Объединение муниципальных унитарных предприятий. Унитарное предприятие

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП , МУП). Согласно ст. 113 ГК РФ и ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, которые и выступают учредителями через соответствующие органы. Это основной признак, отличающий ГУП, МУП от остальных коммерческих организаций — они не являются собственниками закрепленного за ними и приобретенного впоследствии имущества.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ Для управления федеральным имуществом создано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

См. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». или субъекта РФ в рамках их компетенции , установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Всего законом о ГУПах и МУПах предусмотрена возможность создания следующих видов унитарных предприятий:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

В отличие от прежде действовавшего законодательства, предусматривавшего возможность существования только федеральных казенных предприятий, сейчас в РФ могут создаваться казенные предприятия не только на базе федеральной собственности, но и собственности субъектов РФ или муниципальных образований.

Основания для создания ГУП, МУП на праве хозяйственного ведения.

Решение об учреждении федерального предприятия на праве хозяйственного ведения (ФГУП) принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении ГУП субъекта Российской Федерации или МУП принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).


Основания для создания ГУП, МУП на праве оперативного управления

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Еще одна особенность унитарных предприятий состоит в том, что имущество этого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Третье отличие от других коммерческих организаций состоит в том, что унитарные предприятия могут заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их уставе в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, они обладают специальной правоспособностью. Четвертое отличие: в таких предприятиях функции органа управления и исполнительного органа принадлежат исключительно одному лицу — руководителю, директору. Он назначается собственником, подотчетен ему и несет перед ним ответственность за вред, причиненный предприятию (ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Гражданским кодексом РФ установлены ограничения по распоряжению унитарным предприятием закрепленным за ним имуществом. Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Всем закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) оно может распоряжаться лишь с согласия собственника этого имущества. Также в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению.

Однако, предоставляя такие широкие права собственнику казенного предприятия, законодатель возлагает на него и более серьезную ответственность. Согласно ст. 115 ГК РФ по всем обязательствам казенного предприятия при недостаточности имущества собственник несет субсидиарную ответственность. По обязательствам же предприятия на праве хозяйственного ведения собственник отвечает только, если несостоятельность (банкротство) предприятия возникла по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 56 ГК РФ.

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Каковы особенности этой формы, чем она отличается от других коммерческих структур?

Неверно было бы рассматривать их как антипод частной собственности. Это - звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно- экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Что означает термин «унитарное», какой экономический и правовой смысл несет это понятие?

Унитарное - значит единое, не разделяемое на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ней собственником имущество; иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Задачи, объем закрепленного имущества (уставный фонд), полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия, утверждаемом уполномоченным на то государственным или муниципальным органом (например, устав муниципального предприятия торговли утверждается соответствующим департаментом торговли).

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения . При этом по своим обязательствам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, мера экономического обособления унитарных предприятий обозначена четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества может быть привлечен к субсидиарной , - в случае, если собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

В составе государственных предприятий есть и такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями (например, предприятие «Монетный двор»).

Помимо коммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет - «потребительские кооперативы», «общественные» и «религиозные» организации, «фонды».

Основная цель потребительских кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей (например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей, обеспечения продуктами питания, предметами промышленного производства и т. д.). При хорошей постановке дела такие кооперативы снижают затраты своих членов на цели потребления именно потому, что не ставят своей целью получение прибыли. Мировой опыт свидетельствует, что потребительские кооперативы проявляют огромную жизнестойкость в сферах деятельности, связанных с удовлетворением потребительских интересов граждан. Возрождение и налаживание эффективной работы таких кооперативов в нашей стране - важная составная часть движения к рыночной экономике.

Некоммерческими организациями являются также общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов - культурных, образовательных, оздоровительных и т. д. (например, добровольное спортивное общество «Спартак», общество «Знание», общество книголюбов). Общественные организации различаются по масштабам деятельности и могут охватить большие массы населения разных регионов, могут формироваться по профессиональным интересам или косить локальный характер. Такие общественные организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий. При этом деятельность последних должна быть полностью подчинена целям и задачам, ради которых действуют сами добровольные объединения. Например, спортивное общество вправе создать предприятие по производству спортивного оборудования; но если оно вдруг решит создать торговое предприятие по продаже спиртных напитков, то вступит в противоречие с целями, ради которых создавалось общество-учредитель.

Наконец, некоммерческими организациями являются фонды, т. е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

Как видим, спектр организационно-правовых форм хозяйствования достаточно богат и разнообразен, открывает возможность выбора наиболее оптимальных, обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в конкретных условиях. Он дополняется правом объединяться в ассоциации и союзы в целях координации их деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Однако право - необходимая, но недостаточная предпосылка реального создания социально-экономической инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. В России для этого необходима еще трудная и кропотливая работа по созданию условий деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде. А это предполагает целый комплекс мер, в том числе - не только передачу в частную собственность большей части государственных предприятий, но и освобождение всех хозяйствующих субъектов от мелочного административного вмешательства государства в процесс хозяйствования, переход к воздействию на экономику главным образом через косвенные (фискальные и денежно-кредитные) инструменты.

Муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. См. Государственное унитарное предприятие.

Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Устав муниципального унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указание которых в соответствии с положениями статьи 52 ГК РФ обязательно в учредительных документах любого юридического лица (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица), также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Муниципальное унитарное предприятие" в других словарях:

    Муниципальное унитарное предприятие

    Унитарное предприятие - Унитарное предприятие особая организационно правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по… … Википедия

    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество У.п. является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе… … Энциклопедия юриста

    Государственное унитарное предприятие - Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на … Википедия

    Энциклопедия права

    Сельскохозяйственное унитарное предприятие - (англ. agricultural Unitarian enterprise) в РФ гос ное или муниципальное унитарное предприятие, действующее в сфере сельского хозяйства. Статус С.у.п. как субъектов хозяйственной деятельности определяется нормами гражданского законодательства РФ … Большой юридический словарь

    Федеральное государственное унитарное предприятие - Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на … Википедия

    Предприятие - разновидность организации, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Предприятия могут создаваться в… … Административное право. Словарь-справочник

Иначе говоря, право собственности находится у государства - Российской Федерации. Это предприятие может осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом: торговлю, оказание услуг, производство, образование.

Определение

ФГУП - это унитарное предприятие, которое не имеет права на преемственность различного рода собственности, выделенной ему владельцем.

Этот вид правовой организации деятельности имеют только

ФГУП несет ответ по собственным долгам всем своим имуществом, однако не отвечает по долгам владельца имущества.

Если собственность выделена в рамках хозяйственного ведения, предприятие может пользоваться имуществом, производимыми товарами, извлекаемой прибылью. Все это осуществляется в рамках, прописанных в законах и различных актах РФ.

В рамках оперативного ведения управление ФГУП имеет право пользоваться товарами, имуществом и прибылью при одобрении владельца.

Владелец имущества сам регистрирует компанию, прописывает цели работы. Собственник контролирует применение по назначению имущества, вверенного унитарному предприятию.

Владелец может оформить собственность на предприятие под видом вложений в уставной фонд.

ФГУП не может создавать дочерние компании. Также законодательство запрещает предприятиям, ведущим свою работу на правах хозяйственного ведения, быть учредителем какого-либо унитарного предприятия путем выделения части собственности в оперативное ведение. Этот запрет наложен в целях отслеживания выведения части имущества предприятия при открытии дочерних компаний.

Пути формирования имущества ФГУП

Это такие источники:

  • собственность, выделенная владельцем предприятия в счет оплаты уставного капитала;
  • прочая собственность, передающаяся предприятию с одобрения владельца;
  • прибыль, извлеченная во время коммерческой работы;
  • заемные ресурсы, включая ссуды банковских и других кредитных учреждений;
  • амортизация;
  • помощь, идущая из бюджетов различного уровня;
  • дивиденды, поступающие от других компаний, где ФГУП владеет долей;
  • добровольные пожертвования;
  • прибыль от сдачи части недвижимости в аренду;
  • прочие поступления, не идущие вразрез с законодательством РФ.

Унитарное предприятие может делать с имуществом что угодно. Но продать его оно может лишь с одобрения собственника.

Проведение сделок с недвижимостью

Реализация сделок по имуществу, цена которого свыше 150 миллионов рублей, проводится Федеральным агентством по управлению госимуществом. Они осуществляются с одобрения правительства РФ.

Все действия с собственностью проводятся на аукционе. Его организатор - компания или физическое лицо, у которого подписан договор с унитарным предприятием.

Все вырученные от реализации имущества средства, за вычетом затрат на реализацию (они не могут быть выше трех процентов от стоимости имущества по балансовой цене), предприятие обязано перечислить в бюджет РФ в срок 25 дней с момента получения оплаты.

Финансы казенных предприятий

Форма ФГУП подразумевает особенность ведения финансов. Существует несколько методов создания источников поступлений средств.

Финансы унитарных предприятий существенно отличаются созданием уставного капитала, генерированием и использованием прибыли. Также они выделяются способами привлечения заемных ресурсов.

Уставной капитал - это средства, формирующиеся при помощи основных и оборотных ресурсов. Размер капитала прописывается в балансе унитарного предприятия на дату подписания устава.

Величина уставного фонда предприятия обязана быть не ниже 5 тыс. МРОТ, который действует на момент государственной регистрации организации.

Функции уставного капитала унитарного предприятия совпадают с функциями коммерческих компаний. Помимо этого, уставный фонд выступает финансовым фундаментом осуществления хозяйственной деятельности, являясь показателем ее целесообразности.

Существенным источником создания средств ФГУП выступает прибыль. Она генерируется подобно доходам коммерческих предприятий. Но в Бюджетном кодексе РФ прописано, что прибыль ФГУП выступает источником неналоговых поступлений, которые идут в бюджет.

Унитарные предприятия имеют право использовать целевые бюджетные источники финансирования. Средства, идущие из бюджетов, идут на реализацию некоторых программ социальной направленности. проводится под видом субвенций, дотаций и субсидий.

Субвенции - это бюджетные ресурсы, которые идут ФГУП безвозмездно.

Субсидиями являются ресурсы из бюджета, выделяющиеся на основе долевого финансирования издержек по реализации различных программ по совершенствованию работы ФГУП.

Организации, являющиеся унитарными, также могут привлекать заемные ресурсы. Однако особенность их правовой формы - получение является сложным процессом. Унитарное предприятие не может просто так получить кредит под свою недвижимость. Руководство ФГУП может получить от собственника кредиты из бюджета, которые необходимо будет вернуть.

Итоги

Законодательство описывает унитарное предприятие как имущественный комплекс, который используется для извлечения прибыли.

Гражданский кодекс РФ так характеризует ФГУП: это вид коммерческой компании, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней владельцем.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.