Партийные системы. Типы партийных систем

Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. В политологии распространена схема, согласно которой существует однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Однопартийная система.

Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 года применялся термин однопартийная система. Хотя многие политологи считают, что если в стране действует одна партия, то партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных систем. В свою очередь, однопартийные системы имеют две разновидности:

1. Однопартийные системы, которые исключают даже номинальное существование других партий. На деле такие партии являются частью государственного аппарата.

2. Фактически однопартийные системы, замаскированные под многопартийные системы. В них осуществляется тотальный идеологический контроль государственной партии. Деятельность партий - сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронт, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989 года. Указанная партийная система существует в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий, входящих в единый «народно-демократический фронт».

Двухпартийная система.

Здесь реально борьбу на выборах ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей. Использование понятия «двухпартийная система» вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические силы. Их может быть и больше, но реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Когда этот маятник совершает очередное движение, смена власти по своей стремительности напоминает театрализованный государственный переворот. Однако, по остроумному замечанию одного журналиста-международника, вместо танков к министерским особнякам на рассвете стягиваются багажные автофургоны. В Великобритании, в пятницу, когда становятся известны результаты выборов, премьер – министр извещает королеву об отставке правительства, то есть на смену «правительства ее величества» к власти пришла «оппозиция ее величества». Лидер победившей партии после церемонии «целования руки ее величества» направляется на Даунинг–стрит, 10, откуда грузчики еще выносят ящики с грузом его предшественника. Тот факт, что большинство членов правительства селятся в правительственных особняках, делает смену власти особенно драматичной: министр разом теряет не только портфель, но и кров.

В США смена президента в Белом доме знаменует начало «великого переселения». В коридорах власти, которое затрагивает многие тысячи людей, тянется два месяца.

Существуют разновидности двухпартийной системы:

1. Классический вариант (США, Великобритания), при котором две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем, остальные партии лишены доступа к власти. Особенно это показательно на примере США, где господствует классическая двухпартийная система. За всю историю существования двухпартийной системы более 200 кандидатов третьих партий пытались добиться избрания на пост президента, однако лишь восемь из них сумели завоевать более миллиона голосов избирателей.

2 Система «два с половиной», при которой рядом с двумя основными партиями появляется, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух партий, третья партия оказывает влияние на конечный успех одной из сильных партий. Такие системы существуют в Австрии, Канаде, Австралии, др., где ведущие партии собирают 75 – 80 % голосов.

Многопартийные системы.

Под такой в политологии понимают такую систему, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на правительственные институты. Для того чтобы не допустить чрезмерного дробления политических сил в Швеции, ФРГ и других странах, в избирательное законодательство введен пункт о минимальном процентном барьере. Как правило – это 5%.

При многопартийной системе каждая партия представляет довольно точно очерченные идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение. Как правило, в многопартийных системах парламент располагается в форме полукруга, где, следуя традиции Великой Французской революции, представители консервативных и правых партий располагаются на правой стороне от председательствующего, слева – представители леворадикальных партий.

Политологи часто критикуют многопартийные системы за их нестабильность. Четвертая Французская республика (1940 – 1958 гг.) и современное коалиционное правительство в Италии ярко демонстрируют все минусы многопартийности: ни в Италии, ни во Франции правительство не сумело удержаться у власти больше нескольких месяцев подряд. Однако в Голландии, Израиле и других обычно удается создать устойчивую многопартийную коалицию. Дело в том, что число партий не является главной причиной нестабильности кабинета. Гораздо больше стабильность зависит от общенациональной политической культуры.

Достаточно часто встречается еще одна разновидность многопартийной системы – с доминирующей партией (Япония, Индия, Мексика). Здесь в предвыборной борьбе участвует множество партий, но господствующие позиции при этом принадлежат одной из них. Со времени завоевания независимости в 1947 году в Индии ведущую роль играет на политической арене партия Индийский национальный конгресс. В Японии ведущие позиции на политической арене до 1993 года занимала Либерально-демократическая партия. Это традиция была нарушена только в 1993 году, когда либерально-демократическую партию у власти сменила коалиция из восьми партий.

Новейшие тенденции в эволюции партий.

В последние полтора-два столетия заметные изменения наблюдаются в США, в странах Западной Европы. Нарушается корреляция между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к той или иной социальной группе. Снижается доля рабочих в социал-демократических партиях. Растущее число представителей низкодоходных слоев общества голосует за партии либеральной и консервативной ориентации, а представители средних слоев – за социал-демократические и другие левые партии. Это со всей очевидностью показали выборы последних лет в ряде стран Западной Европы. В результате большинство крупных политических партий, по сути, перестали быть сугубо классовыми и превратились, по их словам, в народные, или партии для всех.

Имеет место тенденция к увеличению фрагментации партийных систем, расширению спектра партийно-политических альтернатив, усилению влияния новых социальных движений (к примеру, экологического). Результатом этого стала значительная автономия избирателей по отношению к партиям.

Одним из признаков такой автономии стал неуклонный рост числа избирателей, называющих себя независимыми либо голосующими не за кандидата своей партии, а конкурирующей. По словам А.М. Шлезингера - младшего в США в XIX веке «принадлежность к той или иной партии передавалась по наследству, как религия». Со второй половины 60-х годов это положение стало меняться. Это выражается, в частности, в увеличении числа избирателей, голосующих не за свою партию, а за конкурирующую. По данным многочисленных опросов, в США на протяжении всего послевоенного периода в количественном отношении демократы существенно преобладали над республиканцами. Но в то же время демократы были не способны выиграть большинство президентских выборов.

Сомнения в способности партий решать стоящие перед обществом задачи порождает феномен так называемого негативного голосования. Так, например, по опросам многих исследователей победа Рейгана в 1980 году на выборах на пост президента объясняется не желанием людей видеть Рейгана президентом, а негативным фактором, то есть желанием избавиться от Дж. Картера.

Однако значение этих тенденций не следует преувеличивать. Анализ реальной ситуации показывает, что политические партии сохраняют важное значение в качестве главных инструментов реализации политических функций, особенно в качестве центрального элемента избирательного процесса.

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система - это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам (однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные). Структура партийной системы и ее функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. Можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Например, большевики, придя к власти в результате революции 1917 г., уничтожили все оппозиционные политические партии и движения. В результате в нашей стране на долгие годы установилось господство одной единственной партии - КПСС.


Однопартийность - это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к партийным системам как таковым, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако такие «однопартийные системы» существуют, и их необходимо исследовать.

Двухпартийные системы характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами сформировать правительство и осуществлять власть. Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам двухпартийной системы можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, неспособна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы - это нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системами. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое количество голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая - 42 %. Для формирования же правительства необходимо иметь 50 % плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая промежуточная партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из этих партий не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и формировать правительство. Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирател ей П5ЯВЛЯ ется|я больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенности от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо твои интересы и интересы твоих единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

Однако многопартийная система имеет и определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к расколу (роспуску) правительства. Кроме того, на согласование различных проблем требуется много времени и средств.

Типы политических партий. Различия существуют не только в партийных системах, но и в самих партиях. В зависимости от тех или иных оснований можно выделить различные типы партий. Основными типами современных партий являются:

Классовые партии - выражающие интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьянские, буржуазные и т. д.);

Идеологические партии - основой создания и функционирования такой партии является определенная идеология (коммунистическая, фашистская, либеральная, конфессиональная и др.);

Кадровые партии - небольшое число функционеров-профес - сионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций и др.);

Массовые партии - стремящиеся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов;

Харизматические партии - создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой;

Правящая партия - та, которая победила на выборах и получила право формировать правительство (партия власти);

Оппозиционная партия - партия, потерпевшая поражение на выборах и находящаяся в оппозиции к существующему режиму власти;

Легальная партия - действующая в рамках существующего законодательства легальными методами;

Нелегальная партия - партия, деятельность которой несовместима с существующими правовыми нормами. Поэтому она существует нелегально, т. е. вне закона. В зависимости от своего отношения к социальной действительности и способов реализации своих программных целей, партии подразделяются на консервативные, реформаторские и революционные.

Кроме перечисленных, существуют и другие типы политических партий.

Классик политической социологии, французский исследователь партий и партийных систем Морис Дюверже характеризует партийную систему следующим образом: «В каждой стране в течение более или; менее длительного периода число партий, их внутренняя структура, их идеология, их относительные размеры, их альянсы, их типы оппозиции приобретают определенную стабильность. Этот стабильный ансамбль и образует систему партий» .Дюверже утверждает, что в любой стране (за исключением государств с однопартийным режимом) сосуществуют несколько партий; формы и способы этого сосуществования определяют партийную систему страны. Партийная система характеризуется соотношением числа партий, соответствующих количественных параметров, союзами, географической локализацией, распределением в географическом спектре.

Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы.

Наиболее полную типологию партийных систем предложил американский политолог Дж. Сартори, который выделил семь типов:

· Однопартийная система предусматривает наличие политической партии, но только одной, что находит свое отражение в Конституции или других законодательных актах. Правящая партия объявляется верховным носителем государственной власти, а остальные, если они существуют, участия во власти не принимают и вынуждены действовать нелегально.

· Система с партией-гегемоном предусматривает наличие нескольких партий, но юридически закрепляет господство только одной из них. Подобного рода системы существовали с конца 40‑х годов и вплоть до недавнего времени в Польше, ГДР, Болгарии, ЧССР. В настоящее время такая система функционирует в Китае, где, помимо коммунистической партии, существует еще восемь.

· Система с преобладающей партией. характеризуется тем, что, несмотря на наличие многопартийности и на отсутствие норм, предусматривающих гегемонию одной из партий, у руля власти, на протяжении достаточно длительного периода, находится одна и та же партия. Отечественный исследователь А. Б. Зубов утверждал, что данный тип системы следует подразделять на два вида: систему с доминантной партией и систему с доминирующей партией. Доминантные партии свойственны странам Востока (Индия, Япония), где их поддерживает большая часть представителей каждой из существующих социальных групп. Напротив, «доминирующая европейская партия является таковой не из-за склонности к ней большинства в большинстве общественных групп, но из-за ориентации на нее наибольшей группы». Так Христианско-демократическая партия Италии ориентирована на католиков, а Социал-демократическая рабочая партия Швеции – на средние слои населения.

· Двухпартийная система характерна, прежде всего, тем, что, несмотря на наличие нескольких партий, к власти могут придти только две из них, которые периодически меняют друг друга. Наиболее полно ей соответствуют политические системы США и Великобритании.

· Система ограниченного плюрализма отличается, прежде всего, сравнительно небольшим количеством крупных партий (3-5) и широтой спектра их идеологических различий. Все партии нацелены на участие в правительстве, но, поскольку, ни одна из них не может прийти к власти самостоятельно, они образуют коалиции, которые, в силу небольшой степени поляризации, имеют двухполюсную конфигурацию. Эта система характерна для Франции и ряда других стран западной Европы.

· Система поляризованного плюрализма характеризуется широким спектром идеологических ориентаций различных партий и концентрацией политических сил на его крайних точках. Значительная степень поляризации партий и высокий уровень политической напряженности между ними являются причиной того, что деятельность правительства затруднена наличием двусторонней оппозиции (слева и справа), а также большого влияния в обществе антисистемных партий и антисистемной оппозиции, деятельность которых отрицательно сказывается на стабильности коалиционных кабинетов.

· Атомизированная партийная система отличается огромным количеством партий, которые не имеют влияния ни в обществе, ни во властных структурах. «Атомизированный характер партийной системы определяется слабой зависимостью партий друг от друга и изолированностью от властных отношений». Политическая власть осуществляется через иные механизмы.

Партийная система – это система особого рода. В ней отсутствуют функциональные связи (распределение обязанностей между партиями и коалициями) и связи субординации (ни одна из партий не подчинена другой в рамках партийной системы). В то же время, в ней присутствуют связи иерархии. Чем больше приведет партия своих представителей в органы законодательной власти, тем существенней ее контроль за законодательными процессами, вообще, и избирательным законодательством, в частности. По этому критерию можно выделить следующие виды партийных систем:

· Системы, где партии являются придатком органов государственной власти, инструментом реализации решений контролирующих государственные органы политических элит и бюрократии (однопартийная система, система с партией-гигемоном, система с доминантой партией, система поляризованного плюрализма);

· Системы, где партии отражают интересы государственной бюрократии и гражданского общества на паритетных началах (система с доминирующей партией, двухпартийная система, система 2,5 партий);

· Системы, где партии отражают интересы гражданского общества (формально-непартийная система, система ограниченного плюрализма).

Долгие годы в СССР существовала однопартийная система, которая лишь в конце 80-х гг. прошлого столетия стала преобразовываться в многопартийную. В период распада СССР, образовалась атомизированная система, при которой реальная власть принадлежала Президенту РФ, его Администрации, и ответственному только перед Президентом Правительству РФ. После выборов в Государственную Думу 1993 г. функционировала система поляризованного плюрализма, которая постепенно преобразовалась в систему ограниченного плюрализма, функционирующую в настоящее время.

Хотя в настоящее время функционирует система ограниченного плюрализма, нельзя сказать, что она нацелена на отражение интересов гражданского общества. Во-первых, она не представляет собой завершенный вид, поскольку не преодолела крайностей системы поляризованного плюрализма. По-прежнему существует альтернативный центр принятия и реализации политических решений (Президент РФ, Администрация Президента РФ). Правительство формируется Президентом, а не партией, победившей на выборах. Во-вторых, гражданское общество в России еще не сформировалось и не является базой ресурсной поддержки деятельности политических партий. Существующие партии отражают интересы государственной или партийной администрации.

24.Политические партии в избирательном процессе. Понятие и виды.В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений по организации и проведению выборов в конкретном государстве.

В этом смысле избирательная система представляет собой объект регулирования избирательного права.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем. Если в обществе нет партий (или партии и других организаций и движений, с которыми она взаимодействует), не может идти речи о системе. Но даже если партии существуют, а "правила игры" между ними не определены, нельзя считать партийную систему сложившейся, а отношения между ними нормальными и устоявшимися.

На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии - на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные.

Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эти системы не исключают возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий.

Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента.

Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти. Пример двухпартийных систем - США (Демократическая и Республиканская партии), Великобритания (Консервативная и Лейбористская партии).

Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий. Такая ситуация не редко ведет к нестабильности и частой смене правительства. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам.

Если говорить о преимуществах и недостатках той или иной партийной системы, то, несомненно, худшей является однопартийная, так как при ней отсутствует здоровая конкуренция, и одна партия навязывает всему обществу своё понимание его развития, свою идеологию и политику. Однопартийные системы антидемократичны в своей основе, не способна обеспечить необходимый прогресс страны и поэтому практически во всех странах, с нарушением того политического и социально-экономического строя, который был её носителем, оказались отвергнутой.

Двухпартийная и многопартийная системы имеют свои достоинства и недочеты. Поэтому сказать, какая из них является лучшей, нельзя. В таком случае остается один наиболее разумный вариант: предоставить самому обществу свободный выбор той партийной системы, которую оно предпочтёт.

Наша республика пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества, обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений. Появились новые группы населения со своими интересами, и как следствие этого, новые движения, организации, партии, выражающие и защищающие их интересы в сфере политики.

В марте 1991 г. министерством юстиции Беларуси началась регистрации партий и движений. Первоначально партий было 43. В настоящее время в республике зарегистрировано 18 партий, представляющих различные направления политического спектра. Среди партий наиболее известны Партия коммунистов Белоруссии и Белорусская коммунистическая партия, Объединённая гражданская партия, Белорусская Социал-демократическая Громада, Белорусская Социал-демократическая партия (Народная Громада), Партия Белорусского народного фронта, Либерально-демократическая партия и др. Большинство новых партий пока немногочисленны и аморфны, не имеют строго отчерченной социальной базы и конструктивной программы выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений и деклараций о создании партийных формирований до завоевания доверия народа и реальной политической роли в управлении государством предстоит достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.

Анализ понятия «партийная система» необходимо предварить выяснением содержания термина «система».

Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Один из классиков системного подхода Т. Парсонс дает следующее определение системы: система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное целостное единство. Важно подчеркнуть, что для системы характерно не только наличие связей и отношений: между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.

В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение понятия «элемент». Критериальное свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании системы. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном её рассмотрении. В качестве элемента партийной системы выступает партия.

При анализе литературы, посвященной современным политическим системам, можно зафиксировать системы партийного и апартийного (беспартийного) типа. К апартийному типу относятся системы с отсутствием партий как таковых (например, некоторые страны с монархическим или авторитарным строем) или с номинальной однопартийной системой, в которой единственная партия сливается с государством; и становится формально партией, а реально - просто еще одной ступенью государственного управления. В качестве яркого примера современной апартийной политической системы можно привести Ливию. Как пишет ее лидер М. Каддафи: «Партийная система есть выхолащивание демократии… партийная система является откровенной, неприкрытой формой диктатуры». И все же в большинстве современных стран функционируют политические системы, носящие партийный характер.

В современной литературе существует два основных подхода к определению партийной системы.

Ряд авторов определяет партийную систему не только как взаимоотношения между партиями, но и как отношения партий с государством и другими политическими институтами страны. К примеру, Л.Н. Алисова определяет партийную систему как политическую структуру, состоящую «из совокупности политических партий разного типа с их стойкими связями и взаимоотношениями между собой, с государством и другими институтами власти, характером, условиями деятельности, взглядами на основные ценности политической культуры общества и степенью согласованности этих взглядов в ходе реализации принятых ими идеологических доктрин, форм и методов практической политической деятельности».

А.И. Соловьев дает еще одно определение подобного рода, согласно которому партийная система представляет собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Анализируя данный подход к определению партийной системы, следует отметить, что в нем отсутствует четкое разграничение понятий «партийная система» и ее «среда». Сторонники этого подхода включают в определение партийной системы взаимосвязь партий с различными политическими и общественными институтами (исполнительная власть, средства массовой информации; и др.), а также взаимодействие между партиями и гражданами страны, интересы которых призваны представлять партии. На наш взгляд, эти взаимосвязи относятся к среде, окружающей партийную систему, и, следовательно, включение их в определение партийной системы будет неточным.

Суть следующего подхода заключается в том, что партийная система рассматривается как взаимоотношения между партиями, без включения в понятие партийной системы связей с другими политическими и общественными институтами.

Так, классик политической социологии, французский исследователь партий и партийных систем Морис Дюверже характеризует партийную систему следующим образом: «В каждой стране в течение более или; менее длительного периода число партий, их внутренняя структура, их идеология, их относительные размеры, их альянсы, их типы оппозиции приобретают определенную стабильность. Этот стабильный ансамбль и образует систему партий». М. Дюверже утверждает, что в любой стране (за исключением государств с однопартийным режимом) сосуществуют несколько партий; формы и способы этого сосуществования определяют партийную систему страны. Партийная система характеризуется соотношением числа партий, соответствующих количественных параметров, союзами, географической локализацией, распределением в географическом спектре.

Известный польский исследователь Е. Вятр определяет партийную систему как совокупность отношений между легально действующими политическими партиями; эти отношения выражаются в соперничестве или в совместной борьбе за власть.

Русский мыслитель Б.Н. Чичерин подчеркивал, что характер партийной системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в формировании государственных органов, прежде всего правительства, а также возможностью воздействия этих партий на выработку и осуществление внутри- и внешнеполитического курса государства.

Некоторые исследователи считают, что партийная система России еще не сложилась и речь может идти только о квазисистеме Самсонова Т.Н. Сравнительный анализ многопартийной системы в современной и дореволюционной России // Вестник Московского университета. Сер. 12, Социально-политические исследования. - 1993. - №6., я придерживаюсь другой позиции, согласно которой главным критерием существования системы является не стабильный состав ее составляющих, а прежде всего устойчивость системообразующих связей, детерминирующих развитие системы. С этой позиции можно утверждать, что наряду с достаточно изученными партийными системами стабильных демократических государств существуют и малостабильные и нестабильные партийные системы переходного характера.

Отличительной особенностью российской многопартийной системы стало ее формирование в русле противоречивых, во многом деструктивных изменений в системе социальных отношений и в государственном устройстве России. В этом плане многопартийность в России не создавалась целенаправленно, а складывалась спонтанно как результат деятельности социально активного элемента из представителей различных социальных, национальных и профессиональных групп.

Как правило, при классификации партийных систем, во внимание принимается комплексный критерий, в который включают:

  • 1. Число партий;
  • 2. Наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;
  • 3. Уровень соревновательности между партиями.

Так, Дж. Сартори выделяет семь типов партийных систем, каждой из которых присущи определенные специфические отличия качественного характера. Это однопартийная система с партией гегемоном, система с преобладающей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система поляризованного плюрализма, атомизированная партийная система. Этот подход может быть использован и при изучении российской партийной системы.

К данной классификации следует добавить критерии наличия или отсутствия мнимой и искусственной многопартийности. Под искусственной многопартийностью следует понимать наличие среди элементов партийной системы партий - сателлитов крупной партии, под мнимой многопартийностью - наличие среди зарегистрированных на федеральном уровне элементов, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к политической партии.

Таким образом, партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы.