Музыкальные выразительные средства в музыке.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

Мелодия

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

Регистр

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают:

— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
— средний регистр (ассоциации с голосом человека),
— низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

Ритм

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

Виды ритмических рисунков

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

  • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
  • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
  • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
  • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

Размер

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

Темп

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

Тембр

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
Струнные инструменты
— Деревянные духовые инструменты
— Meднные духовые инструменты
— Ударные инструменты

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

  • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
  • Pianissimo — pp — очень тихо
  • Piano — p — тихо
  • Mezzo piano — mp — не очень тихо
  • Mecco forte — mf — не очень громко
  • Forte — f — громко
  • Fortissimo — ff — очень громко
  • Forte fortissimo — fff — предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo — cresc. — усиливая
Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
Subito forte — sub.f. — внезапно громко
Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
Decrescendo -decresc. — ослабляя
Smorzando — smorc. — замирая
Morendo — morendo — замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Метр

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра

    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

По количеству звуков:
— Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
— Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

По интервальному строению:
— аккорды секундового строения (кластеры)
— аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
— аккорды квартового строения (квартаккорды)
— аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры:
    Формы имитационной полифонии:
  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта (ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

Штрихи

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

  • Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
  • Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
  • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.

Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка, об основной задаче этого вида искусства, и как следствие, логическим продолжением недавнего разговора напрашивается такой вопрос, раз уж музыкальное произведение должно раскрывать художественный замысел автора, то как это происходит. С самого начала обучения музыки, ее прослушивания и воспроизведения, мы сталкиваемся с разными выразительными средствам данного вида искусства, которые и помогают автору раскрыть идею своего произведения. И сегодня я хотел бы разобрать, что же относиться к этим самым выразительным средствам в общем, и на некоторых, остановиться в частности.

Вот краткий обзор основных музыкально выразительных средств

1.Мелодия

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

2.Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

3.Ритм и Размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

4.Лад

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

5.Тембр

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

6.Регистр

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

7.Динамика.

И вот на динамике я бы хотел остановиться сегодня. Это на мой взгляд один из самых простых (теоретически) видов выразительных средств, но не смотря на это, роль его нельзя недооценивать, так как она очень важна. И порой исполнителю бывает очень сложно сыграть все динамически точно и верно, и это требует особого внимания в процессе изучения и работы над произведением. Что это такое? Музыкальная динамика?

Если говорить об этом просто, то Динамика — сила звука,а динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука. Часто, открывая нотный текст, музыкант обращает внимание именно на ноты (знаки), а остальные нюансы нотного текста остаются не замеченными. И именно динамика остается забытой чаще всего. Все мы знаем, что не только в музыке, но и в жизни звук бывает тихий и громкий. Когда в процессе общения с человеком мы чем то не довольны, или раздражены, то мы можем повышать голос (повышать уровень громкости) тем самым показывая напряжение и внутреннее беспокойство, когда мы устали и нет почти сил то голос может стать более тихим показывая тем самым что силы на исходе. А что делать музыканту? Если автор задумал детскую колыбельную, но в нотном тексте кроме нот ничего не указанно, музыкант возьмете инструмент и будете извлекать звук, что есть сил, увеличит темп произведения? Очевидно, что авторский замысел колыбельной будет не правильно истолкован. Чтобы этого не случилось, в музыке присутствует ряд обозначений: знаков и символов, которые конкретно указывают музыканту как именно надо сыграть данное произведение.

Динамические оттенки:

рр - пианиссимо - предельно тихое исполнение.

р - пиано - тихо.

mp - меццо-пиано - умеренно тихо.

mf - меццо-форте - умеренно громко.

f - форте - громко.

ff - фортиссимо - предельно громко.

Ни одно музыкальное произведение нельзя исполнить на одинаковом уровне громкости, поэтому в одном произведении можно увидеть полный спектр динамических оттенков, например вступление играется пианиссимо чтобы разогреть слушателя, но к концу, в кульминации, произведение исполняется на фортиссимо, предельно громко чтобы в полной мере передать накал, и эмоциональный посыл.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».

Цель: закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;

Воспитывать слушательскую культуру учащихся;

Тип урока: урок обобщения знаний.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), «Метелица» А.Ермолов

Ход урока:

  1. Музыкальное приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Д: - Здравствуйте!

  1. Беседа

У: - Сегодня, среди зимы, у нас в классе распустился необыкновенный цветок! Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Сегодня мы вспомним, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название.

Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

Д: - Мелодия!

У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного в музыке – мелодии (это основной мотив произведения). Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковски, это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.

Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы».

У: - Как двигалась мелодия в песне?

Д: - Плавно, без больших скачков…

У: - Правильно. Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

Д: - Мажор и минор!

У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?

Д: - Минор - темную, мажор - светлую.

У: - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.

Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах.

А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.

У: - Каждое произведение исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп.

Также и ритм присутствует и в музыке. Это чередование долгих и коротких звуков. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.

Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

У: - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.

Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.

Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.

Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

Д: - С песней.

У: - Конечно же с песней! Сейчас мы с вами исполним песню «Метелица».

Слушание, опрееление характера и исполнение песни.

У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - медведю.

У: - Правильно! Также и у каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!

Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

У: - Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.

  1. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
  2. Рефлексия.

У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

Д: перечисляют все средства.

У: - Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!

Ребята поднимают картинки.

У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!


Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

презентация "Средства музыкальной выразительности"

Музыка заставляет думать, помогает расслабиться, учит... А можем ли мы сказать о ней более подробно? Давайте попробуем....

По версии ученых-историков, нечто похожее на музыку появилось более 50 000 лет назад. Она была только устной и примитивной. Самые первые люди использовали очень простые средства музыкальной выразительности. Песни, записанные знаками клинописи, были обнаружены археологами, ведущими раскопки Ниппура в Ираке. Предположительный возраст одной из самых первых мелодий - около 4 000 лет.

Что важнее - звук или молчание?

Музыкой (от древнегреческого «искусство муз») называют ритмическую последовательность из коротких или протяжных звуков и пауз, организованных в единую систему. Одновременное извлечение нескольких звуков называют аккордом или созвучием. Средства музыкальной выразительности, законы построения мелодий и последовательностей изучает гармония.

В устной речи слова состоят из звуков, предложения - из слов, фразы - из предложений. Мелодией (голосовым воспроизведением песни) называют законченную музыкальную мысль, состоящую из созвучий, аккордов, мотивов.

Пауза - это кратковременное молчание в общем ритме основного напева, подчеркивающее характер всей песни или оркестрового произведения. Можно сказать, что без молчания нет мелодии.

Как связаны звуки, здоровье и настроение?

Когда человек слушает красивую песню, он не задумывается о том, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Мелодии действуют на каждого индивидуально. Любой культуре, любому поколению свойственен свой стиль:

  • народный или классический;
  • рэп или фолк;
  • джаз или поп;
  • рок или духовные песнопения.

Гармоничные звуки влияют не только на чувства и эмоции, на тело и психику человека. Они затрагивают способности к созерцанию и интуиции, к фантазии, к игре. Японские ученые доказали, что прослушивание классической музыки значительно увеличивает количество грудного молока у кормящих матерей, а рок и поп - сокращают этот показатель. А музыка Моцарта способна положительно повлиять на интеллект. Даже куры становятся счастливее и несут больше яиц, когда звучат успокаивающие мелодии.

Лад в ритмичном темпе и скорость

Средства музыкальной выразительности в музыке усиливают эмоциональность и богатство звучания напева. Ритм организовывает звуки по времени. Без его ритмической постоянной формулы не может быть ни вальса, ни марша, ни танца. Сложные африканские и некоторые азиатские мелодии можно воспроизводить только на ударных инструментах.

Темпом в музыке называют скорость развития песни или оркестровой пьесы за минуту или секунду времени. В нотных текстах можно прочитать итальянские слова: аллегро, престо, дольче и другие. Это и есть средства музыкальной выразительности для понимания замысла композитора, которые задают темп как всему произведению, так и отдельным его частям. Перечислим некоторые из них:

  • медленно - ларго;
  • решительно - резолюто;
  • страстно - эспрессиво;
  • торжественно - маэстозо;
  • и другие общепринятые обозначения.

Музыкальный лад не только объединяет различные звуки вокруг главного - тоники. Возникают мелодичная слаженность и согласованность, тяготение друг к другу, стройность произведения. Правила образования мажорного и минорного ладов делают музыку эмоциональной:

  • мажор - это бодрые, светлые, радостные и весело звучащие мелодии;
  • минор - это грусть, лирика и печаль.

Характер, эмоциональная составляющая всего произведения зависят именно от лада.

Нюансы и интонация как средства музыкальной выразительности

Таблица чувственных оттенков, несмотря на свою обширность, не может передать все разнообразие возможностей человеческого голоса и музыкальных инструментов. Силу или громкость звучания, нарастание или затихание мелодии, ласковый плеск воды и оглушительный гром люди подслушали у природы. В нотном письме все эти нюансы обозначаются латинским шрифтом, соответствующим начальным буквам слова - символа. Например:

  • с резким акцентом - sf (сфорцандо);
  • очень тихо - pp (пианиссимо);
  • громко - f (форте);
  • и другие обозначения.

Регистры и артикуляция

Музыкальным размером (метром) называют порядок смены сильных долей слабыми и наоборот. Можно выделить простой, сложный и смешанный метрический размер. Аналогичное понятие существует в поэзии: ямб, анапест, дактиль, амфибрахий, хорей и гекзаметр. К самым известным размерам в музыке можно отнести 3/4 в вальсах, 2/4 - в военных маршах.

Регистром голоса и любого инструмента является его диапазон или возможности звукоизвлечения. Расстояние между самым низким и самым высоким звуками разделяют на нижний, верхний и средний регистры. Мрачную окраску имеют произведения, исполняемые исключительно в низком диапазоне, высокий регистр - это звонкие, чистые и прозрачные мелодии. Интересно, что во время прослушивания музыки, человеческие голосовые связки произвольно, но беззвучно повторяют мелодию.

Средства музыкальной выразительности предполагают различные способы звукоизвлечения, дыхания и разной манеры исполнения мелодий. Среди них можно назвать штрихи (способы извлечения) и артикуляцию (ясное произношение):

  • отрывисто (стаккато) и связно (легато);
  • выделяя (маркато) и пиццикато (дергая пальцем за струны);
  • глиссандо - скользить по клавишам, струнам или нотам.

У каждого музыкального инструмента и человеческого голоса имеются своя звуковая палитра, тембр, диапазон и определенная комбинация штрихов.