Сиднейский оперный театр (Сидней, Австралия). Архитектурная достопримечательность сиднейский оперный театр

Зелёный континент на весь мир знаменит не только благодаря кенгуру, коалам, тёплому океану и бронзовым богам сёрфинга. Есть тут и уникальные сооружения. На мысе Беннелонг, подобно фантастическому паруснику, высится громада из бетона и стекла. Это известный на весь В Сиднее каждый день можно увидеть множество туристов. И будьте уверены, что одна половина из них уже видела уникальную постройку, а другая непременно её посетит в ближайшем будущем.

Новое чудо

Если Москву иностранцы запросто узнают по Красной площади, Мавзолею, то причудливый оперный театр, несомненно, воскрешает в нашем воображении Сидней. Фото этой достопримечательности можно увидеть на любой сувенирной продукции из Австралии. Возвышающаяся над гаванью белоснежная громада стала одним из шедевров мировой архитектуры. Здание обладает не только броским экстерьером, но и любопытной историей.

в цифрах

Высота постройки - 67 метров. Длина здания 185 метров, а расстояние в самом широком месте - 120 м. Вес, по расчётам инженеров, составляет 161 000 тонн, а площадь равна 2.2 гектара. На скатах крыш около 1 миллиона плиток. Помимо двух крупнейших залов, здесь насчитывается более 900 помещений. Одновременно в театре могут разместиться примерно 10 000 зрителей. В год оперный театр в Сиднее посещают 4 миллиона человек.

Немного истории

Австралия никогда не была центром музыкальной культуры. К началу ХХ века на материке функционировал свой симфонический оркестр, но собственного помещения у него не было. Лишь когда должность главного режиссёра получил Юджин Гусенс, об этом заговорили вслух. Однако военное и послевоенное время не располагало к началу масштабных проектов. Только к середине ХХ века, в 1955 году, правительство выдало разрешение на постройку. Но средств из бюджета всё же не выделило. Поиск инвесторов начался в 1954 году и не прекращался на протяжении всего строительства. В конкурсе на лучший проект работы представили 233 архитектора. Уже на этой стадии стало ясно, где будет возведён новый музыкальный театр. В Сиднее, разумеется.

Большинство заявок жюри отвергло, однако один из членов комиссии - Ээро Сааринен - активно выступил за некоего неудачливого претендента. Им оказался уроженец Дании - Йорн Утзон. На реализацию проекта было отведено 4 года, бюджет составил 7 миллионов долларов. Несмотря на планы, к концу 60-х годов оперный театр в Сиднее всё ещё был в процессе строительства. Архитектора обвинили в том, что он не укладывается в смету и не способен воплотить задуманное в реальность. С грехом пополам строительство всё же было окончено. И в 1973 году королева Елизавета II приняла участие в открытии театра. Вместо необходимых для сооружения четырёх лет, проект потребовал 14, а вместо 7 миллионов бюджета - 102. Как бы то ни было, здание построили на совесть. Даже спустя 40 лет ремонт ему до сих пор не требовался.

Архитектурный стиль театра

В послевоенное время в архитектуре царил так называемый интернациональный стиль, излюбленные формы которого - серые бетонные коробки сугубо утилитарного назначения. Подверглась этой моде и Австралия. в Сиднее стал счастливым исключением. Именно в 50-х годах мир устал от однообразия и начал приобретать популярность новый стиль - структурный экспрессионизм. Его большим приверженцем и был Ээро Сааринен, благодаря которому малоизвестный датчанин покорил Сидней. Фото этого театра сейчас можно встретить в любом учебнике по архитектуре. Здание - классический пример экспрессионизма. Дизайн для того времени был новаторским, но в эпоху поиска свежих форм пришёлся как нельзя кстати.

Согласно требованию правительства, помещение должно было располагать двумя залами. Один предназначался для оперы, балета и симфонических концертов, второй - для камерной музыки и драматических постановок. Оперный театр в Сиднее архитектор спроектировал фактически из двух зданий, а не из такого же количества залов. Примечательно, что фактически он лишён стен. На едином основании располагается конструкция из множества кровель, имеющих форму паруса. Они покрыты белой самоочищающейся плиткой. Во время фестивалей и праздников на сводах оперы устраивают грандиозные световые шоу.

Что внутри?

Под двумя самыми крупными сводами располагаются концертные и оперные зоны. Они очень масштабны, имеют собственные названия. «Концертный зал» - самый большой. Здесь могут расположиться почти 2700 зрителей. Второй по площади - «Оперный зал». Он рассчитан на 1547 человек. Его украшает «Занавес Солнца» - самый большой в мире. Есть и парный к нему «Занавес Луны», находящийся в «Драматическом зале». Как следует из названия, он предназначен для драматических постановок. В зале «Плейхаус» проводятся кинопоказы. Иногда он служит лекторием. «Зал Студия» - самый новый из всех. Здесь можно приобщиться к современному театральному искусству.

В отделке помещений были использованы дерево, фанера и розовый туринский гранит. Некоторые фрагменты интерьеров вызывают ассоциации с корабельной палубой, продолжая тему гигантского судна.

Одни говорят, что оперный театр в Сиднее - это фантастический парусник, другие видят систему гротов, третьи - жемчужные раковины. Согласно одной из версий, Утзон в интервью признался, что на создание проекта его вдохновила аккуратно снятая с апельсина корочка. Ходит байка, что Ээро Сааринен выбрал проект, будучи выпившим. Устав от нескончаемой череды заявок, председатель комиссии просто достал наугад несколько листов из общей кипы. Похоже, что легенда появилась не без участия завистников Утзона.

Красивые сводчатые перекрытия нарушали акустику в здании. Разумеется, это было недопустимо для оперного театра. Чтобы решить проблему, были спроектированы внутренние потолки, которые отражают звук по всем правилам театрального строительства.

Печально, но Утзону было не суждено увидеть своё детище завершённым. После отстранения от постройки, он покинул Австралию, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Даже после вручения в 2003 году престижной архитектурной он не приехал в Сидней, чтобы взглянуть на построенный театр. Спустя год после того, как организация ЮНЕСКО закрепила за зданием оперы статус архитектор скончался.

Сидней всегда славился не только богатой флорой и фауной, но и своими архитектурными постройками, большинство из которых повторяют европейские тенденции. Но среди них выделяется одно здание, которое совершенно не похоже на все остальные. Имя этому зданию Сиднейская опера.

Опера Cидней

Дом оперы в Cиднее привлекает не одно поколение туристов, являясь одной из самых ярких достопримечательностей города. В оперном театре интересно буквально все – от зубчатой крыши, местоположения на воде до аскетичного внутреннего убранства. Многие туристы недоумевают, как в таком шикарном с внешнего вида здании умещаются такие скромные потолки и лестницы. Ведь, кажется, здесь должны быть красные ковровые дорожки и золотые статуи! Одним словом, Сиднейская опера покоряет множество сердец и умов, но вот с чего начиналась ее история?!

Появление Юджина Гуссенса

По прибытии британского композитора обозначилась проблема отсутствия места для проведения концертов, и это при условии отличного слуха у австралийцев. Юджин Гуссенс был поражен отсутствием интереса со стороны властей к строительству такого здания. Ведь в городской ратуше проявить свои таланты практически было невозможно – мешала акустика и маленький зал. К тому же, Гуссенс встретился с явным преклонением перед идеями западных архитекторов, и это, по его мнению, портило облик целого города. Ведь никто не замечал красоты полуострова, все устремлялись вглубь, где возникали небоскребы.

Гуссенс всегда отличался стремлением к изысканной красоте и даже роскоши. Он уже видел образ дворца, в котором можно было не стесняясь устраивать большие концерты, театральные представления, радовать публику балетом и оперой. Ведь основная задача – просвещать, а как можно выполнить столь ответственное задание без специального помещения, такого, в котором уместилось бы 4 000 зрителей.

Загоревшись идеей, Гуссенс вместе с другом архитектором Куртом Лангером отправился искать место. Им стал мыс Беннелонг Пойнт. Место обещало быть выгодным, потому что его посещало большое количество людей, то и дело пересаживающихся с парома на поезд. Однако к тому времени мыс украшал Форт Макуори, за которым располагалось трамвайное депо.

Первым делом Гуссенс обратился к Ашуэрту – профессору архитектуры Сиднейского университета. Как выяснилось, в задумке Гуссенса он мало что понял, но познакомил его с нужным человеком – Джоном Кейхиллом, который поднял всю австралийскую общественность. Так что строительство оперы в Cиднее вскоре было разрешено.

Начало строительства

Государство согласилось на возведение театра только при условии, что его финансовая помощь ни в чем не потребуется. Поэтому в 1959 году был объявлен международный конкурс. Кейхилл постепенно терял свою силу, у него появилось много недоброжелателей, кознями которых удалось отправить Гуссенса на родину и затормозить строительство Оперы.

Однако конкурс уже вызвал всемирный интерес и на него снова и снова поступали сотни работ. К тому же, Гуссенс уже подобрал жюри, в которое вошли профессиональные архитекторы, наметил план и составные части Оперы. По его мнению, Сиднейский оперный театр должен включать малый и большой залы, а также зал для репетиции и хранения реквизита. Посетители непременно должны были отведать сиднейские блюда в изысканном ресторане. Такая задумка требовала большой площади и вызывала опасения в конструкции. Она не должна была быть безликой, напротив, ее нужно было первой заметить на водной глади.

Победа датчанина

Конкурсанты боролись с задачей строительства на небольшом участке земли, и только одна работа привлекла всех членов жюри, единогласно решивших, что она побеждает. Большой и малый театры датчанин Йорн Уотцон поставил плотно друг к другу, благодаря чему решалась проблема стен, и не нужно было наслаивать несколько помещений, как это предлагали другие архитекторы. Крыши веерообразно располагались и закреплялись на подиуме, а декорации хранились в платформе, и проблема кулис исчезала.

Сам архитектор большой славой не отличался, он жил скромно со своей семьей недалеко от Эльсинора. Выросший на море, Йорн глубоко впитал в себя любовь к нему. Возможно поэтому многие и сейчас замечают схожесть формы театра с кораблем, отправившимся в дальнее плавание.

Архитектурный талант Йорна складывался в датской королевской академии, затем в Швеции. В то время как города все больше начинали походить друг на друга, Йорн система ценностей Йорна только складывалась. По окончании учебных заведений Йорн стал знакомить мир со своим дарованием, предлагая воплотить самые разные проекты. Еще будучи студентом он со своим товарищем разработал проект концертного зала для Копенгагена, за что был удостоен золотой медали. Работы Уотцона поражали больше не величественной красотой, а полетом фантазии. У него не было прямых углов и линий. Напротив, датчанин старался привнести что-то оригинальное, хотя бы веерообразные крыши у здания Сиднейской Оперы. Его работы трудно было не заметить.

Сиднейская Опера - контрасты

Фасад здания Оперы вызывает разные фантазии: кто говорит, что это галеон, кто видит в нем девять монашек, белого кита или подобие застывшей музыки. Опера в Сиднее действительно приглашает нас к разгадке своей тайны, она располагает к фантазированию и все, что бы мы ни назвали, будет правдой, потому что единого ответа нет.
Интерьер здания, напротив, никак не вяжется с таким громким названием Опера. Здесь очень мало места, почти негде развернуться и большую оперу, увы, поставить нельзя. Есть только малый зал, где можно поставить только камерные спектакли, но если чуть изменить его планировку, то он легко превращается в зал для дискотек. Достаточно всего-то одной детали в виде огромного блестящего шара на потолке.

Дом оперы в Cиднее является визитной карточкой и поклонникам этого грандиозного архитектурного проекта пришлось ждать целых 14 лет с момента начала строительства до его торжественного открытия королевой Англии Елизаветой II 20 октября 1973 года.

Сиднейская Опера выдержала множество критики в свой адрес: ее пришлось перепланировать, вносить коррективы в первоначальные эскизы, но она до сих пор радует нас своим парящим над водой видом, словно приглашая взмыть вверх на своих туго натянутых парусах, взмыть вверх, слушая классическую и современную музыку, погружаясь в туманные дали искусства.

История строительства

В конкурсе на право разрабатывать дизайн Сиднейского оперного театра участвовало 223 архитектора. В январе 1957 г. победителем конкурса был объявлен проект датского архитектора Йорна Утзона, а двумя годами позже на мысе Беннелонг в гавани Сиднея был заложен первый камень. По предварительным расчетам возведение театра должно было занять 3-4 года и обойтись в 7 млн долларов. К несчастью, вскоре после начала работ возникло немало сложностей, который вынудили правительство отойти от первоначальных планов Утзона. И в 1966 г. Утзон уехал из Сиднея после особенно крупной ссоры с городскими властями.

Команда молодых австралийских архитекторов взяла на себя ответственность за окончание стройки. Правительство Нового Южного Уэльса разыграло лотерею, чтобы добыть денег на продолжение работ. И 20 октября 1973 г. новый оперный театр Сиднея был торжественно открыт. Вместо планируемых 4 лет театр строили 14, и обошлось это в 102 млн долларов.

Видео: Лазерное шоу на Сиднейском оперном театре

Архитектурные особенности

Здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м. Оно стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 м в глинистое дно гавани, а его грандиозный купол поднимается на 67 м в высоту. Чтобы покрыть всю поверхность купола, было использовано более миллиона глазурованных, переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

В здании помещается 5 театров: Большой концертный зал на 2 700 мест; собственный театр на 1 500 мест и менее вместительные драматический театр, игровая и театральная студии на 350 и 500 мест каждая. В комплексе имеется более тысячи дополнительных служебных помещений, включая аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров.

Факты

  • Расположение: Сиднейский оперный театр находится на мысе Беннелонг в гавани Сиднея, в штате Новый Южный Уэльс, Австралия . Его архитектор – Йорн Утзон.
  • Даты: первый камень был заложен 2 марта 1959 г. Первое представление состоялось 28 сентября 1973 г., а следом за ним – официальное открытие театра 20 октября 1973 г. Всё строительство заняло 14 лет и обошлось в 102 млн долларов.
  • Размеры: здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м.
  • Театры и число мест: в здании помещается 5 отдельных театров с общим числом мест более 5 500.
  • Купол: неповторимый купол Сиднейского оперного театра покрывает более миллиона керамических черепиц. Комплекс обеспечивается электроэнергией с помощью 645 км кабеля.

(на английском - Sydney Opera House) - это символ самого крупного города Австралии и достопримечательность всего австралийского континента. Что там говорить, даже в рамках всего мира это одно из известнейших и легко узнаваемых зданий. Образующие крышу театра парусообразные оболочки делают его уникальным и непохожим ни на одно другое сооружение на Земле. Поскольку с трех сторон постройка окружена водой, она выглядит как плывущий под парусами фрегат.

Здание Оперы наряду со знаменитым мостом Харбор-Бридж является визитной карточкой Сиднея, да и, безусловно, им гордится вся Австралия. Сиднейский оперный театр с 2007 года считается памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Он официально признан выдающимся сооружением мировой современной архитектуры.

История создания

Сиднейский оперный театр (фото смотрите в статье) был открыт в октябре 1973 года английской королевой Елизаветой Второй. Спроектировал здание датский архитектор Йорн Утзон, в 2003 году он получил за это Проект, предложенный Утзоном, был очень оригинальным, ярким и красивым, возвышающиеся над заливом веерообразные крыши придавали сооружению романтический вид. Как объяснял сам архитектор, на создание такого проекта его вдохновила кожура апельсина, нарезанная по секторам, из которых можно было составлять полусферические и сферические фигуры. Вот ведь действительно, все гениальное просто! Эксперты отмечали, что изначально проект не производил впечатления реального архитектурного решения, а больше был похож на набросок. И тем не менее его воплотили в жизнь!

Строительство

На том месте, где сейчас находится Сиднейский оперный театр (территория мыса Беннелонг), до 1958 года было простое трамвайное депо. В 1959-м началось возведение Оперы, но спустя семь лет, в 1966 году, покинул проект. Архитекторы из его команды продолжили работу, и в 1967-м внешняя отделка была завершена. Чтобы довести здание до совершенства и завершить декоративные работы, потребовалось еще шесть лет. На открытие театра в 1973 году Утзона даже не позвали, а расположенная возле входа в здание бронзовая табличка не содержит его имени. Тем не менее сама Сиднейская опера служит памятником своему автору и создателю, ежегодно она привлекает тысячи туристов со всех уголков мира. Стоит отметить, что здание занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Архитектура

Постройка занимает территорию площадью 2,2 гектара, длина сооружения составляет 185 метров, а ширина достигает 120 метров. Целиком здание имеет вес в 161 тысячу тонн и стоит на 580 сваях, опущенных на двадцатипятиметровую глубину в воду. Сиднейский оперный театр выполнен в стиле экспрессионизма с присущим новаторским и радикальным дизайном. Каркас крыши включает две тысячи бетонных секций, соединенных между собой. Вся крыша облицована бежевыми и белыми керамическими плитами - за счет такого сочетания цветов создается интересный эффект движения.

Внутри театра

Сиднейская опера насчитывает пять основных залов, в которых проходят симфонические концерты, театральные и камеральные спектакли, также в здании есть оперная и малая драматическая сцены, театральная студия, драматический театр, моделируемая сцена и зал Utzon Room. Театральный комплекс, кроме того, содержит другие залы для различных мероприятий, звукозаписывающую студию, четыре сувенирных магазина и пять ресторанов.

  • Главный концертный зал вмещает 2679 зрителей, в нем же размещается симфонический оркестр.
  • Оперная сцена рассчитана на 1547 мест, здесь же функционируют Австралийский балет и Австралийская опера.
  • Драматический театр вмещает до 544 человек, в нем играют спектакли артисты Сиднейской театральной компании и другие коллективы.
  • Малая драматическая сцена - пожалуй, самый уютный зал Оперы. Она рассчитана на 398 зрителей.
  • Театральная студия представляет собой зал с меняющейся конфигурацией, способный вместить до 400 человек.

Сиднейский оперный театр: интересные факты

В Опере висит наибольший в мире который специально по эскизу художника Коберна сделали во Франции. Его называют «Занавесом Солнца и Луны», а площадь каждой половины составляет 93 квадратных метра.

В Главном концертном зале театра стоит самый большой в мире механический орган с 10,5 тысячами труб.

Потребление электричества в здании эквивалентно энергопотреблению города с населением 25 тысяч человек. Ежегодно здесь заменяют 15,5 тысяч лампочек.

Сиднейский оперный театр удалось возвести во многом благодаря средствам, вырученным на Государственной лотерее.

Каждый год в Опере проводится около трех тысяч концертов и других мероприятий, которые посещают до двух миллионов зрителей ежегодно.

Для широкой публики Сиднейский оперный театр открыт 363 дня в году, не работает он только в Рождество и Великую Пятницу. В остальные дни Опера функционирует круглосуточно.

Хотя ступенчатая крыша Оперы является очень красивой, она не обеспечивает нужной акустики в концертных залах. Решением проблемы стало возведение отдельных потолков, которые отражают звук.

Театр имеет в программе собственную оперу, написанную о нем. Ее название - «Восьмое чудо».

Первым певцом, который выступил на сцене Сиднейской оперы, был Пол Робсон. Еще в 1960 году, когда полным ходом шло строительство театра, он взобрался на подмостки и спел для обедающих рабочих песню «Ol’ Man River».

В 1980 году Арнольд Шварценеггер в Главном концертном зале театра получил титул «Мистер Олимпия» в соревнованиях по бодибилдингу.

В 1996 году, когда в Сиднейской опере группа Crowded House давала прощальный концерт, было зафиксировано наибольшее количество зрителей за всю историю театра. Этот концерт транслировался во всех уголках планеты по телевидению.

В заключение

Сиднейский оперный театр является одним из Семи чудес света. По обе стороны океана многие люди приходят к выводу, что это наиболее красивое и выдающееся сооружение из тех, что были построены в двадцатом столетии. С этим утверждением трудно не согласиться!

О самом известном сооружении Австралии – Сиднейском оперном театре, существуют довольно-таки противоречивые мнения. Одни считают его великолепным памятником застывшей мелодии. Других смущает удивительной формы крыша этого сооружения: кому-то она напоминает огромные раковины, кому-то – раздутые ветром паруса Галеона, кто-то ассоциирует их с ушами, прислушивающихся к пению ангелов, а ещё существует мнение, что театр Сиднея очень уж похож на выброшенного на сушу белого кита.

Словом, сколько людей, столько и мнений, но ни у кого не вызывает сомнения факт, что оперный театр Сиднея является рукотворным символом Австралии.

Находится это удивительное здание в Сиднее, самом крупном городе Австралии, в гавани Беннелонг-Пойнт (на карте его можно отыскать по следующим координатам: 33° 51′ 24.51″ ю. ш., 151° 12′ 54.95″ в. д.).

Мировую известность оперный театр в Сиднее приобрёл прежде всего благодаря своей крыше, сделанной в форме расположенных друг за другом парусов (ракушек) разных размеров, которые делают его непохожим ни на один театр во всем мире. Фасад оперы получился до того интересным, необычным, а потому – узнаваемым, что считается одним из наиболее выдающихся зданий современной архитектуры, которое вот уже несколько лет как занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Творец этого уникального здания, Йорн Уотсон, является единственным человеком в мире, чью работу эта организация признала ещё при его жизни (умер он через год после этого события, в 2008 году).

Описание

Оперный театр в Австралии прежде всего необычен тем, что в отличие от других сооружений подобного типа, выполненных в классическом стиле, являет собой яркий образец экспрессионизма, демонстрирующий новый взгляд на архитектуру. Сиднейский оперный театр с трёх сторон окружен водой, а сам возведён на сваях.

Площадь театра огромная и составляет 22 тыс. м2: длина его – 185 м, ширина – 120 м, а в самом здании находится огромное количество помещений, среди которых несколько театральных залов, множество мелких студий и театральных помостов, а также рестораны, бары и магазины, где любой желающий может купить себе на память сувенир о посещении театра.

Основными помещениями являются четыре зала:

  • Концертный зал – самое большое помещение театра, способное вместить 2679 зрителей. Именно здесь установлен самый большой в мире орган: состоит он из 10 тыс. труб;
  • Оперный театр – в этом зале помещается 1507 зрителей, а на его сцене можно увидеть не только оперу, но и балет;
  • Драматический театр – рассчитан на 544 человека;
  • Малая драматическая сцена – рассчитана на 398 человек и считается самым уютным помещением оперы.

Крыша из парусов

Самой примечательной частью здания, благодаря которой театр оперы в Сиднее стал одним из наиболее интересных театров в мире, является его крыша, сделанная в форме расположенных друг за другом раковин или парусов. Кровля, высота которой составляет 67 м, а диаметр – 150 м, состоит более чем из 2 тыс. секций, а весит около 30 тонн.

Конструкция закреплена с помощью металлических тросов, общая протяжённость которых составляет 350 км. Две основные раковины находятся над двумя самыми большими залами оперы. Другие паруса расположены над меньшими помещениями, а под самым маленьким расположен один из ресторанов.

Сверху раковины механическим способом покрыты белыми полированными и кремовыми матовыми плитками, благодаря чему поверхность получилась абсолютно гладкой – эффект, которого вряд ли бы добились, укладывая её вручную. Интересный факт: несмотря на то что издали может показаться, будто кровля покрашена в белый цвет, в зависимости от освещения, она постоянно изменяет свой оттенок.


Такая структура кровли выглядит очень красиво и оригинально, но при строительстве из-за неравномерной высоты крыши, внутри здания возникли проблемы с акустикой, и чтобы решить недостаток пришлось отдельно сделать звукоотражающий потолок. Для этого были изготовлены специальные желоба, способные исполнять одновременно практическую и эстетическую функции: отражать звук и привлекать внимание к аркам, расположенных над передней частью сцены (длина наибольшего желоба составляет около 42 метров).

Автор идеи

Интересный факт: возвести в Сиднее оперный театр была идеей британца сэра Юджина Гуссенса, который прибыл в Австралию в качестве дирижёра для записи концерта на радио. Можно только представить себе его удивление, когда он обнаружил, что в Сиднее нет театра оперы.

В городе также отсутствовали сооружения, рассчитанные на большую аудиторию, в которых сиднейцы могли бы прийти послушать музыку.

Поэтому решение сделать всё для того, чтобы возвести театр, в котором зрители будут иметь возможность ознакомиться как с классическими, так и последними музыкальными произведениями, было им принято незамедлительно. Он сразу занялся поисками подходящего места для строительства – им оказался скалистый мыс Беннелонг Пойнт, возле которого была расположена набережная, являющаяся ключевым узлом, поскольку местные жители с паромов пересаживались на поезда или автобусы.

Подыскав подходящее место (здесь в то время находилось трамвайное депо, которое впоследствии снесли), Гуссенс провёл соответствующую кампанию и, заразив своей идеей немало влиятельных людей Сиднея, добился того, чтобы правительство разрешило строительство Оперного театра. Власти сразу же объявили международный конкурс на лучший проект. И тут дело застопорилось: у Гуссенса появились враги. После одной из международных поездок таможенники обнаружили предметы «черной мессы», оштрафовали, уволили с работы – и он вынужден был покинуть Австралию, несмотря на все уверения, что вещи ему не принадлежат.

Конкурс

На конкурс было прислано более двухсот работ со всех уголков планеты. Ещё одним важным моментом являлось то, что Гуссенс не только успел отобрать квалифицированную комиссию, но и дал характеристику конкурсного проекта.

Проект должен был предусматривать два зала – один для более крупных, второй – для мелких постановок. В здании обязательно должны были быть помещения, где можно было бы проводить репетиции, хранить реквизиты, а также отведено место для ресторанов.

Задача усложнялась тем, что площадь, на которой планировалось возвести сооружение, имела довольно ограниченные размеры, поскольку с трёх сторон была окружена водой. Поэтому большинство проектов было отклонено по одной простой причине: выглядели они слишком громоздко, а фасад здания – угнетающе.


И только одна работа привлекла внимание членов жюри, заставляя их раз за разом возвращаться к проекту: на эскизе театры были поставлены вплотную друг к другу, проблема громоздкости оказалась снята благодаря акцентированию внимания на белой крыше в виде парусов, а декорации и театральные реквизиты автор предлагал хранить в специальных углублениях, решив, таким образом, проблему кулис.

Автором работы оказался датчанин Йорн Уотсон (подобных оригинальных проектов у этого архитектора было много, но этот оказался одним из немногих, который был осуществлён). Несмотря на то что представленный им проект являлся эскизом, стоимость работ была оценена в 7 млн. австрал. Долларов, что являлось приемлемой ценой. Деньги на начало строительства были собраны при помощи лотереи.

Строительные работы

Тогда как проект оказался одобрен, было очевидно, что над ним следует ещё хорошо поработать (некоторые вопросы не решены и поныне). Основная проблема состояла в том, как сделать нестандартной формы крышу, тем более что подобного опыта в мире на данный момент не существовало.

Этот вопрос Уотсон решил путём придания каждой раковине форму треугольника, собрав её для этого из меньших треугольников изогнутой формы, покрытых плиткой механическим способом при изготовлении. После этого паруса были установлены на бетонные нервюры (рёбра каркаса), расположенные по кругу – это дало возможность крыше получить законченный и гармоничный вид.

Эта форма породила проблемы с акустикой зала, которую архитектору хоть и удалось впоследствии решить, но потянула она за собой немалые финансовые траты (например, поскольку новый свод оказался значительно тяжелее предыдущего, пришлось взрывать уже сделанный фундамент и начать возводить более крепкий и прочный).

Вместо предполагаемых 7 млн. австрал. дол. строительство обошлось в 102 миллиона. Строительство шло очень медленным темпом, что не могло не обратить на себя внимания местных депутатов и противников архитектора.

А после того как партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла поддержку населения и к власти пришла оппозиция, деньги, вырученные за лотерею, сначала заморозили (благо, предлог имелся), а потом и вовсе пустили на строительство дорог и больниц, заставив Уотсона в 1966 году бросить работу и покинуть Сидней навсегда.

После этого главным архитектором был назначен Холл, которому хоть и удалось окончить строительство в 1973 году, но по мнению многих специалистов, проводимые им работы значительно испортили вид здания, а интерьер оказался непримечательным (интересный факт, во время подготовки Олимпиады в Австралии в 2000 году, австралийцы предложили Уотсону вернуться и закончить работы над оперой, согласившись сделать всё, что он скажет, но тот отказался).

Вот так и получилось, что Сиднейский оперный театр, являющийся одной из самых великолепных построек нашего времени, которую упоминают наряду с Тадж-Махалом и другими чудесами света, внешне хоть и выглядит великолепно, но внутри ничем особым не отличается. Правда, это не помешало зданию взять участие в конкурсе на звание одного из семи чудес света и хоть и не войти в призёры, оказаться среди основных претендентов.