Конспект занятия по познанию "птицы - наши друзья". Внеклассное занятие для начальной школы "в мире птиц"

l. Историческая справка
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию “Птица года”, цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.

ll. Конкурс “Разминка” (загадки о птицах)

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит. (дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)

lll. Викторина (15сек.)
Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;
Б) кому-то что-то сообщает; (+)
В) музыкой увлекается.
(сигнал служит приглашением для самки)

Зачем страус голову в песок прячет?

Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;
Б) гагара;
В) пингвин. (+)
(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;
Б) сильный птенец убивает слабого; (+)
В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом).

lV. Конкурс “Живые синонимы”

Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Могучий как … (орёл)
Вольный как птица … (птица)
Вороватый как … (сорока)
Важный как … (гусь)
Взгляд хищный как … (у ястреба)
Зоркий как … (сокол)
Болтать как … (сорока)

V. Музыкальный конкурс

Спеть песню, где встречается какая-либо птица; включить фонограмму пения различных птиц.

Vl. Конкурс “Узнай птицу по портрету”

Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.

Сегодня по портрету будем узнавать птиц.

Vll. Конкурс “Веришь – не веришь”
Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)
Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)

Vlll. Конкурс “Актёрского мастерства”

Изобразить:

пение кукушки
крик петуха

Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Роберта Рождественского “Просьба”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Внеурочное занятие «День птиц»

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
4. Обобщить и расширить представления детей о птицах нашего края.
5. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные:
1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие:
1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Ход занятия

    Мотивационный этап ,

Встаньте, поздоровайтесь с нашими гостями. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу.

    Этап актуализации знаний.

Ребята, какое сейчас время года? К нам в гости сегодня пришла весна.

Весна:

Весна – красна к Вам пришла!

Весна – красна! Подарки принесла!

Листья на дубочек, шелковый платочек!

Много – много вешних вод,

Да веселый хоровод.

Я пришла к Вам с радостью!

С великой милостью!

Ведущий : Весна красна, что нам принесла?

Весна : Ручейки да дождики,

Подснежники в полях,

Теплые деньки да светлые!

Пение птиц, да лето жаркое!

Ребята, а как вы узнаете о приходе Весны?

Дети называют приметы.

Весна: Первые гонцы Весны конечно птицы!

С ними нужно подружиться!

3. Постановка целей и темы

Какую пользу приносят птицы?

С давних времен зазывали птиц весной с помощью свистулек, подражая их пению. Ребята, о ком у нас сегодня пойдет речь? Мы узнаем сегодня о том, что у птиц есть свой праздник, поговорим о народных приметах, познакомимся с интересными фактами из жизни птиц и, конечно, поговорим о том, как помочь птицам в трудную минуту.

Оставайся с нами весна и послушай, как ребята ждали прилета птиц.

    Мы вставали ночью даже,
    Из окна смотрели в сад.
    Ну когда же, ну когда же
    Гости наши прилетят?

    Ну когда же звонкой стаей
    Защебечут у окна?
    Может быть, они не знают,
    Что вернулась к нам весна?

    Что скворечник ждет их новый,
    Что проснулись луг и сад…
    Всех гостей встречать готовы.
    Что же гости не летят?

    А сегодня поглядели-
    На ольхе сидит скворец.
    Прилетели…
    Прилетели!
    Прилетели, наконец!

    Этап открытия новых знаний

    Апрель в наших краях весна еще ранняя, но на большей части нашей страны-это разгар весны, время птичьих песен и ослепительного солнца.

Именно поэтому день 1 апреля избран Международным днем птиц, вспомните, как радостно вздрагивает сердце, когда впервые весной вы видите весело бегущую по асфальтовой дорожке белую трясогузку или слышите на своей даче задорную песенку скворца. Еще бывают ночные заморозки, а лес наполняется безудержным весельем, в апреле прилетели к нам перелетные птицы.

Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области, потом об этом празднике забыли, и возродили его в 1998 году, теперь его отмечают 1 апреля.

Люди давно стали привечать птиц: строить скворечники, обустраивать гнездовья, подкармливать птиц зимой. В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами. Вспомним сегодня некоторые из них.

Петух в представлении наших предков - воин. Он стоит на страже всего белого света. Но петух поет три раза и загоняет нечисть под пни, под колоды, в болотные урочища. Жива до сих пор в деревнях примета: в новый дом сперва нужно пустить ночевать кошку и петуха, лишь после этого можно считать, что жизнь в нем будет и спокойна и легка.

15 февраля - Сретенье. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама силы теряет. День этот еще зимобором называется. Воробей, встревая в эту "схватку", чириканьем подбадривает весну.

9 марта -птица гнездо завивает. Существовала примета: если птица начинала вить гнезда на солнечной стороне дерева, то жди холодного лета.

Потому и тот, кто родился в этот день, считается наделенным особо сильным стремлением заботиться о своем хозяйстве.

7 апреля - Благовещенье. В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки, выкупая птиц у ловцов, выпускали их на волю и приговаривали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Щеглята-молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Надобно было во что бы то ни стало дозваться до птичьих стай, увидеть в белых облаках их золотые облачка.

В этот день весь яблоневый сад стоит в цвету. Даже самому занятому человеку, у которого дел невпроворот, вменялось посидеть под яблоней, чтобы к нему возвратилось чувство покоя и здоровья. Существует представление, что только счастливый человек может услышать пение райской птицы -девы сирин.

8 мая - Марк-ключник. Он открывает синие дали ключиком от лета. В деревнях в этот день ждали прилета певчих птиц.

Старые люди примечали: запоет соловушка в этот день - с хлебом будешь.

По народной примете, соловей начнет петь, когда с березового листа воды напьется.

    В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Соберите пословицы (работа в парах)

Я буду называть первую часть пословицы, а вы - их заканчивать.

Лучше синица в руках... (чем журавль в небе.)

Цыплят по осени... (считают.)

Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь.)

Рано пташечка запела... (как бы кошечка не съела.)

Всякий кулик свое... (болото хвалит.)

Одна ласточка... (весны не делает.)

    Русский народ сочинил много загадок о птицах, попробуем их разгадать (договариваем хором)

На колу дворец,

На дворе певец.

А зовут его…

(Скворец.)

А строить умеет.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь,

Важен важностью...

(Снегирь.)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит легкие перинки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица...

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья - хрипловатая,

Известная персона. Кто она?

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота, но такая высота.

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла у хозяина … (Орла).

4) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля,

Узнаешь? Ведь это … (Цапля).

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

    А сейчас, ребята, я хочу задать вам очень трудные вопросы, попробуйте на них ответить, и постарайтесь запомнить.

Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

Почему ласточка перед дождем летает низко? (Ловит насекомых, которые перед дождем могут летать только у самой земли.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст, питается шишками)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см.)

Какие птицы не высиживают, а "выстаивают" своих птенцов? (Императорские пингвины.)

Что для птицы страшнее: голод или холод? (Голод.)

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

Какие птицы не летают? (Страус, пингвин, киви.)

5. Игра. Хлопайте – если название цветка,
Машите руками – если название птицы,
И помолчите – если название дерева

(Дятел, ромашка, берёза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василёк, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, аист, пальма, цапля, колокольчик).

«Птичьи разговоры».

Кто как разговаривает?

Гуси - гогочут

Журавли - кричат

Утки - крякают

Вороны - каркают

Голуби - воркуют

Совы - ухают

6. Птицы - источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Вспомним некоторые из них.

Вспомните русские народные сказки, главным героем которых является петух. ("Кот, петух и лиса", "Заячья избушка", "Петушок и бобовое зернышко ".) «Золотой петушок», «Серая шейка», «Гадкий утенок».

7. Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придет гибель.

А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

8. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Но сначала послушайте одну историю, которая произошла как-то зимой:

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна.
Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. Итак, ребята, чем мы можем помочь птицам зимой? А летом?

Очень часто приходится видеть, как дети обижают птиц, ловят их. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют.

Птиц надо беречь, нельзя их обижать и ловить.

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток устанавливать весной скворечники, а зимой - кормушки.

Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять...

    Итог. Давайте подведем итог нашему занятию.

Что нового вы узнали о жизни птиц?

Как можно помогать птицам?

Какую пользу они приносят?

Весна приготовила вам подарки (вручает птичек). (Дети на уроке изобразительного искусства раскрашивают их и прикрепляют на доску на дерево.)

    Рефлексия. А теперь давайте перенесемся в лес и послушаем пение птиц.

Познавательные занятия для детей о птицах родного края. Занятия по природоведению с приоритетом речевых и креативных заданий для старших дошкольников.

Обогащать представления детей о птицах можно и на отдельном занятии, предлагая малышам задачу речевого, креативного и познавательного направления. Ниже приводим образец такого занятия, которое разработала Алла Шрамченко, воспитатель ДОУ № 5 «Теремок», г. Шостка, Сумская обл.

Цель. Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о птицах, эмоционального общения с природой. Развивать связную речь, логическое мышление, творческое воображение, память, самостоятельность.

Воспитывать культуру практической познавательной деятельности. Формировать позитивное ценностное отношение к птицам, желание помогать им зимой; закладывать основы экологической культуры.

Обогащать представления детей о разнообразии птиц родного края, которые остаются на зиму, об их особенностях (строение, внешний вид, поведение, образ питания). Формировать понимание зависимости жизни птиц от человека и природных условий. Закреплять знания названий частей тела птиц, учить подбирать глаголы, характеризующие их пение (тинькае, чирикает, каркает) и поведение (летают, прыгают, суетятся, перелетают, радуются). Включить в речи употребление существительных в дательном падеже (воробьи, синицы, дятлы, клесты, свиристели, вороные, снегири). Упражнять в порядковой счете. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание названий деревьев (береза, рябина, дуб, ель) и умение различать их.

Стимулировать интерес и любознательность в познании окружающей среды. Побудить достигать определенной цели.

Словарь: птица, сорока, дятел, воробей, синица, ворона, снегирь, клест, свиристель; береза, рябина, дуб, ель; пользу, кормушка, пища, корм; тинькае, чирикает, каркает; стучит, уничтожают, летают, прыгают, суетятся, радуются, перелетают.

Материал: логическая схема интегрированного занятия по идее умственных карт-схем Тони Бьюзена, изображение птиц (сороки, воробья, синицы, снегиря, свиристели, дятла, вороны), полиэтиленовое полотно с кармашками для каждого ребенка, цветное перышко, мольберты, фигурки деревьев и птиц с липучками для тканей на обороте, фланелеграф, наборы для преподавания изображений птиц из геометрических фигур, тарелочки для раздаточного материала, кормушки, корм для птиц, физкультурное оборудование (ребристая доска, подставки-воротца, обруч для пролезания) записи музыкального сопровождения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Птицы родного края»; беседа «Как живется зимой друзьям». Чтение рассказов, стихов о птицах, зимующих («Воробьи» М. Слабошпицкийго, «Девочка и сничка» В. Сухомлинского) отгадывание загадок; наблюдение за внешним видом, поведением птиц на прогулках.

Ход занятия Визит незнакомки

Дети садятся на коврике вокруг воспитателя.

Воспитатель. Сегодня, дети, к нам пришла незнакомка. Кто она такая — неизвестно. Рассмотрите его внимательно (демонстрирует силуэты изображения сороки), что можно о ней сказать? Какие части тела в нашей гостьи? (Голова, туловище, лапы, хвост, клюв). Кто же она? (Птичка).

А как ее зовут, вы узнаете, разгадав загадку:

Черно-белое платье у нее, Все новости в лесу знает. Что-то блестящее ненароком украдут. Это кто?

Педагог переворачивает силуэт сороки цветным боком.

Воспитатель. Вот и познакомились. Сорока прилетела к нам из леса, а прислали ее друзья. Посудите: кто может быть ее друзьями? (Ответы детей).

Так, птицы являются друзьями, но не только для Сороки, а для людей. Веселят нас своим замечательным пением и еще помогают.

Кто скажет, какое доброе дело для нас делают птицы? (Уничтожают вредных насекомых). В народе есть такая пословица: «Где много птиц, там нет букашек». Но это происходит в теплое время года.

А как живут птицы сейчас, зимой? Слышите, Сорока рассказывает, что Зима очаровала лесное птицы. Дети, Сорока просит, чтобы вы помогли снять чары. Вы согласны? Сделать это будет нелегко, потому Сорока принесла свои подсказки.

Воспитатель обращает внимание детей на карту-схему, прикрепляет посередине Сороку. Секторы схемы временно закрыты.

Загадки Сороки

Воспитатель. Сначала Сорока просит отгадать, как зовут его друзей? Слушайте загадки.

Открывает первый сектор схемы. На нем изображен силуэт птицы и знак, читает загадку. Дети отвечают, воспитатель прикрепляет цветное изображение птицы. И так, пока все сектора с птицами не будут открыты.

Непоседливый и бойкая, Одета модно и ярко: В нее желтый пиджак, Как фонарь между веточек.

(Синичка).

Бедовый мальчишка в теплой рубахе По дворам летает, Крохи подбирает.

(Воробей).

Верно людям служу, им деревья стерегу. Клюв крепкий и острый имею Вредителей им добываю.

Птица это зимой прилетает, Грудку красную имеет.

(Снегирь).

В хвойном лесу живут, там песни пою, Шишки очень люблю, из них зернышки нет. Еще я в лесу санитар, Ну а зовут меня …

У меня перышки рыженький, меня и челка я хорошенький, Рябину люблю, Лучших лакомства не знаю.

Раскрась перышки

Воспитатель. Теперь, дети, мы знаем, как зовут друзей Сороки. А одинаковы они между собой? (Разные).

Что же объединяет всех птиц? (Их тело покрыто перьями).

А в наших птиц есть перья? (Нет).

Что же делать?

Воспитатель снова возвращается к схеме и открывает сектор с изображением пера.

Воспитатель. Сорока хочет нам помочь. Она принесла с собой разноцветное перышко. А мы его сейчас раздадим птицам. Садитесь за столы и посмотрите, что там есть.

Дети садятся за столы, на которых лежат полиэтиленовые кармашки с двух рядов. В верхнем ряду — карточки с силуэтным изображением птиц (такие, как на доске). Рядом стоят тарелочки с разноцветным оперением.

Воспитатель. Сорока просит: «Вложите желтую перышко в первую кармашек нижнего ряда. Красную перышко вложите в третью кармашек, а коричневую — в пятую. В четвертую кармашек вложите серую перышко, а во вторую — белую».

А теперь Сорока просит, чтобы вы перевернули карты с птицами на другую сторону (на обратной стороне — цветное изображение птиц). Наши птицы получили свое цветное окраски (переворачивает силуэты птиц на доске). Скажите, кому из птиц мы дали коричневую перышко? А кому — желтую? Кто получил серую перышко? А белую? Кому из птиц мы дали красную перышко? А могли бы мы дать его еще кому-то? Почему? Видите, дети, благодаря вам чары Зимы постепенно исчезают. А Сорока уже подготовила следующую подсказку.

Дети возвращаются на коврик и обращают внимание на схему, на которой воспитатель открывает следующий сектор. На нем схематически изображен пение птицы.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем хочет сказать нам Сорока? Правильно догадались: надо вернуть голоса ее друзьям. Вспомните, как поет синица? (Тинькает).

Как говорит воробей? (Чирикают).

А как ворона общается с родственниками? (Каркает).

Когда прилетают снегири, как они здороваются с нами? (Снег-снег, снег-снег).

Только дятлу никогда петь, потому что он все время занят. Что он делает? (Стучит).

Вот наши птицы уже почти освободились от чар. им очень хочется быстрее добраться родного дома. Как вы думаете, дети, куда мы сейчас отправимся?

Путешествие в лес

Педагог открывает на схеме сектор со схематическим изображением леса.

Воспитатель. Сорока подсказывает, что мы должны идти в лес. Но путь туда нелегкий.

Проводится физкультминутка. Дети идут за воспитателем, преодолевая различные препятствия.

Физкультминутка «Дорога в лес»

Воспитатель. В лес ведет узенькая тропинка. (Идут по ребристой доске). Зима лютует, не хочет нас пускать. Вот какие снежные сугробы намела! (Переступают через подставки-воротца). А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Пролезают в обруч). Наконец мы пришли в лес.

Дети подходят к мольбертам . На каждом из них полотно с плоскостными изображениями деревьев (дуба, березы, рябины, ели) и пенечка, а также тарелочки с фигурками птиц.

Воспитатель предлагает разместить птиц на соответствующих деревьях.

Воспитатель. Помните, дети, как мы наблюдали за синичкой, ей очень нравилось качаться на ветках березы и клевать семена с сережек. Итак, пусть синица летит на березу. А кто из птиц любит доставать семена из еловых шишек? (Клесты).

Давайте Шишкарев посадим на елку. Как вы думаете, кто больше любит ягоды рябины? (Омелюх). Пусть он летит на рябину. Важную ворону разместите под дубом, а воробушка посадите на пенек.

Воспитатель замечает: птицы очень обрадовались, что дети сняли с них чары. А Зима лютует — то снегом засыплет, то метелью задует.

Воспитатель. Столько снега намело, что нашим друзьям трудно найти себе пищу. Как мы можем помочь птицам, которые зимуют? (Предположение детей). Сорока согласна с вами. Вот еще одна ее подсказка (открывает следующий сектор схемы с изображением кормушки).

Возле кормушки

Зимой птицам не только холодно, но и очень голодно. Поэтому люди устраивают для них кормушки.

Дети подходят к столу, где размещены кормушки из различных материалов и разнообразный корм. Воспитатель обращает внимание на кормушки. Затем вместе рассматривают корм для птиц (крошки, семечки, овес, ягоды рябины и калины, шишки, кусочки сала).

Воспитатель. Давайте, дети, накормим птиц.

Кто поймет корм для синиц? Для воробьев? Кто кормить шишкарев? (И так далее).

Дети подбирают корм для каждой птицы, кладут его к кормушке, рядом размещают небольшие фигурки птиц.

Когда дети раскладывают корм, воспитатель рассказывает, как синичка-чубарочка готовит запасы на зиму не только для себя, но и для других птиц.

Воспитатель. Как ведут себя птицы у кормушки? (Летают, прыгают, суетятся, прыгают, радуются, перелетают). Молодцы, вы помогли Сороке и ее друзьям преодолеть чары холодной Зимы. За это птицы очень благодарны вам и предлагают оставить что-то на память о них. Что может быть? (Предположение детей).

Воспитатель открывает последний сектор схемы с изображением фотоаппарата.

Воспитатель. Сорока предлагает сделать фото своих друзей.

Дети подходят к фланелеграфу, выбирают по желанию, фото птицу будут делать, и под музыкальное сопровождение выкладывают изображение его частей.

Воспитатель. Вот и исчезли чары Зимы. Птицы ожили и очень благодарны вам, дети, садитесь на коврик — вспомним, как мы помогали Сороке и ее друзьям.

Дети при помощи карты-схемы вспоминают все этапы занятия.

Воспитатель. Вам понравилось помогать птицам? Вот так — о птицах мы знаем и им помогаем.

Викторина "Всё о птицах" для школьников 1-4 классов


Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.

ВИКТОРИНА - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой.

Происхождение слова. Понятие «викторина» появилось в 20-х годах XX века. Авторство принадлежит довольно известному в то время советскому журналисту и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе всякие вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причём подбирал все материалы в этот раздел газеты один из её сотрудников - Виктор. Вот от его имени и появилось слово «викторина».
Уже потом нашлась вторая связь, со словом «победа». Потому что Виктор в переводе с латыни - это победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.

Предлагаю викторину о птицах, адресованную школьникам начальных классов. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам при подготовке и проведении Дня птиц, Дня Земли, внеклассных часов, экологических недель и тематических мероприятий о природе, а также для воспитателей летних лагерных смен.

Цель: Активизация знаний детей о птицах.

Задачи:
Обучающие . Пополнить знания детей о разновидностях птиц и их особенностях.
Развивающие . Развивать мышление, умение концентрировать внимание для поиска ответа.
Воспитательные . Воспитывать бережное отношение к пернатым. 1. Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).
2. Какая лесная птица делает гнездо на земле? (Пеночка).
3. Кто днём спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин, сова).
4. Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты)
5. Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых, ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам).
6. Каких птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
7. Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)
8. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)
9. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
10. Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
11. Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины)
12. У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов)
13. Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки)
14. Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей)
15. У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов)
16. Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
17. Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)
18. Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка)
19. Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой)
20. В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)
21. Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин)
22. Кого называют царём птиц? (Орла)
23. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
24. Какая самая маленькая птица? (Колибри)
25. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
26. Какая птица летает выше всех? (Орёл)
27. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королёк)
28. Какие птицы имеют длинный хвост? (Павлин, сорока)
29. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
30. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
31. Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)
32. Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова)
33. Какая птица живёт в гнезде-корзинке? (Иволга)
34. Какая жёлтая птичка с чёрным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуёк)
35. Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж)
36. Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди)
37. Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос, шилонос и др.)
38. Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби)
39. Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги)
40. Где строит своё гнездо пеночка? (В траве, её гнездо похоже на шалаш.)
41. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
42. Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб)
43. Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан)
44. Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя)
45. На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и на серп, отсюда и названия птиц - шилонос и кроншнеп-серпонос.)
******************************************************************************

Дети любят викторины! Предоставьте им возможность показать свои знания!

******************************************************************************


______________________________________________________________________________