Урок литературы, посвящённый творчеству М. Ю. Лермонтова

Давно тому назад в городе Тифлизе (Тифлис, старинное название Тбилиси. – Ред.) жил один богатый турок. Много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери. Хороши звезды на небеси, но за звездами живут ангелы, и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза.

Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб. Пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых. На одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить ее руку, - и он стал грустен, как зимнее небо.

Вот раз он лежал в саду под виноградником и наконец заснул. В это время шла мимо Магуль-Мегери с своими подругами; и одна из них, увидав спящего ашика (балалаечника), отстала и подошла к нему.

Что ты спишь под виноградником, - запела она, - вставай, безумный, твоя газель идет мимо.
Он проснулся - девушка порхнула прочь, как птичка. Магуль-Мегери слышала ее песню и стала ее бранить.
- Если б ты знала, - отвечала та, - кому я пела эту песню, ты бы меня поблагодарила: это твой Ашик-Кериб.
- Веди меня к нему, - сказала Магуль-Мегери.
И они пошли. Увидав его печальное лицо, Магуль-Мегери стала его спрашивать и утешать.
- Как мне не грустить, - отвечал Ашик-Кериб, - я тебя люблю, и ты никогда не будешь моею.
- Проси мою руку у отца моего, - говорила она, - и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои деньги и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет.

Хорошо, - отвечал он, - положим, Аяк-Ага ничего не пожалеет для своей дочери; но кто знает, что после ты не будешь меня упрекать в том, что я ничего не имел и тебе всем обязан. Нет, милая Магуль-Мегери, я положил зарок на свою душу: обещаюсь семь лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в дальних пустынях; если ты согласна на это, то по истечении срока будешь моею.

Она согласилась, но прибавила, что если в назначенный день он не вернется, то она сделается женою Куршуд-бека, который давно уж за нее сватается.

Пришел Ашик-Кериб к своей матери; взял на дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо сумку, оперся на посох странничий и вышел из города Тифлиза. И вот догоняет его всадник, - он смотрит: это Куршуд-бек.
- Добрый путь! - кричал ему бек. - Куда бы ты ни шел, странник, я твой товарищ.
Не рад был Ашик своему товарищу, но нечего делать. Долго они шли вместе, наконец завидели перед собою реку. Ни моста, ни броду.
- Плыви вперед, - сказал Куршуд-бек - я за тобою последую. Ашик сбросил верхнее платье и поплыл. Переправившись, глядь назад-о горе! О всемогущий Аллах! - Куршуд-бек, взяв его одежды, ускакал обратно в Тифлиз, только пыль вилась за ним змеею по гладкому полю.
Прискакав в Тифлиз, несет бек платье Ашик-Кериба к его старой матери.
- Твой сын утонул в глубокой реке, - говорит он, - вот его одежда.
В невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной невестке своей, Магуль-Мегери.
- Мой сын утонул, - сказала она ей. - Куршуд-бек привез его одежды; ты свободна.
Магуль-Мегери улыбнулась и отвечала:
- Не верь, это все выдумки Куршуд-бека; прежде истечения семи лет никто не будет моим мужем.
Она взяла со стены свою сааз и спокойно начала петь любимую песню бедного Ашик-Кериба.
Между тем странник пришел бос и наг в одну деревню. Добрые люди одели его и накормили; он за это пел им чудные песни. Таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город, и слава его разнеслась повсюду. Прибыл он наконец в Халаф. По обыкновению, взошел в кофейный дом, спросил сааз и стал петь. В это время жил в Халафе паша, большой охотник до песельников. Многих к нему приводили, - ни один ему не понравился. Его чауши (слуги. – Ред.) измучились, бегая по городу. Вдруг, проходя мимо кофейного дома, слышат удивительный голос. Они туда.
- Иди с нами к великому паше, - закричали они, - или ты отвечаешь нам головою!
- Я человек вольный, странник из города Тифлиза, - говорит Ашик-Кериб, - хочу пойду, хочу нет; пою, когда придется, - и ваш паша мне не начальник.
Однако, несмотря на то, его схватили и привели к паше.
- Пой, - сказал паша.
И он запел. И в этой песне он славил свою дорогую Магуль-Мегери; и эта песня так понравилась гордому паше, что он оставил у себя бедного Ашик-Кериба.
Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нем богатые одежды. Счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат. Забыл он свою Магуль-Мегери или нет, не знаю, только срок истекал. Последний год скоро должен был кончиться, а он и не готовился к отъезду.
Прекрасная Магуль-Мегери стала отчаиваться. В это время отправлялся один купец с караваном из Тифлиза с сорока верблюдами и восьмьюдесятью невольниками. Призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо.
- Возьми ты это блюдо, - говорит она, - и в какой бы ты город ни приехал, выставь это блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом.
Отправился купец, везде исполнял поручение Магуль-Мегери, но никто не признался хозяином золотому блюду. Уж он продал почти все свои товары и приехал с остальными в Халаф. Объявил он везде поручение Магуль-Мегери. Услыхав это, Ашик-Кериб прибегает в караван-сарай (постоялый и торговый двор на Востоке. – Ред.): и видит золотое блюдо в лавке тифлизского купца.
- Это мое! - сказал он, схватив его рукою.
- Точно твое, - сказал купец, - я узнал тебя, Ашик-Кериб. Ступай же скорее в Тифлиз, твоя Магуль-Мегери велела тебе сказать, что срок истекает, и если ты не будешь в назначенный день, то она выйдет за другого.
В отчаянии Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только три дня до рокового часа. Однако он сел на коня, взял с собой суму с золотыми монетами -и поскакал, не жалея коня. Наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган горе, что между Арзиньяном и Арзерумом. Что ему было делать: от Арзиньяна до Тифлиза два месяца езды, а оставалось только два дня.
- Аллах всемогущий! - воскликнул он.- Если ты уж мне не поможешь, то мне нечего на земле делать!
И хочет он броситься с высокого утеса. Вдруг видит внизу человека на белом коне и слышит громкий голос:
- Оглан (юноша. – Ред.), что ты хочешь делать?
- Хочу умереть, - отвечал Ашик.
- Слезай же сюда, если так, я тебя убью. Ашик спустился кое-как с утеса.
- Ступай за мною, - сказал громко всадник.
- Как я могу за тобою следовать, - отвечал Ашик, - конь твой летит, как ветер, а я отягощен сумою.
- Правда. Повесь же суму свою на седло мое и следуй. Отстал Ашик-Кериб, как ни старался бежать.
- Что ж ты отстаешь? - спросил всадник.
- Как же я могу следовать за тобою, твой конь быстрее мысли, а я уж измучен.
- Правда; садись же сзади на коня моего и говори всю правду: куда тебе нужно ехать?
- Хоть бы в Арзерум поспеть нынче, - отвечал Ашик.
- Закрой же глаза.
Он закрыл.
- Теперь открой.
Смотрит Ашик: перед ним белеют стены и блещут минареты Арзерума.
- Виноват, Ага, - сказал Ашик, - я ошибся, я хотел сказать, что мне надо в Каре.
- То-то же, - отвечал всадник,- я предупредил тебя, чтоб ты говорил мне сущую правду. Закрой же опять глаза... Теперь открой.
Ашик себе не верит в то, что это Каре. Он упал на колени и сказал:
- Виноват, Ага, трижды виноват твой слуга Ашик-Кериб; но ты сам знаешь, что если человек решился лгать с утра, то должен лгать до конца дня: мне по-настоящему надо в Тифлиз.
- Экой ты неверный! - сказал сердито всадник. - Но нечего делать, прощаю тебя: закрой же глаза. Теперь открой, - прибавил он по прошествии минуты.
Ашик вскрикнул от радости: они были у ворот Тифлиза. Принеся искреннюю свою благодарность и взяв свою суму с седла, Ашик-Кериб сказал всаднику:
- Ага, конечно, благодеяние твое велико, но сделай еще больше; если я теперь буду рассказывать, что в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз, мне никто не поверит; дай мне какое-нибудь доказательство.
- Наклонись, - сказал тот, улыбнувшись, - и возьми из-под копыта коня комок земли и положи его за пазуху; и тогда, если не станут верить истине слов твоих, то вели привести к себе слепую, которая семь лет уж в этом положении, помажь ей глаза - и она увидит.
Ашик взял кусок земли из-под копыта белого коня, но только он поднял голову - всадник и конь исчезли. Тогда он убедился в душе, что его покровитель был не кто иной, как Хадерилиаз (св. Георгий. – Ред.).
Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой. Стучит он в двери дрожащею рукою, говоря:
- Ана, ана (мать), отвори: я божий гость; и холоден и голоден; прошу, ради странствующего твоего сына, впусти меня. Слабый голос старухи отвечал ему:
- Для ночлега путников есть дома богатых и сильных; есть теперь в городе свадьба - ступай туда! Там можешь провести ночь в удовольствии.
- Ана, - отвечал он, - я здесь никого знакомых не имею и потому повторяю мою просьбу: ради странствующего твоего сына, впусти меня!
Тогда сестра его говорит матери:
- Мать, я встану и отворю ему двери.
- Негодная! - отвечала старуха. - Ты рада принимать молодых людей и угощать их, потому что вот уже семь лет, как я от слез потеряла зрение.
Но дочь, не внимая ее упрекам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба. Сказав обычное приветствие, он сел и с тайным волнением стал осматриваться. И видит он, на стене висит, в пыльном чехле, его сладкозвучная сааз. И стал он спрашивать у матери:
- Что висит у тебя на стене?
- Любопытный ты гость, - отвечала она, - будет и того, что тебе дадут кусок хлеба и завтра отпустят тебя с богом.
- Я уж сказал тебе, - возразил он, - что ты моя родная мать, а это сестра моя, и потому прошу объяснить мне, что это висит на стене?
- Это сааз, сааз, - отвечала старуха сердито, не веря ему.
- А что значит сааз?
- Сааз то значит, что на ней играют и поют песни.
И просит Ашик-Кериб, чтобы она позволила сестре снять сааз и показать ему.
- Нельзя, - отвечала старуха, - это сааз моего несчастного сына; вот уже семь лет она висит на стене, и ничья живая рука до нее не дотрагивалась.
Но сестра его встала, сняла со стены сааз и отдала ему. Тогда он поднял глаза к небу и сотворил такую молитву:
- О всемогущий Аллах! Если я должен достигнуть до желаемой цели, то моя семиструнная сааз будет так же стройна, как в тот день, когда я в последний раз играл на ней! - И он ударил по медным струнам, и струны согласно заговорили; и он начал петь: -Я бедный Кериб (нищий) - и слова мои бедны; но великий Хадерилиаз помог мне спуститься с крутого утеса, хотя я беден и бедны слова мои. Узнай меня, мать, своего странника.
После этого мать его зарыдала и спрашивает его:
- Как тебя зовут?
- Рашид (храбрый), - отвечал он.
- Раз говори, другой раз слушай, Рашид, - сказала она, - своими речами ты изрезал сердце мое в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет, я ослепла от слез. Скажи мне ты, который имеешь его голос, когда мой сын придет?
И дважды со слезами она повторила ему просьбу. Напрасно он называл себя ее сыном, но она не верила. И спустя несколько времени просит он:
- Позволь мне, матушка, взять сааз и идти, я слышал, здесь близко есть свадьба: сестра меня проводит; я буду петь и играть, и все, что получу, принесу сюда и разделю с вами.
- Не позволю, - отвечала старуха, - с тех пор, как нет моего сына, его сааз не выходила из дому.
Но он стал клясться, что не повредит ни одной струны.
- А если хоть одна струна порвется, - продолжал Ашик, - то отвечаю моим имуществом.
Старуха ощупала его сумы и, узнав, что они наполнены монетами, отпустила его. Проводив его до богатого дома, где шумел свадебный пир, сестра осталась у дверей слушать, что будет.
В этом доме жила Магуль-Мегери, и в эту ночь она должна была сделаться женою Куршуд-бека. Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой (занавес) с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека. И слышит она из-за чапры, что пришел незнакомец, который говорил:
- Селям алейкюм! Вы здесь веселитесь и пируете, так позвольте мне, бедному страннику, сесть с вами, и за то я спою вам песню.
- Почему же нет, - сказал Куршуд-бек. - Сюда должны быть впускаемы песельники и плясуны, потому что здесь свадьба: спой же что-нибудь Ашик (певец), и я отпущу тебя с полной горстью золота.
Тогда Куршуд-бек спросил его:
- А как тебя зовут, путник?
- Шинды-Гёрурсез (скоро узнаете).
- Что это за имя! - воскликнул тот со смехом. - Я в первый раз такое слышу.
- Когда мать моя была мною беременна и мучилась родами, то многие соседи приходили к дверям спрашивать, сына или дочь бог ей дал; им отвечали -шинды-гёрурсез (скоро узнаете). И вот поэтому, когда я родился, мне дали это имя. - После этого он взял сааз и начал петь: - В городе Халафе я пил мисирское вино, но бог дал мне крылья, и я прилетел сюда в день.
Брат Куршуд-бека, человек малоумный, выхватил кинжал, воскликнув:
- Ты лжешь! Как можно из Халафа приехать сюда?
- За что ж ты меня хочешь убить? - сказал Ашик. - Певцы обыкновенно со всех четырех сторон собирают в одно место; и я с вас ничего не беру, верьте мне или не верьте.
- Пускай продолжает, - сказал жених. И Ашик-Кериб запел снова:
- Утренний намаз творил я в Арзиньянской долине, полуденный намаз в городе Арзеруме; пред захождением солнца творил намаз в городе Карее, а вечерний намаз в Тифлизе. Аллах дал мне крылья, и я прилетел сюда; дай бог, чтоб я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору; Маулям (создатель) дал Ашику крылья, и он прилетел на свадьбу Магуль-Мегери.
Тогда Магуль-Мегери, узнав его голос, бросила яд в одну сторону, а кинжал в другую.
- Так-то ты сдержала свою клятву, - сказали ее подруги. - Стало быть, сегодня ночью ты будешь женою Куршуд-бека?
- Вы не узнали, а я узнала милый мне голос, - отвечала Магуль-Мегери, и, взяв ножницы, она прорезала чапру. Когда же посмотрела и точно узнала своего Ашик-Кериба, то вскрикнула, бросилась к нему на шею, и оба упали без чувств.
Брат Куршуд-бека бросился на них с кинжалом, намереваясь заколоть обоих, но Куршуд-бек остановил его, промолвив:
- Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при рождении, того он не минует.
Придя в чувство, Магуль-Мегери покраснела от стыда, закрыла лицо рукою и спряталась за чапру.
- Теперь точно видно, что ты Ашик-Кериб, - сказал жених, - но поведай, как же ты мог в такое короткое время проехать такое великое пространство?
- В доказательство истины, - отвечал Ашик, - сабля моя перерубит камень; если же я лгу, то да будет шея моя тоньше волоска. Но лучше всего приведите мне слепую, которая бы семь лет уж не видала света божьего, и я возвращу ей зрение.
Сестра Ашик-Кериба, стоявшая у двери, услышав такую речь, побежала к матери.
- Матушка! - закричала она. - Это точно брат, и точно твой сын Ашик-Кериб, - и, взяв ее под руку, повела старуху на пир свадебный.
Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развел его водою и намазал матери глаза, промолвив:
- Знайте все люди, как могущ и велик Хадерилиаз. И мать его прозрела. После того никто не смел сомневаться в истине слов его, и Куршуд-бек уступил ему безмолвно прекрасную Магуль-Мегери.
Тогда в радости Ашик-Кериб сказал ему:
- Послушай, Куршуд-бек, я тебя утешу: сестра моя не хуже твоей прежней невесты, я богат: у ней будет не менее серебра и золота; итак, возьми ее за себя - и будьте так же счастливы, как я с моей дорогою Магуль-Мегери.

Надежда Савченко
Урок литературы, посвящённый творчеству М. Ю. Лермонтова

Тема : М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» - турецкая сказка. Характеристика героев.

Задачи :

Учить определять учебную задачу урока , планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

Учить характеризовать героев.

Предметные :

Находить в тексте слова, которые позволяют характеризовать героев сказки;

Составлять рассказ о герое по плану;

Анализировать текст сказки.

Метапредметные :

Определять учебные задачи урока по характеристике сказочного текста;

Составлять план характеристики героев;

Оценивать рассказ о герое в соответствии с выбранными критериями.

Личностные :

Проявлять интерес к творчеству М . Ю. Лермонтова , с интересом читать сказки разных народов;

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

Ресурсы урока : учебник ч. 1, с. 97 – 111. Рабочая тетрадь с. 31,32

Ход урока.

1. Организационный момент.

Что надо к уроку .

2. Речевая разминка.

Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения «Родина» М. Ю. Лермонтова .

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Размывы рек её, подобные морям.

Прочитайте все вместе в медленном темпе.

Ещё раз с интонацией весёлой, восхищения.

3. Сообщение темы и постановка целей урока .

Прочитайте это стихотворение выразительно .

Какие мысли, чувства возникли у вас при чтении?

Какие качества человека ценит народ любой национальности?

Прочитайте тему урока , определите задачи .

Верно. Сегодня мы будем учиться давать характеристику героев произведения.

4. Актуализация необходимых знаний.

Кто главные герои произведения?

Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?

Как он познакомился со своей будущей невестой?

Молодые люди полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил?

Что предложила девушка молодому человеку?

Почему же Ашик-Кериб отказался от её предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь- О каких чертах характера говорит такой поступок?

Какое решение принял Ашик-Кериб?

Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отправился? Докажите.

Почему он не вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?

Работа с тетрадью, с. 31.

Прочитайте задание и подчеркните слова, которые характеризуют героя.

Дополните (Ашик0Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный) .

В чём хотелось бы походить на этого героя?

Почему девушка согласилась ждать Ашик-Кериба семь лет, ведь это так долго?

Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания?

Вспомните начало сказки. девушка обещала, что через семь лет выйдет замуж за Курмуд-бека.

Почему же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Зачитайте отрывок и объясните. (с. 107, второй абзац) .

С чем сравнивается красота девушки? Как поёт о ней подруга?

Работа над пословицами в парах.

Прочитайте пословицы и обсудите в паре.

О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? (Женщина – терпение, доброта, трудолюбие, красота. Мужчина – смелость, доброта).

Что больше всего ценит народ в женщине?

Охарактеризуйте эту героиню. (Умная, верна, трудолюбивая) . В чём хотелось бы быть похожей?

Прочитайте о том, что совершил Курмуд-бек? С. 99

Почему он так поступил?

Прочитайте отрывок о том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Курмуд-беку, а Магуль-Мегери поняла сразу, что это неправда? (наверное, потому, что девушка слишком хорошо знала его) .

Курмуд-бек положительный или отрицательный герой? (Курмуд-бек отрицательный герой, так как он совершил подлый поступок, бесчестный, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение).

Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль-Мегери) .

Может ли это служить оправданием?

Кто один расскажет о Курмуд-беке?

Какие ещё герои присутствуют в сказке?

Какие они? (Положительные святой Хадерилиаз – добрый, помогает людям. Мать Ашик-Кериба – верная).

- Распределите героев по группа .

Сравните героев русских и турецких сказок.

Вывод : герои русских сказок обладают теми же качествами, что и герои турецких сказок.

Диагностика достижение планируемых результатов.

1. Каким был Ашик-Кериб?

а) бедным

б) богатым

в) среднего достатка

2. Что пророк дал Ашик-Керибу?

а) высокий рост и дар песен

б) высокий рост и дар рисования

в) высокое сердце и дар песен

3. Он стал грустен, как :

а) осеннее небо

б) зимнее небо

в) грозовое небо

4. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу?

а) семь лет странствовать по свету

б) шесть лет странствовать по свету

в) восемь лет странствовать по свету.

5. Что он делал, переходя из деревни в деревню, из города в город?

а) пел и плясал

б) пел и играл на саазе

в) только играл на саазе

6. Что дала Магуль-Мегери купцу?

а) медное блюдо

б) серебряное блюдо

в) золотое блюдо

7. Сколько дней осталось до конца срока?

а) три дня

б) два дня

в) один день

8. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлтз?

а) всадник на белом коне

б) всадник на чёрном коне

в) один белый конь

9. Что поклялась сделать Магуль-Мегери?

а) умереть

б) выйти замуж за Курмуд-бека

в) убить Курмуд-бека

10. Когда мать прозрела?

а) когда увидела сына

б) когда сын намазал матери глаза

в) когда сын поцеловал мать в глаза

Написать на доске : План – отзыв о произведении.

2. Название произведения.

3. Жанр произведения.

4. О чём этот текст.

5. Кто из героев понравился и почему?

6. Чем понравилось произведение?

Подведение итогов.

Зачем Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе?

Какие чудеса происходят?

Какие события могли произойти в реальности?

Чему учит сказка?

Кому вы бы сказали «спасибо» , за что похвалили бы?

Домашнее задание : составить отзыв о произведении.

Составь отзыв о произведении "Ашик-Кериб". 1. Автор: 2. Название: 3. Жанр: 4. О чём э??от текст? 5. Кто из героев понравился и почему? 6. Чем тебе понравилось произведение?

Ответ:

1. Михаил Юрьевич Лермонтов. 2. Ашик- Кериб. 3. Сказка. 4. О любви, о бесстрашии, о волшебстве, о том что богатство часто затмевает главное в жизни, о том как важно и нужно выполнять обещания. В итоге все остаются счастливы. 5. Магуль-Мегери, так как она не смотря на долгую разлуку и злых людей не отчаялась, она до последнего ждала своего возлюбленного, и даже не верила когда принесли одежду Ашик-Кериба, что он погиб. Для нее лучше смерть чем выйти замуж за нелюбимого и плохого человека. 6. Своим волшебством в конце произведения, исцелением слепой матери. Тем, что в итоге все осталось хорошо. Восточными обрядами и обычаями.

Похожие вопросы

  • Выдели в тексте все знакомые орфограммы.Укажи корень в однокоренных словах. В пер??ом предложении подчеркни грамматическую основу.Из последнего предложения выпиши антонимы.. За деревней раскинулся еловый лес. Мы часто ходим в ельник за маслятами.Отдыхаем мы на поляне, посреди которой стоит старая ель, окружённая молодыми ёлочками.
  • Предложите варианты борьбы с брюхоногими моллюсками-вредителями садовых и огоро??ных культур,опираясь на особенности строения и жизнидеятельности этих животных