога бабушка производит эти действия ). На ней лежало много обязанностей: она должна была трудиться, показывая всем пример, а ложилась, конечно, позже всех.

Бабушка обращает внимание на детей.

Бабушка : Здравствуйте, ребятишки! Откуда вы такие взялись?

Педагог: Здравствуй, бабушка, мы прибыли из будущего, что бы увидеть прошлое. На тебя посмотреть, да себя показать. Расскажи, бабушка, как ты со всем своим хозяйством справляешься?

Бабушка : Внуки помогают мне управляться с огромным домашним хозяйством. Так, к примеру, наколоть дров, затопить печь, принести воды.

А как вы думаете, откуда носим воду? (Дети хором отвечают). Правильно. Воду носили с реки, озера или с колодца. Но с дальнего расстояния в руках два ведра нести очень тяжело, вот по этому люди использовали коромысло (показывает коромысло).

Ну, вот воды наносили, стали щи варить да хлеб печь. Затопили печь. А когда прогорят дрова, нужна кочерга (показывает кочергу).

Знаете для чего? Отгадайте загадку: «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит» (угли и кочерга). Кочерга нужна была для мешания углей.

Педагог: А в чем щи варили?

Бабушка: Конечно же, в чугуне (показывает чугун). А для того, чтобы чугун поставить в печь необходим один предмет. Какой? А попробуйте сами отгадать. Вот вам загадка «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт» (ухват). Правильно, ребята, это ухват (показывает). Теперь пришло время тесто месить да булочки скатать.

Педагог: А как же их в печь-то положить, чтобы не обжечься?

Бабушка: На специальной лопате.

Педагог: А как называлась посуда?

Бабушка: Плошки, ложки (показывает).

Педагог: А из чего печете хлеб?

Бабушка: Вот вам, ребята, загадка: «брат брата трет, белая кровь течет». Что это? Правильно, мука. Какие вы молодцы! Но чтобы испечь хлеб, нужно первоначально муку просеять. Как вы думаете, что для этого нужно взять? Отгадайте загадку «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой». Ну, конечно, это сито! (показывает).

Педагог : Где берете муку?

Бабушка: Все просто. Мука получается в результате молки пшеницы, а пшеница выращивается в поле, которое предварительно пашут. Понятно?

Педагог : Да, ребята, это тяжелый труд, ведь вспахать поле нелегкое дело. Бабушка, а чем вы землю пашете?

Бабушка: Для пахоты специальное приспособление - соха (показывает). Соха - орудие легкое, так как из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что нам, простым крестьянам, нелегко достается каравай хлеба.

Педагог : Бабушка, а расскажи-ка нам с ребятами, как вы сеяли пшеницу?

Бабушка: В такое лукошко (показывает) насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне.

Педагог : А чем убираете урожай?

Бабушка: Для начала отгадайте загадку: «согнута в дугу, летом на лугу - зимой на крюку». Да, действительно - это коса (показывает). Наши мужчины косой косили пшеницу и заготавливали сено на зиму. А женщины и девушки жали пшеницу. Как вы думаете, чем? Ну, конечно, серпом (показывает серп). А зерна из колосков доставали цепом (показывает цеп).

Педагог: Ну, ребята, теперь вы знаете, как сеяли пшеницу и собирали урожай. Бабушка, а в чем еще тебе помогают внуки?

Бабушка: Помогают мне мои внуки и в таком нелегком ремесле как ткачество. Долгий путь проходило крохотное льняное семечко до того, как рубашкой станет. Сначала его в землю сеяли. Зацветал лен красивыми голубыми цветами, а когда цветы превращались в маленькие коробочки, лен убирали. Коробочки отсекали и из них получали льняное масло. Сами стебли в речке топили и еще камнем сверху наваливали, чтобы не всплыли. Недели через две вытаскивали лен из речки, просушивали, а уж потом его трепали зубчатой дощечкой, которая называется рубель (показывает рубель), или мяли пестом в ступе (показывает ступу) так, что от бедного льна летела кострика (отбросы) во все стороны. Затем вычесывали деревянным гребнем (показывает гребень). В результате получалась куделька, которую привязывали к прялке (показывает прялку).

Ребята, как вы думаете, при помощи какого предмета пряли льняные нити? Вот загадка: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Молодцы! Правильно - это веретено (показывает).

Педагог: Как вы стираете и гладите белье?

Бабушка: Все довольно просто. Валек для стирки белья (показывает) использовали так: женщина мочит белье в речке, кладет его на доски плота и несколько раз бьет по нему вальком, окунает белье и снова бьет. Таким способом она выбивала грязь и мыло из белья.

Есть еще и деревянный валек для глажения белья (показывает). Белье наматывают на палку и этим вальком делали катательные движения по столу. Это очень большая нагрузка для женских рук. При помощи этого валика можно сделать одежду удобной для носки.

Педагог: Что это такое? (показывает на стол).

Бабушка: Так это ж самовар! Он всегда стоит посередине стола, угощая всех домочадцев вкусным, горячим чаем, при этом важно кряхтит и пыхтит.

Педагог: Бабушка, нас с ребятами интересует, как развлекаются твои внуки? Вот у нас там, в будущем, есть много видов развлечения. Например, телевизор, кинотеатр, театр, компьютер с выходом в интернет, а у вас?

Бабушка: Да, странные какие слова-то … непонятные. У нас все проще. Зимой молодые девицы устраивают вечерние посиделки. Они собираются вместе, чтобы рукодельничать. Приходят и парни: пляшут, развлекают рукодельниц. Девицы надевают красивые сарафаны, повязывают на голову ленты. Парни надевают вышитые рубахи.

Педагог: Так ведь вечером темно, как рукодельничать?

Бабушка: Доставали из печки березовое или осиновое полено и расщепляли его на тонкие палочки, которые называются лучинами (показывает лучину). Их вкладывают в светец (показывает) и зажигали. Вот так изба и освещалась, а на пол ставили таз или чугун с водой, или корыто с песком. Ребята, как вы думаете для чего? Чтобы огарки не падали с лучины на пол.

Педагог: А кроме развлечений, что они делали на этих посиделках?

Бабушка: Девицы вышивают, прядут, ткут, а парни плетут лапти да корзинки, вьют веревки, подшивают валенки.

Педагог: Вот видите, ребята, как в старину отдыхали с пользой, и работали в удовольствие. Ну что, пора прощаться.

Бабушка: Куда ж это вы?

Педагог: Назад в будущее. Спасибо за гостеприимство. Нам с ребятами было очень приятно так много узнать для себя нового и интересного.

Бабушка: Спасибо вам за теплые слова. Прощайте! (Ребята благодарят бабушку за рассказ, прощаются с ней)

Педагог: Ну что, ребята, пора назад, закрываем глаза, раз, два, три назад в будущее нас перенеси.

Дети закрывают глаза, в это время педагог закрывает шторкой уголок русской избы .

Ну, вот мы с вами вернулись в наше время. Понравилось ли вам путешествие? Вы сегодня узнали много нового о жизни крестьян из старых русских деревень. Познакомились с жизнью и бытом старинной русской избы. Много было в избе вещей и что не предмет- то целая история.

Все ли вы запомнили? Давайте проверим. Я буду читать загадки, а вы отвечайте. Сейчас посмотрим, какие вы не сообразительные.

  • Два брата видятся, а вместе не соберутся (пол и потолок);
  • Чего из избы не вытащишь? (печь);
  • Черный конь прыгает в огонь (кочерга);
  • Кривой бельмес под горшок полез (ухват);
  • Под одной шляпой четыре брата стоят (стол);
  • Самая распространенная на Руси обувь (лапти);
  • Без чего не возможен обед на Руси (без хлеба);
  • Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина);
  • Светлая парадная комната в доме (горница).

Молодцы, ребята! С заданием справились.

4. Итоговый момент

Сегодня мы с вами изучили жизнь и быт старинной русской избы. Познакомились с историей, бытом, традиционной культурой русского народа, тем самым укрепили связи между поколениями, а так же стали уважительно относиться к своему народу, его традициям.