Прасковья ковалева. Графиня-крестьянка из Останкино

ЖЕМЧУГОВА-КОВАЛЁВА Прасковья Ивановна (3.07.1768, с Уславцево Ростовского уезда Ярославской губернии — 23.02.1803, Санкт-Петербург) — выдающаяся русская актриса.

Родилась в семье крепостного крестьянина. В 1779 году была отослана ко двору графа П. Б. Шереметева, решившего создать крепостной театр, для обучения« театральному мастерству и галантным манерам». Воспитывалась в барском доме в числе других детей, «определенных к театру». С начала 80-х гг. ХVIII в. занимает положение первой актрисы шереметевской труппы в театре, расположенном в подмосковной усадьбе графа Кусково.

Вскоре становится фавориткой графа Н. П. Шереметева. Несмотря на большое чувство, любовь и привязанность к Прасковье, граф Н. П. Шереметев не сразу решился оформить брак с крепостной актрисой. В 1798 г. она была освобождена от крепостной зависимости. Спустя еще три года, в 1801, граф Н. П. Шереметев решился вступить с нею в брак. Венчание проходило в церкви Симеона Столпника в Москве и было тайным. Тогда же через архив Министерства иностранных дел он разыскивает бумаги, говорившие о том, что некие польские шляхтичи ещё в XVII веке были взяты русским войском в плен и после войны остались жить в России, это дало возможность сфабриковать документы, доказывающие польское происхождение Прасковьи Ивановны. К этому времени её здоровье было подорвано. 3 февраля она родила сына Дмитрия, но, будучи больной чахоткою, так и не оправилась после родов и 23 февраля умерла. Похоронена в Александро-Невской Лавре.

Знакомство с отзывами современников о ее игре позволяет говорить о ней как о талантливой трагической актрисе. Исследователи истории русского театра сближают ее творчество с творческим даром Катерины Семеновой, выдающейся трагической актрисы начала ХIХ века. Актриса трагедийного дарования, Жемчугова-Ковалёва, тем не менее, вынуждена была играть поверхностные роли в комических операх. Напряжение всех физических и духовных сил было причиной раннего ухода её со сцены и преждевременной смерти.

Истинное происхождение Жемчуговой-Ковалёвой долго было за «семью печатями». Пока друг Сергея Дмитриевича Шереметева(внука Жемчуговой-Ковалёвой) известный ростовский краевед А. А. Титов в своём иcтopико-статистическом описании Ростовскооо уезда не рассказал, ссылаясь на краеведа А. М. Ошанина, вкратце эту историю, не называя конкретных имен и времени. Титов писал: «В конце прошлого столетия владелец села Вощажниково, приехавши летом в село, увидел проходившею за водой крестьянскую девушку, дочь местного кузнеца, на которой он вскоре и женился, в последствии времени он представил её ко Двору. И никто не мог предполагать, что это была крестьянка». На родине своей жены Н. П. Шереметев выстроил церковь Богоявления с двумя приделами(1805), а у дороги к селу, где по преданию граф впервые встретил юную Парашу, была поставлена часовня. Именно об этой встрече была написана песня« Вечор поздно из лесочка…», приписываемая легендой самой Жемчуговой-Ковалёвой.

1797 г. Обочины Крестовской дороги, ведущей к Останкино, освещают горящие бочки с просмолённым горохом. Император Павел I едет в новую усадьбу своего друга, графа Николая Шереметева , чтобы насладиться пьесой «Браки Самнитян», где блистала Прасковья Жемчугова . Граф выбрал пьесу неслучайно. Один раз «Браки» уже принесли любимой Пашеньке благосклонность царствующей особы. Тогда спектакль посетила Екатерина Великая . Была поражена сопрано девятнадцатилетней Прасковьи и подарила ей бриллиантовый перстень с собственной руки. Но сейчас, 10 лет спустя, всё намного серьёзнее. Цена вопроса — не побрякушки, а жизнь. И даже две. Граф надеялся, что император проявит монаршую милость и разрешит ему венчаться.

Деревенская Золушка

Впервые они встретились, когда Прасковье было 8 лет. Разумеется, молодой граф не обратил внимания на крепостную девочку, которую взяли в усадьбу Кусково, чтобы позабавить её пением престарелую княгиню Марфу Долгорукую , состоявшую у Шереметевых в благородных приживалках. За какие именно заслуги маленькая Прасковья удостоилась попасть из ярославской избы, из семьи, где пьяный отец-кузнец чуть ли не ежедневно устраивал скандалы, сразу в роскошный дом — неизвестно. Скорее всего, из прихоти — так подбирают на улице щенков. Прасковья к 12 годам уже знала французский и итальянский, музицировала на клавикордах и знала правила тогдашнего этикета. Но по-прежнему оставалась крепостной. И после смерти благодетельницы, Марфы Долгорукой, судьба девочки оказалась бы незавидной, точь-в-точь как у тех щенков, которых, наигравшись, вышвыривают на улицу. Отдали бы замуж в деревню за крепостного мужика, который «учил» бы «барыню» вожжами или кулаками. Но…

В дело вмешался случай, который развернул судьбу Прасковьи в сторону классического варианта Золушки. Правда, появился не принц, а всего лишь граф, Шереметев-младший. Николай Петрович долго путешествовал по Европе, где интересовался театром и музыкой, — по слухам, встречался с Моцартом и даже оказал ему финансовую помощь. Вернувшись домой, решил взяться за театр отца всерьёз и вывести его на европейский уровень. И заменил «мужицкие» фамилии актёров типа Ковалёвой или Шлыковой на Изумрудовых , Яхонтовых и Жемчуговых . А основную ставку сделал на последнюю — большеглазую некрасивую девочку, которая своим голосом вызвала в душе матёрого театрала восторг.

Неизвестно, когда именно граф без памяти влюбился в свою актрису. Скорее всего, когда Прасковье было 15 или 16 лет. Именно тогда Николай признался в одном из писем: «Не женюсь ни на ком, кроме неё». Открыто заявить о таком намерении в «просвещённом галантном веке» — уму непостижимо. Наследник крупнейшего состояния (одних крепостных насчитывалось 200 тыс. душ), самый завидный жених Москвы, по которому сохли аристократические красотки, вдруг собирается жениться на девке-мужичке, лапотнице, деревенской дуре — фу, какой моветон! Родственники пытались объявить его сумасшедшим. Остальные прекратили с ним почти всякое общение. Привыкший блистать в обществе, граф в глазах своей ровни оказался персоной нон-грата. На нервной почве Николай переболел горячкой, но намерения своего не оставил.

Тайное венчание

Жизнь в Кусково стала невыносимой. Граф опасался, что Пашеньку могут отравить, — накал в московском обществе был весьма велик, а аффектированные аристократки могли пойти и на душегубство. Николай решил выстроить новую усадьбу, а в ней — театр, специально для Пашеньки. Император Павел I оценил талант Прасковьи, но разрешения на брак с простолюдинкой не дал. Тогда Николай, заплатив стряпчему баснословные деньги, поручил выправить Прасковье фальшивые документы — якобы она потомок польского шляхтича Якуба Ковалевского, взятого русскими в плен ещё в 1667 г.

От переживаний у Прасковьи открылся туберкулёз. Пашенька теряет голос — то единственное, за что граф некогда её и полюбил. Николаю ещё не поздно одуматься — бросить чахоточную безголосую девку и вернуться в привычный мир. Но Николай не предал свою любовь. Более того — подписал вольную не только Пашеньке, но и всей её семье Ковалёвых, а в придачу подарил 50 тыс. руб. (гигантская сумма: крепостной стоил 200 руб.). Подоспели и «шляхетские» документы. Но напряжённая жизнь подорвала силы графа. Он слёг и, находясь при смерти, молил Бога оставить ему жизнь хотя бы ради любимой. Они ещё не были венчаны, и Николай слишком хорошо представлял себе, что случится с Пашенькой после его смерти. Едва встав на ноги, решился. На царский трон к тому времени взошёл Александр I , и графу надлежало спросить разрешения на брак у нового императора. Но любовь сильнее верноподданических чувств. Николай, не дожидаясь царского вердикта, тайно венчался с Прасковьей в московском храме Симеона Столпника.

Смертельно больная, Прасковья всё-таки подарила любимому сына. Родив младенца, названного Дмитрием , она через три недели умерла. Всё это время женщина находилась в бреду. Ей чудилось, что венчание признано недействительным и сын попадёт в категорию незаконнорождённых. А их, как правило, отнимали у матери и отдавали в глухие деревни, обрекая на смерть. Граф находился у постели своей любимой до самого последнего момента, уверяя, что с сыном не случится ничего плохого. И слово сдержал. Пережив жену на 6 лет, Николай добился у императора признания Дмитрия законным наследником и передал ему фамильный девиз: «Бог сохраняет всё». Но единственную любовь своей жизни Николай Петрович Шереметев сумел сохранить сам.

Жемчугова, Прасковья Ивановна

Прасковья Жемчугова
Основная информация
Полное имя

Прасковья Ивановна Ковалёва

Дата рождения
Дата смерти
Страна

Российская империя

Профессии

оперная певица

Певческий голос

Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева (31 июля , деревня Березники Ярославской губернии - 23 февраля , Санкт-Петербург) - русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых .

Биография

«Вечор поздно из лесочку»

Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке , включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.

Роли в театре

Прасковья Жемчугова в роли Элианы

  • Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
  • Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини
  • Луиза, «Дезертир, или Беглый солдат » Монсиньи
  • Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
  • Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
  • Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычёва
  • Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова»
  • Роза, «Роза и Кола» Монсиньи
  • Нина, «Нина, или Безумная от любви» Паизиелло
  • Блондино, «Инфанта Дзаморы» Паизиелло
  • Люсиль, «Ричард - Львиное Сердце» Гретри
  • Колетта, «Деревенский колдун» Руссо
  • Элиана, «Браки Самнитян» Гретри
  • Алина, «Царица Голкондская» Монсиньи
  • Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» О. А. Козловского

Память о Жемчуговой

Топонимика

В честь П. И. Жемчуговой названа улица на востоке Москвы, в районе Вешняки Восточного административного округа - Аллея Жемчуговой .

Литература

  • Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. - М., 1872. 92 с.
  • Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. - М., 1903. - 28 с.
  • Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова - М., 1952. - 32 с. (2-е изд. - 1969).
  • Маринчик П. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. - Л.; М., 1965. - 148 с.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Театральная энциклопедия. Том 2. - М., 1963. - С. 671-672.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Музыкальная энциклопедия. Том 2. - М., 1974. - С. 390-391.
  • Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. - М., 1996. - С. 301-307.
  • Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. - New Haven: Yale University Press, 2008.

Примечания

Ссылки

  • Кузнецова-Горбунова в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
  • Жемчугова Прасковья Ивановна в Энциклопедии «Кругосвет»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 31 июля
  • Родившиеся в 1768 году
  • Умершие 23 февраля
  • Умершие в 1803 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Шереметевы
  • Актрисы Российской империи
  • Певцы и певицы Российской империи
  • Оперные певцы и певицы Российской империи
  • Сопрано
  • Родившиеся в Ярославской губернии
  • Родившиеся в Большесельском районе
  • Российские актрисы XVIII века
  • Освобождённые крепостные
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жемчугова, Прасковья Ивановна" в других словарях:

    Жемчугова (настоящая фамилия Ковалёва) Прасковья Ивановна , русская актриса, певица (сопрано). Крепостная графа Н. П. Шереметева, Ж. семи лет была взята в барский… … Большая советская энциклопедия

    ЖЕМЧУГОВА (наст. фам. Ковалева) Прасковья Ивановна (1768 1803) российская актриса, певица (сопрано). До 1798 крепостная. С 1779 выступала в театре Шереметевых. С 1801 жена графа Н. П. Шереметьева … Большой Энциклопедический словарь

    Жемчугова, Прасковья Ивановна - ЖЕМЧУГОВА (настоящая фамилия Ковалева) Прасковья Ивановна (1768 1803), крепостная актриса, певица (сопрано). С 1779 выступала в театре Шереметевых; с 1801 жена графа Н.П. Шереметева. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (сцен. псевд.; наст. фам. Ковалева; по мужу графиня Шереметева) арт. оперы (лирико драм. сопрано) и драмы. Род. в семье крепостного кузнеца, в семилетнем возрасте была… … Большая биографическая энциклопедия

    Параша Жемчугова Имя при рождении: Прасковья Ивановна Ковалёва Дата рождения: 31 июля 1768 Место рождения … Википедия

    - (настоящая фамилия Ковалёва) (1768, деревня Березина Ярославской губернии — 1803, Петербург), актриса и певица домашнего крепостного театра графов П.Б. и Н.П. Шереметевых. Родилась в семье дворового кузнеца, с 7 лет жила и воспитывалась в… … Москва (энциклопедия)

    Настоящая фамилия Ковалёва (1768 1803), русская актриса, певица (сопрано). До 1798 крепостная. С 1779 выступала в театре Шереметевых. С 1801 жена графа Н. П. Шереметева … Энциклопедический словарь

    - (наст. фам. Ковалева; 1768–1803) – рус. актриса, певица. Крепостная певица, Ж. только в 1798 получила вольную. В 1801 стала законной женой графа Н.П. Шереметева. В обширном репертуаре Ж. выделились партии трагедийного жанра. Участв. в исполнении… … Энциклопедический словарь псевдонимов, Адель Алексеева. История славного рода Шереметевых – это часть истории нашей огромной страны. Они всегда были по правую руку великих князей, а потом и царей; имели более всех боярских шапок в Думе. Вряд ли… электронная книга


«Переходы, лестницы, закоулки, все глухие тёмные. Открылась дверь, из-за неё полоснул яркий свет, ударил густой сладкий запах. Такого Прасковья ещё ни когда не видела. Гримерка поразила её размалеванными лицами. Прасковья присмотрелась, и оторопь взяла её ещё сильнее, голоса были знакомыми, но она никого не узнавала».

«Прасковья Жемчугова была великой актрисой, великой певицей, иначе не съезжались бы все послушать её в Кусково, так, что Московские театры пустели. Её судьба как недопетая песня, её жизнь стала легендой, и как во всякой легенде были в ней тайны, приключения и любовь».

235 лет прошло с момента выхода на сцену Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, крепостной актрисы, женщине-легенде «Русской Золушки».

Двадцать лет назад под крышей библиотеки им. М.Ю. Лермонтова собрались люди, желающие возродить историю рода Шереметевых и память о ярославской актрисе Прасковье Жемчуговой, тогда же и было решено создать Шереметьев-Центр.

Сегодня, 28 марта 2014 года в Центральной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова вновь собрались члены Шереметев-Центра, друзья, любители театра и искусства, что бы отметить свой юбилей. И это не те, 15 инициаторов, а уже 70 человек. Говорили о людях, которые внесли свой вклад в работу Центра, о большой работе и достижениях шереметевцев. Накануне, в День театра была вручена премия Прасковьи Жемчуговой, лучшей актрисе Рыбинского театра драмы Анне Смоленковой, учрежденной Шереметев-Центром. Звучала музыка, были показаны кадры из фильма «Графиня Шереметева». Смотрели фотографии и ролики о жизни Центра. По всему залу были расставлены материалы о жизни семьи Шереметевых и картины, написанные ярославскими художниками.

Ансамбль «Петропавловская Слобода» поздравил Шереметьев – Центр и его руководителя Кузнецову Нину Павловну с юбилеем подарив огромный букет цветов и фольклорный концерт.

Зрители высказали свое восхищение за интересный и инновационный подход в проведении мероприятия и выразили благодарность организаторам и руководству библиотеки. За большой вклад в создание и работу Шереметьев – Центр подарил портрет Прасковьи Жемчуговой работы Александры Сибриной.

Личное дело

Прасковья Ивановна Жемчугова (Ковалева, 1768 - 1803) родилась в Ярославской губернии в семье кузнеца Ивана Горбунова, получившего позднее фамилию Ковалев, крепостного графов Шереметевых. В неполные восемь лет она была взята в подмосковное имение Кусково графа Петра Шереметева. Его сын и наследник Николай Шереметев позднее вспоминал, что впервые увидел талантливую крепостную актрису в 1773 году, когда, вернувшись из-за границы, посетил Кусково: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен». В 1779 году на сцене крепостного театра Николая Шереметева в Кускове дебютировала в роли служанки Юбер в комической опере Андре Гретри «Испытание дружбы».

После удачного дебюта Шереметев поручил актрисе главную роль Белинды в опере Саккини «Колония, или Новое поселение». В этом спектакле актриса впервые появилась под фамилией Жемчугова. В дальнейшем она исполняла ведущие роли во многих спектаклях шереметевского крепостного театра. Когда 22 июля 1795 года граф открыл новый театр в усадьбе Останкино, в премьере героической оперы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» Прасковья Жемчугова исполнила роль пленной турчанки Зельмиры.

В 1797 году Николай Шереметев вынужден был переехать в Санкт-Петербург, так как получил придворный чин гоф-маршала. Он взял с собой Прасковью Жемчугову и других лучших актеров своей труппы. В тот же год у Прасковьи Жемчуговой началась чахотка, спектакли временно прекратились, но, по случаю приезда Павла I, были показаны «Самнитские браки». В 1798 году Шереметев дал вольную Жемчуговой и всей семье Ковалевых.

6 ноября 1801 года Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова тайно обвенчались в церкви Симеона Столпника в Москве. «Брачный обыск» - документ, который удостоверял, что препятствий для брака нет, кроме жениха и невесты, подписали князь Андрей Николаевич Щербатов, Алексей Федорович Малиновский и поручик Павел Нарбеков.

Супруги поселились в Москве и вели тихую, уединенную жизнь. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, а в ночь на 23 февраля скончалась и была похоронена в фамильном склепе Шереметевых.

Чем знаменита

Прасковья Жемчугова была талантливой оперной певицей (лирико-драматическое сопрано) и одаренной драматической актрисой. К семнадцати годам она свободно читала и писала по-французски и по-итальянски, играла на арфе и клавесине. Обучалась вокалу под руководством Елизаветы Сандуновой , а актерскому мастерству под руководством Ивана Дмитревского . Вершиной ее искусства считают роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Выступив в этой роли впервые в 1785 году, Жемчугова играла ее в течение 12 лет - небывалый случай в истории крепостного театра.

О чем надо знать

Прасковья Жемчугова

Брак с Прасковьей Жемчуговой был трудным решением для графа Шереметева не столько из-за сословных предрассудков, сколько из-за того, что потомки от этого брака не могли наследовать дворянство и титул. Чтобы обойти это препятствие, Николай Шереметев разыскал обедневшего польского дворянина Ковалевского, который подтвердил, что Прасковья Ковалева была его дочерью. Даже на надгробии актрисы было написано: «Здесь предано земле тело графини Прасковьи Ивановны Шереметевой, рожденной от фамилии польских шляхтичей Ковалевских…». Однако императору Шереметев все равно решился сообщить о своем браке только постфактум, когда его жена уже родила сына и была тяжело больна. Он писал, что раскаивается в том, что «…нарушил установление придворного порядка и не доложил о том предварительно; и для того, упадая к стопам Вашего Императорского Величества, дерзаю в горести моей испрашивать одной милости, чтобы осчастливить и подать мне отраду хотя единым начертанием священного слова, что сие не противно воле вашей, но может удостоено быть и благоволительного принятия…». Опасения были связаны с тем, что Александр I мог признать брак недействительным, а ребенка незаконнорожденным.

Прямая речь

«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные; но рассматривал сердце мое, не одним ли токмо любострастным вожделением она поражает, или ищет кроме красоты ее других приятностей, услаждающих ум и душу. Видя, что оно ищет вместо любви и дружбы приятностей телесных и душевных, долгое время наблюдал я свойства и качества любезного ему предмета и нашел в нём украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность; нашел в нем привязанность ко святой Вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки. Они заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою».

«Завещательное письмо графа Н. П. Шереметева сыну Дмитрию»

«Случаи истинно благородного чувства к крепостной актрисе бывали редки. Такой была страстная и нежная любовь графа Н. П. Шереметева к его крепостной актрисе подмосковного театра в Кускове - Параше, даровитой артистке, игравшей под фамилией Жемчугова, и автору народной песни «Вечор поздно из лесочку», в которой она воспела свою встречу с графом. В жизни этой четы были поэтические моменты любви, проявлялись с полной силой высокие нравственные чувства, никогда не ослабевало обоюдное уважение. Но и в этом случае свет и радость взаимного счастья тускнели и омрачались от тайны, в которой любовники должны были скрывать свои отношения. Граф неизменно любил свою Парашу, но по нерешительности не имел силы нарушить условные законы и традиции аристократического круга и открыто объявить о своей любви, хотя Парашу за ее редкие достоинства ума и сердца признавали хозяйкой графского дома такие лица, как император Павел I и московский митрополит Платон. И лишь после многих лет сожительства и незадолго до смерти Параши граф повенчался с ней, и Параша стала графиней Прасковьей Ивановной Шереметевой».

Не пышный мрамор сей, бесчувственный и бренный,

Супруги, матери скрывает прах безценный.

Храм добродетели душа ея была.

Мир, благочестие и вера в ней жила.

В ней чистая любовь, в ней дружба обитала,

В ней верность искрення, чувствительность блистала.

Она и в смертный час в преданности своей

Всю чувствовала скорбь оставшихся по ней.

Какая же судьба несчастного супруга,

Сужденного влачить всю жизнь свою без друга!

Бесплодны вздохи, плач, тоска и тяжкий стон,

Которыми свое питает сердце он.

Но смерть ея была к бессмертию дорога;

Невинный дух ея в объятиях у Бога,

В покров нетления безсмертный облачен

И ликом ангельским повсюду окружен.

В жилище праведных всех благ лиющих реки,

О Боже, упокой сей чистый дух во веки.

Эпитафия Прасковьи Шереметевой неизвестного автора

Несчастный участью своей обремененный

Обрящет у меня от бед своих покров;

Странноприимный дом,

покою посвященный...

Натуре пособив искусство врачеванья,

Недуги исцелит, сносимы нищетой...

А. Дюваль «Элегия к тени графини Прасковьи Ивановны Шереметевой»

9 фактов о Прасковье Жемчуговой

  • Семья крепостных, в которой родилась будущая актриса, досталась графу Петру Шереметеву в составе приданого его жены Варвары Черкасской.
  • Николай Шереметев давал актерам своего театра фамилии по драгоценным камням. Кроме Жемчуговой там были актрисы Яхонтова, Бирюзова, Изумрудова, Гранатова и другие.
  • Прасковье Жемчуговой приписывается авторство романса «Вечор поздно из лесочка» , где рассказывается о венчании дворянина и его крепостной.
  • За роль Алины в комической опере Седена «Царица Голкондская» присутствовавшая в Кускове императрица Екатерина пожаловала Жемчуговой бриллиантовый перстень.
  • На венчании Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой присутствовал знаменитый архитектор Джакомо Кваренги.
  • В театре Шереметева, кроме Прасковьи Жемчуговой играла еще и Матрена Жемчугова, ее сестра.
  • Свадьбу с Жемчуговой граф Шереметев отпраздновал в доме на углу Воздвиженки и Романова переулка, купленном ранее у Алексея Разумовского («Наугольный дом», современный адрес Воздвиженка, 8/1). Поселились же они по соседству в другом доме Шереметева, приобретенном у Кирилла Разумовского (Воздвиженка 6/2, строение 3). Оба здания сохранились до наших дней.
  • Сохранился работы Николая Аргунова, крепостного художника графов Шереметевых. На другом Обсудите в соцсетях