Методическая разработка плана-конспекта урока изо. Конспект урока по ИЗО «Графика

План – конспект урока

по изобразительному искусству

Преподаватель МБУ ДО « ДШИ»

п.Восток,Красноармейского р-на

Приморского края.

Гордеева

Анжелика Владимировна.

Дата___18.01.2016год .____

Вид занятий Рисование с натуры в третьем классе.

Тема урока Рисование с натуры предметов быта (вазы) комбинированной формы.

Цель урока Развитие пространственного мышления и образного воображения. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Оборудование урока

а) Для учителя. Натурная постановка. Наглядные пособия в виде учебного материала, показывающих последовательность построения изображения. Доска, мел.

б) Для учащихся. Мольберт, бумага А-3, карандаши, резинка

Оформление классной доски

Схема последовательности построения изображения.

План урока

    Организационная часть- 2-3 мин.

    Сообщение новых знаний -08-10 мин.

    Практическая работа учащихся – 20-27 мин.

    Сообщение задания на дом –2-3 мин.

Ход урока

    Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.

    Изложение учебного материала.

Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы.

Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов.

Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. На что похожа форма вазы?

Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Задаю ученикам вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?

Объясняю общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напоминаю, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.

Учащиеся приступают к работе.

    Самостоятельная работа учащихся.

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

    Подведение итогов.

Выбираю хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.

    Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщаю учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предлагаю дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичною по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов,) Давая задание на дом, показываю на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.

Список использованной литературы

1.Анциферов Л.Г., Анциферова Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ изобразительных отделений ДШИ. М.,2003.

2.Барышников А.П. Перспектива –М.,1955

3.Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта.М.,Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

Рисунок 1,2,3,4

МЕТОДИКА УРОКА

Методика урока состоится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке тематических положений, как:

Триединство задач

Каждый урок включает в себя воспитательные, образовательные и творческие задачи.

Опорные понятия

Включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя, от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.

Основные понятия

Это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия учитель не даёт в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.

Планирование времени на уроке

Распределение времени на уроке зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу решает сам учитель. Если урок – беседа, то время урока распределяется следующим образом:

Изложение нового материала – 25-30 мин.

Самостоятельная работа учащихся – 10-15 мин.

Если урок носит практическую направленность, то на беседу отводится 10-15 мин., а на практическую деятельность 25-30 мин.

Активность учителя на уроке

Уроки изобразительного искусства требуют от учителя постоянной активной работы: во время бесед, показа произведений искусства, самостоятельной работы учащихся, анализа детских работ, на протяжении всего урока. От активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.

Психологическая сторона урока

Развитие внимания учащихся, мышления, речи, воображения, творческих способностей.

Эмоциональная сторона урока

Развитие умения радоваться,смеяться, грустить, волноваться, сопереживать, Развитие доброжелательности в оценочных суждениях.

Х од урока

В урок включают беседу с детьми, носящую всегда проблемный характер, работу с учебником, учебно-дидактические игры, практическую работу, ее оценку. Урок строится по усмотрению учителя исходя из его творческих возможностей, опыта, с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока.

Слайд-фильм

Использование на уроке слайдов с произведениями искусства и музыки можно объединить в слайд-фильм – подборку из 10-12 произведений на одну тему, выстроенную созвучно по настроению с музыкальным произведением. Слайд-фильм показывают детям без пояснения учителя. Во время его демонстрации учитель может сфокусировать изображение или размыть его, использовать цветной фильтр для усиления эмоционального воздействия отдельных кадров. Желательно иметь кроме целого изображения еще и фрагменты произведения, чтобы можно было рассмотреть детали, обратить внимание на главное.

Для того чтобы после просмотра слайд-фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.

Работа с учебником

Впервые для уроков изобразительного искусства по программе Б.М.Йеменского для начальной школы выпущены учебники, рассчитанные на каждого ученика. Они построены так, что каждая глава соответствует программе одной учебной четверти, а каждый разворот его имеет доступный возрасту текстовый и зрительный материал для уроков. Учебник богато иллюстрирован как репродукциями картин выдающихся художников, так и детскими рисунками для внимательного рассматривания, погружения ребенка в мир искусства, отражающего эстетический аспект жизни. Практические задания расширяют возможности детского творчества, дают повод к самостоятельной работе на уроке и дома.

Учебник ни в коем случае не должен заменять учителя на уроке! Он является только подспорьем в работе и может быть использован по усмотрению учителя во время беседы, объяснения темы или практического задания.

Практическая работа учеников

Практическая работа детей связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе. Это могут быть упражнения, наброски, зарисовки, эскизы и длительная работа с материалом. Живопись, графика, лепка, бумажная пластика дают возможность попробовать свои силы в разных видах искусства, освоить элементарные приемы работы, выявить свои возможности и способности.

Коллективные и групповые работы

Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ. Сначала каждый ребенок рисовал только на своей половине листа. Сразу стало видно, что нет единства изображения. Надо было научить видеть работу другого, соподчинять свою часть работы с работой товарища.

Некоторые работы, такие, как конструирование, итоговые работы за четверть в виде панно, вообще невозможно сделать в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и др. Такие работы требуют совместного труда всех мастеров (Изображения, Украшения, Постройки). Это работа индивидуально-коллективная, когда одну часть (постройку, зарисовки) дети делают индивидуально, а потом из них монтируются большие панно, макеты (наклеиваются на большой лист с подрисовкой и т.д.).

Есть еще один вид групповой и коллективной работы, когда сразу целая группа детей делает одну большую работу (декоративные панно, декорации к спектаклю). Это самый трудный вид деятельности. Здесь нужно уметь видеть работу не только соседа, а всей группы, согласовывать свою работу с другими, находить единое композиционное решение коллективного замысла. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд – все сразу. Так исподволь формируется чувство коллективизма, ответственности не только за свой участок работы, но и за общий труд – качество, необходимое человеку в дальнейшей жизни.

Оценка деятельности детей. Устные ответы

При оценке устных ответов учитываются:

–активное участие в беседе;

–умение найти нужное, выразительное слово;

–умение высказывать свое суждение;

–умение делать выводы;

–использование в беседе домашних наблюдений.

Оценка практической работы

Обязательные упражнения можно не оценивать, некоторые упражнения, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность, оцениваются. Практическая работа более крупного плана оценивается по нескольким показателям:

а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки).

Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы. Из лучших работ детей можно организовать выставку. Часть работ (самые выразительные) можно использовать в качестве дидактического материала. Школа не готовит художников. Оценивается включение в творческий процесс, а не продукт его, и все-таки качество детских работ может быть показателем работы учителя.

Отдельно оценивается трудолюбие – это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа лаборанта, роль главного художника и т.п.).

Задание на дом

Это задания по поиску материала и домашние наблюдения. Их можно давать в любое время на уроке, записать очень кратко на доске и в дневнике. Все практические работы дети выполняют в классе. Дома они могут сделать творческую работу по своему желанию. Этому чрезвычайно способствует наличие рабочей тетради – приложения к учебнику.

Методы работы на уроке

    Словесные:

слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.

    Наглядные:

коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства; использование домашних наблюдений.

    Интегрированные:

сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.

    Практические:

показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника.

    Творческие:

исследование, поиск, творческая работа.

6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроках

1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала.

2. Работа с учебником.

3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии.

4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.

5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.

6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.

7. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования – из бумаги, картона, коробок.

8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик). [Резьба по дереву, вышивка, макраме – в дополнительном образовании.]

9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки).

10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и прите ли, уподобление образам и др.

1 класс, ИЗО, 1 четверть, учитель Третьякова Е.М., ШГ №95

Цель: создание условий для знакомства учащихся с видом изобразительного искусства – графика.

Проблема: можно ли в графике передать красоту окружающего мира? Каким образом?

Задачи :

- повторить жанры изобразительного искусства – натюрморт, пейзаж при путешествии в музей; познакомить учащихся в ходе беседы, игровых ситуаций, анализа произведений искусств с графикой, а также с выразительными средствами графики; выявить отличия между живописными и графическими изображениями; выполнить образы деревьев различными линиями, используя графические средства изображения;

- развивать внимание, познавательный интерес, фантазию, графические навыки; умение работать в паре, в группе;

- воспитывать эстетический вкус, стремление к красоте, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат первичные знания о графике, графический рисунок деревьев.

1. Орг. момент.

2. Психологический настрой.

Приветствие.

Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.

Будем изобразительное искусство изучать

Творчество и фантазию развивать.

3. Ход урока.

Повторение , закрепление пройденного материала.

Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. Человеческое сердце и душа воспринимают эту красоту и отображают е в произведениях искусства – в музыке, литературе, живописи и тд. Вот сейчас мы с Художником – Живописцем отправимся в небольшой музей, для того, чтобы проверить наши знания. В нашем музее небольшая коллекция произведений художников. Внимательно посмотрите и найдите среди картин:

-Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется _______________ (пейзаж)

Найдите картины, изображающие пейзаж и прикрепите карточку с буквой «П». (репродукции картин художников разных жанров на доске)

Так что же такое пейзаж?

Какой может быть пейзаж? (ответы уч-ся)

Задание №2

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе.

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это _____________________ (натюрморт)

Давайте в нашем музее найдём картины художников, изображающие натюрморт. (работа учащихся у доски, прикрепить к репродукции карточку с буквой «Н»)

А кто помнит из вас, как называли художники давным-давно натюрморты? (завтраки)

Какой натюрморт мы рисовали на прошлом уроке? Что разместили мы на плоскости стола? (ответы уч-ся и показ работ)

4. Новая тема. Вводная беседа.

Сегодня к нам на урок пришёл ещё один художник. Посмотрите и поприветствуйте его. Чем, на ваш взгляд, он отличается от Художника – Живописца? (работа в группах, ответы спикеров)

Это Художник- График. Сегодня мы познакомимся, как он работает, какие изобразительные средства использует, и увидим результат его и вашего творчества.

А пока послушайте маленькую историю.

«Как-то раз вышел спор между красками, кто из них красивее и ярче всех. Стали они наперебой себя расхваливать. Рядом стоял и молчал Простой Карандаш. – А, что это ты молчишь? Нечем похвалиться? – стали посмеиваться над ним краски. Он обиделся и молча, отошёл от них.

- Неужели я такой не красивый, загрустил карандаш. Неужели я никому не нужен и никто не захочет рисовать мной?»

Ребята, а как вы считаете? Какой простой карандаш, если какая-то польза от него? (работа в группах, обсуждение в парах, выступление спикеров)

Вы хотели бы узнать, что же случилось дальше?

«Пришел Художник. И вдруг на глазах у ярких красок он взял простой карандаш. Он начал рисовать удивительные рисунки – портреты, пейзажи, животных, натюрморты. Окружили Художника краски и стали ахать: " Какая красота! Какие линии, какие интересные переходы и формы! Как мы раньше этого не замечали» А художник рисовал до самого вечера. Много замечательных работ создал он, используя только простой карандаш. (Показать детям на доске графические рисунки различных жанров)

Перестали больше хвастаться и зазнаваться краски. Они стали с уважением смотреть на своего скромного, простого друга.»

А рисунки, которые создал Художник, называются – Графикой.. Вот чем занимается наш Художник – График..

5. И тема сегодняшнего нашего урока «Графика. Волшебная линия».

Так, что же такое графика?

Графика – это произведение искусства (рисунки), выполненные

графическими средствами.

Показ графических средств учащимся – простой карандаш, цвет. карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, соус, сепия, тушь, перо, фломастеры и тд.

Посмотрите на доску, так чем же отличаются живописные картины от графических рисунков? Что может быть главным в живописи и в графике?

(работа в группах, ответы спикеров)

В переводе слово «графика» означает «пишу, черчу, рисую». Но почему именно это слово? Посмотрите на простой карандаш. Внутри деревянной оболочки – камень – графит, вот поэтому рисунки, выполненные графитом стали называть графикой. Но не всегда графика бывает черно-белой, она бывает цветной. Такой рисунок можно получить благодаря цветным мелкам, цветным карандашам и фломастерам. (показать цветные графические рисунки)

6. Закрепление.

А вот теперь попробуем среди произведений искусства на листке найти графические работы художников и отметить их линией. Сам. работа учащихся. (карточка с репродукциями художников живописи и графики)

Проверка хлопками.

А что дало нам выполнение этого задания? (ответы уч-ся)

7. Физминутка. Представим, что мы начинаем рисовать. Давайте рукой в воздухе нарисуем круг, квадрат, горы, озеро… Что мы проводили в воздухе?

Как выдумаете, с чего мы начинали рисовать? С линии.

8. Практическое задание.

Когда мы только начинаем рисовать, то мы проводим линию. Открыли альбомы и начинаем работать. Линия может быть разной, она словно волшебница, мгновенно может изменить свой облик, настроение. Посмотрите, что она умеет и какая бывает. Учитель рисует на доске, а ученики за ним.

Может быть: спокойной, плавной, вялой, ленивой, робкой, испуганной, ершистой, сердитой, игривой, весёлой.


Она любит путешествовать: по земле, поднимать в горы, нырять в море, загорать на песочке, свернуться в клубочек и покатиться по дорожке.

Линия может очертить форму любого предмета и это будет контур. (контурный рисунок показать) Она справиться с любым заданием, она может

4 –

всё! Недаром она волшебная. А вот художники называют её «живой». Как вы думаете, почему? (ответы уч-ся)

В графике линия живёт не одна. У неё есть друг – Штрих. С ним мы познакомимся на следующем уроке.

9. А сейчас нас приглашает в гости Художник – График. Посмотрите, в каком необычном доме он живёт. Какой он дом? Дайте ему характеристику.

(линейный, графический). Вот, что может линия, как она постаралась. Но как, то странно вокруг, пусто и одиноко во дворе у Художника-Графика. Чего здесь не хватает, как вы думаете ребята? (ответы учащихся)

Сада, деревьев, цветов.

Говорят, что каждый человек в своей жизни должен выполнить три дела: построить дом, посадить дерево и воспитать ребёнка. Вы пока ещё маленькие, но обязательно у каждого из вас будем свой дом, семья, дети. А вот посадить дерево вы можете и сейчас. Тогда во дворе Художника сразу всё изменится. Только скажите, а для чего люди сажают деревья, с какой целью? (ответы учащихся)

А теперь за работу. Каждый из вас сейчас получит саженцы. (бумажный, контурный макет дерева) Вам необходимо, используя различные графические линии, выполнить образ дерева, красивого, роскошного и посадить во дворе Художника.(прикрепить к доске рисунок)

Самостоятельна работа учащихся.

10. Подведение итога работы на уроке.

Какой сад великолепный появился у Художника–Графика. Благодаря чему он получился? Что вы узнали на уроке?

11. Рефлексия.

Посмотрите, появилось на небе солнышко. Оно улыбается вам. Вы хорошо постарались. Только как–то странно оно выглядит. Чего не хватает у нашего солнышка? – лучей. Они есть у меня. И сейчас наше солнышко засияет ещё краше. Пусть каждый из вас возьмёт лучик и проведёт внутри него цветную линию. Если вам сегодня на уроке было интересно, всё понятно, комфортно, то проведите красную линию. Если вам было немножко неуютно, что-то не получалось, но сердечко ваше пылало и рвалось вперед, то жёлтую линию. А если вы не получили для себя никаких знаний, вам было не интересно, то проведите линию простым карандашом для того, чтобы потом можно было подумать и что-то изменить. Если ваше настроение измениться, то вы всегда сможете превратить эту линию в цветную.

(прикрепить готовые лучики на доску к солнышку)

Солнышко готово, сад посажен, настроение у всех отличное, художник-График улыбается.

Волшебный графический мир.

Теперь знакомы мы с тобой!

В нём чувство радости живёт

И нас с тобой туда зовёт.

12. Возврат к проблеме. (ответы учащихся)

13 Пожелания учителя и ребят друг другу.

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №95

РАЗРАБОТКА

урока изобразительного искусства

1 класс

Тема: «Графика. Волшебная линия».

Подготовила: Третьякова Е.М.

учитель ИЗО

Караганда

Урок рисования для младших школьников. Снегири.

Автор : Хатипова Гульнара Кабировна преподаватель.
Место работы: МОУДОД ДХШ№2

Конспект урока по рисованию.

Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.
Задачи:
Образовательные: научить изображать снегиря;
знакомить с жанром анималистики;
передача в рисунках красоты линий, форм, окраски,их цветовой гармонии; определение пропорций.
Развивающие: научить видеть красоту птиц,
развивать у детей потребность в творчестве.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное отношение к природе, воспитать умения видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту природы;
формирование эстетических чувств;
формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: слайдовая презентация «Снегири», репродукции с изображением снегирей, образец работы, сделанный учителем, поэтапное изображение снегиря.

Материалы и принадлежности: гуашь, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, цветной картон формата А4.

Литературный ряд: - стихи, (см. в конспекте «Ход урока»); - пословицы

Музыкальный ряд: голоса разных птиц.
План урока:
1.Оргмомент – 2мин.
2.Сообщение темы – 20 мин.
3.самостоятельная работа – 50 мин.
4.Подведение итогов – 10 мин.
5.Домашнее задание – 5мин.
Ход урока:
I.Оргмомент:
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Правильно зимой. Зимой в природе происходят разные изменения.
Какие изменения происходят в природе?
(Деревья сбрасывают свою листву, некоторые животные впадают в спячку, выпадает снег, приходят морозы).
Зимой к нам заглядывают гости…Кто?
(Птицы).
Узнаем, если нам помогут ребята. У некоторых на партах лежат буквы, возьмите их и выйдите к доске. Буквы перепутались, что ж за слово? Отгадаем его, если найдём ответ на загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Правильно, это снегирь. Именно его мы сегодня будем рисовать на уроке.
Тема нашего сегодняшнего урока «Снегири».

Ближайший родственник снегиря- воробей. Живёт снегирь в хвойных таёжных лесах. На зиму значительная часть птиц перебирается к югу, именно поэтому мы можем его видеть в наших садах и лесах.
Длина тела (около 18 см, весит около 35 г.)
Какого цвета оперение?
Верх головы, крылья и хвост чёрные.
Задняя часть шеи и спина светло-серые.
Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная.
Вот парочка птиц - это снегири. Самец и самочка.


Как вы думаете кто из них – кто?
(У самки красный цвет замещён буровато-серым.)
Представьте себе 100- 150 лет назад в России была традиция обучать снегирей пению. Птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало. Сейчас традиция обучения снегирей пению, а также секреты этого мастерства утеряны. Может быть, это и к лучшему. Птицы должны жить на воле, а не в клетке. У русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок посвящённых этой птице. Например по старинной солдатской примете снегирь поет к победе.
У вас на парте в конверте лежит пословица, разрезанная на части, составьте её и объясните её смысл. КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНЬЕМ . Если птицу расхваливают за её красоту. То человека судят по его делам, умениям. И вы сегодня увеличите свои умения, научившись рисовать птиц.
Снегиря очень любят в России. В подмосковье находится единственный в мире «Музей снегиря». В нем собраны все виды снегирей, картины, скульптуры и другие произведения искусства посвященные снегирю. Туда приходят люди посмотреть на птиц, и узнать об их жизни.
Художники очень любят изображать снегиря. Посмотрите на картины где изображена эта птица.



А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.)Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим.
Как вы думаете, на что художники обращают внимание при рисовании птиц?
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища; кто это? (Пингвин- это птица ребята!)
2)длинные или короткие ноги; Посмотрите как отличаются ноги у цапли и снегиря
3)длинная или короткая шея; По сравнению с лебедем шея снегиря почти не видна
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это тоже самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска;
Я предлагаю каждому из вас выполнить рисунок снегиря. Посмотрите на мою работу здесь показано как нужно правильно, построить птицу. Основа туловища любой птицы – это овал (яйцо), голова – окружность, крылья – треугольник, хвост – трапеция. После построения всех геометрических форм нужно плавно соединить по построенным линиям. Построив снегиря в карандаше нужно его выполнить в цвете. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная.
Последовательность выполнения работы:
1. Выбрать формат
2. Наметить размер снегиря.
3. Нарисовать детали птицы.
4. Выполнить в цвете.
Ваша работа должна получиться - найти характер снегиря, аккуратно выполнена.

III.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к выполнению задания. В процессе практической работы учитель помогает ученикам.

IV.Подведение итогов:
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В этом году суровая зима. Птицам страшнее голод, чем холод. Мы можем им помочь.
А как нам расскажут ребята.
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших всех снегирей, воробьёв и синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Отлично каждый запомнит, что вы пообещали птицам.
Итак, чему вы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

V.Домашнее задание:
Рассказать родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. Принести материал для следующего урока.
Спасибо за урок!

В поисках новых идей для организации уроков по изобразительному искусству приглашаем Вас посетить наш специальный раздел, посвящённый этой теме.

Здесь Вы найдёте готовые планы и конспекты уроков для каждого из классов начальной школы. В том числе мероприятий в стилистике традиционных народных промыслов; либо проводимых специально к какому-либо празднику; посвящённых сезонным изменениям природы; иллюстрированию детских литературных произведений.

Рисование, которое становится настоящим искусством.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 149 .
Все разделы | Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

«В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том, или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом», - пишет Иоханнес Иттен «Рисовать надобно уметь прежде, нежели...

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока : Откручивание кусочка пластилина от целого. Лепка. Снежинка. Цель урока : формирование умения откручивания кусочков пластилина от целого куска. Задачи урока :...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе

Публикация «Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1...» Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, В соответствии с требованиями Федерального...

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие творческих способностей на уроке. 2. Расширение знаний по предмету. 3. Создание объемных выразительных масок. 4. Использование различного...

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета;...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Разработка урока по изобразительному искусству, 5 класс. Создание панно «Бал в интерьере дворца»

Урок № 22 Дата: 15.02.2019г. Предмет: Изобразительное искусство. Класс: 5 Учитель: Самединова Д.С, учитель Тема: Создание панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». Урок №43 Тема ОВЗ: «Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (коробка с...

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики; – развитие оригинальных композиционных решений; –применение знаний выразительных средств, при создании изображения. Материалы: – ножницы; –...

Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 5 класс.

Цель урока : сформировать представление об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи.

Задачи

Обучающие :

– освоить приемы нанесения мазка, создать узор на макетах предметов быта из элементов росписи;

– закрепить и обобщить знания обучающихся о характерных особенностях росписи;

Развивающие: развивать фантазию и воображение, а также навыки самостоятельного творческого мышления;

Воспитательные:

– привить уважение к труду мастера – носителя традиций;

– помогать обучающимся замечать уникальность и красоту Гжели в повседневной жизни, развивать художественный вкус.

Формы работы обучающихся: коллективная, в группах, в парах, самостоятельная.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, кисти, краски, цветные карточки с буквами, конверты с заданиями, предметы народного прикладного искусства «Гжель», народная музыка.

Основные понятия и термины: народные промыслы, роспись, Гжель.

Планируемые результаты:

Личностные

– мотивация к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

научатся:

– определять цель, ставить и формулировать проблему урока, выдвигать версии об увиденном;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– владеть рядом общих приёмов решения задач и на этой основе строить частные.

Регулятивные:

научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, находить информацию для создания нового, более совершенного результата;

– практически оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные:

научатся:

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой и индивидуальной работе;

– выдвигать предположения относительно вопросов, заданных учителем;

– делать выводы в форме речевого высказывания.

Предметные

научатся:

– познакомятся с новыми ремеслами, произведениями народных мастеров;

– приобретут конкретные навыки творческой деятельности;

– осознают связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Приветствие в форме игры для создания благоприятного психологического настроя, организационный момент,

Приветствуют друг друга в форме игры.

2. Актуализация знаний

Организует обсуждение, направленное на повторение известных народных промыслов с помощью флэш – презентации.

Сопоставляют виды народных промыслов с иллюстрациями.

3. Мотивационный этап. Постановка целей и задач урока

Создает проблемную ситуацию через просмотр презентации, которая подтолкнет обучающихся к формулированию цели урока.

Предлагает поработать с карточками, на которых изображены холодные и теплые оттенки

Дают ответы в форме речевого высказывания, включаются в обсуждение.

Выбирают карточки только холодных оттенков, перевернув их, открывают название темы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает к просмотру видеоролик и приглашает детей в «мастерскую».

Предлагает в группах собрать пазл.

Обучающиеся выполняют задание по рядам:

Ученики, сидящее на первом ряду задают один вопрос, который остался для них непонятным после просмотра видеосюжета.

Ученики второго ряда рассказывают о том, что их впечатлило больше всего из увиденного на экране.

Учащиеся, сидящие за партами третьего ряда подводят итог, высказывая факты об искусстве «Гжель».

Собирают пазл, узнают о самых важных элементах гжели.

Первый элемент – гжельская роза.

Второй, но не менее значимый элемент – мазок. Последние элементы – капелька и усики.

5. Динамическая пауза

Предлагает детям встать, дает инструкцию для физминутки.

Выполняют физминутку.

6. Первичное закрепление

Раздает шаблоны для отработки техники гжельской росписи.

Предлагает завершить рисунок синей птицы счастья.

Работают с шаблонами с изображением синей птицы счастья.

Оформляют импровизированную выставку мастеров гжельской росписи.

7. Информация о домашнем задании

Сообщает о том, что мастерская не заканчивает свою работу. Предлагает дома создать сервиз, расписанный в технике Гжель.

Каждый обучающийся получает один из шаблонов, имитирующий предмет сервиза для росписи.

Выбирают шаблон.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Предлагает обучающимся закончить одну из фраз, позволяющих оценить свое участие в уроке:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Мне было интересно…..
  • Мне больше всего запомнилось на уроке….
  • Я могу себя похвалить……..

Выбирают предмет, каждому из которых соответствует та или иная фраза.

Передавая предмет заканчивают фразу собственным суждением.

Ход урока

1. Приветствие, организационные моменты, проведение игры для создания благоприятного психологического настроя.

– Сейчас наши пальцы будут по очереди ходить друг к другу в гости. Мизинчик идет в гости к мизинчику (дети соприкасаются мизинцами). Повторяйте теперь за мной: «Здравствуй друг, как ты тут?». Безымянный идет в гости к безымянному, повторяем «Как давно я тебя не видел». Средний к среднему и все вместе – «Как я рад тебя видеть». Указательный к указательному «Давай дружить», ладошки сжимаем. «А если тебе будет трудно, я тебе помогу» (ученики обнимают друг друга).

2. Актуализация знаний.

– Отлично, а теперь с позитивным настроем приступаем к выполнению заданий.

– Ребята, взгляните на экран (на экране презентация). Взглянув на эту иллюстрацию, что вы вспоминаете с прошлого урока? Что вы можете напомнить друг другу об этой теме? (Ученики предлагают варианты).

Действительно, на прошлом уроке мы изучили несколько видов народных промыслов. Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать один промысел от другого. (На экране флеш-презентация).

Вы видите три столбика с названиями тех промыслов, которые мы изучили с вами на прошлом уроке. На экране будут появляться иллюстрации этих промыслов, а ваша задача – соотнести их с названиями. (Дети озвучивают ответы).

3. Мотивационный этап. Постановка целей и задач.

– Молодцы! С задачей справились на отлично! А теперь взгляните на эти четыре иллюстрации. Как вы думаете, по какому принципу эта картинка попала в один ряд с предыдущими? (Дети предполагают). А может кто-то знает, что это за народный промысел? Хорошо! А давайте тогда повторим. Вы видите, что роспись выполнена в холодных оттенках. На доске перед вами прикреплены карточки, кто сможет из вас выйти к доске и выбрать карточки только холодных оттенков?

Переверни их. (Один из учеников выходит к доске и переворачивает нужные карточки). Давайте теперь дружно повторим, что у нас получилось! (Дети хором озвучивают название промысла). Молодцы. Это тема нашего сегодняшнего урока. А что вы уже знаете об этом промысле? Кто пробовал рисовать в этой технике? А что еще вы бы хотели узнать и чему научиться в ходе сегодняшнего урока? (Отвечают на вопросы).

4. Первичное усвоение новых знаний.

– А сейчас я приглашаю вас заглянуть в окно мастерской, где открываются самые сокровенные тайны искусства Гжель, где можно увидеть работу мастеров. Но прежде, чем мы заглянем в окно, я дам вам небольшие задания. Когда вы вернетесь из этого путешествия, ребята, сидящие на первом ряду зададут один вопрос, который остался для них непонятным. Ребята второго ряда расскажут нам о том, что же их впечатлило больше всего. Ну а ребята, сидящие на третьем ряду, подведут небольшой итог, какие знания они возьмут с собой и будут использовать сегодня в работе.

(На экране видеоролик «Гжель»).

(После просмотра ролика дети отвечают на вопросы, которые были поставлены в начале).

– Ну а теперь пришла пора познакомиться с основными элементами этой чудесной росписи. Нам в этом поможет мозаика. Обратите внимание, на четных партах уже лежат конверты с мозаикой – на вторых и четвертых. Для выполнения задания нам нужно объединиться в команды, ребята с первой парты повернитесь назад, ребята, сидящие за третьей партой – к вашим одноклассникам, сидящим сзади. А теперь открываем конверты и начинаем собирать пазл. (Ученики работают в командах по 4-5 человек).

Итак, проверим, что у нас получилось? (На экране презентация).

Ребята, сейчас у меня на экране будут появляться элементы мозаики, и у вас будет возможность проверить, что у вас получилось.

Вот это самый важный элемент, что он вам напоминает? Да, действительно, этот элемент – гжельская роза. Кто положил вот этот элемент сюда, поднимите руки? Правильно. Это второй, но не менее важный элемент – мазок. Мазки бывают разные – широкие, с тенью, выполненные тонкой кисточкой, горизонтальные, вертикальные, волнистые, в форме запятой. А что вам напоминают вот эти элементы? Это капелька. А это – усики. Их можно соединять между собой и украшать кромку изделия или создавать центральный узор. Отлично! Я рада, что все справились. А теперь сложите мозаику обратно, она вам пока не понадобится.

5. Динамическая пауза.

– Теперь, когда мы с вами уже столько всего узнали, я предлагаю нам с вами немного отдохнуть и расправить плечи. Ну а поскольку мы с вами находимся в селе Гжель, я вам предлагаю выучить несколько движений народного танца. Танец мы начнем со знакомого нам движения – ладушки. Повернитесь к вашему соседу и сыграйте с ним в эту игру. (Дети играют в ладушки).

А теперь девицы красные пускаются в пляс и повторяют вот такое движение, добрые молодцы пока им хлопают. (Под аплодисменты мальчиков девочки повторяют за педагогом движения).

Ну а теперь наши парни под аплодисменты девочек выполняют вот такое движение. (Мальчики повторяют движение).

А теперь похлопаем друг другу. (Все хлопают в ладоши). Молодцы, садитесь.

6. Первичное закрепление.

– Помимо растительного и геометрического орнамента, в гжельской росписи используются зоо- и антропоморфные мотивы. Давайте вспомним, что значит антропоморфный? А зооморфный? (Дети вспоминают определения).

Гжельские мастера любят использовать зооморфные мотивы. Они рисуют волшебных синих птиц счастья, например таких, как эта. Сейчас все вы станете мастерами и будете рисовать свою птицу. А чтобы начать творить свои шедевры, приготовьте, пожалуйста, все необходимое. (Ученики открывают краски, альбомы).

А пока вы готовитесь, я раздам вот такие конверты на каждую группу. В них вы найдете шаблоны для изготовления своей гжельской росписи.

Рассмотрите внимательно, что вы получили. Посмотрите на мою птичку, она расположена горизонтальная. Вы свой шаблон приклейте на альбомный лист также, а затем закончите роспись второго крыла и хвоста.

Как вы думаете, сколько времени вам понадобится на выполнение этой работы? (Ученики на пальцах показывают нужное им для работы время).

Я знаю, как вы умеете работать, поэтому я сокращу это время до 10-ти минут. Ребята, кто уже рисовал в этой технике, вы готовы приступить к работе? Тогда начинайте. А для тех, кто сталкивается с этой росписью впервые, я расскажу о нескольких нюансах. Не нужно использовать карандаш, рисуйте сразу красками. Кисть нужно держать немного наискосок, тогда мазок будет интереснее. У кого есть палитра – используйте ее, наносите краску сначала на палитру, а потом на кисть с одной стороны, и тогда у вас получится красивый переход тона. А для того, чтобы вам было проще схема выполнения будет перед вашими глазами. (На экране презентация).

Поднимите руку те, кому нужна моя помощь, и я подойду к вам в первую очередь. (Педагог помогает каждому из учеников индивидуально).

Я предлагаю тем, чьи птицы близки к завершению или уже готовы, сделать небольшую выставку, как в мастерской. И мы все полюбуемся на нашу синюю стаю.

7. Информация о домашнем задании.

– Ребята, наша мастерская на этом не заканчивает свою работу! Вы видели, как мастера занимаются росписью белых фарфоровых чашечек и тарелок. Мы с вами создадим наш сервиз! Каждый получит сейчас один из предметов этого сервиза, а дома распишет его основными элементами Гжели. И на следующем уроке мы устроим своеобразное чаепитие. (Дети получают макет предмета).

8. Рефлексия. Подведение итогов.

– Все вы сегодня прекрасно поработали. А теперь посмотрите, перед вами предмет народного творчества, выполненный в уже известной вам технике Гжель. (Учитель показывает фигуру, расписанную изученной росписью).

Сейчас он будет символизировать то, что вы сегодня узнали. Когда фигурка попадает к вам в руки, вы должны закончить фразу. Я сегодня узнал. (Дети высказываются).

– Хорошо, а теперь закончите фразу: Мне было интересно, что запомнилось?

– Ну а теперь: За что я могу себя похвалить (Дети хвалят себя).

– А я хочу продолжить предложение: «Вместе с вами сегодня я получила удовольствие от работы нашей мастерской».

– Я благодарю вас за урок. На этом он закончен. До новых встреч, мои маленькие художники!