Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок. Методическая разработка на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок"

Организация: МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Шелкова Л.В., Стародумова Л.А.

(г. Барнаул, Россия,

МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»,

mbdou . kid barnaul - obr . ru )

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохини.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В связи с этим, в нашем детском саду три года успешно проводилась опытно - экспериментальная работа по теме «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к книге». Для опытно – экспериментальной работы мы взяли большие художественные произведения: с детьми 5-6 лет изучили А.А.Милна «Винни – Пух и все, все,все», А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», с детьми 6-7 лет - Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Богатыри земли русской» - изучение былин.

Основные идеи эксперимента. Развитие интереса и любви к книге, успешное использование художественной литературы, как средства воспитания и развития ребенка, возможно при условии, если педагог исходит из эстетической природы слова, широко использует выразительное чтение, методы и приемы, способствующие развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоциональной сферы, самостоятельной интеллектуальной и художественно-речевой деятельности детей.

Цель эксперимента:

1.Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге. 2.Создание модели работы с детской книгой.

Задачи:

1. Анализ имеющегося теоретического и практического опыта работы педагогов по заявленной теме.

2. Создать методический комплект материалов (проекты, конспекты, методические рекомендации и т.д.)

  1. Разработать модель работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

4. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с большими литературными произведениями через разные виды деятельности:

  • речевую – слово (эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
  • театрализованную - движения, жесты, голос, мимика, интонация;
  • изобразительную - рисунок, прием сопоставления живописных полотен с литературными текстами.;
  • музыкальную - мелодия, ритм, интонация.
  • игровую - дидактические игры.

5. Формировать самостоятельную художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста (через обогащение предметно- развивающей среды, «уголки книги», игровую деятельность)

6.Обобщить опыт работы педагогов ДОУ в виде методических материалов.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного

возраста.

Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста

интереса к книге.

Гипотеза:

Развитие интереса у детей является актуальным в процессе формирования информационной культуры личности, но реализуемые на практике разрозненные методы и приемы не способствуют мотивации дошкольников к чтению больших литературных произведений. Развитие у старших дошкольников интереса к книге будет успешным, если:

Воспитательно-образовательный процесс будет наполнен разнообразными методами и приемами работы с литературными текстами;

Создана развивающая предметная среда, ориентирующая дошкольников на формирование читательской культуры ребенка;

Организована совместная деятельности ДОУ и социума по организации литературного просвещения детей (ДОУ- БГПУ- гимназия №42-библиотеки);

Организовано взаимодействие ДОУ и семьи в формировании у детей читательской культуры, литературного вкуса.

Этапы эксперимента:

1этап. Подготовительный (6 месяцев)

Разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом;

Корректировка должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников ОЭД;

Разработка поэтапного плана ОЭД;

Внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

Оформление заявки на ОЭД в комитет по образованию;

Комплектование фонда справочных пособий, информационных материалов по проблеме эксперимента (включая электронные носители и Интернет);

Обобщение опыта работы педагогов ДОУ

2 этап. Функционирование экспериментальной площадки (2 года)

Организация экспериментальной работы в соответствии с перспективным планом, программой интегрированных проектов;

Создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов (семинары-практикумы, выставки, презентации, литературные

гостиные);

Разработка методических материалов, дидактического и методического сопровождения эксперимента;

Организация открытых мероприятий, выставок продуктов педагогической и детской деятельности;

Определение эффективности проделанной работы (итоговая диагностика)

3 этап. Обобщающий (6 месяцев)

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;

Составление письменных отчетов;

Составление докладов, выступлений к научно-практическим конференциям, методическим объединениям педагогов и т.д.;

Подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» и др.;

Издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных перспективных планов, авторских программ и т.п.

Принципы реализации экспериментальной деятельности:

- принцип интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к чтению художественной литературы аспекты разных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, художественно-речевой, театральной, музыкально-эстетической деятельности), а также в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Принцип деятельностного подхода, который формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

Принцип системности в процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями на основе двустороннего взаимодействия педагогов и родителей;

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности;

Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне;

Принцип развития личностных качеств ребенка направлена на формирование уважительного, позитивного отношения к книге;

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающих возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладание эмпатии в межличностных отношениях;

Принцип преемственности во взаимодействии детского сада и семьи и как условие построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечение развития ребенка.

Условия реализации основных принципов работы:

1. Организация книжного уголка «Островок Книги».

2. Организация мастерской по ремонту книг «Книжкина больница».

3. Создание театрального уголка.

4. Создание мини-музея детской книги.

5. Создание методической, дидактической и наглядной базы.

6. Разработка интегрированных проектов по ознакомлению с произведениями и творчеством писателей.

7. Разработка программы клуба детского чтения совместно с библиотекой «Золотой ключик», кружка «Книжная колыбель», детско-родительской студии «В гостях у сказки».

8. Разработка программ семинаров для педагогов ДОУ и родителей.

9. Разработка модели работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

Формы взаимодействия с детьми:

1.Совместная деятельность с воспитателем

Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой и биографиями писателей

Занятия по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (календарь знаменательных дат)

Создание «Книжкиной больницы» в группах

Занятия в кружке «Книжная колыбель» (1 раз в неделю)

●изготовление коллажей в процессе непосредственно - образовательной деятельности (художественно-продуктивная деятельность)

●художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы, изготовление макетов к большим художественным произведениям, изготовление книжек - самоделок)

●словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

●организация досуговой деятельности (развлечения, театрализованные представления, инсценирование)

●рассматривание репродукций, иллюстраций

●празднование именин литературного произведения

Литературно-музыкальные праздники (опера, музыкально-игровые развлечения)

Конкурсы между «героями» художественного произведения

Экскурсии и занятия в филиале городской библиотеки №1.

2.Самостоятельная деятельность детей

Организация сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, дидактических игр

Драматизация сказок,

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

Формы взаимодействия с родителями

I. Информационно – аналитические

Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

- «Почтовый ящик» (родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

II. Познавательные формы работы (призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формирует практические навыки взаимодействия с детьми)

Индивидуальные консультации, беседы

Родительские собрания

Семинары – практикумы

- «Дни открытых дверей»

Проектная деятельность

Акции «Подари книгу», «Книжки – самоделки»

Экскурсии

Создание макетов по художественным произведениям.

III. Досуговые формы

Детско – родительская студия «В гостях у сказки»

Вечера – развлечения, праздники

Создание семейных библиотек

Конкурсы рисунков, поделок

Клуб выходного дня «За чашкой чая».

IV. Наглядно – информационные

Родительский уголок

Информация для родителей: списки литературных произведений по возрасту, советы «Как организовать чтение дома», рубрика «Новинки детской литературы» с краткой аннотацией к ним

Папки – передвижки

Буклеты

Стенгазеты

Информационные листы «Растим будущего читателя».

Формы активизации педагогов:

Традиционные:семинары, семинары – практикумы, консультации, творческие группы, педагогические советы, тренинги, деловая игра, повышение квалификации.

- Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, использование квест – технологии, кейс – технологии, издательская деятельность, ИКТ – технологии, литературный салон.

Методы работы:

Анкетирование

Тестирование

- SWOT - анализ

Самоанализ

- «Мозговой штурм»

Метод «Модерации»

Методический фестиваль.

Результаты опытно – экспериментальной деятельности:

1.Повысился уровень речевого развития и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2.Повысился у детей интерес к книге и отношение к ней.

3.Педагоги знают теоретические основы методики работы с художественной литературой; умеют анализировать и оценивать идейно-художественное содержание и форму литературного произведения; умеют организовывать разнообразную художественную деятельность; владеют средствами выразительного чтения.

4.Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки.

5.Создан методический комплект (интегрированные проекты, перспективные планы, методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические пособия и т.д.).

6.Создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с особенностями читательских интересов детей дошкольного возраста.

7.Организована работа детского клуба «Золотой ключик» во взаимодействии с социумом.

8.Организована работа кружка «Книжная колыбель».

9.Создана детско – родительская студия «В гостях у сказки».

10.Создана модель работы с детской книгой.

Список литературы:

  1. Арушанова Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2003.- №10 – С. 73 – 80.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2003.-176с.
  3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: литературно – художественное развитие детей 3-5 лет/ - М.: Чистые пруды, 2005.-32с.
  4. Микляева Н.В., Мишина Т.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие/ - М.: Айрис-пресс. 2005. – 80с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский – М.: Просвещение, 1978. – 488с.
  6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/ У.А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961.- 334с.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к художественной литературе.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковского и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высокой поэзии - стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майкова, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тематике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других - экологические, в третьих - «подвиги» детей, выдумщиков и фантазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.


В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.

Приобщение детей к художественной литературе .

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способ­ность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо­жественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, воз­мущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким обра­зом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и по­знавательные возможности дошкольников). Детская литература способ­ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его ми­ровоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение на­циональной культуры каждого народа. Высокое художественное со­вершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возрас­та сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетли­вой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они нена­вязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бы­товых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высо­кой поэзии - стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майко­ва, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тема­тике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других- экологические, в третьих - «подвиги» детей, выдумщиков и фан­тазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у до­школьников интереса к книге, на постепенное пополнение их литера­турного багажа, обогащение литературного опыта, который проявля­ется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрирован­ные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.

(Педагоги рассказывают о проделанной работе в своей группе.)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.»

Задачи

Познакомитьдетейсданной тематикой по художественной литературе.

Углубитьзнаниядетейо выбранной вами тематике.

Формироватьудетейэмоционально-образноевосприятиепроизведений черезхудожественноеописаниеоб­разов.

Воспитыватьспособностьнаслаж­датьсяхудожественнымсловом, уместностьупотребленияеговсоб­ственнойречи(поговорки, загадки, метафоры, народныевысказывания, звукоподражание). Учитьчувствовать ипониматьобразныйязыкпрочитанных произведений.

Посредствомпроизведенийспособствоватьу детей оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитаниюдобрых чувств, интереса к художественным произведениям. Вос­питыватьумениеудивлятьсякрасоте

Учитьдетейдоговариваться, делить­ся, помогать, оказыватьподдержку вработе, проявлятьинтересквы­полненномузаданию.

Расширятьпредставленияродителей о детскойлитературе.

Приобщитьродителейксемейно­мучтениюдетских художественных произве­дений.

Проект состоит из 3 этапов:

1 этап-подготовительный(одна неделя). Исходяизинтересовдетей,

Анкетированиеродителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, созданиеусловий, необходимыхдляреализациипроекта.

II этап-основной(1 месяц). Реализацияосновныхвидовдеятель­ностипонаправлениямпроекта. Пре­зентация.

III этап-итоговый(однанеде­ля). Включаетвсебясбориобработку методических, практическихматериалов, соотнесениепоставленныхипрогно­зируемыхрезультатовсполученными, обобщениематериаловпроекта.

Приусловииреализацииданного проектаможнопредположитьследующие результаты.

1. Созданиевгруппенеобходимых условийпоознакомлениюдетейсвыбранной тематикой

а) созданиебиблиотеки

б) подборфонотеки

в) созданиеуголкаразвивающих игр;

г) оформлениеальбомарисунков

д) выполнение самого проекта в виде композиции (поделки).

2. Отношение80% детейккниге нетолькокаккразвлечению, акакк источникупознавательныхинтересов.

3. Активноеучастиепредположитель­но80% родителейвреализациипроекта.

4. Умение25% детейвысказывать идеиипредположения.

5. Созданиесистемы- работыпо ознакомлениюдетейс детской художественной литературой.

Оценкаэффективностипоитогам работыпроводитсяпотремнаправле­ниям: дети, родители, педагоги.

Оценказаинтересованностидетей, ихуспешностивобщемделеотсле­живаетсячерезнаблюдениеианализ детскойдеятельности, занятий, бесед сдетьми.

Оценказаинтересованностииучастия впроектеродителейпроисходитчерез ихучастиевмероприятиях, помощь в осуществлении проекта (домашнее задание с детьми, помощь в оформлении книжного уголка по выбранной группой тематике).

Оценкаактивизациидеятельности педагоговотслеживаетсяпокачеству проведенияработысдетьмиврамках проекта

Оборудование и материалы:

  1. Консультации для родителей
  2. Сводная по анкетам своей группы
  3. Рисунки по произведениям (дома с родителями, в саду с воспитателями, со специалистами –психологом, логопедом)
  4. Фотоматериал в группе (занятия с детьми, работа в книжном уголке 5-6 фотографии)
  5. Фотовыставка «Мама, папа, я- читающая семья» в своей группе.
  6. Книжный уголок по данной тематике.
  7. 1 конспект комплексного занятия.
  8. Сам проект (в объеме), + заполнение таблицы «Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
  9. Итоговое занятие (в виде викторины, досуга, можно объединиться с другой группой, подключить педагогов доп. образования)
  10. Папку с проделанной работой для методического кабинета.

Анкета для родителей по теме:

« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».

  1. Приобщает ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________

_____________________________________________________

  1. Кто читает ребенку книги?

Мама____ Папа___ другие____

  1. Где берете детские книги?

Дома библиотека____ В детской библиотеке____

Покупаете____ Другое_____

  1. Как часто читаете ребенку?

1-2 раза в неделю_____ каждый день____ чаще____

  1. Кто выбирает чаще, что читать ребенку?

Ребенок____ Взрослый____

  1. Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?

Сказки волшебные, о животных _____

Поэзию (о животных, времена года, о детях, прочее)_____

Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________

Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______

Потому что____________________________________________

  1. Каких писателей предпочитаете читать детям?

Отечественных____ Зарубежных______

  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?

Да_____ Нет_____

Цель_________________________________________________

  1. Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________

P.S. Поставьте галочку возле выбранного Вами ответа.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ.

«Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».

I Этап

Мероприятие

Цели

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

Подбор библиотеки

Развить у детей интерес к дет. худ. литературе

Акция «Подари книгу детскому саду» (по данной тематике)

Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

II Этап

Мероприятие

Цели

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям

Развить у детей интерес к книгам

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развить интерес к книгам

Чтение произведений выбранной тематики

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе.

Учить понимать идею произведения, развивать умение оценивать поступки героев (для детей ст. д. возр.), выполнять действия, инсценировать (для детей мл. д. возр.)

Продуктивная деятельность (указать какая)

Досуг по данной тематике (указать)

Игры –драматизации

Домашнее задание

Коррекционная работа. Психогимнастика, настрои

Поддержать эмоционально-психологическое состояние детей

Придумывание различных вариантов продолжения произведений (для ст. д. возр.)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения произведений. Развивать коммуникативные навыки.

Конкурсы, выставки (указать)

Оформление альбома

Оформить альбом по данной тематике

Что провели, обведите в кружок.

Как уровень читающей публики

Н.А Рубакин

.

Целью работы

задачи

Эти задачи форм работы с детьми :

3 Организованные занятия.

определенные условия :

Для решения этой задачи надо:

"сотрудничество".

Ничто так не характеризует степень развития общества,

Степень общественной культуры,

Как уровень читающей публики

В данный исторический момент.

Н.А Рубакин

Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой - это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения - все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.

Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является: 1 Учить детей слушать чтение

2 Учить глубоко, постигать текст

3 Воспитывать грамотного читателя При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание - это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание - это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми :

1 Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.

2 Самостоятельное рассматривание книг.

3 Организованные занятия.

4 Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

5 Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант - объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений. 1-я неделя - чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок. 2 - неделя - чтение стихотворений; 3 - неделя - чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям; 4 - неделя - путешествие по страницам «толстой книги» (встаршем дошкольном возрасте) После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций. В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: -Узнай, кто это? -Покажи, где, кто или что? В средней группе - соотнесение фраз текста с картинками: -Найди картинку к таким словам. - Какие слова подходят к этой картинке? В старшей группе - подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: -Почему нравится тебе эта картинка? В подготовительной к школе группе - сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название. Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия :

1 Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

2 Наличие портретного фонда детских писателей

3 Наличие грамматических словарей для воспитателей.

4 Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры - уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки.

Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Дети дошкольного возраста - это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность - донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.

Процесс чтения - это совместная работа ума и души. Но я столкнулась с тем, что родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, интернетом. Поэтому я решила помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры.

Для решения этой задачи надо:

  1. Быть партнером в решении этих задач.

В группе, я стала приобщать детей к познавательной литературе - это способствует развитию интеллекта и умственной активности ребёнка, так как 5 лет - это возраст «почемучек». В книжном уголке находились не только программные произведения, но и книги детей из дома, книги-вырубки (обложка по контуру главного героя), книги-панорамы (с движущимися фигурками), которыми дети сами манипулируют, рассказывая произведение. Сюда я поместила и сказки, и стихи, и альбомы с иллюстрациями. Организовывала различные инсценировки, показ сказок в театральном уголке, дети играли в настольно-печатные игры.

Так же был разработан план работы с книгой на год, рекомендации для родителей об организации домашнего чтения:

В результате этой работы, мы получили неплохой результат: дети слушали с интересом литературные тексты, старались понять характер героев и передать его в драматизациях, в небольших инсценировках. Чаще стали играть в театральном уголке, придумывая свои сюжеты и своих героев. Речь стала более выразительной, законченной.

Продолжая работу, я поставила перед собой новые задачи:

Более глубоко дети стали знакомиться с фольклорным искусством, большое внимание стало уделяться нравственным понятиям: правда и ложь, смелость и трусость, добро и зло, щедрость и жадность.

Чтение книги и беседа о ней, неотрывно связаны с развитием речи.

А значит, необходимо обратить внимание на:

Из бесед с детьми я выяснила, что дети стремятся к литературе, им нравится слушать произведения, стихи и даже придумывать свои сюжеты. Как известно, дети - фантазёры и эти их выдумки зарождают начало творческой мысли, творческой деятельности.

На полках появились новые дидактические игры, требующие умственных способностей, в театральном уголке - новые, придуманные детьми атрибуты к сказкам.

Большое внимание уделялось речевому дыханию, выразительности, громкости произносимых диалогов, умению передать интонацией, движением характеры героев.

У детей появилось желание самим узнать о том, что их волнует. Речь их заметно изменилась, они совместно рассматривали и обсуждали книги, даже спорили о прочитанном. Больше времени стало уделяться чтению литературы, а вместе с тем и развитию речи детей.

Одним из методов работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, использую метод моделирования. Когда при ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель моделирует объекты-главные герои, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. В старшем дошкольном возрасте модели усложняются.

А также в своей работе я использую проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.

Но, работая с детьми, мы не можем не контактировать с родителями. Поэтому была проведена работа с родителями по приобщению детей к художественной литературе.

Наряду с составлением перспективного плана работы с родителями, было проведено анкетирование с целью выявления и отношения родителей к литературному развитию.

Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям). Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.

Ничто так не характеризует степень развития общества,

Степень общественной культуры,

Как уровень читающей публики

В данный исторический момент.

Н.А Рубакин

Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой - это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения - все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.

Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является: 1 Учить детей слушать чтение

2 Учить глубоко, постигать текст

3 Воспитывать грамотного читателя При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание - это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание - это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми :

1 Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.

2 Самостоятельное рассматривание книг.

3 Организованные занятия.

4 Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

5 Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант - объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений. 1-я неделя - чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок. 2 - неделя - чтение стихотворений; 3 - неделя - чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям; 4 - неделя - путешествие по страницам «толстой книги» (встаршем дошкольном возрасте) После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций. В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: -Узнай, кто это? -Покажи, где, кто или что? В средней группе - соотнесение фраз текста с картинками: -Найди картинку к таким словам. - Какие слова подходят к этой картинке? В старшей группе - подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: -Почему нравится тебе эта картинка? В подготовительной к школе группе - сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название. Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия :

1 Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

2 Наличие портретного фонда детских писателей

3 Наличие грамматических словарей для воспитателей.

4 Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры - уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжны