Рисование осеннего пейзажа поэтапно для детей в старшей - подготовительной группе. Конспект занятия по рисованию «Осенние мотивы» (подготовительная группа)

Художественное творчество

Подготовила Немцова Н.А., воспитатель МБДОУ д/с№51 города Чехов Московской области.

Программное содержание:

Вызвать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы. Развивать у детей воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности – цвет от яркого до тёмного, форму от мелкой до крупной. Совершенствовать навыки работы с изобразительным материалом. Воспитывать интерес к дальнейшему рассматриванию пейзажа.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке признаков осенней природы. Рассматривание репродукций картин, чтение художественных произведений о природе.

Материал: Репродукция картины И.С. Остроухова, листы бумаги для акварели, акварель, кисти разных размеров, палитра, клеёнки, салфетки.

(Чтение стихотворения А. Толстого)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Воспитатель:

Какие строчки из стихотворения особенно понравились вам?

Почему именно эти строчки?

Поэты и писатели словом передают красоту осени Вы услышали сейчас стихотворение об осени и ясно себе представили осеннее утро, золотую листву, гонимую ветром. А художники передают красоту осени на полотне красками.

Как называется картина, на которой изображена природа?

Полюбуйтесь этой картиной Как бы вы её назвали?

Перед вами картина И.С. Остроухова «Золотая осень» .

Вопросы по содержанию картины:

Что вы видите на картине? Что изображено на переднем плане? Какие деревья? Какое время года изображено на картине? Что самое яркое в картине? А как можно сказать об этих листьях? Какие краски использовал художник?

(Листья клёна и берёзы жёлтые, они словно светятся, листья усыпали всю землю) .

Среди жёлтых листьев клёна и берёзы есть и другие листья. Какие они? (Вверху зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых, оранжевых) .

Художник изобразил раннее утро, солнце ещё не взошло, а от этих листьев светло. Жёлтый цвет – яркий, тёплый. Он ярко выделяется на тёмном фоне земли, чёрных стволов.

Как вы думаете, что художник хотел этим показать?

(Осень - золотая пора) .

Какими красками воспользовался художник, рисуя землю?

А почему тёмные?

(Прошёл дождь, земля сырая, земля вся в тени) .

А что так радует глаз, когда мы смотрим на землю?

(Листья. Они лежат разноцветным ковром) .

Посмотрите, как художник выписывает каждый листок. На тёмном фоне земли они видны Чётко и естественно. А что вы видите дальше, в глубине картины?

(Деревья, покрытые жёлтыми листьями, сороки на тропинке, кусты) .

А почему сороки опустились вниз на тропинку?

(Кругом тихо, птицы никого не боятся) .

Какое настроение передает художник?

Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья?

(Природа прощается с летом) .

О золотой осени А.С. Пушкин написал прекрасное стихотворение:

…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Как вы считаете, что главное в картине?

Как художник показал это главное?

Яркие листья на фоне тёмных деревьев, сырой земли, лёгкого утреннего тумана, в парке тихо, спокойно, после дождя всё успокоилось, притихло. Деревья очень большие, листья резные, яркие…

Что для вас самое красивое на картине?

Полюбовавшись осеннем пейзажем, послушав, как пишут об осени поэты, мне захотелось передать своё осеннее настроение в рисунке, посмотрите.

Я предлагаю вам сегодня стать художниками и нарисовать осенние пейзажи. Что можно изобразить на картине?

(Самостоятельная деятельность детей) .

Воспитатель предлагает детям рассказать о своих работах. Затем оформляется выставка на тему «Весна в лесу» .

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Осень».

Программное содержание:

Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами.

Развивать чувство цвета, умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании гуашью (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности).

Воспитывать эстетическое отношение к природе. Вызывать интерес к изображению времени года.

Вступительная беседа. – Ребята, наступила осень. А что вы можете рассказать об осени? Чем она вам нравится? Чем нас угощает осень? Чем занимаются люди в эту пору? Что происходит с природой?

Правильно все, что вы сказали. Действительно, осень – очень интересное время года. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. Вы должны очень внимательно смотреть, слушать, а потом расскажете, о каких красках идет речь.

Просмотр видеоролика о красках осени.

(Ярко-красная, желтая, багровая, желто-зеленая, фиолетовая, бардовая и т.д.)

А как называется предмет, на котором смешивают краски? (Палитра)

А какими словами вы бы описали осеннее небо? (Пасмурное, серое и т.д.)

Практическая работа.

В фильме говорилось о том, что осень любит смешивать краски. И мы с вами также, как и Волшебница Осень будем учиться это делать. Любимые цвета осени – красный и желтый. Сейчас мы их смешаем и посмотрим, какой цвет у нас получится. (Оранжевый)

(Дети смешивают краски на палитре, получая разные оттенки)

Чтобы получить пурпурный цвет, надо к красному добавить немного синего. А теперь попробуем получить оттенки синего неба. В солнечный день оно светло голубое, немного облаков на нем; можно изобразить солнышко, выглядывающее из-за туч (облаков). Или тяжелые серые тучи.

Вспомним, как надо изображать лес или рощу вдалеке. Вдоль линии горизонта круговыми движениями или отдельными мазками рисуем полосу. Затем тонкой кистью прорисовываем стволы деревьев. А если мы рисуем отдельное дерево, то не забывайте, что ветви рисуем от ствола к верху и чуть в стороны. Листья (крону) можно рисовать тычком.

Подготовка к рисованию (тонировка бумаги).

Ход занятия:

Орг. Момент. Звучит музыка.

Ребята, вы слышите музыку П.И. Чайковского «Времена года». Какое настроение передает эта музыка: веселое, грустное, задумчивое и т.д.?

С помощью музыки композитор передал нам свое осеннее настроение. А вот Александр Сергеевич Пушкин очень любил это время года и писал о нем много стихов. Вот послушайте:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора…

Но не только композиторы и писатели посвящали свои произведения осени, но также и известные художники писали картины, изображая красоту этого времени года.

Рассматривание репродукций.

Перед вами репродукции картин Исаака Левитана. Эта работа называется «Золотая осень». Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал? (Желтая, голубая и т.д.) Обратите внимание как располагаются детали изображения: на перднем плане деревья и река изображены крупнее и отчетливей, чем то, что мы видим на заднем плане. Мы так же понимаем, что это солнечный день, т.к. падет тень от деревьев, небо чистое. А вот на другой картине мы видим совершенно другую осень. Деревья стоят почти голые, дождь моросит, дует ветер. Небо серое. Вот такой разной увидел и показал нам художник осень. И мы с вами сегодня тоже будем художниками и будем тоже «писать картины». Да-да, именно писать, а не рисовать. Ведь правильно надо говорить «писать картины». В тоже напишите каждый свою осень такой, какой она вам представляется.

Практическая работа.

Занимаем свои места. Прежде, чем приступить к работе, немного подумайте, что именно вы хотите изобразить на своем листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел. Какие краски вам понадобятся. Если надо смешать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.

А теперь собрались с мыслями и приступаем к работе.

Дети рисуют.

Рассматривание работ.

По окончании работы рисунки вывешиваются на стенде, дети их рассматривают, оценивают, делятся впечатлениями.

Итог занятия.


Вызвать у детей интерес к поздней осени, мхам растущим на деревьях, камнях, в лесах, развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

«Поздняя осень».

Провела воспитатель:

Рубцова Л. Н.

Набережные Челны, 2016 год.

Цель:

Вызвать у детей интерес к поздней осени, мхам растущим на деревьях, камнях, в лесах, развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке.

Задачи:

1. Образовательные:

Упражнять в назывании осенних примет обогащать словарный запас детей;

Формировать представления о нейтральных цветах (чёрный, белый, тёмно-серый, светло-серый, бурый), использовать эти цвета при создании картин поздней осени;

Развивать умение самостоятельно передавать в рисунке пейзаж поздней осени, её колорит (отсутствие ярких цветов в природе);

Упражнять в умении рисовать деревья разные по строению и кусты без листьев, рисовать растущий мох на деревьях, камнях и земле;

Закреплять приёмы рисования концом кисти;

2. Развивающие:

Продолжать развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

Развивать координацию движений, сопровождая речью;

Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру;

Развивать воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать любовь к поэзии, родной природе;

Воспитывать эстетическое восприятие природы;

Воспитывать у детей интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Материал:

Образец, выполненный воспитателем. Альбомные листы бумаги, акварель, палитра, кисти.

Предварительная работа:

Чтение стихов русских поэтов об осени А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, и др.

Заучивание стихотворений об осени «Осень» М. Ходякова и «Ласточки пропали» А. Фета. Стихи о мхах.

Беседа о поздней осени, ее признаках.

Рассматривание репродукций картин известных художников в презентации «Поздняя осень глазами художников». Презентации о мхах.

Рассматривание иллюстрации, картинок, репродукций.

Наблюдения (за небом; деревьями; растущих мхах: на деревьях, фундаменте, земле; дождем; снегом) на прогулке.

Ход занятия:

Ребята, какое сейчас время года?

Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Ноябрь – это последний месяц осени.

Послушайте стихотворение А. Плещеева, о какой осени говорит поэт?

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В теплые края.

Радостно ли вам от этой картины, нарисованной поэтом?

О каких признаках поздней осени говорит в стихотворении Плещеев?

Действительно в стихотворении говорится об унылой, хмурой, холодной осени. Листва с деревьев облетела, травы вянут и желтеют, кусты унылые, голые, цветы высохли, птицы улетели в тёплые края, часто моросит дождь.

Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Живая природа засыпает. Наступила поздняя, хмурая осень. Поздней осенью часто идут холодные моросящие дожди, иногда снег, или снег с дождём, деревья сбрасывают последние листья, трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме, люди надели теплую одежду, мох как рос на деревьях, фундаменте, земле так и растёт.

Физкультминутка

Дождик в окна к нам стучится и зовёт нас поиграть.

Капля раз капля два. (Дети выполняют прыжки на двух ногах)

Очень медленно сперва, (Взявшись за руки, дети идут по кругу)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом. (Ходьба по кругу с ускорением)

Мы зонты свои открыли, (Над головой руками делают купол)

От дождя себя укрыли. (Присели на корточки)

Сегодня я предлагаю вам нарисовать позднюю осень. Какие краски вам для этого понадобятся - теплые, яркие или холодные, серые?

Посмотрите на картину с изображением поздней осени. Какого цвета небо? - А какие деревья?

Рассматривание образца.

Какие приметы осени изображены? (небольшой снег, хмурое небо, на деревьях нет листьев, но растёт мох на стволе и ветках на камнях, земле).

Приёмы рисования.

Сейчас я расскажу, как получить эти неяркие краски. У вас на столах лежат палитры, на таких палитрах художники составляют краски. И вы, как настоящие художники будете это делать.

Какую краску нам необходимо смешать, чтобы получить серую краску? (в белую краску добавить капельку чёрной).

Да, чтобы получить серую краску надо к белой добавить немного черной краски. Если вы будете рисовать тучи, то возьмите синюю краску и добавьте к ней немного черной и белой краски, размешайте их на палитре. Цвет листьев и травы поздней осенью тоже утратил яркость - он бурый. Возьмите зеленую краску и добавьте к ней немного желтой и коричневой - получится бурый цвет.

Итак, сначала нужно составить нужную краску на палитре, а потом рисовать ею на листе.

Вы обратили внимание на то, как «волшебно» изображён мох. Как вы думаете, каким способом мы будем рисовать мох? (способом «тычка»).

Каким способом будем рисовать деревья? (кончиком кисти).

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво рисовать надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы)

Вышел дождик в лес гулять, (Пальцы левой руки «шагают» по ладони правой)

Вышел дождик в лес гулять, (Пальцы правой руки «шагают» по ладони левой)

Дуб, берёза, клён, осина, (Сгибаем пальцы, начиная с большого)

Ива, тополь и рябина,

Липа есть, сосна и ель

Подумайте о своей картине и приступайте к работе.

Во время рисования педагог обращает внимание на композицию, передачу цвета, аккуратность в работе.

После окончания рисования ребята выбирают понравившиеся рисунки, работы выставляются для просмотра. Дошкольники рассказывают, что нарисовали. Педагог делает анализ детской деятельности.


Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осень в парке».

Задачи:
учить детей рисовать нетрадиционным способом — методом тычка;
закреплять навыки рисования деревьев;
закреплять и расширять представление о приметах осени, о временах года;
развивать чувства ритма и цвета;
воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Материалы, инструменты, оборудование:
краска гуашевая;
альбомные листы;
кисточки;
фонограмма «Времена года. Осень» П. И. Чайковского.

Предварительная работа:
наблюдение за деревьями;
беседы о временах года, об осенних изменениях в природе.

Ход занятия:

Педагог читает детям стихотворение И. Винокурова «Осень»

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.

— О каком времени года идет речь в стихотворении? (Осень)

— А какое сейчас время года? (Осень)

— Сейчас ранняя или поздняя осень?
(Ответы детей)

Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом. Сейчас ранняя осень.
Ребята посмотрите на картины. Рассматривают картины: Исаак Левитан «Золотая осень», Илья Остроухов «Золотая осень», Василий Поленов «Золотая осень»

Что на них изображено? Какими цветами раскрасила осень деревья?

— Красные — осинки, жёлтые — берёзы и липы, оранжевые — клёны, дубы — зелёные, сосны и ели остались, как и летом – зелёными.

— А какого цвета вы видели листочки? (Жёлтые, красные, бурые, багряные, золотистые, жёлто -зелёные, пятнистые, оранжевые.)

Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать осенний парк.

Деревья могут быть по-разному расположены: полукругом, вдоль дороги, на горке, 1-2 дерева на переднем плане, а другие вдали. Стволы деревьев разные по толщине, высоте и цвету.

Давайте начнем.

А рисовать мы будем под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень». Послушайте, как композитор «рисует» осень с помощью звуков в своем произведении.
Дети рисуют на белом альбомном листе стволы и ветки деревьев, на земле и около деревьев зелёными желтым цветами –траву, небо –светло-голубым.

Ребята отложите свои рисунки, пусть подсохнут, а мы сейчас сделаем зарядку, а потом нарисуете крону — листочки и листопад.

Физкульт минутка:
-А давайте мы с вами превратимся в осенние листочки.
Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо и влево)
Будто опять закружиться хотят. (снова кружатся на носочках)

После физкультурной минутки детикисточками тычками рисуют крону и
листопад (листья облетают с деревьев и ложатся на землю). Ребята, кто закончил, отложите свои работы.
Пока подсыхают работы, детям задаются вопросы: почему листья осенью
опадают?

Педагог уточняет ответы детей: «Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним
холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защитят деревья от
морозов.Земля под опавшими листьями глубоко не промерзает, под тяжестью
снега сильно не уплотняется, сохраняет воздух, что очень важно для различных обитателей почвы – насекомых, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной, когда растает снег, земля долго сохраняет влагу. Опавшие листья на земле – это не мусор. Они нужны почве и растениям, которые на ней растут».

А теперь давайте повесим наши картины на выставку.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осень в парке».

Подготовительная группа.

Задачи:

1. Учить детей отражать в рисунке впечатление от золотой осени.

2. Создавать образы разных деревьев, подбирая красивые цветосочетания, смешивая краски.

3. Закреплять умение рисовать разными по ворсу кисточками(с тонким и толстым ворсом).

4. Использовать различные приемы кистью (всем ворсом и концом).

5. Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

6. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

Экскурсия в парк, рассматривание убранства деревьев и кустов. Наблюдение на участке детского сада. Разучивание песен, стихотворений об осени. Рассматривание иллюстраций, репродукций известных художников.

Материалы к занятию: Бумага размером в альбомный лист, гуашь, репродукции известных художников.

Чтение детям стихотворения А.С Пушкина: «Унылая пора».

Прослушав стихотворение, выяснить у детей какие впечатления возникли у них после прослушивания.

Вспомнить с детьми, как выглядят деревья в осеннем уборе, какие разные деревья, кусты они видели.

Спросить у ребят по каким признакам осень называют золотой. Выслушав ответы детей, рассказать о желтом цвете листьев, которые похожи на золото, поэтому осень называют золотой.

Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин известных художников, предлагает полюбоваться изображением осеннего пейзажа, обратить внимание детей на то, что деревья неповторимы, как и люди - у каждого свой облик и характер, свое настроение. А так же художник передал свое настроение, когда писал картину.

Воспитатель предлагает ребятам стать художниками и показать свою красоту золотой осени.

Перед тем, как приняться за работу, уточнить приемы рисования кистью и смешивания краски. Подумать над композицией рисунка - положением листа бумаги, размещением изображений.

В процессе занятия направлять внимание детей на выразительную передачу образа золотой осени.

По окончанию занятия сделать выставку работ, предложить выбрать наиболее выразительные.