Социальная динамика - урок обществознания - предметы гуманитарного цикла - каталог файлов - центр фотографии моего университета.

Общество динамично, и социология достаточно давно изучает процессы его изменения. В настоящее время сформулированы четыре основные теории, описывающие происходящие изменения. Это ризомообразный тип социальной динамики, цикл, линия, спираль.

Социум: все циклично

Подобное представление сложилось еще с первобытных времен. Во многом это было обусловлено внешними факторами, сильно влияющими на сознание человека: времена года сменяли друг друга, Солнце закатывалось и снова всходило. Аналогичные процессы были замечены и в социуме. Преимущественно законы, известные с давних пор, направлены на поддержание стабильного состояния общества. Именно по этой причине образ жизни человека, принадлежащего к древним сообществам, так слабо менялся с течением веков. И в настоящее время циклический тип социальной динамики привлекает внимание многих исследователей.

По прямой: вперед, только вперед

Линейный тип социальной динамики базируется на идеях, впервые озвученных в период Средних веков. Люди начали понимать, что прошлое существенно отличается от будущего, а события, которые произошли раньше, вероятно, никогда уже не будут повторены. Классический пример - момент сотворения мира, случившийся однажды и ставший точкой отсчета. Также есть будущее, которое однажды наступит, хотя и не ясно, в какой момент это случится. В представлении средневековых европейцев такой завершающий пункт - Страшный суд.

Этот пример типа социальной динамики хорошо отражает направленность к цели. В представлении жителей эпохи Средневековья завершающей точкой должно было стать божье царство на нашей планете. При этом прежде доминировавшая идея круга резко переформатировалась в четкую прямую. История получила смысл и цель, стала проще для восприятия отдельного человека.

По спирали: вперед, но не совсем

Спиралевидный тип социальной динамики впервые был сформулирован в кругу немецких философов, автором этой идеи выступил Гегель (1770-1831 гг.). Отличительная особенность теории - одновременно наличие специфических признаков как линии, так и окружности. Сложно отрицать, что история с годами повторяется, но имеет определенные отличия на очередном витке - качество меняется, многие аспекты совершенствуются.

Для спирали характерно наличие цели, что делает систему близкой линейной. Для этого типа социальной динамики кратко цель можно сформулировать как создание совершенного, безупречного государства. Философы считали, что идея существования социума заключается в организации максимально разумного общества, где будет править безупречная справедливость. Сообщество мечты - этакое царствие свободы.

Ризомообразная система

Этот тип социальной динамики впервые озвучен постмодернистами. Наименование его пошло от биологического специфического термина «ризома», под которым принято понимать корневую систему многолетнего растения. Отличительная особенность биологического строения - отсутствие стержневого корня. Для ризомы свойственно обилие сплетенных побегов. Их направления совершенно невозможно предсказать, есть отмирающие ветви, появляющиеся вновь.

Когда говорят о ризоме как типе социальной динамики, тем самым отражают хаотичность нашего сообщества. Процессы, протекающие в социуме, с точки зрения постмодернизма совершенно бессмысленны. Эта идея нашла отражение в основных постулатах подхода.

Специфические особенности

Чтобы разобраться, в какой момент истории какой тип социальной динамики имел место, необходимо ориентироваться в направленности соцразвития, характере протекающих внутри сообщества процессов. Развитие - это изменение качеств, подчиняющееся определенным законам, имеющее конкретное направление. Говорят о прогрессе, регрессе. Первое предполагает движение вперед, второе - противоположное направление. При прогрессе социум совершенствуется, снизу движется вверх, усложняется. Регресс, соответственно, включает в себя упрощение, последовательное ухудшение системы.

В семнадцатом столетии впервые была озвучена мысль о совершенствовании социума. При этом внимание обращали не только на типы социальной динамики (обществознание для современных школьников - предмет, дающий полноценное понимание вопроса), но и на свободу социума, отдельных личностей, а также возможность развивать разум. Философы той эпохи особенно фокусировались на производительной силе. Все перечисленные критерии считались показателями прогресса. Одновременно были и теории регресса, доказывающие, что техническое совершенствование стимулирует духовный упадок. Наиболее яркий приверженец этой идеи - Жан-Жак Руссо, в работах которого рефреном звучит мысль о разращении индивидуума цивилизацией.

Изменения: какие?

Исторические процессы, типы социальной динамики позволяют говорить о двух характерных группах изменений:

  • эволюция;
  • революция.

Под эволюцией принято понимать постепенные совершенствования, отражаемые количественными показателями. Это не синоним реформ, которые не влияют на основы нынешней структуры. Эволюция противоположна революции (как и реформа, но в других аспектах). Основной признак этого типа социальной динамики - постепенность.

Революция - такой тип соцсовершенствования, когда изменения глубокие, качественные. Развитие претерпевает резкий прыжок вверх. Нередко понятием характеризуют социум как единое сообщество, но могут применять и к конкретным элементам. Из истории известна, к примеру, аграрная, культурная, научная революция. Первая принадлежит к социуму как единому объекту, два вторых термина описывают соцэлементы.

Модели изменений

Философы, социологи сформулировали несколько моделей, отражающих особенности указанных выше четырех типов социальной динамики. При моделировании уделяют внимание революционным изменениям, прогрессированию социума, его элементов, аспектов. Автор модели формулирует свое мнение относительно того, имеет ли цель история, при положительном решении также сообщает свой взгляд на то, что является конечным объектом стремления.

Одна из довольно известных и популярных моделей - формационная. Авторы основали ее на изречениях Карла Маркса. Постулаты, выведенные при моделировании, устанавливают, что индивидуумы находятся между собой в производственных отношениях, формирующих сложную экономическую систему. В сочетании с современным представлением о типе социальной динамики можно вывести, почему образ индивидуумов, социума в целом именно таков, каким мы его наблюдаем. Экономический базис - это фундамент подобного взгляда, на нем основывают правовые постулаты, идеи, теоретические аспекты, моральные теории марксизма.

Формации общества, экономики

Как следует из марксизма, общественная история подчинена условиям экономики, материального положения. На основании конкретных условий можно разграничить пять базовых формаций:

  • первобытная община;
  • рабовладельчество;
  • феодальная структура;
  • капиталистический социум;
  • коммунизм.

Прогресс наблюдается при последовательном переходе между указанными формациями. Основная цель такого социума - достичь состояния равноправия, отсутствия классов.

Как это происходит?

Марксизм декларирует, что формации могут меняться только при наличии остро выраженных процессов борьбы угнетенных с угнетающими. Это означает, что рабы должны восстать против своих владельцев, крестьяне - против феодалов, рабочие - против капиталистов. Для ликвидации феодализма социуму потребовалась революция, в результате аналогичного события должен прийти к власти, как следует из теоретических положений, коммунизм. Марксисты твердо убеждены, что рабочий класс в силах полностью искоренить буржуазное сообщество, для чего достаточно лишь поднять мощную революционную волну.

Противоположность формации - цивилизация. Термин этот имеет много значений, но ключевых три:

  • временной этап развития социума;
  • локальный тип социума, культуры;
  • этап культурного прогресса, противоположный дикости, варварам.

Когда говорят о стадиях, локальном моделировании, имеют в виду два первых значения термина.

Позиции Тоффлера

Рожденный в 1928 г., этот социолог стал исключительно важным мыслителем - на сформулированных им постулатах базируются многие теории современной социологии. Особенно интересны его выкладки, связанные с аграрной революцией. Как следует из высказанных предположений, именно она создала нашу цивилизацию со всеми ее атрибутами и традициями, характерными особенностями. А вот индустриальная базируется на экономике с применением машин и автоматов. Ее основной двигатель - массовая культура.

Тоффлер рассматривал и модернизацию - таким термином он охарактеризовал смену культуры на индустриальную. Впрочем, нужно быть внимательным: в работах других социологов это слово иногда применяют для обозначения перехода к постиндустриальному сообществу. А вот по Тоффлеру постиндустриальное - это та третья волна, которая еще только захватывает наш мир в настоящее время. У некоторых мыслителей, социологов она называется информационной. Удивительного в терминологии ничего нет, ведь во многом наша цивилизация создана именно компьютерным прогрессом, доступом к высокоточным электронным машинам, массовым коммуникациями. Биологические технологии, возможности генной инженерии - все это меняет социальную культуру.

Современность: быть на гребне волны

Еще не так давно основной движущей силой была мускульная. Хоть машинный труд постепенно входил в жизнь социума, первое время его влияние было достаточно незначительным. В наше время основная деятельность человека - умственная занятость и решение задач информатизации. В условиях такого социального совершенствования наиболее значимой ценностью стала информация. Под ее влиянием меняются воспитательные, образовательные системы, сам характер труда.

Информация применительно к экономике может быть смело названа самым активно развивающимся сектором. Она доминирует над политикой, темпы развития давно превысили свойственные духовным процессам. Не последнюю роль в этом играет возможность коммуникации людей вне зависимости от географического положения. Основной инструмент, безусловно, представлен Всемирной паутиной.

Маклюэн: теории середины прошлого столетия

Канадский философ (род. в 1911 г.) считал, что организация человеческого сообщества определяется коммуникационными технологиями, методами и видами. Например, когда речь шла о племенном устройстве, практиковалась устная коммуникация, ограничивающая локальность, наличие сильных традиций, авторитет и веру в него. Со временем появился алфавит, что позволило перейти к культуре зрения. Еще большее развитие это получило, когда человечество изобрело машины для печати текста. Стала возможной массовость, применение подходов стандартизации, людям теперь доступно использование различных механизмов.

Наша эпоха - это, как говорил Маклюэн, электронная цивилизация. Уходят в прошлое присутствовавшие ранее меж людьми границы. Пространство, время больше не представляют серьезной сложности, отдельные особи могут быть намного ближе друг к другу. Книги уступают место аудио, визуальной продукции, культуре, выработанной компьютерами и довольно сходной с племенным устройством социума. Как считал Маклюэн, наше будущее - этакая в которой больше нет разделения на нации, страны, словом, никаких границ.

Социология по Данилевскому

Существенный вклад в философию и науки, рассматривающие процессы в обществе, внес живший в девятнадцатом столетии русский деятель Данилевский. Он говорил о десяти типах развития культуры, истории, выделяя их по державам и нациям:

  • Египет.
  • Китай.
  • Вавилон, Ассирия, Финикия.
  • Индия.
  • Иран.
  • Греция.
  • Аравия.
  • Европа.
  • Еврейский тип цивилизации.

Всякий из них он сравнивал с биологическими организмами, которые вынуждены сражаться со средой обитания и конкурентами. Жизнедеятельность цивилизации - последовательность классических этапов: создание, развитие, старение, умирание.

Данилевский и Шпенглер

Немец Освальд Шпенглер, родившийся в конце девятнадцатого столетия и творивший в первой трети двадцатого, высказывал идеи, во многом близкие теории российского философа. Он не считал, что реально возможна общечеловеческая культура, а историю оценивал как постоянную борьбу между разными цивилизациями, у каждой из которых есть около тысячелетия на весь жизненный цикл. Расцвет всегда приводит к кризису и разрушению, а творчество сменяется бездушностью. В какой-то момент культура может похвастаться богатством, но оно сменяется формальностью.

Зрелости, как считал Шпенглер, удалось достигнуть культурам Египта, Индии, Вавилона, Китая, греков и римлян, Византии, Западной Европы и майя. Шпенглеровские идеи активно развивал в двадцатом столетии англичанин Тойнби, деливший цивилизацию на пять культурных типов: Запад, Православие, Ислам, Индуизм, Дальний Восток. Всякий из перечисленных типов был, по его мнению, жизненным порывом, обусловленным историческими кризисами. Как только энергетический порыв исчерпывает себя, наблюдается гибель цивилизации. Кризисную ситуацию по Тойнби можно преодолеть, попытавшись уйти от локальных ценностей к более высокому мировому уровню. Мыслитель полагал, что мировые ценности наиболее полно выражаются через религию.

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает всœе проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений. Действительный мир населœен людьми, их сообществами, в связи с этим и отображение исторического процесса должно быть, по определœению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, - философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединœения: иными словами, общество живет, движется. В повсœедневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всœей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием. Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линœейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определœенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: всœе большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома. В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линœейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Οʜᴎ выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса. Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл. Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризует скачкообразные, качественные изменения. Социальная революция - это коренной качественный переворот во всœей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием базовых структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.) Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всœего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядкови т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику. Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Понятие «социальная динамика»

Понятие социальной динамики относится к теории прогресса и является объектом исследований многих социологов. В целом, авторы подчеркивают, что прогресс и его процессы свойственны только человеческим обществам, поскольку их действия и поведения отличаются целесообразностью и рациональностью.

Замечание 1

Прогресс и, соответственно, динамичное развитие общества стало возможно именно благодаря тому, что, в отличие от животного, человек обретает новый опыт, который затем транслирует другим поколениям. Вместе с тем, только у человека есть возможность накапливать богатства как материального, так и духовного характера.

Определение 1

Социальная динамика представляет собой совокупность процессов функционирования, изменения общества и его развития. Без нее общество впадает в состояние стагнации, которая дает обратный эффект, и вместе прогрессивного развития социум регрессирует. По сути, динамика – это движение, изменение состояния социального явления или социального процесса, а также в целом социальной материи.

Динамику невозможно отследить, если не контролировать изменения, которые происходят в каком-либо объекте или явлении. О том, что произошла смена состояния социальной системы, мы судим по тому, как было раньше, и чем ее настоящее состояние отличается от предыдущего. Для этого нам требуются как количественные, так и качественные измерители состояния социальной системы. Если мы говорим конкретно о социальном развитии, которое происходит в процессе социальной динамики, то оно обладает некоторыми социологическими показателями:

  • Накопление – изменения в обществе могут сменять друг друга, но их последствия, а также показатели накапливаются. Например, некоторые реформы приводят к распаду какой-либо системы, но следствием этого процесса является появление новой системы, в улучшенном, усовершенствованном варианте, что является ее качественно новым этапом в развитии;
  • Необратимость социальной динамики – результат, которого социум достигает в процессе динамических изменений, является закрепившимся и не может подвергнуться иным изменениям, если только полной заменой одного процесса на другой;
  • Многовариантность – социальная динамика предполагает большое количество вариантов и путей дальнейшего развития социума. Причем, стоит учитывать, что процесс не всегда приведет к тому результату, который человек ожидает, или который будет благоприятно сказываться на дальнейших процессах;
  • Направленность к совершенствованию – социальная динамика и социальные изменения всегда предполагают стремление общественной системы и каждого ее структурного компонента к совершенствованию. Это очень важно, ведь каждый участник социального процесса опирается на мнение о том, что процессы и явления должны усложняться, что ведет к улучшению состояний, если верно направлять их и контролировать, используя качественные и количественные показатели;
  • Закономерность – развитие и социальная динамика проявляется всегда там, где системам и структурам это действительно необходимо. Именно эта характеристика носит название «закономерность». Если же система не нуждается в изменениях в какой-либо период, то они не будут приняты, при этом не навредят ее дальнейшему развитию, но будут восприняты как один из его вариантов;
  • Результативность – развитие может протекать в отдельной группе, но социальная динамика может прослеживаться во всем социуме. Необходимо учитывать особенности социальной системы, ведь изменения могут также отвергаться. В случае принятия меняются социальные функции объекта, а также его свойства, что ведет к усилению его позиций, а касаемо трудовой организации, то это ведет к улучшению ее качественных и количественных показателей, а также к усилению в конкурентной гонке.

Классификация социальной динамики

На сегодняшний день исследователи выделили несколько типов социальной динамики, которые представляют социальное развитие с разных сторон и с помощью разного принципа интерпретации. Среди них циклический, линейный, спиралеобразный и ризомообразный типы социальной динамики.

Циклическая модель социальной динамики является наиболее древней, и возникла еще в далекие первобытные времена. Для первобытного человека все процессы и явления были замкнуты и повторяющиеся. К ним относится смена времен года (от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени и снова возврат к зиме, что впервые вызвало у первобытного человек ассоциацию с циклом). Также все повторяется и в социальной составляющей жизни человека, поэтому законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности социальной системы.

Линейный характер социальной динамики состоит в том, что еще у средневекового человека появились представления о том, что есть прошлое, которое никогда не повторится, но при этом оно достаточно интенсивно влияет на настоящее. К тому же, от настоящего зависит еще одна категория – будущее. Поэтому благополучие процессов сейчас скажется на благоприятном развитию последующих социальных явлений.

Спиралевидная модель социальной динамики была предложена на стыке 18-19 веков философом и известным немецким исследователем Георгом Гегелем. Спирал в себе объединяет свойство круга и линии. Таким образом, некоторым явлениям свойственно повторяться, но уже в более усовершенствованном и адаптированном к современности варианте.

Ризомообразная концепция социальной динамики относится к философии постмодерна. Данный тип социальной динамики и социального развития обладает хаотичным характером проявления, потому что процессы не имеют единого начала. Это может значит и положительные, и отрицательные последствия. Любой тип социальной динамики зависит лишь от направленности социального развития, а также от его общественного характера. Он может быть как положительным, так и отрицательным, при этом не исключая также нейтральные последствия, которые не принесут никаких видимых изменений.

— это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания , изучающая исторический процесс, — философия истории . Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики , факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики . Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса , которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура . Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.
В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)
Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.
Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Следует признать, что реформа и революция лечат уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и ранняя профилактика. К такого рода профилактике относятся ИННОВАЦИИ и процессы МОДЕРНИЗАЦИИ . Согласитесь, не так радикально и чувствительно для общества.

Процесс модернизации может быть проиллюстрирован примеров постепенного перехода от феодализма к капитализму в Англии в результате промышленной революции. Внедрение парового двигателя, замена ручного труда машинным производством происходило без контроля и вмешательства государства, очень медленно и постепенно, не ломая радикально привычный образ жизни. Общество успевало адаптироваться к плавным изменениям капитализма.

Вопрос 1. Социальное развитие. Типы динамики социального развития

План

Тема 4. Социальное развитие.

Цели лекции: На основе анализа социологических теорий раскрыть проблему социального развития и выявить основные его тенденции в современном мире.

Задачи:

1. Раскрыть понятия социальные изменения и «социальное развитие», охарактеризовать основные типы динамики социального развития и его формы.

2. Выявить основные факторы социального развития.

3. Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к рассмотрению развития общества. Провести их сравнительный анализ.

4. Рассмотреть основные типологии обществ.

Основная литература:

1. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, Л.А. Кабыща и др. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Дополнительная литература:

1. Т. Парсонс Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения / Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковский. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 2. (- С. 3 – 43)

2. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. – Новосибирск: Наука, 1980.

Дидактическое обеспечение: мультимедийное сопровождение, учебники: Волков Ю.Г., Мостовая И.Р. Социология, модульный курс по «Социологии».

1. Социальное развитие. Типы динамики социального развития.

2. Развитие обществ в зависимости от развития способов добывания средств существования.

3. Типологии и типы обществ.

Развитие обществ осуществляется благодаря социальным изменениям, социальной динамике.

Социальные изменения – количественное и качественное изменение состояния социальных систем (обществ), социальных общностей и институтов в процессе их взаимодействия, возникновение или исчезновение социальных явлений или каких-либо компонентов, являющееся основой социального развития. Социальные изменения лежат в основе социальной динамики и социального развития, но не всякие изменения являются необратимыми в общественном развитии.

Социальное развитие – необратимый процесс, направленный на существенное количественное и качественное изменение в структуре общества, общностей и социальных институтов, приводящее к появлению принципиально новых общественных отношений и последовательной, поэтапной смене старых. Социальное развитие предполагает последовательную смену стадий в состоянии общества, в структуре общностей и социальных институтов: 1) возникновение, 2) становление, 3) зрелость, 4) преобразование (от организации к дезорганизации и к новой организации).

Линейно-поступательная динамика Циклическая динамика Спиралевидная динамика
Социальные процессы имеют поступательный, однонаправленный характер развития, исключающий скачки и периоды стагнации. Прогрессизм в историческом развитии общества – средневековая парадигма: Миф о том, что человек и общество стремятся к вечному «божественному» существованию (вечности) – если стремление к совершенствованию не наблюдается – это отсталость в общественном развитии. Понятие прогресса общества не предполагает возможности его регрессивного развития. Социальные инновации постепенно накапливаются, сменяя старые формы. Социальные процессы периодически воспроизводятся, и все изменения носят характер циклического развертывания и свертывания. Внеисторическая парадигма эпохи античности: Миф о том, что все возвращается на круги своя, развития нет, а есть циклическое воспроизводство общественной жизни от подъема к упадку и вновь к подъему. Цикл – способ стабильного существования и сохранения общества, особенно в относительно замкнутых обществах или обществе. Общественное развитие носит единый циклический характер, или множество циклов в различных обществах. Социальные процессы не только генетически взаимосвязаны, но и отрицают друг друга. Количественные изменения накапливаются и подготавливают качественный скачек. Историческаяпарадигма эпохи нового времени. Сопряжены: количество - качество, отрицание – отрицаемого, единства и борьбы противоположностей. Учитывается проблема прерывности и непрерывности исторического развития общества. Возвращение в спять возможно, но не как полный регресс, а как подготовка к новой стадии, к скачку в развитии. Это соединение стадиальности и цикличности
Пример: теория О. Конта о законе трех стадий общественного развития: мифологической, теологической и позитивной. теория Г. Спенсера - рост общественной структуры ведет к дифференциации и затем к интеграции и гармонизации процессов. Теория Э. Тофлера о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном развитии. Пример: теория П. Сорокина изучение социальной динамики концентрирует внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского– 13 типов. Теория цивилизаций и культур Дж. Тойнби и О. Шпенглера. Пример: теория К. Маркса, развитие общества осуществляется по спирали, новые общественные формы борются со старыми, и сменяя их, не уничтожают совсем, а отрицают. Старые формации остаются в снятой форме и продолжают присутствовать при господстве новых форм, и возвращение к старым формам в процессе общественного развития возможно.


Формы социального развития

Эволюция Революция
Эволюционные процессы – постепенные, медленные преимущественно количественные преобразования в обществе приводящие к качественным изменениям, но не радикальным преобразованиям общественных отношений и социальной структуры. Революционные процессы – относительно быстрые, скачкообразные, преимущественно качественные изменения, кардинальным образом приводящие к смене всех общественных отношений и коренного изменения всей социальной структуры.
Основная форма соц. процессов – реформы и модернизация. Реформы– постепенное накопление изменений, модернизация общественных отношений с целью поддержания социального порядка и структуры. Модернизация – поэтапное усовершенствование в какой-либо сфере. Основная форма соц. процессов – революция. Революция – комплексная смена общественных отношений, коренное изменение соц. структур, затрагивающие основы существующего социального строя и приводящие к его смене.
Эволюционные теории. Теории порядка. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм – однородность не ведет к устойчивости, а усложнение взаимодействий и дифференциация внутри общества приводят к разделению функций между его частями, усилению их взаимозависимости и отбору наиболее устойчивых структурных отношений, тем самым к интеграции. Ф. Теннис – от традиционной сельской общины к современному индивидуалистическому, городскому обществу. Т. Парсонс Теория функционального порядка социальных систем. У. Ростоу, А. Тоффлер, Д.Белл, А.Турен - теории доиндустриального (аграрного), индустриального и постиндустриального (информационное) общества. Революционные теории. Теории конфликта. К. Маркса и Ф. Энгельса– в зависимости от господствующего и зарождающегося способов производства изменяются и общественные отношения. Изменения от азиатского к рабовладельческому, за тем к феодальному и капиталистическому способам производства приводят изменение в общественных отношениях между господствующим и нарождающимися классами. Конфликт между классами разрешается при помощи социальной революции и установлении господства новых классов.
Теории культурно-исторических типов Акцент на многолинейности исторического развития обществ.
Н.Я. Данилевский - концепция развития отдельных культурно-исторических типов, которые проходят в своем развитии 4 фазы: 1) «бессознательной», этнографического материала; 2) государственного становления и формирования основных социальных институтов; 3) расцвет цивилизации; 4) упадок и смерть.
О. Шпенглер - 8 культурно-исторических типов(египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, майя, русско-сибирская культура. Все переживают рождение, молодость, зрелость, старость и закат.
Дж. Тойнби – 6 типов цивилизаций по реализации их предназначения в истории: 1) первичные, обособленные (египетская, андская); 2) первичные необособленные (шумерская, минойская, индская, шанская, майя); 3) вторичные, дочерние (от шумерской – вавилонская и хеттская, от минойской – эллинистическая и сирийская, от индской – древнеиндийская, от шанской – древнекитайская, от майя – юкатанская и мексиканская; 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-мосульманская, дальневосточно-японская); 5) застывшие (эскимосская, кочевая, османская, спартанская); 6) неразвившиеся (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская).
П.А. Сорокин – на основе доминирующих принципов мировоззрения и способов познания действительности выделял 3 типа суперсистем: 1) спиритуалистическая (сверхчувственная реальность и истина), 2) сенсуалистическая (чувственность, ощущения), 3) идеалистическая (синтез интуиции, разума и чувственности).

1. Стадо предлюдей (австралопитек) – 5 млн. лет назад.

2. Разложение стада предлюдей – 2 млн. лет назад.

3. Стадо людей (праобщина) – 1,5 млн. лет назад.

4. Первобытная община (родоплеменной строй, кроманьонец) – 35 - 40 тыс. лет назад.

5. Соседская община – 10 тыс. лет назад (и до XX в.)

6. Раннее и зрелое государство – 5 тыс. лет назад (и до XX в.)