Томас манн что написал. Томас Ман: стратег торговли

(иногда Мэн , Мен , англ. Thomas Mun; 1571, Лондон - 21 июля 1641) - английский экономист, меркантилист. Работал в Англии и Европе с 1620 до 1641 года.

Научные достижения

Сочинения: «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства». Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. «Надо продавать по возможности дёшево, лишь бы не терять сбыта ...»

Ман выдвинул идею, положенную в основу количественной теории денег. Увеличение денег в стране находится в зависимости от торговли. В связи с этим рассматривал деньги не только как сокровище, но и как средство обращения и капитал. Богатство рассматривается в его денежной форме как запасы драгоценного металла. Как отдельный торговый капиталист пускает в оборот деньги, чтобы извлечь их с приращением, так страна должна обогащаться путем торговли, обеспечивая превышение вывоза товара над ввозом «...продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы у них покупаем ...». Развитие производства рассматривается как средство расширения торговли. Ссудный процент рассматривается как зависимый от торговли, а ссудный капитал - от торгового. Ман категорически выступал против регулирования нормы ссудного процента законодательным путем.


Оглавление

Введение

Начиная с XIV в. в экономике некоторых стран Западной Европы феодальный способ производства вступает в стадию разложения. Натуральное хозяйство постепенно вытесняется товарно-денежными отношениями. Товарный обмен во все большей степени становится условием хозяйственной жизни. В XV-XVII вв. в Европе происходят значительные изменения. Формируются централизованные национальные государства, активно растут и усиливаются города, бурно развиваются торговля, материальное производство, мореплавание, осуществляются великие географические открытия и колониальные завоевания, идет эпоха первоначального накопления капитала. В этот период широко развивается банковская деятельность, появляются торговые дома, и монопольные объединения торговцев. Купечество, считавшееся ранее третьим сословием, выходит на передовые позиции, как в экономике так и в политике. В сфере науки происходит постепенное освобождение от влияния богословия. Развивается экспериментальная наука.
На основе этих процессов в передовых странах Западной Европы с XIV в. начинает складываться экономическое учение и политика меркантилизма (ит. mercante – торговец, купец).
Меркантилизм, как экономическое учение, это первая школа экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии и других странах в начальный период развития капитализма. Ее последователи предприняли попытку определить форму богатства общества и способы его увеличения.
Меркантилисты, основу богатства – как частного, так и национального –представляли в виде накопления денег, монет из золота и серебра, всеобщего эквивалента товарной экономики. Сила государства они измеряли его денежными ресурсами. Источниками накопления денег служила прибыль (доход), возникшая во внешней торговле.
Меркантилизм, как политика, был направлен на создание сильных национальных централизованных государств, которые должны были обеспечить национальному торговому капиталу благоприятные условия для его развития за счет притока денег из других стран.
В развитии меркантилисткой политики различают два этапа: ранний меркантилизм и поздний (зрелый) меркантилизм.
Ранний меркантилизм (монетаризм), охватывает XIV-XVI вв. Для него была характерна забота об активном денежном балансе (превышением количества ввозимых в страну денег над вывозимым из нее их количеством). Поскольку богатство это деньги, главная цель государства состоит в привлечении в страну иностранной монеты и воспрепятствование утечке за границу собственной. Для этого использовались административные средства, носящие принудительный характер («закон об истрачивании», «закон о сыщиках») и манипуляции в сфере денежного обращения (порча денег).
Поздний меркантилизм (мануфактурный), конец XVI- первая половина XVIII вв. выступил против запрета вывоза денег, который препятствовал развитию внешней торговли, и за активный торговый баланс (превышение стоимости вывезенных из страны товаров над стоимостью благ, ввезенных в страну). Для позднего меркантилизма свойственен более зрелый подход, выражавшейся в достижении цели экономическими средствами.
Наиболее известными представителями меркантилизма были Вильям Стаффорд, Джон Лоу, Антуан де Монкретьен, Гаспар Скаруффи, Антонио Джевонези. Но главным теоретиком позднего меркантилизма, выражавшем точку зрения купеческого капитала, стал Томас Мэн, названый в последствии «стратегом торговли».

Краткая биографическая справка

Томас Мэн (1571 –1641 гг.), характерный выразитель идей английского позднего меркантилизма, родился в Лондоне 17 июня 1571 г. Происходил из старой семьи ремесленников и торговцев. Его дед был чеканщиком на лондонском монетном дворе, а отец вел торговлю шелком и бархатом. Рано потеряв отца, Томас Мэн был воспитан в семье отчима, богатого купца и одного из основателей Ост-Индской торговой компании, возникшей в 1600 г. Пройдя обучение в лавке и конторе отчима, он начал, лет с восемнадцати, службу в Левантской компании, торговавшей со странами Средиземноморья, и несколько лет провел в Италии, ездил в Турцию и страны Леванта. Мэн быстро разбогател и приобрел солидную репутацию. С 1612 г. Мэн жил в Лондоне, и женился на дочери богатого дворянина. В 1615 г. он впервые был избран в совет директоров Ост-Индской компании, и вскоре стал искуснейшим и активнейшим защитником ее интересов в парламенте и в печати. Интересно, что он отклонил предложение занять пост заместителя управляющего компанией, отказался от поездки в Индию в качестве инспектора факторий компании. Путешествие в Индию в те времена длилось не менее трех-четырех месяцев в один конец, и было сопряжено с немалыми опасностями: бури, болезни, пираты и пр.
Однако Мэн являлся одним из самых видных людей и в Лондонском Сити, могущественном буржуазном сообществе, и в Вестминстере. В 1622 г. Мэн вошел в специальную государственную комиссию по торговле, которая представляла собой совет экспертов из Сити при короле. Он был влиятельным и активным членом этого совещательного органа.
Под конец жизни Мэн был одним из самых богатых людей в Лондоне. Он владел большими земельными поместьями и был известен в широких кругах как человек, способный дать крупную ссуду наличными деньгами.
Умер Томас Мэн 21 июля 1641 г.

Основные труды в области экономики

От Мэна осталось два небольших сочинения, вошедших в золотой фонд экономической литературы:
      «Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией, содержащее ответ на различные возражения, которые обычно делаются против нее», 1621 г.
      Петиция лондонских купцов, торгующих с Ост-Индией, 1628 г.
      «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства», 1630 г. (опубликовано в 1664 г.)

Взгляды на теорию богатства, роли государства, труда, цены, денег, стоимости.

    Взгляд на теорию богатства
Томас Мэн как подлинный меркантилист основу богатства видел в денежной форме, в виде золота и серебра. Над его мышлением довлела точка зрения торгового капитала. Средством же для их увеличения являлась внешняя торговля, особенно с отдаленными странами (Турцией, Италией, странами Ост-Индии), «прибыль будет гораздо больше, если мы будем вести торговлю в отдаленных странах».
Чтобы увеличить богатство, нужно следовать таким рекомендациям:
    Добиваться положительного торгового баланса, «продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них»;
    Не копить деньги как сокровище, а использовать их в торговых операциях, расширять торговлю – «вывоз наших денег является средством увеличить наше богатство»;
    Быть экономными в расходах, избегать расточительства, излишеств, порочной праздности. Ссылаясь на пример трудолюбивых голландцев – соседей англичан, Мэн осуждает тех, кто, «предаваясь удовольствиям и в последние годы одуряя себя трубкой и бутылкой, и уподобляясь животным, посасывая дым и выпивая за здоровье друг друга», утрачивает обычную доблесть, которую англичане «часто так хорошо проявляли и на море, и на суше».
Мэн считал также что, условием роста богатства нации служит не только выгода внешнеторговых связей с другими, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка собственных земель, вовлечение населения в производительный труд. Он высказывался за производство товаров из иностранного сырья. «Эти производства дадут работу множеству бедного народа и увеличат ежегодный вывоз товаров за границу». «Мы должны, - поучает Мэн, - стараться изготовить как можно больше своих собственных товаров». «Там, где население многочисленно и ремесла процветают, там торговля должна быть обширной и страна богатой». Однако развитие производства признается им лишь в качестве средства расширения торговли.
Мэн делил богатство на два вида: естественное и искусственное. Естественное богатство – это то, чем обладает страна в силу климатических и географических условий, например это продукты сельского хозяйства, а также выгоды, которые имеет страна в торговле в силу своего расположения. Искусственное богатство – это то, что производит промышленность. Его наличие зависит уже от численности населения, его трудолюбия, знаний и умения.
Взгляд на роль государства
Мэн – являлся сторонником сильной власти. Он считал что Политика государства заключается в том, чтобы максимально сократить ввоз иностранных товаров и увеличить вывоз отечественных товаров за границу. Он выступает за государственную поддержку торговли, ремесел, но против мелочной регламентации. Так он резко выступает против политики монетаризма, является ярым противником любых мер стесняющих экспортную торговлю. Мэн рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров в питании и одежде путем введения законов о потреблении товаров собственного производства. Также он замечает, что не следует обременять слишком большими пошлинами отечественные товары, чтобы не удорожать их слишком для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. Здесь ясно выражена ориентация на форсирование экспорта национальной продукции. Мэн предлагал проводить экономическую политику, направленную на защиту национального рынка, получившей в дальнейшем название политики протекционизма, которая включала в себя следующие элементы:
1. Внешнеторговая политика. Запрещается ввоз в страну многих иностранных товаров, вводятся охранительные и запретительные пошлины, устанавливаются экспортные премии; поощряется создание торговых монополий.
Вот что в своей работе «Богатство Англии во внешней торговле» пишет Мэн о пошлинах и экспортных премиях:
«Правильной политикой и выгодной для государства будет допускать, чтобы товары, изготовленные из иностранного сырья, как бархат и другие шелка, бумазеи, крученый шелк и т.п., вывозились беспошлинно. Эти производства дадут работу множеству бедного народа и сильно увеличат ежегодный вывоз таких товаров за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин...
Необходимо также не обременять слишком большими пошлинами наши отечественные товары, чтобы не удорожать их слишком для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. И особенно это относится к иностранным товарам, ввезенным для дальнейшего вывоза, так как в противном случае этот вид торговли (столь важный для благосостояния страны) не сможет ни процветать, ни существовать. Но потребление таких иностранных товаров в нашем королевстве может быть обложено большими пошлинами, что составит выгоду для королевства в отношении торгового баланса и тем даст возможность королю больше средств сберегать из его ежегодных доходов...» .
2. Промышленная политика. Мэн рекомендует развивать мануфактурные производства, так как промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные блага, и легче транспортируются. В «Богатстве Англии во внешней торговле» Мэн пишет:
«И наконец, мы должны стараться изготовить как можно больше своих собственных товаров, будь то естественные или искусственные. А так как людей, живущих ремеслами, гораздо больше, чем тех, кто добывает плоды земли, то мы должны старательнее всего поддерживать те усилия множества, в которых заключается наибольшая сила и богатство и короля и королевства, так как там, где население многочисленно и ремесла процветают, там торговля должна быть обширной и страна богатой...» .
Взгляд на теорию труда
Меркантилисты широко пропагандировали трудовую этику в духе христианской морали. Труд у них трактуется как один из источников богатства. Так Мэн в «Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией» писал: «труд делает некоторые страны, которые сами по себе бедны (природными ресурсами и драг металлами), более богатыми и сильными с помощью других стран которые имеют больше возможностей, но менее трудолюбивы». А далее Мэн высказывается и вовсе «классически»: «… всем нам в целом и каждому в отдельности следует напрячь все силы ума и сообразительности, для того чтобы помочь увеличению естественного богатства страны с помощью труда и развития ремесел».
Взгляд на теорию цены
В отличае от ранних меркантилистов, рекомендовавших завышать цены на экспортные товары, Мэн предлагал снижать цены. Это было связано с тем, что борьба за рынки стала более напряженной, и главной задачей стало увеличение объемов продаж. Он вписал, - «Опыт последних лет показал нам, что имея возможность продавать наше сукно в Турцию дешево, мы сильно увеличили наш вывоз туда, а Венеция настолько же потеряла вывоз своего, потому что оно оказалось дороже нашего».
Взгляд на теорию денег
К деньгам Мэн подходил уже «по-капиталистически», понимая, что их надо пускать в «оплодотворяющий» оборот. Доказывая необходимость пускать деньги в оборот, Мэн сравнивает торговлю с сельским хозяйством. Он пишет: «если мы посмотрим на поступки земледельца только во время посева, он бросает в землю так много хороших зерен, то мы его скорее примим за умалишенного, чем за хорошего хозяина. Но когда мы посмотрим на плоды его трудов осенью, то найдем, что его усилия богато вознаграждены».
Мэн высказывается за то чтобы деньги не оседали мертвым грузом в казне государства, а находились в постоянном обороте. Он критикует закон «об истрачении» «Соблюдение статута "Об истрачении" иностранцами не может ни увеличить, ни тем более удержать наши деньги в стране»., неодобряет политику направленную на изменение стоимости денег. «Повышение или понижение стоимости наших денег не может ни обогатить королевство деньгами, ни помешать вывозу денег». Он замечает что «не названия наших фунтов, шиллингов и пенсов принимаются во внимание, но истинная ценность нашей монеты». Мэн считает что только стабильность стоимости денег способствует развитию торговли, а следовательно о обогащению государства. Мэн также говорит о том, что «обилие денег в королевстве делает отечественные товары дороже, что хотя, может быть, и выгодно некоторым частным лицам, но прямо противоположно благу государства в отношении размеров торговли. Если обилие денег делает товары дорогими, то дороговизна заставляет уменьшать потребление и использование их».
Мэн подробно разработал концепцию общего торгового баланса. - итоговой сводки всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги.
Взгляд на теорию стоимости
В области промышленной политики Мэн стремится к максимизации добавленной ценности. Выполнения данной задачи можно добиться, с одной стороны, путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, путем сокращения затрат на их производство.
Мэн пишет: «лучше нам приложить все усилия к тому, чтобы внимательной и старательной работой, без обмана, улучшить выделку нашего сукна и других промышленных товаров, что повысит оценку их и увеличит их потребление».
Мэн также замечает что «Стоимость вывозимых товаров точно также может быть сильно повышена, если мы сами будем вывозить их на наших собственных судах, так как тогда мы получим не только стоимость наших товаров у нас в стране, но также и ту пользу, которую получает иностранный купец, покупающий их у нас для перепродажи у себя на родине, а также сумму расходов на страховку и фрахт за перевозку их за море».

Выводы

Томас Мэн в своем памфлете «Рассуждение о Торговле Англии с Ост-Индией» впервые формулирует основные принципы меркантилизма в Англии.
В предисловии к произведению Мэна «Богатство Англии во внешней торговле» Джон Ман писал о нем: «В свое время он пользовался большой славой среди купцов и хорошо известен был большинству деловых людей, благодаря большому опыту в делах и глубокому пониманию торговли».
Э. Мисселден дает ему такую аттестацию: «Его познания об ост-индской торговле, его суждения о торговле вообще, его усердные труды на родине и опыт за границей - все это украсило его такими достоинствами, какие можно только желать в каждом человеке, но какие нелегко найти в эти времена среди купцов».
и т.д.................

Фамилия «Манн» широко известна в литературных кругах. К этому семейству относится Генрих - романист, драматург; Эрик, Клаус и Голо - литераторы; наконец, обладатель таких премий, как Нобелевская и Антонио Фельтринелли, - Томас.

Манн Томас, краткая биография которого поражает своей насыщенностью и противоречивостью, и станет объектом рассмотрения.

Мастер эпического романа

Существует мнение, что Будденброкам как общественному типажу противопоставлен художник. Это действительно так, однако ошибочно считать, что Томас Манн отдает предпочтение последнему. Ни бюргерство, ни художник у Манна не в почете.

Общественное признание: Нобелевская премия

Признание пришло к Томасу Манну не сразу. Известно, что в год выхода было куплено всего 100 экземпляров семейного романа «Будденброки». Зато через 30 лет, в 1929-м, именно благодаря ему писатель навеки вписал свое имя в перечень Нобелевских лауреатов.

Уже при жизни произведения Томаса Манна стали называться классическими.

После присуждения премии роман «Будденброки» был выпущен миллионным тиражом.

Начиная с 1933 года, биография Томаса Манна стала биографией человека, на которого равнялись молодые писатели. Манн ездил по стране и читал лекции, включая в них отрывки из собственных произведений.

Томас Манн: биография, творчество - все воедино слито

Вторым успешным творением Томаса Манна стало произведение «Тонио Крегер», вышедшее в сборнике «Тристан» (1903 г.). В нем автор опять продемонстрировал волновавшие его противоречия между миром творчества и миром буржуазным.

Можно сказать, что жизнь и творчество для Манна были неразрывно связаны. Роман «Будденброки» стал не единственным произведением, в котором отразились личная жизнь и мнение писателя.

Таковой является и пьеса «Флоренция», вышедшая в 1907 году. Ее герои говорят устами писателя, озвучивая его мнение о современном Томасу буржуазному миру.

Аналогичный взгляд на общество присущ большинству его произведений, но наиболее близким к пьесе является роман «Королевское высочество». Томас Манн написал, что в нем он «проповедует человечность».

Благонадежный семьянин и отец, поклонник однополой любви

Томас Манн, биография которого пестрит противоречиями в идеологических пристрастиях, интересен не только своим творческим наследием, но и сексуальными предпочтениями.

Главное противоречие, проявившее на любовном фронте, - это внешняя семейная идиллия и пристрастие к однополой любви.

Обнародованные после смерти писателя дневники и переписки представили Томаса Манна в пугающем свете.

Из них следовало, что лауреат Нобелевской премии, отец шестерых детей, Пауль Томас Манн питал глубокий интерес к представителям мужского пола. Причем интерес этот не ограничивался интеллектуальными познаниями, которыми еще при жизни характеризовался Манн Томас.

Краткая биография писателя не дает нужной информации, и это подтолкнуло исследователей к детальному изучению его жизни.

Кого любил Томас Манн?

Первые признаки странной любви к мальчикам проявились еще в юном возрасте. Четырнадцатилетний Томас питал безответное чувство в своему однокласснику - Арниму Мартене.

Второе безответное чувство зародилось через два года. Обучаясь в Англии, Пауль влюбился в сына учителя физкультуры.

Единственный роман, который, по мнению исследователей, был далеко не платоническим, - это связь с художником Паулем Эренбергом. Отношения продолжались в течение 5 лет (с 1899 по 1904 гг.) и прекратились после того как писатель вступил в законный брак с Катей Принсгейм.

Несмотря на свои пристрастия, Томас Манн страстно желал иметь семью и детей. Однако даже сильнейшая любовь к супруге не мешала ему заглядываться на мужчин. Из дневников писателя известно, что мысли о красоте мужского тела не покидали его до конца его дней.

Последним увлечением был Франц Вестермайер. 75-летний Томас Манн засыпал и просыпался с мыслями о баварском кельнере. Но все ограничилось только мечтами.

Экранизации произведений Томаса Манна

Произведения, принадлежащие перу писателя, стали экранизировать еще при его жизни. Количество экранизаций с 1923 по 2008 год превышает 30. И это с учетом того факта, что биография Томаса Манна по датам и творческому наследию содержит всего одно-единственное произведение, адаптированное для постановки на сцене или создания фильма, - пьесу «Флоренция». Кстати, она не была экранизирована. Зато «Будденброки» стали одним из самых популярных в плане экранизации произведений, которые написал Томас Манн.

МАНН, ТОМАС (Mann, Thomas) (1875–1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871–1950), был широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей – Клаус, Эрика и Голо – сами стали известными литераторами.

Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.

После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом Будденброки (Buddenbrooks , 1901), ставшим бестселлером.

По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его Размышления аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen , 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада.

К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е – начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны, и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги».

В основе Будденброков лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного. Тем не менее книга легко читается; она рассказывает историю, и не одну, с множеством ярких характеров и юмористических и трогательных эпизодов. Книга Королевское высочество (Königliche Hoheit , 1909), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографична. Это «роман воспитания»: любовь ведет юного принца к зрелости и «суровому счастью», которое приходит с осознанием ответственности. Множество подлинных жемчужин обнаруживается в новеллистике писателя. Среди ранних новелл особенно примечательны Тонио Крёгер (Tonio Kröger , 1903) и Смерть в Венеции (Der Tod in Venedig , 1912); среди поздних новелл выдающееся место занимает Марио и волшебник (Mario und der Zauberer , 1931), где речь идет о свободе.

Пожалуй, наиболее важная книга Манна – роман идей Волшебная гора (Der Zauberberg , 1924). Ганс Касторп, молодой герой романа, много более жизнеспособен, чем прежние манновские утонченные художники, захандрившие деловые люди и хромые принцы. Но у «трудного дитяти жизни» Касторпа своя беда: из-за открывшегося туберкулеза он проводит семь лет в горном санатории в Швейцарии. Читатель постепенно уясняет, что санаторий и его пациенты суть грандиозный символ предвоенной Европы, а Касторп воплощает собой типичного бюргера-немца, в определенном смысле и самого Томаса Манна.

Монументальная тетралогия Иосиф и его братья (Joseph und seine Brüder , 1934–1944) еще более четко, чем Волшебная гора , ориентирована на «дружелюбие к жизни». Короткий библейский рассказ Манн развил в огромное повествование, описывающее беды и удачи героя. Иосиф тоже «роман воспитания», но здесь возрастает не только одаренная личность, но и еврейский народ, а в известном смысле и сам Бог. Тенденции, наметившиеся еще в раннем творчестве, выходят теперь на первый план: интерес к политике, интерес к мифу и увлечение фрейдовским психоанализом.

Роман Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar , 1940) отразил растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – Страдания юного Вертера . Роман далек от обычных исторических или сентиментальных сочинений: Лотта в Веймаре , как и Иосиф , прежде всего исследование психологии и мифа. Воздействие гения на жизнь обыкновенных, «нормальных» современников показано с едва ли не пугающей осязательностью.

Доктор Фаустус (Doktor Faustus , 1947), вероятно, наиболее сложный роман Манна, посвящен главным образом теме проклятия, «продажи души». Талантливый музыкант Адриан Леверкюн вступает в сделку с дьяволом, дабы преодолеть творческое бесплодие двадцатого столетия и совершить прорыв к оригинальности. Так и немецкая нация, поздно вошедшая в мировую политику, продала свою душу, чтобы получить власть и силу. Эти две главные темы романа переплетаются друг с другом; особенно потрясает финал, когда рассказ о крахе Леверкюна смыкается с хроникой последних дней гитлеровского рейха.

Следующий роман Манна, Избранник (Der Erwählte , 1951), – образцовая беллетристика. Основан он во многом на Грегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе, искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьей милости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажет внимательному читателю, что роман этот от начала до конца – пародия.

Признания авантюриста Феликса Круля (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull , 1954) – самый известный из поздних романов Манна. Задуманный еще до Первой мировой войны, этот «плутовской» роман отражает неизменную уверенность автора в том, что всякий артист, художник – тип сомнительный, сродни преступнику. Милый мошенник Феликс Круль в жизни действительно артист, одаренный богатым воображением, обаянием и по-своему творческая личность. Круль имел поистине широчайший успех.

На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.

Главный теоретик позднего меркантилизма в Англии - Томас Мен (1571-1641). Он был членом, правления Ост-Индской компании и правительственного торгового комитета. В 1664 г. была издана его книга «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства».

Ниже излагаются основные положения этой книги, в которой с позиций меркантилизма обосновывается внутренняя и внешняя эко­номическая политика государства.

Богатство англии во внешней торговле

Глава II. Способы обогащения нашего королевства и увеличения количества денег в стране

Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля. При этом мы должны посто­янно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них. Предпо­ложим, что наше королевство обильно снабжено сукном, свин­цом, оловом, железом, рыбой и другими отечественными това­рами, избыток которых мы ежегодно вывозим за границу на сумму 2 200 000 фунтов; и в то же время мы покупаем за границей и ввозим к себе иностранных товаров для собствен­ного потребления на 2 000 000 фунтов. При соблюдении этого правила в нашей торговле мы можем быть уверенными, что королевство будет обогащаться ежегодно на 200 000 фунтов, ко­торые будут ввозиться к нам в виде денег, так как та часть наших товаров, за которую мы не получим в обмен товары же, будет по необходимости ввезена в, виде денег.

В этом случае деньги переходят в сокровище королевства. Предположим, что кто-нибудь имеет тысячу фунтов дохода в

год и две тысячи фунтов в виде денег в кассе. Если такой че­ловек будет тратить ежегодно 1500 фунтов, то весь его запас денег израсходуется в четыре года, но в такой же срок его запас удвоится, если он будет экономно расходовать только 500 фун­тов в год. Это также верно и относительно государства в целом... Я покажу, кем и каким способом должен выводиться баланс королевства ежегодно или так часто, как государству понадобится знать, сколько мы выигрываем или теряем на нашей внешней торговле. Но сначала я расскажу кое-что, от­носящееся к путям и средствам, какими можно увеличить наш вывоз и уменьшить ввоз иностранных товаров...

Глава III. Пути и средства увеличения вывоза наших товаров и уменьшения нашего потребления иностранных товаров

Масса товаров королевства, в обмен на которые мы снабжа­емся иностранными товарами, делится на естественные и ис­кусственные. Естественное богатство представляет собой лишь то, что мы можем уделить сверх необходимого для нашего соб­ственного потребления и вывезти за границу. Искусственное бо­гатство состоит из продуктов нашей промышленности и зависит также от торговли иностранными товарами...

1. ...Хотя наше государство чрезвычайно богато от природы, все же его богатство можно было бы еще увеличить, обрабаты­вая обширные пустоши... под такие культуры, которые не по­мешали бы доходам других обработанных земель, но помогли бы нам избавиться от ввоза таких товаров, как конопля, лен, снасти, табак и различные другие предметы, которые теперь мы привозим из-за границы к великому нашему разорению.

2. Мы можем также уменьшить наш ввоз, если мы отка­жемся от чрезмерного потребления иностранных товаров в нашем питании и одежде, что при частой смене моды только увеличивает расточительность и расходы, каковые пороки в на­стоящее время распространены среди нас больше, чем в преж­ние времена. Эти недостатки легко можно исправить введением таких законов, какие практикуются в других странах против подобных излишеств, где существование приказов о потребле­нии товаров собственного производства препятствует ввозу ино­странных без каких бы то ни было запрещений или оскорбле­ний для иностранцев в их взаимных торговых отношениях.

3. При нашем вывозе мы должны принимать во внимание не

только наши излишки, но также и нужды наших соседей. За те товары, которые им нужны и которые они нигде в другом месте, достать не могут, мы можем (помимо продажи сырья) много вы­играть на переработке их и продаже полученных изделий по столь высоким ценам, какие возможны без уменьшения сбыта этих товаров. Но излишки таких наших товаров, которые хоть и нужны иностранцам, но могут быть получены ими также и из других стран, либо таких товаров, потребление которых они могут прекратить, заменив их подобными же, но более дешевы­ми товарами из других мест, - мы должны продавать по воз­можности дешево, лишь бы не терять сбыта таких товаров...

4. Стоимость вывозимых товаров точно так же может быть сильно повышена, если мы сами будем вывозить их на наших собственных судах, так как тогда мы получим не только стои­мость наших товаров у нас в стране, но также и ту пользу, которую получает иностранный купец, покупающий их у нас для перепродажи у себя на родине, а также сумму расходов на страховку и фрахт за перевозку их за море...

5. Точно так же экономное потребление нашего естественного богатства сильно повысило бы ежегодный вывоз его за границу. И если уж мы хотим быть расточительны в своей одежде, то пусть она будет сделана из наших собственных материалов и про­мышленных продуктов, как сукно, кружева, вышивки и т.п...

6. Рыба в морях его величества в Англии, Шотландии и Ир­ландии является нашим естественным богатством, и добыча ее не требует ничего, кроме труда, который голландцы охотно за­трачивают и тем ежегодно получают очень большую прибыль для себя, снабжая многие места христианского мира нашей рыбой; на средства, полученные от этого, они удовлетворяют свои нужды как в иностранных товарах, так и в деньгах...

7. Если мы станем складом для иностранного зерна, индиго, пряностей, шелка-сырца, хлопка или какого-либо другого това­ра, ввозимого из-за границы, то это увеличит судоходство, тор­говлю, количество денег в стране и королевские таможенные пошлины при вывозе этих товаров снова в места, где в них нуждаются. Такого рода торговля послужила главной причиной возвышения Венеции, Генуи, Нидерландов и некоторых других стран, а Англия для такой цели расположена наиболее удобно и не нуждается для этого ни в чем, кроме прилежания и ста­рания своих подданных.

8. Мы должны также ценить и отдавать должное тем отраслям торговли, которую мы ведем с отдаленными странами, так

как, помимо увеличения судоходства и числа моряков, товары, посылаемые туда и получаемые оттуда, дают гораздо больше вы­годы для королевства, чем торговля с ближайшими странами...

9. Очень выгодно было бы также вывозить наши деньги, как и товары, так как если это делается только в целях торговли, то это увеличивает наше богатство...

10. Правильной политикой и выгодной для государства будет допускать, чтобы товары, изготовленные из иностранного сырья, как бархат и другие шелка, бумазеи, крученый шелк и т.п., вы­возились беспошлинно. Эти производства дадут работу множест­ву бедного народа и сильно увеличат ежегодный вывоз таких то­варов за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин...

11. Необходимо также не обременять слишком большими пошлинами наши отечественные товары, чтобы не удорожать их слишком для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. И особенно это относится к иностранным товарам, ввезенным, для дальнейшего вывоза, так как в противном случае этот вид торговли (столь важный для благосостояния страны) не сможет ни процветать, ни существовать. Но потребление таких ино­странных товаров в нашем королевстве может быть обложено большими пошлинами, что составит выгоду для королевства в отношении торгового баланса и тем даст возможность королю больше средств, сберегать из его ежегодных доходов...

12. И, наконец, мы должны стараться изготовить как можно больше своих собственных товаров, будь то естественные или искусственные. А так как людей, живущих ремеслами, гораздо больше, чем тех, кто добывает плоды земли, то мы должны старательнее всего поддерживать те усилия множества, в кото­рых заключается наибольшая сила и богатство и короля и ко­ролевства, так как там, где население многочисленно и ремесла процветают, там торговля должна быть обширной и страна бо­гатой...

(Меркантилизм. Л., 1933. С. 155-160).