Задержка речи ребенка 2 лет лечение. Задержка речи у ребенка. Признаки задержки речевого развития

Иногда внимательные родители могут замечать, что у их малыша есть задержка речевого развития: 2 года исполнилось ребенку, а он еще не сказал ни слова.

Ведь как только их чадо появится на свет, они с нетерпением ждут момента, когда малыш заговорит. Часто они испытывают беспокойство: все ли в норме с развитием ребенка?

Задержкой речевого развития называют такое состояние, когда проблема только в речи, а не в умственном и эмоциональном развитии ребенка.

Это включает, например, психодинамическую, выявляющую терапию - здесь ищут патогенные образовательные влияния и отсутствие отношений между родителями и детьми, что приводит к вине. Кроме того, проведение терапии не является бесспорным - задержание ребенка должно нарушить его сопротивление.

Ранний детский аутизм - прогноз

Ранний детский аутизм сохраняется на протяжении всей жизни - до сих пор не было лекарств. Однако с помощью концепций интенсивной терапии можно контролировать индивидуальные симптомы и достигать новых способностей к самообучению. Симптомы раннего детства могут ассоциироваться со старением у некоторых людей, но во взрослом возрасте многие больные могут быть более жертвами сами по себе и другими.

Такой диагноз ставится до 3 лет, если нет соответствия среднестатистическим нормам речевого развития. Это не является никакой патологией, а отражает особенности индивидуального развития крохи.

Лучше как можно раньше определить, есть ли проблемы с развитием речи, и принять необходимые меры. Поэтому стоит ознакомиться с нормами речевого развития:

Причины задержки речи у детей

Сколько слов ребенок должен говорить, когда? Когда два слова являются нормальными? В каком возрасте сын или дочь могут говорить безупречно? О том, когда ребенок должен говорить правильно, призраки развелись. И когда ребенок может говорить полные предложения, это зависит от самых разных вещей. Вот почему часто бывает сложно сделать конкретные заявления об этом. Большинство детей начинают писать слова с двойным словом в возрасте девяти месяцев. Например, «Да-да». И в возрасте одного года многие дети говорят свое первое истинное слово.

  1. В 4 месяца ребенок должен активно реагировать на обращение, выражая свое состояние улыбкой, плачем, агуканием.
  2. В 9 месяцев малыш делает попытки произносить сочетания букв: «на-на-на», «ба-ба-ба» и т. д.
  3. В год дети должны освоить произношение 20 легких слов и различать по названиям 200 предметов, привычных для действий. В этом возрасте они понимают, что им говорят, и правильно реагируют на просьбы взять игрушку, подать руку и т. д.
  4. В два года в норме ребенок строит фразы, говорит небольшими предложениями с местоимениями и прилагательными. Знает не меньше 50 слов.
  5. В 2,5 года логопед требует от крохи правильного произношения звуков, кроме «л», «р» и шипящих, построения сложных предложений при наличии в словарном запасе более 200 слов. В этом возрасте дети обычно знают свое имя, различают близких им людей, умеют подражать голосом звукам, произносимым животными и птицами.
  6. Трехлетний малыш предложения объединяет по смыслу, свободно использует местоимения, прилагательные и наречия. Чтобы выявить: есть ли проблемы с речью у трехлетки, нужно, чтобы с ним поговорил незнакомец. Если во время активного диалога взрослый собеседник понял ваше чадо на 75 %, то повода для беспокойства нет.

Если есть задержка речевого развития у детей, то это повод обратиться к специалистам, которые могут подсказать дальнейшие действия, стоит ли беспокоиться или нет.

Какое слово сильно варьируется от ребенка к ребенку. Но одно одно: маленькие говорят слова, которые они знают из своего окружения. Или названия игрушек. В возрасте около полутора лет большинство девушек и мальчиков получат много новых слов. Многие из них по-прежнему являются творениями маленьких, которые они собирают из правильного слова и своего языка. Затем следуйте так называемым двухсловным фразам. Маленькие начинают смешивать слова вместе. В возрасте от двух до трех количество комбинированных слов увеличивается.

Тем не менее, как описано здесь, языковое восприятие далеко не полностью у каждого ребенка. В то время как некоторые дети не говорят, другим трудно произносить слова правильно или складывать их в предложениях. Например, дети в возрасте до двух лет, которые говорят менее 50 слов, часто упоминаются как поздние ораторы - поздние ораторы. Хотя многие люди предполагают, что задержка развития у маленького ребенка со временем сама по себе, но это не всегда правильно. И многие дети тогда нуждаются в адресной помощи и поддержке.

Каковы причины отставания в развитии речи? Ребенок 2 лет активно развивается. Что же он должен уметь говорить в это время?

Родителям надо забеспокоиться, если их ребенок не повторяет услышанные слова, не пытается выполнить просьбы, не может составить отдельные фразы, его словарный запас включает всего несколько слов.

Причины задержки речи

Причинами расстройства развития языка являются многие и многие разные причины. Например, голосовой задержки можно унаследовать. Но медицинские причины также могут играть определенную роль. Например, потеря слуха. Кроме того, это приходится на детей, у которых мало языковых стимулов трудно говорить.

Как проявляется задержка развития речи

Чем раньше такая речевая задержка будет обнаружена и обработана, тем лучше для пострадавшего ребенка. Во многих случаях это может даже привести к серьезным последствиям для дальнейшего развития ребенка, если его речевая задержка вовремя не рассматривается. Например, с точки зрения социальных навыков маленьких. Потому что, пока другие дети учатся общаться друг с другом на раннем этапе, дети с лингвистическими задержками лишены опыта. Кроме того, страдает уверенность в себе пострадавших мальчиков и девочек.

Причины этого бывают разные, условно их можно разделить на 2 типа:

  1. Врожденные или приобретенные органические нарушения, такие как различные заболевания, оперативное вмешательство, перенесенные в младенчестве; травмы, полученные во время родов и т. д.
  2. Спровоцировать ЗРР могут нарушения, которые вызваны неправильным поведением родителей: отсутствие должного ухода; злоупотребление спиртными напитками; частые скандалы и ссоры, вызывающие стрессовые состояния ребенка.

Как выявить задержку речевого развития?

Часто родители надеются только на логопеда, когда есть проблемы с речью у их малыша. Но эти специалисты работают над произношением звуков, что дает эффект лишь в 5 лет.

Кроме того, они часто недовольны собой. Может быть, потому, что они не могут сказать, чего хотят. И особенно когда ребенок зарегистрирован, это может привести к проблемам с обучением. Родители, которые подозревают лингвистическую задержку в своем ребенке, должны поэтому обратиться к своему педиатру. Педиатр обычно тщательно изучает ребенка. Он также проверяет, например, если малыши слушают правильно. Ибо, если ребенок не может правильно понять определенные звуки и буквы, разговор делает его еще более трудным.

Кроме того, педиатр может дать хорошие советы и советы о том, как родители могут продвигать своего ребенка или какое лечение подходит. Это может быть, например, лечение логопедом. С этими детьми обычно может начинаться примерно в три года. Речевой терапевт тренируется с детскими индивидуальными звуками, а также техникой дыхания и другими вещами в основном игривым способом.

Но тогда возможно, что время будет упущено. Что же делать в этом случае?

Потребуется обследование для выявления причины патологии. Для этого нужно:

  1. Показать ребенка сурдологу, чтобы убедиться, что со слухом все в порядке.
  2. Малыш должен пройти тестирование, которое оценит его развитие в соответствии с возрастом. Сюда относятся денверский тест, шкала речевого развития, шкала Бейли (для грудничков).
  3. Врач общается с родителями в присутствии ребенка, чтобы определить, на каком уровне развитие речи у малыша, как он дает знать о своих потребностях. Это поможет выявить, есть ли общая задержка развития.
  4. Врач определяет, как кроха работает языком при кормлении, нет ли моторной апраксии лицевых мышц; насколько он понимает обращенные к нему слова.
  5. Оцениваются условия, в которых живет ребенок, насколько окружение способствует развитию речи у младенца.
  6. Диагностировать нарушения помогут невропатолог, логопед, детский психолог и психиатр; возможно, будет назначено обследование мозга: МРТ, ЭХО-ЭГ. А затем назначается лечение медицинскими препаратами.

Каковы методы коррекции отклонения от нормы?

Если до двух лет выявить задержку речевого развития и начать лечение, то усилия родителей и врачей увенчаются успехом.

Какие могут быть последствия?

Родители также могут помочь своим детям научиться говорить. Поскольку дети часто учатся на ролевых моделях, важно, чтобы матери и отцы много говорили с ними. С самого начала они должны поговорить с ребенком и заставить их говорить. Это работает, например, с помощью детских книг. Красочные книги с скрытыми объектами, которые показывают много, предлагают множество вариантов языка для родителей и детей. Очень важно, чтобы родители всегда выбирали книги, которые соответствовали бы образу жизни маленьких и не предназначались для более высокой возрастной группы.

Возможно, понадобится комплексное лечение, а не только посещение логопеда, который лишь ставит произношение отдельных звуков.

Речь помогут восстановить следующие виды лечения:

Потому что, когда малыши видят фотографии, которые они знают, им легче ассоциировать их со словами. Даже игры с пальцами и простые детские рифмы, в которых мамы и отцы поют и разговаривают со своими детьми, могут оказать положительное влияние на развитие языка маленьких детей.

Алалия ссылается на задержку в разработке или использовании механизмов, которые вызывают речь. Речь, в отличие от языка, относится к фактическому процессу создания звуков, использованию таких органов и структур, таких как легкие, голосовые связки, рот, язык, зубы и т.д. языковая задержка относится к задержке в развитии или использовании языковой науки.

  1. Лекарственные препараты, которые дают нейронам мозга «активное питание». Они назначаются специалистами: неврологом, психиатром.
  2. Физиотерапевтические процедуры. При этом надо учитывать противопоказания, например, электрорефлексотерапию не применяют при судорожном синдроме, эпилепсии, психических расстройствах.
  3. В качестве альтернативной терапии, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, могут быть назначены иппотерапия, дельфинотерапия.
  4. Медицинские препараты не дадут ожидаемых результатов без педагогической коррекции. Педагог-дефектолог, используя индивидуальный подход, проводит с ребенком занятия.
  5. Для коррекции отставания в развитии речи используют музтерапию, арт-терапию, предметно-сенсорную терапию.
  6. Эффективным будет лечение при помощи массажей, направленных на стимуляцию двигательной активности, а также логопедического массажа на точки, расположенные на языке, губах, щеках, руках, мочках ушей. Например, корректирует нарушение речи массаж зондами по Е. В. Новиковой.
  7. Помогут развить лицевые мышцы, подвижность языка, слухового аппарата специальные упражнения:
  • звукоподражание;
  • проговаривание скороговорок;
  • прослушивание и пересказ сказок;
  • деятельность, развивающая мелкую моторику рук;
  • артикуляционная гимнастика.

Потому что язык и речь - это два самостоятельных этапа, которые могут быть отложены индивидуально. Например, ребенок может быть задержан в речи, но не задерживается на языке. В этом случае ребенок будет пытаться создать соответствующее количество языков, но язык будет трудно или невозможно понять. И наоборот, поскольку у ребенка с задержкой языка, как правило, еще не было возможности создавать речевые звуки, у них, вероятно, также будет задержка в речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

В возрасте 12 месяцев нет причин для беспокойства, если ребенок не в состоянии сделать следующее. У вас нет словаря слов два и пятьдесят девять в 12 месяцев и максимум 15 слов в 18 месяцев. Показывает предпочтения жестов во время вербализации.

  • Использование жестов, например, прощание и указание на объекты.
  • Практика использования нескольких разных согласных.
  • Вокализация или передача потребностей.
  • Не говорите «мама» и «папа».
  • Нет альтернативы, когда вы говорите «нет», «привет» и «до свидания».
  • Он не способен идентифицировать части тела.
  • Видя трудности, которые имитируют звуки и действия.
Другими признаками задержки речи после возраста 2 лет и до 4 лет являются следующие.

Тесно взаимосвязаны между собой отделы головного мозга, отвечающие за речевое развитие и мелкую моторику рук, то есть чем лучше развита рука ребенка, тем он раньше и лучше начинает говорить.

Поэтому нужно как можно чаще с детками дома делать что-то руками. Это несложно, просто нужно играть с детьми: складывать пазлы, мозаику, кубики, предлагать собрать конструктор.

Неспособность спонтанно выражать слова и фразы Неспособность следовать простым инструкциям и командам Невозможно сделать одно из двух словных связей Не хватает согласных звуков в начале или конце слов. Разве это не так? способный отображать задачи обычных предметов домашнего обихода, не может сформировать простые 2-3 слова фразы. Трудно понять близкие члены семьи. . Исследования показывают, что у детей с диагнозом «замедленная речь» чаще возникают проблемы с эмоциональным и социальным поведением, как в детстве, так и во взрослой жизни.

Снижение восприимчивого языка, навыков чтения и обучения являются распространенными побочными эффектами детей, которые страдают от задержки речи и не получают адекватного вмешательства. Аналогичные исследования показывают, что у детей с задержками речи чаще возникают трудности с общением и связью со сверстниками, что может негативно сказаться на их психосоциальном здоровье в будущем.

Ребенок также с удовольствием примет участие в совместном рисовании, лепке фигурок из пластилина, глины, простейшем вышивании. Есть специальный тренажер, который обучает малышей правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Все эти занятия помогут развивать руку малыша, а соответственно, и речь.

Специалист поможет выбрать нужные упражнения для получения результатов, только нужно будет регулярно заниматься. Если активно заниматься с ребенком 3 лет дома, то показываться дефектологу можно в неделю раз. Если у четырехлетнего малыша наблюдается психическое и речевое отставание в развитии, занятия со специалистом проводятся 2 раза в день, возможно сочетание нескольких специалистов.

От года и старше

Иногда языковая задержка и ухудшение вызваны физическим перерывом во рту, таким как деформированная приступ, губы или неба. Если перемещение или способность создавать соответствующие слова и звуки прерывается, ребенок может медленно замечать слова и не иметь возможности формировать свой рот и язык в словообразовании.

Другими более серьезными проблемами являются проблемы, которые могут быть вызваны проблемами с двигателем в полости рта. Оральная двигательная дисфункция относится к отсутствию или задержке в области мозга, что речь формируется и создается и сообщается во рту и языке.

Таким детям нужно чаще играть в подвижные игры, особенно музыкальные, связанных с речью, которые развивают память, мышление, сообразительность, фантазию, умение ориентироваться в пространстве. Проводите игры, которые предполагают угадывание по голосу (кто говорит), по звуку (что звучит, какой музыкальный инструмент).

Хотя речь может быть единственной проблемой, это расстройство может быть также подчеркнуто проблемами кормления. Многие другие причины задержки речи включают нарушения спектра аутизма, расстройство слуховой обработки, недоношенность и потерю слуха. Дети с этими расстройствами часто показывают ранние признаки и иногда идентифицируются как «подверженные риску», когда диагностируется отсроченная речь.

После первоначального диагноза задержки речи будет проведен тест на слух, чтобы убедиться, что потеря слуха или глухота не являются основной причиной задержки. Если ребенок успешно завершил тест на слух, будет использоваться терапия или терапия. Существует множество методов лечения для детей, у которых были диагностированы задержки речи, и для всех детей лечение и лечение необходимо варьировать в зависимости от степени, тяжести и причины задержки. В то время как речевая терапия является наиболее распространенной формой вмешательства, многие дети могут воспользоваться дополнительной помощью профессиональной и физической терапии.

Важно чтобы занятия проходили регулярно и под контролем специалиста.

При значительном отставании в развитии речи дети должны посещать специализированное дошкольное заведение.

Если до семилетнего возраста не удалось справиться с проблемами в речи, то не нужно отдавать малыша в обычную школу, так как ему будет нужна адаптированная школьная программа и помощь узких специалистов.

Комплексный подход, разработанный и совершенный Марией Верано в Ранквайльской Австрии, предназначен для быстрой и эффективной речевой индукции, лечения речи, голосовой связи, дыхания и обучения, примерно за 60 сеансов. Простые миокинетические упражнения, методы релаксации, ритмические дыхательные трюки, вызов голоса у медленных вялых детей.

Физическую и профессиональную терапию можно использовать для ребенка, страдающего от задержки речи из-за физических пороков развития, и детей, у которых также были диагностированы задержки развития, такие как аутизм или задержка в обработке языка. Дети, которые были идентифицированы с потерей слуха, могут преподавать простой язык жестов для создания и улучшения своего словарного запаса в дополнение к участию в логопедии. Родители отсталого ребенка - это первый и самый важный инструмент, помогающий преодолеть задержку в речи.

Какие могут быть последствия?

Чтобы не было негативных последствий, лечить ребенка нужно как можно раньше. Врач-невропатолог при выявленной патологии назначит курс лечения с первого года жизни. Занятия с дефектологом по развитию речи могут быть начаты с двухлетним малышом, это важно для развития мышления, памяти, моторики рук. Логопед обычно исправляет дефекты речи, начиная с 4 лет, помогая малышу правильно произносить звуки, составлять словосочетания и предложения, оформляя их в рассказы.

Но мамам и папам не нужно надеяться только на врачей и педагогов, ведь ребенок с такими проблемами нуждается в ежеминутном внимании. Потребуется немало усилий и терпения.

Если вовремя не обратить внимание на отставание в речи малыша, не заняться его развитием, то в будущем проблемы только обострятся. Кроха будет отставать от своих сверстников по развитию, как интеллектуальному, так и психическому. И с годами еще больше будет заметна эта разница. Потом возникнут трудности с учебой, может встать вопрос о переводе в коррекционный класс или школу.

Чтобы не возникло таких последствий, нужно, уже начиная с внутриутробного развития, ласково общаться с будущим ребенком. Малыш должен расти в любви и внимании, слышать только добрые слова, спокойную музыку колыбельной, тогда больше вероятности, что у него не будет проблем с речью.

Скорее обращайтесь к врачу, если есть подозрение на то, что речь вашего малыша к двум годам не соответствует возрастным нормам. Если в младенческом возрасте будет оказана малышу необходимая помощь, то еще до поступления в школу проблемы будут решены, и ваш первоклассник будет радовать вас своими успехами в освоении школьной программы.

– более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка . Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма » у часто болеющих детей ; педагогической запущенности . Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека : в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I - 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно - повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии . Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание . В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию .

Проявления задержки речевого развития

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр , детский невролог , логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика задержки речевого развития

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога , детского психиатра , логопеда, детского психолога . Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГ , ЭхоЭГ , дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита , аденоидов , тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма , элективного мутизма , олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж , транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия , электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.