Деревянная архитектура Суздаля. Где находится музей деревянного зодчества в Суздале

Когда туристическую группу привозят в Суздаль, ее в обязательном порядке ведут в Музей деревянного зодчества, потому что он является одной из главных достопримечательностей города. Осмотр происходит довольно в быстром темпе, запоминается только пара изб и колодец. Но в этот раз, мы путешествовали по Суздалю самостоятельно, поэтому успели все рассмотреть очень тщательно, гулять по музею под открытым небом столько, сколько нужно. Самое приятное впечатление произвел домик купца Агапова на территории музея, который судя по всему открылся недавно.

Музеи деревянного зодчества есть во многих уголках России. Пару лет назад мы были в Костроме, где подобный музей очень впечатлил... Но в условиях морозной зимы невозможно было не зайти в такой музей в Суздале. К слову сказать, Суздаль и сам легко назвать музеем деревянного зодчества, ведь здесь сохранилось огромное количество деревянных домов прямо на улицах городка, посмотреть которые можно бесплатно.

Этот музей в Суздале найти очень легко - он находится недалеко от Кремля, если точнее - то чтобы пройти к музею, надо преодолеть мостик через реку Каменку.

Прямо напротив музея, не заходя в него, можно увидеть несколько домиков "на курьих ножках" - это бани. Они установлены там, где им и нужно находиться, около воды.


Второго января народу в Музее деревянного зодчества Суздаля было очень много. А перед самим музеем стояла вот такая русская снежная баба.


Когда мы приобрели билеты, нам сказали, что к посещению открыты четыре экспозиции: в двух избах, дом купца Агапова и мельница. Стоимость билетов немаленькая - 250 рублей билет на взрослого, 100 рублей льготный.


Суздальскому музею чуть больше 40 лет, но это место, где сейчас находится музей, никогда не пустовало. В XI веке здесь возвышался Дмитриевский монастырь, но он сгорел в XIII веке, не без помощи воинственного Батыя. Затем монастырь был восстановлен и просуществовал до XVIII века. На его месте позже появятся несколько храмов и улица, но все это будет разобрано в 30-его годы прошлого века.
Здесь в 1968 году было решено создать музей деревянного зодчества под открытым небом. Сейчас 18 деревянных памятников XVIII-XIX веков, привезенных из разных уголков региона, сгруппированы в небольшую улочку Владимирского села.


Первой на нашем пути была старая деревянная Воскресенская церковь. Внутри восстановлен интерьер, можно также посидеть на лавочке.



В сенях церкви есть интересный стенд, посвященный тому, как часто горят деревянные объекты. Так, эту церковь восстанавливали уже несколько раз: то молния в крест попала, то неосторожное обращение с огнем. Хорошо, что есть тщательные замеры, и эту красоту могут увидеть наши потомки.


Далее мы отправились в избу зажиточного крестьянина, где восстановлены интерьеры крестьянского быта. Очень понравилось, что все смотрительницы были одеты в павлопасадские платки и вообще выглядели как жители этой маленькой деревни.





В первом помещении выставлены разные экспонаты крестьянского быта. Например вот эти скрасивые расписные саночки, которые есть практически во всех отчетах об этом музее.



На стене - семейное фото.


На первом этаже сидел умелец и мастерил изделия из соломы. При этом, сопровождал это интересным рассказом об истории этого промысла.
Всех туристов привлекает Ступальный колодец (Колесный колодец 19-го века из села Кольцово). Он необычной формы, лично мне больше нигде не довелось видеть подобные. Называется он так, потому что необходимо переступать ногами, приводя колесо в движение, чтобы добыть воды.


Настоящим открытием стал для нас домик Купца Агапова. Он находится в стороне от основной экспозиции, как бы подчеркивая городской характер усадьбы. Домик этот - не простой. Это памятник архитектуры XVIII века, низ каменный, а верх- деревянный.Купцы Агаповы содержали кузницу, торговали колониальными товарами (чаем, кофе, пряностями). Сама улица, где расположен дом, называлась Щупачихой, потому что именно здесь находилась городская таможня, где с помощью специальных "щупов" проверяли грузы.

Внутри восстановлены интерьеры, представлены интересные документы о суздальском купечестве.


На первом этаже расположена небольшая выставка купеческих промыслов.В небольшом Чайном зале, закрытом для посещения, проводят лекции для детей. Примерно так выглядела купеческая лавка.


А на втором - восстановлен интерьер купеческого дома. Везде висят информационные стенды, чтобы было понятно было, как жилось суздальскому купечеству. Экспозиция была познавательной и интересной.



Ламберный столик, где вечерами играли в карты, и изразцовая печь.


Интересно рассматривать обстановку и кабинета хозяина дома.


Помимо интерьеров в доме купцов Агаповых был очень интересный информационный стенд.


Мы дошли до мельниц, но заходить внутрь не стали. Ограничились внешним просмотром.


В общем, нам удалось превратить посещение музея Деревянного зодчества в познавательный поход, открыть для себя новое в истории Суздаля и жизни наших предков. Ох, как не легко им жилось на взгляд современной молодежи!

Полезные ссылки

Алексеевская усадьба в Суздале: бронирование

Отели Владимира: отзывы и бронирование

О тели Суздаля: отзывы и бронирование

Отели Мурома: отзывы и бронирование

Нагулявшись по Суздалю и перейдя через реку Каменку оказываемся у Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Это музей под открытым небом, где экспонатами служат деревянные сооружения, собранные здесь со всей Владимирской области. Надо сказать, что таких музеев в России создано не мало. Только за последний год мы побывали в в Псковской области и , что в окрестностях Великового Новгорода.

История музея

Идея создания музея принадлежит ч Валерию Михайловичу Анисимову члену корреспонденту Академии Архитектурного наследия в 60-х годах прошлого века. До музея на этом месте располагался Дмитриевский монастырь, однако в 1930 году он был разобран для строительства городской бани в 1936 – 1937 гг., резной иконостас пошел на табуретки и столы красноармейцам. В современной экспозиции музея представлены постройки XVII-XIX веков.

Как найти Музей деревянного зодчества

Официальный адрес музея улица Пушкарская, дом 27Б. Найти это место труда не составит. Нужно идти от Суздальского Кремля по Кремлевской области через пешеходный мостик. Время работы музея с 9 до 19, стоимость билетов 250 рублей, пенсионеры и другие льготные категории – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

Экспозиция музея

Воскресенская церковь из села Патакино

Церковь возведена во второй половине XVIII века жителями села Патакино как кладбищенский храм. В конце XIX века церковь отремонтировали, а в 1930 году закрыли.

Архитектура церкви выглядит сдержанно, но очень органично, привлекает соразмерностью и архитектурной рациональностью.

Преображенская церковь из с. Козлятьево

Эта церковь была построена в 1756 году. Архитектурное решение этого храма основано на пирамиде, которая состоит из трех уменьшающиеся в размере восьмерика, стоящих в свою очередь на четверике. Конструкция увенчана луковичной главкой, покрытой деревянной черепицей (лемехом).

Никольская (Глотовская) церковь

Еще одна деревянная церковь в Суздале – Никольская, привезенная из села Глотово, относится к середине XVIII века. Это церковь расположена за пределами территории музея, однако относится к его экспозиции. Более того, перенос именно этой церкви положил начало созданию всего музея.

Это редчайший для среднерусской полосы памятник старого деревянного зодчества и прекрасный образец древнейшего типа так называемых «клетских» храмов, наиболее близких рядовой избе. В обоих случаях основой здания является «клеть» сруба. Храм поднят на подклете и с трех сторон окружен открытым балконом галереи. К основному высокому четверику примыкает с запада пониженный сруб «трапезы», а с востока - граненая апсида алтаря.

Крестьянские дома

Кроме церквей в экспозиции музея представлены типичные для XIX века. Например, дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района. Отличительной особенностью дома зажиточного крестьянина являлось наличие ткацкой светелки на первом этаже. То есть, кроме сельского хозяйства, семья занималась также производством тканей, что для того времени было достаточно прибыльно.

Дом зажиточного крестьянина расположен рядом с домом менее богатого крестьянина.

Катастрофической разницы в облике строений, признаться, не наблюдается. Но это на взгляд современного человека, в мире которого дом зажиточного гражданина и небогатого отличается столь сильно, что крестьянам XIX века и представить себе было трудно. Однако и бедные и богатые, как впрочем и сейчас, старались как-то украсить и разнообразить облик своего дома.

Выражалось это желание в основном в деревянных резных украшениях, которые применялись при облицовки фасадов дома.

Хозяйственные постройки

Жизнь сел и деревень XIX века трудно представить себе без мельниц. Эти сооружения. по сути хозяйственного назначения, создают совершенно неповторимый пейзаж. Музей деревянного зодчества в своей экспозиции имеет две ветровые мельницы так называемого шатрового типа, когда вместе с крыльями поворачивалась только верхняя часть. Эти ветряки имели большую производительность по сравнению с другими конструкциями. В то время строительство мельниц доверяли только очень опытным плотникам, так как конструкция сооружения подвергалась значительным нагрузкам, ведь располагались мельницы всегда на открытых пространствах для большей производительности.

К уникальным экспонатам музея стоит отнести колесный колодец. Это довольно-таки замысловатая конструкция с колесом большого диаметра. Для подъема воды нужно было войти внутрь колеса и раскручивать его, переступая ногами по ступеням деревянного барабана (как «белка в колесе»). В колодец опускались попеременно две большие бадьи.

Такой подъемный механизм использовался, когда глубина колодца не позволяла доставать сосуд с водой с помощью рук.

Если резюмировать в целом впечатления от посещения Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, то я бы однозначно рекомендовал его к посещению. Интересно тут будет и подросткам и взрослым. Дети до 10 лет вряд ли получат какие-то впечатления, все-таки нужно иметь какое-то представление об истории. Хотя, возможно, в представлении ребенка все это выглядит как ожившая сказка и вот-вот из-за мельницы сейчас покажется Змей Горыныч или вылетит из избы Баба Яга на метле. В любом случае, если окажетесь в Суздале, не обойдите вниманием этот музей.

Деревянная архитектура Суздаля

Если вас интересует деревянная архитектура, то найти интересные объекты такого рода в Суздале, можно не только в музее. Например, дом с мезонином, где сейчас располагается магазин “Суздальская лавка”.

Без единого гвоздя…

Из уст экскурсоводов в Суздале (и не только), когда речь заходит о деревянном зодчестве, часто можно услышать “построена без единого гвоздя”. Гиды делают на этом особый акцент, подчеркивая как бы уникальность данной конструкции. Однако архитектурные решения без использования гвоздей или использования их в минимальном количестве, было весьма характерно для построек XVII-XIX веков. Плотниками было изобретено немало способов соединения конструктивных элементов без использования гвоздей. Народными мастерами были выработаны способы взаимного крепления бревен в углах, по длине и высоте на различных типах врубок, так называемых «замках», использование которых позволяло возводить срубы значительной высоты – до 30 и более метров, и различной конфигурации. Кровлю также удавалось крепить без использования гвоздей. Конечно, нельзя не отметить, что для создания таких сооружений требовалось немалое мастерство и опыт плотника, но называть такие конструкции уникальными все-таки не стоит. Сложить дом без гвоздей можно и сегодня. Более того, в современном строительстве стыковка бревен или бруса без гвоздей очень распространена, просто “врубы” и шипы делают сегодня не топором, а на фабриках.

Суздаль. Музей деревянного зодчества

Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и «теплый» Георгиевский храм (1751).
Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.

Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.

Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян. В Суздаль перевезены изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района, двухэтажный дом
зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района, изба из д. Каменево Камешковского района, украшенная богатой резьбой.
В избах собраны экспозиции, отражающие жизнь крестьян разного достатка: как богатых, так и середняков (обстановку избы бедняков, кстати, воссоздавать не стали). Вокруг изб расположились и хозяйственные постройки: сараи, овины, амбары, колодцы, бани. Недавно в одной из мельниц, привезенных из Судогодского района, была открыта новая экспозиция, которая знакомит туристов с устройством этой необходимой части жизни деревни.

Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) – красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся
прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшойглавкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.

К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.


В январе 2012 года к территории музея присоединили дом купцов Агаповых , в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома конца XIX века - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.

Когда-то давно, еще в одиннадцатом веке, на берегу реки Каменки стоял Дмитриевский монастырь. Монастырь этот был одним из старейших на земле Суздаля, основан он был ещё монахами Киево-Печерского монастыря. В этом монастыре была церковь, которая носила имя Димитрия Солунского, блягодаря которой монастырь и получил своё имя. Простоял монастырь вплоть до правления Екатерины Второй. Уже при её реформах Дмитриевский монастырь закрыли, а церковь Димитрия стала обычной приходской. А вскоре разобрали и её. Однако, земля, на которой монастырь стоял, интересна до сих пор. Интересна, правда, не археологам, а, скорее, этнографам. Так как именно на этом самом месте расположен суздальский музей деревянного зодчества.

Сам музей больше похож на крохотную деревню — здесь есть практически все постройки, которые участвовали в жизни крестьян. С разных сёл сюда свозились деревянные постройки. Здесь и избы как обычных крестьян, так и зажиточных, амбар, мельницы, бани. В избах сохранился интерьер. Несомненно, всё это представляет интерес как этнографический так и архитектурный.

Образовался он в 60-х годах прошлого века, когда Советом Министров РСФСР было принято решение о создании в Суздале туристского центра. Создателем музея стал Валерий Михайлович Анисимов, который занимался в то время реставрацией памятников истории и культуры. Первым экспонатом музея стала деревянная церковь Николы из села Глотово, что в Юрьев-Польском районе. И хотя располагается она не на территории музея, а рядом с , это не мешает ей быть одним из центральных экспонатов.

Не только церковь из Глотово стоит за периметром музея. Так, на самом берегу Каменки, установлены амбары на сваях. Относятся они к 17-му веку. Вообще постройки на сваях не так редки. Вызвано это тем, что некоторые реки имеют свойство разливаться. И в тех регионах, где это происходит периодически, постройки возвышаются над землёй. Естественно, относится это не только к амбарам, но и к жилым постройкам.

Непосредственно на самой территории музея нас встречают ещё две церкви. Здесь, скромно прячась за щитом с информацией о запрете курения, стоит Воскресенская церковь. Привезена она была из села Патакино, а построена была в далёком 1776 году.
Тип постройки такой церкви называется «корабль». Название произошло потому, что все постройки вытянуты в одну линию — в этом нашли сходство.

Интерьер Воскресенской церкви.

Рядом с Воскресенской стоит Преображенская церковь. Она была привезена из села Козлятьева.

А вот проводку можно было и окрасить в цвет фасада.

Музейная деревня. Эти дома принадлежат не самым бедным крестьянам. Та постройка, что слева — это дом зажиточного крестьянина. А тот, что справа — крестьянина-середняка.

Дом зажиточного крестьянина. Для начала — зажиточный крестьянин это тот самый кулак, которых так не полюбило советское правительство. В основном они пользовались наёмным трудом, но кулаками также называли и торговцев. Не любили всех, впрочем, одинаково. Вернёмся к дому. Он был перевезён из деревни Лог. Дом рубленый, это означает это то, что при его постройке основным инструментом был топор. Ни пилы ни другие инструменты, как правило, не использовались. Считается, что рубленый дом лучше того, брус которого распиливали. Так как при рубке топор уплотняет волокна и влага не может проникнуть вглубь древесины. А при пилении как раз наоборот — волокна разлохмачиваются и воде проникнуть в такое дерево гораздо легче.

Жилым был второй этаж такого дома. Первый, как правило, использовался как мастерская. Ну и второй этаж более тёплый. В этом доме на первом этаже была ткацкая мастерская.

Наличники ещё совсем недавно выполняли и роль оберега от нечистой силы, поэтому зачастую на них вырезали символы, способные от нечисти защитить. На наличниках этого дома легко можно увидеть символ солнца. Символизируют такие знаки богатство, радость. Также, знак солнца должен оберегать хозяина и весь его род от болезней и сглаза.
К слову, в окне стоит горшочек с геранью. А герань издавна считается символом уюта и тепла в доме.

Интерьер дома зажиточного крестьянина. Мы помним. что на первом этаже была ткацкая мастерская. Вот и в жилом помещении нашлось место ткацкому станку.

Дом крестьянина-середняка, что стоит рядом. Это образцовый крестьянский дом 19 века. В 1919 году Владимир Ильич Ленин дал такое определение крестьянину-середняку:
«...середняк это такой крестьянин который не эксплуатирует чужого труда не живет чужим трудом не пользуется ни в какой мере никоем образом плодами чужого труда, а работает сам живет собственным трудом...».
Конец цитаты, минутка истории закончена. То есть, этот крестьянин занимает нишу между кулаком-работодателем и бедняком-работником.

А дом привезли из села Ильинки.

Во дворе находятся постройки, в которых можно увидеть утварь и рабочие инструменты крестьянина.

Интерьер избы.

В этом доме наличники попроще. Что касается орнамента на них, то тут можно увидеть ромбы. Ромб — это символ земли. В подтверждение этому среди предметов дворовой постройки можно легко заметить и плуг и борону. Возможно, хозяин был землепашцем. Но сложно не заметить резьбу на фасаде. Это образец домовой «корабельной» резьбы. Этот тип резьбы, как видно из названия, пришел с флота — корабли украшали орнаментом, который был виден издали. На избы такая резьба распространилась в начале 19-го века. Орнамент был в основном растительным (что видно и на этой избе), однако, естественно, мог варьироваться.

Крестьянский дом с мезонином. На всякий случай напомню, что мезонин — это вот тот надстроенный полуярус на крыше. Зачастую это не полноценное помещение, а скорее декоративное украшение. Но, разумеется, это далеко не всегда. Вот и у этого крестьянина похоже это полноценная комната. Этот дом имеет два двора и предназначен для проживания двух семей. Вопрос как делился мезонин остаётся пока открытым.
В настоящее время в этом доме расположены служебные помещения.

Наличники. Тут опять же мы видим символ солнца. Всем тепла.

Колёсный (ступальный) колодец из села Кольцово. Такие колодцы были распространены в 17-18 веках. Интересен принцип его работы: для того, чтобы добыть воду следовало зайти в колесо и переступая ногами раскручивать его. Да-да, как белка. Глубина воды при этом иногда достигала двадцати метров.

Надпись «туалет» на фасаде даёт понять, что это не экспонат музея.

Овин, 19-й век. Эти постройки использовались для просушки зерна. В нижней части располагается яма, поверх которой укладываются жерди со снопами. Затем в яме разводится огонь и... Всё сушится.

Шатровые мельницы. Такие мельницы (а их ещё называют голландками) были не очень распространены. Изначально они выглядели как сужающийся к верхней части восьмерик, однако позже основание стало четвериком, более массивным. Это обуславливалось тем, что необходима была большая вместительность.

Для того, чтобы мельница заработала необходимо её развернуть по направлению к ветру. Разумеется, не всю, а только верхний ярус, которому принадлежит горизонтальный вал с крыльями. Делалось это с помощью жердей, который расположены сзади верхнего яруса. Называются они «водило». Несмотря на то, что трущиеся поверхности тщательно смазывались, повернуть ярус даже силой нескольких человек было очень сложно. Поэтому использовали небольшой переносной ворот, который по очереди закреплялся на столбиках, к которым в последствии привязывали само «водило».

Когда мельница не использовалась, то крылья выглядели именно так. А вот при работе на них крепилась парусина. При небольшом ветре крылья могли укрываться полностью, а при сильном, соответственно, нет. Так, изменяя площадь укрытия крыльев можно было регулировать скорость вращения вала (и жерновов, как следствие). Флюгер забавный, да.

Рядом с постройками находится небольшой участок земли, на котором растут сельскохозяйственные культуры. Пугало тоже растёт, да.

Так колосится рожь. Наверное, заметили эту красную церковь, которая периодически попадает в кадр? Немного расскажу о ней.
Давно. очень давно, на этом месте был монастырь Бориса и Глеба. Когда и кем был построен он — не известно. Была в том монастыре церковь. Построенная, правда, в середине 18-го века. По имени монастыря она носила имя Борисоглебская. Через несколько лет монастырь закрыли. А церковь стоит до сих пор.

Так вот. Рожь.

Это дом купца Агапова, который был построен в 18-м веке. Этот экспонат единственный, который не был перевезён из других мест, а изначально был построен на этом месте. В 2011 году он вошёл в число экспонатов музея и был присоединён к его территории.

У касс музея.