Государственный Русский музей: история создания. Коллекции Русского музея


Императрица Мария Фёдоровна
ок. 1912
масло, холст
Владимир Егорович Маковский (1846-1920)
Portrait of Empress Maria Fyodorovna
Vladimir Makovsky

19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. Уже первые из них смогли увидеть здесь настоящие шедевры - «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал“» Айвазовского, «Сватовство майора» П. Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, а также полотна Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Шишкина, скульптуры Шубина, Антокольского.

У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение - ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, П.И. Нерадовский, Н.П. Сычев, П.И. Столпянский, М.П. Боткин, А.А. Миллер, Н.Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась - это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «… при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею». Конечно, работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал институт простых служащих. Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея (он же - секретарь Августейшего Управляющего музеем). В состав служителей музея в феврале 1898 года входили вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897), и специально разработанную форму.



Санкт-Петербург, Россия. Михайловский дворец (главный корпус Русского музея).


Желающих побывать в новом музее с первых же дней его существования было множество. Продолжали пополняться и музейные коллекции. В 1902 году для экспонатов этнографического отдела построили специальный корпус по проекту архитектора В. Свиньина, сегодня здесь размещается Российский этнографический музей. Для устройства различных выставок рядом со зданием Михайловского дворца архитекторы Л. Бенуа и С. Овсянниковым возвели также отдельное здание, которое сейчас входит в общий комплекс музея и известно всем как «корпус Бенуа».

Постепенно весь музейный комплекс стали называть просто Русским музеем. Сегодня в его состав вошли еще несколько прекрасных петербургских дворцов – Строгановский, Мраморный, Михайловский (Инженерный) замок и Летний сад. Русский музей по праву является одним из самых любимых и посещаемых музеев Петербурга.


Портрет императора Николая II
1914
масло, холст
Эрнст Карлович Липгарт (1847-1932)
Portrait of Emperor Nicholas II
Ernest Liphart


Портрет великой княгини Ольги Александровны
1893
масло, холст

Portrait of Grand Duchess Olga Alexandrovna
Valentin Serov


Портрет княгини Зинаиды Юсуповой
1901-1902
масло, холст
Валентин Александрович Серов (1865-1911)
Portrait of Princess Zinaida Yusupova
Valentin Serov


В. А. Серов
Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова графа Сумарокова-Эльстон.


В. А. Серов
Портрет князя Феликса Юсупова


Портрет княгини М. П. Волконской
ок.1842
масло, холст

Portrait of Princess Z. A. Volkonskaya
Karl Briullov


Карл Павлович Брюллов
Портрет княгини Е. П. Салтыковой


Портрет Е. И. Нелидовой
масло, холст
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
Portrait of E. I. Nelidova
Dmitriy Levickiy


И. Е. Репин
Портрет графини Н. П. Головиной


Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых
1839
масло, холст
Карл Павлович Брюллов (1799-1852)
Portrait of the Shishmariov Sisters
Karl Briullov


Карл Павлович Брюллов
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини.
Не позднее 1842


Карл Павлович Брюллов
Портрет Ю. М. Смирновой


Боровиковский Владимир Лукич 1757 - 1825
Портрет князя А. Б. Куракина. 1799
Холст, масло.
178 x 137 см


Дмитрий Левицкий
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия


Дмитрий Левицкий
Портрет Е. Н. Хрущевой и княжны Е. Н. Хованской


Вишняков И. Я.
Портрет Вильяма Георга Фермор
Вторая половина XVIII века
Холст, масло
Государственный Русский музей


Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой


Луи Каравакк (1684-1754)
Портрет царевен Анны Петровны (1708-1728) и Елизаветы Петровны (1709-1761)


Рокотов Федор Степанович (1735? - 1808)
«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»


Рокотов Федор Степанович
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве 1761


Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Портрет Сарры Элеоноры Фермор


О. А. Кипренский
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова


И. Н. Никитин
Портрет напольного гетмана. 1725
холст, масло
76 х 60 cм.
овал, вписанный в прямоугольник

7.03.1898 (20.03). - Открытие в С.-Петербурге национального музея искусств - "Русского музея Императора Александра III"

Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. И в конце 1880-х гг. перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея Русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном міре» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889). Об этом же говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель и многие другие.

Легенда связывает это решение с картиной « избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной Императором с 17-й выставки Товарищества передвижников (1889). Тогда же, по свидетельству одного из современников, Государем и была высказана мысль – основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения русского искусства, как исторического, так и современного.

Осуществил задуманное отцом молодой , подписав 13 апреля 1895 г. Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Указ начинался словами: «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния».

В мае 1895 г. организуется "Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III" и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В.Ф. Свиньина. Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Штат сотрудников набирался очень тщательно: приглашались люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение – ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д.И. Толстой (назначенный в 1901 г. на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, П.И. Нерадовский, Н.П. Сычев, П.И. Столпянский, М.П. Боткин, А.А. Миллер, Н.Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась – это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «…при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею». В списках сотрудников музея неизменно упоминается священник Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее.

7 марта 1898 г. состоялось торжественное открытие Русского Музея Императора Александра III для посетителей. В письме Николая II Великому князю Георгию по случаю открытия музея и в связи с трехлетием со дня его учреждения говорится: «Я считаю отрадным для себя долгом выразить Вам душевную Мою благодарность, а равно изъявляю Монаршию признательность даровитым сотрудникам Вашим в исполнении такого истинно патриотического дела». Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в то время насчитывало 1880 произведений.

С течением времени художественный отдел, постепенно разветвляясь, превратился в сложный музейный организм, насчитывающий в настоящее время около 50 отделов, секторов, подразделений и служб. К сожалению, в последние десятилетия музей не избежал и веяния современной апостасийной "культуры" наподобие знаменитого "Черного квадрата" Малевича: этой иконы небытия как символа современного "прогресса". Подобным "произведениям искусства" в Русском музее ныне выделено столько же места, сколько и древнерусской иконописи.

✂…">
19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. Уже первые из них смогли увидеть здесь настоящие шедевры - «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал“» Айвазовского, «Сватовство майора» П. Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, а также полотна Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Шишкина, скульптуры Шубина, Антокольского.

У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение - ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, П.И. Нерадовский, Н.П. Сычев, П.И. Столпянский, М.П. Боткин, А.А. Миллер, Н.Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась - это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «… при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею». Конечно, работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал институт простых служащих. Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея (он же - секретарь Августейшего Управляющего музеем). В состав служителей музея в феврале 1898 года входили вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897), и специально разработанную форму.



Санкт-Петербург, Россия. Михайловский дворец (главный корпус Русского музея).


Желающих побывать в новом музее с первых же дней его существования было множество. Продолжали пополняться и музейные коллекции. В 1902 году для экспонатов этнографического отдела построили специальный корпус по проекту архитектора В. Свиньина, сегодня здесь размещается Российский этнографический музей. Для устройства различных выставок рядом со зданием Михайловского дворца архитекторы Л. Бенуа и С. Овсянниковым возвели также отдельное здание, которое сейчас входит в общий комплекс музея и известно всем как «корпус Бенуа».

Постепенно весь музейный комплекс стали называть просто Русским музеем. Сегодня в его состав вошли еще несколько прекрасных петербургских дворцов – Строгановский, Мраморный, Михайловский (Инженерный) замок и Летний сад. Русский музей по праву является одним из самых любимых и посещаемых музеев Петербурга.


Портрет императора Николая II
1914
масло, холст
Эрнст Карлович Липгарт (1847-1932)
Portrait of Emperor Nicholas II
Ernest Liphart


Портрет великой княгини Ольги Александровны
1893
масло, холст
Portrait of Grand Duchess Olga Alexandrovna
Valentin Serov


Портрет княгини Зинаиды Юсуповой
1901-1902
масло, холст
Валентин Александрович Серов (1865-1911)
Portrait of Princess Zinaida Yusupova
Valentin Serov


В. А. Серов
Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова графа Сумарокова-Эльстон.


В. А. Серов
Портрет князя Феликса Юсупова


Портрет княгини М. П. Волконской
ок.1842
масло, холст
Portrait of Princess Z. A. Volkonskaya
Karl Briullov


Карл Павлович Брюллов
Портрет княгини Е. П. Салтыковой


Портрет Е. И. Нелидовой
масло, холст
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
Portrait of E. I. Nelidova
Dmitriy Levickiy


И. Е. Репин
Портрет графини Н. П. Головиной


Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых
1839
масло, холст
Карл Павлович Брюллов (1799-1852)
Portrait of the Shishmariov Sisters
Karl Briullov


Карл Павлович Брюллов
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини.
Не позднее 1842


Карл Павлович Брюллов
Портрет Ю. М. Смирновой


Боровиковский Владимир Лукич 1757 - 1825
Портрет князя А. Б. Куракина. 1799
Холст, масло.
178 x 137 см


Дмитрий Левицкий
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия


Дмитрий Левицкий
Портрет Е. Н. Хрущевой и княжны Е. Н. Хованской


Вишняков И. Я.
Портрет Вильяма Георга Фермор
Вторая половина XVIII века
Холст, масло
Государственный Русский музей


Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой


Луи Каравакк (1684-1754)
Портрет царевен Анны Петровны (1708-1728) и Елизаветы Петровны (1709-1761)


Рокотов Федор Степанович (1735? - 1808)
«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»


Рокотов Федор Степанович
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве 1761


Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Портрет Сарры Элеоноры Фермор


О. А. Кипренский
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова


И. Н. Никитин
Портрет напольного гетмана. 1725
холст, масло
76 х 60 cм.
овал, вписанный в прямоугольник


Портрет Николая Гоголя
Фёдор Антонович Моллер (1812-1874)
Portrait of Writer Nikolai Gogol
Fedor Moller

Можно знать досконально экспозиции Эрмитажа, можно идеально ориентироваться в Третьяковской галерее, можно быть готовым в любой момент провести для своих друзей импровизированную экскурсию по музею имени Пушкина, но все-таки не считать себя знатоком русского художественного искусства. А все почему? Потому что без Русского музея в этом деле никуда! Сегодня вспоминаем историю музея, в котором хранится одна из самых больших коллекций русской живописи в мире.

Любитель искусств Александр III

13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. А официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.


Александр III с женой и тремя старшими детьми. 1878 г

Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил, и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства, которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тут-то Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял патриотические настроение и все такое прочее.

Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

Особый статус Русского музея

К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский дворец.

В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены особые правила создания коллекции, например, произведения современных художников должны были сперва 5 лет находиться в музее при Академии художеств и только затем по выбору управляющего их могли поместить в Русский музей.

Предметы искусства, помещаемые в музей, должны были остаться там на веки вечные - то есть их нельзя было забрать или передать в какое-нибудь другое место.

Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был принадлежать к Императорскому дому.

Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
С миру по нитке - музею коллекция

Поначалу коллекция музея составлялась из собранных Александром III картин, которые были переданы из Академии художеств, Эрмитажа, например, знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях. Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны, в которой даже ввели отдельный параграф для музея, и благодаря возможным пожертвованиям.

Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений и 5000 экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея был зачислен «цвет нации» - самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки, например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.

Жизнь музея в XX веке

Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое-то время в музее вообще не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых было крайне скудным.

В 1922 году экспозиция музея впервые была выстроена по научно-историческому принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но одного лишь здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей начал «завоевывать территорию». В 30-х годах занятые до той поры арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея «съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии народов СССР. В 40-х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили специальным переходом.


Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
Куда сходить и что посмотреть?

В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии), а также расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею, сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть позже - кирпичным чехлом.

В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее, можно назвать иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, полотна Брюллова «Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», Айвазовского «Девятый вал» и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» кисти Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева. Но это лишь малая часть из тех прекрасных полотен русских живописцев, которые хранятся в Русском музее.


Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Лучше один раз увидеть — если запланируете путешествие по Санкт-Петербургу, обязательно посетите Русский музей.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .