Значение опекушин александр михайлович в краткой биографической энциклопедии. Александр Михайлович Опекушин

Александр Михайлович Опекушин (1841-1923) - сын крестьянина-каменотеса Ярославской губернии. В 60-х годах он занимался в Академии художеств, но академии не окончил, хотя в 1873 году получил звание академика за статую «Петр I». В начале своей деятельности он участвовал в создании микешинского памятника «Тысячелетие России» и приобрел опыт монументалиста. Позднее им были выполнены девять статуй деятелей XVIII века для памятника Екатерине II в Петербурге, сооруженного по проекту Микешина. Две из этих статуй - Орлова-Чесменского и Чичагова - были созданы Опекушиным по собственным эскизам. Имя свое скульптор увековечил памятником А. С. Пушкину, сооруженным в 1880 году в Москве и поныне остающимся лучшим монументом поэту.

В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту - М. Ю. Лермонтову. И эта его монументальная работа отличается серьезностью замысла и высоким качеством исполнения. Лермонтов изображен сидящим на скале в задумчивой позе, у ног его - книга, возле постамента внизу - лира и венок. Его лицо обращено к панораме гор, столь любимых поэтом.

В 1886 году Опекушин соорудил памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине ученого, в городе Тарту. Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе. Более поздние произведения Опекушина - памятники Александру II и Александру III в Москве - не удались автору, в 1918 году они были сняты. Из других работ известны небольшие памятники Пушкину, Вяземскому и Жуковскому, сооруженные в 1913 году в парке имения Вяземских - Остафьеве.

Памятник Пушкину. Памятник поэту, одно имя которого вызывает в нас чувство гордости и благоговения. Он стоит, этот памятник, в центре Москвы, где родился великий поэт. У его подножия никогда не вянут живые цветы, к нему не зарастает народная тропа, поколение за поколением приходят сюда люди, чтобы поклониться Пушкину.

В 1860 году шла подготовка к пятидесятилетию Царскосельского лицея. Бывшие лицеисты, товарищи Пушкина предложили установить памятник в саду лицея. Но дело тогда не сдвинулось, и только через десять лет был образован специальный комитет по сооружению памятника. Комитет решил, что монумент нужно установить в столице - Петербурге.

Но царское правительство осталось верным себе по отношению к Пушкину - память опального поэта Александр II запретил увековечивать в Петербурге. Только после долгих переговоров комитет получил «высочайшее» разрешение на установку памятника в Москве.

Однако правительство демонстративно отказалось оплатить расходы, и пушкинский комитет был вынужден обратиться за помощью к народу. Подписной лист пошел из города в город, из губернии в губернию, по всем уголкам России, которая с энтузиазмом встретила весть о сборе средств на памятник любимому поэту. Деньги вносили люди разных сословий, разного достатка и положения в обществе - имя Пушкина было свято для всех русских людей.

«Делом общественной совести» назвал один из журналов того времени создание памятника Пушкину. Комитет по сооружению памятника объявил конкурс, и многие известные ваятели приняли в нем участие.

Скульптору Александру Михайловичу Опекушину было тридцать лет, когда газеты сообщили о конкурсе. Молодой мастер решил попробовать свои силы в такой ответственной работе, как памятник Пушкину. Он перечитывает произведения поэта, воспоминания о нем, изучает картины и рисунки, сделанные при жизни Пушкина. Несколько месяцев Опекушин напряженно работает над памятником - делает рисунки, лепит модели.

Наконец настал день открытия выставки конкурсных проектов. Большинство моделей, показанных в зале Петербургского опекунского совета, были отвергнуты. Проекты же, предложенные Александром Опекушиным, получили высокую оценку петербургских критиков. И все-таки первую премию не присудили ни одному из скульпторов. Решено было конкурс продлить. Через год, когда вновь открылась выставка конкурсных проектов на памятник Пушкину, жюри так и не назвало победителей. Предпочтение было отдано трем скульпторам - А. Опекушину, П. Забелло и А. Боку, чьи работы жюри отметило премиями.

Однако надо было решать, кому же все-таки поручить окончательное исполнение памятника. Специально созданная комиссия назвала имена Опекушина и Забелло.

Прошел еще год. Опекушин выставил на суд жюри шесть моделей, Забелло - четыре. Оба скульптора решали памятник в строгой, лаконичной манере. Однако при равных достоинствах модели Опекушина выигрывали в мастерстве исполнения. Трудный многолетний конкурс закончился блестящей победой Александра Опекушина.

Уже в глубокой старости Александр Михайлович Опекушин вспоминал о счастливых днях своей молодости, когда он работал над лучшим своим памятником: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой. Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать-тридцать лет, вернее - ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».

Сообщение о победе Опекушина было с одобрением встречено передовой частью русского общества. Но Академия художеств отнеслась к итогам конкурса без всякого энтузиазма. Когда Опекушин обратился в академию с просьбой предоставить мастерскую для работы, академическое начальство отказалось помочь молодому скульптору, ссылаясь на то, что памятник сооружается не по правительственному заказу, а по частной подписке.

Реакционная пресса, увидевшая в модели Опекушина покушение на каноны академического искусства, возмущенно обрушилась на победителя: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин!» Так писали респектабельные критики, но злобные их слова канули в Лету.

В трудной обстановке приходилось Опекушину завершать работу над памятником Пушкину. Но скульптор знал, что высшим судьей ему будет не Академия художеств, не император, не злопыхатели из различных «новостей» и «ведомостей», а народ - он один может принять или не принять труд ваятеля. И хотя предложенный им проект был доброжелательно принят жюри, Опекушин продолжал вносить поправки в памятник, понимая, какая ответственность перед будущим лежит на ваятеле «вековечного памятника».

Вскоре скульптура была отлита в петербургских бронзолитейных мастерских и привезена в Москву. Опекушин хотел установить памятник на Страстной (ныне Пушкинской) площади, но настоятель монастыря не пожелал перед входом в святую обитель видеть памятник вольнодумцу. Вероятно, отцы города сочли доводы монастырского духовенства основательными и отвели место для памятника у входа на Тверской бульвар.

Опекушина это решение очень расстроило, потому что статуя теперь будет стоять спиной к солнцу. Однако делать было нечего - пришлось согласиться.

Шестого июня 1880 года, в день открытия памятника, в Москве было пасмурно, шел дождь. Но тысячи людей, депутации со всех концов России, с цветами и венками двигались по московским улицам к Страстной площади. В городе царило праздничное оживление, каждый хотел быть свидетелем исторического события.

У трибун рядом с памятником - людское море. Кажется, что сюда пришла вся Москва, вся Россия. Здесь крупнейшие писатели и поэты - Достоевский, Тургенев, Островский, Аксаков, Писемский, Плещеев, Майков, Полонский…

Покрывало медленно сползает, падает к подножию пьедестала. Свершилось! Памятник Пушкину, о котором столько лет мечтали лучшие люди страны, предстал перед народом.

Задумчиво, чуть склонив голову, стоит поэт. Правая рука его заложена за борт сюртука, левая, откинутая назад, держит шляпу. На плечах широкий плащ с пелериной. Взор поэта обращен в землю, он словно ушел в себя, прислушивается к певучему ритму поэтических строк. Таким «преданным своим мечтам» посреди шумной улицы предстал июньским днем 1880 года Пушкин.

10 февраля 1937 года, в 100-летнюю годовщину гибели поэта, на Пушкинской площади собрались тысячи людей. В этот день состоялось второе открытие памятника Пушкину. В 1880 году при установке памятника на пьедестале были высечены строфы из пушкинского стихотворения в искаженном виде:

И долго буду тем народу я любезен,

Что прелестью живых стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.

Царское правительство запретило тогда воспроизвести строчку «Что в мой жестокий век восславил я свободу». И только в столетие со дня трагической гибели поэта, в феврале 1937 года, на пьедестале появились подлинные стихи Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А через тринадцать лет в истории памятника Пушкину произошло еще одно событие – памятник «переехал» с Тверского бульвара на Пушкинскую площадь. Ночью, когда вся Москва спала, мощные домкраты подняли монумент. На тележках его перевезли по рельсам к скверу в центре площади. Огромный поворотный круг развернул статую. Утром москвичи увидели памятник на новом месте – там, где мечтал его поставить Александр Михайлович Опекушин. Лицо поэта впервые было обращено к солнцу.


Подоконники moeller на подоконники podokonnik.pro .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


В стороне от шумных городов, на нижнем берегу Волги, в небольшом селе Рыбницы находится скромная могила человека, творчество которого когда-то хорошо знала вся образованная Россия. Здесь похоронен русский скульптор-патриот Александр Михайлович Опекушин, отразивший в своих творениях величие самодержавного Российского государства, неистребимую духовную мощь народа. Десятилетиями намеренно замалчивались, искажались и продолжают замалчиваться до сих пор многие вехи его творческой биографии. Официальное советское искусствоведение изрядно потрудилось в свое время, выставляя А.М.Опекушина "автором одного гениального произведения" - знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве, после чего якобы скульптора преследовали только одни неудачи. Искаженно трактовались его творческая позиция и политические взгляды. Белым пятном остаются и сейчас его последние годы жизни - после февраля и октября 1917 года. Александр Михайлович Опекушин родился 28 ноября (ст. ст.) 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда.


В Свечкине, Рыбницах, Давыдкове, Овсяниках существовали целые семейные династии лепщиков и каменотесов: Дылевых, Лапиных, Козловых, Курпатовых, Опекушиных. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу. Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге.


В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В дороге с ним приключился весьма курьезный случай. "Дело было так, - вспоминал на склоне лет Александр Михайлович. - На одной из остановок я вышел на платформу, заложил руки назад и чинно погуливаю по ней в полной уверенности, что, когда поезд пойдет, меня предупредят, попросят в вагон. Звонок. Я не слушаю, лишь неожиданно увидел, что поезд тронулся. Я к вагону - дверь не открывается. Я к окну, и дедушка схватил меня за длинные волосы, через окно втащил в вагон и дал хорошую трепку, так что я уже больше из вагона нигде не выбирался".


В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года.


Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет. Постоянные материальные трудности и болезни, затем свалившиеся на него изнурительные заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти отца без кормильца… Труд, труд и труд днем и ночью! "Я боюсь, что буду художником, но не свободным человеком", - говорил Опекушин. Но в 1860 году Александр, скопив с большим трудом 500 рублей, откупился от помещицы Ольхиной, получив вольную. В 1861 году он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного


Памятники Опекушина год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Взошла и засияла его яркая звезда! Ученый совет Академии художеств неожиданно присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф "Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово". В этом же году скульптор М.О.Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника "Тысячелетие России" в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.



После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга. Обращала на себя внимание его искусная лепка барельефов и фигур, необыкновенное сходство с оригиналами, простота художественного исполнения. В 1864 году за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и Психея" Императорская Академия художеств награждает его серебряной медалью. В 1869 году ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в классного художника 1-й степени. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. Лишь узкий круг искусствоведов знает, что совместно с М.О.Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году


Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин. Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии.




1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура- победителя немедленно освободить мастерскую.


30 мая 1912 года в Москве в обстановке общенационального торжества был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III, около храма Христа Спасителя. Сохранилась кинохроника этого события. Целый день на площади около памятника толпились тысячи людей. Монумент производил колоссальное впечатление: на могучих глыбах из полированного финляндского гранита на троне в мантии, порфире и короне, с державой и скипетром в руках сидел Царь-Миротоворец. Александр III был изображен в позе, которую при жизни чрезвычайно любил принимать: он сидел, немного наклонившись вперед. Фигура Императора как нельзя лучше была передана в бронзе, чувствовалась внутренняя сила и спокойствие. По углам постамента восседали огромные двуглавые орлы. Памятник символизировал высокое предназначение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия", - писал американский ученый Ричард Уэртман.


Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования - всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя- Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III. С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

В стороне от шумных городов, на нижнем берегу Волги, в небольшом селе Рыбницы находится скромная могила человека, творчество которого когда-то хорошо знала вся образованная Россия. Здесь похоронен русский скульптор-патриот Александр Михайлович Опекушин, отразивший в своих творениях величие самодержавного Российского государства и духовную мощь народа. Официальное советское искусствоведение изрядно потрудилось в свое время, выставляя А.М.Опекушина «автором одного гениального произведения» - знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве, после чего якобы скульптора преследовали только одни неудачи. Искаженно трактовались его творческая позиция и политические взгляды: в статьях и официальных биографиях ему, человеку твердых монархических убеждений, начинают приписывать революционные высказывания.


Александр Михайлович Опекушин родился 28 ноября (ст. ст.) 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда. В Свечкине, Рыбницах, Давыдкове, Овсяниках существовали целые семейные династии лепщиков и каменотесов: Дылевых, Лапиных, Козловых, Курпатовых, Опекушиных. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В дороге с ним приключился весьма курьезный случай. «Дело было так, - вспоминал на склоне лет Александр Михайлович. - На одной из остановок я вышел на платформу, заложил руки назад и чинно погуливаю по ней в полной уверенности, что, когда поезд пойдет, меня предупредят, попросят в вагон. Звонок. Я не слушаю, лишь неожиданно увидел, что поезд тронулся. Я к вагону - дверь не открывается. Я к окну, и дедушка схватил меня за длинные волосы, через окно втащил в вагон и дал хорошую трепку, так что я уже больше из вагона нигде не выбирался».

В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б. Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.
Постоянные материальные трудности и болезни, затем свалившиеся на него изнурительные заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти отца без кормильца……«Я боюсь, что буду художником, но не свободным человеком», - говорил Опекушин. Но в 1860 году Александр, скопив 500 рублей, откупился от помещицы Ольхиной, получив вольную. В 1861 году он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного крестьянина, ставшей ему самым близким человеком.

1862 год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Взошла и засияла его звезда. Ученый совет Академии художеств неожиданно присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В этом же году скульптор М.О.Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.

После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга. Обращала на себя внимание его искусная лепка барельефов и фигур, необыкновенное сходство с оригиналами, простота художественного исполнения. В 1864 году за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» Императорская Академия художеств награждает его серебряной медалью. В 1869 году ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью.

Лишь узкий круг искусствоведов знает, что совместно с М.О.Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году. Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин.

Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии. Газеты были полны восторженных отзывов. На радостях Микешин подарил Опекушину большой дом на Каменноостровском проспекте, куда молодой скульптор незамедлительно переселился со своей семьей.

1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. «Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все», - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Александр Михайлович вспоминал: «В течение ряда лет ночи не спали как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника».
Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы.

По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).
Большинство наших современников судит о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники Карлу Бэру в Дерпте (1886 г.) и Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г.). Здесь проявилась сильная сторона таланта Опекушина - феноменальное портретное сходство и умение полностью раскрыть духовную сущность человека.

Памятник знаменитому естествоиспытателю и мыслителю Карлу Эрнсту Бэру, создавшему теорию эмбриологии, был поручен скульптору после его блестящей победы на международном конкурсе в 1881 году. Средства на памятник собирались по подписке среди ученых России, Франции, Англии, Германии. Известный скульптор Р. Бах, современник Опекушина, говорил: «Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше».

Безжалостно уничтоженный в 1925 году памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, много сделавшему для изучения и заселения края, графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, был самым крупным монументом дореволюционной России - статуя графа хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. И в то же время в памятнике не было ничего официозного, он изящен и прост по композиции. В опекушинском творении запечаталось открытое и мужественное лицо русского человека. Граф стоял со скрещенными на груди руками, в правой - зрительная труба, в левой - свиток Айгунского договора.

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные распятия и киоты для монастырей и храмов.

Семья Опекушиных была очень религиозна: соблюдала все посты, постоянно посещала богослужения. Александр Михайлович почти не употреблял спиртного, вел скромный и удивительно размеренный образ жизни. Его неоднократно уговаривали уехать с семьей за границу, предлагая деньги и другие блага, но даже в самые тяжелые периоды своей жизни Опекушин решительно от этого отказывался, подчеркивая, что он русский скульптор-патриот.

Наиболее важна была для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе.
И здесь, на наш взгляд, Опекушин создал наиболее крупные свои произведения. Над образами Царей - Александра II и Александра III трудились до революции многие отечественные и зарубежные мастера - Микешин, Шервуд, Шредер, Бах, Антокольский, Чижов, Трубецкой и другие. Но все же самыми известными и общепризнанными в художественном отношении считались опекушинские монументы. Знала и ценила эти произведения вся образованная Россия. Нам удалось выявить двенадцать таких памятников, однако, по всей вероятности, стояло их в России гораздо больше. Больше всего памятников посвящено Александру II. Один из величайших в истории России реформаторов, Государь был особенно чтим в среде русского крестьянства.

«Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного Императора, закрыв глаза, - до такой степени у меня жив в памяти его образ», - говорил Опекушин, часто видевший Государя при жизни.

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах. Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.
30 мая 1912 года в Москве в обстановке общенационального торжества был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III, около храма Христа Спасителя. Сохранилась кинохроника этого события. Целый день на площади около памятника толпились тысячи людей.

Монумент производил колоссальное впечатление: на могучих глыбах из полированного финляндского гранита на троне в мантии, порфире и короне, с державой и скипетром в руках, сидел Царь-Миротворец. Александр III был изображен в позе, которую при жизни чрезвычайно любил принимать: он сидел, немного наклонившись вперед. Фигура Императора как нельзя лучше была передана в бронзе, чувствовалась внутренняя сила и спокойствие. По углам постамента восседали огромные двуглавые орлы. Памятник символизировал высокое предназначение православной России и русского Самодержавия. «Это была статуя, изображавшая русского Императора как помазанника Божия», - писал американский ученый Ричард Уортман.

Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования - всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя-Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III.

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. «Лучшим русским скульптором» называли его газеты.

1917 год…… Покатилось по стране красное колесо. Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года: «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Уцелел лишь Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин.

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: «Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду».

В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. «Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, - холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!», - приводила 8 марта 1923 года ярославская газета «Крестьянский кооператор» свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова. Статья не осталась без отклика. Сразу же редакция стала получать письма читателей-крестьян, полные участия к постигшей скульптора беде. Благодаря усилиям того же Скребкова судьбой «автора памятника Пушкину в Москве» решила заняться и газета «Известия ВЦИК», обратившаяся 21 марта 1923 года с призывом: «Обязанность тех, кому дороги интересы культуры, вспомнить о замечательном нашем соотечественнике и поддержать его материально и нравственно». Авторы этих публикаций не знали, что еще 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней.

В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. «Совершенно забыты всеми!!!», - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина. Похоронили его на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где он был когда-то крещён; только в 1972 году здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 году - надгробие из чёрного полированного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Александр Михайлович Опекушин родился в Ярославской губернии в семье крепостных. В 12 лет отец забрал его с собой в Петербург, где будущий скульптор, пройдя все ступени ученичества, в 1872 году за статую Петра I и бюст старшего сына Александра II цесаревича Николая получил звание академика. Более 20 лет состоял действительным членом академии. Отличавшийся огромным трудолюбием, скульптор выполнил десятки произведений разных жанров для многих городов необъятной Российской империи.

28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика родился Александр Михайлович Опекушин. Большинство знает о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но как странно устроена судьба человека в России: крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором - Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей... и... умер 4 марта 1923 года совершенно забытый всеми в ужасающей нищете. Так советская власть отблагодарила скульптора за его Пушкина и за памятники царям России... Парадоксально?

Опекушин А.М. Памятник А.С.Пушкину в Москве

Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян уезда, где родился Александр Михайлович Опекушин. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Иенсена, ученика датского скульптора Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.



По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859—62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.

По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К. Залеман, М.А. Чижов, И.П. Шредер, Н.А. Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.


Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным.

В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создаетс я известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу Грейгу в Николаеве.

Опекушин. Памятник русскому адмиралу Грейгу в Николаеве.

Город Николаев. В 1873 году на пересечении Адмиральской и Соборной улиц был воздвигнут величественный монумент адмиралу Грейгу работы М.О.Микешина и А.М.Опекушина. Деньги на его строительство были собраны моряками и жителями Николаева. В 1922 году памятник сняли, а на его место поставили памятник вождю революции. Плиты с надписями были сброшены в Ингул, якоря и трофейные пушки переданы в Историко-археологический музей.

Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин.

Памятник Екатерине II. Санкт-Петербург. Фото 1890

В 1862 году исполнилось сто лет со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II. В ознаменование этого события по эскизу художника М. Микешина, на Александровском заводе в Петербурге была отлита скульптура императрицы. Работа Микешина была удачной: скульптура удостоилась медали на Всемирной выставке в Лондоне и понравилась императору Александру II. По первоначальному замыслу памятник Екатерине II предполагали установить в Царском селе. Но Городская дума обратилась с ходатайством о том, чтобы перенести памятник в Петербург, для него даже стразу же выбрали место - сквер перед Александринским театром

Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.


Монумент был открыт 24 ноября 1873 года в обстановке особой торжественности - по периметру площади установили почетный караул, от Казанского собора к памятнику направился крестный ход, был отслужен молебен, прогремел салют, вечером устроили иллюминацию. На церемонии открытия памятника присутствовала вся царская семья.

Пётр I около 1872

(Омский музей)

Скульптурный бюст «Петр I» 1 872

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных из делий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных ко мпозиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениямии так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для мо настырей и храмов.

Памятник А.П. Волынскому, А.Ф. Хрущову, П.М. Еропкину. Санкт-Петербург

Памятник М.Ю.Лермонтову. Пятигорск

16 августа 1889 года был открыт памятник М.Ю. Лермонтову, первый в России. Этому событию предшествовали долгие 18 лет, в течение которых по всей стране продолжался сбор средств для его создания. Статуя отлита в Петербурге из бронзы.



1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Александр Михайлович вспоминал: "В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, "вековечного памятника".

Неизвестный художник. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г.


Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).



Памятник Александру II в Кремле. Москва

Заложен в 1883 году

Освящен и открыт в 1898 году

Фигура царя-освободителя сброшена в 1918 году

Сень и галлерея окончательно разобраны в 1928 году

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

Молебен перед открытием памятника Александру III

Опекушин А.М. Памятник Александру III

ПамятникВесной 1912 г в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году). В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 г отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. 15 авг 1917 г, в тревожное для России время, в ХХС состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых. Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

Опекушин А.М. Екатерина II

Скульптура чудом уцелела в советское время. Из неё должны были изготовить 40 бюстов Карла Маркса. Спас ее скульптор Меркулов.

1917 год… Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Его имя даже не было упомянуто в многотомной "Истории русского искусства", хотя памятник великому поэту до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.

Статуя Екатерины II в Московской городской думе (1912)

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду".



В 1919 опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно уми рал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. "Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, - холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!", - приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова.

4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственник и. "Совершенно забыты всеми!!!", - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина.

Памятник А.С.Пушкину был открыт в 1880 (скульптор А.Опекушин) на Страстной (Тверской) площади в Москве. На втором плане - Страстной монастырь (основан в XVII веке). Разрушен в 1937 (сейчас на этом месте кинотеатр "Пушкинский", бывший "Россия"). Памятник Пушкину в 1950 году перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (тогда улицы Горького). Репродукция открытки.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (16( 28) ноября 1838, д. Свечкино Даниловского уезда Ярославской губ. — 4 марта 1923, с. Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губ.(ныне Некрасовский район Ярославской области), похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви) — выдающийся русский скульптор.

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Многие дома в Москве и Петербурге отделывались лепниной, выполненной нашими земляками. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Александр жил в Петербурге в 1850-х гг. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д. И. Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре.

Уже в первой самостоятельной работе Опекшина« Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Александр посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В этом состояло его художественное образование, остальное — талант и громадное трудолюбие.

В 1861 скульптор женится на золотошвейке Е. И. Гуськиной. Встреча с М. О. Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике« Тысячелетие России»(Новгород, 1862). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Петербурге(1873), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 за статую Петра I Опекушин получает звание академика.

Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А. С. Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина. Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту — М. Ю. Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 в Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 в г. Дерпте(ныне г. Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли« лучшим русским скульптором», он был обласкан царской фамилией, награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде.

К сожалению, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 г. «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христа Спасителя в Москве. В разряд« слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский и адмирал А. С. Грейг, чьи памятники(в Хабаровске и Николаеве) работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства, собранные общественностью, в последние годы восстановлены Опекушинские памятники Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске(1991) и И. Г. Харитоненко в Сумах(1996). Поднимался вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя(но в 2005 году на его месте был установлен памятник Александру II работы современного скульптора Александра Рукавишникова). До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина — станковая скульптура: портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее.

В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в д. Свечкино и с. Рыбницы сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея — мемориальный Дом-музей А. М. Опекушина.