Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты. Михаил Александрович Шолохов Донские рассказы (сборник)

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.
Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.
А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.
Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя. Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни. Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.
Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен. Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство - прекрасную душу. А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование. Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой. В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.
Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.
Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким. И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.
Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается». И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.
Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил». Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться. В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что - бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах. Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел. Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.
Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека. Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм. Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек. Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.
В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.
Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека. Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом. Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова. И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.
Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.
Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.
Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.
А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.
Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя. Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни. Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.
Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен. Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство - прекрасную душу. А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование. Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой. В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.
Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.
Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким. И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.
Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается». И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.
Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил». Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться. В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что - бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах. Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел. Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.
Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека. Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм. Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек. Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.
В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.
Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека. Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом. Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова. И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.
Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.
Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

Михаил Шолохов в своих произведениях раскрывает судьбы русского народа. Повесть «Судьба человека» - один из шедевров его творчества. Сам Шолохов оценивал «Судьбу человека», как шаг на пути к созданию книги о войне.
Эта книга первая, где рассказывается о человеке, который прошел через концлагерь. В годы войны, все кто попадал в лагеря, считались предателями. На примере Андрея Соколова мы видим, что жизненные обстоятельства сильнее нас и разные люди могли попасть в руки к фашистам.
Главный герой книги Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну.
Андрей Соколов тысяча девятисотого года рождения. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корнях массового героизма, которые уходят в национальные традиции. Соколов имеет «свое, русское достоинство»: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!»
Жизнь Андрея Соколова требовала от него волевых усилий. Он воевал и очень хотел выжить не ради себя, а ради семьи. Вот как описывается лагерный эпизод: «Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый». Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...» Не знал он в тот момент, что его семьи уже нет, а вместо дома - воронка от взорвавшейся бомбы. Он остался один, когда вся семья погибла от голода.
На фоне описания судьбы одного человека Шолохов показывает и других людей. Он обращает внимание на солидарность, когда у церкви немцы отбирали «вредных им людей». Из двухсот с лишним человек никто не выдал командиров и коммунистов. Когда Соколов приносит сало, которое ему дали немцы, в барак, никто не набросился на него с жадностью, разделили поровну.
Главный герой попадает в плен не по своей воле, он был контужен. При встрече с немцами он не теряет самообладания. Нравственно он сильнее противника: с издевкой протягивает мародеру вслед за сапогами и портянку. Шолохов рисует Соколова незаурядным человеком, благородным и человечным. Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши.
В рассказе М. Шолохова освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова и семьи, и мужество солдата в немецком плену. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя произведения оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером.

Материал представляет подробный план урока литературы по циклу рассказов М.А. Шолохова "Донские рассказы", справочные материалы к уроку, презентацию. Урок проводится в 11 классе по программе В.Коровина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира») (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова)

сл №1 сл.№2

Распята Россия врагами
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
Демокрит
Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.
Ф.Г. Бирюков

ЦЕЛИ.

Предметная: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Мета - предметные: развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.

Задачи :

  1. Учить мыслить логично, научно, творчески.
  2. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  3. Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
  1. Обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
  2. Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
  3. Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  4. Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Методы:

  1. словесные, наглядные, практические,
  2. исследовательский, создание проблемной ситуации
  3. индуктивный.

Оборудование : тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы

УМК: Программа «Литература 5-11 класс» //В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ . 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009

Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.

План урока

  1. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.
  2. Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.
  3. Формулирование проблемы. Планирование работы.
  4. Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов “Родинка”, «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.
  5. Доказательство правильности избранного решения. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
  6. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Цель учителя к каждому этапу урока

1. Организационный

5 мин.

Сл.№3 Приветствие.
Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к уроку.

Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке . Подберите ассоциации со словом «война».

Самое первое зло, поразившее человека, - война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др.. Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Приветствуют учителя.

Слушают, принимают учебную задачу.

Настрой на урок.

Мотивация деятельности.

Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке.

Создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Актуализация опорных знаний

10 мин

сл. №4

Сл.№5

Планирование деятельности

Работу построим следующим образом:

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.

В конце занятия подводим итог.

Двое учащихся реализуют творческое домашнее задание, выполненное на основе материала учебника и дополнительных источников: сообщения «М.А.Шолохов в годы гражданской войны», «История создания «Донских рассказов»»

Актуализированы знания и эмоциональные отношения с текстом, получена новая информация.

Ученики мотивированы на дальнейшую самостоятельную работу по изучению произведения.

Актуализировать знания о творческой истории произведения, его тематике.

Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказов. Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений сравнивать новую и известную информацию.

3. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений.

22 мин.

Выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся

Сл.№ 6

Возможные вопросы

1) Анализ рассказа “Родинка”.

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? (Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)

8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

Сл. 7.

Возможные вопросы

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка - не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.)

Сл.№8

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

Возможные вопросы

2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?
3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?
4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?

сл.№ 9

4) анализ рассказа «Чужая кровь»

Возможные вопросы

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя.

Заполнить опросные листы (заранее получены).

Составляют схему, используя раздаточный материал, поясняют свое мнение, оформляют краткие записи в тетрадях.

Получили новые знания о приемах создания образов на основе известной информации, самостоятельной работы с художественным текстом и текстом учебника.

Получили установку на выполнение одного из домашних заданий.

Раскрыли для себя логику упорядоченности рассказов цикла.

Формировать новые знания и умения на основе известных сведений. Создать условия для развития речи.

Дать установку на заполнение опросных листов

Раскрыть учащимся логику упорядоченности рассказов цикла;

наметить другие аспекты (для дальнейшей деятельности).

4. Подведение итогов. Рефлексия

5
мин.

«Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Почему именно родинку использует автор как символ? Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон? КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД

Обратимся к стихотворению Р.П.Кумова (донского казака). Используя крест как символ распятой в гражданской войне России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение названий рассказов на кресте – символе.

Сл.№ 10.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения.

К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?
- Какие страницы «Донских рассказов» вам
хотелось бы перечитать?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?

Какое задание было выполнить трудно?

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)

Отвечают на вопрос. Заполняют схему- расположение названий рассказов на кресте.

Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла.

Высказали «Я-позицию».

Получить обратную связь об осознанности учебных действий учащихся, результатах работы.

5. Информация о домашнем задании

3 мин.

Сл.№11

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”, написав мини - сочинение

Записывают домашнее задание и задают вопросы

Приняли домашнее задание.

Разъяснить домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Справочные материалы

1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца...» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса - вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… Контрасты в его рассказах воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы - уже было проявлением гуманизма. Однако с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.

В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

Исследователь В.В. Гура , автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает... У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, - четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое - бойцы Добровольческой армии, а Валентин - красный... Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня - и ходу! А мать в слёзы - волосы на себе рвёт... А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся... И так ведь не раз, не два. Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие - то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. Паршивые, бездарные ученики мы у истории - вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия...”».

Евгении Григорьевне Левицкой

члену КПСС с 1903 года

Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое - всего лишь около шестидесяти километров, - но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.

Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

Если это проклятое корыто не развалится на воде, - часа через два приедем, раньше не ждите.

Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.

Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но, сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.

Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. - Он помолчал немного, потом спросил: - А ты что же, браток, свое начальство ждешь?

Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:

Приходится ждать.

С той стороны подъедут?

Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

Часа через два.

Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу, но он опередил меня вопросом:

Ты что же, всю войну за баранкой?

Почти всю.

На фронте?

Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше.

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молча водил ею по песку, вычерчивая какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил:

Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь! - И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: - Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи!

Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой».