Цитаты о руси и славян. Пословицы и поговорки росов

: Я бы сказал о немцах то, что Вольтер говорил о Боге: если бы немцев не было, их стоило бы выдумать, ибо ничто так успешно не объединяет славян, как укоренившаяся в них ненависть к немцам.

Бакунин :
Славяне в политическом отношении - дети.
Бакунин :
Черт побери всех славян, со всею их военною будущностью, если после многолетнего рабства, мучения, молчания они должны принести человечеству новые цепи!
Бакунин :
Есть между нашими славянофилами несколько честных людей, которые не на шутку верят, что русский народ горит нетерпением лететь на помощь "братьям славянам", про существование которых он даже не знает. Его чрезвычайно удивили бы, сказав ему, что он сам славянский народ.
Бакунин :
Верно то, что ни одно славянское племя само собой не создало государства.
Бакунин :
В немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины, в славянах же не только нет этой страсти, но действуют и живут страсти совершенно противные; поэтому, чтобы дисциплинировать их, надо держать под палкою, в то время как всякий немец с убеждением, свободно съел палку. Его свобода состоит именно в том, что он вымуштрован и охотно преклоняется перед всяким начальством...
Бакунин :
Немцы ищут жизни и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб.
Бакунин :
Славяне... останутся чрезвычайно ничтожны и бедны, пока будут продолжать хлопотать о своем узком, эгоистическом и вместе с тем отвлеченном славянизме.
Бакунин :
Бакунин :
Образование великого славянского государства есть не что иное, как образование громадного славяно-народного рабства.
Николай Некрасов :
Где ж, как не в буре, и развернуться славянской натуре?
Н.Я. Данилевский :
Борьба с Западом - единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий, для поглощения ими мелких раздоров между разными славянскими племенами и направлениями.

Привожу ниже несколько высказываний о славянах, оставленных разными летописцами и путешественниками.

Из «Деяний Данов» Саксона Грамматика
Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитою… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей.… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойною оградой. Внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя – из четырёх крепких колонн, которые, не соединяясь твёрдой стеной, увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлей. В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которой кумир опирался на бок, уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёю, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны и черен которого, помимо красивых резных форм, отличались серебряною отделкой.… Для содержания кумира каждый житель острова обоих полов вносил монету. Ему также отдавали третью часть добычи и хищений, веря, что его защита дарует успех. Кроме того, в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые всё, добываемое или насилием или хитростью, вручали верховному жрецу; отсюда приготовлялись различные украшения храма. Прочее сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпуровых одежд, но от ветхости гнилых и худых.
Можно было видеть и множество общественных и частных даров, пожертвованных с благочестивыми обетами, просящих помощи, потому что этому кумиру давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали ему подарки с благоговением: между прочим, король датский Свенон, для умилостивления его, принёс в дар чашу искуснейшей отделки.…
Этот бог имел также храмы в очень многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того, при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. Только верховный жрец мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная узда не унизила божественного животного. Верили, что на этом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища. Это следовало из того, что конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеной и грязью, как будто он воротился из дальней дороги
Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица. Оно было отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным. С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, все пенаты руянские разрушать и сжигать, - и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.

"Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом - морские разбои”.

(А.Гильфердинг. История балтийских славян.)

“Недалеко от области склавов находятся, насколько нам известно, три примечательных острова. Другой остров [рюген] расположен напротив страны вильцов. Его населяет могучее склавское племя ранов, [или рунов]. По закону без учета их мнения не принимается ни одно решение по общественным делам. Их так боятся по той причине, что с этим племенем водят близкую дружбу боги, а вернее, бесы, поклонению которым они преданы более, чем прочие. Оба острова переполнены пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из проезжающих. Ибо всех, кого другие пираты обычно продают, эти убивают.”
(Адам Бременский ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ)

"На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены, именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окpестным госyдаpствам гpозны и пpотивны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были."
(Герард Меркатор "Космография")

"...Волосы и борода были пострижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян."
(Саксон Грамматик "Деяния данов")

"Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."
(Ибн - Хаукаль)

"Русы носят широкие шаровары, на каждые из которых идет 100 локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у кален, к которым затем и привязывают..."
"Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты."
(Ибн - Русте)

"Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом, чисты телом. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож. Причем со всем этим он никогда на расстается. И от края ногтей иного из них до его шеи имеется собрание деревьев, изображений картинок и тому подобного."
(Ибн - Фадлан)

"Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству сохранили в своей среде подлинную чистоту рода."
(Прокопий Кесарийский "Война с готами")

"Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьюченные ящики и сундуки епископа запирались на замок."
(Жизнеописания Оттона Бамберского)

Человечность, отзывчивость и то сочувствие радостям и страданиям вообще присущи душе славянина. Эта душа менее всего подвержена вспышкам грубого эгоизма, столь свойственного германской расе, или кичливой аффектации, столь характерной для романской. Отзывчивость и сочувствие славянина к чужому доходит до самозабвения, до полного пренебрежения своим «я». Это можно ясно установить по общему характеру культурного развития в России, как в значительной степени и других народностей славянского племени.

Славейков Пенчо - болгарский поэт, ХIХ-ХХ в.


Отношение к японцам коммодора Перри и тактика русского посла Путятина были диаметрально противоположны. Русский посол, уважая древние законы Японии, старался словами убедить японцев. Коммодор Перри с самого начала пытался угрозами напугать японцев и готов был в крайнем случае даже прибегнуть к вооруженной силе.

Токутоми И. - японский историк, ХХ в.


Наша артиллерия была взята в плен в битве под Тарутиным, артиллеристы обезоружены и уведены. В тот же вечер захватившие их казаки, празднуя победу, вздумали закончить день, радостный для них и горький для нас, национальными танцами, причем, разумеется, выпивка не была забыта. Сердца их размягчились, они захотели всех сделать участниками веселья, радости, вспомнили о своих пленных и пригласили их принять участие в веселье. Наши бедные артиллеристы сначала воспользовались этим предложением, как отдыхом от своей смертельной усталости, но потом мало-помалу под впечатлением дружеского обращения присоединились к танцам и приняли искреннее участие в них. Казакам это так понравилось, что они совсем разнежились, и когда обоюдная дружба дошла до высшей точки, французы наши оделись в полную форму, взяли оружие и после самых сердечных рукопожатий, объятий и поцелуев расстались с казаками, их отпустили домой.


А вот как обращались французы с нашими пленными:

«В Можайске оказалось более 10 000 раненых русских, размещенных в домах и церквах, все они были безжалостно изгнаны, на их койках были размещены раненые французы. Эта мера стоила жизни несчастным русским, все они умерли в страшных мучениях».



Везде с французскими пленными обращались очень добродушно и даже хорошо. На каждого пленного, при даровой квартире и отоплении, отпускалось по 50 коп. на офицера и по 15 коп. на солдата. Те из пленных, которые знали какое-либо мастерство или обладали каким-либо талантом, очень ценились и зарабатывали хорошие деньги.

Газо - французский военачальник, генерал, начальник обоза главной квартиры Наполеона I, ХIХ в.


Русский переживает мир не из «я», а из «мы».

Сколь братским является обычай называть друг друга не по титулам и званиям, а по имени и отчеству! Это признак подлинного и внутреннего демократизма.

Шубарт Вальтер - немецкий философ, ХХ в.


В Унгени я заметил часового, караулившего двух турецких пленных. У меня были пироги с говядиной, и я предложил часовому. Думая, что у меня только один пирог, он отказался и предложил мне дать его турку, который, по его мнению, был голоднее, чем он. Когда турок, получив пирог, начал молиться, то часовой, обратясь к другим своим товарищам, шепотом проговорил: «Тише, молчите, турка молится». Все замолчали.

Лютеранский пастор, очевидец Освободительной войны 1877-1878 гг.


Немногие армяне, уцелевшие от погромов, ссылки, искали спасения в других странах. 300 тысяч человек, в том числе множество сирот, приютила и обогрела Россия, где были созданы комитеты помощи беженцам из Западной Армении. И благодаря братскому участию русского народа, кавказских армян и других народов России, беженцы были спасены от голодной смерти.

Лейлин - армянский публицист, ХХ в.


Русские прежде всего заботятся о налаживании нормальной жизни города и об обеспечении населения продовольствием. Вы знаете, меня тронуло это мероприятие русского командования. Я уже дважды плакал в присутствии своих детей.

Штиммен - немец, ХХ в.


После опубликования новых норм (питания жителям взятого Берлина) все врачи находились в возбужденном состоянии и просто торжествовали. Мы не ожидали такого великодушия к немецкому народу, который заслуживает наказания за тот вред, который он причинил русским.

Шефер - немецкий врач, ХХ в.


Одной из таких совместных акций стало обращение к берлинскому сенату, в котором выражается настоятельная просьба сохранить в столице объединенной Германии площадь и улицу имени Берзарина. Свою нелегкую деятельность на посту военного коменданта освобожденного Берлина этот человек начал с приказов об обеспечении немецкого населения продовольствием и строжайшем наказании за мародерство и насилие.

Я внимательно изучала распоряжения немецких оккупационных властей в Белоруссии, но не нашла там ничего подобного.

Кайзер Катарина - немецкая тележурналистка, ХХ в.


(Русские) искренни и сообщительны о своих собственных делах, даже самых интимных, до такой степени, что нам трудно вообразить.

Скайлер Ю. - американский дипломат, секретарь американской миссии в России, ХIХ в.


Благочестивое стремление к осуществлению своего идеала есть признак великой будущности русских крестьян. Искренность отношения к своей вере и искренность чувств у русских есть выдающаяся черта среди других наций Европы. Подобная искренность является принадлежностью не одних только крестьян, но все русские имеют таковую.

Ерозу - японская газета, ХХ в.


При женитьбах они принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственницами по крови, избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сестрах.



У них не устраиваются публичные дома с блудницами, от которых, как то, например, водится в Персии и некоторых иных странах, власти получают некоторый доход.

У них имеется правильный брак, и каждому разрешается иметь только одну жену.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественник


Со дня на день я все больше убеждаюсь, насколько приличествует здесь (при русском дворе) сохранять сдержанность и не подражать куртизанским привычкам, которые слишком усвоены дипломатическим корпусом.

Барант Амабль Проспер де (1782-1866) - французский дипломат, посол в России в 1835-1840 гг.


Я никогда не видел, чтобы люди всех классов были друг с другом столь вежливы. Извозчик неизменно приветствует своего товарища, который в свою очередь отвечает ему тем же, швейцар раскланивается с малярами и так далее.

Кюстин Астольф де (1790-1857) - маркиз, французский писатель


Визит корабля, как сказали в префектуре города, вызвал два чувства: восторга и досады. Восторг от того, что таких корректных, воспитанных и деликатных военных моряков, как советские, тулонцы не знали. А досада за напрасно потраченные франки. Дело в том, что префектура перед подобными визитами других флотов оплачивает дополнительные силы для наведения порядка в городе. Особенно город «вздрагивает» во время захода английских военных кораблей. В этот раз префект очень горевал за выброшенные впустую из городской казны деньги. Лучше бы, заметил он, они ушли бы на подарки советским морякам.

Французы, посещавшие крейсер «Азов»


Русским законом установлено, чтобы всякая находка немедленно относилась в Приказ, где записывается имя принесшего, день находки и принесения вещи, равно как и самая вещь. Неодушевленные вещи хранятся в Приказе, а животные на царской конюшне. Поэтому всякий, потерявший какую-нибудь вещь, осведомляется о ней в Приказе, а если это животное, то разыскивает его на царской конюшне.

Корб Иоанн (ок. 1670 - ок. 1741) - австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента


В те времена (середина XIX века) французы вдруг обнаружили особую тягу к «славянской душе». Они восхищались ею.

Регулярное, пунктуальное и самое что ни на есть добросовестное поведение россиян в отношении займов, которые им выдавались, покорило французские финансовые и кредитные круги.

Журнал «История»


В одной из таких экспедиций погиб любимец Императора, заведовавший его личной охраной, полковник Рато. Видя перед собой сотню или полторы казаков, которые к тому же начали отступать, Рато погнался за ними и попал в засаду. Все драгуны были изрублены, Рато тяжело ранен и взят в плен, где через несколько дней умер.

Драгунский полк, полагая, что их товарищ только пленен, собрал и переслал ему 1 200 франков. Деньги эти были получены князем Кутузовым уже после смерти Рато и немедленно возвращены в полк с извещением о кончине храброго офицера.

Газо - французский военачальник, генерал, начальник обоза главной квартиры Наполеона I, ХIХ в.


Ничто не может сравниться с гостеприимством русских. Ни разу не случалось нам делать утренние визиты, не получив при этом приглашения на обед. Вначале мы считали это простой любезностью и ждали вторичного приглашения, но вскоре мы убедились, что это лишнее и мы обрадуем хозяев, если явимся к ним без всякой церемонии.

Кокс Уильям (1748-1828) - английский историк


Корм для лошадей и все, до них касающееся, доставлялось мне также в изобилии. Когда однажды я купил живую рыбу, они рассердились, считая это зазорным для своего князя, и выдали мне четыре живых рыбины.

Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - австрийский дипломат, императорский посол в России в 1516-1517 и в 1525-1526 гг.

"Проблема многих в том, что мы ищем счастья не там где оно есть, а там где мы хотим."

"Вещи предназначены для того, чтобы ими пользоваться, а люди, чтобы их любить. Но мы часто любим вещи и пользуемся людьми."

"Люди, заявляющие: "В жизни нужно попробовать все!", по факту пробуют все только самое плохое."

"Нужно отделять понятие Любви от наслаждения. Любовь - вложенная сила, наслаждение - это потребление."

"Красота женщины - это приманка. Главное - в ее сердце."

"Невозможно «пить мало», «курить редко», «изменять жене в пределах разумного». Нет «золотой середины» при определении степени порочности."

"Не говори Богу, что у тебя есть проблема, повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог."

"Поколения за поколениями люди работают на ненавистных работах только для того, чтобы иметь возможность купить то, что им не нужно." (Чак Палан)

"Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого - вот извечная заповедь."

"До смерти я не доживу."

"Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире."

"Нам всегда кажется что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят." (Л.Н. Толстой)

"Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели." (Л.Н. Толстой)

"Если ты понял,что несчастнее всех в этом мире страданий счастливцы, значит ты понял всё." (Л.А. Сенека)

"Нет добра и зла. Есть знание или отсутствие их." (Сократ)

"Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё." (Б. Паскаль)

Сент-Экзюпери Антуан де:

"Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр."

"Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух."

"Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность."

"Глаза слепы. Искать надо сердцем."

"Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь по невозможности быть обиженным."

"Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения."

"Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»"

"Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

(Маленький принц)

"Жить - значит медленно рождаться."

"Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви."

(Военный летчик)

Несмотря на то, что история славянских народов уходит корнями в глубокую древность, этот факт не торопится популяризировать официальная наука. До сих пор в некоторых изданиях ссылаются на немецких историков Миллера и Шлецера, благодаря которым получила распространение крайне недобросовестная и однобокая версия истории Руси, недаром великий Ломоносов считал их сочинения собранием нелепостей и измышлений:

«У Миллера на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно... Сие так чудно, что если бы Миллер умел изобразить живым штилем, то он бы Россию сделал столь бедным народом, каким еще ни один (…) народ ни от какого писателя не представлен…».

Шлецер без тени сомнения заявлял: «На Руси до Рюрика были, конечно, люди, но люди без государства; они жили как лесные звери, ничем не выделялись, без всякого общения с миром и потому никем из культурных европейцев не отмеченные и не описанные… Дикие, грубые славяне начали делаться общественными людьми только благодаря посредству германцев, которым назначено было судьбою рассеять в северо-западном и северо-восточном мирах первые семена цивилизации».

И это пишет человек, не только не читавший древних летописей, но и не сумевший выучить русский язык, невзирая на то, что он до конца своих дней жил в России!

Август Шлецер и Герхард Миллер

С тем, что древность славянских корней сознательно утаивалась на протяжении столетий, сложно спорить. Но неужели действительно отсутствуют источники, подтверждающие подлинный возраст истории славян-ариев, которая, конечно же, не ограничивается полутора тысячелетиями, отпущенными ей миллерами и шлецерами?

Конечно, не стоит забывать, что множество древнейших источников исчезло или было уничтожено. Сгорели знаменитые Александрийская, Константинопольская, Афинская библиотеки. Потерялись следы книгохранилищ Ивана Грозного и Ярослава Мудрого. А сколько еще ценных летописных материалов было уничтожено на Руси!

Но, тем не менее, мы и сегодня можем найти у античных и более поздних авторов целый ряд подтверждений древности и великого прошлого славянских народов. Многие из известных историков, писателей, правителей или полководцев не обошли вниманием эту тему.

Одними из первых это сделали Гомер и Геродот. Правда, в их трудах славяно-арийские народы упоминаются под именами венедов, венетов, вендов, антов, энетов, ругов, скифов и сербов .

Прозванный отцом истории Геродот дал одно из первых описаний древних обитателей Причерноморья: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись» .

Спустя почти два с половиной тысячелетия прославившийся своей воинственностью король Пруссии Фридрих Второй практически повторил эти слова: «Избегайте столкновения с жестоким и непобедимым народом. Русские происходят от скифов, разрушивших Римскую империю…»


Фридрих II

Как видим, по поводу скифских корней русичей у Фридриха нет и тени сомнения. А вот чтобы внести ясность в тему якобы «жестокости» славянских воинов, приведем слова еще одного автора – Маврикия Стратега (6-7 вв. н.э., Византия), написавшего знаменитый трактат о военном искусстве «Стратегикон». В трактате довольно внушительная часть посвящена славянским народам, из этого документа мы узнаем, что «племена славян и антов… многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья…»


Немногим ранее почти то же самое утверждал византийский историк и писатель Прокопий Кесарийский (507 – 565 гг.): «Самим нападать на других, чтобы завладеть их имуществом и людьми, законы их запрещают так же, как и торговать людьми. Поэтому рабов они не имеют, а работают все без различия должности и положения...»

Прокопий отмечает не только бесстрашие и миролюбие, но и высокую духовность славянских народов.

Об их могуществе, образе жизни, территории писали многие древнеримские, готские, итальянские, арабские, немецкие, а также русские и другие знаменитые историки, путешественники, географы, писатели и прочие выдающиеся люди своего времени.

Но, пожалуй, наиболее однозначно около 400 лет назад высказался итальянский священник Мауро Орбини в своей книге «Славянское царство» (опубликована в 1601 году): «Славянский род старше пирамид и столь многочислен, что населил полмира» .

Под заголовком «Великие о Славянах» без сомнения должны стоять и более поздние имена первой величины – Екатерины Великой и Михаила Васильевича Ломоносова.

Российская императрица писала: «Славяне на востоке, западе и севере обладали толикими областями, что в Европе едва ли осталась землица, до которой они не касались» .

М.В.Ломоносов, русский гений и ученый-универсал, в своих исторических изысканиях имел возможность работать с ныне исчезнувшими летописями и античными источниками, в частности, он опирался на труды Плиния, Птолемея, Страбона. Свои выводы он изложил в обширном историческом труде, из которого до наших дней дошла малая часть, но и сохранившейся информации достаточно, чтобы всерьез пересмотреть многие постулаты современной исторической науки.

О древности и величии Славян говорили ученые последующих столетий – Чертков, Классен, Воланский и многие другие.

Тема «Великие о Славянах», конечно, не исчерпывается приведенными авторами и их цитатами. Вопреки представлениям о том, что до наших дней дошло слишком мало сведений о древности славянских народов, таких материалов множество. Например, сохранилось довольно много сербских и болгарских источников, из которых можно почерпнуть богатые сведения о далеком прошлом славянских Предков. Именно поэтому ученые этих стран практически сразу признали подлинность «Велесовой Книги» - они нашли в ней прямые подтверждения сведений, изложенных в их летописях и преданиях.

Сегодня ученые обнаруживают все новые и новые материалы. Найден и переведен на русский язык первый вариант сочинений Орбини, благодаря чему появилась возможность прочесть этот труд в первоначальном виде, без сокращений. Археологические находки текущих десятилетий вызвали новый всплеск интереса к истории славянских народов, в свет вышли сотни книг, исследующих эту тему. Благодаря этим исследованиям, можно с уверенностью сказать, что корни Славян-Ариев уходят в глубокое прошлое, которое насчитывает никак не меньше 4-5 десятков тысячелетий, а, по мнению целого ряда специалистов, этот возраст на порядок древнее. В следующих наших статьях мы более подробно расскажем о выдающихся людях, коснувшихся этой темы в разных странах, в разные времена и эпохи.